Мегалиты. Мегалитическая культура Мегалитический период

Одна из особенностей неолита состоит в том, что люди того времени, обитавшие в глинобитно-плетневых домах, землянках или даже пещерах, создавали гигантские памятники и мавзолеи для умерших, колоссальные архитектурные сооружения.

Мегалиты (от греч. «мегас» - большой и «литос» - камень, т.е. большие камни), сооружения из больших блоков грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. Мегалиты распространены во всем мире кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Механизм их возведения до сих пор не изучен, для первобытной техники их сооружение представляло сложнейшую задачу и требовало объединение больших масс людей.

Огромные постройки из камня, возведенные первобытным человеком, встречаются в Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, на юге Скандинавии Дании, на побережье Франции и Англии, в Иране, Индии, Юго-Восточной Азии. Мы находим их на Кавказе, в Крыму, в Сибири. Мегалиты разнообразны. Одни из них - отдельные вертикально стоящие каменные столбы, длинные и узкие, иногда грубо обработанные. Это менгиры. Самый большой менгир находится в Локмарьяне в Бретани. Он действительно грандиозен - длина около 21 м., вес близок к 300 т. Менгиры, как правило, связаны с некрополями, им, по-видимому, принадлежала большая роль в культе мертвых.

Менгиры встречаются не только в виде отдельных монументов, иногда они собраны в группы. Самый знаменитый ряд камней находится в Карнаке в Бретани. Он тянется на 3900 м. И состоит из 2813 менгиров.

Некоторые мегалиты образуют круговые каменные ограды, поверх которых лежат огромные плиты (кромлехи). Другая группа мегалитов - погребальные дома из каменных плит с плоской крышей (дольмены). По своему назначению дольмены были монументальными гробницами доисторической эпохи. Обычно они содержат несколько погребений.

Стоунхендж, одна из крупнейших мегалитических построек, расположена на просторной равнине в окрестностях Солсбери, в трех километрах к западу от Эймсбери.

Стоунхендж настолько древен, что его историю забыли уже в античное время. О нём ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни вообще не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к 12 веку все сведения о его происхождении растворились в мифах.

Рис№1. Стоунхендж

Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных, для подкрепления которых привлекалась разнообразнейшая, зачастую невообразимо заумная аргументация.

Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, сравнивал это сооружение с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римский храм. А в наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку, для своих земных экспедиций.

Английские ученые Хокенс и Уайт доказали, что Стоунхендж можно использовать как астрономическую обсерваторию, которая позволяет с изумительной точностью определять азимуты всех важнейших положений Солнца и Луны, предсказывать даты затмений. Расстановка камней позволяла в далеком прошлом прогнозировать приливы и отливы, а расположение отдельных элементов комплекса соответствовало точкам восхода и захода десяти главных звезд 12 тысяч лет назад. Наконец, все пропорции Стоунхенджа укладываются в соотношение цифр 9, 11 и 60, две из которых уже известны по феномену индийских «летающих» камней... Что же добавляет цифра 60? Она, как выяснилось, дает возможность получить два ряда чисел, которые отражают распределение планет в Солнечной системе! И, если верить комплексу, их должно быть больше, чем известно современной науке: не 10, а 12. Одна на расстоянии 50 астрономических единиц от Солнца с диаметром 1800 км, вторая - около 60 диаметром 1700 км.

Исконный смысл и назначение Стоунхенджа и по сей день остаются предметом ожесточенных дискуссий. Во всей атмосфере Стоунхенджа есть нечто необъяснимое и притягательное. Вероятность когда-либо разгадать тайну ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения.

Кто же строил мегалиты? В старинной рукописи «Книга завоеваний» упоминаются три волны ранних пришельцев - фоморяне, сыны Портолана и немедяне. Первые были «сумрачными морскими великанами», и ещё - они строили башни. Может быть, они? Свои навыки строителей фоморяне приобрели в Африке. Два других народа пришли из Европы и принесли с собой искусство политики". Вслед за ними появился народ «фир болг» - трудолюбивые искусные земледельцы. «Фир болг» переводится как «кожаные мешки» - на них-то они и уплыли в Ирландию. Были ещё туата де данани, милезяне, дравиды из Индии. Это всё, что удалось вытянуть из древних преданий, которые уцелели, несмотря на попытки римлян навязать местным племенам свои представления о прошлом.

В прошлом Стоунхенджа явственно различимы несколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга дистанцией более одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно 3100 годом до н.э., возникли ров и внутренний вал в форме окружности диаметром 97,5 м. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень.

