Мегалитический период. Мегалитические культуры

Через Средиземноморье на дальний Северо-Запад и север Европы распространялось в поздненеолитическую эпоху и иное население - оно связывалось с культурой мегалитов.

Мегалитическая культура все еще исследована довольно слабо. Разбросанные на широкой территории культовые сооружения из огромных камней (до 12 м в высоту), дольмены (каменные столы) и кромлехи (выложенные камнем кольца) неизменно разжигали воображение любителей. Но сама широта их распространения от Испании, Франции (прежде всего Бретани), Британских островов и севера, вплоть до Белого моря (где и поныне морские отливы обнажают мегалитические лабиринты, о природе которых краеведы ничего не знают), Северной Африки, Причерноморья, юга Индии и даже Японии существенно затрудняла анализ. И именно широта распространения мегалитов заставляла многих исследователей принимать версию о стадиальном развитии, а не о расселении родственных племен и языков, к тому же культ камня естественен для неолита, и он действительно принимал отличающиеся друг от друга формы.

Определенный урон серьезному исследованию вопроса нанесла нацистская и расистская немецкая историография, в соответствии с которой смешение культур шнуровой керамики и мегалитов привело к появлению «индогерманцев», «истинных арийцев» и т.п. Эта тенденция в науке вызывала иную позицию: стремление доказать, что население мегалитической культуры вообще было неиндоевропейским, да к тому же выяснилось, что распространялась культура с юга на север, а не наоборот.

Так же как и в культурах шнуровой керамики, в большинстве районов распространения культуры мегалитов отмечается один и тот же антропологический тип населения: это средиземноморско-атлантический европеоид, характеризующийся высоким ростом, длинноголовостью, но, в отличие от культур шнуровой керамики, чрезвычайно узким лицом. В Скандинавии и до сих пор смешиваются в основном два названных типа (причем они не дают промежуточных вариантов). Но, что важно, мегалитический тип не имеет отношения к германцам.

Некоторые ученые стремились вынести мегалитическую культуру вообще за пределы индоевропейской языковой группы. Однако имеется большое количество аргументов в пользу их именно индоевропейской принадлежности. В литературе обсуждалось, например, происхождение суффикса «itani», увязываемого в областях мегалитической культуры с названиями разных племен и народов («мавритани», «британи» и др.). В Европе культура мегалитов существовала с III тыс. до н.э. до начала железного века (около 700 г. до н.э.). На территории Франции, например, под слоем кельтской топонимики ясно просвечивается более древний индоевропейский слой.


Проблему истоков мегалитической культуры на археологическом материале наиболее основательно поставил А.И. Маркович. Он обосновал гипотезу некоторых французских и немецких ученых о пиренейской, «иберийской» прародине этой культуры.

Истоки пиренейской культуры мегалитов восходят к культуре гротов - захоронений в искусственных пещерах (которые, в свою очередь, восходят к культуре верхнего палеолита этих областей). Древнейшие погребения такого типа датируются примерно концом V тыс. до н.э. Распространяется эта культура по прибрежной полосе в областях, богатых песчаником или иным видом камня. В III тыс. до н.э. начинается распространение культуры на север Европы, а также на восток Средиземным морем. Следы этой культуры обнаруживают по побережью Северной Африки, на островах Корсика и Сардиния, некоторых прибрежных районах юга Италии и далее на восток Средиземноморья. Есть определенные доказательства связи ее с крито-микенской культурой начала II тыс. до н.э.

К Черному морю население мегалитической культуры вышло в то время, когда проливов Босфора и Дарданеллы еще не было, а Черное море соединялось со Средиземным рекой, протекавшей северо-западнее по Фракии -\ именно вдоль этой бывшей реки и отложились первые причерноморские дольмены. Далее культура распространяется на территории Болгарии, юга Украины, Крыма, Таманского полуострова и узкой приморской полосой до Абхазии.

Западный Кавказ принял мигрантов из Средиземноморья уже на рубеже III - II тыс. до н.э., в эпоху энеолита. Здесь пришлое население, естественно, вступает в контакты с местным. По расчетам В.И. Марковина, «примерно к 1400 - 1300 гг. до н.э. их (дольмены. - А. К.) перестали строить, причем строительство дольменов раньше прекращается на территории Абхазии, а затем в Прикубанье».

Прекращение сооружения мегалитов в Абхазии может быть связано с отливом населения в Индию, а две ветви, проявляющиеся около этого времени -иранская и индоарийская, - отражают неоднородность самого причерноморского населения. И это могло быть не первое переселение индоевропейцев на территории Ирана и Индии. И, конечно, существенно, что европеоидный тип населения Индии восходит главным образом к мегалитической культуре.

