Мастер - класс "золотые россыпи". Мастер - класс "золотые россыпи" Объясни пословицу сметка дороже богатства что значит

Деньги с момента их возникновения в человеческом обществе прочно вошли в нашу жизнь, поэтому и в русских народных пословицах и поговорках эта тема раскрыта широко. Самые меткие, яркие и понятные пословицы про деньги, о деньгах мы собрали на этой страничке. Подборка пословиц пригодится детям, школьникам для выполнения домашних заданий.

Оглавление [Показать]

5 пословиц о деньгах

  • Деньги – как вода: плывут неизвестно куда.

Пословицы о деньгах

(из сборника «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения», автор О. Д. Ушакова)

  • Хуже всех бед, когда денег нет.
  • В голове ветер ходит, а в кармане пустота бродит.
  • В одном кармане дыра, да и другой чинить пора.
  • Шевелись, чтобы денежки велись.
  • Деньги - гости: то нет, то горсти.
  • Деньги - не голова, дело наживное.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдёт.
  • Деньги - как вода: плывут неизвестно куда.
  • На дворе мороз, а в кармане денежки тают.
  • Денежки труд любят.
  • Деньги счёт любят.

Из сборника «Русские народные пословицы и поговорки»

(составитель А. М. Жигулев)

  • Трудовые деньги век кормят.
  • Деньги -пух: дунь на них, и нет их.
  • Деньги не щепки, на полу не подымешь.
  • Трудовая денежка всегда крепка.
  • Праведная денежка до веку живет.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги приходят и уходят как вода.
  • Деньги не голова, наживное дело.
  • Бывает и то, что деньгам не рад.
  • Трудовая денежка - мозольная.
  • Деньги не щепки, счетом крепки.
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Считай деньги в своем кармане.

Пословицы на тему «Деньги»

  • Бережливость - не скупость.
  • Копейка к копейке - проживёт и семейка.
  • Всякая копейка кладётся на счёт: бережёная копейка рубль бережёт.
  • Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится.
  • Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
  • Богатство - вода: пришла и ушла.
  • Добрая слава лучше богатства.
  • В богатстве сыто брюхо, но голодна душа.
  • Богатство с золотом, а бедность с весельем.
  • Богатством ума не купишь.
  • Через жемчуг слезы льются, а через золото слезы текут.
  • Мужик богатый, гребет деньги лопатой.
  • Богат, да крив; беден, да прям.
  • У него денег и куры не клюют.
  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет.
  • Ел бы богач деньги, кабы бедный его хлебом не кормил.
  • Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Работка грязна, да денежка бела.
  • Где работа, там и густо, а в ленивом доме- пусто.
  • Налегай пуще, будет каша гуще.
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Какова нажива, такова и прожива.
  • По работе и плата. По работе деньги.
  • По деньгам и работа.
  • Посеешь густо, не будет пусто.

Пословицы и поговорки про деньги

(из сборника «Русские пословицы и поговорки», автор М. А. Рыбникова)

  • Денежки, что голуби: где обживутся, там и поведутся.
  • Денежки, что воробушки: прилетят да опять улетят,
  • Деньги, что каменья: тяжело на душу ложатся.
  • Без денег везде худенек.
  • Хлебу-мера, слову - вера, деньгам - счет.
  • Счет дружбы не портит. Чаще счет - дольше дружба.
  • Денежки счет любят.
  • Трудовая денежка плотно лежит, чужая - ребром стоит.
  • Трудовой грош прочнее краденого рубля.
  • Есть рожь в амбаре - есть грош в кармане.
  • Береги денежку про черный день.
  • Кто копейки не хранит, сам рубля не стоит.
  • Кто копейки не щадит, тому и рубль нипочем.
  • Деньги - дело наживное.
  • Здоров буду и денег добуду.
  • Были бы мы, а деньги будут.
  • Денежки круглые - весь век катятся.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Работочка черна, да денежка бела.
  • Копейка рубль бережет.
  • И гроши - деньги хороши.
  • Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
  • На улице мороз, а в кармане деньги тают.
  • У нас денежки ведутся, как водица в решете.
  • Накопил, да черта купил.
  • Люди - всё, а деньги - сор.
  • Невелика цена - дешевле пареной репы.
  • На грош пятаков не дают.
  • Пожалел алтын - потерял полтину.
  • Пошел за большим, не жалей малого.
  • Денежки, как воробушки, в людях побывают и к нам прилетят.
  • В том ошибаются, кто за долгим рублем гоняется.
  • Лишняя денежка карману не в тягость.