«Friar"s Heelstone» - «пятка бегущего монаха», а внутри - расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами трупосожжений. Позднее в пространстве внутри рва двумя концентрическими кругами были установлены так называемые голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубого оттенка). Но затем их снова переставили, и примерно в 1800 году до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: возникло величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника высотой до 8,5 м, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца находилось еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Похоже, что голубые камни за время существования Стоунхенджа не однажды переставлялись разными поколениями строителей с места на место. Сейчас некоторые из них образуют как бы небольшую самостоятельную подкову внутри большой подковы из серых песчаниковых глыб, а другие расположились по кругу внутри большого каменного кольца.

Возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъемные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Ответов существует превеликое множество. Вернее, даже не ответов, а скорее предположений.

Согласно старинной кельтской легенде, Стоунхендж сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенес громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвел там пережившее века святилище - самый знаменитый на Британских островах, да и во всем мире, мегалит.

Стоунхендж, напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Ограду эту археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в пять больших по времени этапов.

Еще в 1136 году английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека». Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне: часть глыб для строительства мегалита действительно была каким-то образом доставлены с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен. Помимо того, 80 тонн менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом за тем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной части Англии (в частности, из Пембрукшира). И было это уже на втором этапе строительства, то есть во второй половине III тысячелетия. Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде - во всяком случае, так предполагает известный английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь страны. И наконец - завершающий отрезок пути, который спустя несколько столетий, в 1265 году, получил название, сохранившееся до наших дней, правда, в несколько ином значении: «авеню». И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.

Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотесов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как еще называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет порядка нескольких центнеров. Но нужно было еще найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определенном порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

При строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов. Долерит - это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень. Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения. Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключен тайный смысл всего сооружения.

Первое, на чем единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения ученых разошлись. Споры, главным образом, вызывал вот какой вопрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту постройки мегалита или же камни смешались сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, то есть задолго до появления человека? Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.

Так что археологи уже могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб - следствие грандиозной человеческой деятельности. Но ответов на многие другие вопросы, связанные с «как» и «зачем», пока не было.

От Презелийских гор до Стонхенджа по прямой - двести двадцать километров. Но, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в нашем случае: с учетом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.

К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства. Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трех семиметровой длины долбленых челнов, скрепленных поперечинами. Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырехтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самый удобный, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было предостаточно.

Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперек пути, наподобие катков. Каждую глыбину тащили не меньше двух десятков человек.

И еще одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни перевозили с начала мая до конца августа. При этом требовалось не только огромное число рабочих рук, но и сметка, поскольку единственными орудиями в те далекие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычаги, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни - кожаные, льняные или конопляные. Колесо тогда еще не было известно. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок - они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.

Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали - если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почет и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.

Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. И не случайно иные из них погибали по дороге. Особенно опасным был водный путь - главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперед очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.

Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трех километрах от Стонхенджа, - и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».

В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной пороге - «авеню» - направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, четырнадцати метров шириной, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъем на священный холм, и вела строго на восток - туда, где всходит солнце.

Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны. Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.

Как мы уже знаем, перевезенные в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды - ее возвели около 2500 года до н.э. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной порядка сотни метров.

Во время третьего этапа строительства - около 2000 года до н.э. - в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы - их пришлось перетаскивать за тридцать километров от Стонхенджа.

Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен - вероятно, для того, чтобы уступить место куда более величественному сооружению, на возведение которого требовалось куда больше усилий.

Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 года до н.э. они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.

Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты, как строительный материал, исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например, на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времен нового каменного века, высящимся в 40 километрах к северу от Стонхенджа. На его-то вершине и был обнаружен обломок долерита, который судя по всему, когда-то был частью кромлеха.

Хотя мы не располагаем полными знаниями о той далекой эпохе, у нас, тем не менее, есть все основания предполагать, что кромлехи представляют собой, помимо всего прочего, памятники культуры левого каменного века, когда человек только-только начал заниматься продуктивной деятельностью. Именно в тот период у человека появился первый опыт в сельском хозяйстве и животноводстве. Тогда же человек стал привыкать к оседлому образу жизни и строить поселения.

Так что, какими бы ни были истинные причины, побудившие людей каменного века построить стоунхенджский кромлех, в нашем представлении он навсегда останется самым замечательным мегалитическим памятником.

Конструктивные принципы, по которым создавался Стоунхендж, не назовешь ни примитивным, ни случайным, ибо расположение камней недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В любом ракурсе, при любом освещении эти каменные столпы четко выделяются на фоне неба. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стонхенджа обладали незаурядными познаниями в математике

В наше время Стоунхендж превращается в объект массового паломничества туристов в пору летнего солнцестояния, поскольку главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, точно туда, где в самые длинные дни встает солнце, и этот факт как бы укрепляет догадки о мистическом значении памятника.

В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж - практически зеркальные отражения друг друга. Они даже по размеру одинаковы. Только Стоунхендж был сооружён из камней, а Вудхендж - из дерева.

Одна из возможных реконструкций Вудхенджа.

