Мэри Вигман — биография, факты из жизни, фото. Ранние годы Мэри Вигман

Мэри Вигман (Marie Wiegmann) была немецкой танцовщицей и хореографом, которую считали одной из самых примечательных женщин в истории современного танца. Ее вклад в жанр ценен тем, что она является основателем современного танцевального движения. При рождении девушка получила имя Каролина София Мари Вигман. Она достигла совершеннолетия во время Первой мировой войны. Вигман научилась танцевать благодаря своей самоотверженности. Мэри поняла, что танец может служить мощной средой для выражения человеческих страстей и устремлений. Таким образом, она начала активно развивать свой уникальный экспрессионистский стиль танца, основала в Германии танцевальную школу, которая быстро стала известна как центр современных художественных инноваций. Сначала девушка пригласила нескольких учеников. А затем провела международные туры со своей труппой в 1930-х годах. Ее подход, безусловно, был уникален в то время. Вигман обратилась к источникам далеких культур, чтобы интерпретировать хореографию. В ее танцевальном стиле использовались музыкальные инструменты не характерные для западной цивилизации, такие как: гонги, барабаны и колокольчики. Эти инструменты эффектно создавали ошеломляющую, миросозерцательную и мрачную атмосферу в ее выступлениях. Несмотря на «темные» композиции, для выступлений этой танцовщицы был характерен оттенок восторга и тепла. Мэри Вигман стала основным источником влияния на современный танец.

Она родилась 13 ноября 1886 года в Ганновере, Германия, в буржуазной семье. Получила среднее образование в школах Германии, Англии и Швейцарии. Во время посещения Амстердама девушка посмотрела представление учеников Эмиля Жака-Далькроза, швейцарского композитора, который создал собственную систему движений под названием эвритмика. Она была очарована тем, как исполнители с помощью танца изображали жизнь. После этого Вигман решила стать хореографом. Поэтому в 1911 году она поступила в школу Жака-Далькроза, а через два года отправилась в Аскону, Швейцария, чтобы зарегистрироваться на летний курс, который давал Рудольф фон Лабан, один из пионеров современного танца в Европе. В 1919 году Мэри покинула школу Лабана, чтобы разработать уникальный стиль танцевальных движений, которые не зависят от музыкальных нот, с помощью которых можно общаться с аудиторией напрямую. Этот танцевальный стиль был назван ею «новый немецкий танец», который мог выразить человеческие эмоции.

В 1918 году у известной танцовщицы случился нервный срыв. Оправившись от него, Вигман поставила свою первую групповую композицию «Witch Dance», которая укрепила ее стиль танца и проложила путь к успешной карьере. В 1919 году она провела свой первый профессиональный сольный концерт в Берлине, а затем спектакли в Бремене и Ганновере. И хотя эти выступления не получили положительных отзывов, танцовщица продолжала выступать и, наконец, получила благодарность за свои работы в Гамбурге. В 1920 году ею была открыта собственная школа танцев в Дрездене. Там она преподавала экспрессионистскую танцевальную форму своим ученикам и экспериментировала с хореографией. Ее учениками были: Ханья Хольм, Грет Палука и Харальд Крейцберг. В 1928 году она совершила первую поездку в Великобританию, а затем отправилась в Америку в 1930 году. В это же время филиалы ее танцевальной школы распространялись по всей Германии. В 1930-х годах ее работы в качестве инновационного хореографа стали вдохновением для танцевальных трупп в Америке. В то же время она была официально отмечена правительством Германии за ее значительный вклад в развитие танцевального искусства. После окончания Второй мировой войны Вигман продолжала преподавать в Лейпциге в течение следующих нескольких лет. В 1949 году она бежала в Западный Берлин, где открыла школу. С 1950 года до самой смерти в 1973 году хореограф преподавала именно там. 18 сентября 1973 года она умерла в Западном Берлине, Западная Германия, в возрасте 86 лет.

Легенды танцы — Мэри Вигман


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца — контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом — в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе «Лабан», в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это «новым немецким танцем», поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне — все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Легенды танцы — Мэри Вигман

Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.


Мэри Вигман, немецкая танцовщица, которая произвела революцию в мире танца, считается одним из основателей современного танца - контемпорари.

Ранние годы Мэри Вигман

Урожденная Мария Уигманн появилась на свет в 1886 году в Ганновере, Германия. Среднюю школу девочка посещала за рубежом - в Англии и Швейцарии. Во течение некоторого времени, проведенного в Амстердаме, Мэри как-то пошла на танцевальный концерт швейцарского композитора Эмиля Жака-Далькроза и с тех пор ее дальнейшая судьба была решена. Она мгновенно влюбилась в танец и в то, как танец может быть использован в качестве самовыражения.


