Мегалитический период. Неолит и энеолит западной (приатлантической) части Европы

Я вновь намерен заглянуть за край Вселенной.
И мыслями - кометой, проносясь по небу.
Я равным не стараюсь быть Творцу, но непременно
Там побываю, где еще никто ни разу не был.

С моря терпкий ветер дует, он разгоняет скуку
Краб зарывается в песок от солнечных лучей палящих
И тайны открывает мир, я жизнь благодарю за сладостную муку
За те мгновенья, что дарит мне в днях серых, мимо проходящих.

Не заостряя внимание на самом факте происхождения мегалитов, и отбросив невразумительные утверждения об участии в их строительстве внеземного разума, обратимся к тем фактам, которые позволяют в какой-то степени раскрыть вопрос о назначении данных сооружений. Думается, что каждый мегалитический памятник планеты был по факту происхождения индивидуален, но по форме «работы», то есть по принципам существования, а тем более по требуемому от данного сооружения воздействию они мало чем отличались друг от друга.

Возьмем, к примеру, мегалитический комплекс Роллрайт, что в Англии (далее станет понятно, почему именно он), который состоит из каменного круга, дольмена и менгира. Так вот один английский зоолог «бегая» по ночам с приемником ультразвука за летучими мышами обнаружил, что и в отсутствии мышей в районе мегалита присутствует ультразвуковое излучение. Замерил, убедился, что излучают ультразвук камни сооружения. На это сообщение к комплексу потянулись физики, радиоинженеры, химики геологи, уфологии, каждый со своим оборудованием и своими домыслами. Целый год «топтали» округу приближаясь и удаляясь от мегалитического памятника. Результаты исследований выглядели, если коротко, так:
1. Наиболее интенсивные излучения в течение дня происходили на восходе и заход солнца.
2. Сила этого (дневного) излучения изменялась и в течение всего года. В дни, падающие на период весеннего и осеннего равноденствия, наблюдалась самая длительная по времени интенсивность излучения. В дни же солнцестояния это излучение было самым минимальным.
3. Так же изменялась интенсивность «звучания» и у каменного круга и у дольмена и у менгира в отдельности, часто при этом не совпадая. При этом производились замеры некоторых объектов, находящихся поблизости (бетоне здание, скопление камней песчаника, железный столб) все объекты «молчали». Кстати из песчаника же был и сооружен и мегалитический комплекс.

Соответственно были выдвинуты все возможные предположения, которые, в конце концов, позволили прийти к общему решению и выдвинуть несколько гипотез:
1.Ультразвуковое излучение возникает под воздействием солнечных радиоволн, попадающих на кристаллы кварца в песчинках. Тот, кто изучал физику, вспомнит о пьезоэлектрическом явлении приводящему к ультразвуковому излучению. Понятно дело здесь «количество переходит в качество» за счет увеличения числа кварцевых кристаллов, звучащих слабо, но в унисон. Что в свою очередь дает поток энергии достаточной интенсивности, чтобы его могли уловить не только приборы, но и тело человека.
2. Неравномерно нагревая каменную поверхность, солнце заставляет «раскрываться и закрываться микротрещины» или приводит в движение кристаллы породы, а исходящий поток воздуха от земли заставляет эти трещины «звучать».

При всех наблюдениях за излучением не забыли произвести замеры магнитного поля. Оказалось, что магнитное поле внутри кромлеха (каменное кольцо) слабее, чем вне сооружения. Получалось, будто камни создают подобие экрана. Заинтересовала исследователей электромагнитная аномалия в виде спиральной полосы (прошу обратить на это внимание), которая делает семь оборотов и, выходя за пределы камней, расширяется. Что-то вроде воронки. Так и хочется напомнить относительно торсионного поля («Письма к матери»), но не буду. В том, что это аномалия имеет искусственный характер не у кого не вызывал сомнения. Не было бы камней, не было бы и аномалии.

Тут же «понеслись» догадки, что под комплексом зарыты магнитные минералы, расположены в форме спирали, и они проецируют данную аномалию на надземное пространство. На эти выводы подвигли исследователей рисунки находящееся на камнях некоторых мегалитов. Копать ни у кого не «поднялась» лопата. Лично я несколько иного мнения. Но не будем забегать вперед.
Производя круглосуточные наблюдения, обратили внимание ученые и на то, что радиоактивность излучений периодически возрастала, а затем вновь падал до средней величины, Все происходило как бы амплитудно, насчет чего было высказано предположение, что колебание активности связано с движением подземных вод. Это уже ближе к тому, что предполагаю сообщить я.
Не будет лишним напомнить, что ученые (Кетцер Р.) еще раньше обратили внимание на одну особенность мегалитов, на то, что последние сооружались из горных пород определенного состава, то есть те, что содержат кварц. В Ирландии Нью-Грейндж внутренняя камера выложена сплошь из такого материала. Так камни для Стоунхенджа везли за 380 км.

Кварц довольно распространенный в природе материал, более ценен для инженеров, чем для строителей или ювелиров (горный хрусталь, из которого, кстати, сделаны небезызвестные черепа). Обладая пьезоакустическими и пьезоэлектрическими свойствами кварц (SiO2) вследствие способности кристаллов «двигаться» (сжиматься и расширяться) в переделах материала может генерировать электрический ток и воспроизводить под действием электрического тока звуковые колебания. Одним словом кварц еще только раскрывает свои загадки. Это не значит, что древние строители мегалитов знали его свойства в полном объеме.

