Марлен хуциев национальность. Марлен Хуциев: На меня писали доносы из зависти

50 лет назад на экраны вышел культовый фильм шестидесятых «Застава Ильича». С него началось отечественное авторское кино, и на нём закончилась эпоха оттепели

«Держись…» - это пожелание написал Виктор Некрасов на титульном листе своей книги «В окопах Сталинграда», которую подарил Марлену Хуциеву. Этими словами писатель поддержал друга, когда у того были неприятности с фильмом «Два Фёдора» в 1958-м. Режиссёр боролся. Доказывал, что никакого пессимизма в картине нет. Правил и вырезал сцены. Но всё это были цветочки. Настоящие бои за своё кино у Марлена Хуциева, уже известного и очень любимого зрителями, были впереди. Не раз он вспомнит этот наказ - «Держись!». И усомнится: а можно ли удержаться?..

Зимой 1960 года Марлен Хуциев подал на Киностудию имени Горького заявку на съёмки нового фильма. Это должен быть рассказ о трёх друзьях, которые живут в районе заставы Ильича (до 1919 и после 1992 года это, кто не знает, площадь Рогожской Заставы). Заявку утвердили. Марлен Хуциев с Феликсом Миронером (с которым была снята «Весна на Заречной улице») приступили к работе над сценарием. Написали несколько страниц и… поссорились. Да так, что Миронер с картины ушёл и его имени даже нет в титрах.

Там есть сцена: «Герой увидел девушку в автобусе и пошёл за ней», - рассказывал Марлен Хуциев. - Два дня я писал, отнёс Феликсу, он прочёл. «А где сцена?» - «Вот». - «Нет, это не сцена!» Для него сцена - это чтобы герой мог задеть её плечом, чтобы диалоги возникали…

И тут режиссёра познакомили со студентом ВГИКа Геннадием Шпаликовым (он прославится совсем скоро, в 1964 году, когда на экраны выйдет лирическая комедия по его сценарию «Я шагаю по Москве»). Они стали писать вместе, хорошо понимая друг друга. Вот герой возвращается из армии. Вот его встречают мать и сестра; отец, понятно, погиб на фронте. Вот он, Серёжка Журавлёв, встречается со своими друзьями. Один из них уже женат, имеет ребёнка, но всё ещё не почувствовал ответственность за семью. Второй - весельчак и балагур, жениться не торопится. Вот Серёжка встречает в автобусе необычную девушку и идёт за ней. Они знакомятся, спорят, ссорятся, бунтуют против старших, гуляют по Москве, слушают стихи в Политехническом, появляются на вечеринке «золотой молодёжи», задумываются о смысле жизни…

Сюжет пересказать невозможно. Это была совершенно новая для советского кинематографа стилистика. Не тщательно выписанные, сложные диалоги - обычные фразы, часто даже обрывки фраз, которые складываются в изумительную словесную мелодию. Не красивые, как в мелодраме, герои - простые лица. Не действие - время. Жизнь - вот что было нового в этом фильме - обыкновенная, знакомая, повседневная, не приукрашенная, не искажённая.

Нельзя сказать, что «руководящая роль КПСС» осталась в стороне от процесса создания фильма: партия в лице министра культуры Екатерины Фурцевой всё время не только наблюдала за съёмками, но и давала советы. Иногда, такое тоже бывает, дельные. Так, например, министр дала добро (и деньги) на вторую серию картины. Именно Фурцева предложила снять вечер поэзии в Политехническом, и эти репортажные съёмки оказалась бесценными и вошли в историю.

Главной в ленте является встреча героя с отцом. Их разговор - живущего ныне и погибшего на войне - был в середине 1960-х понятен всем (так мало времени с войны прошло, и раны не успели зарубцеваться), и у зрителей комок в горле стоял. Возможно, они в мыслях тоже разговаривали со своими убитыми на поле боя отцами, рассказывали им о жизни, до которой те не дожили. Сергей Журавлёв, оказавшись на распутье, спрашивает отца, как ему жить. Тот просит говорить тише - в блиндаже спят уставшие солдаты. И говорит сыну: «А тебе сколько лет?» - «Двадцать три», - отвечает герой. «А мне двадцать один. Ты, сын, старше, решай сам», - буднично произносит отец.