Пословицы и поговорки со словом «Деньги»

(из книги «Энциклопедия народной мудрости», автор Н. Уваров)

  • Время деньгу дает, да на деньги времени не купишь.
  • Время дороже денег.
  • Деньга деньгу родит, а беда беду.
  • Деньгам законы нипочём.
  • Деньгам счёт, а хлебу мера.
  • Деньги – гость: сегодня нет, а завтра горсть.
  • Деньги – дело наживное.
  • Деньги – железо, платье – тлен, а кожа – всего дороже.
  • Деньги – зло и долгое оно.
  • Деньги - ключи от всех дверей.
  • Деньги – лучшее успокаивающее средство.
  • Деньги – не рожь: и зимой родятся.
  • Деньги ваши, стали наши.
  • Деньги глаза слепят.
  • Деньги идут к деньгам.
  • Деньги льнут к деньгам.
  • Деньги не пахнут!
  • Деньги, что навоз, сегодня нет, а завтра – воз.

10.10.2013 zagadky 66 комментариев

Баба з возу - кобыле легче. (Смысл пословицы в том, что если избавиться от ненужных людей, или ситуаций, то все будет только лучше.)

Бабка надвое сказала. (Смысл поговорки в том что, человек двояко и непонятно объяснил суть происходящего, или непонятно изложил ситуацию.)

Барская просьба - строгий приказ. (Смысл пословицы в том, что если ты зависишь от человека, то его просьбу невозможно не выполнить, так как ты от него зависишь.)

Беда на селе, коль лебеда на столе. (Русская народная пословица. Означает что если на столе лебеда(это сорт травы), то значит в селах неурожай и кушать кроме травы нечего.)

Бедному Кузеньке - бедная и песенка. (Раньше на Руси женихам пели песню с похвалами, чтобы представить перед невестой все его достоинства. Если жених был жадный, то на свадьбе ему пели песню не со всеми похвалами, в ответ на его жадность.)

Бедному собраться - только подпоясаться. (Русская пословица означает что бедному человеку очень легко собраться в дорогу, потому что брать нечего.)

Беды мучат, да уму учат. (Русская народная пословица. Означает, что когда пришла беда- это конечно очень плохо, но из каждой такой ситуации нужно делать выводы, чтобы не допустить повторения беды в дальнейшем. Неприятности учат человека, делать выводы, анализировать каждый свой поступок, чтобы не иметь больше неприятностей.)

Бежал от дыма и упал в огонь. (Русская пословица. Означает, что если бездумно спешить и торопиться в трудной ситуации, то можно только ухудшить положение.)

Бежит, словно под ним земля горит. (Поговорка. Означает, что человек очень быстро бежит конкретно в данный момент времени, либо просто в жизни бегает очень быстро, как олимпийский чемпион.) по просьбе Alice.

Без букв и грамматики не учатся и математике. (Пословица означает, что если ты не знаешь букв, то математику выучить практически не возможно, так как буквы - неотъемлемая часть математики, и без них математики не существовало бы.)

Без воды - земля пустырь. (Тут итак все понятно без расшифровки.))) Без воды ничего не сможет вырасти и выжить.)

Без году неделя. (Поговорка говорится, когда прошло очень мало времени, или возраст очень мал.)

Без дела жить - только небо коптить. (Пословица говорит о том, что каждый человек в жизни должен заниматься тем, что у него лучше всего получается. Если человек ничего в жизни не делает, то такая жизнь лишена особого смысла.)

