Мегалитический период. Мегалитические сооружения: типы и виды

Через Средиземноморье на дальний Северо-Запад и север Европы распространялось в поздненеолитическую эпоху и иное население - оно связывалось с культурой мегалитов.

Мегалитическая культура все еще исследована довольно слабо. Разбросанные на широкой территории культовые сооружения из огромных камней (до 12 м в высоту), дольмены (каменные столы) и кромлехи (выложенные камнем кольца) неизменно разжигали воображение любителей. Но сама широта их распространения от Испании, Франции (прежде всего Бретани), Британских островов и севера, вплоть до Белого моря (где и поныне морские отливы обнажают мегалитические лабиринты, о природе которых краеведы ничего не знают), Северной Африки, Причерноморья, юга Индии и даже Японии существенно затрудняла анализ. И именно широта распространения мегалитов заставляла многих исследователей принимать версию о стадиальном развитии, а не о расселении родственных племен и языков, к тому же культ камня естественен для неолита, и он действительно принимал отличающиеся друг от друга формы.

Определенный урон серьезному исследованию вопроса нанесла нацистская и расистская немецкая историография, в соответствии с которой смешение культур шнуровой керамики и мегалитов привело к появлению «индогерманцев», «истинных арийцев» и т.п. Эта тенденция в науке вызывала иную позицию: стремление доказать, что население мегалитической культуры вообще было неиндоевропейским, да к тому же выяснилось, что распространялась культура с юга на север, а не наоборот.

Так же как и в культурах шнуровой керамики, в большинстве районов распространения культуры мегалитов отмечается один и тот же антропологический тип населения: это средиземноморско-атлантический европеоид, характеризующийся высоким ростом, длинноголовостью, но, в отличие от культур шнуровой керамики, чрезвычайно узким лицом. В Скандинавии и до сих пор смешиваются в основном два названных типа (причем они не дают промежуточных вариантов). Но, что важно, мегалитический тип не имеет отношения к германцам.

Некоторые ученые стремились вынести мегалитическую культуру вообще за пределы индоевропейской языковой группы. Однако имеется большое количество аргументов в пользу их именно индоевропейской принадлежности. В литературе обсуждалось, например, происхождение суффикса «itani», увязываемого в областях мегалитической культуры с названиями разных племен и народов («мавритани», «британи» и др.). В Европе культура мегалитов существовала с III тыс. до н.э. до начала железного века (около 700 г. до н.э.). На территории Франции, например, под слоем кельтской топонимики ясно просвечивается более древний индоевропейский слой.


Проблему истоков мегалитической культуры на археологическом материале наиболее основательно поставил А.И. Маркович. Он обосновал гипотезу некоторых французских и немецких ученых о пиренейской, «иберийской» прародине этой культуры.

Истоки пиренейской культуры мегалитов восходят к культуре гротов - захоронений в искусственных пещерах (которые, в свою очередь, восходят к культуре верхнего палеолита этих областей). Древнейшие погребения такого типа датируются примерно концом V тыс. до н.э. Распространяется эта культура по прибрежной полосе в областях, богатых песчаником или иным видом камня. В III тыс. до н.э. начинается распространение культуры на север Европы, а также на восток Средиземным морем. Следы этой культуры обнаруживают по побережью Северной Африки, на островах Корсика и Сардиния, некоторых прибрежных районах юга Италии и далее на восток Средиземноморья. Есть определенные доказательства связи ее с крито-микенской культурой начала II тыс. до н.э.

К Черному морю население мегалитической культуры вышло в то время, когда проливов Босфора и Дарданеллы еще не было, а Черное море соединялось со Средиземным рекой, протекавшей северо-западнее по Фракии -\ именно вдоль этой бывшей реки и отложились первые причерноморские дольмены. Далее культура распространяется на территории Болгарии, юга Украины, Крыма, Таманского полуострова и узкой приморской полосой до Абхазии.

Западный Кавказ принял мигрантов из Средиземноморья уже на рубеже III - II тыс. до н.э., в эпоху энеолита. Здесь пришлое население, естественно, вступает в контакты с местным. По расчетам В.И. Марковина, «примерно к 1400 - 1300 гг. до н.э. их (дольмены. - А. К.) перестали строить, причем строительство дольменов раньше прекращается на территории Абхазии, а затем в Прикубанье».

