Матренин двор. А


Солженицын: Матренин двор

Григорьева Матрена Васильевна - крестьянка, одинокая женщина шестидесяти лет, из-за болезни отпущенная из колхоза. В рассказе документально воспроизведена жизнь Матрены Тимофеевны Захаровой, жительницы деревни Мильцево (у Солженицына Тальково) Курловского района Владимирской области. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» было изменено по предложению Твардовского, считавшего, что оно слишком прямолинейно раскрывает смысл центрального образа и всего рассказа. Матрена, по словам односельчанок, «за обзаводом не гналась», одевалась кое-как, «помогала чужим людям бесплатно». Дом старый, в дверном углу у печки - Матренина кровать, лучшая приоконная часть избы уставлена табуретками и лавками, на которых кадки и горшки с любимыми фикусами - главное ее богатство. Из живности - колченогая старая кошка, которую Матрена пожалела и подобрала на улице, грязно-белая коза с кривыми рогами, мыши да тараканы. Замуж Матрена вышла еще до революции, потому что «мать у них умерла… рук у них не хватало». Вышла за Ефима - младшего, а любила старшего, Фаддея, но тот ушел на войну и пропал. Три года его ждала - «ни весточки, ни косточки». На Петров день повенчались с Ефимом, а на Миколу зимнего вернулся Фаддей из венгерского плена и едва не порубал их обоих топором. Родила шестерых детей, но они «не стояли» - не доживали до трех месяцев. Во вторую мировую пропал Ефим, и осталась Матрена одна. За одиннадцать послевоенных лет (действие происходит в 1956 г.) решила Матрена, что его уже нет в живых. У Фаддея тоже родилось шестеро детей, все были живы, и Матрена взяла к себе младшую девчонку - Киру, воспитала ее. Пенсию Матрена не получала. Болела, но не считалась инвалидом, четверть века проработала в колхозе «за палочки». Правда, потом стали ей все-таки платить рублей восемьдесят да еще сто с лишком получала от школы и постояльца-учителя. Не заводила «добра», не радовалась случаю заполучить квартиранта, не жаловалась на болезни, хотя два раза в месяц валил ее недуг. Зато беспрекословно шла работать, когда прибегала за ней жена председателя, или когда соседка просила помочь копать картошку - никогда никому Матрена не отказала и денег ни с кого не брала, за что и считали ее глупой. «Вечно она в мужичьи дела мешалась. И конь когда-то ее чуть в озере не сшиб под прорубь», да и напоследок, когда увозили ее горницу, могли бы обойтись без нее - нет, «меж трактором и санями понесло Матрену». То есть всегда она была готова помочь другому, готова пренебречь собой, отдать последнее. Вот и горницу отдала воспитаннице Кире, значит, придется разломать дом, ополовинить его - невозможный, дикий поступок, с точки зрения хозяина. Да еще бросилась помогать перевозить. Вставала в четыре-пять часов, до вечера хватало всяких дел, в уме заранее составлен план, что делать, но как бы ни уставала, всегда была доброжелательна.

Матрене была присуща врожденная деликатность - боялась обременить собой и потому, когда болела, не жаловалась, не стонала, стеснялась вызвать из поселкового медпункта врача. В Бога верила, но не истово, хотя всякое дело начинала - «С Богом!». Спасая имущество Фаддея, застрявшее на санях на железнодорожном переезде, М. попала под поезд и погибла. Ее отсутствие на этой земле сказывается незамедлительно: кто же теперь пойдет шестым впрягаться в соху? К кому обращаться дза помощью? На фоне смерти Матрены проявляются характеры ее алчных сестер, Фаддея - бывшего ее любимого, подруги Маши, всех, кто принимает участие в дележе ее нищего скарба. Над гробом несется плач, который переходит в «политику», в диалог между претендентами на Матренино «имущество», которого всего-то - грязно-белая коза, колченогая кошка да фикусы. Матренин постоялец, наблюдая все это, вспоминая живую Матрену, вдруг отчетливо понимает, что все эти люди, и он в том числе, жили рядом с нею и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого «не стоит село». Рассказчик - автобиографический персонаж. Матрена называет его Игнатьичем. Отбыв ссылку в «пыльной, горячей пустыне», он реабилитирован в 1956 г. и пожелал жить в деревне где-нибудь в средней полосе России. Оказавшись в Талькове, он поселился у Матрены, преподавал математику в школе. Лагерное прошлое проступает во всех его поступках и желаниях: уйти от посторонних глаз, от любого вмешательства в свою жизнь. Игнатьич болезненно переживает случай, когда Матрена случайно надела его телогрейку, не выносит шума, особенно репродуктора. С Матреной они сразу поладили - с ней невозможно было не ладить, хотя и жили в одной комнате, - до того она была тихая и услужливая. Но и Игнатьич, человек многоопытный и ученый, не сразу понял Матрену, и оценил ее по-настоящему лишь после смерти.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/