Без денег сон крепче. (Русская пословица. Означает, что богатому человеку сложно сохранить свои деньги, всегда найдутся желающие их отобрать. А если их нет, то и отбирать нечего.)

Без меня меня женили . (Поговорка говорится, когда человек отсутствовал на каком либо действии или событии, а за него все решили другие.)

Без наук, как без рук. (Простая, но очень мудрая пословица. Означает, что если человек не будет учиться, не будет стараться получить новые знания, то в жизни мало чего достигнет хорошего.)

Без порток, а в шляпе . (Поговорка о человеке, который одел на себя новую красивую вещь, вместе со старыми некрасивыми штанами, обувью, или другой плохой старой одеждой.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

  • Сам смекай, где берег, где край.
  • Иногда не нужен ученый, а нужен смышленый.
  • Счастье дороже богатства, смекалка обоих обманет.
  • Не то сметка, что бродит, а то сметка, что других водит.
  • Не тот борец, кто поборол, а тот, кто вывернулся.
  • Догадка не хуже разума.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ты с бородой, да я и сам с усами.
  • Один мигает, а другой уже смекает.
  • Всякая слепая про себя смекает.
  • У него смекалки нет, так и ученье не далось.
  • Оттачивай слух и взор: тот победит, кто смел и хитер.
  • Хитрость и сметка помогают бить врага метко.
  • Где силой взять нельзя, там надобно ухваткой.
  • Умному свистни, а он уже смыслит.
  • Смекалка во всяком деле выручит.
  • Смекнешь да схитришь - врагов победишь.
  • Смекалка на войне помогает вдвойне.
  • Сметлив и хитер - пятерым нос утер.
  • Чтобы рубить метко, нужна сметка.
  • На войне нужна закалка да смекалка.
  • Не всякая смекалка - находка.
  • Хитрость и смекалка - родные сестры.
  • У сметливого солдата и рукавица - граната.
  • Нужен не только ученый, но и смышленый.
  • Боец со смекалкой воюет и с палкой.
  • Русский солдат сметкой богат: умом порешит, штыком подкрепит.
  • Смекалистый силен втройне, он побеждает на войне.
  • Где смекнет боец, там врагу конец.
  • На как-нибудь воевать забудь, чтобы идти вперед - нужен расчет.
  • Бери сумку, штык, противогаз и смекалку в запас.
  • Оттачивай слух и взор - тот побеждает, кто смел и хитер.
  • Оттачивай сметку свою - она пригодится в бою.
  • Сам смекни, почем снетки, по том и маленькая рыбка.
  • Язык языку ответ дает, а голова смекает.
  • Пораскинь умом - возьмешь врага живьем.
  • Смекай, что люди говорят.
  • Ум да сметка - в бою лучшая находка.
  • Глупый киснет, а умный все промыслит.
  • Сам смекни, почем снетки, потом и маленькая рыбка.
  • Ты только свистни, а я и сам смыслю.
  • Где закалка, там и смекалка.
  • Если сила не возьмет, смекалка выручит.
  • Кто сметлив, тот и счастлив.
  • Смекалка - богатырь. (якут)
  • Сметливость лучше силы. (груз)
  • Смекалка и воду останавливает. (якут)
  • Сорок фашистов, двое нас да смекалка про запас. (белор)
  • Нет смекалки - нет и укрытия. (коми)
  • Где не возьмет топор, там возьмет смекалка. (якут)
  • Хоть и молод, да смышлен. (удм)
  • Смекалистый ошибку другого на ус намотает. (карел)
  • Нужно разум применить, где сила не возьмет. (укр)

Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет.
См. ОПЛОШНОСТЬ - РАСТОРОПНОСТЬ

  • - И. и В. нет, Д. обо/им, Тв. обо/ими, Пр. об обо/их, числит...

    Орфографический словарь русского языка

  • - СМЁТКА, -и, жен. . Способность быстро соображать, рассчитывать. Рабочая с. II. СМЁТКА, СМЁТОЧНЫЙ см. метать 2...