Переплетение потомков культур шнуровой керамики и мегалитов просматривается и в Западной Европе: культура «воронко-видных кубков», восходящая к мегалитической, в конце III тыс. до н.э. надвигается от Северного моря и Прибалтики к Приднепровью. И на северном побережье Черного моря мигранты мегалитической культуры соприкасались и смешивались с местными - поздней ямной и катакомбной, и такое смешение проходило достаточно легко благодаря родственным языкам.

Как уже говорилось, культура мегалитов не имеет отношения к германскому этногенезу. Зато кельтский этногенез связан с ней довольно тесно. Культура мегалитов является самым мощным подслоем современных кельтских народов: бретонцев, ирландцев, уэльсцев, шотландцев. Именно на этих территориях, равно как и на некоторых недавно ассимилированных зонах прежнего кельтского расселения (о. Мен и др.), сохраняется наибольшее количество мегалитических сооружений, они носят здесь наиболее многообразный характер и до недавнего времени воспринимались как священные культовые сооружения. Однако антропологически кельты в основном относятся к другим индоевропейским типам, в частности к населению культуры ко-локоловидных кубков, которая распространялась в начале II тыс. до н.э. из той же Иберии одной ветвью по побережью океана на север, другой - в Центральную Европу, где она станет элементом славянского этногенеза.

Я вновь намерен заглянуть за край Вселенной.
И мыслями - кометой, проносясь по небу.
Я равным не стараюсь быть Творцу, но непременно
Там побываю, где еще никто ни разу не был.

С моря терпкий ветер дует, он разгоняет скуку
Краб зарывается в песок от солнечных лучей палящих
И тайны открывает мир, я жизнь благодарю за сладостную муку
За те мгновенья, что дарит мне в днях серых, мимо проходящих.

Не заостряя внимание на самом факте происхождения мегалитов, и отбросив невразумительные утверждения об участии в их строительстве внеземного разума, обратимся к тем фактам, которые позволяют в какой-то степени раскрыть вопрос о назначении данных сооружений. Думается, что каждый мегалитический памятник планеты был по факту происхождения индивидуален, но по форме «работы», то есть по принципам существования, а тем более по требуемому от данного сооружения воздействию они мало чем отличались друг от друга.

Возьмем, к примеру, мегалитический комплекс Роллрайт, что в Англии (далее станет понятно, почему именно он), который состоит из каменного круга, дольмена и менгира. Так вот один английский зоолог «бегая» по ночам с приемником ультразвука за летучими мышами обнаружил, что и в отсутствии мышей в районе мегалита присутствует ультразвуковое излучение. Замерил, убедился, что излучают ультразвук камни сооружения. На это сообщение к комплексу потянулись физики, радиоинженеры, химики геологи, уфологии, каждый со своим оборудованием и своими домыслами. Целый год «топтали» округу приближаясь и удаляясь от мегалитического памятника. Результаты исследований выглядели, если коротко, так:
1. Наиболее интенсивные излучения в течение дня происходили на восходе и заход солнца.
2. Сила этого (дневного) излучения изменялась и в течение всего года. В дни, падающие на период весеннего и осеннего равноденствия, наблюдалась самая длительная по времени интенсивность излучения. В дни же солнцестояния это излучение было самым минимальным.
3. Так же изменялась интенсивность «звучания» и у каменного круга и у дольмена и у менгира в отдельности, часто при этом не совпадая. При этом производились замеры некоторых объектов, находящихся поблизости (бетоне здание, скопление камней песчаника, железный столб) все объекты «молчали». Кстати из песчаника же был и сооружен и мегалитический комплекс.

Соответственно были выдвинуты все возможные предположения, которые, в конце концов, позволили прийти к общему решению и выдвинуть несколько гипотез:
1.Ультразвуковое излучение возникает под воздействием солнечных радиоволн, попадающих на кристаллы кварца в песчинках. Тот, кто изучал физику, вспомнит о пьезоэлектрическом явлении приводящему к ультразвуковому излучению. Понятно дело здесь «количество переходит в качество» за счет увеличения числа кварцевых кристаллов, звучащих слабо, но в унисон. Что в свою очередь дает поток энергии достаточной интенсивности, чтобы его могли уловить не только приборы, но и тело человека.
2. Неравномерно нагревая каменную поверхность, солнце заставляет «раскрываться и закрываться микротрещины» или приводит в движение кристаллы породы, а исходящий поток воздуха от земли заставляет эти трещины «звучать».

При всех наблюдениях за излучением не забыли произвести замеры магнитного поля. Оказалось, что магнитное поле внутри кромлеха (каменное кольцо) слабее, чем вне сооружения. Получалось, будто камни создают подобие экрана. Заинтересовала исследователей электромагнитная аномалия в виде спиральной полосы (прошу обратить на это внимание), которая делает семь оборотов и, выходя за пределы камней, расширяется. Что-то вроде воронки. Так и хочется напомнить относительно торсионного поля («Письма к матери»), но не буду. В том, что это аномалия имеет искусственный характер не у кого не вызывал сомнения. Не было бы камней, не было бы и аномалии.