Прекращение сооружения мегалитов в Абхазии может быть связано с отливом населения в Индию, а две ветви, проявляющиеся около этого времени -иранская и индоарийская, - отражают неоднородность самого причерноморского населения. И это могло быть не первое переселение индоевропейцев на территории Ирана и Индии. И, конечно, существенно, что европеоидный тип населения Индии восходит главным образом к мегалитической культуре.

Переплетение потомков культур шнуровой керамики и мегалитов просматривается и в Западной Европе: культура «воронко-видных кубков», восходящая к мегалитической, в конце III тыс. до н.э. надвигается от Северного моря и Прибалтики к Приднепровью. И на северном побережье Черного моря мигранты мегалитической культуры соприкасались и смешивались с местными - поздней ямной и катакомбной, и такое смешение проходило достаточно легко благодаря родственным языкам.

Как уже говорилось, культура мегалитов не имеет отношения к германскому этногенезу. Зато кельтский этногенез связан с ней довольно тесно. Культура мегалитов является самым мощным подслоем современных кельтских народов: бретонцев, ирландцев, уэльсцев, шотландцев. Именно на этих территориях, равно как и на некоторых недавно ассимилированных зонах прежнего кельтского расселения (о. Мен и др.), сохраняется наибольшее количество мегалитических сооружений, они носят здесь наиболее многообразный характер и до недавнего времени воспринимались как священные культовые сооружения. Однако антропологически кельты в основном относятся к другим индоевропейским типам, в частности к населению культуры ко-локоловидных кубков, которая распространялась в начале II тыс. до н.э. из той же Иберии одной ветвью по побережью океана на север, другой - в Центральную Европу, где она станет элементом славянского этногенеза.

общее название ряда археологич. культур эпохи энеолита и бронз. века, одним из существенных элементов к-рых является возведение мегалитических построек. Долгое время в науке было распространено предположение, что строителями мегалитов являлись родств. племена, первоначально жившие на морском побережье Зап. Европы, а потом широко расселившиеся в разных странах. Националистич. нем. ученые утверждали, что якобы строителями мегалитов были "праиндогерманцы". Однако еще в кон. 19 в. было установлено, что мегалитич. постройки возведены разл. племенами, подчас очень удаленными друг от друга (от Индонезии и Японии до Англии и Испании). Мегалитич. керамика носит в разных областях совершенно разл. характер. Открытия последних лет окончательно опровергли предположение о едином народе - строителе мегалитов. "Идея" мегалитич. построек, очевидно, не только распространялась путем переселений отд. племен или благодаря связям между ними, но и возникла самостоятельно в сходных социальных и географич. условиях. Так, по-видимому, независимо от остальной терр. Зап. Европы возникла культура мегалитов на Пиренейском п-ове, на Кавказе, а также в Сев. Африке, в Индии. Земледельч.-скотоводч. племена, оставившие после себя мегалитич. постройки в Юж. Англии и во Франции, отличались своей культурой от племен, населявших Юго-Вост. Норвегию и сев. р-ны ГДР и ФРГ, также возводивших мегалитич. постройки. Вообще М. к. в Европе в сев. направлении от Средиземноморья, Шотландии и Дании становятся более бедными в отношении архит. форм, разнообразия инвентаря и количества металла. Кроме того, юж. М. к. более древние, в Испании и на Кавказе они относятся к 2500-2400 до н. э., а в Сев. Европе - к 2000-1400 до н. э., что свидетельствует о том, что в Зап. Европе "идея" мегалитич. построек распространялась с Ю. на С. Общей чертой всех М. к. является то, что на их хоз. и обществ. структуру оказывали сильное влияние культовые - религ. представления. Несмотря на то что в отд. странах сохранилось большое количество мегалитов (во Франции, напр., свыше 4000), проблема М. к. в целом плохо изучена.

Лит.: Равдоникас В. И., История первобытного общества, ч. 2, Л., 1947; Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации, пер. с англ., М., 1952; Daniel G., The Megalith builders of Western Europe, N. Y., (1958); Leisner G. und Leisner V., Die Megalithgräber der Iberischen Halbinsel, В., 1943; Sprockhoff E., Die nordische Megalithkultur, B.-Lpz., 1938; Nordman C. A., The Megalithic culture of Northern Europe, Hels., 1935.