    Толковый словарь Ожегова

  • - об"оих, об"оим, об"оими, об об"оих, им. и вин. нет, употр. с сущ., не имеющими ед. ч. ч., напр.: об"оих сан"ей, об"оих н"ожниц, об"оих с"уток; ср. "...

    Русский орфографический словарь

  • - наслаждаться жизнью не в меру Ср. Я устал жечь свою жизнь с двух концов, жажду тихого семейного счастья. А.В. Амфитеатров. Быть бычку на веревочке...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Жечь свѣчу съ обоихъ концовъ наслаждаться жизнью - не въ мѣру. Ср. Я усталъ жечь свою жизнь съ двухъ концовъ, жажду тихаго семейнаго счастья. А. В. Амфитеатровъ. Быть бычку на веревочкѣ...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Идет свинья из овина, с обоих концов по рылу...
  • - См. ОПЛОШНОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ОДИНОЧЕСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - см. Счастье дороже ума, богатства и...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Счастье дороже богатырства...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. СЧАСТЬЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Словарь синонимов

"Счастье дороже богатырства, а сметка обоих обманет." в книгах

Сердце не обманет

Из книги Любовь Полищук автора Ярошевская Анна

Сердце не обманет Теплый весенний день 1967 года. Люба стояла в легком хлопковом платьице около уже родных и полюбившихся ей мастерских. Ее красивые густые волосы ласково развевал теплый ветер. Она стояла и думала о своей судьбе. О том, почему все вышло именно так. О том,

«Яркий день обманет…»

Из книги Легкое бремя автора Киссин Самуил Викторович

«Яркий день обманет…» Яркий день обманет, Яркий день измучит. Ясный вечер глянет, Тихому научит. Приходи из дому Ты к ручью лесному. Там и струи плещут, Там и звезды блещут. Нож и светел и остер! Разведу я мой костер! Мы никем не зримы Будем до утра. Будем до зари мы В

Русская сметка

Из книги Испытатели автора Вишенков С

Русская сметка - Не трите глаза, - сказал Супрун одному из своих летчиков. - Они у вас и так красные.При этом Супрун забыл, что у него глаза такие же воспаленные, как у всех летчиков его группы, сидящих здесь, на разборе недавнего боя. Вот уже пятые сутки они не смыкают

Мифы о счастье: что такое счастье и как его достичь?

Из книги Размышления о личном развитии автора Адизес Ицхак Калдерон

Мифы о счастье: что такое счастье и как его достичь? Все мы хотим быть счастливыми, не так ли? Декларация независимости США даже утверждает, что стремление к счастью является неотъемлемым человеческим правом. Так как же люди становятся счастливыми?Согласитесь ли вы с

В обоих видах сна

Из книги ОТКРЫТАЯ ТАЙНА автора

В обоих видах сна Мы все участники вечеринки: вечеринка продолжается, даже если мы засыпаем, но наш сон - тоже часть вечеринки.?Ты помнишь?Когда ты смотришь на отражение луны в пруду, ты и есть луна, смотрящая на себя…? Ты просто умозаключение. Только

«Если жизнь тебя обманет…»

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

«Если жизнь тебя обманет…» Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живёт; Настоящее уныло: Всё мгновенно, всё пройдёт; Что пройдёт, то будет

Для обоих:

Из книги Как не превратиться в Бабу Ягу автора Нонна Доктор

Для обоих: иланг-иланг помогает угадывать и воплощать самые тайные желания партнера, повышает потенцию мужчины и восприимчивость женщины;мускат позволяет лучше чувствовать друг друга, усиливает желания и ощущения;нероли усиливает чувственность, обостряет и продляет

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности

Из книги Хочешь быть счастливой – будь ею автора Волгина Ксения

Глава 1. О счастье вообще и женском счастье в частности Вообще-то, счастье – это понятие настолько растяжимое и объемное, что практически невозможно вывести единую «формулу счастья», которая подошла бы абсолютно всем женщинам и удовлетворила бы самые разные вкусы и