Тут же «понеслись» догадки, что под комплексом зарыты магнитные минералы, расположены в форме спирали, и они проецируют данную аномалию на надземное пространство. На эти выводы подвигли исследователей рисунки находящееся на камнях некоторых мегалитов. Копать ни у кого не «поднялась» лопата. Лично я несколько иного мнения. Но не будем забегать вперед.
Производя круглосуточные наблюдения, обратили внимание ученые и на то, что радиоактивность излучений периодически возрастала, а затем вновь падал до средней величины, Все происходило как бы амплитудно, насчет чего было высказано предположение, что колебание активности связано с движением подземных вод. Это уже ближе к тому, что предполагаю сообщить я.
Не будет лишним напомнить, что ученые (Кетцер Р.) еще раньше обратили внимание на одну особенность мегалитов, на то, что последние сооружались из горных пород определенного состава, то есть те, что содержат кварц. В Ирландии Нью-Грейндж внутренняя камера выложена сплошь из такого материала. Так камни для Стоунхенджа везли за 380 км.

Кварц довольно распространенный в природе материал, более ценен для инженеров, чем для строителей или ювелиров (горный хрусталь, из которого, кстати, сделаны небезызвестные черепа). Обладая пьезоакустическими и пьезоэлектрическими свойствами кварц (SiO2) вследствие способности кристаллов «двигаться» (сжиматься и расширяться) в переделах материала может генерировать электрический ток и воспроизводить под действием электрического тока звуковые колебания. Одним словом кварц еще только раскрывает свои загадки. Это не значит, что древние строители мегалитов знали его свойства в полном объеме.

Знать они, пожалуй, не могли, но чувствовать материал, несомненно, могли и соответственно чувствовали. Отчего я лишний раз хочу напомнить слова, высказанные мною в «Письмах к матери». Вера основывается на знании (ведание), но ведание в свою очередь претворяется чувствованиями, рожденными в процессе наблюдений. Это говорит о том, что древний человек еще не мог объяснить природу происходящего (и чаще не стремился к этому), но на понятийном, чувственном, закрепленном много повторяемостью уровне стремился использовать свои «наработки» на практике. В отличие от нынешней науки наши предки не создавали теоретической базы, до момента практического применения, до получения положительных результатов. Именно положительных, на закреплении отрицательных, для убедительности, результатов они не тратили своего времени, не целесообразно. Отчего пустое это занятие наделять наших предков знаниями превосходящими нынешние. Утверждение обратного заставляет нас соглашаться с тем, что нашим предкам были известны и физика твердого тела и магнетизм и акустика, не просто в практическом применении, но и в расчетно-теоретическом обосновании. Извините, это бред. Не было того по причине не целесообразности. Наши предки были практиками, то есть спецами по «форме», а не по «содержанию». Отсюда все философские наполнения так называемого «наследия предков» это работа уже тех «кому делать нечего»- философов, ученых теоретиков, и относятся ко времени, не ранее 17-18 веков.

В настоящем (лет эдак триста) человечество идет к познанию несколько иным путем, чем еще лет пятьсот назад. Начальной стадией является ознакомление с той информацией, которая к исследователю дошла из прошлого. После ознакомления, и осмысления (ему приходилось верить в предложенный результат в связи с тем, что данный результат уже применялся на практике), он чтобы не попасть в «просак» начинал эту информацию проверять опытным путем. И вот в процессе многоразового проведения опытов его наблюдательный ум находил в данных явлениях и то, что ускользнуло от внимания его предков. И тогда данный естествоиспытатель (в настоящем на этой позиции стоит вся американская наука) осмысливал и то, что пришло из древности и то, что наработал сам, в философском ключе, то есть, подводя под все полученное и намысливаемое теоретическую базу. Но пришло время, когда все наработки ученых начинаются с математико-философских размышлений-расчетов. Нынче достаточно знаний, что бы еще не приступая к практическим опытам можно «увидеть» причинно-следственные связи между явлениями и уж затем при необходимости стремиться утвердиться в этом опытным путем. В настоящем, иное мышление, чем было в прошлом. Отчего опускаться в нем на уровень «родительских могил» это извините, все равно, что ползать на брюхе, стараясь догнать автомобиль. Но почему так усиленно многие нынче стремятся на этом самом «брюхе» ползать? На это есть очень простой ответ, но он не в русле нашей темы.