Любовь. Вопросы и задания к тексту. Словарная работа. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм. Вступление. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вернемся к эпиграфу урока. История государства Российского. Из жизни Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

«Кондратий Фёдорович Рылеев» - Из приговора по делу декабристов. Заговорщиков допрашивал сам государь. Петербург. Кондратий Федорович Рылеев. Пример обаяния Наполеона. Казнь совершилась. Выпущен прапорщиком в артиллерию. Я не поэт, а гражданин. Принят в члены Северного тайного общества. Победа над Наполеоном. Воспитание и образование. Поэт. Романтическая направленность поэзии. Попытка государственного переворота.

«Детство и юность Пушкина» - Детство. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Детство и Юность. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Происхождение. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Пушкин Александр Сергеевич. Юность.

«Литературная викторина по Пушкину» - Высочайше пожалованное Пушкину звание. Последние годы жизни Пушкина. Наполеон и Байрон –любимые герои романтической молодежи начала 19 века. Юность поёт о любви - муж воспевает тревоги. Ода «Вольность». Пушкин родился в Москве на Немецкой улице. Назовите художника. Орест Кипренский. Самовластительный злодей. По какому поводу обнимал. Первое стихотворение А. С. Пушкина. Южная ссылка. В Стихотворении «К морю» Пушкин называет их «властителями наших дум».

«Славянская мифология» - Cамовилы. Живопись. Влияние на культуру. Происхождение термина. Актуальность сборника, включающего в себя материал о персонажах. Жердяй. Действительные случаи. Tюха Лохматая. Сборник состоит из трех частей. Aнчутка. Славянская мифология. Bолкодлак. Yдельница. Углубить знания о славянской мифологии. Восточнославянская мифология. Сверхъестественные существа в славянской мифологии. Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа.

«Пугачёв и пугачёвщина» - Жизненные позиции Пугачева. Гринёв. Роль образа Пугачева. Борьба двух начал. Эволюция характера. Прочитать повесть. Знакомство. Волк или человек. Портрет. Историчность Пугачева. Пугачев и пугачевщина. Изверг и злодей. Пугачевщина. Деликатность души. Влияние на жизнь героев. Обращение к фольклору. Историческая личность. Традиционный романтический мотив. Две стороны одной медали. Отношение других персонажей.


































1 из 33

Презентация на тему: Рассказ «Матренин двор» (материалы к уроку)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе - «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини - Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцево Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика - Игнатич - созвучно с отчеством А. Солженицына - Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». История создания и публикации рассказа

№ слайда 3

Описание слайда:

Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть - на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название - «Матренин двор» - несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Смысл названия

№ слайда 4

Описание слайда:

Род, жанр, творческий метод Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение - работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно - случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В. Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», высказал мнение, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике.

№ слайда 5

Описание слайда:

Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у её колченогой кошки (та давила мышей)»). Жанр

№ слайда 6

Описание слайда:

Тематика Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть - из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

№ слайда 7

Описание слайда:

Идея Поднятые проблемы в рассказе подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдание только ярче проявляют меру человеческого в каждом. Но гибнет Матрена - и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрениного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

№ слайда 8

Описание слайда:

Матрена Главная героиня рассказа - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила племянницу Киру. Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать другим в радости и в горе. Она бескорыстна: помогая соседям копать картошку, искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песчаном неудобренном огороде его никогда не бывает. Все богатство Матрены - грязно-белая коза, хроменькая кошка да фикусы в кадках.