Картина была закончена. Михаил Ромм сказал после просмотра: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Андрей Тарковский уверял, что этот фильм сильнее его «Иванова детства». Виктор Некрасов говорил, что «Застава Ильича» - событие в искусстве. Министр культуры Екатерина Фурцева намекала, что Хуциеву пора сверлить дырочку в лацкане пиджака - для ордена.

Но… На режиссёра был написан донос, в самых «сталинских» традициях. Марлен Мартынович не раз говорил, что знает, чья подпись стоит, но имени не назвал ни разу…

И вот состоялось предварительное обсуждение картины. Такие просмотры тогда широко практиковались, и слово мог взять любой, кто оказался в зале.

Материал понравился, - вспоминает Марлен Хуциев. - Но тут выступил вахтёр. «Как это может быть, - сказал он, - уходит отец, ничего сыну не сказав? Собака и та не бросит своего щенка!» Когда я услышал те же слова, произнесённые позже Хрущёвым, то был потрясён: разговор, как выяснилось, прослушивался!

И 8 марта 1963 года на встрече с деятелями искусств в Кремле первый секретарь ЦК КПСС дал бой «гнилой советской интеллигенции». Никита Сергеевич был недоволен и молодыми поэтами, и писателями, и художниками, отступившими от норм партийного искусства. Главным же «отступником» в кино был назначен 37-летний режиссёр Хуциев.

Трое рабочих парней показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться, - громко вещал руководитель партии с трибуны. - И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями программы Коммунистической партии!

С Хуциевым перестали здороваться. Вокруг него образовался вакуум. В газетах стали появляться письма от простых советских рабочих, возмущённых антисоветским фильмом: «Мы, сталевары завода «Серп и молот», хотим через газету «Советская Россия» обратиться к авторам фильма «Застава Ильича». Фильм мы, понятно, не видели. Но нас глубоко взволновали слова Никиты Сергеевича Хрущёва по поводу этой поспешно и необоснованно расхваленной кинокартины...»

Целый год у Марлена Хуциева ушёл только на согласование поправок.

Фильм был сильно сокращён. Убрали поэтов в Политехническом. Обрезали сцену первомайской демонстрации. Заставили вырезать эпизод, в котором на вращающейся пластинке горит свеча: пожарные, мол, опасаются, что начнутся пожары…

Самые серьёзные претензии были, конечно, к сцене встречи с отцом. Режиссёр согласился поправить её, но заявил, что нужно переснимать - чтобы не было видно монтажных «заплат». (Он вообще многое тогда поправил в картине, переснимая сцены, якобы выполняя требования цензуры.) И что удивительно, в этой ключевой сцене картины Марлен Хуциев не выбросил ни единого слова! Единственное отличие - роль отца на этот раз играл не Лев Прыгунов, как в первом варианте, а… рабочий-осветитель.

В таком переделанном виде фильм и вышел на экраны. Название, в котором фигурировало святое имя (вернее, отчество), также необходимо было изменить. Картина стала называться «Мне двадцать лет».

Только через двадцать пять лет решено было восстановить полную авторскую версию картины. Одновременно стало известно, кто именно и каким образом «душил» фильм. В журнале «Искусство кино» опубликовали материалы, которые раньше были секретными. Как выяснилось, именно на фильме Марлена Хуциева сотрудники отдела культуры ЦК КПСС отрабатывали «механизмы запрета в новых послесталинских условиях».

И отработали же!

В 1966 году цензура напала на фильм Андрея Кончаловского «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». В 1967 году сняли с проката «Короткие встречи» Киры Муратовой и запретили картину Тарковского «Андрей Рублёв». Положили на полку дебютную ленту «Комиссар» талантливого режиссёра Александра Аскольдова. Эту картину вообще хотели уничтожить, но Аскольдов тайно вынес из монтажной одну из копий…

Так закончилась эпоха оттепели. И в жизни (до Пражской весны 1968 года оставалось совсем немного). И в кино.