По этому поводу замечу лишь следующее, подобные заявления, кои можно прочесть в книге архитектора Циркунова В. «Всемирная история архитектуры», что знакомство со строением многих мегалитов наводит на мысль о непонятных технических приборах, можно отнести лишь к разности мышления нас и наших предков. А отсюда и к тем формам, в которых проявляется это мышление. Мы не понимаем своих предков они бы вряд ли поняли бы нас. Это не значит, что они были умнее или глупее нас, и наоборот. Это значит всего лишь, что «всему свое время». Отчего великое это дело изучение прошедших времен, но глупейшее занятие- культивирование прошлого в настоящем. Прошлое никогда не способствует формированию будущего, разве, что этому способствует настоящее. Тот, кто в этом упорствует навсегда застревает в между временье.

Английский ученый Дж. Вуд (именно тот, что так любил бросать бумеранг) обратил внимание на то, что большинство мегалитических строений Англии и Франции имеют четкие геометрические закономерности. Большинство из них это эллипсы или формы напоминающие яйцо. Уже одно это наталкивает на мысль, что для того, чтобы построить данную конфигурацию, необходимо было сделать точные математические расчеты. И опять мы со своим мышлением лезем в «чужой монастырь». Все намного проще: сама природа не только подсказывает нам, как поступать, что и где необходимо сооружать, но и представляет полную инструкцию всех этапов процесса. Вот это то, как раз и непостижимо для урбанизированного и зашоренного догмами человека.

Структура устройства Вселенной, частью которой является Земля и человек соответственно, выстроена по общим законам мироздания. И данные законы не являются секретом ни для кого, но они непонятны для нас, каждая их часть на данном конкретном этапе в виду (не тайности), не готовности нами их воспринимать. Скажу грубо «обезьяна не знает, что делать с гранатой, тем более что та так устроена, что у нее болтается кольцо, за которое хочется дернуть. Это состояние: наличие взрывоопасного предмета и бездумного желания (любопытства) делает ситуацию опасной как для самого любопытствующего, так и для окружающего пространства. Если бы обезьяна имела возможность дернуть кольцо и при возникновении взрыва прочувствовать его, то она бы поняла, что дергать за кольцо «для просто так» нельзя, и что делать этого в другой раз, не следует. Но, к сожалению, она этого не поймет, у нее не будет другого раза». В настоящем наши научные достижения (никто их не отрицает) имеют схожее «обезьяной с гранатой» состояние, то есть мы не умеем прогнозировать последствия. Можно этого избежать? Нет, нет и еще раз нет! «Всему свое время».

Еще одним любопытным фактом явилось это форма обработки столбов-менгиров мегалитических сооружений. Для какой-то цели (вопрос ученых, при проведенных археологических раскопках) подземная часть столбов заостренна. А по логике (нынешнего мышления) нижняя часть столбов для устойчивости должна быть шире верхней. Более того этим заостренным концом столб вонзали в каменную породу, которая соединяла его с кромлехом или дольменом. Вот русскому человеку больше говорить ничего не надо, он все поймет сам, а прочим необходимо долго и нудно разъяснять, что…. Извините, забыл, что кругом русские люди!

Когда раскопали нижние части столбов, обратили внимание и на то, что на некоторых из них выгравированы волнообразные канавки. Их не видно и поэтому какую-то роль вроде орнамента они играть не могли. Надо отметить, что таки рисунки были не на всех столбах и то, что таким образов (две волнистые линии) издревле обозначают воду. К сожалению, в имеющейся у меня информации нет упоминания о подземных источниках воды. Возьму на себя смелость предположить, что вода все же под мегалитическими сооружениями наличиствует. Нигде и никогда не строились какие-либо подобные сооружения без присутствия воды, без ее непременного движения. Даже пресловутые ныне гепатогенные, подземные «квадраты» (узлы) мало что собой представляют без наличия воды. А вот присутствие воды как раз и определяло «место силы». В этих местах находились и капища и древние храмы, строили пирамиды и т.д. и т.п. Действие этих мест не постоянно, и чаще всего индивидуально, но имеет определенную закономерность и похожесть, что дает возможность определять их как «место силы». Какой и для чего вопрос к теме не имеет отношения.
На основании вышесказанного сомнительным является предположение Р. Куцлера, что менгиры могли играть роль гравитационных вибраторов, которые «работали» от гравитационной энергии Земли. Это утверждение не просто умозрительно, но и не выдерживает критики, так как любой вибратор, при своем действии стремится проникнуть вглубь. Отчего требуется, немало усилий для того, чтобы удержать его на поверхности. А вот то, что пластинки кварца применяют в радиоэлектронике в качестве стабилизаторов колебания специалистом известно. Отчего, вполне допускаю, что некоторые части мегалитов играли роль акустических генераторов, но при этом преобразовывали как солнечную энергию в звуковые колебания, так и колебания, принимаемые о подземных источников.