№ слайда 9

Описание слайда:

Матрена - средоточие лучших черт национального характера: она стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому что не на заводе, не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно только за мужа, то есть по потере кормильца (муж не вернулся с войны). Жить приходится чрезвычайно трудно. Она добывает траву для козы, торф для тепла, собирает старые, вывороченные трактором пеньки, собирает в лесу бруснику, сажает картошку.

№ слайда 10

Описание слайда:

Образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына - воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь - житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко - «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни. Двор Матрены - один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красою Матрена живет «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом - погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу. 182

№ слайда 11

Описание слайда:

Сюжет и композиция Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием - Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще - кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой.

№ слайда 12

Описание слайда:

Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти матери один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. В третьей части дается описание похорон и поминок. Они показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки. Сюжет и композиция

№ слайда 13

Описание слайда:

Художественные особенности Художественный мир в рассказе выстраивается линейно - в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь

№ слайда 14

Описание слайда:

со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее - уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

№ слайда 15

Описание слайда:

Матрена В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткому, летостъ, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками - от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки.

№ слайда 16

Описание слайда:

Образ рассказчика Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта - в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её.

№ слайда 17

Описание слайда:

Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки...»; «Зато и вознаградила меня Матрёна...». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Все мы жили рядам с ней /и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город. /Ни вся земля наша». Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

№ слайда 18

Описание слайда:

Значение произведения «Есть такие прирожденные ангелы, - писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С. Лесков, праведность - это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

Точка зрения Анна Ахматова Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. В. Сурганов В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях. (Из книги «Слово пробивает себе дорогу». Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978.)

№ слайда 21

Описание слайда:

Это интересно 20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») - был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы - в мещерской деревне Мильцево. Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир.

№ слайда 22

Описание слайда:

Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу - она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек... Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Что они могли знать, что я мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации - просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых - дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи. Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику - дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально.

№ слайда 23

Описание слайда:

На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал. И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, - говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). - Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич - надо ему варить, печку топить». И обратно домой». Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу. Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе. (Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын»)

№ слайда 24

Описание слайда:

Матренин двор беден, как прежде Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба - племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», - сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери - самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Миль-цево (в рассказе Солженицына - Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына - Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски. В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо». Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, - жалуется она. - Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста - основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены. Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад. Леонид Новиков, Владимирская область (http://12-03.mysob.ru/news/culture/12445.html) 189

№ слайда 25

Описание слайда:

Советуем прочитать Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. - 1995. № 24. Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. - 1993. № 2. Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. - Абакан: издательство ХГУ, 1997. МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. - 1995. № 5. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. - М., 1991. СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. - М.: Молодая гвардия, 2009. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. - М.: Русский путь, 1978. ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. - М., 1994. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. - М., 2003. 190

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

О номере 1 – 1963 журнала «Новый мир» 7.1. 1963. Подписан к печати № 1. В номере: А. Солженицын. Два рассказа («Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка»). И. Эренбург. Люди, годы, жизнь. Кн. 5. Стихи Анны Ахматовой, М. Луконина. Статьи И. Забелина («Человек коммунизма, природа и наука»), Т. Бачелис («Режиссер Станиславский»), Ю. Манна («Художественная условность и время»). Рецензии Е. Стариковой, А. Берзер, Б. Зингермана и др. 10.1. 1963 Из дневника цензора B.C. Голованова

№ слайда 28

Описание слайда:

Из дневника цензора B.C. Голованова 8. II. 1963 Думал о том, что за последние полгода-год сформировалось и выявилось особое течение в прозе: A. Яшин, Алексей Некрасов, В. Войнович, Е. Дорош сочинения в чем-то друг другу близкие – и, конечно, Солженицын, стоящий впереди всех, но близкий этому роду литературы. Устав от лжи и приспособлений «вымысла», литература обратилась к правде почти документальной, «очерковой», самой, по видимости, не связанной «условиями», достоверной. Вспоминается, что Толстой говорил о близком конце, гибели романа: стыдно придумывать, что могло случиться с вымышленными героями, а надо рассказывать честно, то, что видел и знаешь. Недурная тема для статьи: «О честной прозе». Солженицын и колесо истории

№ слайда 29

Описание слайда:

№ слайда 30

Описание слайда:

ВОКРУГ РАССКАЗОВ О рассказах «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» Константин Лагунов НАШЛИСЬ люди, которые поспешили расставить вехи не вдоль широкой столбовой дороги развития советской литературы, а вдоль извилистой тропинки, ведущей в гиблое болото формализма, субъективизма, худосочного схематизма. Что за вехи расставили они? Это «Люди, годы, жизнь» И.Эренбурга, «По обе стороны океана» В.Некрасова, «Звездный билет» и «Апельсины из Марокко» В.Аксенова, «Матренин двор» и «Случай на станции Кречетовка» А.Солженицына, «Бабий яр» Е.Евтушенко. Что роднит эти произведения, разные по содержанию и форме? Они искажают нашу действительность, нарочито выпячивая ее теневые негативные стороны. Как-то недавно мне довелось беседовать с одним любителем литературы. Защищая «Матренин двор», он воскликнул: «Но ведь это правда. Солженицын написал то, что видел». Не спорю. Больше того, я тоже уверен, что Солженицын видел все это. Но все ли увиденное есть правда? И всякая ли правда является правдой жизни? Из статьи «Вехи в щти >> («Тюменская правда», 17марта 1963 года). 125

№ слайда 31

Описание слайда:

Семен Бабаевский В этой связи уместно сказать, что описывать плохое, темное и грязное значительно легче, чем воспевать хорошее, светлое и чистое. Легче показать опустошенность души, нежели ее величие и красоту. Всегда легче очернять, нежели обелять, легче разрушать, отрицать, нежели строить и утверждать новое. Чего проще взять, скажем, старуху Матрену, как это сделал А.Солженицын в рассказе «Матренин двор», и нарисовать ее жизнь сплошь черными красками, и представить дело так, будто тут всему вина колхозный строй. Не видеть тех удивительных перемен, которые произошли в деревне благодаря колхозному строю, значит быть человеком слепым, значит обижать колхозников и колхозниц, таких, как Надежда Григорьевна Заглада, а их в стране миллионы. Но писателю в данном случае, надо полагать, нет дела до того, кого он радует и кого обижает и оскорбляет. Из статьи «Партия и литература» («Советская Кубань», Краснодар, 19 марта 1963 года). B.Панков Недавно в устном выступлении на собрании критиков один из них, А.Македонов, теряя чувство реальности, провозгласил гениальным писателя, только что опубликовавшего повесть и два рассказа. Из статьи «От первой книги - только вперед!» («Комсомольская правда», 21 марта 1963 года). 126 ВОКРУГ РАССКАЗОВ `Слово пробивает себе дорогу` (Сборник статей и документов об А.И.Солженицыне)

№ слайда 32

№ слайда 33

Описание слайда:

Виктор Полторацкий Автор с глубоким сочувствием изобразил в этом рассказе горькую жизнь и слепую бессмысленную гибель своей квартирохозяйки Матрены Васильевны. Но в рассказе получилось как-то так, что вообще уклад деревенской жизни направлен к тому, чтобы причинять праведнице Матрене страдания и в конце концов привести ее к гибели. И вот, хотел того или не хотел А.Солженицын, но, усугубив страдания своей героини, он создал образ безропотной «Матрены-великомученицы», который вполне естественно вписался бы в бунинскую «Деревню» с ее беспросветностью бессмысленного и скудного бытия. Да и в самой сегодняшней деревне писатель как бы не заметил черт нового времени. Думается мне, что тут дело в позиции автора - куда глядеть и что видеть. И очень жаль, что именно талантливый человек выбрал такую точку зрения, которая ограничила его кругозор старым забором Матрениного двора. Выгляни он за этот забор, и в каких-нибудь двадцати километрах от Тальнова увидел бы колхоз «Большевик» и мог бы показать нам праведников нового века - людей, вдохновенно преображающих землю, утверждающих новые коммунистические отношения в общественной жизни. Конечно, у каждого писателя есть право изображать то, что он хочет; но у него есть также и обязанности перед тем, к кому он обращается, для кого он пишет. Он должен понимать свое время, чувствовать его дух, его устремление и идеалы. Из статьи «Матренин двор и его окрестности» («Известия», 29 марта 1963 года). 127 ВОКРУГ РАССКАЗОВ

1 из 32

Презентация - Матренин двор А.И. Солженицын

Текст этой презентации

Александр Исаевич Солженицын 1918–2008 гг.