Знать они, пожалуй, не могли, но чувствовать материал, несомненно, могли и соответственно чувствовали. Отчего я лишний раз хочу напомнить слова, высказанные мною в «Письмах к матери». Вера основывается на знании (ведание), но ведание в свою очередь претворяется чувствованиями, рожденными в процессе наблюдений. Это говорит о том, что древний человек еще не мог объяснить природу происходящего (и чаще не стремился к этому), но на понятийном, чувственном, закрепленном много повторяемостью уровне стремился использовать свои «наработки» на практике. В отличие от нынешней науки наши предки не создавали теоретической базы, до момента практического применения, до получения положительных результатов. Именно положительных, на закреплении отрицательных, для убедительности, результатов они не тратили своего времени, не целесообразно. Отчего пустое это занятие наделять наших предков знаниями превосходящими нынешние. Утверждение обратного заставляет нас соглашаться с тем, что нашим предкам были известны и физика твердого тела и магнетизм и акустика, не просто в практическом применении, но и в расчетно-теоретическом обосновании. Извините, это бред. Не было того по причине не целесообразности. Наши предки были практиками, то есть спецами по «форме», а не по «содержанию». Отсюда все философские наполнения так называемого «наследия предков» это работа уже тех «кому делать нечего»- философов, ученых теоретиков, и относятся ко времени, не ранее 17-18 веков.

В настоящем (лет эдак триста) человечество идет к познанию несколько иным путем, чем еще лет пятьсот назад. Начальной стадией является ознакомление с той информацией, которая к исследователю дошла из прошлого. После ознакомления, и осмысления (ему приходилось верить в предложенный результат в связи с тем, что данный результат уже применялся на практике), он чтобы не попасть в «просак» начинал эту информацию проверять опытным путем. И вот в процессе многоразового проведения опытов его наблюдательный ум находил в данных явлениях и то, что ускользнуло от внимания его предков. И тогда данный естествоиспытатель (в настоящем на этой позиции стоит вся американская наука) осмысливал и то, что пришло из древности и то, что наработал сам, в философском ключе, то есть, подводя под все полученное и намысливаемое теоретическую базу. Но пришло время, когда все наработки ученых начинаются с математико-философских размышлений-расчетов. Нынче достаточно знаний, что бы еще не приступая к практическим опытам можно «увидеть» причинно-следственные связи между явлениями и уж затем при необходимости стремиться утвердиться в этом опытным путем. В настоящем, иное мышление, чем было в прошлом. Отчего опускаться в нем на уровень «родительских могил» это извините, все равно, что ползать на брюхе, стараясь догнать автомобиль. Но почему так усиленно многие нынче стремятся на этом самом «брюхе» ползать? На это есть очень простой ответ, но он не в русле нашей темы.

По этому поводу замечу лишь следующее, подобные заявления, кои можно прочесть в книге архитектора Циркунова В. «Всемирная история архитектуры», что знакомство со строением многих мегалитов наводит на мысль о непонятных технических приборах, можно отнести лишь к разности мышления нас и наших предков. А отсюда и к тем формам, в которых проявляется это мышление. Мы не понимаем своих предков они бы вряд ли поняли бы нас. Это не значит, что они были умнее или глупее нас, и наоборот. Это значит всего лишь, что «всему свое время». Отчего великое это дело изучение прошедших времен, но глупейшее занятие- культивирование прошлого в настоящем. Прошлое никогда не способствует формированию будущего, разве, что этому способствует настоящее. Тот, кто в этом упорствует навсегда застревает в между временье.

Английский ученый Дж. Вуд (именно тот, что так любил бросать бумеранг) обратил внимание на то, что большинство мегалитических строений Англии и Франции имеют четкие геометрические закономерности. Большинство из них это эллипсы или формы напоминающие яйцо. Уже одно это наталкивает на мысль, что для того, чтобы построить данную конфигурацию, необходимо было сделать точные математические расчеты. И опять мы со своим мышлением лезем в «чужой монастырь». Все намного проще: сама природа не только подсказывает нам, как поступать, что и где необходимо сооружать, но и представляет полную инструкцию всех этапов процесса. Вот это то, как раз и непостижимо для урбанизированного и зашоренного догмами человека.

Структура устройства Вселенной, частью которой является Земля и человек соответственно, выстроена по общим законам мироздания. И данные законы не являются секретом ни для кого, но они непонятны для нас, каждая их часть на данном конкретном этапе в виду (не тайности), не готовности нами их воспринимать. Скажу грубо «обезьяна не знает, что делать с гранатой, тем более что та так устроена, что у нее болтается кольцо, за которое хочется дернуть. Это состояние: наличие взрывоопасного предмета и бездумного желания (любопытства) делает ситуацию опасной как для самого любопытствующего, так и для окружающего пространства. Если бы обезьяна имела возможность дернуть кольцо и при возникновении взрыва прочувствовать его, то она бы поняла, что дергать за кольцо «для просто так» нельзя, и что делать этого в другой раз, не следует. Но, к сожалению, она этого не поймет, у нее не будет другого раза». В настоящем наши научные достижения (никто их не отрицает) имеют схожее «обезьяной с гранатой» состояние, то есть мы не умеем прогнозировать последствия. Можно этого избежать? Нет, нет и еще раз нет! «Всему свое время».

Еще одним любопытным фактом явилось это форма обработки столбов-менгиров мегалитических сооружений. Для какой-то цели (вопрос ученых, при проведенных археологических раскопках) подземная часть столбов заостренна. А по логике (нынешнего мышления) нижняя часть столбов для устойчивости должна быть шире верхней. Более того этим заостренным концом столб вонзали в каменную породу, которая соединяла его с кромлехом или дольменом. Вот русскому человеку больше говорить ничего не надо, он все поймет сам, а прочим необходимо долго и нудно разъяснять, что…. Извините, забыл, что кругом русские люди!

Когда раскопали нижние части столбов, обратили внимание и на то, что на некоторых из них выгравированы волнообразные канавки. Их не видно и поэтому какую-то роль вроде орнамента они играть не могли. Надо отметить, что таки рисунки были не на всех столбах и то, что таким образов (две волнистые линии) издревле обозначают воду. К сожалению, в имеющейся у меня информации нет упоминания о подземных источниках воды. Возьму на себя смелость предположить, что вода все же под мегалитическими сооружениями наличиствует. Нигде и никогда не строились какие-либо подобные сооружения без присутствия воды, без ее непременного движения. Даже пресловутые ныне гепатогенные, подземные «квадраты» (узлы) мало что собой представляют без наличия воды. А вот присутствие воды как раз и определяло «место силы». В этих местах находились и капища и древние храмы, строили пирамиды и т.д. и т.п. Действие этих мест не постоянно, и чаще всего индивидуально, но имеет определенную закономерность и похожесть, что дает возможность определять их как «место силы». Какой и для чего вопрос к теме не имеет отношения.
На основании вышесказанного сомнительным является предположение Р. Куцлера, что менгиры могли играть роль гравитационных вибраторов, которые «работали» от гравитационной энергии Земли. Это утверждение не просто умозрительно, но и не выдерживает критики, так как любой вибратор, при своем действии стремится проникнуть вглубь. Отчего требуется, немало усилий для того, чтобы удержать его на поверхности. А вот то, что пластинки кварца применяют в радиоэлектронике в качестве стабилизаторов колебания специалистом известно. Отчего, вполне допускаю, что некоторые части мегалитов играли роль акустических генераторов, но при этом преобразовывали как солнечную энергию в звуковые колебания, так и колебания, принимаемые о подземных источников.