было дело

В 1963 году Федерико Феллини привёз на Московский кинофестиваль свою картину «Восемь с половиной». Он попросил устроить ему встречу с Марленом Хуциевым, и, хотя официальные лица пожали плечами, мировой звезде не могли отказать. «Знаете, когда едешь в незнакомую страну, всегда опасаешься, что твои побуждения не разделят, не поддержат и не поймут. Вот почему меня радует, что меня тут понимают», - сказал итальянский режиссёр. Хуциев в свою очередь поклонился Феллини за фильм «Восемь с половиной», который помог ему лучше понять себя.

Так получилось, что Федерико Феллини и Джульетта Мазина оказались даже на свадьбе исполнителя главной роли в фильме Валентина Попова, которую праздновали в один из этих дней.

Время оттепели невозможно себе представить без поэзии. А поэзию оттепели - без лектория Политехнического музея в Москве. Здесь на заре советской власти читали стихи Маяковский, Есенин, Хлебников, Белый. В 1930-е годы выступали Твардовский, Заболоцкий, Багрицкий. В 60-х традицию продолжили Вознесенский, Рождественский, Ахмадулина, Евтушенко, Окуджава...

В первом варианте я снял сцену как-то поспешно, во Дворце культуры Энергетического института. А когда Фурцева утвердила две серии, захотелось снять большой вечер поэтов. Жил я на Покровке, шёл мимо Политехнического, увидел объявление «Дискуссия о молодёжи». И, попав в эту историческую аудиторию, понял: «Вот где надо снимать». Эти вечера мы сами организовали, напечатали билеты: «Приглашаем на вечер поэтов». У нас не было средств на большую массовку.

Снимали пять дней. Зрителей собиралось столько, что каждый день съёмочная группа с огромным трудом протискивалась внутрь. На них ещё и шикали - какое кино, когда тут стихи!

Нельзя сказать, что кинокарьера актёров, сыгравших главных героев, сложилась счастливо. В фильмографии Марианны Вертинской около трёх десятков лент, но больших, по-настоящему звёздных ролей больше не было. У Валентина Попова, получившего премию журнала Cinema Nuovo на МКФ в Венеции, была ещё одна роль - в короткометражной картине, он пытался писать сценарии и снимал журнал «Фитиль». В 55 лет умер от инфаркта.

Для съёмок вечеринки «золотой молодёжи» режиссёр позвал своих учеников и практикантов. Так в фильме появились будущие сценаристы Павел Финн и Наталья Рязанцева и будущие режиссёры Андрей Тарковский и Андрон Кончаловский.

Именно съёмку этого эпизода считает началом своего духовного перерождения инокиня Ольга, бывшая актриса Ольга Гобзева. По сценарию она даёт звонкую пощёчину пошляку (Тарковский). «Представляете, какая это чудовищная профессия! - с ужасом вспоминает она и добавляет: - Может, благодаря этому я теперь в иночестве? Может, мне Марлена надо благодарить за этот дар, за эту милость Божию?..»

Интересно, что съёмки «Заставы Ильича» задержали XXII съезд КПСС: кортеж, который вёз высокопоставленных партийных функционеров, упёрся в перекрытую киношниками улицу Герцена. Чёрные «Чайки» с затемнёнными окнами терпеливо стояли и ждали, пока режиссёр скомандует: «Снято!»

Кстати, в титрах фильма значится некто Н. Захарченко - «Друг». Такой роли в фильме нет, а Николай Захарченко - это инспектор ГАИ, который здорово помогал съёмочной группе на московских улицах. Однажды перекрыл Садовое кольцо, из-за чего образовалась огромная по тем временам пробка, которая рассасывалась много часов…

Никиту Хрущёва отстранили от власти в октябре 1964 года. Премьера же фильма, так сурово раскритикованного им, была назначена на январь 1965-го. В последний момент цензоры спохватились - там же есть кадры, когда во время демонстрации люди приветствуют членов Президиума ЦК КПСС, стоящих на трибуне Мавзолея. Всех членов подчистую безжалостно вырезали, под нож попал и молодой Фидель Кастро, приехавший с официальным визитом в Москву. А сидящего на плечах у папы мальчика, радостно кричащего «Вива Куба!», убрать в суматохе позабыли.

