Матренин двор. А.Солженицын «Матрёнин двор Презентация образ матрены по рассказу матренин двор



  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Закрепить знания учащихся по русской литературе 20 века; их умения и навыки самостоятельной творческой работы;
  • Раскрыть художественные особенности рассказа путём целостного анализа текста;
  • Развивать творческие способности учащихся (умение свободно высказывать своё мнение, опираясь на прочитанное);
  • Повышать речевую культуру учащихся во время анализа художественного произведения;
  • Остановиться на таких вопросах нравственного воспитания, как справедливость, бескорыстие, достоинство;
  • Формирование читательских интересов.

  • Изучая русскую литературу 20 века, мы не можем не говорить о творчестве А. И. Солженицына, и даже больше – об эпохе Солженицына. С его именем и с его творчеством связан весь 20 век. Леонид Бородин назвал его « опорой, которая так нужна в нашем противосто-

янии равнодушию».

А что вы знаете о Солженицыне?



  • Для меня А. И. Солженицын всегда будет олицетворять великого русского писателя, «Льва Толстого 20 века».

А какое место отводите вы Солженицыну в русской литературе? Кто он для вас?

* Интеллигент, удивительное чудо, талант, патриот, русский писатель, совесть земли Русской, достойнейший человек, изгнанник, избранник России, пророк…



«Деревенская проза» 20 века.

«Матрёнин двор»

«Новый мир».

«Не стоит село без праведника»

Матрёнин двор –

Матрёнин мир –

Особый мир праведника

«Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности».

«Крестьянская поэзия» 19 века

(Некрасов)


  • Образы Матрёны Васильевны и Матрёны Тимофеевны Корчагиной созвучны, сочетаемы. Рассказ «Матрёнин двор» не особое явление русской литературы 20 века, а плоть от плоти русской классической литературы 19 века – «крестьянской поэзии» Н.А.Некрасова и др.
  • В 1956 году Солженицын решил дать этому рассказу новое название, так как Матрёна Васильевна – одна из праведниц земли русской.
  • Но в итоге вернулся в 1959 году к названию 1953 года – «Матрёнин двор», так как название это имеет более глубокий, даже глубинный смысл: Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника – русский патриархальный мир. Под этим названием рассказ вышел в 1963 году в журнале «Новый мир».
  • Образ Матрёны-праведницы даёт нам право говорить, что из этого рассказа «вышла» «деревенская проза» 20 века – книги Ф.Абрамова, В.Шукшина и других писателей.

  • Рассказ «Матрёнин двор» - одно из интереснейших произведений А. И. Солженицына. Его главная героиня – простая сельская труженица Матрёна. С одной стороны её можно рассматривать как жертву власти и алчности людей. Но с другой – жалкой и несчастной её не назовёшь. Через суровые испытания прошла эта женщина, но сохранила в своей душе христианский огонь любви к людям, осталась верна библейским законам нравственности, уберегла незапятнанной свою совесть. Так кто же она – Матрёна – жертва или святая? Над этим вопросом мы подумаем, анализируя рассказ.
  • Этот рассказ автобиографичен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и её смерть воспроизведены как были. Истинное название деревни – Мильцево (Курловский район Владимирской области). В основе рассказа – случай, раскрывающий характер главной героини. Через трагические события – гибель Матрёны – автор приходит к глубокому пониманию её личности.


  • Почему Солженицын разделил свой рассказ на 3 части? Озаглавьте каждую из них. Объясните своё заглавие.
  • 1 часть – «Матрёна в восприятии рассказчика» - говорит рассказчик.

2 часть – «Прошлое героини» - рассказывает сама.

3 часть – «После смерти» - говорят односельчане.




  • Какие эпизоды в рассказе раскрывают лучшие стороны характера и поведения героини? Найдите их в тексте.
  • Эпизод с фикусами, кошка, вера в Бога, музыка, Кира и др. Черты характера – трудолюбие, сердечность, простота, бескорыстие, сострадание, сочувствие.


  • Почему её не понимал ни муж, ни сёстры, ни соседи? За что они её осуждали?
  • Не понимали, потому что не похожа на других, незаурядная, особенная, не такая, как все. Осуждали, потому что нечистоплотная, хозяйства не держала, не бережливая, глупая, всем бесплатно помогала.

  • В чём противопоставлены Фаддей и Матрёна? Каков смысл этого противопоставления?
  • Как бы тяжела ни была судьба, она ярче проявляет меру человеческого в людях. Фаддей – ненасытный старик, самая страшная фигура в рассказе, потерял человеческую жалость, обуреваемый жаждой наживы. Вина Матрёны – озлобление Фаддея.