Высказанная мню гипотеза, «посетила» и головы ученых (правда без воды) и они исходя из предположения, что в основе явления лежит принцип резонатора Гельмгольца (акустическая пустота) сделали определенные расчеты. Уже давно известно, что любое замкнутое пространство имеет четкую границу и явно выраженную по ней частоту колебаний. Данная частота зависит не только от геометрии параметров пространства, но и от материала (состава) окружения данной пустоты. На собственную частоту резонатора по Гельмгольцу влияет и параметры входного (выходного) отверстия. На основании замеров «звучания» кавказских дольменов (арх. В.Марковин) получили результаты того, что у них у всех собственные резонансные волны их длины находятся в пределах от 2,52 до 1,81 кГц. Это говорит о том, что все звуковые проявления строений доступны восприятию человеком (0,1-10кГц).
В указанных дольменах обращает на себя внимание и отношение отверстия, его «звучание» к собственной частоте колебаний данного дольмена, оно или в два, а то и в три раза больше. Ну здесь простая физика, связанная с потоком, который при сужении пути (увеличения сопротивления) увеличивает свою скорость.

Марковин В. Так же отметил, что большинство дольменов сооружены так, что своим отверстием направлены на южную или восточную стороны. Лишь немногие были направлены на северную сторону и то, там где солнце могло осветить устье дольмена во второй половине дня. Упоминал об этом раньше и настаиваю нынче, что дольмены есть ни что иное как плавильные печи. Тем более, что в каждом месте где находились данные сооружения, находили и места добывания исходного материала для плавления. Но причем тут огромные блоки, из которых сложены указанные дольмены и уж, совсем непонятно, причем тут акустические явления. Их можно воспринимать как следствие от причины, для которой данные сооружения возводились. Я же прошу не торопиться, не делать поспешных выводов, «всему свое время». Многим придет на ум и то, что материал, из которого выстроены дольмены и их размер и внутренний объем все имеет значение, и они будут недалеки от правды. Но вот многие ученые все же сделали вывод, что данные параметры необходимы чтобы получить значительный эффект действия данного «генератора». Так ли это или не так нам еще предстоит выяснить, а теперь мы напишем слово генератор в кавычках.

В конце 19 столетия, русским ученым-физиком П.Н.Лебедевым были проведены первые лабораторные исследования ультразвука. Нынче область применения ультразвуковых колебаний достаточно обширна. Ультразвуковые колебания применяются в различных отраслях и производственных процессах. К их числу относятся: технологии закалки, лужения и пайки, сварки металлов, сверление хрупких и особо твердых материалов, экстрагирование животного и растительного сырья, растворение, стерилизация жидких веществ, мелкодисперсное распыление лекарственных препаратов, получение эмульсий и сверхтонких суспензий, диспергирование красителей, получение новых веществ. Появился новый раздел акустики -молекулярная акустика изучающая молекулярное воздействие звуковых волн веществом. А так же новая область применения ультразвука: интроскопия, голография, ультразвуковая фазомерия, акустоэлектрника, и прочее, прочее, прочее.

Чтобы я тут не писал все же все мегалитические сооружения, особенно такие в состав которых входят кромлехи, дольмены, менгиры и пр. это уже само по себе единые комплексы с определенными функциями и назначением. Ученым предстоит над этим еще «поломать голову», но у меня уж есть некоторая информация о том, «посредством чего и для чего», но об этом разговор пойдет в следующей статье. В настоящей же я лишь сделаю задел для дальнейшего разговора.

Вот уже раздается хнычущий голосок местного «бомонда», «ну че, это он опять так наукообразно, что ни фига…, а нам то это на фига и зачем все это тут? Нам бы что попроще и чтобы там без лишних формул и прочая…»
Ничем помочь не могу, не нравится «кыш из-за стола», прочим -не «переключайтесь», желающие узнать, могут дождаться продолжения, а не желающие пусть идут спать. «Спокойной им ночи!»

Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников.

Отдельную группу представляют собой мегалитические сооружения, то есть объекты в значительной степени состоящие из мегалитов. Они распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж , сооружения крито-микенской культуры или Египта . В Южной Америке -Мачу-Пикчу , Пума Пунку , Ольянтайтамбо , Писак , Саксайуаман , Тиуанако .

Их общей характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн , часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие .

Как правило мегалитические конструкции не служили жильём , а от периода строительства до наших дней не дошло никаких записей о технологиях и назначении строительства. Отсутствие достоверных письменных источников и тот факт, что все эти сооружения значительно пострадали под воздействием времени, делают задачу их исчерпывающего исследования практически невыполнимой, что, в свою очередь, оставляет обширное поле для различных догадок.

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения (функция - социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во французском Бретань ), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие .

Мегалитические сооружения подчинены определенному архитектурному замыслу. По внешнему виду исследователи делят их на три группы:менгиры , дольмены , кромлехи . Сами слова эти пришли к нам из древнего бретонского языка . Это был язык жителей Бретани, полуострова на Северо-западе Франции.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В БРЕТАНИ

Бретань это, безусловно, страна мегалитов. Именно из слов бретонского языка, в конце XVII в., и были составлены названия основных типов мегалитических построек (дольмен: daol — стол, men — камень; менгир: men — камень, hir — длинный; кромлех: кromm — закругленный, lec’h — место). В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5 000 до Р.Х. и завершилась около2 500 до Р.Х. Строители мегалитов не являлись автохтонным населением Арморики. Они пришли с берегов Средиземноморья, постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья…

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены, обычно представляют собой «ящики», составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

Каирн


Каирн, это ансамбль галерей и камер, покрытых сверху землей, то есть в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. В Бретани сохранилось сравнительно много каирнов, однако на двух из них, являющимися шедеврами мегалитической архитектуры Запада, хочется остановиться подробнее.