точка зрения

Любовь Аркус, киновед, режиссёр, редактор журнала «Сеанс»

Кино эпохи оттепели - это и то, что называется сейчас «мейнстрим», и авторское кино одновременно. «Летят журавли», «Баллада о солдате» - эти фильмы смотрели все. Они были интересны и подготовленной, образованной публике, и колхозникам из какой-нибудь отдалённой деревни.

Что произошло потом? Кино разделилось на авторское и массовое (и не только кино, в музыке, живописи, литературе происходили те же процессы). Шедевр всех времён и народов «Дорога» Федерико Феллини (в советском прокате «Они бродили по дорогам») - это было настоящее авторское кино, которым восхищался весь мир. Поздние же фильмы Феллини оказались массовому зрителю непонятны…

В нашей стране этот разлом прошёл всего по одной кинематографической биографии - Марлена Хуциева. Его «Весна на Заречной улице» и «Два Фёдора» имели огромный зрительский успех. «Заставу Ильича» посмотрели уже немногие. Ещё меньше публики оказалось у фильма «Июльский дождь»…

Сейчас эти два потока - «фестивальное» кино и то, которое делает кассу в прокате, - идут каждый своим руслом, и это печально. Возможно ли, чтобы они вновь слились в один? Вопрос интересный. Не знаю, не знаю…

Автор девяти картин, включая одну короткометражную, одну телевизионную и одну неигровую, Марлен Хуциев вправе претендовать на место в книге кинематографического Гиннесса — как постоянно и на протяжении многих лет действующий режиссер с минимальным количеством снятых фильмов.

Он и впрямь всегда был режиссером действующим. Действующим активно самим своим присутствием, оказавшим куда большее влияние на окружающую кинематографическую среду, чем любой из коллег, кто выстрелил за эти полвека не одним десятком картин. Ибо каждая его работа была не просто фильмом — она была эпохой в биографии отечественного кино. Вне зависимости от своих конкретных достоинств и даже вне зависимости от момента выхода на экраны, ибо кинематограф Хуциева — искусство пролонгированного действия, прорастающее в чужих работах через годы и расстояния.

В «Весне на Заречной улице» простодушный послевоенный неореализм, а проще сказать, забытый двумя поколениями назад реализм Бориса Барнета и его соумышленников, приобретал столь естественное и родное для отечественного кинематографа обличье сентиментализма, что даже профессиональным ревнителям кинематографического целомудрия не удалось обнаружить в нем и следа тлетворного влияния итальянской заразы. Не говоря уже о «Двух Федорах», где абсолютное ощущение фактуры эпохи, жесткая заземленность поэтики гармонически сочетались с удивительным для той поры полным отсутствием каких-либо «идеологизмов», хотя как раз в этом сюжете им было где разгуляться: война, персонажи из народной гущи, морально-политическое единство… Однако в мире Хуциева подобному просто нет места, ибо он живет по своим собственным, внутренним, имманентным законам, переживает и проживает сугубо экзистенциальные драмы и трагедии, и если «идеологизмы» начинают в него вмешиваться, он просто окукливается, не сопротивляясь, уходит в себя, замирает.

Сохрани Марлен Хуциев своих героев в мире простых истин, простых чувств, простых человеческих связей — и остался бы он счастливым пророком соцреализма с человеческим лицом. Сохрани он святую веру в то, что общий для всех разумных и нормальных существ этос повседневности можно обустроить в одном отдельно взятом советском мире — и цены бы ему не было в постоттепельном кинематографе, уже готовом на уступки в приватной сфере.

Но как раз на это Хуциев решительно не был способен: кинематографическое чувствилище эпохи, ее сердечный сейсмограф, он раньше и болезненнее других ощутил неявные тектонические сдвиги в советском сознании (и подсознании тоже), свидетельствующие о том, что лелеемый шестидесятниками этос простого человека был не более чем пропагандистской пустышкой. А теперь, в столкновении с оголившейся реальностью, он оказался и вовсе иллюзией.

