Меч зульфакар история и выдумки. Меч Армагеддона? Серия «Легендарные клинки» (32 фото) Дворец где хранят плащ

Зульфакар – легендарный символ мусульманской доблести.

Меч, известный под именем «Зульфакар» – это тот самый меч, который был подарен Пророком (мир ему и благословение) своему зятю Али бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), и по некоторым данным, на сегодняшний день это легендарное оружие хранится в сокровищнице музея Топкапы, расположенного в Стамбуле.

Если мы наберём в поисковике интернет-браузера имя этого меча, то откроется множество картинок с изображением якобы меча «Зульфакар». Большая часть этих картинок будет с изображением меча с двойным лезвием. Но это далеко не меч «Зульфакар». Раздвоенное лезвие закрепилось в сознании людей, из-за названия меча, однако буквальный перевод этого слова означает «имеющий позвонки» (فقار - позвонки; ~ ذو ال ист. Зу-ль-факар (название меча, который Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, отобрал у врагов в битве при Бадре и который впоследствии перешел к Али, да будет доволен им Аллах) (см. Арабско-русский словарь Х.К. Баранова)

Это название было обусловлено тем, что на одной стороне его лезвия была надпись в виде позвонков. Об этом пишется в известных старинных толковых словарях арабского языка, таких, как Аль-Арус и Лисан аль-араб. Например, в Толковом словаре Лисан аль-араб в разделе «факар» (فقر ) можно прочитать следующее: «Зульфакар – меч Али бин Абу Тулиба (да будет доволен им Аллах), а назвали его так из-за надписи в виде позвонков человека, которая была на его одной стороне». То есть его назвали так из-за наличия надписи, подобной позвоночнику человека, а не по причине раздвоения лезвия.

Если все это так, то откуда же пошло мнение о раздвоенном лезвии этого меча?

Если ввести и это в поисковик интернет-браузера, мы найдём, что почти все источники этой версии указывают на шиитов. А откуда они взяли это? И почему они возвеличивают какой-то меч с раздвоенным лезвием вместо великого меча Зульфакара?

Если внимательно просмотреть исторические материалы и вдаться в подробности убийства нашего господина Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), мы найдём в известных книгах тариха (истории), например, в «Аль-бидая ва ан-нихая» (Ибн Касир), что Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) убил Абу Луълуъ аль-Маджуси мечом с раздвоенным лезвием.

В частности, в этой книге великий ученый в области тафсира и истории Ибн Касир пишет следующее:

«Умар (да будет доволен им Аллах) просил у Аллаха забрать его к себе и даровать ему шахаду (мученическую смерть на пути Аллаха) в городе Пророка (мир ему и благословение). В сборнике имама Аль-Бухари приводится хадис о том, что Умар (да будет доволен им Аллах) часто говорил:

«اللَّهمّ إِنِّي أَسْأَلُكَ شَهَادَةً فِي سَبِيلِكَ، وَمَوْتًا في بلد رسولك »

«О, Аллах я прошу у Тебя смерти шахида на Твоем пути в городе Твоего посланника (мир ему и благословение) ».

И Аллах ответил на все его просьбы – даровал ему шахаду на пути Аллаха в городе Пророка (мир ему и благословение), в Пресветлой Медине. Мало кому даруется такое, однако Аллах милостив и благосклонен к тем, кому пожелает.

И это случилось, когда Абу Луълуъ Файруз аль-Маджуси нанес ему удар мечом с раздвоенным лезвием во время утреннего намаза, в среду, 26 числа месяца зуль-хиджа. Он нанес Умару (да будет доволен им Аллах) этим мечом три удара (есть мнение, что ударов было шесть). Один из этих ударов был сделан в область живота, и Умар (да будет доволен им Аллах) после этого упал. Его заменил в намазе Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах). А когда этот неверный убегал, он наносил удары этим мечом всем, кто попадался ему под руку. Таким образом, он ранил еще тринадцать человек, из которых шестеро умерли, пока Абдуррахман ибн Авф (да будет доволен им Аллах) не набросил на него бурнус (большой плащ с капюшоном), после чего он покончил с собой (да будь он проклят Аллахом).

Теперь посмотрите сами, что на самом деле возвеличивают эти шииты. Чем они подменили истинный Зульфакар Пророка (мир ему и благословение). Меч с раздвоенным лезвием – это меч Абу Луълуъа аль-Маджуси (да будет он проклят), которым он убил нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах). А вот эти маджусы (язычники) ненавидят нашего господина Умара аль-Фарука (да будет доволен им Аллах) из-за того, что он разрушил Персидскую империю. Поэтому они и возвеличивают убийцу Умара (да будет доволен им Аллах). Для этого они простроили в Иране его зиярат, к которому ходят на паломничество как на хадж. И этот меч выставлен там как святая реликвия. Тем самым они обманывают наивных людей, которые считают из-за своей неосведомлённости, что это меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах).

Воистину меч Али бин Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), который назывался Зульфакаром, был мечом Пророка (мир ему и благословение), который Он получил в день битвы при Бадре, как об этом пишет Аль-Хафиз Ибн Хадждар ал-Аскаляни в своей книге Фатх аль-Бари. Также Ибн Абу Шайба передает от Абдуллаха ибн Сунана аль-Асади:

«رأيت عليًّا يوم صفين، ومعه سيف رسول الله صلى الله عليه وسلم ذو الفقار »

«Я видел Али (да будет доволен им Аллах) в день Сиффин, и с ним был меч Пророка (мир ему и благословение) – Зульфакар »

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается:

«تنفل رسول الله صلى الله عليه وسلم له يوم بدر »

«Посланник Аллаха (мир ему и благословение) получил этот меч в день битвы при местности Бадр ». (Имам Ахмад, Ибн Маджжа)

В книге Инджах, шарх Ибн Маджжа в толковании этого хадиса пишется:

«Зульфакар» (с огласовкой фатха – «ЗульфАкар») был мечом Аль-Асса ибн Мунаббиха, который был убит в битве Бадр, и он попал в руки Пророка (мир ему и благословение) в качестве трофея. А далее от Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) Зульфакар перешел к Али ибн Абу Талибу (да будет доволен им Аллах). А название «зу аль-факар» – имеющий факар – он получил из-за надписи на нем, которая была подобна (факар) позвонкам человека».