Построенный около 4 700 до Р.Х., этот доисторический некрополь мог подвергнуться уничтожению уже в наше время: он был сознательно превращен в каменный карьер для устройства туристической дороги в l955 и только вмешательство одного из самых известных бретонских археологов профессора Пьера-Ролана Жио (Giot) остановило это технократическое варварство.
Если быть точным, то монумент в Барненез является сооружением из двух каирнов. Он имеет, в общей сложности, 72 метра в длину и от 20 до 25 метров в ширину и включает в себя одиннадцать дольменов (в данном случае представляющих собой отдельные камеры) от каждого из которых к выходу тянется галерея, длинной от 7 до 12 метров. Первый каирн (А) был построен около 4 350 до Р.Х., а второй (Б) — около 4 100 до Р.Х.

Некрополь в Барненез является одним из самых древних архитектурных сооружений на Земле. Старше Стоунхенджа, Нью-Грейнджа, египетских пирамид…

Карин на острове Гавринис

Этот памятник мегалитического искусства, построенный около 4 000 лет до Р.Х., замечателен своим внутренним оформлением. Сам каирн устроен не сложно: тринадцатиметровый коридор ведет в погребальную камеру. Однако стены его расписаны удивительными рисунками, скорее абстрактного, чем конкретного характера, высеченными на камне. Среди элементов причудливого орнамента присутствуют спиральные, крестообразные и другие элементы.

Крытая аллея

Существует разновидность дольменов, которая называется крытыми аллеями. Крытая аллея, это ряд дольменов, составляющих галерею, которая может заканчиваться камерой, не превышающей своей шириной галереи, либо слепым концом. Выглядит это следующим образом:

Дольмен с галереей

В отличие от крытой аллеи, дольмен с галереей, как, например, знаменитый Стол Торговцев (Table de Marchands) в Локмариекере (на фото), представляет собой круглую или квадратную погребальную камеру, к которой ведет длинный коридор, являющийся, так сказать, проходом из мира живых в мир мертвых (и обратно наверное:)). План дольменов этого типа может дополняться за счет боковых комнат (дольмен в Кериаваль, около Плуарнеля).

Итак, ничто так не отличается от дольмена, как другой дольмен. Причем здесь описаны не все виды подобных сооружений. Существуют также коленные дольмены, трансепт — дольмены (крестообразные) и некоторые другие. Откровенно говоря, некоторые названия пришлось придумывать в процессе работы над статьей, так как в русском языке они просто отсутствуют, а дословный перевод с других языков обычно не отражает сути описываемых здесь предметов.

Как мы уже знаем, дольмены, являются одновременно склепами и надгробными памятниками, о чем свидетельствуют кости и вотивные склады (украшения, полированные топоры, керамика и т.д.) найденные там. Речь идет о следах, захоронений, в основном коллективных, небольших или колоссальных, первоначально покрытых камнями (каирны) или землей (курганы), и несомненно снабженных дополнительными конструкциями из дерева. Бретонские вариации дольменов очень многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние, были большого размера, но погребальные камеры в них были сокращены; это позволяет предположить, что они были предназначены для некоторых, наиболее значительных деятелей племени. Со временем, объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли, и они стали настоящими коллективными могилами. В местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussée-Tirancourt), в Парижском Бассейне, во время исследования подобного захоронения, археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, в Бретани, кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке, захоронения снова становятся индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем говорят найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Как строили дольмены? Если сопоставить тяжесть и громоздкость этих каменных конструкций с техническим арсеналом их создателей, то можно только снять шляпу перед их упорством и находчивостью. Было это приблизительно так…


Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Шаг 5

Шаг 6

Итог

Таким образом, мы уже знаем кое-что об одном из видов мегалитической архитектуры. Пора перейти к следующему, не менее интересному.

МЕНГИРЫ

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. «Рекордсменом», был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

— менгир в Керлоас (Финистер) — 12 м.

— менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) — 11,20 м.

— менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) — 10,30 м.

Существуют, так же, менгиры, выстроенные в линию, (назовем это условно ряды камней) иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3 000 (!) менгиров

Карнак (департамент Морбиан)

КАРНАК (Carnac), безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире. Бретань, да и Францию тоже менгиром не удивишь, однако Карнак поражает воображение немыслимой концентрацией этих памятников на сравнительно небольшой территории. Первоначально в Карнакском комплексе насчитывалось около 10 000 (!) монументов разной величины. В наше время их осталось приблизительно 3 000. Этот комплекс мегалитов (в основном кромлехи и менгиры) конца неолита — начала бронзового века (кон. третьего — второе тыс. до Р. Х.) включает в себя 3 мегалитические системы:

Менек — западная часть карнакского комплекса. Включает в себя 1 099 менгиров в одиннадцати линиях, протяженностью около 1200 метров.

Кермарио — около 1 000 менгиров в десяти линях длиной в 1 км. В юго-западной части, ансамбль дополнен дольменом.

Керлескан — 555 менгиров в тринадцати линиях, протяженность которых составляет 280 метров. На западе эти линии предваряет кромлех их 39 камней. Наиболее высота наиболее крупного менгира в Керлескан, составляет 6,5 метров.

К 5 000 г до Р.Х., стоянки расположенные в острове Оэдик (Hoedic) в Морбиане показывают существование небольших человеческих групп живущих, главным образом, охотой, рыболовством и сбором моллюсков. Эти человеческие группы хоронили своих мертвецов, прибегая в некоторых случаях к особому ритуалу. Покойник снабжался в путь не только изделиями из камня и кости, украшениям из раковин, но и увенчивался чем-то вроде «короны» из оленьих рогов. В эту эпоху, называемой мезолитом, уровень моря был приблизительно на 20 метров ниже современного. Начиная с приблизительно 4 500 лет до нашей эры, в Карнаке появляются первые мегалиты (что наблюдалось к тому времени и в других областях нынешней Бретани).

