Мероприятие по краеведению в сельской библиотеке. Сценарий внеклассного мероприятия по краеведению на тему «Колесо истории

Учитель.

"Без прошлого нет будущего"- гласит народная пословица. И с этим трудно не согласиться, как трудно не согласиться с неоспоримой истиной, гласившей: "Ты мира не узнаешь, не зная края своего".

Любовь к родному краю, знание его истории - основа духовной культуры всего общества.

Как отметил Д.С. Лихачёв: "Культура как растение: у неё не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней".

А корни, как известно, это - малая Родина, её история, культура, быт, уклад, традиции. У каждого человека, безусловно, есть своя малая Родина, свой заветный и милый сердцу уголок, где человек родился, живёт и трудится. Но так ли много мы, а в особенности подрастающее поколение, знаем о прошлом своего края, о родословной своих семей и многом другом.

Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя - надо знать свои истоки, знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории.

Крыши крыли дерном. В домах, имевших крышу, над жилой частью дома настилали потолок. Опорой для него служила толстая балка - матка.

В обстановке избы нет ни одного лишнего, случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное традицией место.

В избе одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?

    Основная часть.

Звучит песня «К нам гости пришли»

Ученик - Выносит каравай.

Добрый день, здравствуйте!

Мальчик. Слайд 1

Наш музей - небольшой мостик между прошлым и будущим.

Мы приглашаем всех познакомиться с нашим музеем «Наследие».

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Слайд 2

Остановимся на экспозиции «Русская изба». Я уверен – вам понравится! Недаром говорится: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!»

Слайд 3

Дома строились русскими издавна, и вплоть до XX в повсюду встречались дома, состоящие только из одной жилой комнаты - избы, к которой пристраивались сени. Крыши крыли дерном. Дерн, нарезанный ровными пластами, складывали как черепицу. В домах, имевших крышу со скатами, над жилой частью дома настилали потолок. Опорой для него служила толстая балка - матка. В обстановке избы нет ни одного лишнего, случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освященное традицией место.

Вдоль стен избы стояли лавки. Они были больше столов и украшались резьбой. Стол прямоугольный; обычно был больших размеров в расчете на большую семью.

Мы проходим через сени, это холодный не отапливаемый коридор, заходим в избу, а там…. А там одна комната – горница, она является и кухней, и гостиной, и спальней. А что же в этой комнате есть?

Девочка.

Здравствуйте люди добрые!

Здравствуйте, люди русские!

Приглашаю вас в избу, просим милости в гости к нам!

Дом вела женщина – хозяйка. «Без хозяйки дом - сирота».

Слайд 4.

Прежде в каждой русской избе был красный угол, в который ставились иконы. Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Иконы размещались в киоте (иное название - божница) - специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть.

Иногда образа украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

Слайд 5.

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи. Затрещит мороз, завоет ветер в трубе, а на печи тепло и уютно.

Но, так как печь в нашем музее не предназначена для обогрева и приготовления пищи, мы не будем рассказывать об её устройстве.

Около четырех тысяч лет назад человек догадался «загнать» огонь под глиняный свод. Печь - наиболее значимый предмет обихода. В ней готовят пищу, на ней спят, а в некоторых регионах используют также и в качестве бани. Домашний огонь непрерывно поддерживали в ПЕЧИ и сохраняли ночью в виде горячих углей. Их старались не давать в другой дом - вместе с домашним огнем семью могли покинуть достаток и благополучие. Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней и до сих пор ее можно увидеть как в деревнях и мелких населенных пунктах, так и в загородных домах современных любителей старины и уюта.

В Алтайском округе в конце XIX - начале XX в. можно было встретить все разнообразные варианты устройства и размещения печей. Печи были преимущественно глинобитные. В крупных селах в то время уже появлялись кирпичные, но редко. Более широкое распространение они получили в поселениях казаков. Например, в станице Алтайской в то время кирпичные печи составляли более 60 %

Слайд 6

Для приготовления пищи пользовались чугунками и ухватами или рогочами, сковородниками (цапельниками, чапельниками) и сковородами. Деревянная лопата (или садник) - в основном для извлечения хлеба.

Слайд 7
Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме ухватов и сковородника были ещё и кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.
Ухват - необходим для извлечения горячей посуды (чугунов) и чтобы ставить в печь чугуны. Столовая посуда была в основном глиняная и деревянная.

Слайд 8

В старину рушники для свадьбы вышивались невестами самостоятельно, их приносили в дар стороне жениха. Особое внимание уделялось рушникам, на которых стояли молодожены в церкви и тем которыми связывались руки, что символизировало духовное соединения молодых. В старину после венчания родители приветствовали молодоженов караваем, который также укладывался специально для этого случая на вышитый рушник.

Слайд 9

Помимо этого с древности русский народ присваивал рушникам волшебную силу, которая могла защитить народ от общих напастей, таких как болезни, засухи и так далее. Подобный рушник вышивался всей деревней, после чего его укладывали на дорогу, для того чтобы по нему прошлись все жители деревни.

Слайд10

Иную символику также носят русские рушники, которыми украшались иконные образы.

Слайд11

Крестьянский дом невозможно представить без прялки; прялка - верная спутница русской крестьянки - сопровождала ее с детства до глубокой старости. Первую прялочку девочка получала к семи годам от отца; заневестившись - вторую, своеручно изготовленную отцом или заказанную местному мастеру; третью - как подарок мужа супруге. Старые прялки в семьях берегли как память о матерях и отцах. Поэтому они и сохранились, и теперь предстают как памятники народной культуры, быта и искусства.

Слайд12

Предполагается, что прялка появилась в Индии, откуда распространилась по миру.

В Европе появилась в начале XIV в. До наших дней дошли не только простые, скромные прялки, но и своеобразные произведения народного искусства. Они замысловато украшены резьбой, изображениями животных, орнаментами, знаками несущими подчас тайный смысл.

Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно - кудель - привязывалось к верхней части прялки - лопасти, а на сиденье прялки - донце, установленное на лавке, садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, скручивая ее при помощи веретена.

Самопрялки пришли на смену старинным прялкам.

Пряхе не надо было рукой вращать веретено для скручивания нити, теперь достаточно было нажатием ноги привести в движение колесо самопрялки и нить, скручиваясь, наматывалась на катушку – веретено.

Слайд13

Ткали холсты на горизонтальных ткацких станках, шили одежду. Пряли на ручных и ножных (механических) прялках.

Слайд14

Люлька подвешенная под потолок называлась – зыбкой. Если была возможность, зыбку заказывали настоящему мастеру - люлечнику, который творил вещь не только с умением, но еще с любовью и молитвой.

В семьях победнее отцы и дедушки делали подвесную кроватку сами, может, не с таким умением, но любовно и перекрестясь.

Слайд15

В них насыпали горящие угли, за счёт них утюг нагревался. Так как носили преимущественно льняную одежду, требующую высоких температур для глажения, утюги нагревались сильно за счёт углей.

Слайд16

Керосиновая лампа. Когдато давным, давно польский аптекарь и предприниматель армянского происхождения, Игнасий Лукасевич (1822-1882) -

Впервые изобрел керосиновую лампу. В 1853 г. он получил лабораторным путем керосин. В результате чего первая «керосинка» осветила фойе аптеки. А 31 июля 1853 г. Впервые в мире была проведена ночная операция в госпитале, которая освещалась все той же Лукасевичевой «керосинкой».

Слайд17

Рубель – использовался для разглаживания, «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани. Для этого разглаживаемую ткань плотно накатывали на цилиндрической формы деревянный каток, а сверху прокатывали по плоской поверхности рабочей частью рубеля, который при этом с силой прижимали обеими руками за рукоять и противоположный конец. Валек применялся для выколачивания белья во время стирки, а также при обмолоте льна и белении холстов. Вальки и рубеля делали преимущественно из липы или березы.

Слайд18

Старые фотографии - это как кусочек прошлого, в которое окунаешься с головой. И возникают мысли, а как это было, а ведь у каждого из этих людей свои судьбы.

Сейчас старые фотографии - бесценный исторический источник, сохраняющий информацию об типе населения, о вкусах, одеждах, прическах.

Слайд19

Во время длительной отлучки из дома старались непременно прислать фотографию родным и близким. Снимки, вставленные в рамку, украшали стены горницы, или хранились за иконами, вместе с важными документами.

Слайд20

Надо быть достойными своей семьи и не быть «Иваном, не помнящим родства».

Фотография как вид искусства была изобретена в 1842 году, Фотография - это запечатленный момент истории.

Слайд21

У нас на Алтае чаще, чем в европейской России, носили меховую одежду, шапки, обувь, рукавицы, так же хлопчатобумажные и шелковые рубахи, платки, сарафаны.

Традиционная одежда крестьян старожилов Алтайского округа имела много общего с костюмом русского населения северной и средней полосы европейской части страны и вместе с тем отличалась как в деталях, так и в используемых материалах. Для повседневной и рабочей одежды материал изготовляли сами. В домашнем производстве использовались волокна растений (лен, конопля), а также шерсть и шкуры животных. Из льна и конопли ткали холст.

Слайд22

Женская одежда состояла из рубашки, сарафана, поверх которого надевался передник, и сложного головного убора. Обычай одевать девочку в одну только рубашку удерживался долго на Алтае.

Из рассказа моей прабабушке, она говорила, что ходила в одной рубашке, подпоясанной веревочкой, до 14 лет (до 1919 г.), пока не нанялась paбoтaть нянькой в богатую семью. Это меховые тулупы теплые меховые чулки и варежки, валенки и большие дорожные шали для женщин. Тулупы имеются в каждой семье с хорошо налаженным хозяйством, а в некоторых их насчитывается по два-три, в том числе перешедшие от отцов и дедов. Надевают тулупы и мужчины и женщины независимо от возраста поверх обычной одежды, запахнув на левую сторону.

Вот и закончилась наша экскурсия, спасибо тебе хозяюшка за гостеприимство!

Хлеб да соль вашему дому.

Девочка.

И вам спасибо, гости дорогие! Скатертью дорожка!

    Заключение.

Вы здесь родились. Алтай – ваш Дом. Узнайте как можно больше об этом Доме, чтобы стать в нем настоящими хозяевами.

Уклад жизни передавался из поколения в поколение. Внуки могли с гордостью сказать, что этот дом строился моим дедом, этот костюм творила моя бабушка, и мы желаем вам, чтобы ваши внуки, правнуки вспоминали о вас с такой же гордостью и любовью.

Муниципальные публичные библиотекиведут планомерную и целенаправленную работу по распространению объективных и достоверных знаний о своей территории и регионе в целом, используя формы и методы, рассчитанные на жителей всей территории и удалённых пользователей. Эта деятельность может осуществляться по нескольким основным направлениям:

o организация и проведение массовых мероприятий (краеведческих конференций, чтений, семинаров, выставок краеведческой литературы, встреч с краеведами и авторами книг и пр.);

o подготовка и издание краеведческих материалов;

o публикаций в СМИ;

o создание комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей.

В распространении краеведческих знаний одно из центральных мест занимает организация и проведение массовых мероприятий . Практика работы библиотек вызвала к жизни достаточное количество библиотечных мероприятий. Методика подготовки и проведения библиотечных мероприятий, несмотря на их разнообразие, в своей основе – общая для всех. Ее можно раскрыть, обозначив основные этапы их подготовки и проведения:

1. Выбор темы, определение целевого и читательского назначения.

2. Изучение материалов по теме.

3. Выбор необходимых документов по разным источникам, включая Интернет.

4. Определение круга заинтересованных лиц, организаций и учреждений, переговоры с ними.

6. Разработка структуры мероприятия, составление сценария;

7. Подбор иллюстративного материала.