А что касается слов «нет меча, кроме как Зульфакара и нет воина, кроме как Али», то они, как говорят ученые Хадиса Ибн Хаджар Аль-Аскаляни, Джалалуддин Ас-Суйути, Ад-Дарукутни и другие, не являются хадисом. Это выдумки шиитов-рафидитов.

А такое величие и известность этот меч получил из-за того, что был мечом самого Пророка (мир ему и благословение).

Да не лишит Аллах нас Его шафаата в день Великого Суда!

Нурмухаммад Изудинов


Первый двор дворца Топкапы - Алай Мейданы (Площадь войска) или «Двор янычар», как его называли европейцы, во времена султанов, как и сейчас, был доступен для всех, а очень важные сановники даже могли въезжать в него верхом. Раньше в самом конце Алай Мейданы у ворот во второй двор лежали «камни назидания», на которые клали головы казненных, а правее и ближе к центру стоял Джеллят Чешмеси (Фонтан Палача), у которого палач и его подручные мыли испачканные кровью руки. Сюда со стороны Айя-Софии ведут ворота Баб-ы Хюмайун (Вход Султана), здесь же находятся здания церкви Святой Ирины и Монетного Двора. С каждой стороны массивных ворот Баб-ы Хюмайун сделаны ниши, а над внутренней аркой красуется клеймо строителя и позолоченное изречение: «Аллах сделает славу строителя вечной; Аллах сделает его творение прочным; Аллах укрепит его фундаменты». В любое время дня и ночи ворота охраняла специальная стража и подразделение янычар. Не доходя до вторых ворот дворца, именуемых Баб-юс Селям (Ворота Приветствий) или Орта Капы (Средние врата) и ведущих в Диван Мейданы, расположены кассы музея Топкапы и музейный магазин сувениров. Билет в Топкапы стоит 25 турецких лир или 430 российских рублей. Для того, чтобы посетить султанский Гарем, вход в который находится в левой части второго двора, потребуется купить за 15 лир отдельный билет в кассе, находящейся возле него.



Ворота Орта Капы - самый узнаваемый символ дворца. Две мощные восьмиугольные башни с бойницами под коническими крышами встроены по обе стороны в массивное надвратное помещение, по верху которого проходит зубчатая стена. Во времена султанов ворота тщательно охранялись специальным отрядом привратников. В их обязанности помимо всего прочего входило поддержание абсолютной тишины в Диван Мейданы. Даже тем немногим высокопоставленным сановникам и послам, которые въезжали в Алай Мейданы верхом, перед этими воротами приходилось спешиваться и идти пешком. Только султан мог проезжать через Орта Капы на коне. Над двойной железной дверью ворот, украшенной рельефным орнаментом, в овальном медальоне помещена султанская монограмма - тугра Мехмеда Фатиха - Завоевателя Константинополя, а над ней золотой арабской вязью написана шахада - свидетельство мусульманской веры: «Ля иллаха илля Ллаху ва Мухаммадан расуль уль-Ллахи» (Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его). Внутри ворот, по обе стороны, есть проходы, ведущие в небольшие комнаты. Помещения справа от входа предназначались для ожидающих аудиенции посетителей и иностранных послов. Иногда их заставляли сидеть несколько дней, чтобы они до конца смогли осознать свое ничтожество перед величием и могуществом султана. Слева располагались помещения привратников и комната главного палача, который по совместительству был еще и главным садовником. Под воротами находилась подземная тюрьма, последнее пристанище в этом мире для подданных султана, вызвавших его гнев.


После предъявления билетов туристы попадают во второй двор, где их встречают макеты мыса Сарайбурну и дворца Топкапы. Здесь в киоске справа можно арендовать за 15 лир русскоговорящий «электронный аудиогид» по дворцу, Гарему и сокровищнице.



Второй двор дворца Топкапы - Диван Мейданы (Площадь Совета) - служил основным местом для поведения важных церемоний государственного значения. Начало войны, обрезание сыновей султана, замужество его дочерей или прием иностранных послов. От Баб-юс Селям расходятся в разные стороны мощеные дорожки. Самой главной из них считается Падишах Йолу (Дорога Падишаха), идущая через весь двор до ворот в третий двор дворца Топкапы, вторая по важности - Везир Йолу (Дорога Везира), которая идет на северо-запад к зданию Дивана. Диван служил высшим органом управления Османской империей, а его название происходит от названия низких кушеток - диванов, которые с трех сторон окаймляют зал для совещаний. Диван Мейданы означает площадь Дивана, поэтому основное здание в этом дворе Диван-ы Хюмайун (здание Дивана). Оно построено в эпоху Сулеймана I в левой стороне двора. Здесь четыре раза в неделю во главе с великим визирем собирался государственный совет для решения текущих гражданских и религиозных вопросов. Здание состоит из прямоугольного помещения, разделенного арочными перегородками на три зала. Один зал предназначался для заседаний Дивана, другой для работы с документами, а в третьем был кабинет великого везира. Особый интерес в зале заседаний Дивана представляет окошко с золочеными прутьями решетки над местом великого везира, называемое Кафес-и Мюшеббек (Око Султана). Обычно первые султаны лично присутствовали на собраниях Дивана, но Сулейман I положил конец этой практике и велел сделать небольшое окно, к которому султан мог подойти в любой момент во время заседания, оставаясь при этом невидимым для членов совета. Поэтому они никогда не могли быть уверены - видит и слышит их султан или нет. Таким образом, заседания всегда проходили как бы при незримом присутствии султана и под его недремлющем оком. Непосредственно к зданию Дивана примыкает Дыш Хазинэ (Внешняя Казна). Это здание с маленькими окошками в толстых стенах, увенчанное восемью куполами, - одна из самых старых построек дворца. Здесь, в подвалах, хранились деньги, предназначенные для нужд Дивана, в том числе и для выплаты янычарам.