  • - группа культурных р-ний сем. тыквенных, возделываемых для пищевых, кормовых и технич. целей. К Б. к. относят арбуз, дыню, тыкву. Происходят они из тропич. и субтропич. стран Азии, Африки и Америки...

    Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • - Схема линий московского метрополитена 2004 г. . «Парк культу́ры» 1) станция метро Сокольнической линии. Открыта в 1935. Архитекторы Г.Т. Крутиков, В.С. Попов...

    Москва (энциклопедия)

  • - 1) традиционные культуры стран и коренных народов в геогр. пространстве Азии; каждая из таких А.к. трактуется как относительно самодостаточная, но связанная с другими формальной общностью...

    Энциклопедия культурологии

  • - подсистемы в культуре, так называемые новые культуры, противопоставляемые традиционной, господствующей в обществе в качестве более перспективной, спасительной альтернативы...

    Энциклопедия культурологии

  • - выражение внутренней сложности культуры, представляющей собой многоаспектный феномен...

    Энциклопедия культурологии

  • - совокупность знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека...

    Энциклопедия культурологии

  • - см. Дворцы и дома культуры...
  • - растения, выращиваемые на бахчах...

    Словарь ботанических терминов

  • - группа возделываемых р-ний сем. тыквенных. Пищ., кормовые, масличные, лекарств., декор. и медоносные р-ния. Произрастают на всех континентах...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - мегалиты - археол. памятники, сооруженные из одного или многих блоков дикого или грубообработанного камня...

    Советская историческая энциклопедия

  • - см. Гнотобиотические культуры...

    Экологический словарь

  • - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры являются: - созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги...

    Финансовый словарь

  • - или мегалиты - доисторические сооружения из больших каменных глыб или плит, каменной, бронзовой, а отчасти и позднейших эпох, служившие либо гробницами, либо памятниками, либо святилищами, причем эти различные типы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - группа возделываемых растений семейства тыквенных. Стелющиеся или цепляющиеся растения. Происходят из тропических и субтропических стран - Азии, Африки и Америки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общее название ряда археологических культур эпохи энеолита и бронзового века, существенный элемент которых - возведение мегалитических построек...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Д"ом культ"...

    Русский орфографический словарь

"МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ" в книгах

Мегалитические колеи

Из книги Каменный век был иным… [с иллюстрациями] автора Дэникен Эрих фон

Мегалитические колеи «…На западе провинции Валенсия, что в Испании, находится обширный комплекс известняковых пещер, так называемые Куэвас дель Рей Моро, а наверху, прямо над ними, расположена платформа, на которой сохранились развалины города эпохи мегалита. Они

Глава 8 МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЮЖНОЙ ИНДИИ

Из книги Древний Индостан [Раннеиндийская цивилизация (litres)] автора Уилер Мортимер

Глава 8 МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЮЖНОЙ ИНДИИ В качестве предварительного замечания к настоящей главе хотелось бы напомнить, что термин «мегалит» происходит от греческих слов «мегас» (большой) и «литос» (камень). Этот термин употребляется для обозначения древних

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЕВРОПЫ

Из книги Величайшие загадки и тайны магии автора Смирнова Инна Михайловна

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЕВРОПЫ Стоунхендж не был единственным в своем роде. На территории Европы известно несколько сот мегалитических памятников и каменных кольцевых построек. Многие из них расположены в окрестностях Стоунхенджа. Очевидно, местность, окружающая

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ АСТРОНОМЫ

автора Джеймс Питер

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ АСТРОНОМЫ ***По Британским островам и северной Франции разбросаны некоторые из наиболее загадочных монументов древности - каменные руины величественной красоты, чье происхождение теряется во тьме времен. Массивные каменные гробницы и огромные стоячие

Мегалитические университеты

Из книги Тайны древних цивилизаций. Энциклопедия самых интригующих загадок прошлого автора Джеймс Питер

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ АСТРОНОМЫ

автора Джеймс Питер

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ АСТРОНОМЫ *** По Британским островам и северной Франции разбросаны некоторые из наиболее загадочных монументов древности - каменные руины величественной красоты, чье происхождение теряется во тьме времен. Массивные каменные гробницы и огромные стоячие

Мегалитические университеты

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Джеймс Питер

Мегалитические университеты После широко растиражированных, но совершенно необоснованных утверждений Хоукинса появился гораздо более серьезный труд по археологической астрономии. Это было исследование около 500 каменных кругов, рядов и отдельных камней, выполненное

12. Гипотеза: некоторые мегалитические сооружения «античности» изготовлены из бетона

Из книги автора

12. Гипотеза: некоторые мегалитические сооружения «античности» изготовлены из бетона Проблема измельчения пород и руд в древности решалась по образцу дробления зерна - ступки, зернотерки, жернова. В районе месторождения Гебейт в Красноморских горах доктор А.В.