Конечно, у этого сооружения была и крыша; скорее всего, на колонны укладывались брёвна, на брёвна - каменные плиты, а поверх плит насыпалась земля.

Получался "круглый дом" с двускатной земляной крышей и отверстием посредине, подобным "глазу циклона".

Собственно, такой круглый дом является закольцованным "длинным домом". А это реконструкция "длинного дома" эпохи неолита (5500-4900 до н. э.) в Восточной Европе (культура линейно-ленточной керамики)


model of a longhouse use by the linear potery culture of east Europe neolithic 5500-4900 bce ( фото)

Википедия сообщает в статье " Культура линейно-ленточной керамики ": " Основной тип сооружений — , прямоугольная постройка примерно 5,5 — 7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Стены строили из плетня , обмазанного глиной, иногда из расщеплённых брёвен, укреплённых дубовыми столбами. Крыши со скатом, крытые соломой, опирались на три ряда таких столбов. По обыкновению на полу жилья и рядом с ним были выкопаны 1-2 ямы для хозяйственных целей, глину из которых использовали для покрытия стен. Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота. Некоторые дома использовались до 30 лет. Судя по остаткам керамики, каждый длинный дом имел собственную традицию, а помещение керамики в могилы, обычно женские, указывает, что её, по-видимому, изготовляли женщины."

Там же Википедия сообщает: "Общество линейно-ленточной керамики рассматривается как матрилокальное . Вооружения и укрепления не обнаружены ."

Здесь следует подчеркнуть, что подобные "длинные дома" существовали в Старой Европе в эпоху матриархата. Точно такие же дома были и у индейского племени ирокезов, у которых матриархат сохранялся впоть до Нового времени. Описывая парную семью в период матриархата Энгельс ссылается на Ашера Райта, бывшего много лет миссионером среди ирокезов племени сенека:

«Что касается их семей, то в те времена, когда они ещё жили в древних длинных домах» (коммунистические домашние хозяйства из нескольких браков) «…там (в доме) всегда преобладал какой-нибудь один клан» (род), «так что женщины брали мужей из других кланов» (родов). «…Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан» (род) «или же — как это чаще всего и бывало — вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах» (родах), «да и везде вообще. Случалось, что они не останавливались перед смещением вождя (военного) и разжалованием его в простого воина».

С очень большой долей вероятности можно предположить, что подобные "длинные дома" существовали и на территории доисторической Британии. Однако "круглые длинные дома" не предназначались для проживания в них людей. Они были некрополями - "городами мёртвых". Ров вокруг Вудхенджа, наполненный водой, как раз свидетельствует о том, что это был город "не от мира сего", так как во множестве мифологий именно воды отделяют загробный мир от нашего мира. Конечно, и сооружались такие "города мёртвых" на века, из прочных и крепких пород дерева. Внешнего входа в такие города, скорее всего, не было (как и в избушку на курьих ножках, которая "без окон, без дверей"); покойники опускались внутрь через центральное отверстие. Собственно, эти деревянные хенджи были первоначально ни чем иным, как теми же скудельницами, или "убогими домами" для т. наз. "заложных покойников", т. е. участки земли, огороженные кольями.

Около 2800 года до Р. Х. началась экспансия носителей культуры колоколовидных кубков. Культура колоколовидных кубков часто рассматривается как ранняя индоевропейская (арийская), в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. Эта культура распространилась чрезвычайно широко в Западной и Центральной Европе, используя морские и речные пути.


Распространение культуры колоколовидных кубков

Это очень сильно напоминает средневековую экспансию воинственных норманнов, которые также передвигались по морям и рекам.


Распространение культуры колоколовидных кубков в Европе


А это - карта распространения мегалитической культуры .

Носители культуры колоколовидных кубков не строили мегалиты, но они, по всей видимости, послужили причиной их сооружения. Очевидно, воинственно настроенные протоиндоевропейцы разрушали культовые сооружения туземцев. Деревянные постройки очень легко сжечь. А если соорудить такие же постройки из огромных неподъёмных каменных блоков? Сжечь их никак не получится, да и сломать многотонные каменные плиты - "кишка тонка". Так они и сохранились до нашего времени.

Культура мегалитов существовала на "изломе" матриархата, в период религиозно-половой войны, от которой сохранились предания об амазонках. Каменные мегалиты появились как защитная реакция матриархальной культуры Старой Европы на вторжение носителей враждебной патриархальной культуры. Они являются безмолвными свидетелями великой духовной битвы, охватившей всю Западную Европу.

В этом смысле, Стоунхендж был построен вынужденно, невольно. Зачем тащить и ворочать огромные каменные блоки, если можно то же самое сделать из дерева? Но, очевидно, деревянные вудхенджи уничтожались завоевателями, и тогда было принято решение соорудить такой некрополь, чтобы его невозможно было сломать. Так и построили Стоунхендж.