Над зданием Дивана возвышается четырехгранная двухступенчатая башня с высокой пирамидальной крышей. Построенная во времена Мехмеда II она первоначально предназначалась для наблюдения за акваторией Золотого Рога. Свое название Адалет Кулеси (Башня Справедливости) это строение получило потому, что и сам второй двор часто называли Адалет Мейданы (Площадь Справедливости). Главный вход в Гарем - через Араба Капысы (Ворота карет) — находится рядом со зданием Дивана. Около Араба Капысы - касса по продаже билетов для посещения Гарема. Ворота получили название Араба из-за того, что здесь обитательницы Гарема садились в закрытые кареты, покидая дворец для прогулок.

В левом углу Диван Мейданы перед галереей, идущей до Араба Капысы, находятся Мейит Капысы (Ворота мертвых), через которые выносили тела умерших во дворце.

Правая сторона Диван Мейданы занята Сарай Мутфаклары (Кухонный дворец). В его дворе размещались не только десять больших кухонь, но и две мечети, баня-хамам, кладовые и жилые помещения для персонала (поваров, кондитеров, разносчиков блюд и поварят).

Третий двор дворца Топкапы - Эндерун Авлусу. Отсюда начинается эндерун - территория личных апартаментов правящих империей султанов, вход на которую был очень строго ограничен. В третий двор из Диван Мейданы ведут увенчанные куполом изящные ворота, у которых целых три названия. Во-первых, Баб-юс Саадет (Ворота Блаженства), во-вторых, Ворота Аудиенций и, в-третьих, Ворота Белых Евнухов. Здесь объявляли о вступлении на трон нового султана, из них выбрасывали великих визирей на растерзание разъяренным янычарам, и, наконец, именно сюда выносили тела султанов, убитых в результате дворцовых переворотов. Ворота Блаженства считались личными воротами султана, поэтому их порог целовал каждый входящий. Единственными иностранцами, которым удалось пройти здесь, были лишь немногие послы, получившие аудиенцию у султана. Охрана ворот осуществлялась белыми евнухами во главе с капы-агой (главным дворецким султана). Их жилые помещения располагались с обеих сторон от Ворот Блаженства так, чтобы охранники могли контролировать оба двора.

Если черные евнухи обеспечивали жизнедеятельность Гарема, то белые евнухи выполняли практически те же функции в селямлике. Так как обычным слугам запрещалось входить в Ворота Блаженства, то белые евнухи должны были преподавать в дворцовой школе пажей и обслуживать его величество вместе с пажами. А капы-ага, помимо того, что возглавлял внутреннюю службу и был личным доверенным лицом султана, еще руководил дворцовой школой, а также исполнял обязанности начальника привратников и главного церемониймейстера. По площади третий двор примерно раза в два меньше чем Диван Мейданы.

Примыкающий к Воротам Блаженства Зал Аудиенций - одноэтажное здание прямоугольной формы, построенное еще в XV в., но несколько раз перестраиваемое. Сильно выступающие по сторонам скаты его крыши поддерживаются мраморной колоннадой, идущей по периметру всего здания, и почти соединяются с крышей ворот в третий двор.

В левой части Эндерун Авлусу расположен украшенная изразцами Палата Султана. После завоевания Сирии и Египта (1516-1517 гг.) султан Селим I Грозный получил от шерифа Мекки титул халифа, а вместе с ним и многие священные реликвии Ислама, среди которых были Знамя Пророка и Священная мантия, или плащ Пророка. Все эти бесценные для мусульман реликвии хранятся в Палате Султана, называемой сейчас Павильоном Священной мантии и святых реликвий. В помещении, где в золотом ларце хранится плащ Пророка, несколько мулл попеременно круглосуточно распевают суры Корана. Этот павильон стал для меня самым запоминающимся местом в Топкапы. Здесь демонстрируются исламские святыни, в том числе, волосы из бороды пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует), отпечаток его стопы, принадлежавшие ему лук, меч и письма, а также ключи от Каабы и золотая оправа Чёрного камня - главной мусульманской святыни. Павильон, где ныне расположены эти реликвии был построен во внутреннем дворе дворца еще во времена султана Мехмеда II Завоевателя. В этом помещении до середины XVI века размещались покои султанов. Будущие правители приходили в эти покои, чтобы помолиться и отдать дань уважения этому знаковому для них месту перед церемонией восшествия на престол Османского государства.

На третьем дворе султанского дворца Топкапы располагался и дворцовый центр подготовки управленческих кадров, существовавший в Османской империи с середины XV до начала XIX века. В османской империи существовала система девширме, предполагавшая принудительный набор мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве «капы куллары» («слуг Врат» или «слуг Порты», то есть личных невольников султана). Дети разных возрастов, набранные по системе девширме из христианских семей, распределялись в турецкие семьи, где усваивали язык и основы ислама. Затем в казармах Эдирне «аджеми огланы» («чужеземные мальчики») проходили обучение и военную подготовку. Спустя некоторое время новобранцы, называемые чикма, направлялись по военным частям, а наиболее способные из них продолжали обучение в Эндеруне. Иногда их отбором занимался лично султан.

Очень интересная экспозиция представлена в султанских сокровищницах Эндерун Хазинеси - это одно из самых больших собраний сокровищ в мире. Тут выставлены меч, по преданию принадлежавший основателю османского государства султану Осману I Гази, украшения, предметы обихода, оружие, шлемы и прочая амуниция времен Сулеймана I Великолепного и его преемников, а также государственные награды Османской империи, подарки сделанные султанам и сокровища покоренных османами стран. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в экспозиции, размещенной в четырех залах бывшей личной сокровищницы османских султанов. Среди наиболее интересных экспонатов знаменитый драгоценный камень - алмаз Ложечника («Кашикчи Эльмасы»). Также очень интересна галерея султанских кафтанов, среди которых примечательны маленькие кафтанчики султанских наследников - шехзаде.

Четвёртый двор дворца Топкапы - Софа-и Хюмайун (Султанская Софа), также как и третий, территория эндеруна - личных апартаментов правящих султанов.