Впрочем, на малом сюжетном и социальном пространстве первых картин все это было еще не очевидно.

Проблемы начались с «Заставы Ильича», известной в течение четверти века под псевдонимом «Мне двадцать лет». С лирической саги о наших юных современниках, о чистоте их помыслов и глубокой идейности, о неразрывной связи поколений (лозунги эпохи я перечисляю без тени иронии, ибо Хуциев и впрямь верил, что отвечает на главный запрос времени, на благороднейший и искреннейший его социальный заказ). Но обнаружилось, что реальность, которая казалась такой простой, понятной, устроенной по законам справедливости, распадается на первоэлементы, ускользает, лицемерит, одним словом, не отвечает художнику взаимностью.

Это ощущение дисгармонии сквозило из всех пор шпаликовского сюжета, оно существовало как бы отдельно и независимо от всех его духоподъемных перипетий, уводящих действие в давнее и недавнее прошлое, и было очевидно для самого неискушенного взгляда, но Хуциев еще просто не может поверить такой реальности.

Переболев свой первый конфликт с властью, он пробует эту реальность на вкус и на цвет — под другим углом, в другой среде, вроде бы более ему знакомой и понятной. Надеясь, что уже там, среди своих, среди интеллектуалов, профессиональных мечтателей и толкователей, он все-таки обнаружит гармонию настоящего человека, душевность материального мира. Но «Июльский дождь» оказывается фильмом еще более беспощадным, еще более безнадежным.

И вот тогда ревнители идеологической невинности взялись за Хуциева всерьез. И не столько потому даже, что он учуял безвоздушность советского мира. Но потому, скорей, что назвал ее по имени задолго до того, как это стали позволять себе понимать даже самые смелые и отважные властители дум.

После «Июльского дождя» он снимет «Был месяц май», удивительную по чистоте и прозрачности экранизацию чужих военных воспоминаний. А потом замолкнет на целых двенадцать лет, ушедших на подготовку так и не поставленного фильма о Пушкине.

Когда на его возвращение уже мало кто надеялся, Хуциев выпустил камерный фильм-диалог, диалог поколений в замкнутом четырьмя стенами мире среднеинтеллигентской квартиры, за пределами которой реальный мир вроде бы и не существует вовсе. У этого фильма было вполне символическое название — «Послесловие», и казалось, что он и в самом деле подводит черту.

Однако пройдет еще восемь лет, и на экраны выйдет, пожалуй, самая сложная картина Хуциева «Бесконечность» — его «8½». Окликая прежние свои фильмы (темы и мотивы из «Весны на Заречной улице», «Двух Федоров», «Заставы Ильича» легко различимы в насыщенном и драматургически дробном пространстве «Бесконечности»), автор предпринимает последнюю попытку найти ускользающую гармонию отечественной реальности. Отправляет героя, своего alter ego, в прошлое — вплоть до самого начала нашего века, куда хуциевский кинематограф еще ни разу не забредал. Но и там привычно зоркий взгляд режиссера обнаруживает тот же распад, то же томление духа, ту же дисгармонию человеческого бытия.

Впрочем, зоркость этого взгляда здесь совершенно иной природы, чем прежде: впервые Марлен Хуциев открывает за реальностью физической нечто куда более существенное — реальность метафизическую, наднатуральную, определяющую перепутанные перипетии биографии героя больше, чем все мировые войны, революции и прочие социальные катаклизмы, которые ему — и нам — довелось пережить.

Марлен Хуциев – кинорежиссер и сценарист, педагог и актер, Народный артист СССР и Лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, Председатель Союза кинематографистов,Почетный член Ученого совета ВГИКа, получивший наибольшую известность благодаря работе над фильмами «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность»,

