Мастер св лючии мадонна в розовом саду. Описание картины Сандро Боттичелли «Мадонна с младенцем и ангелами

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился во Флоренции в семье кожевника. Его старшего брата Джованни, невероятно толстого мальчика, дразнили Бочонком (Боттичелли), и прозвище закрепилось за обоими братьями – некоторые неграмотные соседи считали эту смешную кличку настоящей фамилией. Став старше, Алессандро не стал отказываться от детского прозвища, и пользовался им как псевдонимом, став художником. Первым учителем живописи молодого Сандро стал Филиппо Липпи, чью манеру письма юноша перенял довольно точно. Художник является классическим представителем флорентийской школы живописи. Он создавал как религиозные, так и светские работы – воздушные, светлые, наполненные тончайшими нюансами, нежной игрой света и тени. Произведения Боттичелли пластичны и музыкальны, его отличает особая плавность, певучесть линий. Персонажи картин автора как будто движутся в танце, лица их эмоциональны и лиричны.

В творчестве Боттичелли сохранилось более пятнадцати изображений мадонн с младенцами. Он рисовал их на протяжении всей своей жизни. Раз за разом изображая мать Христа молодой, красивой, невероятно одухотворенной женщиной, художник достиг совершенства в написании подобных картин. "Мадонна с младенцем и ангелами" является одной из самых известных работ автора. На картине мы видим юную, гармонично сложенную светлоглазую женщину классического флорентийского типажа, с большими глазами, мягкими щеками и маленьким подбородком. Ее светло-рыжеватые волосы спрятаны под тончайшей легкой вуалью, над головой гордо сияет золотой нимб. Мадонна одета в тяжелое алое платье, ниспадающее свободными складками, и темно-синюю накидку, закрывающую колени. Она выглядит трогательной и хрупкой, бережно держит свою драгоценную ношу.

Малыш Иисус на руках у женщины невероятно похож на Деву Марию. Если бы не нимб – перед нами был бы простой реалистичный портрет матери, с любовью и нежностью смотрящей на своего сына. Глаза младенца, нежного и пухлого, также устремлены на Мадонну. Два ангела слева и справа от Христа – красивые юные мальчики; ближайший к зрителю чуть старше, взгляд его серьезнее, светлые кудрявые волосы спускаются на спину.

Мягкие крылышки являются скорее декоративным элементом, мы не видим места их соединения с телом; крылья дальнего ангела не видны вовсе. Согласно традиции, ангелы на полотнах должны прославлять Иисуса; однако у Боттичелли это скорее два симпатичных любопытных мальчишки, с интересом разглядывающие мать и малыша. Мадонна с младенцем и ангелы изображены на свежем воздухе, на открытой террасе; далее за белой балюстрадой мы можем видеть одинокие темные кипарисы и бледное голубое небо. Композиция картины дышит покоем и умиротворенностью; молодая мать еще не знает о том, какие испытания выпадут на долю ее крохотного сына в будущем. Нежный прозрачный свет заливает картину, и никакие переживания и страсти пока не трогают ее героев.

Сандро Боттичелли (1445-1510) - великий итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель флорентийской школы.

(подписанные картины кликабельны)

Портрет молодой женщины, возможно Симонетта Веспуччи, 1484

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 — 17 мая 1510) — великий итальянский живописец, представитель флорентийской школы живописи.
Боттичелли родился в семье дубильщика Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.


Обучение мастерству 1445—1469


«Мадонна Евхаристии»
Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году он начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет. В связи с отъездом Липпи в Сполето он перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений Мадонн — по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны:

«Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465—1470),

«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468—1470),

«Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).


Ранние работы 1470—1480


Портрет молодой женщины
С 1470 года он имел собственную мастерскую недалеко от Церкви Всех святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году,

знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1470—1472 он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 имя Боттичелли впервые упоминается в «Красной книге» компании святого Луки. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

На празднике в честь святого 20 января 1474 года картина «Святой Себастьян» с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта Мария Маджоре, чем объясняется её вытянутый формат.

«Поклонение волхвов» (около 1475)
Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.

Поклонение волхвов между 1470 и 1475

Вазари писал: «Поистине произведение это - величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется.»
В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475),

портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.