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Счастье жизни, потому что жизнь – счастье Хочу посвятить несколько слов важнейшей теме. Тема эта – наша особенность. Конечно, несколькими фразами тут не ограничишься. Но все же…Любовь к жизни. Умение самостоятельно искать ежедневные маленькие радости. Что, казалось бы,

Бог никогда вас не обманет

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Бог никогда вас не обманет Если Бог что-то вкладывает в ваше сердце, то никогда вас не обманет. Он может что-то отобрать, но лишь потому, что у Него есть для вас другой план. Если у вас был неудачный опыт личных отношений, то вы можете чувствовать себя обманутым, уязвленным.

Киев все равно обманет

Из книги автора

Киев все равно обманет Предложение Путина «перенести референдум о федерализации», причем без указания срока такого переноса и точных условий, стало неожиданным и многих разочаровало. Напрашивается объяснение – Путин отступил и отказался от поддержки восставшего

Чернозем дороже нефти Чернозем дороже нефти Нина Зайцева 20.02.2013

Из книги Газета Завтра 951 (8 2013) автора Завтра Газета

КТО КОГО ОБМАНЕТ

Из книги К барьеру! 2009 № 04 автора Газета Дуэль

КТО КОГО ОБМАНЕТ Постановка работы по привлечению иностранных инвестиций оставляет в России желать много лучшего. Такой вывод следует из нового доклада Международной финансовой корпорации /МФК/ – дочерней организации Всемирного банка, специализирующейся на работе с

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12. сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. Здесь говорит Сам Господь.Мир - по-евр.: tevel, собств. земной

Глава 5. Кто сильней обманет должника?

Из книги Кредитные истории автора Рякин Евгений Владимирович

Глава 5. Кто сильней обманет должника? Кредитные брокерыНередко можно встретить объявления, в которых люди предлагают свои услуги по оформлению кредита. Сами себя они называют кредитными брокерами. Но я бы не стал спешить с такой формулировкой. По моему опыту работы, лишь

Место проведения : класс

Цель:

Уточнить представления детей о традиционных проявлениях доброжелательности и гостеприимства.

Развивать у детей социальные навыки: общительность, способность к сотрудничеству, дружелюбное поведение, стремление делиться впечатлениями от увиденного, прочувствованного, этические нормы.

Воспитывать доброту, отзывчивость, умение находить выход из сложной ситуации.

Оборудование:

Пособия для дидактических игр «Качества характера», «Соседи», «Сказочные загадки», мультфильм «Каша из топора»

Ход занятия:

I. Вводная часть.

Учитель

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней

Вспомним русские обычаи

Вспомним нашу старину.

Старшая девочка:

По обычаям старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели

Своих нарядов не жалели

Медом, обнося хмельным

Низко кланяясь им

Пола чуть рукой касаясь

И приятно улыбаясь!

Учитель

Ну, что, Машенька, пора и нам встречать гостей.

Маша:

Гость войди!

Традиций не нарушим

И всегда чайку попьем

Всем известно русское радушье

Хлебосольство и открытый дом!

Учитель

Добрый вечер! И поклон вам

Ну что ж гости желанные:

Девочки и мальчики,

Парни и девчата,

Соседи и соседушки,

Если величать – так


На пороге встречать!

Маша:

А теперь милости просим в дом!

II. Установка на занятие.

Учитель:

Проходите, присаживайтесь.

Собрались, мы на беседу

Добрую да складную

И давайте вести её по правилам:

(Читаем правила занятия на доске).

Мир да согласие, взаимное уважение.

Речью плавною, говорить по одному.

Активное участие в беседе, играх.

Вместо замечаний и похвал – метки хорошего и плохого поведения.

Каждый сам дает себе оценку, опираясь на полученные метки.