Главные фильмы режиссера Марлена Хуциева

  • Краткая биография

    Марлен родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. После рождения сына семья на некоторое время переехала в Москву. Но отец мальчика Мартын Леванович Хуциев погиб в тяжелые годы политических репрессий, когда Марлену едва исполнилось двенадцать лет. Его мать Нина Михайловна Утенелишвили была актрисой. Мальчик пошел по пути матери, избрав сферу кино своей профессиональной стезей. После происшествия с отцом обучение, начатое в московской школе, пришлось прервать. Нина Михайловна забрала сына, и вернулась в родной город Тбилиси. Получив среднее образование, Марлен пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но во всписки принятых на курс не вошел. Примерно в это время начался тяжелый военный период. По состоянию здоровья Хуциев не был призван на фронт. Приняв решение не терять времени даром, Марлен продолжил развивать свой творческий потенциал. В 1944 году молодой человек был принят на должность ассистента художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. Еще через год Хуциев принял важное решение о переезде в Москву с целью получить высшее профессиональное образование в сфере кинематографии. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который блестяще закончил под руководством И.Савченко в начале пятидесятых годов. Выпускной дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители», который Марлен создал совместно с однокурсником Феликсом Миронером.

    После окончания обучения Хуциев получил работу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. Там он проработал порядка пяти лет в качестве помощника режиссера дубляжа. В 1955 году Хуциев был приглашен известным советским режиссером Борисом Барнетом в его новый проект комедию «Ляна». В качестве режиссера-практиканта вместе с Марленом над картиной работал Леонид Гайдай. В это же время Хуциев оставил киностудию имени Горького и перешел на должность режиссера-постановщика Одесской киностудии. Уже через год свет увидела первая полнометражная кинолента режиссера, как и дипломная работа, созданная в партнерстве с бывшим однокурсником Феликсом Миронером. Мелодрама «Весна на Заречной улице» мгновенно покорила сердца зрителей, и стала одним из самых популярных фильмов того времени. Главные роли в картине исполнили начинающие актеры Николай Рыбников, Юрий Белов и Геннадий Юхтин, а главную женскую роль на экране воплотила актриса, не имеющая профессионального актерского образования, Нина Иванова.Она попала в кинематограф по воле случая, когда однажды знакомый студент ВГИКа попросил девушку принять участие в съемках его дипломной работы, и эту работу позднее увидел режиссер Хуциев. Такой успешный дебют сразу же вывел Марлена на место перспективного новичка. Через два года зрители увидели вторую режиссерскую работу Хуциева мелодраму «Два Федора», главную роль в которой исполнил начинающий актер Василий Шукшин. Через четыре года была создана драма «Застава Ильича». Эта работа долгое время подвергалась жесткой критике чиновников от кинематографа, и претерпела множество вынужденных корректировок со стороны режиссера. Спустя три года зрители увидели эту ленту под другим названием «Мне двадцать лет», но первоначальный полный авторский вариант все-таки дошел до аудитории только в конце восьмидесятых годов. Эта работа была представлена на Венецианском кинофестивале, где совместно с картиной Луиса Бунюэля, получила специальную премию жюри. В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 2006 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, аспустя два года был избран Председателем Союза кинематографистов России.

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Биография Марлена Хуциева

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), Грузия, в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили ) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили . Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств , но не прошёл по конкурсу. Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья.

В 1944 году началась кинокарьера Хуциева : он стал работать ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии .

В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко ), который окончил в 1950 году.

Однокурсниками Хуциева были актёры Александр Алов , Алексей Коренев и режиссёры Владимир Наумов , Сергей Параджанов , Юрий Озеров и Феликс Миронер .

Дипломной работой молодого режиссёра стала короткометражка «Градостроители ». После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссёра дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького , а в 1955 году был приглашён вторым режиссёром на съёмки фильма «Ляна » Бориса Барнета , у которого ещё студентом проходил практику.

В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссёром-постановщиком на Одесскую киностудию , где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице ». История отношений учительницы из школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко , роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников , имела оглушительный успех – фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей.

Успех первой картины закрепила драма «Два Фёдора » (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная роль – Фёдора -большого – стала актёрским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина .
В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссёра.

После XX съезда КПСС, на волне хрущёвской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм, ставший одним из символов поколения «шестидесятников» – «Застава Ильича », сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым , тогда ещё учившимся на сценарном факультете ВГИКа .