8. Подготовка участников мероприятия.

9. Оформление аудитории.

10. Проведение мероприятия, его фиксирование.

11. Анализ мероприятия, Изучение эффективности выявление его достоинств и недостатков.

12. Пропаганда проведенного мероприятия, освещение в СМИ.

В просветительской деятельности современных библиотек особое место стали занимать организация и участие в крупных комплексных краеведческих мероприятиях (краеведческие конференции; чтения, т. н. «четверги», Дни краеведческих знаний и др.), проводимых вместе с образовательными учреждениями, архивами, музеями, администрацией местных органов власти, краеведами, местными СМИ.

Краеведческая конференция в библиотеке – крупное массовое мероприятие, служащее целям популяризации знаний о своем крае, требующее большой подготовительной работы. Конференции могут быть посвящены актуальным вопросам местной жизни, знаменательным и памятным датам, а также краеведческим книгам и местным изданиям, представляющим особый интерес для пользователей. Для подготовки к проведению конференции в библиотеке создается временная структура (рабочая группа), которая курирует весь комплекс работ от начала и до подведения итогов, издания материалов конференции в печатном или электронном виде. Заранее разрабатывается программа, намечается примерная тематика выступлений, рассылаются информационные письма, организуются наглядные экспозиции по теме проведения конференции. Обязательно следует учитывать такие важные организационные моменты, как встреча, расселение, проводы участников конференции. Необходимо также разработать и культурную часть программы – посещение гостями концертов, выставок, проведение для них экскурсий, знакомство с местными достопримечательностями.

Краеведческие чтения – крупные массовые мероприятия, периодически организуемые и проводимые местными библиотеками, нередко совместно с краеведческими обществами, клубами, ВУЗами и т.п. Чаще всего краеведческие чтения связаны с именами видных краеведов, иногда имеют тематический характер (исторические, литературные и т.д.). По назначению чтения бывают общественно-научными и образовательными. Большой популярностью пользуются литературные чтения, основанные на местном материале (например: Алфёровские, Дмитриевские).

Уступают в масштабности организации конференциям и чтениям т. н. краеведческие четверги , которые, как правило, посвящены отдельным аспектам местной истории, современной жизни, где проходят обсуждения новых книг по краеведению.

На протяжении нескольких лет в районе проводятся Дни деревень, поселков и сел, возрождаются традиционные праздники. Подготовка этих мероприятий носит комплексный характер, в ней участвуют представители всего местного сообщества: администрация, работники школ, клубов, участники самодеятельности. Задача сотрудников библиотек в данном случае – четко определить свою, посильную зону ответственности, удачно вписавшись при этом в весь комплекс запланированных мероприятий. В библиотеке в рамках этого праздника можно оформить выставку, посвященную истории поселения или праздника, подготовить встречу местных жителей со знатным уроженцем поселения, провести ретро-вечер, посвященный определенному этапу в истории местного поселения, «встречу поколений» и т.п. При этом надо руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше», и не пытаться объять необъятное.

Среди методов распространения историко-краеведческих знаний популярность приобретают лекции . Лекция – одна из основных форм распространения краеведческих знаний на любую тему для самых разных категорий пользователей. Краеведческие лекции по своему типу являются публичными. Они могут быть эпизодическими или цикловыми. В эпизодической лекции содержание темы раскрывается с возможной для отводимого времени полнотой. Циклические лекции дают возможность слушателям расширять и систематизировать круг знаний по определенной теме, образуя постоянный состав аудитории. Главные требования, предъявляемые к лекциям: научная обоснованность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Выполнение этих требований реализуется, в частности, с помощью лекционных демонстраций – привлечения лектором наглядного материала (аудио, видеороликов, РР-презентаций). Необходимо также учитывать уровень подготовленности аудитории. Следует отметить, что для лучшего закрепления материала полезно разработать практическую часть в занимательной форме (ребусы, шарады, кроссворды и т.п.), которую слушатели выполнят в конце мероприятия.

По своей значимости к лекциям приближаются краеведческие уроки , проводимые в школах, лицеях, колледжах. Цель краеведческих уроков – знакомство не только с информационным потенциалом библиотеки и раскрытие определенной темы, но и адаптация учащихся к самой библиотеке. Организация краеведческих уроков подразумевает систематичность и регулярность, включение их в учебные планы образовательного учреждения, привлечение местных краеведов, сотрудничество школ (в них чаще всего проходят краеведческие уроки) и библиотек. Только тогда они будут эффективной формой просветительской деятельности библиотеки, передавая системное краеведческое знание о конкретной территории.

Большой популярностью стали пользоваться в последние годы презентации . Презентации могут быть тематическими (презентуются книги определенной тематики), юбилейными (готовятся к юбилейной дате автора, организации и т.п.). Чаще всего проводятся презентации новинок краеведческого книжного рынка. При разработке сценария презентации необходимо учитывать ее тип, а также исходить из интересов тех групп пользователей, для которых она проводится. Сценарий мероприятия в зависимости от темы может быть дополнен стихами, песнями, инсценировками, использованием мультимедийных технологий. Тематические и юбилейные презентации сопровождаются книжными выставками. Следует помнить, что презентация не должна быть слишком длительной по времени (1,5 – 2 ч.). Для оповещения населения о предстоящем событии развешиваются объявления, в СМИ рассылается пресс-релиз.

Организация библиотечных выставок является одним из самых распространенных методов раскрытия краеведческих фондов, пропаганды актуальных и ценных документов. Пользователя библиотеки привлекает то, что он может взять и посмотреть любой экспонат выставки. Большое разнообразие выставок определяется задачами, читательским назначением, типом и видом библиотек. На методику подготовки выставки существенное влияние оказывают ее функциональные особенности. Особенностью краеведческих выставок в современных условиях стала экспозиция предметов материальной культуры. На краеведческих выставках библиотекари часто используют печатные и рукописные документы из архивов и музеев, личных коллекций тем самым обогащая и углубляя содержание выставок. Традиционными стали в библиотеках выставки местных художников и фотомастеров, предметов прикладного искусства, которые знакомят жителей с художественным творчеством земляков. Любая краеведческая выставка в библиотеке должна обязательно сопровождаться краткой письменной информацией о событии, конкретном лице, которым она посвящена. Особо стоит обратить внимание на «географическую привязку» к данной территории.