Пребывание в Риме 1481—1482

«Сцены из жизни Моисея»
Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе … во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508—1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески:

«Наказание Корея, Дафна и Авирона»,

«Искушения Христа»

и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов.

Светские произведения

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного, где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482-1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо, представителя семейства Медичи. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

«Весна»
«Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.»
Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджио дельи Онести.

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Рождение Венеры»
Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения.»
Венера и Марс, с. 1483
В 1480-1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».

«Ад, песнь XVIII»


Религиозные картины 1480-х годов

Паллада и Кентавр около 1482

История Вирджинии между 1496 и 1504

Сильное влияние на творчество молодого Сандро Боттичелли оказали Филиппо Липпи и Верроккио. Возможно, "Мадонна в розарии" - одна из первых самостоятельных работ Боттичелли. Картины Боттичелли, созданные в период ок. 1470, показывают стремительное развитие индивидуальной манеры художника. Особенно это проявляется в картинах, изображающих фигуру Мадонны в полный рост. Два таких произведения Боттичелли - «Мадонна в Славе» и «Мадонна в розарии» - хранятся в собрании Уффици. Это монументальные изображения сидящей фигуры Богоматери, которая заполняет все пространство картины. Они близки по композиции, форме и стилистическим элементам к другой картине, написанной в тот же период - «Аллегория Силы» .

«Мадонна в розарии» - типичная ранняя Мадонна Боттичелли. Типаж Девы Марии органично сочетает в себе черты героинь Филиппе Липпи и Андреа дель Верроккьо и вместе с тем отмечен изяществом линейного строя, характерного для Боттичелли уже в начальный период его творчества.

Как и в других Мадоннах мастера, написанных в 1469-1470 годах, композиция пронизана задумчивостью и лиризмом. Тоже самое с передачей пластических объемов. Художник не увлекается светотеневой моделировкой. Решающий акцент в выявлении форм он делает на линии. Обрисовывая формы, его линия допускает неправильности с точки зрения анатомической точности изображения. Но неправильности эти объясняются не погрешностями в рисунке, а экспрессией Боттичелли, которая играет первенствующую роль в его живописи. И главная тема отображения для него не предметный мир, а область мечты, воображения.

Арка на колоннах, повторяющая форму рамы картины, окружает фигуру Марии, сидящей на каменной скамье, с Младенцем на руках. Боттичелли удалось передать объемность фигуры и глубину пространства. За спиной Мадонны виден сад с цветущими розами, которые являются одним из символов Богородицы.

Хвала Тебе, Господь мой, от нашей матери-земли,
Она питает нас и нами руководит,
И порождает нам плодов такое множество,
Цветы дает нам красные и травы.

Франциск Ассизский


Многие цветы, известные по сочинениям античных авторов (прежде всего ботаника Диоскорида) под латинскими именами, получили в христианские времена религиозные названия. Так, примулу называли ключами святого Петра или Девы Марии (соцветие напоминает связку ключей), пасхальной свечой (часто время ее цветения совпадает с Пасхой). Разные колокольчики именовали лилией святого Иосифа, Вифлеемской звездой, короной Марии, перчаткой Марии, мак называли пуговицами Марии, бегонию — сердцем Иисуса и Божественным оком, вьющийся клематис — волосами Христа или бородой Бога, календулу (ноготки) — пальчиками Марии и салатом всех святых. Сочинения мистиков множили эти уподобления до бесконечности.

Символическое значение приписывалось цветам по ассоциации с разными признаками — с формой, цветом, по созвучию с названием цветка, по месту произрастания. Все белые цветы означали чистоту и непорочность, в особенности белые розы и лилии, красные цветы были символом Страстей Христовых (особенно розы), крови, пролитой святыми и мучениками.

Pseudo Pier Francesco Fiorentino, Italian (active Florence), active c. 1445-1475 -- Virgin and Child before a Rose Hedge

РОЗАРИЙ (лат. Rasarium) — обобщенное название нескольких типов композиций, в которых изображают Мадонну на фоне цветущего сада, на фоне садовой беседки, решетки с вьющейся зеленью (итал. Madonna del Roseto) или сидящей на земле в "розовом саду" (лат. Hortus Conclusus — "Запертый сад", образ Рая, Царства Небесного; Богоматерь Вертоград; "Сад любви").