III. Основная часть .

Учитель:

Хотела я прочесть вам пословицу, да в ней исчезли почти все буквы. Так что придется произнести только ту часть, которая осталась.

******** –дороже богатства

Учитель:

А что, ребята, давайте разгадаем недостающие буквы? А для этого сыграем в игру.

Игра «Сказочные загадки».

Оборудование:

Карточки с загадками.

Ход проведения:

Учитель:

Вам необходимо отгадать загадки. Затем из первых букв, полученных слов, составить слово.

(Дети поочередно отгадывают загадки).

1. Транспортное средство передвижения Бабы – Яги в русских народных

сказках. (Ступа).

2. Как называется русская народная сказка о том, что доброту и вежливость

Настеньки никакой холод заморозить не может. (Морозко).

3. В сказках её иногда называют кумушкой. (Лиса).

4. В русских народных сказках его зовут Бессмертным. (Кощей).

Каким был цветок, который привез отец Настеньке? (Аленьким).

Сестрица Иванушки в русской народной сказке. (Алёнушка).

7.Как звали героя русской народной сказки, который любил ездить на печи? (Емеля).

Русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? (Колобок).

Учитель:

Какое слово получилось у нас?

Дети:

Смекалка.

Учитель:

Следовательно, пословица звучит:

Смекалка – дороже богатства

Учитель:

А чтобы понять смысл этой пословицы, обратимся к сказке.

Ребята, а вы любите сказки?

(Ответы детей).

И действительно, все люди на свете любят сказки. Волшебные, веселые и даже страшные, сказки всегда интересны. Читаешь или слушаешь, дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечение есть в сказках «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Скажите, пожалуйста, а что это за «урок» такой? Чему учит сказка?

(Ответы детей).

И действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет: как поступить правильно, чтобы не попасть в глупое положение.

IV. Просмотр мультфильма

Учитель:

Но всё это присказка,

А сказка будет впереди

Только слушай, да гляди.

Гасим свет и смотрим сказку «Каша из топора. Можно послушать фонограмму сказки, если нет возможности посмотреть мультфильм

V. Обсуждение.

Учитель:

Понравилась ли вам сказка?

Скажите, пожалуйста, как вы понимаете название сказки?

Что в сказке сказочного, а что могло случиться в жизни?

Кого выслеживают в сказке?

Что же такое смекалка? Как она помогла солдату?

Какой урок, совет дан в сказке?

(Дети размышляют и пытаются свои выводы обосновать).


Учитель:

Сказка учит поступать по-доброму, быть приветливым, чтобы не попасть в глупое положение. Стараться находить выход из сложной ситуации, быть сообразительным и находчивым.

VI. Закрепление.

Учитель:

А теперь разделимся на группы. Для этого я раздаю всем буквы разного цвета. У тех, кого буквы одинакового цвета, объединяются возле стола соответствующего цвета.

(в итоге получаются две равные по силам группы, составленные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей).

Игра «Качества характера».

Закрепить у детей представление о том, что в сказке всегда есть мудрое парение, как жить, что в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные качества человека.

Раздаточный материал :

Наборное полотно с персонажами сказки, набор карточек с разными качествами человека – терпение, злость, приветливость, хитрость, находчивость, самолюбие, приветливость и т.д., набор пословиц: «Как не хитри, все выйдет наружу», «Скупой запирает крепко, да потчует крепко» «На вид простак, а в душе хитряк». «Скупой из блохи голенища кроет», «У него и зимой снега не выпросишь», «Если сила не возьмет, смекалка выручит», «Ум и смекалка, что брат и сестра», «Догадка не хуже разума», «Не красив парень, да находчив» и др.

Ход игры:

Учитель:

Молодцы! Все качества объяснили правильно.

Ребята, скажите, а какими должны быть гостеприимные хозяева?

(Ответы детей).

Учитель:

А теперь следующее задание:

Игра «Соседи».

Учить детей выражать свое отношение к поступкам товарищей, оценивать их качества.

Развивать наблюдательность и внимание к ближним.