В этой части дворца, находящейся на вершине холма, есть замечательный парк, из которого открывается прекрасный вид на залив Золотой Рог, пролив Босфор, Мраморное море и расположенные поодаль Принцевы острова. Здесь всегда прохладно и свежий ветер наполняет воздух запахом моря. Османские правители могли тут от души наслаждаться уединением и покоем.

Слева, со стороны бухты Золотой Рог, в четвертом дворе построен небольшой Ереванский павильон (Реван Кёшкю) . Одна его стена соединяется с большим колонным залом в форме буквы «Г», который опоясывает с двух сторон павильон Священной мантии. Свое название павильон получил в честь взятия в 1635 году Еревана султаном Мурадом IV и изгнания оттуда персов. Крыша павильона свешивается над карнизом, который дает тень, а верхняя часть внешних стен покрыта изразцами.

За Ереванским павильоном находится также богато украшенный изразцами Зал Обрезания (Сюннет Одасы) и начинается широкая мраморная терраса Софа-и Хюмайун (Султанская Софа) с большим декоративным бассейном, центр которого украшает фонтан. Эта терраса первой половины XVII века, по имени которой называют и весь четвёртый двор, соединяется с Багдадским павильоном (Багдат Кёшкю). Помещение Зала Обрезания (1461 г.) предназначалось для выполнения обряда сюннет (обрезания) над принцами, потенциальными наследниками трона Османской империи. Багдадский павильон, как и Ереванский, построили в 1638 году в ознаменование очередной победы Мурада IV - покорения великого Багдада, древнейшего города халифата. Это строение крестообразной формы, однако, окружающая его сводчатая галерея с широкими навесами крыши образует еще один выдающийся наружу крест, придавая сооружению вид восьмиугольника. Багдадский павильон полностью декорирован изразцами от основания до самой крыши. Ереванский и Багдадский павильоны являют собой великолепные образцы турецкого архитектурного стиля с включением персидских мотивов. Изящество строений подчеркивается тонкими колоннами с капителями, напоминающими по форме лотос.

В середине Софа-и Хюмайун на четырех тонких колоннах стоит выполненный из золоченой бронзы купол, называемый Павильон Ифтарийе (Ифтарие Кёшкю). Из павильона открывается прекрасный вид на парк Гюльхане, залив Золотой Рог, пролив Босфор и городской район Галата. Павильон Ифтарийе предназначался для ифтара - вечернего разговения в дни священного месяца Рамазан, и был построен в 1640 году. Он был любимым местом султана Ибрагима I, который предпочитал именно здесь перекусить после захода солнца. Почти в середине двора находятся здания деревянного Павильона Софы (Софа Кёшкю) и каменной башни Хекимбаши Кулеси . Это самое старое здание в четвертом дворе. Хекимбаши Кулеси во времена Мехмеда II служила основанием часовой башни, а позже использовалось как жилище и лаборатория главного лекаря султана. Павильон султана Абдул-Меджида (Меджидие Кёшкю) в правой части двора, обращенной к Мраморному морю, резко отличается от остальных построек дворца, так как построен во французском стиле и напоминает архитектуру Версаля. Это последнее по времени здание 1840 года постройки. После него при османских султанах на территории дворца больше ничего не строилось. Сейчас здесь ресторан « Коньялы», популярный не столько благодаря своим блюдам турецкой и европейской кухни, а прежде всего привлекающий туристов своим местоположением и прекрасными видами. Рядом расположена мечеть Софы (Софа Джамии) построенная в строгом имперском стиле в эпоху султана Махмуда II (1808-1839).

Когда в 1855 г. на берегу Босфора в Бешикташе построили новый султанский дворец Долмабахче, двор падишаха переместился туда, а в Топкапы остались жить только вдовы султанов или жены низложенных правителей. Объявленный в 1924 г. музеем, дворец Топкапы сейчас самый популярный музей Турции, в котором ежегодно бывает свыше полутора миллионов человек.

В конце нашего тура по Топкапы мы зашли в гарем - место, где веками возникали и плелись все самые запутанные интриги в Османской империи. Потрясающие интерьеры, блеск и шик здесь - повсюду. Слово гарем было заимствовано турками из арабского языка, в котором слово «харам» значит «защищенный», «неприкосновенный» и «запретный». Это слово использовалось для обозначения той части мусульманского дома, где жили женщины. Турки смягчили звучание слова до «харем» и добавили суффикс «лик» со значением места, и слово «харемлик» (место, где есть убежище) стало обозначать ту часть турецкого дома, где живут жены, дети и слуги правоверного мусульманина. Краткую форму гарем более правильно применять по отношению к населению харемлика, хотя повсеместно для обозначения этого помещения принята именно она. Словом «селямлик» (приветствие) обозначают покои мужа, а точнее, место в турецком доме, служащее для приема гостей. В галерее, расположенной в нижней части дворца, открыта великолепная выставка «Харем-и Хумаюн», иллюстрирующая жизнь гарема на протяжении веков.

Он постоянно опасался заговоров и создал широкую сеть осведомителей. С 1878 в Турции установился реакционный, репрессивный режим, который турки называли «зулюм» - гнет. В странах Европы Абдул-Гамида II прозвали «кровавым султаном». В 1909 он был низложен в результате военного переворота, новым султаном был провозглашен его брат. Абдул-Гамид был сослан в Салоники, только в начале Балканских войн его вернули в Стамбул. Он кончил свои дни в летнем дворце султанов Бейлербей.

Миниатюра с портретом султана Ахмеда I. Турция, первая половина XVIII века

Миниатюра выполнена в Османской империи в период 1703–1730 известным художником той эпохи Левни. Его настоящее имя было Абдюльджелиль Челеби. Родом из Эдирне, он поступил на службу в придворную мастерскую, которая отвечала за настенные росписи. В начале карьеры Челеби занимался орнаментальными росписями и позолотой, потом проявил талант художника-миниатюриста. Ему было поручено создание «Большой иллюстрированной родословной» рода Османов. Впервые в истории турецкого искусства были написаны изображения султанов, не связанные с текстом рукописи, а представляющие собой отдельные портретные миниатюры.