Композиция Розария проникнута радостным, праздничным чувством. Метафора "Запретного сада" (в русской традиции — Вертоград заключенный) также восходит к радостным стихам ветхозаветной книги Песнь песней Соломона: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник: рассадники твои — сад с гранатовыми яблоками, с превосходными плодами, киперы с нардами, нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами». (Песн. 4: 12-15)

Выдающейся картиной, относящейся к иконографии Розария, является "Мадонна в саду роз" немецкого живописца кёльнской школы Стефана Лохнера.

Lochner Stefan (ок. 1400-1451)__Мадонна в беседке из роз_1440 г_Кельн, музей Вальраф-Рихарц

По распространенному в западноевропейской литературе толкованию, образ невесты и образ сада, о которых говорится в Песни песней, связывались с Богоматерью. На основе этих представлений складывались латинские аллегории сада, встречающиеся в XIII-XIV вв. преимущественно в проповедях на праздники, связанные с почитанием Девы Марии. В католических литаниях (молениях) Деву Марию именуют "Волшебной", или "Мистической розой" (итал. Rosa Mistica). Цветок розы символизирует радость (белая роза), страдания (красная роза) и славу (желтая роза). Деву Марию изображают на фоне Райского сада в окружении Ангелов, которые славят Ее музыкой и пением.

В Средние века теологи полагали, что земной рай не был смыт потопом, но уцелел и где-то продолжает существовать.Поэтому реальный земной сад считался образом небесного рая. Сады разбивались при монастырях, позднее в замках; цветоводство стало важным занятием монахов. И в церковном, и в светском саду центральное место отводилось растениям, проникнутым христианской символикой. В первую очередь это были розы и лилии — цветы, посвященные Деве Марии. Роза, цветущая среди шипов, уподоблялась Деве, родившейся и жившей среди грешников.

Master of the St. Lucy Legend. 1475/1480__Virgin among Virgins in the Rose Garden_Institute of Arts, Detroit.

Domenico Veneziano (c. 1410-1461) __ Madonna del Roseto_1410

Martin Schongauer (1430-1491, German)__Madonna of the Rose Bush _1473

Обращение к природе и окружающему миру является непременной чертой практически всех художников Возрождения. Мадонна помещена в некий дикий сказочный сад с цветущими розовыми кустарниками и поющими птицами . В связи с этим выявляется и некая символическая составляющая картины. Розы обычно связывают с образом Мадонны, но в конкретном случае этот знак скорее относится к Христу в качестве символа мученичества. В конце средневековья и в эпоху раннего Возрождения были распространены подобные композиции: Мадонна с Христом сидят в окружении розовых кустов, которые ограничивают их пространство. Сказочные птицы представляют собой вполне определенных щеглов. Это атрибут Христа. В католической традиции даже существовала легенда, связывающая эти образы . Говорили, что щегол приобрел свое красное пятнышко в тот момент, когда сел на голову Христу, когда его вели на Голгофу. Тогда птица извлекла терновую колючку из его брови, а капля крови случайно попала на оперение щегла. Получается, что символы розы и щегла намекают в картине на будущие страдания Христа ради искупления грехов человечества.


Stefano Da Verona (Dit Zevio) (1375-1451) __ Madonna in the Rosary _circa 1435

Unknown Master, German (active around 1420 in the Upper Rhineland)__Madonna of the Strawberries _circa 1420

Pisanello (1395 - 1455)_-_Madonna della quaglia (Мадонна с куропатками)_1420

"Мадонна делла Куалья" работы Пизанелло, композиция которой близка Розарию.

Virgin and Child in a Rose-Garden with Two Angels__Hans Memling (1440-1494)__museo_del_prado

Мария с младенцем на руках сидит в цветущем саду, а два ангела поддерживают над ней корону. Картина, в которой еще сохраняется позднеготическая хрупкость, оставляет ощущение умиротворенности и одновременно беспокойства. Угловатые ломкие складки красной одежды Марии, заполняющие всю нижнюю часть композиции, словно движутся, вибрируют. Бледное одухотворенное лицо Мадонны спокойно, но в ее тонких чутких пальцах таится напряжение. А вокруг - Божья благодать. Среди роз снуют птицы, земля покрыта весенним ковром цветов. Художник с реалистической достоверностью и трогательной любовью запечатлел природу Эльзаса. Именно эти растения (розы, ирисы, клубнику, пионы, желтофиоль) и именно этих птиц (малиновок, синиц, воробьев, щеглов) можно увидеть в здешних садах в конце весны.