Раздаточный материал :

Бумажный макет дивана, бумажные фигурки членов семьи.

Ход игры:

У нас в игровой стоит большой диван, на нем умещается почти вся наша семья. А теперь посмотрите: здесь на бумаге тоже нарисован диван, на сиденьях которого имеются прорези, а вот здесь лежат бумажные фигурки, которые изображают всех членов нашей семьи. Предлагаю вам «посадить» себя и всех, как бы вы хотели.

(Дети размещают фигурки и объясняют, почему они именно этих «детей» поместили рядом с собой).

Учитель:

Вижу, что хозяева вы хорошие. Всем в вашем доме нашлось место.

Скажите, ребята, а в гостях мы, как должны себя вести?

(Ответы детей).

Учитель:

Да, важно быть вежливыми, внимательными, уметь поддержать разговор. А главное уметь поблагодарить, похвалить хозяев за гостеприимство.

А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поиграем в игру.

Игра «Похвала по кругу».

Побуждать к доброжелательным отношениям, к осознанию своего поведения.

Ход игры:

Все по очереди говорим, что- то хорошее о своем соседе. Тот благодарит, соглашается или добавляет о себе то, что ему покажется важным.

(После игры, важно задать детям следующие вопросы):

Что они ожидали, когда вежливо обращались с соседями?

Что было труднее: сказать похвалу, или ждать, что о тебе скажут?

Учитель:

А я из этой игры вынесла то, что нужно стараться поступить в жизни так, чтобы людям было, за что тебя поблагодарить.

VII. Итог занятия.

Учитель: Вот и заканчивается наше занятие. И мне бы хотелось задать вам еще несколько вопросов:

Что вам больше всего понравилось во время занятия?

Какова мораль или урок сказки «Каша из топора»?

(Ответы детей).

Учитель:

Вы правы, поступать нужно по – доброму, чтобы не попасть в глупое положение, как старуха. Потому, что русскому человеку присущи широта души, открытость, хлебосольство, умение находить выход из любой ситуации.

Спасибо вам, дорогие ребята, за ваши ответы и рассуждения. Они меня порадовали. И работали вы по правилам. Давайте оценим своё поведение на занятии.

(Важно, чтобы ребенок мог сам давать оценку себе, опираясь на полученные метки).

Задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую теперь называют устным народным творчеством.

Горели рукописи, в пепелища превращались библиотеки с поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории. Она сохранила, донесла до нас « Золотые россыпи».

    Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывали их родители; став постарше, мы с удовольствием читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.

    Сказки бывают разные, есть сказки, в которых действуют такие герои как Василиса Премудрая, Баба Яга – это волшебные сказки.

Сказки похожие на басни – сказки о животных.

Сказки, где речь идёт о быте дореволюционной России – бытовые сказки.

Бытовая сказка, как показывает её содержание и её герои – самая молодая. А вот волшебная сказка зародилась так давно, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Вы, конечно, хорошо знаете сказки, и я, думаю, вы меня поддержите. Я буду читать начало сказки, а вы её продолжайте.

1.По щучьему веленью

*По моему прошенью.

2. Сивка – Бурка, вещий каурка

* Стань передо мной, как лист перед травой.

3. Несёт меня лиса, в далёкие леса

* За быстрые реки,

За высокие горы.

4. Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитися

* Ваша мать пришла, молочка принесла.

5. Кто, кто в теремочке живёт?

* Кто, кто в невысоком живёт?

5. Поди туда, не зная куда

Принеси то, не зная что.

6. Скоро сказка сказывается

Да не скоро дело делается.

    Не только интерес, не только развлечения есть в сказках. « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал великий поэт. Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, чаще всего это дружеский совет. Выберите из предложенных пословиц, ту пословицу, в которой отражён смысл сказки.

1.Сказка «Каша из топора»

*Смётка дороже богатства.

2.Сказка « Лиса и Журавль».

* За добро и добром платят.

3. Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо.

* Своя земля и в горсти мила.