Высказанная мню гипотеза, «посетила» и головы ученых (правда без воды) и они исходя из предположения, что в основе явления лежит принцип резонатора Гельмгольца (акустическая пустота) сделали определенные расчеты. Уже давно известно, что любое замкнутое пространство имеет четкую границу и явно выраженную по ней частоту колебаний. Данная частота зависит не только от геометрии параметров пространства, но и от материала (состава) окружения данной пустоты. На собственную частоту резонатора по Гельмгольцу влияет и параметры входного (выходного) отверстия. На основании замеров «звучания» кавказских дольменов (арх. В.Марковин) получили результаты того, что у них у всех собственные резонансные волны их длины находятся в пределах от 2,52 до 1,81 кГц. Это говорит о том, что все звуковые проявления строений доступны восприятию человеком (0,1-10кГц).
В указанных дольменах обращает на себя внимание и отношение отверстия, его «звучание» к собственной частоте колебаний данного дольмена, оно или в два, а то и в три раза больше. Ну здесь простая физика, связанная с потоком, который при сужении пути (увеличения сопротивления) увеличивает свою скорость.

Марковин В. Так же отметил, что большинство дольменов сооружены так, что своим отверстием направлены на южную или восточную стороны. Лишь немногие были направлены на северную сторону и то, там где солнце могло осветить устье дольмена во второй половине дня. Упоминал об этом раньше и настаиваю нынче, что дольмены есть ни что иное как плавильные печи. Тем более, что в каждом месте где находились данные сооружения, находили и места добывания исходного материала для плавления. Но причем тут огромные блоки, из которых сложены указанные дольмены и уж, совсем непонятно, причем тут акустические явления. Их можно воспринимать как следствие от причины, для которой данные сооружения возводились. Я же прошу не торопиться, не делать поспешных выводов, «всему свое время». Многим придет на ум и то, что материал, из которого выстроены дольмены и их размер и внутренний объем все имеет значение, и они будут недалеки от правды. Но вот многие ученые все же сделали вывод, что данные параметры необходимы чтобы получить значительный эффект действия данного «генератора». Так ли это или не так нам еще предстоит выяснить, а теперь мы напишем слово генератор в кавычках.

В конце 19 столетия, русским ученым-физиком П.Н.Лебедевым были проведены первые лабораторные исследования ультразвука. Нынче область применения ультразвуковых колебаний достаточно обширна. Ультразвуковые колебания применяются в различных отраслях и производственных процессах. К их числу относятся: технологии закалки, лужения и пайки, сварки металлов, сверление хрупких и особо твердых материалов, экстрагирование животного и растительного сырья, растворение, стерилизация жидких веществ, мелкодисперсное распыление лекарственных препаратов, получение эмульсий и сверхтонких суспензий, диспергирование красителей, получение новых веществ. Появился новый раздел акустики -молекулярная акустика изучающая молекулярное воздействие звуковых волн веществом. А так же новая область применения ультразвука: интроскопия, голография, ультразвуковая фазомерия, акустоэлектрника, и прочее, прочее, прочее.

Чтобы я тут не писал все же все мегалитические сооружения, особенно такие в состав которых входят кромлехи, дольмены, менгиры и пр. это уже само по себе единые комплексы с определенными функциями и назначением. Ученым предстоит над этим еще «поломать голову», но у меня уж есть некоторая информация о том, «посредством чего и для чего», но об этом разговор пойдет в следующей статье. В настоящей же я лишь сделаю задел для дальнейшего разговора.

Вот уже раздается хнычущий голосок местного «бомонда», «ну че, это он опять так наукообразно, что ни фига…, а нам то это на фига и зачем все это тут? Нам бы что попроще и чтобы там без лишних формул и прочая…»
Ничем помочь не могу, не нравится «кыш из-за стола», прочим -не «переключайтесь», желающие узнать, могут дождаться продолжения, а не желающие пусть идут спать. «Спокойной им ночи!»

Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников.

Отдельную группу представляют собой мегалитические сооружения, то есть объекты в значительной степени состоящие из мегалитов. Они распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж , сооружения крито-микенской культуры или Египта . В Южной Америке -Мачу-Пикчу , Пума Пунку , Ольянтайтамбо , Писак , Саксайуаман , Тиуанако .

Их общей характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн , часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие .

Как правило мегалитические конструкции не служили жильём , а от периода строительства до наших дней не дошло никаких записей о технологиях и назначении строительства. Отсутствие достоверных письменных источников и тот факт, что все эти сооружения значительно пострадали под воздействием времени, делают задачу их исчерпывающего исследования практически невыполнимой, что, в свою очередь, оставляет обширное поле для различных догадок.

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения (функция - социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во французском Бретань ), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие .

Мегалитические сооружения подчинены определенному архитектурному замыслу. По внешнему виду исследователи делят их на три группы:менгиры , дольмены , кромлехи . Сами слова эти пришли к нам из древнего бретонского языка . Это был язык жителей Бретани, полуострова на Северо-западе Франции.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В БРЕТАНИ

Бретань это, безусловно, страна мегалитов. Именно из слов бретонского языка, в конце XVII в., и были составлены названия основных типов мегалитических построек (дольмен: daol — стол, men — камень; менгир: men — камень, hir — длинный; кромлех: кromm — закругленный, lec’h — место). В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5 000 до Р.Х. и завершилась около2 500 до Р.Х. Строители мегалитов не являлись автохтонным населением Арморики. Они пришли с берегов Средиземноморья, постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья…

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены, обычно представляют собой «ящики», составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

Каирн


Каирн, это ансамбль галерей и камер, покрытых сверху землей, то есть в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. В Бретани сохранилось сравнительно много каирнов, однако на двух из них, являющимися шедеврами мегалитической архитектуры Запада, хочется остановиться подробнее.

Построенный около 4 700 до Р.Х., этот доисторический некрополь мог подвергнуться уничтожению уже в наше время: он был сознательно превращен в каменный карьер для устройства туристической дороги в l955 и только вмешательство одного из самых известных бретонских археологов профессора Пьера-Ролана Жио (Giot) остановило это технократическое варварство.
Если быть точным, то монумент в Барненез является сооружением из двух каирнов. Он имеет, в общей сложности, 72 метра в длину и от 20 до 25 метров в ширину и включает в себя одиннадцать дольменов (в данном случае представляющих собой отдельные камеры) от каждого из которых к выходу тянется галерея, длинной от 7 до 12 метров. Первый каирн (А) был построен около 4 350 до Р.Х., а второй (Б) — около 4 100 до Р.Х.

Некрополь в Барненез является одним из самых древних архитектурных сооружений на Земле. Старше Стоунхенджа, Нью-Грейнджа, египетских пирамид…

Карин на острове Гавринис

Этот памятник мегалитического искусства, построенный около 4 000 лет до Р.Х., замечателен своим внутренним оформлением. Сам каирн устроен не сложно: тринадцатиметровый коридор ведет в погребальную камеру. Однако стены его расписаны удивительными рисунками, скорее абстрактного, чем конкретного характера, высеченными на камне. Среди элементов причудливого орнамента присутствуют спиральные, крестообразные и другие элементы.

Крытая аллея

Существует разновидность дольменов, которая называется крытыми аллеями. Крытая аллея, это ряд дольменов, составляющих галерею, которая может заканчиваться камерой, не превышающей своей шириной галереи, либо слепым концом. Выглядит это следующим образом:

Дольмен с галереей

В отличие от крытой аллеи, дольмен с галереей, как, например, знаменитый Стол Торговцев (Table de Marchands) в Локмариекере (на фото), представляет собой круглую или квадратную погребальную камеру, к которой ведет длинный коридор, являющийся, так сказать, проходом из мира живых в мир мертвых (и обратно наверное:)). План дольменов этого типа может дополняться за счет боковых комнат (дольмен в Кериаваль, около Плуарнеля).

Итак, ничто так не отличается от дольмена, как другой дольмен. Причем здесь описаны не все виды подобных сооружений. Существуют также коленные дольмены, трансепт — дольмены (крестообразные) и некоторые другие. Откровенно говоря, некоторые названия пришлось придумывать в процессе работы над статьей, так как в русском языке они просто отсутствуют, а дословный перевод с других языков обычно не отражает сути описываемых здесь предметов.

Как мы уже знаем, дольмены, являются одновременно склепами и надгробными памятниками, о чем свидетельствуют кости и вотивные склады (украшения, полированные топоры, керамика и т.д.) найденные там. Речь идет о следах, захоронений, в основном коллективных, небольших или колоссальных, первоначально покрытых камнями (каирны) или землей (курганы), и несомненно снабженных дополнительными конструкциями из дерева. Бретонские вариации дольменов очень многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние, были большого размера, но погребальные камеры в них были сокращены; это позволяет предположить, что они были предназначены для некоторых, наиболее значительных деятелей племени. Со временем, объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли, и они стали настоящими коллективными могилами. В местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussée-Tirancourt), в Парижском Бассейне, во время исследования подобного захоронения, археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, в Бретани, кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке, захоронения снова становятся индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем говорят найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Как строили дольмены? Если сопоставить тяжесть и громоздкость этих каменных конструкций с техническим арсеналом их создателей, то можно только снять шляпу перед их упорством и находчивостью. Было это приблизительно так…


Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Шаг 5

Шаг 6

Итог

Таким образом, мы уже знаем кое-что об одном из видов мегалитической архитектуры. Пора перейти к следующему, не менее интересному.

