Мемориальный музей квартира святослава рихтера. Афиша музыкальных вечеров

В квартиру на Большой Бронной Святослав Рихтер с супругой Ниной Дорлиак въехал в начале семидесятых годов. Она находится в типовом шестнадцатиэтажном доме, построенном в 70-е годы. В квартире он прожил около тридцати лет, до своей смерти, ее стены стали свидетелями активной творческой жизни семейной пары. В главной комнате - «зале», как называли помещение по старинке, находится два рояля «Steinway a sons» - на них маэстро музицировал; здесь же общался с коллегами и друзьями, слушал оперы и просматривал любимые киноленты. Еще один рояль установлен в комнате Нины Дорлиак.

Свой кабинет хозяин называл «шкафной» - из-за обилия находившихся там шкафов. В них хранились книги, кассеты с музыкой, пластинки, ноты с заметками Святослава Теофиловича. На видном месте находится вырезанная из дерева фигура Младенца Иоанна Крестителя. Она напоминала Рихтеру о Туренских музыкальных праздниках (Франция), которые он организовал. Стены украшает профиль Б. Пастернака - контррельеф из гипса с надгробия (архитектор Сарра Лебедева) в Переделкино и картина Сарьяна – подарок от Е.С. Булгаковой. На письменном столе хранятся подарки от друзей - рукописный вариант «Девятой сонаты» с посвящением Рихтеру, подписанный С. Прокофьевым; , «Крохотки» Солженицына, фотоснимок Г. Нейгауза и этюд Пикассо – композитор общался с лучшими представителями российской культуры.

В знаменитой «зеленой комнате» (помещение для отдыха, во время концертов оно становилось артистической) на стене висит портрет отца музыканта - Теофила Даниловича. История семьи композитора трагична. Отец, немец по происхождению, который окончил консерваторию в Вене, жил с матерью артиста в Одессе, где их застала Великая Отечественная война. Во время гитлеровского наступления на город, его арестовали и расстреляли как «немецкого шпиона». После войны Анна Павловна - мать Святослава – эмигрировала в Германию. Юноша, проживавший на момент ее отъезда в Москве, был уверен, что она умерла. Встреча самых близких людей произошла спустя двадцать лет.

Небольшая комната отведена под выставку пастелей Рихтера. В детстве он мечтал быть художником, хорошо разбирался в живописи. В его картинах, по словам Роберта Фалька, присутствовало «удивительное ощущение света». Помещение бывшей кухни переделано под фотогалерею - ее экспонаты рассказывают о жизни композитора.

В квартире хранится большая фонотека, уникальная коллекция аудио- и видеоматериалов с концертов Рихтера. В ее пространстве, которое сейчас входит в Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина, проводятся музыкальные вечера и концерты. Фонокабинет приспособлен для индивидуального прослушивания музыкальных произведений.

Для посещения музея необходима предварительная запись.

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

Концерт Рувима Островского в день рождения С. Рихтера

Мемориальная квартира – одно из особых мест в Москве, о котором хочется и хочется говорить.

В прошлом году на портале , сегодня разговариваем с Юлией Исааковной Де-Клерк – заведующей Отделом музыкальной культуры ГМИИ имени А.С.Пушкина – о событиях, которые проходят в последние годы в этом чрезвычайно гостеприимном, теплом и ЖИВОМ доме. Свои вопросы я опускаю, рассказ ведется от лица Юлии Исааковны.

Я подключилась к работе Мемориальной квартиры Святослава Теофиловича Рихтера в марте 2015 года. Сезон в нашем музее отличается от общепринятого концертного: мы живем календарными годами с января по декабрь. И в 2015 году, когда отмечалось столетие великого пианиста, у нас проходили концерты, в программу которых входили произведения исключительно из репертуара маэстро. К нам специально приезжала Елизавета Леонская, в этих стенах играли и аспиранты : и Алексей Кудряшов (Алексей является постоянным участником наших программ).

Помимо замечательных концертов этот год запомнился тремя большими выставками:

– широко освещаемая выставка к 100-летию со дня рождения маэстро «Святослав Рихтер. От первого лица», которая проходила в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина. На выставке было представлено более шестидесяти произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, афиши, никогда ранее не публиковавшиеся архивные документы. Эта выставка прежде всего знакомила публику с художественными интересами Святослава Рихтера, которые, как и его дарования, были чрезвычайно разнообразны. Как говорил сам пианист: «Музыка в моей жизни главное, но она все же не вся моя жизнь; я существо всеядное… и не потому, что разбрасываюсь, просто я многое люблю».

– Выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus», приуроченная к XV Конкурсу имени П.И.Чайковского, была открыта в Московской консерватории, где вызвала огромный интерес.

– Завершила 2015 год выставка «Портреты в интерьере», проходившая в стенах Мемориальной квартиры. Сложилась прекрасная камерная экспозиция, на которой были представлены портреты Рихтера, созданные его современниками – художниками разных поколений: Робертом Фальком, Анной Трояновской, Василием Шухаевым, Яном Левинштейном, Александром Лабасом, Артемом Тамбиевым, Владимиром Ильющенко и многими другими.