Попытаемся реконструировать способ возведения менгиров:

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Предназначение менгиров, которые не являются надгробными памятниками, остается загадкой. Из-за отсутствия инструкции по употреблению, оставленной строителями для будущих поколений, археологи осторожно манипулируют несколькими гипотезами. Эти гипотезы, не исключающие друг друга, варьируются в каждом конкретном случае и зависят от самых разных факторов: менгиры изолированные или нет; ряды камней составлены из одного ряда или нескольких, более или менее параллельных; менгиры ориентированные читаемым способом, и т.д. Некоторые могли отмечать территорию, указывать на могилы, или относится к культу вод.

Но гипотеза наиболее часто высказываемая, относится к нескольким большим, сориентированным между востоком и западом рядам камней. Есть предположение, что это атрибуты cолярно — лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями, и собиравшие возле себя, большие скопления людей, например во время зимнего и летнего cолнцестояний. «Направление некоторых блоков согласно привилегированным направлениям, поддается анализу, подчеркивает Мишель Ле Гоффи, бретонский археолог, и когда случаи повторяются, иногда по четко отслеживаемой системе, с полным правом можно думать, что это не случайно. Это почти точно во многих случаях, как в Сен-Жюст и в Карнаке. Но сомнения будут существовать всегда, из-за отсутствия прямых доказательств. Археологические находки среди рядов камней — действительно очень туманны, было найдено немного глиняной посуды и обработанных кремней, но остатки ритуальных костров, датирующихся тем же временем, что и возведение мегалитов, позволяют думать, что они находились вне зоны проживания.»

КРОМЛЕХИ


В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается «двойной кромлех» (в форме двух соприкасающихся кругов).
______________________

Сравнительная таблица количества мегалитических сооружений во Франции и Бретани.

Менгиры

Кромлехи

Ряды камней

Дольмены

Всего во Франции

Более 2200

4500

Финистер
Морбиан
Атлантическая Луара
Иль-де-Вилэн
Кот-д`Армор

Страница 2 из 4

Наиболее распространенный вид мегалитических сооружений - дольмены (от бретонского dol - стол и men - камень). Это в большинстве случаев коллективные, предназначенные для погребения членов отдельных родов, реже - индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных глыб или плит, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху, наподобие крышки стола, отчего и происходит название «каменный стол». В некоторых дольменах плита, закрывавшая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Многие дольмены были засыпаны сверху землей, так что оставался свободным лишь вход, но за редкими исключениями насыпи не сохранились до наших дней, они осели. В некоторых областях мегалитические гробницы украшены резным, гравированным или рисованным орнаментом в виде спиралей, лент или прямоугольных мотивов. Наиболее знаменитые образцы подобных орнаментированных гробниц Гавр Инис и Морбиган во Франции и Нью-Грендж (New Grange) в Ирландии. В Бретани и на Марне встречаются символические изображения части человеческих фигур - голова, руки, грудь, иногда некоторые принадлежности костюма - пояса, ожерелья, гривны, оружие - кинжалы.

Дольмены широко распространены в мире. В Европе они встречаются на севере территории ФРГ, в Дании, Южной Скандинавии, Голландии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Болгарии. Старейшие европейские дольмены относятся к IV тысячелетию до н.э., позднейшие - 2400-2000 гг. до н.э. .

К некоторым дольменам вели небольшие коридоры, сложенные из крупных каменных плит и засыпанные землей, так называемые гробницы с ходом. В Южной Франции и на Пиренейском полуострове местами коллективных погребений служили также «крытые галереи» (allees couvertes) - удлиненные (15-20 м) коридоры из камней.

Позднейшим типом мегалитических сооружений, относящимся уже к эпохе бронзы, являются небольшие подземные гробницы в виде ящиков из каменных плит, так называемые цисты, или кисты. В полном смысле слова их уже нельзя назвать мегалитическими, так как их размеры не позволяют говорить о «больших» камнях.

Иногда к мегалитическим постройкам относят крепости, жилища и другие сооружения из каменных глыб или плит сухой кладки (так называемые циклопические постройки).

Возведение мегалитических построек представляло для первобытной техники сложнейшую задачу. Вес покровных плит достигает 40 и более тонн, а вес отдельно стоящих камней - иногда 100 или даже 300 тонн. В некоторых случаях, например для сооружения Стонхенджа, камни доставляли почти за 200 км. Кроме ряда приспособлений - подсыпки земли, установки рычагов, вальков и т. п., для сооружения мегалитических построек необходимо было соединение больших масс людей. Эти постройки возводились целыми родами или даже племенами. Несомненно, что связанная с возведением мегалитических построек большая затрата сил целой общины требовала специальной организации. Таким образом, общая черта всех носителей мегалитических культур состоит в том, что на их хозяйственную и общественную структуру оказывали сильное влияние культовые, религиозные представления. Мы не знаем, какие идеи сформировали явление, которое можно было бы назвать «мегалитической религией». Культ солнца? Культ богини-матери? При отсутствии письменных источников эта загадка, по-видимому, не может быть решена. В качестве элементов «мегалитической религии», кроме основного - коллективных погребений (в различных каменных сооружениях и естественных гротах), можно назвать почти повсеместно находимые изображения женского божества (статуэтки, иногда статуи-менгиры), символы в виде изображения двух глаз (находимые в различных местах от Сицилии до Скандинавии), храмы (на Британских островах, на Мальте, в Бретани). Но даже признавая наличие каких-то общих элементов в различных мегалитических обществах, нельзя не заметить чрезвычайного разнообразия в их проявлении. Поэтому высказываемая некоторыми исследователями мысль о распространении «мегалитических идей» некими «миссионерами», следовавшими вместе с торговцами, выглядит не только неоправданной модернизацией процессов, протекавших 5 тыс. лет назад, но и беспочвенной по самим фактам, которые нам известны.