Другим путём пошли строители знаменитых геоглифов пустыни Наска. Чтобы сохранить свои святыни от осквернения, они сделали их незаметными для врагов. Они видны только с птичьего полёта, а с земли их не различишь. Кстати, в графстве Уилтшир, там же, где базируется легендарный Стоунхендж, можно найти геоглифы лошадей на меловых холмах. Например этот - Уффингтонская лошадь.


Вид фигуры лошади с высоты 700 метров

Через Средиземноморье на дальний Северо-Запад и север Европы распространялось в поздненеолитическую эпоху и иное население - оно связывалось с культурой мегалитов.

Мегалитическая культура все еще исследована довольно слабо. Разбросанные на широкой территории культовые сооружения из огромных камней (до 12 м в высоту), дольмены (каменные столы) и кромлехи (выложенные камнем кольца) неизменно разжигали воображение любителей. Но сама широта их распространения от Испании, Франции (прежде всего Бретани), Британских островов и севера, вплоть до Белого моря (где и поныне морские отливы обнажают мегалитические лабиринты, о природе которых краеведы ничего не знают), Северной Африки, Причерноморья, юга Индии и даже Японии существенно затрудняла анализ. И именно широта распространения мегалитов заставляла многих исследователей принимать версию о стадиальном развитии, а не о расселении родственных племен и языков, к тому же культ камня естественен для неолита, и он действительно принимал отличающиеся друг от друга формы.

Определенный урон серьезному исследованию вопроса нанесла нацистская и расистская немецкая историография, в соответствии с которой смешение культур шнуровой керамики и мегалитов привело к появлению «индогерманцев», «истинных арийцев» и т.п. Эта тенденция в науке вызывала иную позицию: стремление доказать, что население мегалитической культуры вообще было неиндоевропейским, да к тому же выяснилось, что распространялась культура с юга на север, а не наоборот.

Так же как и в культурах шнуровой керамики, в большинстве районов распространения культуры мегалитов отмечается один и тот же антропологический тип населения: это средиземноморско-атлантический европеоид, характеризующийся высоким ростом, длинноголовостью, но, в отличие от культур шнуровой керамики, чрезвычайно узким лицом. В Скандинавии и до сих пор смешиваются в основном два названных типа (причем они не дают промежуточных вариантов). Но, что важно, мегалитический тип не имеет отношения к германцам.

Некоторые ученые стремились вынести мегалитическую культуру вообще за пределы индоевропейской языковой группы. Однако имеется большое количество аргументов в пользу их именно индоевропейской принадлежности. В литературе обсуждалось, например, происхождение суффикса «itani», увязываемого в областях мегалитической культуры с названиями разных племен и народов («мавритани», «британи» и др.). В Европе культура мегалитов существовала с III тыс. до н.э. до начала железного века (около 700 г. до н.э.). На территории Франции, например, под слоем кельтской топонимики ясно просвечивается более древний индоевропейский слой.


Проблему истоков мегалитической культуры на археологическом материале наиболее основательно поставил А.И. Маркович. Он обосновал гипотезу некоторых французских и немецких ученых о пиренейской, «иберийской» прародине этой культуры.

Истоки пиренейской культуры мегалитов восходят к культуре гротов - захоронений в искусственных пещерах (которые, в свою очередь, восходят к культуре верхнего палеолита этих областей). Древнейшие погребения такого типа датируются примерно концом V тыс. до н.э. Распространяется эта культура по прибрежной полосе в областях, богатых песчаником или иным видом камня. В III тыс. до н.э. начинается распространение культуры на север Европы, а также на восток Средиземным морем. Следы этой культуры обнаруживают по побережью Северной Африки, на островах Корсика и Сардиния, некоторых прибрежных районах юга Италии и далее на восток Средиземноморья. Есть определенные доказательства связи ее с крито-микенской культурой начала II тыс. до н.э.

К Черному морю население мегалитической культуры вышло в то время, когда проливов Босфора и Дарданеллы еще не было, а Черное море соединялось со Средиземным рекой, протекавшей северо-западнее по Фракии -\ именно вдоль этой бывшей реки и отложились первые причерноморские дольмены. Далее культура распространяется на территории Болгарии, юга Украины, Крыма, Таманского полуострова и узкой приморской полосой до Абхазии.

Западный Кавказ принял мигрантов из Средиземноморья уже на рубеже III - II тыс. до н.э., в эпоху энеолита. Здесь пришлое население, естественно, вступает в контакты с местным. По расчетам В.И. Марковина, «примерно к 1400 - 1300 гг. до н.э. их (дольмены. - А. К.) перестали строить, причем строительство дольменов раньше прекращается на территории Абхазии, а затем в Прикубанье».