Мегалитические загадки

Из книги Путь Феникса. Тайны забытой цивилизации автора Элфорд Алан

Мегалитические загадки Как уже отмечалось, Сфинкс и два мегалитических храма представляют собой единый ансамбль, и на основе геологических и контекстуальных данных можно сделать заключение, что они были построены в додинастическую эпоху, но позднее, около 3100 г. до н. э.,

Глава III МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ

Из книги Карнак и загадка Атлантиды автора Маркаль Жан

Глава III МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ К концу эпохи неолита мегалитическая цивилизация распространилась на большую часть европейского континента. Это значит, что «дольмены» и «менгиры» встречаются и во многих других местах, помимо Бретани. Однако приходится признать, что более

Мегалитические комплексы (менгиры)

Из книги Прадедушка Аркаим автора Загидуллина Марина Викторовна

Мегалитические комплексы (менгиры) Мегалиты Южного Зауралья можно отнести к наименее понятной (наименее понятой?) части древнего мифологического сознания. Но попробуем разобраться с этим явлением. Ведь была какая-то важная задача перед древними людьми,

Что старше – египетские пирамиды или мегалитические сооружения типа Стоунхенджа?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Что старше – египетские пирамиды или мегалитические сооружения типа Стоунхенджа? Строительство древнейшей из египетских пирамид – пятиступенчатой пирамидыв Саккаре, возведенной по приказу фараона Джосера, – началось в 2640 году до нашей эры, а древнейшее из

Мегалитические культуры

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Мегалитические храмы Мальты

Из книги 1000 чудес со всего света автора Гурнакова Елена Николаевна

Мегалитические храмы Мальты Мальта знаменита на весь мир тем, что самые древние рукотворные постройки на Земле расположены именно здесь. Это - мегалитические храмы.Перед каждым приезжим, выходящим из здания международного аэропорта на Мальте, предстает довольно

§ 35. Церемониальные центры и мегалитические конструкции

Из книги История веры и религиозных идей. Том 1. От каменного века до элевсинских мистерий автора Элиаде Мирча

§ 35. Церемониальные центры и мегалитические конструкции Некоторые мегалитические комплексы, такие, как, например, в Карнаке или Эшдауне, в Беркшире (800 мегалитов на площади 250 и 500 м, расположение которых напоминает параллелограмм), несомненно, были важными

Страница 2 из 4

Наиболее распространенный вид мегалитических сооружений - дольмены (от бретонского dol - стол и men - камень). Это в большинстве случаев коллективные, предназначенные для погребения членов отдельных родов, реже - индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных глыб или плит, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху, наподобие крышки стола, отчего и происходит название «каменный стол». В некоторых дольменах плита, закрывавшая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Многие дольмены были засыпаны сверху землей, так что оставался свободным лишь вход, но за редкими исключениями насыпи не сохранились до наших дней, они осели. В некоторых областях мегалитические гробницы украшены резным, гравированным или рисованным орнаментом в виде спиралей, лент или прямоугольных мотивов. Наиболее знаменитые образцы подобных орнаментированных гробниц Гавр Инис и Морбиган во Франции и Нью-Грендж (New Grange) в Ирландии. В Бретани и на Марне встречаются символические изображения части человеческих фигур - голова, руки, грудь, иногда некоторые принадлежности костюма - пояса, ожерелья, гривны, оружие - кинжалы.

Дольмены широко распространены в мире. В Европе они встречаются на севере территории ФРГ, в Дании, Южной Скандинавии, Голландии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Болгарии. Старейшие европейские дольмены относятся к IV тысячелетию до н.э., позднейшие - 2400-2000 гг. до н.э. .

К некоторым дольменам вели небольшие коридоры, сложенные из крупных каменных плит и засыпанные землей, так называемые гробницы с ходом. В Южной Франции и на Пиренейском полуострове местами коллективных погребений служили также «крытые галереи» (allees couvertes) - удлиненные (15-20 м) коридоры из камней.