Вопрос о происхождении мегалитических построек сложен и до сих пор не решен. Монтелиус, Софус Мюллер, Гернес и другие считали, что мегалиты возникли под влиянием древних египетских каменных гробниц и постепенно распространились по морскому побережью от Африки до Скандинавии. Некоторые немецкие ученые считали родиной мегалитов Северную Европу и в частности Скандинавию, а их строителями - «праиндогерманцев», но новые датировки окончательно опровергли эту точку зрения. Наиболее древние (вторая половина IV тысячелетия до н.э.) мегалиты в Западной Европе появились в Испании (культура альмерии) и Португалии (культура дольменов) .

Не представляют единую культуру, их создавали различные общины, и «мегалитическая» керамика в различных местах очень разная. Очевидно, причиной их сооружения является общая религиозная идея, зародившаяся в сходных социальных и географических условиях: попытка создать для умершего неразрушаемый, вечный дом. Погребения в дольменах должны были заменить погребения в специально вырытых или природных пещерах, которые и служили образцом для мегалитических гробниц. Еще Г. де Мортилье доказывал, что в дольменах нашла продолжение традиция хоронить в жилищах, в том числе в искусственных или естественных пещерах, служивших жилищами и одновременно местами погребения. Круглые отверстия во входной плите дольмена, вероятно, должны были служить, по представлениям древних, для входа и выхода души умершего, а также для доставки умершему еды и питья.

Однако гипотеза о независимом зарождении идеи мегалитов в различных, малосвязанных между собой обществах не исключает возможности заимствования этой идеи и даже образцов построек одним обществом у другого. Чаще всего саму идею коллективных погребений, реализованную в мегалитических сооружениях, выводят из Восточного Средиземноморья. В этой области известны могилы, перекрытые уступчатым фальшивым сводом (толосы), в которые вели каменные входы (дромосы). Сходные постройки наряду с другими мегалитическими сооружениями встречаются на Пиренейском полуострове, который считается древнейшей западноевропейской областью мегалитических построек, и даже в Ирландии и Шотландии. Однако эта форма построек известна на западе с III тысячелетия до н.э., а в Эгейском мире появляется в развитом виде лишь около 1600 г. до н.э. Можно думать, что толосы ведут свое происхождение от более ранних круглых могил, но не обязательно от могил с ложным сводом . Словом, у нас нет оснований отрицать возможность зарождения идеи мегалитических построек в Восточном Средиземноморье, но нет и доказательств того, что эта идея пришла в Западную Европу оттуда . Мысль о едином народе - строителе мегалитов окончательно опровергнута открытиями последних лет. Осталось лишь предположение о диффузии идеи мегалитов. Земледельческо-скотоводческие племена, оставившие после себя мегалитические постройки в Южной Англии и во Франции, отличались культурой от племен, населявших Юго-Восточную Норвегию и северные районы территории ГДР и ФРГ и также возводивших мегалитические постройки. Вообще, мегалитические культуры в северном направлении от Средиземноморья становятся более бедными в отношении архитектурных форм, разнообразия инвентаря и количества металла. Кроме того, южные мегалитические культуры - более древние, и это свидетельствует о том, что идея мегалитических построек распространялась с юга на север.

Вернемся к культуре СУМ, вопрос о которой послужил поводом для рассказа о мегалитах вообще. Культура СУМ интересна тем, что здесь наглядно прослеживается возможность перехода от погребений в естественных пещерах к мегалитическим сооружениям. Погребения этой культуры находят в естественных пещерах, искусственных пещерах, высеченных в меловых скалах, или гробницах-галереях.

Искусственные пещеры представляли собой выдолбленные в слоях мела камеры размерами около 4x4 м, в которые вел наклонный вход (дромос). На стенах некоторых гробниц бывают высечены схематические фигуры человека с топором (или просто топор, а иногда и другие предметы), подобные тем, которые изображают статуи - менгиры Южной Франции . В гробницах находят до 40 и более костяков, лежащих в вытянутом положении (иногда они носят следы пребывания в огне). Есть более тщательно отделанные камеры, в которых помещено только восемь костяков, а погребальный инвентарь богаче. Можно предположить, что это погребения «вождей» Назад к тексту

14. Вопрос о распространении мегалитических построек с Востока рассматривается в обширной литературе. Однако он не может быть решен только на европейском материале. Мегалитические постройки известны в разных странах мира (кроме Австралии), и сторонники теории распространения их из единого центра не могут объяснить, как они проникли, скажем, в Корею и другие удаленные от Ближнего Востока страны. Идея о приходе мегалитических культур в Европу из Восточного Средиземноморья связана с общей концепцией развития европейской, особенно неолитической, культуры под влиянием творческих импульсов, идущих с Востока. Одним из таких импульсов якобы было распространение по морским путям идеи мегалитов и вместе с ней металла в Европе. См.: A. Varagnac. Die Verbreitung des Megalithglaubens uber See. Das Chalkolithikum. - В кн.: Der Mensch der Urzeit. Dusseldorf - Koln, 1960, стр. 375-380.

15. Одни считают эти фигуры изображением вооруженной топором богини погребений, другие - изображением женского предка, родоначальницы.

На поверхности земного шара, за исключением Австралии, находится множество загадочных и древних построек. Современные исследования показали, что возведены они были в эпоху неолита, энеолита и Ранее считалось, что все они представляют одну общую культуру, но сегодня все больше ученых подвергают эту теорию сомнению.

Итак, кем и зачем были созданы подобные мегалитические сооружения? Почему они имеют ту или иную форму и что означают? Где можно увидеть эти памятники древней культуры?

Прежде чем рассматривать и изучать мегалитические сооружения, нужно понять, из каких элементов они могут состоять. Сегодня принято считать самой малой единицей конструкций подобного типа мегалит. Этот термин был официально введен в научную терминологию в 1867 году, с подачи английского специалиста А. Херберта. Слово «мегалит» греческое, в переводе на русский язык значит «большой камень».