Прекращение сооружения мегалитов в Абхазии может быть связано с отливом населения в Индию, а две ветви, проявляющиеся около этого времени -иранская и индоарийская, - отражают неоднородность самого причерноморского населения. И это могло быть не первое переселение индоевропейцев на территории Ирана и Индии. И, конечно, существенно, что европеоидный тип населения Индии восходит главным образом к мегалитической культуре.

Переплетение потомков культур шнуровой керамики и мегалитов просматривается и в Западной Европе: культура «воронко-видных кубков», восходящая к мегалитической, в конце III тыс. до н.э. надвигается от Северного моря и Прибалтики к Приднепровью. И на северном побережье Черного моря мигранты мегалитической культуры соприкасались и смешивались с местными - поздней ямной и катакомбной, и такое смешение проходило достаточно легко благодаря родственным языкам.

Как уже говорилось, культура мегалитов не имеет отношения к германскому этногенезу. Зато кельтский этногенез связан с ней довольно тесно. Культура мегалитов является самым мощным подслоем современных кельтских народов: бретонцев, ирландцев, уэльсцев, шотландцев. Именно на этих территориях, равно как и на некоторых недавно ассимилированных зонах прежнего кельтского расселения (о. Мен и др.), сохраняется наибольшее количество мегалитических сооружений, они носят здесь наиболее многообразный характер и до недавнего времени воспринимались как священные культовые сооружения. Однако антропологически кельты в основном относятся к другим индоевропейским типам, в частности к населению культуры ко-локоловидных кубков, которая распространялась в начале II тыс. до н.э. из той же Иберии одной ветвью по побережью океана на север, другой - в Центральную Европу, где она станет элементом славянского этногенеза.

Я вновь намерен заглянуть за край Вселенной.
И мыслями - кометой, проносясь по небу.
Я равным не стараюсь быть Творцу, но непременно
Там побываю, где еще никто ни разу не был.

С моря терпкий ветер дует, он разгоняет скуку
Краб зарывается в песок от солнечных лучей палящих
И тайны открывает мир, я жизнь благодарю за сладостную муку
За те мгновенья, что дарит мне в днях серых, мимо проходящих.

Не заостряя внимание на самом факте происхождения мегалитов, и отбросив невразумительные утверждения об участии в их строительстве внеземного разума, обратимся к тем фактам, которые позволяют в какой-то степени раскрыть вопрос о назначении данных сооружений. Думается, что каждый мегалитический памятник планеты был по факту происхождения индивидуален, но по форме «работы», то есть по принципам существования, а тем более по требуемому от данного сооружения воздействию они мало чем отличались друг от друга.

Возьмем, к примеру, мегалитический комплекс Роллрайт, что в Англии (далее станет понятно, почему именно он), который состоит из каменного круга, дольмена и менгира. Так вот один английский зоолог «бегая» по ночам с приемником ультразвука за летучими мышами обнаружил, что и в отсутствии мышей в районе мегалита присутствует ультразвуковое излучение. Замерил, убедился, что излучают ультразвук камни сооружения. На это сообщение к комплексу потянулись физики, радиоинженеры, химики геологи, уфологии, каждый со своим оборудованием и своими домыслами. Целый год «топтали» округу приближаясь и удаляясь от мегалитического памятника. Результаты исследований выглядели, если коротко, так:
1. Наиболее интенсивные излучения в течение дня происходили на восходе и заход солнца.
2. Сила этого (дневного) излучения изменялась и в течение всего года. В дни, падающие на период весеннего и осеннего равноденствия, наблюдалась самая длительная по времени интенсивность излучения. В дни же солнцестояния это излучение было самым минимальным.
3. Так же изменялась интенсивность «звучания» и у каменного круга и у дольмена и у менгира в отдельности, часто при этом не совпадая. При этом производились замеры некоторых объектов, находящихся поблизости (бетоне здание, скопление камней песчаника, железный столб) все объекты «молчали». Кстати из песчаника же был и сооружен и мегалитический комплекс.

Соответственно были выдвинуты все возможные предположения, которые, в конце концов, позволили прийти к общему решению и выдвинуть несколько гипотез:
1.Ультразвуковое излучение возникает под воздействием солнечных радиоволн, попадающих на кристаллы кварца в песчинках. Тот, кто изучал физику, вспомнит о пьезоэлектрическом явлении приводящему к ультразвуковому излучению. Понятно дело здесь «количество переходит в качество» за счет увеличения числа кварцевых кристаллов, звучащих слабо, но в унисон. Что в свою очередь дает поток энергии достаточной интенсивности, чтобы его могли уловить не только приборы, но и тело человека.
2. Неравномерно нагревая каменную поверхность, солнце заставляет «раскрываться и закрываться микротрещины» или приводит в движение кристаллы породы, а исходящий поток воздуха от земли заставляет эти трещины «звучать».