2016 год был, естественно, посвящен юбилеям двух великих композиторов – и , чьи имена неразрывно связаны с творческой биографией Святослава Рихтера. В наших концертных программах были представлены не только самые яркие и значимые сочинения Прокофьева и Шостаковича, но широкий спектр стилевых и жанровых параллелей от старинной музыки до сочинений наших современников. Публике представили музыку их учителей и учеников, русских и зарубежных авторов – практически всех важнейших композиторов ХХ века.

Мы по праву гордимся совершенно потрясающей выставкой к 110-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича «Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи», которая завершила прошлый год. Композитор не раз бывал в квартире Святослава Теофиловича и Нины Львовны, что позволило выделить в экспозиции несколько тематических разделов, сюжетных линий. Экспонаты были привлечены из разных музеев – в том числе Ирина Антоновна Шостакович, нарушив все свои табу, предоставила на выставку редчайшие материалы: рукописи, фотографии, книгу еврейской поэзии с пометками Д.Шостаковича.

Открытие выставки “Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи”

И выставки, и концерты вызывают постоянно растущий интерес со стороны зрителей к мероприятиям Мемориальной квартиры. В нашем музее произошел настоящий взрыв зрительской активности. Раньше в этих стенах проходило 4-5 концертов в год. В 2015 году число наших посетителей составило 1500, в 2016 – 3500, в только в первом квартале 2017 года цифра уже приблизилась к небольшому рекорду: 1700-1800 человек.

Очень важно сказать, что почти все концертные программы 2016 года состояли в значительной мере из произведений композиторов ХХ века. При этом сам маэстро не всегда играл произведения композиторов своего поколения, но знал ВСЁ. Интерес Святослава Теофиловича к творчеству современников был чрезвычайно высок: он очень много слушал, собирал пластинки. У нас хранятся сигнальные экземпляры с дарственными надписями.

И все же мы в значительной мере шли на риск. Когда анонсируется музыка или , собрать 50 человек (а именно столько зрителей и вмещает наш зал) нетрудно. Но если вы предлагаете сочинения , или А.Локшина – это совсем иной вопрос. Мы писали много пресс-релизов, давали анонсы на разных интернет-порталах, проводили многочисленные рассылки, и теперь можем смело сказать, что публика в полной мере оценила этот проект. Приходит много молодежи, у нас есть постоянные зрители. Зрители ценят, что здесь можно услышать нетривиальные программы в очень интересном исполнении, что чрезвычайно ценно.

И вы знаете, лед тронулся не только в смысле активности зрителей. Если раньше мы приглашали новых исполнителей и не всегда получали положительные ответы, то сейчас в музей звонят очень интересные музыканты и просят рассмотреть возможность их участия в наших проектах. Могу назвать просто звездный состав: Елизавета Леонская, Рувим Островский, Яна Иванилова, Петр Лаул, Сергей Кузнецов, Людмила Берлинская и Артур Ансель, и Алексей Кудряшов, Сергей Полтавский и Евгений Румянцев, Михаил Дубов и Мона Хаба, Анастасия Петрунина – эти исполнители уже не один раз давали прекрасные концерты в Мемориальной квартире Рихтера. Наши частые гости – солисты ансамбля «Студия Новой музыки» и «Московского ансамбля современной музыки» (МАСМ), «Rusquartet», певицы Светлана Сумачева, Екатерина Кичигина, Ольга Гречко, Мария Макеева, а также другие музыканты, завоевавшие международное признание, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей.

Анастасия Петрунина, Евгений Румянцев и Никита Мндоянц

Лично я вместе с музыкантами уделяю подбору репертуара и составлению программ огромное внимание. Любопытно, что многие пианисты предпочитают ансамблевые выступления сольным программам, но ведь и сам Святослав Теофилович посвящал камерному исполнительству очень много времени.

Именно эти обстоятельства вдохновляют нас на составление действительно нестандартных программ. Так, один из наших последних концертов, 7 июня, был посвящен музыке французских композиторов знаменитой «Шестерки» и прошел просто блестяще, с полным аншлагом! Мне хочется сказать огромное спасибо всем музыкантам, которые с такой самоотдачей и ответственностью подходят к проектам в Мемориальной квартире С.Рихтера, учат специально новые сочинения, долго репетируют. Снимаю шляпу и низко им кланяюсь.

Все концерты 2017-2018 годов мы объединили под общим названием «Годы странствий» и посвятили путешествиям Святослава Теофиловича по миру. При этом надо сказать, что нас привлекают не просто географические точки, где маэстро давал концерты, а метафизические странствия Рихтера. Из каждой точки мира он посылал близким друзьям открытки, в которых делился своими восторженными впечатлениями. Рихтера интересовало буквально всё: архитектура, пластическое и изобразительное искусство. Он специально заехал в Авиньон на выставку Пабло Пикассо, а позже был приглашен на 80-летний юбилей художника в Ниццу. Недаром у нас в квартире хранятся две работы Пабло Пикассо, подаренные им С.Т.Рихтеру: «Голубь» и «Всадник и бык».