Из-за того, что картину раскритиковал сам Хрущёв , она вышла на экраны через два года, в урезанном и изменённом виде и под другим названием – «Мне двадцать лет ». Цензорские ножницы вырезали из картины одну из ключевых сцен – непостановочные съёмки выступления Беллы Ахмадуллиной , Андрея Вознесенского , Роберта Рождественского , Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее.

О том, как снималась эта сцена, Хуциев вспоминал: «Это ведь не документальная съёмка, хотя документальным способом снята. Это всё было организовано, и просто у нас не было денег на массовку, но мы разослали билеты на вечер поэтов, приглашения. Там даже написано было: “Одновременно снимается эпизод картины ‘Застава Ильича’ ”».

В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя – в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича » получила Специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме – премию «Золотая пластина ».

В 1965 году Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм », где проработал долгие годы.

Следующую свою картину, драму «Июльский дождь », Хуциев снимает в 1966 году, после чего он пробует себя в качестве театрального режиссёра, поставив на сцене театра «Современник » спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши ».

Испытать свои силы в качестве актёра Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой телёнок » по одноимённому произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция », где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда » Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран » Центрального телевидения , успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май » – по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году – документальная лента «Алый парус Парижа ».

В 1978 году Хуциев вновь стал «ВГИКовцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино. Из режиссёрской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении.

Перерывы между съёмками следующих картин режиссёра составляют около десяти лет: документальная картина, начатая Михаилом Роммом и завершённая его учениками Элемом Климовым , Германом Лавровым и Марленом Хуциевым , «И всё-таки я верю... » вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие » – в 1983-м, философская драма «Бесконечность » – в 1992-м, а фильм, в основу которого легли кадры военной кинохроники, «Люди 1941 года » был закончен в 2001 году.

В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем , также выпускником режиссёрского факультета ВГИКа , Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях – Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом . Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя », работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

В 1986 году Марлен Хуциев был удостоен звания «Народный артист СССР».

Хуциев – президент Гильдии кинорежиссёров России с момента её образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук , почётный член Российской академии художеств , академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России , президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер ».
19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России , но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке.

Прославленный режиссёр является обладателем различных государственных и кинематографических наград и лауреатом множества премий, он награждён медалью «За доблестный труд» (1970), орденами «Знак почёта» (1975) и «За заслуги перед Отечеством» IV (1996), III (2000) и II (2006) степеней. В начале октября 2010 года за выдающиеся заслуги и в связи с 85-летием Марлен Мартынович Хуциев был награждён орденом Почёта.

В 2019 году запланирован выход нового фильма Хуциева - «Невечерняя».

В марте 2019 года был госпитализирован в Боткинскую больницу, в реанимационном отделении которой скончался 19 марта на 94-м году жизни.

Личная жизнь Марлена Хуциева

Хуциев был женат на Ирине Соловьёвой, которая ушла из жизни 5 января 2019 года в одной из больниц Москвы

– Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице » Хуциев дал фамилию Савченко – в честь своего педагога Игоря Савченко , курс которого он закончил во ВГИКе .

– В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил своё имя («Марлен » – образовано от «МАРкс » и ЛЕНин ») – в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы ».

– В фильме «Застава Ильича » («Мне двадцать лет ») снялись будущие известные режиссёры и сценаристы Наталия Рязанцева , Александр Митта , Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский .

– В телефильме «Был месяц май » одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Пётр Тодоровский .

Фильмография Марлена Хуциева

Режиссёр
Невечерняя (2007-2011)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
И всё-таки я верю… (1974)
Алый парус Парижа (ТВ) (1971)
Был месяц май (ТВ) (1970)
Июльский дождь (1966)

Два Федора (1958)
Весна на Заречной улице (1956)
Градостроители (1950)

Сценарист
Невечерняя (2007)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
Июльский дождь (1966)
Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1964)
Улица молодости (1958)

Актёр
Карл Маркс: Молодые годы (сериал) (1979); роль: Луис Бланк
В день праздника (1978); роль: Рамзес
Гори, гори, моя звезда (1969); роль: князь
Интервенция (1968); роль: главнокомандующий
Золотой телёнок (1968); роль: Гигиенишвили, бывший князь (эпизод в фильм не вошёл)

Картины, снятые Марленом Хуциевым, вошли в копилку лучших произведений отечественного кинематографа, чего стоят только «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Фильмов этого режиссера не так много, и это связано не только с советской цензурой и чиновничьими препонами, но и с тем, что в каждую свою работу режиссер вкладывал душу и оттачивал ее до совершенства.