При всех наблюдениях за излучением не забыли произвести замеры магнитного поля. Оказалось, что магнитное поле внутри кромлеха (каменное кольцо) слабее, чем вне сооружения. Получалось, будто камни создают подобие экрана. Заинтересовала исследователей электромагнитная аномалия в виде спиральной полосы (прошу обратить на это внимание), которая делает семь оборотов и, выходя за пределы камней, расширяется. Что-то вроде воронки. Так и хочется напомнить относительно торсионного поля («Письма к матери»), но не буду. В том, что это аномалия имеет искусственный характер не у кого не вызывал сомнения. Не было бы камней, не было бы и аномалии.

Тут же «понеслись» догадки, что под комплексом зарыты магнитные минералы, расположены в форме спирали, и они проецируют данную аномалию на надземное пространство. На эти выводы подвигли исследователей рисунки находящееся на камнях некоторых мегалитов. Копать ни у кого не «поднялась» лопата. Лично я несколько иного мнения. Но не будем забегать вперед.
Производя круглосуточные наблюдения, обратили внимание ученые и на то, что радиоактивность излучений периодически возрастала, а затем вновь падал до средней величины, Все происходило как бы амплитудно, насчет чего было высказано предположение, что колебание активности связано с движением подземных вод. Это уже ближе к тому, что предполагаю сообщить я.
Не будет лишним напомнить, что ученые (Кетцер Р.) еще раньше обратили внимание на одну особенность мегалитов, на то, что последние сооружались из горных пород определенного состава, то есть те, что содержат кварц. В Ирландии Нью-Грейндж внутренняя камера выложена сплошь из такого материала. Так камни для Стоунхенджа везли за 380 км.

Кварц довольно распространенный в природе материал, более ценен для инженеров, чем для строителей или ювелиров (горный хрусталь, из которого, кстати, сделаны небезызвестные черепа). Обладая пьезоакустическими и пьезоэлектрическими свойствами кварц (SiO2) вследствие способности кристаллов «двигаться» (сжиматься и расширяться) в переделах материала может генерировать электрический ток и воспроизводить под действием электрического тока звуковые колебания. Одним словом кварц еще только раскрывает свои загадки. Это не значит, что древние строители мегалитов знали его свойства в полном объеме.

Знать они, пожалуй, не могли, но чувствовать материал, несомненно, могли и соответственно чувствовали. Отчего я лишний раз хочу напомнить слова, высказанные мною в «Письмах к матери». Вера основывается на знании (ведание), но ведание в свою очередь претворяется чувствованиями, рожденными в процессе наблюдений. Это говорит о том, что древний человек еще не мог объяснить природу происходящего (и чаще не стремился к этому), но на понятийном, чувственном, закрепленном много повторяемостью уровне стремился использовать свои «наработки» на практике. В отличие от нынешней науки наши предки не создавали теоретической базы, до момента практического применения, до получения положительных результатов. Именно положительных, на закреплении отрицательных, для убедительности, результатов они не тратили своего времени, не целесообразно. Отчего пустое это занятие наделять наших предков знаниями превосходящими нынешние. Утверждение обратного заставляет нас соглашаться с тем, что нашим предкам были известны и физика твердого тела и магнетизм и акустика, не просто в практическом применении, но и в расчетно-теоретическом обосновании. Извините, это бред. Не было того по причине не целесообразности. Наши предки были практиками, то есть спецами по «форме», а не по «содержанию». Отсюда все философские наполнения так называемого «наследия предков» это работа уже тех «кому делать нечего»- философов, ученых теоретиков, и относятся ко времени, не ранее 17-18 веков.

В настоящем (лет эдак триста) человечество идет к познанию несколько иным путем, чем еще лет пятьсот назад. Начальной стадией является ознакомление с той информацией, которая к исследователю дошла из прошлого. После ознакомления, и осмысления (ему приходилось верить в предложенный результат в связи с тем, что данный результат уже применялся на практике), он чтобы не попасть в «просак» начинал эту информацию проверять опытным путем. И вот в процессе многоразового проведения опытов его наблюдательный ум находил в данных явлениях и то, что ускользнуло от внимания его предков. И тогда данный естествоиспытатель (в настоящем на этой позиции стоит вся американская наука) осмысливал и то, что пришло из древности и то, что наработал сам, в философском ключе, то есть, подводя под все полученное и намысливаемое теоретическую базу. Но пришло время, когда все наработки ученых начинаются с математико-философских размышлений-расчетов. Нынче достаточно знаний, что бы еще не приступая к практическим опытам можно «увидеть» причинно-следственные связи между явлениями и уж затем при необходимости стремиться утвердиться в этом опытным путем. В настоящем, иное мышление, чем было в прошлом. Отчего опускаться в нем на уровень «родительских могил» это извините, все равно, что ползать на брюхе, стараясь догнать автомобиль. Но почему так усиленно многие нынче стремятся на этом самом «брюхе» ползать? На это есть очень простой ответ, но он не в русле нашей темы.