Возрождение библиотечного краеведения активизировало и издательскую деятельность библиотек. Библиотека создает первичную информацию в виде отдельных книг о крае, газет и альманахов, участвует в создании системы краеведческих библиографических пособий региона, издавая преимущественно рекомендательные указатели. В целях пополнения своих краеведческих фондов библиотека может переиздавать наиболее активно используемые, ценные и редкие краеведческие издания. Подготовка и издание краеведческих материалов о своей территории дает библиотеке возможность продвигать свои материалы и для удаленных пользователей. Использование современных компьютерных технологий превращает издательскую деятельность в гибкую форму информационной деятельности.

Не должна библиотека забывать иоPR-деятельности . Недооценка ее роли может значительно повлиять на имидж библиотеки. Библиотека может проводить большое количество качественных мероприятий, но о них будет знать только ограниченный круг пользователей. Качественная реклама, тесное сотрудничество с местными СМИ повышают авторитет библиотеки, способствуют эффективности проводимых мероприятий, формированию ее положительного имиджа в сознании местного сообщества.

Для создания комфортной информационной среды, обеспечивающей возможность самостоятельного получения краеведческой информации для удалённых пользователей, библиотека может создать и поддерживает краеведческий блог, либо тематическую группу в социальных сетях (Одноклассники; ВКонтакте и др.)

Сегодня, чтобы привлечь внимание к книге недостаточно поставить ее на полку. Одной из ключевых тенденций в работе библиотек является формирование новой информационной потребности и, соответственно информационной среды. Следовательно, библиотекарям необходимо искать новые формы доведения краеведческой информации, до своих в том числе и потенциальных пользователей. Поэтому в краеведческой деятельности получили популярность виртуальные выставки. Электронные выставки (виртуальные) - это синтез традиционного книжного и новейшего электронного способов предоставления информации. Такими виртуальными выставками могут стать «Краеведческая мозаика», которая познакомит читателей с новинками краеведческой литературы или «Литературная карта Белоречья», которая будет содержать сведения об авторах, чья жизнь связана с данной местностью.

Краеведческая библиография – это кропотливое и систематическое изучение документов, книжных и периодических источников для установления какого-либо исторического или библиографического факта. Это научное описание книг и составление их перечней (каталогов и картотек) и указаний. А сегодня это еще и электронные картотеки и каталоги. Библиотеке необходимо систематически выявлять источники, рассказывающие об истории края и составлять рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполнять запросы читателей по краеведению, наиболее полно отражать местную тематику в справочно-поисковом аппарате, составлять тематические картотеки, оформлять папки-накопители, создавать летописные и биографические описания местных достопримечательностей, историю отдельных семейств, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий и пр.

Литературное краеведение - это своеобразная школа открытия родного края, его культуры и традиций. Произведения писателей, литература о них, другие документы об их жизни и творчестве отражены в соответствующих разделах краеведческой картотеки, выставляются на открытых просмотрах литературы. В каждом районе найдутся свои объекты поиска, связанные с литературным краеведением. Работа эта увлекает учащихся, прививает любовь к родному краю и его культуре, воспитывает чувство патриотизма. С целью информирования читателей о книге краеведа, писателя-земляка, можно организовать в библиотеке выставку одной книги под названием «Встреча, которую ждали». Экспонироваться на ней будет одна книга с рецензиями, критическими статьями. Неординарным событием станет презентация в библиотеке выставки-автографа «Надпись на книге: судьба, эпоха…», где можно представить книги из личной коллекции местного писателя или жителя района. Писатель или владелец этой коллекции расскажет о незабываемых встречах с интересными, неординарными людьми, итогом которых станут подаренные книги с автографом автора. Творчеству писателей-земляков может быть посвящен цикл мероприятий - «Литературные портреты». Сюда можно включить организацию выставки, проведение беседы о творчестве писателей с показом презентации, обзоры литературы, громкие чтения. В любой библиотеке можно организовать, сделать традиционными «литературные пятницы» или «краеведческие среды», проведение которых покажет многоаспектную, активную работу библиотек по продвижению чтения произведений писателей - земляков. В День села или деревни можно провести акции на открытой площадке «Книжная юрта» или «Читающее село», «Уличный фестиваль книги и чтения», «Читальный зал на открытом воздухе», книжные выставки, познавательные мероприятия, адаптированные для проведения на улице, будут востребованы жителями любого поселения. Такие уличные мероприятия, встречи с писателями, презентации их произведений, будут способствовать приобщению сельского населения к творчеству писателей-земляков.

Работа клубных, любительских объединений. Клуб по интересам - это добровольное объединение группы людей на основе единства цели, задач, интересов. Клубы зачастую объединяют определенные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами. Клубы по интересам - одна из оптимальных моделей работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, контролирует их деятельность и оказывает им действенную помощь. Создание клуба по интересам при библиотеке ценно тем, что оно организует культурный досуг пользователей, объединяет людей, имеющих общие интересы и увлечения, стимулирует творческую активность односельчан и помогает выявить новые таланты и дарования среди них. Популярным среди населения может стать кружок краеведов – любителей или юных краеведов, который объединит читателей библиотеки, интересующихся творчеством писателей-земляков, жизнью родного края, его природой, бытом, историей и культурой. Участие в занятиях кружка даст возможность каждому проявить себя в роли собирателей и исследователей литературы родных мест, подготовит ревностных пропагандистов художественного слова, поможет развитию их творческих способностей. Юные краеведы собирают местный фольклор, читают и обсуждают произведения местных писателей, ведут розыски литературно-краеведческого материала, помогают в организации экскурсий по местам, изучают произведения, посвященные родному краю и т. п.