Точного и исчерпывающего определения, что же такое мегалиты, пока не существует. Сегодня под этим понятием подразумеваются древние сооружения, выполненные из каменных блоков, плит или простых глыб различной величины без использования каких-либо цементирующих или связывающих составов и растворов. Простейший вид мегалитических сооружений, состоящих всего из одного блока, - это менгиры.

Основные особенности мегалитических конструкций

В разные эпохи различные народы возводили огромные сооружения из больших камней, блоков и плит. Храм в Баальбеке и египетские пирамиды тоже являются мегалитами, просто их не принято так называть. Таким образом, мегалитические сооружения - это различные конструкции, созданные разными древними цивилизациями и состоящие из больших камней или плит.

Однако, у всех сооружений, считающихся мегалитами, есть ряд особенностей, их объединяющих:

1. Все они сложены из камней, блоков и плит гигантских размеров, вес которых может составлять от нескольких десятков килограммов до сотен тонн.

2. Древние мегалитические сооружения возводились из крепких и устойчивых к разрушению горных пород: известняков, андезитов, базальтов, диоритов и других.

3. При строительстве не использовался цемент - ни в растворе для крепления, ни для изготовления блоков.

4. В большинстве построек поверхность блоков, из которых они сложены, тщательно обработана, а сами глыбы плотно подогнаны друг к другу. Точность такова, что между двумя мегалитическими блоками из вулканических пород нельзя просунуть лезвие ножа.

5. Довольно часто сохранившиеся фрагменты мегалитических строений более поздние цивилизации использовали в качестве фундамента для собственных построек, что хорошо видно в зданиях на в Иерусалиме.

Когда были созданы?

Большинство мегалитических объектов, расположенных в Великобритании, Ирландии и других странах Западной Европы, датируются V-IV тысячелетиями до н. э. Расположенные на территории нашей страны самые древние мегалитические сооружения относятся к IV -II тысячелетиям до Р. Х.

Все многообразие мегалитических построек условно может быть разделено на две большие группы:

  • погребальные;
  • не погребальные:
  • профанные;
  • сакральные.

Если с погребальными мегалитами все более-менее понятно, то вот о назначении профанных сооружений, таких как различные гигантские выкладки стен и дорог, боевые и жилые башни, ученые строят гипотезы.

Нет точных и достоверных сведений о том, как использовали древние люди сакральные мегалитические сооружения: менгиры, кромлехи и другие.

Какими они бывают?

Наиболее распространенными видами мегалитов являются:

  • менгиры - одиночные, вертикально установленные камни-стелы высотой до 20 метров;
  • кромлех - объединение нескольких менгиров вокруг наиболее крупного, образующее полукруг или круг;
  • дольмены - наиболее распространенный вид мегалитов в Европе, представляют собой одну или несколько больших каменных плит, уложенных на другие глыбы или валуны;
  • крытая галерея - одна из разновидностей дольменов, соединенных между собой;
  • трилит - каменное сооружение, состоящее из двух или более вертикальных и одного, уложенного на них сверху горизонтально, камней;
  • таула - конструкция из камня в виде русской буквы «Т»;
  • каирн, также известный как «гурий» или «тур» — сооружение подземное или наземное, выложенное в виде конуса из множества камней;
  • каменные ряды - это вертикально и параллельно установленные блоки из камня;
  • сейд - каменный валун или глыба, установленный тем или иным народом в особом месте, как правило, на возвышенности, для проведения различных мистических церемоний.

Здесь перечислены только наиболее известные виды мегалитических сооружений. Остановимся более подробно на некоторых из них.

В переводе с бретонского на русский язык означает «каменный стол».

Как правило, состоит из трех камней, один из которых лежит на двух вертикально установленных, в виде буквы «П». Древние люди при сооружении таких конструкций не придерживались какой-то единой схемы, поэтому вариантов дольменов, несущих различные функции, - множество. Самые известные мегалитические сооружения этого типа находятся на Средиземноморском и Атлантическом побережьях Африки и Европы, в Индии, Скандинавии, на Кавказе.

Трилит

Одним из подвидов дольмена, состоящего из трех камней, ученые считают трилит. Как правило, такой термин применяется не к отдельно расположенным мегалитам, а к памятникам, являющимся составными частями более сложных конструкций. Например, в таком известнейшем мегалитическом комплексе, как Стоунхендж, центральная часть состоит из пяти трилитов.

Еще одной разновидностью мегалитических построек является каирн, или тур. Это конусообразная насыпь из камней, хотя в Ирландии под этим наименованием понимают конструкцию только из пяти камней. Располагаться они могут как на поверхности земли, так и под нею. В научных кругах под каирном чаще всего подразумевают мегалитические сооружения, находящиеся под землей: лабиринты, галереи и погребальные камеры.

Древнейший и простейший вид мегалитических сооружений - менгиры. Это одиночные, установленные вертикально массивные валуны или камни. От обычных, природных каменных глыб менгиры отличаются поверхностью со следами обработки и тем, что их вертикальный размер всегда больше горизонтального. Они могут быть как отдельно стоящими, так и входить в состав сложных мегалитических комплексов.

На Кавказе менгирам придавали форму рыб и называли вишап. На на территории современной Франции, в Крыму и Причерноморье сохранилось довольно много антропоморфных магалитов - каменных баб.

Постмегалитическими менгирами являются и созданные значительно позднее рунические камни и каменные кресты.

Кромлех

Несколько менгиров, установленных в виде полукруга или окружности и накрытых сверху каменными плитами, называют кромлехами. Наиболее известный пример - Стоунхендж.

Однако, кроме круглых, встречаются кромлехи и прямоугольные, как, например, в Морбиане или Хакасии. На острове Мальта храмовые комплексы-кромлехи выстроены в форме «лепестков». Для создания таких мегалитических сооружений использовался не только камень, но и дерево, что подтвердили находки, полученные во время археологических работ в английском графстве Норфолк.

«Летучие камни Лапландии»

Наиболее распространенные мегалитические сооружения России, как это ни странно звучит, - сейды - огромные валуны, установленные на небольшие подставки. Иногда основную глыбу украшает один или несколько небольших камней, сложенных в «пирамиду». Этот вид мегалитов широко распространен от берегов Онежского и Ладожского озер вплоть до побережья Баренцева моря, то есть по всему части России.