Султан Ахмед I, строитель знаменитой мечети, представлен сидящим с поджатыми ногами на красном ковре с желтой подушкой. Он изображен еще молодым человеком с черной бородой и усами. На голове султана белоснежная чалма со свисающим вниз эгретом - символом высшей власти. Он одет в парадный кафтан с длинными откидными рукавами и накладными застежками, подбитый мехом. Кафтан сшит из зеленой ткани с крупным рисунком в виде стилизованных цветов. Из-под его откидных рукавов видны рукава нижнего халата из ткани серо-сиреневого цвета с цветочным рисунком. Из такого же материала, видимо, выполнена и подкладка кафтана, которая видна внизу. На миниатюрах, созданных Левни, символы власти в руках многих падишахов, в том числе и Ахмеда, отсутствуют.

Миниатюра «Прием у султана Селима II». Турция, вторая половина XVI века

Миниатюра из книги «Шах-наме-и-Селим-хан» является свидетельством устойчивой османской традиции создания иллюстрированных историй каждого правления, которая возникла уже в XVI веке. На рукописные книги не распространялся исламский запрет на изображение живых существ.

Султан Селим изображен сидящим на золотом троне под балдахином. Он одет в светлый халат, подпоясанный красным поясом, и темно-синий кафтан, на голове высокая чалма. По правую руку от него стоят великий визирь и другие высшие чины государства, сзади - главный оруженосец и хранитель султанской мантии. На головах последних - высокие красно-золотые уборы. Оруженосец занимал в придворной иерархии третье место после визиря и хранителя султанских покоев. В султанской казне они отвечали за сохранность личного оружия повелителя. Во время торжественных процессий обязанностью оруженосца было ехать по правую руку от султана и держать его саблю. Главный оруженосец одет в синий кафтан с золотым поясом. Хранитель султанской мантии был личным камердинером султана и ехал сразу за ним. В его обязанности входило наблюдение за сохранностью всего пышного гардероба государя. Хранитель мантии одет в красный кафтан с золотым поясом, он держит один из символов власти - золотую матару (богато украшенную флягу с водой). Около них стоит большая группа менее высокопоставленных придворных. Лица, приглашенные на аудиенцию, расположены ниже. Один из них низко кланяется падишаху, другой опустился на колени перед троном.


Палата священных реликвий в третьем дворе

С левой стороны третьего двора, за Мечетью белых евнухов, расположена Палата султана, возведенная при Мехмеде Фатихе как место его постоянного пребывания. В начале XVI века при Селиме Явузе (Грозном) ее вид изменился - было пристроено новое помещение, которое носит название Павильон священных реликвий. После завоевания Селимом мамлюкского Египта в 1517 турецкие султаны стали носить также титул халифа - религиозного главы правоверных мусульман-суннитов. Из Каира в Стамбул по приказанию Селима были перенесены главные святыни ислама, находившиеся у последних Аббасидских халифов - дальних родственников самого пророка.

В Палате находятся ключи и замки от Каабы, хранителями которых на протяжении ряда столетий были турецкие султаны, желоба с ее крыши, детали покрывал, меняющихся на святыне ежегодно, фрагменты реликвариев от знаменитого Черного камня. Кроме того, тут же находятся модели Каабы, выполненные из разных материалов, а также модели мечети в Медине, где был похоронен пророк Мухаммед, и мечети «Купол Скалы» в Иерусалиме. К числу священных реликвий относятся также немногочисленные сохранившиеся личные вещи пророка - его плащ и меч. Одна из не совсем обычных для мусульманского мира святынь напоминает о земном пути Мухаммеда. Это ларец с его зубом, выбитым в первой битве за ислам при Уходе 19 марта 652, когда войско мусульман потерпело поражение во время войны между Меккой и Мединой. Также здесь хранятся вещи его ближайших родственников, например, рубашка и халат любимой дочери Фатимы, матери его единственных внуков. Сохранились и мечи его ближайших сподвижников - Умара и Усмана.

К числу священных реликвий также относятся вещи, связанные с библейскими и евангельскими персонажами, упоминаемыми в Коране. Например, блюдо патриарха Авраама (Ибрагима), который считается предком всех арабов, небольшой деревянный жезл - им, по преданию, пророк Моисей (Муса) извлек воду из скалы. Кроме того, здесь находится меч благочестивого израильского царя Давида (Дауда) и одежда, приписываемая патриарху Иосифу (Юсуфу). Среди величайших реликвий, почитаемых и христианами - ковчег с правой рукой Иоанна Предтечи (Яхьи).

Несмотря на то что ныне выставка священных реликвий считается музейной экспозицией, большое количество мусульман приходит сюда, чтобы не только посмотреть на древние святыни, но и поклониться им.


Меч пророка Мухаммеда. Аравия, VII век

Меч пророка Мухаммеда является одной из главных святынь ислама, так как он не только имеет мемориальное значение, но и овеян многими легендами. Предание гласит, что в течение своей жизни Мухаммед владел девятью мечами, каждый из которых имел свое собственное название. Некоторые из них он унаследовал, другие получил в подарок от соратников, иные захватил в боях в качестве трофеев.

Однако Мухаммед не был по профессии воином, он родился в 571 в семье богатых торговцев и первую половину жизни провел в Мекке совершенно мирно. Рано оставшись сиротой, он воспитывался сначала дедушкой, потом дядьями. Большого наследства Мухаммеду не досталось, и в возрасте 25 лет он женился на богатой вдове старше себя. Ведя обеспеченную жизнь, он оставил торговлю и стал проявлять интерес к философским и религиозным учениям, которых в Аравии было известно много. В возрасте около 40 лет, в 610, ему было послано первое откровение, и вскоре Мухаммед стал проповедовать учение о вере в единого Аллаха. Его деятельность в Мекке привела к конфликту с частью ее жителей, в том числе с родичами. Пророк со своими сторонниками в 622 совершил хиджру - переселение из Мекки в Медину. С этого времени ведется отсчет мусульманского летоисчисления. Через год началась война сторонников Мухаммеда с приверженцами многобожия из Мекки, во время которой и использовались некоторые из мечей, хранящиеся сегодня в Топкапы.