  • Каковы причины гибели Матрёны? Кто в этом виноват?
  • Матрёну убила чужая корысть, алчность. Через 40 лет Фаддей выполнил свою угрозу.


  • Каким вы видите автора и рассказчика? В чём он похож на Матрёну?
  • Рассказчик даёт оценку происходящему, становится действующим лицом. У них много общего: деликатность, благородство, сочувствие, сострадание. Они единомышленники, их мировоззрение во многом совпадает.


  • Как вы относитесь к героине рассказа Солженицына?
  • Так кто же она – Матрёна – жертва или святая?
  • Чему учит нас этот рассказ?
  • Какими словами мы можем озаглавить наш урок?
  • Рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор» - гимн крестьянскому труду и нравственной чистоте человека.

О каких художественных особенностях рассказа мы говорили на уроке?

1. Трёхчастная композиция рассказа позволяет глубоко и всесторонне рассказать о судьбе человека.

2. «Оголённая» проза, простота изложения, подчёркивающая трудную, «колотную житенку» Матрёны.

4. Скрытое противопоставление Матрёны односельчанам, подчёркивающее её избранность, «особость».



Любовь. Вопросы и задания к тексту. Словарная работа. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм. Вступление. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Вернемся к эпиграфу урока. История государства Российского. Из жизни Н.М. Карамзина. Повесть «Бедная Лиза».

«Кондратий Фёдорович Рылеев» - Из приговора по делу декабристов. Заговорщиков допрашивал сам государь. Петербург. Кондратий Федорович Рылеев. Пример обаяния Наполеона. Казнь совершилась. Выпущен прапорщиком в артиллерию. Я не поэт, а гражданин. Принят в члены Северного тайного общества. Победа над Наполеоном. Воспитание и образование. Поэт. Романтическая направленность поэзии. Попытка государственного переворота.

«Детство и юность Пушкина» - Детство. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Детство и Юность. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Происхождение. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве. Пушкин Александр Сергеевич. Юность.

«Литературная викторина по Пушкину» - Высочайше пожалованное Пушкину звание. Последние годы жизни Пушкина. Наполеон и Байрон –любимые герои романтической молодежи начала 19 века. Юность поёт о любви - муж воспевает тревоги. Ода «Вольность». Пушкин родился в Москве на Немецкой улице. Назовите художника. Орест Кипренский. Самовластительный злодей. По какому поводу обнимал. Первое стихотворение А. С. Пушкина. Южная ссылка. В Стихотворении «К морю» Пушкин называет их «властителями наших дум».

«Славянская мифология» - Cамовилы. Живопись. Влияние на культуру. Происхождение термина. Актуальность сборника, включающего в себя материал о персонажах. Жердяй. Действительные случаи. Tюха Лохматая. Сборник состоит из трех частей. Aнчутка. Славянская мифология. Bолкодлак. Yдельница. Углубить знания о славянской мифологии. Восточнославянская мифология. Сверхъестественные существа в славянской мифологии. Mифология – неотъемлемая часть культуры любого народа.

«Пугачёв и пугачёвщина» - Жизненные позиции Пугачева. Гринёв. Роль образа Пугачева. Борьба двух начал. Эволюция характера. Прочитать повесть. Знакомство. Волк или человек. Портрет. Историчность Пугачева. Пугачев и пугачевщина. Изверг и злодей. Пугачевщина. Деликатность души. Влияние на жизнь героев. Обращение к фольклору. Историческая личность. Традиционный романтический мотив. Две стороны одной медали. Отношение других персонажей.

Cлайд 1

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

Cлайд 2

Cлайд 3

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

Cлайд 4

Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

Cлайд 5

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

Cлайд 6

В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

Cлайд 7

В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

Cлайд 8

В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

Cлайд 9

«Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

Cлайд 10

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит («ей предстояло готовить избу не к празднику»). «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимофеевна О муже: «Уж будто не колачивал? … Раз только». Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться…» В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «… дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Стару ха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру… сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая… перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в Бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй… удачной». Матре на Васильев на

Cлайд 11

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит «ей предстояло готовить избу не к празднику». «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимо феев на О муже: «Уж будто не колачивал?… Раз только» Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться,…» Пять сыновей. В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «…дай Бог с работой справиться». «…дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Старуха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру…сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая…перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй…удачной». Матре на Васи льев на Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». В колхозе работала за палочки трудодней, «…помогала другим людям бесплатно». «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как- то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «…меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила».