Таким образом, Краеведение - это не только уважение к малой родине, но и изучение истории народа, его героев, самобытной тысячелетней культуры страны. Изучение этого может и должно способствовать формированию национального самосознания россиян. в библиотеке созданы все условия для комплексной краеведческой работы и патриотического воспитания. Не подменяя функции других социальных институтов образования и воспитания, библиотека должна опираться на свою главную задачу - стимулировать читательское развитие, рассматривая чтение как важнейший вид человеческой деятельности в духовной эволюции личности.

Краеведческие потребности пользователей библиотеки побуждают библиотечных профессионалов к активной деятельности в области краеведения. Это поиск эффективных форм и средств краеведческой работы, создание краеведческих ресурсов, осуществление обслуживания по краеведению.
Формы и названия мероприятий по краеведению

Беседа-диалог «Путешествие по улицам города, или Что в имени тебе моем»

Выставка-презентация «Село мое прекрасное на берегу реки»

Краеведческие посиделки « Родной земли многоголосье» (встреча с людьми творческих профессий)

Музыкально-поэтический вечер «И в песнях, и в стихах поэтов, пусть расцветает край родной»

Выставка-фоторепортаж «С Днем рождения, любимый поселок»

Ретро-путешествие по старым улицам города «Прогулки по улицам __________»

Экскурсия по памятным и историческим местам Белорецка «Город можно как книгу читать»

Краеведческий вечер-познание «Город Белорецк: имена, события, факты»

«Фронтовой блокнот» «Они знают цену своей жизни: ветераны ХХ века – наши земляки»

Вечер-путешествие в историю родного края «Мой край родной – моя история живая»

Урок краелюбия «Что может быть милей бесценного родного края!»

Литературно-краеведческий час «Дыханье Родины храним»: Белорецк»

Краеведческий вечер ко Дню города «Ты всех краев дороже мне…»

Вечер доброго общения «Мне по сердцу маленькая Родина, мне по сердцу мой любимый край»

«Краеведческий калейдоскоп» «Родного края разноцветье»

Час краеведческих знаний «Земля, что дарит вдохновенье»

День литературного краеведения «Край в творчестве _________ писателей»

Краеведческий урок-вернисаж «Таланты родного края»

"Краеведческие посиделки" «Щедра талантами родная сторона»

Краеведческий урок-знакомство «Этот тихий край мне мил и дорог»

Цикл бесед для юношества «Молодежи о писателях Белоречья»

Краеведческий вечер славы и признания «Земляки известные и неизвестные», «Люди, прославившие наш край», «Чтоб жили в памяти герои-земляки»

Краеведческий вечер женской поэзии «Есть поэтессы в _______ глубинке с душою родниковой чистоты…»

Беседа «Литературное лицо малой Родины»: обзор творчества белорецких писателей и поэтов.

«Краеведческий серпантин» «Мой город – судьбы моей главная Пристань»

Час виртуального путешествия «В путешествие по родной земле отправляясь…»

День информации «Новинки издательств нашего региона»

Краеведческий час-поиск «Имя в летописи края»

Краеведческая библиопанорама «Люблю тебя, мой город!»

Краеведческий альманах «Чем и кем славен наш город»

Праздник поэзии «О малой родине стихами…»

Вечер-встреча с местными художниками «За красоту времен грядущих»

Праздник-открытие «Земли моей минувшие года»

Урок-прославление «Славен город делами, славен город людьми: Белорецк сегодня»

Видео-панорама «Помолчим у истории, бронзою ставшей»: Памятники Белорецка»

«Край любимый сердцу снится…»

Цикл краеведческих бесед «Всему начало здесь, в родном краю», «Мой отчий край ни в чем неповторим»

Краеведческий вечер-открытие «Дорогая моя провинция»: Белорецк»

Краеведческая викторина « Мой край отеческий, моя глубинка»

Праздник « Прими, город в подарок! Встречи для вас» (ко Дню города)

Беседа-диалог «Край родной, навек любимый», «Вернись на родину, душа!»

Цикл краеведческих часов «Здесь ты живешь»

Видеосалон «Судьба края в лицах», «Родной земли очарованье»

Краеведческий вечер-посвящение «Любуюсь и горжусь тобой, любимый город!»

Литературно-музыкальный вечер-признание «Родина, услышь еще одно признание в любви: _____________ посвящается»

Краеведческая программа «Родники живой памяти»

«Краеведческая завалинка» «Вот она какая, сторона родная!»

Краеведческий ретро-вечер «Малая Родина в воспоминаниях старожилов»

Арт-салон «Дар, предназначенный судьбой»: Творчество местных поэтов, художников, музыкантов.

Краеведческие уроки «Нет милей родного края», «Поэты нашего города», «Слово о земле михайловской», «Город, в котором мы живем», «Утро доброе родному краю»

Краеведческий альманах «Традиции и нравы Белорецкой земли»

«Краеведческая шкатулка» «Неизвестные страницы истории родного края»

Экспедиция-поиск «Альбом памяти»: (Биографии местных ветеранов войны и тружеников тыла)

Краеведческий калейдоскоп «Глубинкою сильна Россия», «Гимн родной земле», «Молодые таланты – городу»

День краеведческой библиографии «Здесь Родины моей начало»

Библиотечный урок «Литературно-художественные краеведческие журналы для старшеклассников и молодежи»

Час краеведения «Тебе, мой город, посвящаю…»

Литературно-историческое ревю «Здесь Родины моей начало» (по произведениям местных авторов)

День краеведческого чтения «Большие открытия малого города»

Вечер - литературное путешествие «Земляки на карте города» (об улицах города, названных в честь земляков)

Историко-литературная экспедиция «Война в судьбе моих родных» (письма с фронта, воспоминания ветеранов-земляков), «Край родной – гордость моя»

Литературно-музыкальный вечер «Край родной в стихах и песнях»

Фотовыставки «Родного города черты», «По родному краю с фотоаппаратом», «Разноцветная палитра живой природы» (о цветах, насекомых, животных края)

Выставка-демонстрация творческих работ земляков «Красоту творим руками» (рукоделие, поделки, рисунки, резьба по дереву, плетение, вышивка и т.п.)