Однако меч аль-Кадыб («Брусок», «Прут») никогда не применялся в сражениях, подобное оружие использовалось путешественниками и паломниками на опасных средневековых дорогах. Оно имеет узкое тонкое лезвие около метра длиной. На одной его стороне серебром выведена арабская надпись «„Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его“. Мухаммед Бен Абдаллах Бен Абд аль-Муталлиб». Ни в каком историческом источнике нет указаний на то, что этот меч использовался в какой-либо битве. Он оставался в доме пророка Мухаммеда и применялся позже, халифами из династии Фатимидов. Ножны из дубленой кожи, по-видимому, реставрировались в более поздние эпохи.

Кроме этого меча в Топкапы есть несколько других клинков, которые тоже принадлежали Мухаммеду. Еще один из его мечей хранится сегодня в мечети Хусейна в Каире.


Здание Сокровищницы

Одним из старейших зданий третьего двора является так называемый Павильон Фатиха (Фатих Кёшкю), корпус которого вытянулся вдоль Мраморного моря. Его здание, называемое также Эндерун Хазинеси (Сокровищница внутреннего двора), построено во времена султана Мехмеда II (около 1460) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Оно задумывалось как место для хранения главных сокровищ султанской казны, которые могли покидать дворец только по особо важным случаям.

Сокровища дворца Топкапы

После захвата Константинополя турками богатства султана Мехмеда II в течение нескольких лет хранились в крепости Едикуле. В 1478 г. их перенесли во дворец Топкапы - в здание, где сейчас расположилась Оружейная палата. Во время правления султана Селима I для хранения казны был выделен бывший летний дворец султана Мехмеда II, в котором сокровищница находится и поныне.

Следует отметить, что на территории дворца Топкапы находилось две казны - государственная и султанская, и это было законом жизни Османской империи. Личные средства султана только в самых исключительных случаях тратились на государственные нужды, да и то в заимообразном порядке, оформлявшемся долговым обязательством дефтердара (министра финансов). Личная казна султана, в отличие от государственной, обычно не испытывала нехватки средств, так как постоянно пополнялась самыми различными способами - данью от вассалов, доходами от некоторых вакуфных учреждений, множеством подношений и подарков. А.Ф. Миллер в своей книге отмечал, что «применялись и другие, поистине виртуозные способы пополнения султанской казны. Так, султаны выдавали своих дочерей замуж в самом раннем детстве, а иногда и в младенческом возрасте за богатых сановников, которые должны были присылать во дворец крупные суммы на содержание «супруги».

Сокровища Османской империи имеют различное происхождение: это были подарки зарубежных послов; драгоценности, изготовленные в Топкапы специально для султанов, военные трофеи из покоренных стран и ценные вещи, которые переходили в казну после смерти государственных деятелей. Самым большим состоянием обладал султан Селим I, правивший в XVI в.

Во времена Османской империи сокровищницу султанов открывали и закрывали в торжественной обстановке, и в церемонии этой участвовали сорок человек. В настоящее время в нескольких залах выставлены неисчислимые богатства правителей Османской империи, и среди них - трон иранского шаха Исмаила, захваченный в 1541 г. султаном Селимом I во время его похода в Иран. Трон этот, сделанный из кованого золота, выложен рубинами, изумрудами и жемчугом, которые своим сиянием создают причудливый мозаичный узор.

В султанской сокровищнице хранится и трон Селима III, изготовленный из эбенового и сандалового дерева и инкрустированный золотом, серебром и перламутром. Над троном массивная золотая цепь поддерживает укрепленный в золотую оправу неправильной формы изумруд длиной 10 и шириной 4 см. Здесь же выставлены украшенный бриллиантами меч и кольчуга, принадлежавшие султану Мураду IV, расшитая настоящим жемчугом (величиной с горошину) конская попона, а также несметное количество рубинов.

В стеклянных витринах в центре первой комнаты сокровищницы выставлены золотые украшения, оружие, хрустальные кальяны с резными янтарными мундштуками, кофейные наборы и золотые кубки. В одной из витрин можно увидеть великолепные доспехи султана Мустафы III, украшенные драгоценными камнями (позолоченную стальную кольчугу, щит, меч и пару серебряных стремян, покрытых позолотой). Рядом выставлены расшитые жемчугом чехлы для Корана, принадлежавшие семьям султанов, дорогие сосуды для воды, кувшины и золотые подсвечники.

Во второй комнате можно увидеть висячие орнаменты из золота и самоцветов, золотые подвески султанов Абдул-Гамида I и Ахмеда I, тюрбан с драгоценными камнями, украшения с бриллиантами и рубинами, которые крепились к тюрбану султана. В других витринах выставлены изделия из нефрита и горного хрусталя, которые во множестве изготавливались в мастерских дворца. Одним из интереснейших экспонатов является нефритовый сосуд в виде корабля - подарок русского императора Николая II. Слева от входа в третью комнату за стеклом выставлена позолоченная колыбель для новорожденных принцев. По сложившейся в Топкапы традиции для матери-султанши было делом чести преподнести внуку золотую колыбель с постелью и покрывалом.

Главным экспонатом этой комнаты является известный во всем мире кинжал. Он висит на тонкой цепочке в стеклянной витрине позади трона султана Ахмеда I. Рукоять кинжала украшают три больших изумруда, в эфес встроены золотые часы, крышка которых тоже сделана из изумруда. Золотые ножны покрыты эмалью и драгоценными камнями. Этот кинжал был изготовлен придворными мастерами по приказу султана Махмуда I для персидского шаха Надира и среди прочих подарков отправлен в Персию. Однако по пути туда посланники султана узнали, что шах скончался, и со всеми подарками вернулись во дворец. С тех пор этот самый дорогой в мире кинжал хранится в сокровищнице дворца Топкапы.