Позднейшим типом мегалитических сооружений, относящимся уже к эпохе бронзы, являются небольшие подземные гробницы в виде ящиков из каменных плит, так называемые цисты, или кисты. В полном смысле слова их уже нельзя назвать мегалитическими, так как их размеры не позволяют говорить о «больших» камнях.

Иногда к мегалитическим постройкам относят крепости, жилища и другие сооружения из каменных глыб или плит сухой кладки (так называемые циклопические постройки).

Возведение мегалитических построек представляло для первобытной техники сложнейшую задачу. Вес покровных плит достигает 40 и более тонн, а вес отдельно стоящих камней - иногда 100 или даже 300 тонн. В некоторых случаях, например для сооружения Стонхенджа, камни доставляли почти за 200 км. Кроме ряда приспособлений - подсыпки земли, установки рычагов, вальков и т. п., для сооружения мегалитических построек необходимо было соединение больших масс людей. Эти постройки возводились целыми родами или даже племенами. Несомненно, что связанная с возведением мегалитических построек большая затрата сил целой общины требовала специальной организации. Таким образом, общая черта всех носителей мегалитических культур состоит в том, что на их хозяйственную и общественную структуру оказывали сильное влияние культовые, религиозные представления. Мы не знаем, какие идеи сформировали явление, которое можно было бы назвать «мегалитической религией». Культ солнца? Культ богини-матери? При отсутствии письменных источников эта загадка, по-видимому, не может быть решена. В качестве элементов «мегалитической религии», кроме основного - коллективных погребений (в различных каменных сооружениях и естественных гротах), можно назвать почти повсеместно находимые изображения женского божества (статуэтки, иногда статуи-менгиры), символы в виде изображения двух глаз (находимые в различных местах от Сицилии до Скандинавии), храмы (на Британских островах, на Мальте, в Бретани). Но даже признавая наличие каких-то общих элементов в различных мегалитических обществах, нельзя не заметить чрезвычайного разнообразия в их проявлении. Поэтому высказываемая некоторыми исследователями мысль о распространении «мегалитических идей» некими «миссионерами», следовавшими вместе с торговцами, выглядит не только неоправданной модернизацией процессов, протекавших 5 тыс. лет назад, но и беспочвенной по самим фактам, которые нам известны.

Вопрос о происхождении мегалитических построек сложен и до сих пор не решен. Монтелиус, Софус Мюллер, Гернес и другие считали, что мегалиты возникли под влиянием древних египетских каменных гробниц и постепенно распространились по морскому побережью от Африки до Скандинавии. Некоторые немецкие ученые считали родиной мегалитов Северную Европу и в частности Скандинавию, а их строителями - «праиндогерманцев», но новые датировки окончательно опровергли эту точку зрения. Наиболее древние (вторая половина IV тысячелетия до н.э.) мегалиты в Западной Европе появились в Испании (культура альмерии) и Португалии (культура дольменов) .

Не представляют единую культуру, их создавали различные общины, и «мегалитическая» керамика в различных местах очень разная. Очевидно, причиной их сооружения является общая религиозная идея, зародившаяся в сходных социальных и географических условиях: попытка создать для умершего неразрушаемый, вечный дом. Погребения в дольменах должны были заменить погребения в специально вырытых или природных пещерах, которые и служили образцом для мегалитических гробниц. Еще Г. де Мортилье доказывал, что в дольменах нашла продолжение традиция хоронить в жилищах, в том числе в искусственных или естественных пещерах, служивших жилищами и одновременно местами погребения. Круглые отверстия во входной плите дольмена, вероятно, должны были служить, по представлениям древних, для входа и выхода души умершего, а также для доставки умершему еды и питья.