Картинная галерея «Художники города – в дар библиотеке»

Выставки-просмотры «Душа и память земли любимой», «Сердцу милый уголок – наш российский (любимый) городок»

Гурман-вечер любителей поэтического жанра «Поэзия края родного в душе зазвучала вновь…»

Выставка-открытие «Свет малой родины» (экспонаты из музея)

Историко-краеведческая экскурсия «Город мой, ты песня и легенда»

Час размышления «Наш город – нам его беречь»

Краеведческая викторина: «Мой край: настоящее, прошлое, будущее», «Пою мой край – край великих вдохновений», «Поэты родного края», «Тропинками родного края»

Краеведческие чтения «Родной земли многоголосье»

Устный журнал «Расскажу с любовью я о доме…»: Краеведение

Краеведческий урок-путешествие «Прогулки по __________»: История улиц города»

Урок-панорама «Родная улица моя» (с видеофильмом или слайд-презентацией)

Краеведческий час памяти «Помни их имена, ________!»

Выставка-восхищение «Мой край, мой Белорецк!»

Краеведческий вечер воспоминаний «Наши земляки – наша гордость!»

Краеведческая интеллектуальная игра «Где эта улица, где этот дом?», «Мой городок – душа России», «Серенада родному краю»

Краеведческая беседа-дайвинг «Легенды и были малой родины», «Судьба России и мой край: Страницы истории», «Моя родина сегодня» (население, занятия земляков, природа, транспорт, промышленность, знатные люди и т.п.), «Из сокровенной памяти старожилов»

Час краеведения «Помни род свой и песню», «Здесь род мой, истоки мои», «В судьбе малой родины – наша судьба», «Я эту землю родиной зову», «Я на этой земле родился»

Вечер поэтической магии «Волшебные места, где я живу душой»: Белорецк

Беседа-информация «Мы этой земли продолжение», «Про мир и дом, где мы живем»

«Краеведческий лабиринт» «В краю моем история России», «Родного края облик многоликий»

Литературная беседа «Малая родина в событиях и лицах»

Час памяти и мужества «Фронтовые подвиги наших земляков»

Музыкально-поэтический вечер «Земли моей лицо живое» (встреча с местными поэтами)

Тематический вечер «Живи в памяти людской» (посвящен строителям города, известным людям)

Арт-встреча «Чудеса народного искусства»

Краеведческий вечер-репортаж «Хроника рождения города»

Краеведческая викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Историко-краеведческая ретро-беседа «Есть город в просторах России, ______ его зовут…»

Краеведческая беседа-откровение «И края в мире нет дороже, где довелось родиться нам…»

Литературно-краеведческий вечер-встреча (с местными поэтами) «В городе теплых сердец свечи в душах зажглись…»

Вечер творческого общения с интересными людьми города «Я зажег в своем сердце костер…»

Краеведческий вечер-респект «Есть в России уголок, милый сердцу городок…»: Творчество местных авторов»

Час занимательной экологии « Загадки природы родного края»

Краеведческое «рандеву» «Судьбой дарованные встречи»: Встречи с местными деятелями культуры.

v Я эту землю родиной зову

v Волшебные места, где я живу душой…

v Земли родной талант и вдохновенье (писатели-земляки)

v Услышать зов земли, которой ты частица (экология края)

v Тихая родина снова меня позовет

v Наш земляк – большой художник слова

v Жизнь его песни достойна

v Есть чем Белорецку гордиться

v Мимо башни твоей, сквозь года и столетья

v Пешком в историю (памятники города)

v Живые навсегда. Белоречане помнят войну

v Моей судьбы обычаи и нравы

v Литературные прогулки по городу

v Белоречье – любовь моя и гордость

v Не забуду тебя, Белорецк

v Белорецк на старых фотографиях

v Взгляд на город, в котором мы живем

v 255-летию – 255 добрых дел

v Их судьбы связаны с Белорецком

v Живая старина: история улиц и площадей

v Город на уральском перевале

v Белорецк. Годы. Люди

v Тебе, наш город, посвящаем…

v Имена на все времена, или история в историях о знаменитых земляках

v «Живут со мною рядом земляки»

v «Белоречья родные дали»

v «Мой край и я: чем больше думаю, тем больше берегу»

v «Я в этом селе живу, я это село знаю»

v «Край мой, исток мой, судьба моя»

v «Люби свой край, уважай свою историю»


Основы экскурсионного обслуживания

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах, библиотеках), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии нацелены на формирование общего представления о городе/населенном пункте, области в целом путем освещения нескольких подтем – истории, краткой характеристики промышленности, науки, культуры, образования и др. В них используется исторический и современный материал. Строятся такие экскурсии на показе самых различных объектов – памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д. Хронологические рамки подобной экскурсии определяются временем существования города/населенного пункта – с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы и подразделяются на исторические, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, производственные.

Из всего многообразия исторических экскурсий, выделяемых по содержанию, наибольший интерес представляют следующие виды:

Историко-краеведческие (например, «История возникновения города/ села», «Из истории, какой либо достопримечательности» и др.);

Археологические (например, в Аркаиме с показом вещественных исторических артефактов);

Этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народностей, местного населения;

Военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, места военных сражений в Гражданскую войну и др.);

Историко-биографические, литературно-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей, например: писателей);

Экскурсии в исторические, краеведческие музеи.

По способу передвижения различают экскурсии пешеходные и с использованием различных видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа. Использование средств передвижения обеспечивает мобильность экскурсионной группы. Типовая схема экскурсии включает вступление, основную часть и заключение.