В третьей комнате хранится «Алмаз ложечника». Весит он 86 карат, оправлен серебром и окружен 49-ю более мелкими бриллиантами. О происхождении этого бриллианта существуют две версии. Согласно одной, алмаз нашел бедный рыбак, когда разгружал мусор, и потом обменял свою находку на базаре. Хитрый ювелир дал ему за сокровище три ложки, откуда и произошло название алмаза, к тому же и форма его напоминает ложку. Но более достоверной считается вторая версия: французский офицер Пиго приобрел алмаз у махараджи Мадраса и привез его во Францию. После многочисленной смены владельцев алмаз приобрела на аукционе мать Наполеона, однако позже ей пришлось продать бриллиант, чтобы вызволить сына из ссылки. Со временем бриллиант приобрел великий визирь Тепеделенли Али-паша, который купил его за 150 000 золотых монет и поместил в свою личную сокровищницу. Обвинив визиря в измене, султан Махмуд II навсегда поместил бриллиант в султанскую сокровищницу. Доказательством подлинности этой истории служит портрет Али-паши с очень похожим бриллиантом на тюрбане.

В этой же комнате выставлены два золотых подсвечника, каждый из которых весит 48 кг и украшен 6666-ю бриллиантами - по одному на каждый стих Корана. Подсвечники изготовлены в XIX в. по повелению султана Абдул-Меджида I для отправки в Мекку к священному камню Кааба и украшены его монограммами.

Слева от подсвечников за стеклом выставлен золотой трон «Байрам» («Праздничный»), весящий 250 кг и украшенный турмалинами. Этот трон устанавливали перед «Воротами белых евнухов» при вступлении султана на престол и во время других праздничных церемоний.

Собрание священных реликвий Османской империи хранится в здании, которое благодаря своему внутреннему убранству считается самым красивым в Топкапы. Большая часть этих реликвий была привезена в 1517 г. султаном Селимом I из египетского похода. До этого они принадлежали халифу Эль Мутавеккиль; другие реликвии были переданы султану Селиму I эмиром Мекки Сеидом Берекатом после провозглашения того халифом.

Драгоценной реликвией султанской Сокровищницы является «Знамя Пророка» (Санджак-Шериф ). Во время священных войн Пророк Мухаммед выступал под двумя знаменами - черным и белым. Черное знамя «Укап» («Орел») было привезено из Египта и с тех пор хранится в золотом ковчеге. Поскольку полотно сильно пострадало от времени, позднее его подшили к священному знамени из шерстяной материи зеленого цвета. Развертывалось и выставлялось оно в самое критическое для Османской империи время.

«Знамя Пророка» использовалось уже первыми халифами, от которых перешло в Дамаск к династии Омейядов (661-705), а потом к Аббасидам в Багдад и Каир. Когда в 1607 г. султан Селим I завоевал Египет и сокрушил халифат, «Знамя Пророка» перешло к Османскому дому. Вначале оно хранилось у паши Дамаска, который ежегодно сопровождал с этой святыней караван паломников, направлявшихся в Мекку.

В царствование султана Мурада III, по требованию великого визиря Синана-паши, «Знамя Пророка» впервые было привезено в Европу - в находившуюся тогда в Венгрии турецкую армию для воодушевления войска и восстановления упавшей дисциплины. Султан Магомет III (1596-1603) определил к Знамени стражу в 300 человек под началом главного эмира Накибола-Этрафа. Впоследствии из служителей Сераля было назначено 40 знаменосцев; кроме них все военные люди и всадники обязаны были защищать святыню.

«Санджак-Шериф» хранится в 40 чехлах из тафты и в зеленном суконном ковчеге. Длина «Знамени Пророка» равняется примерно 3,7 метра. В золотой наконечник его древка положен Коран, собственноручно переписанный султаном Османом - основателем Османской империи. Кроме «Знамени Пророка» в этом же ковчеге лежат небольшого размера Коран, руки халифа Омара и серебряные ключи от Каабы, которые султан Селим I получил от правителя Мекки.

В мирное время «Знамя Пророка» хранится в Зале благородной одежды (черный камлотовый плащ Пророка Мухаммеда). Здесь же находились другие государственные святыни: борода, священный след ноги, жезл и лук Пророка и несколько мечей первых халифов. Во время войны для Знамени сооружался шатер, в котором оно серебряными кольцами прикреплялось к специальному устройству из черного дерева».

Неверные не могут видеть священное «Знамя Пророка», и кто решался на такую дерзость - сурово наказывался. Так, 27 марта 1769 г., во время Русско-турецкой войны, австрийский интернунций Броньяр, нанял у одного муллы комнату, чтобы со своей семьей и некоторыми европейцами скрытно посмотреть процессию выноса «Знамени Пророка». Потом он нашел комнату подешевле и отказал мулле, за что тот предал его. В нанятую Броньяром комнату ворвались янычары, оскорбили его супругу и дочерей, а на улицах убили нескольких христиан. Австрия срочно отозвала Броньяра…

К персональным реликвиям Пророка Мухаммеда относится и его священная мантия (хырка), которую Пророк подарил арабскому поэту Каабу бин Зюхеру, принявшему ислам. После его смерти мантию за 20 000 дирхам приобрел халиф Моавидже. От него она перешла к Омей-ядам, затем - во владение Аббасидов, а в XVI в. попала к турецкому султану Селиму I. Святая мантия Пророка Мухаммеда, возраст которой насчитывает 1400 лет, представляет собой одеяние длиной 124 см, с широкими рукавами; сшита она из черной шерстяной материи. С момента своего появления в Топкапы (с XVI в.) она бережно хранилась в золотом ковчеге, который сейчас выставлен на обозрение на серебряном пьедестале, изготовленном во дворце при султане Мураде IV. Ежегодно в 15-й день месяца Рамадан священную мантию Пророка Мухаммеда торжественно навещали султан, визири и обитательницы гарема.