Так же ответственно он относился и ко всему, что не было связано с его работой. Личная жизнь Марлена Хуциева всегда оставалась за кадром - он не посвящал в ее подробности посторонних.

Со своей супругой он познакомился, когда был студентом, и с тех пор они вместе делили радости и неурядицы, которые преподносила им судьба. Жена Марлена Хуциева Ирина Семеновна Соловьева прожила с ним долгую жизнь. В свое время она входила в состав сценарной редколлегии киностудии им. Горького и работала вместе с мужем.

В семье режиссера не было много детей - Марлен Мартынович и Ирина Семеновна вырастили и воспитали сына Игоря, который пошел по стопам отца и тоже стал режиссером, а его учителями во ВГИКе были Кулиджанов и Ромм. Игорь Марленович за свою карьеру снял один фильм и написал сценарии к шести, а над одной из картин «Невечерняя» работал вместе со своим отцом.

Сценарий фильма родился из пьесы о Чехове и Толстом, которую отец и сын Хуциевы начали писать в середине двухтысячного года.

Работа над этой картиной была начата в 2007 году и продолжается по сей день, а ее выход на экраны планируется в этом году.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого сложилась удачно, счастлив, что и у его сына есть семья, дочь Нина, которая, правда, не захотела продолжить семейную традицию и окончила китайское отделение МГУ, после чего уехала работать в Шанхай.

Творческая биография Марлена Хуциева началась в годы Великой Отечественной войны, воевать на фронтах которой режиссеру не пришлось - по состоянию здоровья его не взяли в армию.

Почти перед самым окончанием войны он пришел работать на киностудию Тбилиси ассистентом режиссера, а в сорок пятом поступил на факультет режиссуры ВГИКа.

После его окончания Марлен Хуциев работал на Центральной киностудии им. Горького помощником режиссера дубляжа, а в пятьдесят пятом году режиссер Барнетт, у которого Хуциев еще в студенческие годы проходил производственную практику, пригласил его в качестве второго режиссера на картину «Ляна».

Свой первый полнометражный фильм, ставший суперпопулярным у советского зрителя, Марлен Мартынович снял совместно с режиссером Миронером.

«Весна на Заречной улице» моментально стала самой любимой картиной миллионов зрителей, не менее успешным стал и второй фильм режиссера - «Два Федора», в котором Хуциев снял никому тогда еще не известного Василия Шукшина, только начинавшего свою актерскую карьеру.

Эти фильмы Хуциев снимал на одесской киностудии, а потом он вновь вернулся в Москву на киностудию им. Горького ассистентом режиссера, где начал долгую и трудную работу над символичным для поколения «шестидесятников» фильмом «Застава Ильича».

В картину вошли кадры поэтического вечера в Политехническом музее, на котором выступали тогда еще молодые, а в будущем известные поэты Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский.

Путь фильма на экраны оказался непростым - Хрущев раскритиковал «Заставу Ильича», и поэтому зрители увидели фильм в сильно измененном варианте, после того, как из него были вырезаны многие сцены. Только спустя более двух десятков лет картина вышла в первоначальном варианте, но уже под другим названием - «Мне двадцать лет».

В шестьдесят пятом году Марлен Мартынович перешел на «Мосфильм», режиссером которого он оставался долгие годы. Попробовал свои силы и в качества актера, снявшись в «Золотом теленке» и в «Интервенции», правда, зрители его смогли увидеть только во втором фильме, поскольку из первого сцена с его участием была вырезана.

В картине «Гори, гори моя звезда» режиссер сыграл кавказского князя, который в рядах белогвардейской армии сражался с красноармейцами.




Top