МЕНГИРЫ

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. «Рекордсменом», был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

— менгир в Керлоас (Финистер) — 12 м.

— менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) — 11,20 м.

— менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) — 10,30 м.

Существуют, так же, менгиры, выстроенные в линию, (назовем это условно ряды камней) иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3 000 (!) менгиров

Карнак (департамент Морбиан)

КАРНАК (Carnac), безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире. Бретань, да и Францию тоже менгиром не удивишь, однако Карнак поражает воображение немыслимой концентрацией этих памятников на сравнительно небольшой территории. Первоначально в Карнакском комплексе насчитывалось около 10 000 (!) монументов разной величины. В наше время их осталось приблизительно 3 000. Этот комплекс мегалитов (в основном кромлехи и менгиры) конца неолита — начала бронзового века (кон. третьего — второе тыс. до Р. Х.) включает в себя 3 мегалитические системы:

Менек — западная часть карнакского комплекса. Включает в себя 1 099 менгиров в одиннадцати линиях, протяженностью около 1200 метров.

Кермарио — около 1 000 менгиров в десяти линях длиной в 1 км. В юго-западной части, ансамбль дополнен дольменом.

Керлескан — 555 менгиров в тринадцати линиях, протяженность которых составляет 280 метров. На западе эти линии предваряет кромлех их 39 камней. Наиболее высота наиболее крупного менгира в Керлескан, составляет 6,5 метров.

К 5 000 г до Р.Х., стоянки расположенные в острове Оэдик (Hoedic) в Морбиане показывают существование небольших человеческих групп живущих, главным образом, охотой, рыболовством и сбором моллюсков. Эти человеческие группы хоронили своих мертвецов, прибегая в некоторых случаях к особому ритуалу. Покойник снабжался в путь не только изделиями из камня и кости, украшениям из раковин, но и увенчивался чем-то вроде «короны» из оленьих рогов. В эту эпоху, называемой мезолитом, уровень моря был приблизительно на 20 метров ниже современного. Начиная с приблизительно 4 500 лет до нашей эры, в Карнаке появляются первые мегалиты (что наблюдалось к тому времени и в других областях нынешней Бретани).

Попытаемся реконструировать способ возведения менгиров:

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Предназначение менгиров, которые не являются надгробными памятниками, остается загадкой. Из-за отсутствия инструкции по употреблению, оставленной строителями для будущих поколений, археологи осторожно манипулируют несколькими гипотезами. Эти гипотезы, не исключающие друг друга, варьируются в каждом конкретном случае и зависят от самых разных факторов: менгиры изолированные или нет; ряды камней составлены из одного ряда или нескольких, более или менее параллельных; менгиры ориентированные читаемым способом, и т.д. Некоторые могли отмечать территорию, указывать на могилы, или относится к культу вод.

Но гипотеза наиболее часто высказываемая, относится к нескольким большим, сориентированным между востоком и западом рядам камней. Есть предположение, что это атрибуты cолярно — лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями, и собиравшие возле себя, большие скопления людей, например во время зимнего и летнего cолнцестояний. «Направление некоторых блоков согласно привилегированным направлениям, поддается анализу, подчеркивает Мишель Ле Гоффи, бретонский археолог, и когда случаи повторяются, иногда по четко отслеживаемой системе, с полным правом можно думать, что это не случайно. Это почти точно во многих случаях, как в Сен-Жюст и в Карнаке. Но сомнения будут существовать всегда, из-за отсутствия прямых доказательств. Археологические находки среди рядов камней — действительно очень туманны, было найдено немного глиняной посуды и обработанных кремней, но остатки ритуальных костров, датирующихся тем же временем, что и возведение мегалитов, позволяют думать, что они находились вне зоны проживания.»

КРОМЛЕХИ


В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается «двойной кромлех» (в форме двух соприкасающихся кругов).
______________________

Сравнительная таблица количества мегалитических сооружений во Франции и Бретани.

Менгиры

Кромлехи

Ряды камней

Дольмены

Всего во Франции

Более 2200

4500

Финистер
Морбиан
Атлантическая Луара
Иль-де-Вилэн
Кот-д`Армор

Мегалиты каменные постройки из гигантских блоков, созданные без применения связующих растворов. Эти сооружения представляют собой одну из величайших загадок древности, которую не удается решить до сих пор.

Различают несколько типов мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Древность этих сооружений, как и их масштабы, невольно заставляют задуматься кто и зачем создавал эти сооружения, что это была за цивилизация? Проблема заключается в том, что возраст древнейших мегалитов составляет более 7000 лет, а это тот пласт истории, который для науки покрыт туманом. Игнорирование древнейших преданий о Всемирном потопе привело научный мир в недоумение, закрыло глаза на очевидные факты и привело к многочисленным противоречиям в исторической науке. Однако многие ученые осознают это и во всеуслышанье говорят о необходимости пересмотра истории человечества.