И в то же время все изображенные растения и птицы символичны: шипы на розовых кустах напоминают о терновом венце Иисуса, скромный воробышек обозначает добродетель, белые цветы клубники символизируют девственную чистоту Марии, а трилистник - триединство Божества

Sandro Botticelli (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi) (1445 - 1510)__Madonna of the Rosegarden (Madonna del Roseto)_ 1469-1470_ Galleria degli Uffizi, Florence, Italy


"Запертый сад" трактуют в качестве символа девственной чистоты, непорочности, целомудрия, но также: "вообще плодородие, в духовном смысле — обилие добродетелей невесты". Слово "сад" в вульгате (латинском тексте Библии) обозначено как "pardes" (от персидск. pairidaeza, греч. paradeisos — Парадиз).


Sandro Botticelli (1445 - 1510)__ Madonna of the Rose Garden_1468_ Musee du Louvre, Paris


Madonna-in-the-rose-garden__ Luini Bernardino (1482—1532)

Madonna of the Rose _circa 1520__Raphael (1483-1520)

Madonna in a Rose-Garden (Madonna del Roseto) 1450-55 by LUCA DELLA ROBBIA_Glazed terracotta, 83 x 63 cm Museo Nazionale del Bargello, Florence

Parmigianino - Die Madonna mit der Rose (1529/1530), Dresden, Gemаldegalerie


Albert Edelfelt __ The Virgin Mary in the Rose Garden(1898)_Painting - watercolor



С символикой "Сада роз" связано происхождение чёток, изобретенных Св. Домиником. Чётки называют "венком из роз" (лат. Rosarium) и почитают в качестве символа девственности Марии . По преданию, Св. Доминик сделал свои чётки из лепестков роз, перетертых с гуммиарабиком..Как гласит легенда, Доминику было видение: Мадонна (в иной версии — Младенец Христос) подарила ему бусы. Монах назвал их "розовой короной Мадонны" Предположительно, название связано со средневековой церемонией: вассал подносил своему сюзерену венок из роз в знак почтения и подчинения (отсюда, в частности, происходит обычай изображения ктиторов и донаторов в образе рыцарей в латах рядом с Мадонной). В конце XV — начале XVI в. в католическом обряде складывается культ чёток, им приписывали волшебную силу, побеждающую ересь

Чётки Св. Доминика изображали на алтарных картинах в виде венка из роз (исп. Rosario; нем. Rozenkranz). Под эгидой доминиканцев в Западной Европе возникали монашеские "Братства розариев" (нем. «Rosenkranzbrderschaften").


Альбрехт Дюрер__«Праздник венков из роз» или «Праздник чёток» / фрагмент / (нем. Rosenkranzfest)_ 1506


фрагмент / Rosary Madonna, scene: Mary and St Dominic, two angels and medallions depicting scenes from the life of Jesus and the Passion c. 1596-1598 __Guido Reni (1575-1642)

В конце XV в. в католическом искусстве складывается композиция "Дева Мария чёток" (нем. Rosenkranzmadonna) — Мадонну изображают в мандорле, образованной венком роз, в котором каждый одиннадцатый цветок крупнее предыдущих, как в чётках Св. Доминика, насчитывающих 15 десятков бусин..

8 декабря 1476 г. Папа Римский подтвердил догмат о непорочном зачатии Девы Марии (официально догмат утвердили только в 1854 г.; см. Мадонна Иммакулата). Это способствовало развитию мистического культа Девы Марии как "Мадонны роз", или "Мадонны чёток".


Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682) Непорочное зачатие Из Эскориала 1645-50гг./ Музей Прадо, Мадрид, Испания

Догмат о непорочном зачатии Девы Марии провозгласил Папа Римский Сикст IV 8 декабря 1476 г. Однако официально догмат утвержден Папой Пием IX только в 1854 г. Праздник Непорочного зачатия установил Папа Александр VII в 1661 г.