На и в Карелии встречаются сейды размером от нескольких десятков сантиметров до шести метров и весом от десятка килограммов до нескольких тонн, в зависимости от горной породы, из которой они изготавливались. Кроме российского Севера, довольно много мегалитов этого вида встречается в таежных районах Финляндии, северной и центральной Норвегии, горах Швеции.

Сейды могут быть одиночными, групповыми и массовыми, включающими в себя от десятка до нескольких сотен мегалитов.

В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж - практически зеркальные отражения друг друга. Они даже по размеру одинаковы. Только Стоунхендж был сооружён из камней, а Вудхендж - из дерева.

Одна из возможных реконструкций Вудхенджа.

Конечно, у этого сооружения была и крыша; скорее всего, на колонны укладывались брёвна, на брёвна - каменные плиты, а поверх плит насыпалась земля.

Получался "круглый дом" с двускатной земляной крышей и отверстием посредине, подобным "глазу циклона".

Собственно, такой круглый дом является закольцованным "длинным домом". А это реконструкция "длинного дома" эпохи неолита (5500-4900 до н. э.) в Восточной Европе (культура линейно-ленточной керамики)


model of a longhouse use by the linear potery culture of east Europe neolithic 5500-4900 bce ( фото)

Википедия сообщает в статье " Культура линейно-ленточной керамики ": " Основной тип сооружений — , прямоугольная постройка примерно 5,5 — 7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Стены строили из плетня , обмазанного глиной, иногда из расщеплённых брёвен, укреплённых дубовыми столбами. Крыши со скатом, крытые соломой, опирались на три ряда таких столбов. По обыкновению на полу жилья и рядом с ним были выкопаны 1-2 ямы для хозяйственных целей, глину из которых использовали для покрытия стен. Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота. Некоторые дома использовались до 30 лет. Судя по остаткам керамики, каждый длинный дом имел собственную традицию, а помещение керамики в могилы, обычно женские, указывает, что её, по-видимому, изготовляли женщины."

Там же Википедия сообщает: "Общество линейно-ленточной керамики рассматривается как матрилокальное . Вооружения и укрепления не обнаружены ."

Здесь следует подчеркнуть, что подобные "длинные дома" существовали в Старой Европе в эпоху матриархата. Точно такие же дома были и у индейского племени ирокезов, у которых матриархат сохранялся впоть до Нового времени. Описывая парную семью в период матриархата Энгельс ссылается на Ашера Райта, бывшего много лет миссионером среди ирокезов племени сенека:

«Что касается их семей, то в те времена, когда они ещё жили в древних длинных домах» (коммунистические домашние хозяйства из нескольких браков) «…там (в доме) всегда преобладал какой-нибудь один клан» (род), «так что женщины брали мужей из других кланов» (родов). «…Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан» (род) «или же — как это чаще всего и бывало — вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах» (родах), «да и везде вообще. Случалось, что они не останавливались перед смещением вождя (военного) и разжалованием его в простого воина».

С очень большой долей вероятности можно предположить, что подобные "длинные дома" существовали и на территории доисторической Британии. Однако "круглые длинные дома" не предназначались для проживания в них людей. Они были некрополями - "городами мёртвых". Ров вокруг Вудхенджа, наполненный водой, как раз свидетельствует о том, что это был город "не от мира сего", так как во множестве мифологий именно воды отделяют загробный мир от нашего мира. Конечно, и сооружались такие "города мёртвых" на века, из прочных и крепких пород дерева. Внешнего входа в такие города, скорее всего, не было (как и в избушку на курьих ножках, которая "без окон, без дверей"); покойники опускались внутрь через центральное отверстие. Собственно, эти деревянные хенджи были первоначально ни чем иным, как теми же скудельницами, или "убогими домами" для т. наз. "заложных покойников", т. е. участки земли, огороженные кольями.

Около 2800 года до Р. Х. началась экспансия носителей культуры колоколовидных кубков. Культура колоколовидных кубков часто рассматривается как ранняя индоевропейская (арийская), в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. Эта культура распространилась чрезвычайно широко в Западной и Центральной Европе, используя морские и речные пути.


Распространение культуры колоколовидных кубков

Это очень сильно напоминает средневековую экспансию воинственных норманнов, которые также передвигались по морям и рекам.


Распространение культуры колоколовидных кубков в Европе


А это - карта распространения мегалитической культуры .

Носители культуры колоколовидных кубков не строили мегалиты, но они, по всей видимости, послужили причиной их сооружения. Очевидно, воинственно настроенные протоиндоевропейцы разрушали культовые сооружения туземцев. Деревянные постройки очень легко сжечь. А если соорудить такие же постройки из огромных неподъёмных каменных блоков? Сжечь их никак не получится, да и сломать многотонные каменные плиты - "кишка тонка". Так они и сохранились до нашего времени.

Культура мегалитов существовала на "изломе" матриархата, в период религиозно-половой войны, от которой сохранились предания об амазонках. Каменные мегалиты появились как защитная реакция матриархальной культуры Старой Европы на вторжение носителей враждебной патриархальной культуры. Они являются безмолвными свидетелями великой духовной битвы, охватившей всю Западную Европу.

В этом смысле, Стоунхендж был построен вынужденно, невольно. Зачем тащить и ворочать огромные каменные блоки, если можно то же самое сделать из дерева? Но, очевидно, деревянные вудхенджи уничтожались завоевателями, и тогда было принято решение соорудить такой некрополь, чтобы его невозможно было сломать. Так и построили Стоунхендж.

Другим путём пошли строители знаменитых геоглифов пустыни Наска. Чтобы сохранить свои святыни от осквернения, они сделали их незаметными для врагов. Они видны только с птичьего полёта, а с земли их не различишь. Кстати, в графстве Уилтшир, там же, где базируется легендарный Стоунхендж, можно найти геоглифы лошадей на меловых холмах. Например этот - Уффингтонская лошадь.


Вид фигуры лошади с высоты 700 метров




Top