Мегалитические храмы

Считается, что большинство мегалитов представляют собой мегалитические храмы культовые сооружения. Наиболее известные мегалиты, конечно же, ассоциируются со Стоунхенджем и Карнаком. Некоторые сооружения выглядят примитивно, иные же достаточно утонченны. Нужно, однако, иметь в виду, что храмами эти сооружения можно называть условно, поскольку не доказано, что они действительно предназначались для культовых целей. Зато есть доказательства необычных свойств, по крайней мере, некоторых из таинственных сооружений. Так, известный всем Стоунхендж содержит в себе камни, которые в определенное время излучают мощный электрический импульс. Никто пока не знает, откуда берется энергия для импульсов, но понятно одно, что это не простое нагромождение камней они расположены в заданном, точном порядке. В упомянутых мегалитах исследователями были установлены поразительные закономерности, описываемые рядами камней: начиная от радиусов орбит тел Солнечной системы, и заканчивая математическими функциями.

Храмы Мальты

Существует место не столь известное, как Стоунхендж, однако обладающее существенно более древними мегалитами Мальта. Мальта известна своими курортами, но вот о древних храмах Мальты мало кто слышал. Мегалитические храмы Мальты даже по официальным научным оценкам построены 5,5 7 тысяч лет назад.

Люди-великаны

Самой большой проблемой для науки является объяснение способов постройки мегалитических сооружений. Ведь строительство из каменных блоков, вес которых составляет десятки тонн, а длина 8 м даже с современной техникой осуществить проблематично. В случае же Мальты мы имеем дело с комплексами сооружений. Очевидно, что строители не испытывали серьезных затруднений с технологической стороны. У них были и средства доставки этих блоков и необходимые инструменты обработки, и нужные навыки. Их знания, видимо, качественно отличались от современных, так как они использовали энергии, о которых современная наука только догадывается. И не случайно серьезные ученые еще до находок в Боржомском ущелье пришли к выводу о том, что люди-великаны. о которых говорят многочисленные предания не вымысел. Именно великаны являются строителями этих таинственных построек, назначение которых возможно так и не будет нами понято до конца.

культура мегалитов это:

Смотреть что такое культура мегалитов в других словарях:

Культура Лос-Мильярес — Сосуд культуры Лос Мильярес с типичным глазообразным мотивом. Юго восток Испании, халколит Лос Мильярес, Los Millares название археологического городища медного века, давшего название одноименной археологической культуре. Расположено в … Википедия

Культура Вила-Нова-де-Сан-Педру — Не следует путать с Культура Вилланова. Карта культуры Вила Нова де Сан Педру и близлежащих регионов … Википедия

Культура торре — Основные типы сооружений на Сардинии и Корсике … Википедия

Культура талайотов — Талайот на Майорке Талайот на Сон Серра, Майорка Главный вход в поселение Сес Паиссес, Майорка … Википедия

Мегалитическая культура — Мегалитическое захоронение в Бретани Аналогичное захоронение в Буррене, Ирландия Мегалиты. XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний, … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Доталайотская культура — Кораблеобразное жилище на Мальорке. К тому же времени относятся кораблеобразные гробницы, именуемые навета Реконструкция балеарского козла Myotragus balearicus Поздемная гробница на Мальорке Д … Википедия

Астурийская культура — возникла на территории Испании после 5000г. до н.э. По своим характеристикам она была эпипалеолитической, то есть сохраняла пережитки палеолита в окружении мезолитических культур. Датировка основана на стратификации, за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Также большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений:

менгир — одиночный вертикально стоящий камень
кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
сейд — в том числе сооружение из камня
каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
крытая галерея
лодкообразная могила
Ну и теперь по существу вопроса:

1. Мегалиты — это прежде всего астрономические сооружения. То есть сооружения для целей контроля окружающей среды. С их помощью наши предки определяли время для сельскохозяйственных работ, циклы животноводства, свадьбы и прочую ритмику жизни в гармонии с природой.

2. Мегалиты — это сооружения, созданные коллективным трудом свободных людей. В этом их главное отличие от пирамид и прочих гигантских и бессмысленных сооружений так называемых цивилизаций.

Большинство мегалитов в России и Украине обнаружены мальчишками. Официальная наука никогда не искала мегалиты и всегда проявляет полную беспомощность в их изучении. Евро-центричность наших общественных наук и святая вера в прогрессивность рабовладельческих обществ всегда приводит в тупик при встрече с мегалитами.

Источники: www.objectiv-x.ru, universal_ru_de.academic.ru, earth-chronicles.ru, iskatel.info, www.liveinternet.ru




Top