Благовещение Марии_ 1517—1518 __ Ф. Штосс для церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге

Одним из примеров иконографии Розария является композиция Благовещения Марии из раскрашенного дерева, созданная Ф. Штоссом для церкви Св. Лаврентия в Нюрнберге (1517—1518) . Огромные фигуры Девы Марии и Архангела Гавриила заключены в овальную раму из роз и подвешены высоко в хоре церкви, пронизанные лучами света (размер обрамления 3,73х2 м). По краям розария спускаются концы чёток из увеличенных бусин. Композицию венчает изображение Бога Отца (Саваоф) в короне. Змей, символ греховных сил, помещен внизу. В медальоны вокруг главных фигур включены эпизоды "Семи радостей Девы Марии"

Rosenkranzmadonna,__ Tilman Riemenschneider (1460 - 1531).

На юге Германии, в 1 км к северо-западу от Вюрцбурга, среди старинных виноградников находится церковь "Марии в винограднике" (Maria im Weingarten), построенная в XV в. для пилигримов. Внутри церкви сохранилась деревянная статуя "Мадонны Розария" (Rozenkranzmadonna) работы франконского скульптора Т. Рименшнайдера (1512—1524)

Название иконы основано на стихах книги «Песнь песней Соломона», в которых приводится описание рая: Вертоград заключен, сестра моя невеста, вертоград заключен, источник запечатлен. Леторасли твоя сад шипков с плодом яблочным, кипри с нардами, нард и шафран, трость и киннамон со всеми древами ливанскими, смирна, алой со всеми первыми миррами, источник вертограда, и кладязь воды живы и истекающия от Ливана.
(Песн.4:12-15)

В буквальном прочтении в тексте Песни Песней «изображается взаимная пламенная любовь жениха и невесты, завершившаяся брачным союзом; в женихе видят обыкновенно самого Соломона, а в невесте — одну из его жен, называемую в Песни песней Суламитой». В святоотеческих толкованиях «Песни песней» образы невесты и сада связываются с Богородицей. В этом толковании на её приснодевство указывают слова «вертоград заключен, источник запечатлен», а садовый источник живых вод — это Иисус Христос, который входит в сад, не нарушая девства Богородицы.

В православных песнопениях образ вертограда также связывается с Богородицей: «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос». Кроме того, в гимнографических образах рая часто приводится образ ограждённого сада, так как ограда связывается со спасением и изоляцией от греха.

Икона Божией Матери "Вертоград заключенный"._ Ок. 1670 г. __Мастер Никита Павловец (ГТГ)

Среди многочисленных памятников русской живописи XVII в. икона Никиты Павловца «Вертоград заключенный» (датируется около 1670 г., ныне хранится в Государственной Третьяковской галерее) занимает особое место. Этот образ — один из известнейших шедевров русской иконописи. В то же время он уникален с точки зрения общего художественного строя и иконографии, которая является практически неисследованной. Значение образа сложно переоценить — это единственная известная сейчас икона Богоматери «Вертоград заключенный», празднование которой по церковному календарю приходится на 14 марта (по старому стилю).По всей видимости, икона Никиты Павловца опирается на западноевропейские образцы (хотя и не копирует ни один из них), и не имеет своим источником композицию из Страшного суда, также называемую «Вертоград заключенный», где Богоматерь представлена на фоне райского сада, сидящей на троне между двумя ангелами.

Вторая половина 17 века отмечена появлением на Руси целого ряда новых богородичных икон под воздействием поствизантийского,несущего в себе черты католического влияния, и собственно западного искусства. Иногда художники создавали образы совершенно не характерные для Православной культуры. Чаще, как в случае с "Богоматерь Неувядаемый Цвет",западноевропейская традиция очищается от явно несовместимых с православием черт и создаётся новая иконография, которая органично входит в православную иконопись, хотя дух аллегоризма,схоластики,свойственный западному искусству,в ней сохраняется.

Богоматерь Неувядаемый Цвет__Тихон Филатьев_1691_ Москва. Оружейная палата.




Top