Пойдя против воли своих родителей, она поступила в школу, которую Жак-Далькроз открыл в Дрездене, в 1911 году. Однако, в занятиях этой школы делался упор на ритмическую гимнастику, поэтому она не сильно подошла по духу Мэри, поскольку девушка была не в состоянии свободно танцевать. Поэтому Вигман переехала в Швейцарию, чтобы учиться в школе "Лабан", в которой она оставалась до 1919 года, работая в качестве помощника хореографа.


Эволюция гения

После учебы в Лаван, Мэри Вигман решила некоторое время пожить в одиночестве в горах Швейцарии. В это время, в горном шале, Мэри непрерывно придумывала новую хореографию, в которой основным являлось самовыражение танцора. Она назвала это "новым немецким танцем", поскольку в нем, с одной стороны, были учтены существующие танцевальные наработки, а с другой стороны - ее танец полностью не придерживался классических жестких норм балета.


Мэри Вигман представила свой первый моноспектакль в Берлине в 1919 году, в том же году зрители увидели еще 2 ее постановки. Однако, мир еще не был готов к подобной новизне - все 3 спектакля были восприняты очень плохо, и Мэри сильно критиковали. Но Мэри Вигман не сдавалась и продолжала придерживаться своего нового стиля, и постепенно ей удалось завоевать сердца аудитории. К 1920 году Мэри Вигман стала лидером современного танца в Германии.


Мэри основала собственную танцевальную труппу и дебютировала в США в 1930 году. Критики единогласно отозвались о ее работах, как о мрачных и серьезных, но в которых все же есть оттенок надежды и любви к жизни. В музыке, которой сопровождались постановки, Мэри также внедряла инновационные подходы: в ранних постановках Мэри зачастую вообще отказывалась от музыки или же использовала простой, примитивный аккомпанемент - к примеру барабанов или тарелок.

Школа Мэри Вигман расширялась, открывались ее филиалы по всей Германии, а также Соединенных Штатах. Со временем ее стиль танца начали преподавать даже в государственных школах. Ближе к концу своей жизни, Мэри уехала из Восточной Германии в Западный Берлин и открыла еще одну школу, продолжая ставить хореографию и сделать небольшие выступления в 1950-х. Мэри Вигман умерла в сентябре 1973 года.


Танцы Мэри Вигман были беспрецедентны, поскольку в основе каждого танца лежали человеческие эмоции. Каждое движения рассказывало какую-то историю, и даже при том, что Мэри часто критиковали и не понимали до самой ее смерти, ее вклад в современный танец считается монументальным.

Немецкую танцовщицу и хореографа Мэри Вигман (1886-1973) называли «величайшей артисткой Германии» . Она создала свой собственный стиль - экспрессивный танец - не похожий ни на балет, ни на нео-греческий лиричный танец Айседоры Дункан, ни на популярную среди танцоров начала ХХ века восточную экзотику. Детство Мари Вигмбнн (Marie Wiegmann - именно так писалось имя, которое она получила при рождении) прошло в Германии эпохи Вильгельма II. Ее родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. (С началом концертной деятельности, она превратила это имя в сценический псевдоним, слегка изменив написание - Mary Wigman.) Германия ее детства была процветающей капиталистической страной с консервативным, патриархальным и в высокой степени милитаризованным обществом, с жестким разделением ролей между полами. Сферой деятельности женщин считались «Kinder, Kirche, Kьche» (дети, церковь, кухня), мужчин - все остальное, но в особенности военная служба. Всеобщая воинская повинность означала, что все мужчины подолгу служили в армии. Даже мужская мода находилась под военным влиянием: пиджаки были до неудобства тесными, как армейские мундиры; школьники и студенты носили форменную одежду. От женщины из «приличного общества» - или, как сказали бы сейчас, среднего класса - требовалось соблюдение норм, прежде всего, в том, как быть женой и матерью. Но перемены были не за горами. В 1900 году, когда Вигман исполнилось 14 лет, в Ганновере, где она жила, открылась первая средняя школа для девочек, а университеты начали принимать женщин. Экономический бум привел к тому, что женщин все чаще нанимали на работу, и они получали независимость - прежде всего, финансовую. Мэри хотела учиться медицине, но ее родители боялись, что она станет «синим чулком». Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии. Но примириться с уготованной ею ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки. Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает школу недалеко от Дрездена. В ней должен был преподаваться новый предмет - ритмическая гимнастика - нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники школы получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме, а потом побывала на концерте других танцовщиц - знаменитых сестер Визенталь из Вены. Легкость и «греческая» непосредственность их танца поразили ее. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау. Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что ее всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой . Слова эти были парафразой из Ницше и выдавали влияние ницшеанства на танцовщицу. Это он, философ-отшельник, противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.