По этому поводу замечу лишь следующее, подобные заявления, кои можно прочесть в книге архитектора Циркунова В. «Всемирная история архитектуры», что знакомство со строением многих мегалитов наводит на мысль о непонятных технических приборах, можно отнести лишь к разности мышления нас и наших предков. А отсюда и к тем формам, в которых проявляется это мышление. Мы не понимаем своих предков они бы вряд ли поняли бы нас. Это не значит, что они были умнее или глупее нас, и наоборот. Это значит всего лишь, что «всему свое время». Отчего великое это дело изучение прошедших времен, но глупейшее занятие- культивирование прошлого в настоящем. Прошлое никогда не способствует формированию будущего, разве, что этому способствует настоящее. Тот, кто в этом упорствует навсегда застревает в между временье.

Английский ученый Дж. Вуд (именно тот, что так любил бросать бумеранг) обратил внимание на то, что большинство мегалитических строений Англии и Франции имеют четкие геометрические закономерности. Большинство из них это эллипсы или формы напоминающие яйцо. Уже одно это наталкивает на мысль, что для того, чтобы построить данную конфигурацию, необходимо было сделать точные математические расчеты. И опять мы со своим мышлением лезем в «чужой монастырь». Все намного проще: сама природа не только подсказывает нам, как поступать, что и где необходимо сооружать, но и представляет полную инструкцию всех этапов процесса. Вот это то, как раз и непостижимо для урбанизированного и зашоренного догмами человека.

Структура устройства Вселенной, частью которой является Земля и человек соответственно, выстроена по общим законам мироздания. И данные законы не являются секретом ни для кого, но они непонятны для нас, каждая их часть на данном конкретном этапе в виду (не тайности), не готовности нами их воспринимать. Скажу грубо «обезьяна не знает, что делать с гранатой, тем более что та так устроена, что у нее болтается кольцо, за которое хочется дернуть. Это состояние: наличие взрывоопасного предмета и бездумного желания (любопытства) делает ситуацию опасной как для самого любопытствующего, так и для окружающего пространства. Если бы обезьяна имела возможность дернуть кольцо и при возникновении взрыва прочувствовать его, то она бы поняла, что дергать за кольцо «для просто так» нельзя, и что делать этого в другой раз, не следует. Но, к сожалению, она этого не поймет, у нее не будет другого раза». В настоящем наши научные достижения (никто их не отрицает) имеют схожее «обезьяной с гранатой» состояние, то есть мы не умеем прогнозировать последствия. Можно этого избежать? Нет, нет и еще раз нет! «Всему свое время».

Еще одним любопытным фактом явилось это форма обработки столбов-менгиров мегалитических сооружений. Для какой-то цели (вопрос ученых, при проведенных археологических раскопках) подземная часть столбов заостренна. А по логике (нынешнего мышления) нижняя часть столбов для устойчивости должна быть шире верхней. Более того этим заостренным концом столб вонзали в каменную породу, которая соединяла его с кромлехом или дольменом. Вот русскому человеку больше говорить ничего не надо, он все поймет сам, а прочим необходимо долго и нудно разъяснять, что…. Извините, забыл, что кругом русские люди!

Когда раскопали нижние части столбов, обратили внимание и на то, что на некоторых из них выгравированы волнообразные канавки. Их не видно и поэтому какую-то роль вроде орнамента они играть не могли. Надо отметить, что таки рисунки были не на всех столбах и то, что таким образов (две волнистые линии) издревле обозначают воду. К сожалению, в имеющейся у меня информации нет упоминания о подземных источниках воды. Возьму на себя смелость предположить, что вода все же под мегалитическими сооружениями наличиствует. Нигде и никогда не строились какие-либо подобные сооружения без присутствия воды, без ее непременного движения. Даже пресловутые ныне гепатогенные, подземные «квадраты» (узлы) мало что собой представляют без наличия воды. А вот присутствие воды как раз и определяло «место силы». В этих местах находились и капища и древние храмы, строили пирамиды и т.д. и т.п. Действие этих мест не постоянно, и чаще всего индивидуально, но имеет определенную закономерность и похожесть, что дает возможность определять их как «место силы». Какой и для чего вопрос к теме не имеет отношения.
На основании вышесказанного сомнительным является предположение Р. Куцлера, что менгиры могли играть роль гравитационных вибраторов, которые «работали» от гравитационной энергии Земли. Это утверждение не просто умозрительно, но и не выдерживает критики, так как любой вибратор, при своем действии стремится проникнуть вглубь. Отчего требуется, немало усилий для того, чтобы удержать его на поверхности. А вот то, что пластинки кварца применяют в радиоэлектронике в качестве стабилизаторов колебания специалистом известно. Отчего, вполне допускаю, что некоторые части мегалитов играли роль акустических генераторов, но при этом преобразовывали как солнечную энергию в звуковые колебания, так и колебания, принимаемые о подземных источников.