Сегодня во дворце Топкапы находятся и два меча Пророка Мухаммеда. Первый из них (меч Зюльфикар) Мухаммед подарил своему зятю - четвертому халифу Али, а второй был фамильной ценностью, полученной им от отца. Оба меча инкрустированы золотом и драгоценными камнями. Рядом с ними выставлен бамбуковый лук Пророка Мухаммеда в золотом чехле.

В собрании священных реликвий хранится и письмо Мухаммеда, в котором Пророк призывает правителя Мукавкаса принять ислам. Послание это, случайно найденное в Египте, написано на лоскуте темной кожи (16- 19 см), состоит из двенадцати строк и отмечено печатью Пророка. Считается, что печать эта перешла от халифа Абубакара к халифу Омару, а от него - к халифу Осману, который однажды уронил ее в фонтан. Через почти 150 лет янтарная печать была обнаружена в Багдаде и привезена во дворец Топкапы.

В золотой шкатулке, украшенной драгоценными камнями, хранится осколок зуба Пророка Мухаммеда, сломаннный во время Ухудского сражения. Во дворце Топкапы хранится около 60 волос из бороды Пророка, но на всеобщее обозрение выставлен только один. Он тоже лежит в золотой шкатулке.

В собрании реликвий находится и один из шести известных отпечатков ноги Мухаммеда. Считается, что след на этом камне Пророк оставил при вознесении на небо. Камень с отпечатком ноги помещен в золотой футляр с крышкой.

Среди реликвий из Каабы , которые хранятся во дворце Топкапы, следует отметить позолоченную защитную оправу для священного Черного камня, которая весит 14 кг; два золотых водосточных желоба, подвешенные на цепях к потолку; фрагмент «Ворот покаяния» и серебряные позолоченные ключи…

В сокровищнице султанского дворца хранятся и христианские реликвии , собранные в церквах Константинополя: десница Иоанна Крестителя в золотой оправе, часть черепа святого апостола Петра, оловянная кастрюля Авраама, серебряный ковчежец с мощами святых.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

Жилище: от дворца до хижины Диапазон жилищного фонда столицы чрезвычайно широк.Внутреннее убранство королевских и княжеских резиденций, жизнь двора, ближний круг, жизнь чиновников и королевских слуг недоступна и неизвестна большинству парижан. В XV веке, когда государь

Из книги Алиенора Аквитанская автора Перну Режин

Из книги Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917] автора Зимин Игорь Викторович

Стены Зимнего дворца Архитектор Ф.Б. Растрелли

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Роксолана. Ведьма Османского гарема автора Бенуа Софья

Глава 8 ТОПКАПЫ – ДВОРЕЦ ДЛЯ НЕВОЛЬНИЦ И СЧАСТЛИВИЦ Название дворцового комплекса Топкапы, или же «Пушечные ворота» произошло от того, что при въезде и выезде султана из дворца раздавался почетный пушечный залп. В происхождении названия сыграла свою роль и историческая

Из книги Убийство императора. Александр II и тайная Россия автора Радзинский Эдвард

Партия Аничкова дворца Так возникла эта партия. Она должна была защитить права цесаревича Александра Александровича.В нее входят все противники реформаторского курса. В конце 1870-х годов участники этой вельможной оппозиции генерал Р.А. Фадеев и генерал-адъютант И.И.

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Султанский дворец Топкапы Возведение первого османского дворца началось при султане Мехмеде II Завоевателе в 1466 г. на месте древнего форума Тавра. В этой резиденции, охранявшейся 500 бестаджи, султан жил до возведения Топкапы-серая, который он повелел возвести на

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Три дворца князей Суздальских - Вот один из них, - говорит суздальский летописец Ананий, - в 1451 году, когда Москву осаждали и громили татары, этот дворец существовал еще в Суздальском кремле, возле самой церкви св. Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, именно

Из книги Два Петербурга. Мистический путеводитель автора Попов Александр

Призрак Мариинского дворца Пожалуй, появлявшийся в Мариинском дворце (Исаакиевская пл., 6) призрак стал последним призраком, обнаружившимся в Санкт-Петербурге. Широкую известность он получил после того, как депутаты петербургского ЗакСа, проводящие тут свои заседания, в

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Обустройство Кремлевского дворца Московские государи, как все люди того времени, в обыденной жизни следовали устоявшимся традициям и образцам, но допускали в нее всё больше новаций, идущих с Запада. Как правило, именно они выступали законодателями моды на новшества в

Из книги Венценосные супруги. Между любовью и властью. Тайны великих союзов автора Солнон Жан-Франсуа

Александра, «хозяйка» дворца С тех пор как Николай встал во главе Ставки в Могилеве, Александра, остававшаяся во дворце, правила страной. Вообще-то царь не учреждал института регентства, как делали французские короли, отбывая на войну, и официально не делил власть с

Из книги Наполеон в России автора Верещагин Василий Васильевич

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕТРОВСКОГО ДВОРЦА. С 5/17 сентября пошел сильный дождь, который несколько утишил пожары, но не прекратил их, и когда Наполеон возвращался из Петровского дворца в Кремль, «к трону Московских царей», город не только дымился еще, но местами и пылал.Бивуаки

Из книги Двор российских императоров. Энциклопедия жизни и быта. В 2 т. Том 2 автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Петербургские арабески автора Аспидов Альберт Павлович

Тайны исчезнувшего дворца Петербург-Ленинград называют городом трех революций. Считается, что первая революция была в 1905 году. Вторая - в феврале 1917 года. А третья - Социалистическая, со «штабом» в Смольном, - в октябре того же года. Мы же напомним об еще одной революции,

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.

Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.

Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.

Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.

Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.

Поток желающих увидеть плащ Пророка Мухаммада (САВ) не ослабевает / Источник: trtworld.com

Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.

“Ежегодно более миллиона человек посещают во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.

“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.

Потомок в 59-м поколении

Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.

Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.

На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.

“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.

“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”

Барыш Самир – потомок Увайса Карани в 59-м поколении / Источник: trtarabi.com

Особая связь

История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.

Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.

Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.

С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.

Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.

Мечеть Хирка-и Шариф / Источник: istanbuldakicamiler.com

Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. , любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.

Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.

Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.

“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.

В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.

В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.




Top