Ницше звал к «переоценке ценностей», к отвержению условностей и ломке традиций. Женщины, для которых мир патриархальных ценностей давно стал тесен, нашли в нем союзника. Одна из современниц Мэри Вигман, участница немецкого социал-демократического движения Лили Браун видела в освобождении женщин «героический ницшеанский акт само-создания», который должен был привести к «высвобождению творческой энергии женщин во всех сферах жизни» . А одна из самых известных в Германии феминисток-ницшеанок, Хелен Штёкер, пошла еще дальше, критикуя лицемерную аскетическую мораль в вопросах пола и призывая к ее реформе. Наиболее радикальные феминисты стремились освободить любовь от пут буржуазного брака. Вместо того, чтобы обуздывать чувства и ограничивать любовь условностями и «приличиями», общество, по их мнению, должно узаконить свободные любовные союзы и помогать в воспитании рожденных в свободном браке детей. В 1905 году при поддержке известных представителей интеллигенции, в том числе мужчин, немецкими феминистками была основана Лига защиты матерей.

Дункан, Вигман и Грэхем, каждая по-своему, боролись за освобождение женщины, но делали они это не через политику, а через танец. Они добивались независимости в собственной жизни, совершенствовали свое искусство. Но именно поэтому они стали образцами для подражания, или - говоря языком психологии - ролевыми моделями для многих своих современниц. И они сами, и исповедуемые ими взгляды на танец и роль женщины были очень разными. Марта Грэхем, которая не делала никаких сугубо феминистских заявлений, тем не менее воспринималась современниками как наиболее смелая в разрушении конвенциональных представлений о женственности. Она танцевала не женственность, а силу. Напротив, Айседора Дункан в глазах современников больше соответствовала идеалу женственности. Тогда в женщине ценилось сочетание качеств, которые кажутся нам сейчас не вполне совместимыми - чистоты, непорочности, и материнства. Дункан создала себе в танце образ, идеально воплощавший именно эти качества. В отличие от нее, Мэри Вигман уже в начале своей карьеры стремилась к тому, чтобы поднять танец на уровень «абсолютный», надличностный, в котором не было бы ни мужчин, ни женщин. Правда, под давлением консервативного в вопросах пола нацистского режима в 1930-е годы ей пришлось сделать свой танец более конвенциональным, «женственным». Но несмотря на разницу их жизненной и художественной позиций, у Дункан, Винман и Грэхем было много общего. И в их танце, и во всей их независимой жизни была непобедимая сила. Ей удалось в конце концов взломать лёд патриархального пуританского общества, в котором прошло детство этих женщин.

Мэри Вигман (англ. Mary Wigman , первоначально Мари́ Ви́гманн , нем. Marie Wiegmann ; 13 ноября 1886, Ганновер - 19 сентября 1973, Берлин) - немецкая танцовщица, хореограф. Её называли «величайшей артисткой Германии». Училась у пионеров свободного танца - Далькроза, Лабана. Создала собственный стиль - экспрессивный танец, не похожий ни на балет, ни на неогреческий лиричный танец А. Дункан, ни на восточную экзотику, популярную среди танцоров начала XX века.

Биография

Мэри Вигман (слева) в своей студии в Берлине, 1959

Детство прошло в Германии эпохи Вильгельма II. Родители, преуспевающие владельцы магазинов колониальных товаров, дали ей имя, которое напоминало о дальнем родстве семейства с английской аристократией. Мэри хотела учиться медицине, но её родители боялись, что она станет «синим чулком». Вместо этого ей было разрешено изучать языки в Англии. Примириться с уготованной ролью жены и домохозяйки она не могла и разорвала две помолвки. Наконец она услышала о том, что швейцарский композитор и преподаватель музыки Эмиль Жак-Далькроз открывает недалеко от Дрездена в Хеллерау школу, где будет преподавать новый предмет - ритмическую гимнастику: нечто среднее между свободным танцем и подготовкой к игре на музыкальном инструменте. Выпускники получали диплом преподавателей музыки и ритмики.

Вигман впервые увидела выступление учеников Далькроза в Амстердаме, потом побывала на концерте других танцовщиц: знаменитых сестёр Визенталь из Вены. Лёгкость и «греческая» непосредственность их танца поразили её. Несмотря на то, что ей было уже 23 года - возраст, в котором редко начинали учиться танцам, - Вигман поступила в школу Далькроза в Хеллерау. Для этого ей пришлось порвать с семьей; примирение состоялось позже. Вигман писала, что её всегда разрывали два непримиримых стремления - к «человеческому, женскому», с одной стороны, и к «одиночеству и танцу», с другой. Слова эти были парафразой из Ницше, который противопоставил всему «человеческому, слишком человеческому» - миру обычных людей - своего Сверхчеловека, танцующего на заснеженных горных вершинах.




Top