Cлайд 12

«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

Cлайд 13

Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

Cлайд 14

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

Cлайд 15

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

Cлайд 16

«Мне почти не слышались её утренние хлопоты». А. И. Солженицын «… на каждый день у неё приходилось и какое-нибудь другое немалое дело… Мне молока и от козы хватает. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест».

1 слайд

«Образ русской женщины в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Истинный человек выказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните… В. Распутин Цель урока: осмысление в процессе анализа значимости вечных ценностей русской духовной культуры (праведности, естественности, простоты, человечности, смирения, терпения). Задачи: раскрыть своеобразие писательской манеры, расширить представление о теме праведничества в литературе; развивать умения анализировать и обобщать, активизировать познавательную деятельность учащихся; вызвать эмоциональный отклик при знакомстве с судьбой героини рассказа, вовлечь в размышления о смысле человеческого бытия.

2 слайд

3 слайд

Анна Ахматова о рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Удивительная вещь… Это пострашнее «Ивана Денисовича»… Там можно все на культ личности спихнуть, а тут… Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги…»

4 слайд

Словарик Праведник – человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности; у верующих: человек, не имеющих грехов. Портрет- описание внешности персонажа; одно из средств создания образа. Деталь- средство, помогающее представить картину, предмет, характер в неповторимой индивидуальности. Композиция- построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен произведения.

5 слайд

Традиции Н. А. Некрасова в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Молва идет всесветная, Что ты вольготно, счастливо Живешь… скажи по- божески, В чем счастие твое? Можно ли утверждать, что Матрёна Тимофеевна Корчагина счастлива, живет в достатке и уклад ее жизни устоялся?

6 слайд

В. Распутин Матрёна Васильевна «Прощание с Матёрой» А. И. Солженицын старуха Анна «Матрёнин двор» В. Распутин Матрёна Корчагина «Последний срок» Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» старуха Дарья Ответ: в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» героиня Дарья, в повести В. Распутина «Последний срок» героиня Анна, в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» героиня Матрёна, в поэме Н. А. Некрасова героиня Матрёна Корчагина. Совместите имена героинь с произведениями

7 слайд

В. Распутин «Последний срок» Сцена из спектакля. «Страх от сознания, что мать вот- вот умрет, не похож на все прежние страхи, которые выпадают им в жизни, потому что этот страх всего страшнее…»

8 слайд

В. Распутин «Прощание с Матёрой» Проблема человеческой памяти, верности своему роду. Дарья обращается к Богу: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». МАТЁРА- земля, дом, храм…

9 слайд

«Молодому человеку свойственно прежде физическое, чувственное познание мира, духовное приходит (если приходит) позже, всему, как говорится, свой срок. Дух не обязательно живет в каждом человеке. Бывает и так, что жить ему в человеке негде, место для него не приготовлено, почва не удобрена. Удобрять ее следует с самых младых лет… Бездуховный человек способен и жизнь пройти, нe ведая о своей беде… Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. Мои героини, старуха Анна из «Последнего срока» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой» могут показаться … несчастными созданиями, весь век просидевшими на месте рождения в глухом углу и не вкусившими плодов цивилизации… Отсюда … их … рассуждения… о совести, о вере, об ответственности… К чему обращается человек в переломные и критические моменты, к чему он взывает? К ним, к этим понятиям… » . Выразите свое отношение к высказыванию Валентина Распутина. Согласны ли вы с автором?

10 слайд

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит («ей предстояло готовить избу не к празднику»). «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимофеевна О муже: «Уж будто не колачивал? … Раз только». Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться…» В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «… дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Стару ха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру… сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая… перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в Бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй… удачной». Матре на Васильев на