Однако гипотеза о независимом зарождении идеи мегалитов в различных, малосвязанных между собой обществах не исключает возможности заимствования этой идеи и даже образцов построек одним обществом у другого. Чаще всего саму идею коллективных погребений, реализованную в мегалитических сооружениях, выводят из Восточного Средиземноморья. В этой области известны могилы, перекрытые уступчатым фальшивым сводом (толосы), в которые вели каменные входы (дромосы). Сходные постройки наряду с другими мегалитическими сооружениями встречаются на Пиренейском полуострове, который считается древнейшей западноевропейской областью мегалитических построек, и даже в Ирландии и Шотландии. Однако эта форма построек известна на западе с III тысячелетия до н.э., а в Эгейском мире появляется в развитом виде лишь около 1600 г. до н.э. Можно думать, что толосы ведут свое происхождение от более ранних круглых могил, но не обязательно от могил с ложным сводом . Словом, у нас нет оснований отрицать возможность зарождения идеи мегалитических построек в Восточном Средиземноморье, но нет и доказательств того, что эта идея пришла в Западную Европу оттуда . Мысль о едином народе - строителе мегалитов окончательно опровергнута открытиями последних лет. Осталось лишь предположение о диффузии идеи мегалитов. Земледельческо-скотоводческие племена, оставившие после себя мегалитические постройки в Южной Англии и во Франции, отличались культурой от племен, населявших Юго-Восточную Норвегию и северные районы территории ГДР и ФРГ и также возводивших мегалитические постройки. Вообще, мегалитические культуры в северном направлении от Средиземноморья становятся более бедными в отношении архитектурных форм, разнообразия инвентаря и количества металла. Кроме того, южные мегалитические культуры - более древние, и это свидетельствует о том, что идея мегалитических построек распространялась с юга на север.

Вернемся к культуре СУМ, вопрос о которой послужил поводом для рассказа о мегалитах вообще. Культура СУМ интересна тем, что здесь наглядно прослеживается возможность перехода от погребений в естественных пещерах к мегалитическим сооружениям. Погребения этой культуры находят в естественных пещерах, искусственных пещерах, высеченных в меловых скалах, или гробницах-галереях.

Искусственные пещеры представляли собой выдолбленные в слоях мела камеры размерами около 4x4 м, в которые вел наклонный вход (дромос). На стенах некоторых гробниц бывают высечены схематические фигуры человека с топором (или просто топор, а иногда и другие предметы), подобные тем, которые изображают статуи - менгиры Южной Франции . В гробницах находят до 40 и более костяков, лежащих в вытянутом положении (иногда они носят следы пребывания в огне). Есть более тщательно отделанные камеры, в которых помещено только восемь костяков, а погребальный инвентарь богаче. Можно предположить, что это погребения «вождей» Назад к тексту

14. Вопрос о распространении мегалитических построек с Востока рассматривается в обширной литературе. Однако он не может быть решен только на европейском материале. Мегалитические постройки известны в разных странах мира (кроме Австралии), и сторонники теории распространения их из единого центра не могут объяснить, как они проникли, скажем, в Корею и другие удаленные от Ближнего Востока страны. Идея о приходе мегалитических культур в Европу из Восточного Средиземноморья связана с общей концепцией развития европейской, особенно неолитической, культуры под влиянием творческих импульсов, идущих с Востока. Одним из таких импульсов якобы было распространение по морским путям идеи мегалитов и вместе с ней металла в Европе. См.: A. Varagnac. Die Verbreitung des Megalithglaubens uber See. Das Chalkolithikum. - В кн.: Der Mensch der Urzeit. Dusseldorf - Koln, 1960, стр. 375-380.

15. Одни считают эти фигуры изображением вооруженной топором богини погребений, другие - изображением женского предка, родоначальницы.

В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж - практически зеркальные отражения друг друга. Они даже по размеру одинаковы. Только Стоунхендж был сооружён из камней, а Вудхендж - из дерева.

Одна из возможных реконструкций Вудхенджа.

Конечно, у этого сооружения была и крыша; скорее всего, на колонны укладывались брёвна, на брёвна - каменные плиты, а поверх плит насыпалась земля.

Получался "круглый дом" с двускатной земляной крышей и отверстием посредине, подобным "глазу циклона".

Собственно, такой круглый дом является закольцованным "длинным домом". А это реконструкция "длинного дома" эпохи неолита (5500-4900 до н. э.) в Восточной Европе (культура линейно-ленточной керамики)


model of a longhouse use by the linear potery culture of east Europe neolithic 5500-4900 bce ( фото)

Википедия сообщает в статье " Культура линейно-ленточной керамики ": " Основной тип сооружений — , прямоугольная постройка примерно 5,5 — 7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Стены строили из плетня , обмазанного глиной, иногда из расщеплённых брёвен, укреплённых дубовыми столбами. Крыши со скатом, крытые соломой, опирались на три ряда таких столбов. По обыкновению на полу жилья и рядом с ним были выкопаны 1-2 ямы для хозяйственных целей, глину из которых использовали для покрытия стен. Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота. Некоторые дома использовались до 30 лет. Судя по остаткам керамики, каждый длинный дом имел собственную традицию, а помещение керамики в могилы, обычно женские, указывает, что её, по-видимому, изготовляли женщины."