Вступление предполагает знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте; краткое со- общение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, месте окончания экскурсии. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно составляет от 5 до 12. Показ – наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно; он предполагает систему целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, включающий демонстрацию объектов и предметов, пояснения к ним. Заключение, рассчитанное по времени на 5-7 минут, не связано с экскурсионными объектами. Оно содержит подведение итогов основного содержания экскурсии, выводы по теме, представление информации о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему.

Пространство большого города позволяет библиотечным специалистам варьировать с выбором вида экскурсий – можно использовать как обзорные, так и тематические экскурсии (например, «Исторический центр города Белорецка», «Гражданская война в Белоречье»), ограничивать экскурсии территориально (по отдельным районам, улицам, площадям и др.). В небольших населенных пунктах целесообразней проводить обзорные экскурсии. Исключение составляют территории, обладающие богатым историко-культурным наследием и природным разнообразием (например: горнозаводские посёлки Белоречья). При наличии транспортных средств маршрут экскурсии может включать посещение нескольких населенных пунктов, характеристику разных объектов. Обзорная экскурсия по населенному пункту может включать характеристику следующих подтем:

1. Принадлежность населенного пункта к определенному району, области (возможно демонстрация герба района и символики населенного пункта).

2. Анализ названия населенного пункта (происхождение названия, подходы к его трактовке, варианты названия при переименовании).

3. История создания населенного пункта (дата основания или первое упоминание в архивных документах, история заселения).

4. Статистические данные о населенном пункте (количество жителей, их распределение по половозрастным признакам, количество улиц, дворов и др.)

5. Характеристика природно-климатических условий, основных географических объектов (рек, озер, гор и др.), полезных ископаемых, флоры и фауны края (коротко).

6. Характеристика основных социальных объектов (школ, больниц, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, музеев, клубов, библиотек, общественных и творческих объединений и др.) и элементов благоустройства населенного пункта.

7. Основные улицы, площади, переулки (возникновение топонимов, исторические и современные названия, расположение).

8. Характеристика местных памятников архитектуры (история, стиль), строений, культовых сооружений (церквей, мечетей и др.), проектировочные и эстетические особенности местных домов.

9. Памятники, обелиски, мемориальные доски.

10. Выдающиеся земляки (уроженцы края или деятели), посещение села известными людьми.

11. Роль и место населенного пункта в истории региона, страны.

12. Проблемы и перспективы развития населенного пункта.

Экскурсии могут быть дополнены проведением встреч с известными земляками, старожилами, активной популяризацией ресурсов библиотеки с помощью демонстрации краеведческих документов, распространения рекомендательных списков краеведческой литературы и буклетов.

Материал подготовлен на основе: Емельянов, Б. В. Экскурсоведение [Текст] / Б.В. Емельянов. – М: Советский спорт, 2007. – 216 с.
Библиотечное краеведение на страницах профессиональной печати:

Аннотированный список статей

Баркова, И. В. Виртуальное краеведение для детей // Библиография и книговедение. – 2016. – № 3. – С. 66-72.

См. так же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dlib.eastview.com/browse/doc/46972093 (15.07.2017).

Баркова, И. В. "Детское экскурсионное бюро" приглашает. Виртуальные экскурсии как средство знакомства с родным городом // Библиотечное дело. – 2015. – № 9. – C. 5-6.

В статье рассказывается о мультимедийном ресурсе "Детское экскурсионное бюро", созданном сотрудниками отдела детской библиографии Новокузнецкой муниципальной информационно-библиотечной системы (Кемеровская область). Виртуальные экскурсии этого ресурса знакомят ребят с интересными местами города Новокузнецка.

См. так же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.nlr.ru/prof/publ/bibliograf/2015/bd09.pdf (15.07.2017).

Бражникова, С. Электронный ландшафт села. Продвижение цифровых форм литературы в регионе / С. Бражникова // Библиополе. – 2016. - № 9. – С. 13 – 18.

Библиотекари призваны стать навигаторами в мире виртуальной информации, отбирая и предлагая потребителю качественный интернет - материал. Это могут быть постоянно пополняемые веблиографические списки, проекты, выставки-видеоролики, виртуальные выставки, буктрейлеры, электронные дайджесты. Сельские библиотеки оказывают дополнительные услуги населению, взяв на себя функции центров общественного доступа. Они создают также уникальные ресурсы – электронный архив села и виртуальный краеведческий музей

Бухаркина, Е. Край родной, сторона лесная: проект для взрослых и детей, объединивший темы краеведения и защиты окружающей среды: [экологическое просвещение] / Е. Бухаркина // Библиополе. - 2017. - № 1. – С. 55-59.

Даже самая маленькая сельская библиотека старательно собирает, хранит и выдаёт материалы о местной истории, ведёт экологическое просвещение. Проект, о котором рассказывает автор, включает мероприятия, предназначенные и для взрослых, и для подростков, и для малышей. Дается приложение «Рабочий план реализации программы «Я здесь живу, и край мне этот дорог».

Вавилова, Е. «Зелёные» объекты пешеходного маршрута. Использование QR – технологии для проведения экскурсий / Е. Вавилова // Библиополе. – 2017. - №5. – С. 75-77.

Совместный туристический проект «Культурный код Соли

28 сентября 2014 года в селе Чалтырь прошли праздничные мероприятия к 235-летию переселения армян с Крыма на Дон. Межпоселенческая Центральная библиотека организовала ряд мероприятий, в которые включились и библиотекари Детской библиотеки, некоторых библиотек поселений.

К этому событию было приурочено открытие выставки работ декоративно-прикладного искусства участников конкурса « Богат талантами наш край» .

Желающие могли оставить свои отзывы и замечания в « Книге отзывов и пожеланий»:

Огромное впечатление произвела на меня выставка поделок, организованная районной библиотекой. Поражает мастерство моих односельчан. Сколько талантов! Смотришь и радуешься, что живешь рядом с такими людьми. Спасибо библиотеке, что сделала доступной для всех нас народное искусство. Трудно выявить лучшее. Все достойны награды. Большое спасибо!