11 слайд

«Не дело- между бабами счастливую искать»? Семья Дом Работа Отношение к Богу Старуха Дарья Сын Павел, внук. Расставаясь со своей избой, Дарья подметает и прибирает её, белит «ей предстояло готовить избу не к празднику». «Но теперь в отличие от сенокоса не сходились вместе, не пели песен». «Работа- это то, что остается после тебя». «Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». Матре на Тимо феев на О муже: «Уж будто не колачивал?… Раз только» Сына Демушку не уберегли. «Что год, то дети: некогда ни думать, ни печалиться,…» Пять сыновей. В родительском доме: «за батюшкой, за матушкой как у Христа за пазухой». «И добрая работница… я смолоду была». «Работай, как раба». «…дай Бог с работой справиться». «…дай Бог с работой справиться и лоб перекрестить». Старуха Анна Пятеро детей: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Татьяна. «Я помру…сюда наведывайтесь, здесь весь наш род». «Впервые за много лет собрались в родном доме». «Изба был большая…перегорожена всего на две половины». «И работа дружная…. и ее любили». Верила в бога: «бог дал, бог и взял». «Господи, прости нам прегрешения наши». «И своя жизнь вдруг показалась ей доброй…удачной». Матре на Васи льев на Шестеро детей умерли. Муж не вернулся с войны. Взяла на воспитание дочь Фаддея Киру. «Строено было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти». В колхозе работала за палочки трудодней, «…помогала другим людям бесплатно». «Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как- то истово». «Не видел, как молилась». Всякое дело начинала с Богом. Грехов было «…меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила».

12 слайд

«Налево еще ступеньки вели вверх в горницу – отдельный сруб без печи… А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем. Строено было давно и добротно, на большую семью…» Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» Горница

13 слайд

Символы в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» «Дом … стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою … и с украшенным под теремок чердачным окошком… Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда- то могучие…» ДОМ

14 слайд

Фикусы – разновидность вечнозеленых тропических растений семейства тутовых. Декоративное комнатное растение с широкими овальными листьями. «Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны». Окружение Матрёны

15 слайд

« …жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное- колченога… Хотя она ходила на четырех ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога».

1 слайд

Тема: «Жить не по лжи». Проблема нравственного выбора героя в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор») Урок-размышление Автор-составитель: учитель русского языка и литературы Фатнева Надежда Николаевна МОУ Хрещатовская сош

2 слайд

Эпиграф: «Солженицын больше, чем какой-либо другой писатель, отвечает на вопрос, кто мы, нынешние, через вопрос: что с нами происходит.» С.Залыгин

3 слайд

Цель: Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина; побуждение задуматься, так ли мы живём, как следует жить.

4 слайд

Задачи: доказать, что рассказы Солженицына- размышление о нашем современнике, о его жизни, о его нравственной позиции, о негативных явлениях в нашем обществе; расширить у учащихся знания произведений современной литературы; обратить внимание на судьбу главной героини рассказа;

5 слайд

Оборудование: портрет писателя; выставка его книг; магнитофон; аудиозапись песни А.Морозова и А.Поперечного «Малиновый звон»; компьютер. Подготовительная работа учащихся. Всем прочитать рассказ А.Солженицына «Матрёнин двор» 1учащийся готовит сообщение на тему «Кого можно считать нравственным человеком?» 2 учащийся ищет по словарю лексическое значение слов: совесть, корыстолюбие, праведник, смысл жизни 3 учащийся подбирает эпиграфы к уроку, оформляет доску. 4 учащийся читает статью «Жить не по лжи!» Солженицына

6 слайд

Нравственным можно считать человека: С чувством собственного достоинства (Уважая себя, уважай других) Имеющего повышенное чувство ответственности за происходящее вокруг. Умеющего одухотворённо работать не ради одних денег. С чётким представлением о добре и зле, того, кто противостоит злу. Неравнодушного к чужой беде и страданиям. Размышляющего над своей и чужой жизнью, беспокойно ищущего ответы на «больные» вопросы.

7 слайд

8 слайд

Лексическое значение слов: Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в понимании того, что является добром и злом, нравственная ответственность за своё общественное поведение. Корыстолюбие - отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и с точки зрения личной материальной выгоды. Праведник - человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности. направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими Смысл жизни – морально – мировоззренческие представления, посредством которых человек соотносит себя и свои поступки с высшими ценностями.

9 слайд

Портрет Матрёны Лишь одна деталь постоянно подчёркивается автором- «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрёны. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных,- и грел этот отсвет лицо Матрёны» «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» Плавная, певучая, исконно русская речь, начинающаяся «каким-то низким тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках»

10 слайд

Мерой всех вещей у Солженицына выступает не социальное, а духовное. «Не результат важен…а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой» -повторяет автор.

11 слайд

Художественная деталь: Любимые Матрёнины фикусы, что «заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой» «Испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…»

12 слайд

История «колотной житёнки» Разбитая любовь Потеря мужа на войне Смерть шестерых детей Адский, посильный не каждому мужику труд в деревне Тяжёлая немочь-болезнь Она - человек не от мира сего. Она -праведница.




Top