Таисия Захаровна
Исаакий Семёнович
Кисловодск, 1918 г.

Ростов-на-Дону, 1924 г.
Ростовский университет, 1941 г.

1942 г. – фронт, командир батареи звуковой разведки.

1945 г. Арест А.И. Солженицына
1945-1953 г. – годы заключения

«В круге первом» «Архипелаг ГУЛАГ»
В своём исцелении Солженицын усмотрел проявление божественной воли – повеление рассказать миру о советских тюрьмах и лагерях, открыть истину тем, кто ничего не знает об этом или не хочет знать.
1959 г. «Щ-854 (Один день одного зэка)»
«Один день Ивана Денисовича» 1962 г.

1963 г. «Матрёнин двор»
«Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила».

После 1966 года сочинения писателя не печатались на родине более двадцати лет.
1969 г. - исключение из Союза писателей.

1970 г. - лауреат Нобелевской премии.

1974 г. - выдворение из Советского Союза.

1994 г. - возвращение на Родину.

Glavkom NN
«Я пишу правду о русской истории».

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России».
Изначально автор назвал свое произведение «Не стоит село без праведника». В 1963 году во избежание трений с цензурой издатель А. Твардовский изменил название - мысль о праведничестве отсылала к христианству и никак не приветствовалась в начале 60-х годов ХX века.

Есть такие прирожденные ангелы – они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая … А.И.Солженицын

Нравственным можно считать человека:
С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

Лексическое значение слов:
Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие – стремление к личной выгоде, наживе, жадность. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими

«Матренин двор» (1963 г.)
Почему рассказ называется «Матренин двор»? Какой смысл здесь имеет слово «двор»?
Чем и кем «стоит село, город… вся земля наша»?

.
Перечитайте самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Почему? Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?
Матрёнин двор

Портрет Матрёны
«лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»
Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

История жизни Матрёны
Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она - праведница

Матрёнин дом
СНАРУЖИ: четыре оконца в ряд на холодную некрасную сторону изгнившая щепа посеревшие от старости брёвна сруба и ворота, проредившаяся их обвершка
ИЗНУТРИ: русская печь, спасающая Матрёну от чёрного недуга тёмное тряпьё, бесценное в жизни рабочего человека любимые фикусы, заполнившие одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой «жильцы» дома – кошка, мыши и тараканы, не дающие никакой материальной выгоды
Здесь не было ничего злого, не было лжи

Один день из жизни Матрёны Васильевны
Когда и как начинался Матренин день? Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему? Отчего образ жизни Матрёны так приглянулся Игнатичу, человеку «дальнему», недеревенскому? В чём находила Матрёна смысл повседневного существования?

Один день из жизниМатрёны Васильевны
Тихо, вежливо, стараясь не шуметь хлопотать утром по дому
Бескорыстно помогать всем
Кормить козьих пастухов, вгоняя себя в большой расход
Запасаться на зиму топливом, постоянно рискуя попасть под суд
Кланяясь лесным кустам, возвращаться домой с доброй улыбкой
Лишь бы не запоздниться (вставать в четыре-пять утра)

Художественная деталь:
Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

Прошлое Матрёны
Перечитайте и прокомментируйте первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

Праведник - человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

Почему именно Кире Матрёна завещала свою горницу? Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом? Что даёт ей силы пережить это? Что необычного происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Какое значение имеет образ изломанной избы в характеристике ломателей и самой Матрёны?
История с горницей

Что стало причиной смерти Матрены? Как прощаются с Матрёной деревенские жители и как – её близкие родственники? О чём плачут сёстры, мужнина родня? Чьё поведение «выбивается» из общего сценария прощания?
Прощание с Матрёной
Объясните, почему именно неодобрительные отзывы золовки позволили Игнатичу по-новому взглянуть на образ Матрёны? Что при этом было для него главной неожиданностью? Как повлияла гибель Матрёны на окружающих?

Причины смерти Матрёны
Гибель Матрёны была предопределена: праведнице было невмочь среди людей жадных, завистливых, корыстных и злобных. И кроме того – душевно слепых. «Говорят смерть выбирает лучших. И если не придерживаться точного реального факта, то в этом виден какой-то символ: уходит из жизни именно Матрёна –праведница. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:




Top