Высказанная мню гипотеза, «посетила» и головы ученых (правда без воды) и они исходя из предположения, что в основе явления лежит принцип резонатора Гельмгольца (акустическая пустота) сделали определенные расчеты. Уже давно известно, что любое замкнутое пространство имеет четкую границу и явно выраженную по ней частоту колебаний. Данная частота зависит не только от геометрии параметров пространства, но и от материала (состава) окружения данной пустоты. На собственную частоту резонатора по Гельмгольцу влияет и параметры входного (выходного) отверстия. На основании замеров «звучания» кавказских дольменов (арх. В.Марковин) получили результаты того, что у них у всех собственные резонансные волны их длины находятся в пределах от 2,52 до 1,81 кГц. Это говорит о том, что все звуковые проявления строений доступны восприятию человеком (0,1-10кГц).
В указанных дольменах обращает на себя внимание и отношение отверстия, его «звучание» к собственной частоте колебаний данного дольмена, оно или в два, а то и в три раза больше. Ну здесь простая физика, связанная с потоком, который при сужении пути (увеличения сопротивления) увеличивает свою скорость.

Марковин В. Так же отметил, что большинство дольменов сооружены так, что своим отверстием направлены на южную или восточную стороны. Лишь немногие были направлены на северную сторону и то, там где солнце могло осветить устье дольмена во второй половине дня. Упоминал об этом раньше и настаиваю нынче, что дольмены есть ни что иное как плавильные печи. Тем более, что в каждом месте где находились данные сооружения, находили и места добывания исходного материала для плавления. Но причем тут огромные блоки, из которых сложены указанные дольмены и уж, совсем непонятно, причем тут акустические явления. Их можно воспринимать как следствие от причины, для которой данные сооружения возводились. Я же прошу не торопиться, не делать поспешных выводов, «всему свое время». Многим придет на ум и то, что материал, из которого выстроены дольмены и их размер и внутренний объем все имеет значение, и они будут недалеки от правды. Но вот многие ученые все же сделали вывод, что данные параметры необходимы чтобы получить значительный эффект действия данного «генератора». Так ли это или не так нам еще предстоит выяснить, а теперь мы напишем слово генератор в кавычках.

В конце 19 столетия, русским ученым-физиком П.Н.Лебедевым были проведены первые лабораторные исследования ультразвука. Нынче область применения ультразвуковых колебаний достаточно обширна. Ультразвуковые колебания применяются в различных отраслях и производственных процессах. К их числу относятся: технологии закалки, лужения и пайки, сварки металлов, сверление хрупких и особо твердых материалов, экстрагирование животного и растительного сырья, растворение, стерилизация жидких веществ, мелкодисперсное распыление лекарственных препаратов, получение эмульсий и сверхтонких суспензий, диспергирование красителей, получение новых веществ. Появился новый раздел акустики -молекулярная акустика изучающая молекулярное воздействие звуковых волн веществом. А так же новая область применения ультразвука: интроскопия, голография, ультразвуковая фазомерия, акустоэлектрника, и прочее, прочее, прочее.

Чтобы я тут не писал все же все мегалитические сооружения, особенно такие в состав которых входят кромлехи, дольмены, менгиры и пр. это уже само по себе единые комплексы с определенными функциями и назначением. Ученым предстоит над этим еще «поломать голову», но у меня уж есть некоторая информация о том, «посредством чего и для чего», но об этом разговор пойдет в следующей статье. В настоящей же я лишь сделаю задел для дальнейшего разговора.

Вот уже раздается хнычущий голосок местного «бомонда», «ну че, это он опять так наукообразно, что ни фига…, а нам то это на фига и зачем все это тут? Нам бы что попроще и чтобы там без лишних формул и прочая…»
Ничем помочь не могу, не нравится «кыш из-за стола», прочим -не «переключайтесь», желающие узнать, могут дождаться продолжения, а не желающие пусть идут спать. «Спокойной им ночи!»

    Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

    Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

    Нураг у пос. Лоса Центральная башня нурага Сант Антине Торральба Нураг Аррубиу … Википедия

    Индо-Китай - На Индокитайском полуострове, начиная с палеолита, непрерывно шёл интенсивный процесс развития человеческого общества. До II тысячелетия до н. э. полyостров был заселён почти исключительно племенами бродячих охотников и собирателей, не знавших… …

    Республика Мальта, гос во в Юж. Европе, на Мальтийском архипелаге. Название по главному острову архипелага Мальта. Упоминается в XIII в. до н. э. как финик, колония Мелита; по видимому, от и. е. основы *mala, *melu гора, холм. По другим версиям… … Географическая энциклопедия

    Нураг у пос. Лоса … Википедия

    Энеолит в Западной Европе - Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племен характерен значительный объем производства медных изделий. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э … Всемирная история. Энциклопедия




Top