4. Сказка « Царевна – лягушка»

* Не дорого начало, а похвален конец.

    Русская народная сказка – глубочайший источник воспитания душевных качеств человека. Чтобы ответить на вопрос: «Чему учат сказки?» мы вырастим древо Мудрости. А дерево, как известно, красно своими плодами. Какие плоды созреют на этом дереве? Ответим на этот вопрос вместе.

Я буду называть сказку, а вы вспоминаете те лучшие душевные качества человека, которые в ней отражены.

    «Марья – краса – долгая коса»

**Храбрость, смелость, любовь.

    « Петушок – золотой гребешок»

**Верность, дружба.

    «Василиса Премудрая»

**Смекалка.

    «Гуси – лебеди»

**Послушание и терпение.

    «Морозко»

**Доброта и трудолюбие.

Действительно, это невероятная страна фантазий и чудес, учит человека быть добрым и отзывчивым, честным и порядочным.

    Давно забыты первоосновы сказки – жизнь и представления древнего человека. Сейчас всё другое! Другая жизнь идёт по Земле, а сказка живёт!

Назовите современные предметы, которые пришли к нам из сказки.

Гусли – самогуды - * магнитофон.

Молодильные яблочки - * крем для лица.

Печка Емели - * автомобиль.

Бурёнушка Крошечки Хаврошечки - * стиральная машина и утюг.

Перо Жар – птицы - * электричество.

Чудо – зеркальце – * спутниковая связь и телевидение.

Клубок с нитками - * компас.

Ковёр – самолёт - * авиалайнер.

*В современной жизни сохранился принцип: чтобы что – то получить, что – то заслужить, надо хорошо потрудиться, пройти испытания. По этой схеме строится и учёба, и спорт, и карьера взрослых. На этом стоит и православие.

*Перед нами каждый день, как в сказке, стоит выбор: какими нам быть? Побеждая в себе лень, трусость, эгоизм, нетерпение мы совершаем большое чудо – становимся лучше и добрее, обретая смысл всей нашей жизни.

    Спасибо за внимание!

Тема : Русская народная сказка «Каша из топора.»

Цель : Сформировать представление о бытовых сказках.

Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.

3. Привитие духовно – нравственных ценностей,как основы личностной компетентности.

Тип урока: урок решения новой задачи

Форма урока. Деревенские посиделки

Технология . Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.

Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

Ход урока .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

2. Проверка домашнего задания

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

Это загадка.

Это топор.

Дети читают.

Это была сказка.

4. Введение в тему.

Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

А что вы знаете о сказках?

На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

А сейчас поработаем со словарем.

Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?

По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»

Это был топор.

«Каша из топора»

Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

5. Первичное чтение текста

Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

6.Вторичное чтение текста

Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?

Кто является главным героем сказки?

Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.

Хорошо мы пожужжали и,конечно, всё узнали.

Где происходили события сказки?

А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.

Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.

Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.

Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

Почему он постучался именно в эту избу?

Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

Как обратился он к старухе?

Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (прочитайте)

Как вы понимаете слово сирота?

Что придумал солдат?

Как он это сделал?

Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.

Шёл солдат на побывку.(Выборочное чтение.)

Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Он назвал её хозяюшкой.

С уважением,почитанием.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой.

Он решил сам сварить кашу.

Он видел,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

Он внимательный, сообразительный.

Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. (по карточке)

9.Обобщение прочитанного

Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

Кто вам больше нравится и почему?

Как вы относитесь к старухе, к солдату?

Что бы вы посоветовали героям сказки?

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.

А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.

Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Метка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-

тельное чтение

А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 (на слайд) . Каким способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.

Сколько человек для этого нужно?

С какой интонацией читает каждый герой сказки?

Аналогично ведётся работа по странице 45.

Чтение по ролям.

Слова солдата приветливо, с просьбой?

Слова старухи спокойно, без эмоции.

Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

Чему учились на уроке?

Чему научились?

Что у вас получились? А что нет?

С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.

Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Ребята выходят из класса под музыку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:




Top