Там же Википедия сообщает: "Общество линейно-ленточной керамики рассматривается как матрилокальное . Вооружения и укрепления не обнаружены ."

Здесь следует подчеркнуть, что подобные "длинные дома" существовали в Старой Европе в эпоху матриархата. Точно такие же дома были и у индейского племени ирокезов, у которых матриархат сохранялся впоть до Нового времени. Описывая парную семью в период матриархата Энгельс ссылается на Ашера Райта, бывшего много лет миссионером среди ирокезов племени сенека:

«Что касается их семей, то в те времена, когда они ещё жили в древних длинных домах» (коммунистические домашние хозяйства из нескольких браков) «…там (в доме) всегда преобладал какой-нибудь один клан» (род), «так что женщины брали мужей из других кланов» (родов). «…Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан» (род) «или же — как это чаще всего и бывало — вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах» (родах), «да и везде вообще. Случалось, что они не останавливались перед смещением вождя (военного) и разжалованием его в простого воина».

С очень большой долей вероятности можно предположить, что подобные "длинные дома" существовали и на территории доисторической Британии. Однако "круглые длинные дома" не предназначались для проживания в них людей. Они были некрополями - "городами мёртвых". Ров вокруг Вудхенджа, наполненный водой, как раз свидетельствует о том, что это был город "не от мира сего", так как во множестве мифологий именно воды отделяют загробный мир от нашего мира. Конечно, и сооружались такие "города мёртвых" на века, из прочных и крепких пород дерева. Внешнего входа в такие города, скорее всего, не было (как и в избушку на курьих ножках, которая "без окон, без дверей"); покойники опускались внутрь через центральное отверстие. Собственно, эти деревянные хенджи были первоначально ни чем иным, как теми же скудельницами, или "убогими домами" для т. наз. "заложных покойников", т. е. участки земли, огороженные кольями.

Около 2800 года до Р. Х. началась экспансия носителей культуры колоколовидных кубков. Культура колоколовидных кубков часто рассматривается как ранняя индоевропейская (арийская), в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. Эта культура распространилась чрезвычайно широко в Западной и Центральной Европе, используя морские и речные пути.


Распространение культуры колоколовидных кубков

Это очень сильно напоминает средневековую экспансию воинственных норманнов, которые также передвигались по морям и рекам.


Распространение культуры колоколовидных кубков в Европе


А это - карта распространения мегалитической культуры .

Носители культуры колоколовидных кубков не строили мегалиты, но они, по всей видимости, послужили причиной их сооружения. Очевидно, воинственно настроенные протоиндоевропейцы разрушали культовые сооружения туземцев. Деревянные постройки очень легко сжечь. А если соорудить такие же постройки из огромных неподъёмных каменных блоков? Сжечь их никак не получится, да и сломать многотонные каменные плиты - "кишка тонка". Так они и сохранились до нашего времени.

Культура мегалитов существовала на "изломе" матриархата, в период религиозно-половой войны, от которой сохранились предания об амазонках. Каменные мегалиты появились как защитная реакция матриархальной культуры Старой Европы на вторжение носителей враждебной патриархальной культуры. Они являются безмолвными свидетелями великой духовной битвы, охватившей всю Западную Европу.

В этом смысле, Стоунхендж был построен вынужденно, невольно. Зачем тащить и ворочать огромные каменные блоки, если можно то же самое сделать из дерева? Но, очевидно, деревянные вудхенджи уничтожались завоевателями, и тогда было принято решение соорудить такой некрополь, чтобы его невозможно было сломать. Так и построили Стоунхендж.

Другим путём пошли строители знаменитых геоглифов пустыни Наска. Чтобы сохранить свои святыни от осквернения, они сделали их незаметными для врагов. Они видны только с птичьего полёта, а с земли их не различишь. Кстати, в графстве Уилтшир, там же, где базируется легендарный Стоунхендж, можно найти геоглифы лошадей на меловых холмах. Например этот - Уффингтонская лошадь.


Вид фигуры лошади с высоты 700 метров




Top