2017 год целиком посвящен Франции и Италии – странам, которые Рихтер особенно любил, называя их своей «духовной родиной». Следующий, 2018 год, познакомит нас с путешествиями Рихтера по Англии и Америке, и, конечно, центральной фигурой этого цикла станет Бенджамин Бриттен, с которым Рихтера связывали очень теплые, дружеские отношения. 2019 год, скорее всего, будет посвящен Австрии и Германии. Не хочу заранее говорить о планируемых программах, надеюсь, мы достойно осуществим задуманное.

Еще один щедрый подарок, который сделал всем нам Святослав Теофилович – это присутствие музыки в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В большинстве музеев имеется музыкальное сопровождение, но у нас музыка является частью единой концепции, равноправной составляющей всей жизни музея. Я говорю не только о всемирно известных «Декабрьских вечерах», которые проходят в стенах музея с 1981 года, и давно стали одним из его символов. С марта прошлого года в Итальянском дворике возобновлён проект «Музыкальные выставки» – серия концертов-лекций, приуроченных к знаковым вернисажам сезона. Основная задача этого проекта – максимально расширить культурно-исторический контекст выставок, сопровождая их серией музыкальных путешествий. В концертах принимают участие лауреаты международных конкурсов, ведущие солисты оперных театров, известные музыкальные коллективы и дирижеры. За это время мы успели подготовить концерты-лекции к замечательным выставкам: «Караваджо и последователи», «Семья Кранахов. От ренессанса к маньеризму», «”Шальные годы” Монпарнаса», «“Капричос”. Гойя и Дали», «Джорджо Моранди. 1890-1964», «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собрания Италии и России» и т.д.

А осенью 2017 года нас ждут еще два интереснейших концерта: 19 октября – концерт-лекция «Левый марш» в рамках выставки «Цай Гоцян. Октябрь», посвященной 100-летию октябрьской революции. В его программу войдут сочинения И.Шиллингера, С.Прокофьева, А.Лурье, А.Давиденко. В том числе – премьера оперы современного композитора Ираиды Юсуповой «Аэлита, или революция на Марсе». Исполнители – солисты ансамбля «МАСМ», хор «Эйдос», Лидия Кавина (терменвокс) и многие другие. А 23 ноября состоится концерт «Музыкальный экспрессионизм: pro mundo – pro domo» в рамках выставки «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена». Исполнители – ансамбль «Questa Musica». Художественный руководитель и дирижёр – Филипп Чижевский.

В Мемориальной квартире мы откроем сезон после летних каникул 14 сентября очередной встречей с замечательным музыкантом, пианистом, профессором МГК имени П.И.Чайковского, кандидатом искусствоведения Рувимом Островским. В 2017 году в «башне» на Большой Бронной начался новый проект – цикл лекций «Легенды исполнительского искусства», который ведет Рувим Островский. Третья встреча, 14 сентября (четверг), будет посвящена Сергею Рахманинову. И мы приглашаем всех влюбленных в фортепианную музыку, а также тех, кто интересуется великими пианистами прошлого и современности – их судьбами, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах. На каждой встрече Рувим Островский не только посвящает слушателей в тайны ремесла, но и знакомит с музыкальными записями из личной коллекции С.Т.Рихтера.

8 октября состоится премьера музыкального спектакля, специально созданного для Мемориальной квартиры: «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой (исполнители: актеры Московского театра-студии «Табакерка», Елена Тарасова (фортепиано) и ансамбль солистов, режиссер – Александр Лимин, композитор – Алексей Курбатов). А 1 ноября мы открываем выставку «Годы странствий Святослава Рихтера: Франция-Италия», на которой посетители смогут увидеть работы П.Пикассо, Р.Гуттузо, Ф.Леже, А.Колдера, а также письма, фотографии, ноты и пластинки из архива Святослава Рихтера.

Обо всех мероприятиях подробно не расскажешь, но обещаю – будет много интересного! Следите за расписанием – с недавнего времени на сайте музея действует онлайн-продажа билетов на наши концерты. Как видите, Мемориальная квартира С.Т.Рихтера живет полной жизнью. Профессионалы здесь работают увлеченные, активные, прекрасно понимающие, какое значимое и богатейшее наследие им досталось и все мы делаем максимум возможного, чтобы интерес к творчеству замечательного музыканта только возрастал.

Все права защищены. Копирование запрещено

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ. Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.

В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.


«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Музей старается хранить музыкальные и семейный традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.


Обязательна предварительная запись перед посещением по телефону: (495) 695–83–46, (495) 697–47–05.

Режим работы:

  • среда-суббота — с 14:00 до 20:00;
  • воскресенье — с 12:00 до 18:00;
  • понедельник, вторник — выходной.

Стоимость билетов:

  • входной билет — 200 рублей;
  • льготный билет — 100 рублей;
  • дети до 16 лет — бесплатно.



Top