Танкаян О. И., 28.09.2014 г.

Выставка, организованная работниками библиотеки, вызвала у меня огромный интерес, в том плане, что библиотека становится не только местом сбора и хранения духовных ценностей, но и местом, где собираются и выставляются работы талантливых односельчан и жителей района. Есть работы, которые хочется иметь у себя дома, чтобы любоваться ими. Спасибо за предоставленную радость и удовольствие. Успехов желаю создателям прекрасного, успехов желаю работникам библиотеки.

Наноян Д. О., 17.09.2014 г.

Большое спасибо работникам библиотеки за возможность увидеть такую красоту! Сердце заполняется гордостью за свой край, где живут такие талантливые люди!

группа посетителей

В торжественной обстановке прошла церемония награждения победителей и дипломантов конкурса, состоялась презентация выставки.

На площади перед библиотекой действовал арт-объект « Дерево знаний».

Библиотека организовала RP-акцию « Читаем армянскую классику», жителям села и гостям предлагались рекомендательные списки произведений армянских авторов, имеющихся в библиотеке ( на все буквы армянского алфавита).

Каждый желающий мог принять участие в акции библиотпочты « Послание потомкам». На небольших свитках можно было оставить свои пожелания грядущим поколениям, которые предполагается открыть через 5 лет к 240-летию переселения армян с Крыма на Дон.
Большой популярностью на празднике пользовался организованный библиотекой буккроссинг « Прочитал сам – передай другому». Ассортимент предложенной литературы был весьма разнообразен – книги на армянском языке, русская классика, историческая литература, кулинария, психология, медицина, сельское хозяйство и т. д. Каждый нашел книгу по душе.
Нарасхват разошлась и издательская продукция библиотеки – буклеты «235 лет под небом России», « Информационно-библиотечный центр», брошюра « Из прошлого».

В библиотеке был оформлен цикл выставок к юбилейной дате, пользовавшийся большим успехом у посетителей библиотеки.
- « Любимый сердцу милый уголок» об истории переселения армян и о достижениях Мясниковского района.
- « Родная речь живой воды родник, питающий страницы лучших книг» о сохранении переселенцами родного языка, фольклор донских армян, поэзия и проза местных авторов.
- « Гордимся вами, земляки!» о выдающихся земляках прославивших наш край.
- « Издания Межпоселенческой Центральной библиотеки» краеведческие издания библиотеки.

Детская библиотека МБУК МР « МЦБ»:

« Край донских армян, славим мы тебя!»
Фольклорный праздник

Цели:

Прививать любовь к своей малой Родине;
- прививать интерес к истории, фольклору родного края;
- развивать чувство любви, патриотизма к родным местам;
- знать историю переселения, обычаи, традиции и передавать из поколения в поколение.

Ход мероприятия:

Вступительная часть: более двух веков армяне живут на всей территории Ростовской области. Являясь одной из крупнейших национальных диаспор, армянская община стала неотъемлемой частью донского сообщества народов. Они прочно связаны узами мира и дружбы, взаимного доверия и уважения.
Участникам праздника, 8 « А» и 8 « В» классы Чалтырской СОШ № 1 с преподавателями Коршиковой И. В. и Вартеванян Р. А., представлен видеоролик « Мы из древнего града Ани».
Все мероприятие было организовано по разделам презентации « Наша малая родина»:
1 раздел: « У истоков переселения» – история переселения крымских армян на Дон. Каждый значимый момент в рассказах ведущих ( библиотекари ДБ) сопровождался чтением учащимися стихов местных поэтов К. С. Хартавакян и Х. Наирьяна ( Х. О. Кристостурян).
2 раздел: « Село родное, Чалтырь мой!» – интересные факты из воспоминаний и цитаты известных армянских деятелей, живущих или посетивших наш удивительный край.
3 раздел: « Родники, вы мои родники» – о родниках Чалтыря: Мец-Чорвах ( Большая криница), Салых-Су, Мамаин деран, Хазах-Чорвах, Хошаф-Чорвах. Между рассказами прозвучали стихи местных авторов о родниках. Ребята могли увидеть фотографии всех родников на слайдах презентации.
4 раздел: « Памятники села» – рассказ о мемориале Славы в честь погибших в Великой Отечественной войне земляков и воинов и о памятнике безвинно погибшим 10 землякам в селе Чалтырь. А также об одной из достопримечательностей села Чалтырь – храме Сурб Амбарцум ( Святого Вознесения).
5 раздел: « Их имена носят улицы села».
В селе Чалтырь многие улицы названы в честь знаменитых людей, в числе которых сельский агроном, предприниматели, писатели, художник, участники Великой Отечественной войны, политические деятели. Ведущие рассказали биографии Х. Абовяна, С. Лукашина ( Срабионяна), А. Микояна, М. Налбандяна, Р. Патканяна, М. Сарьяна, А. Мясникяна, С. Тащияна, С. Шаумяна и других.
6 раздел: « Поэтами воспетый край»
Наш родной край прославляли и продолжают прославлять много местных писателей. Из уст ведущих дети узнали о таких писателях, как учитель, краевед Х. О. Кристостурян ( Х. Наирьян); местная писательница, автор детских стихов А. С. Варткинаян; поэт, драматург, артист, журналист, этнограф, собиратель армянского фольклора Ш. М. Шагинян; поэтессса, член литстудии им. Р. Патканяна К. С. Хартавакян.

Кульминацией праздника стало выступление группы « Цицернак» ( « Ласточка», рук. В. А. Баян) Районного дома культуры, с которой ДБ тесно сотрудничает. Прозвучали песни на армянском языке « Затик-затик», « Песня о Родине» и др.
К мероприятию была оформлена книжная выставка « В степном раздолье родина моя» ( к 235-летию переселения армян с Крыма на Дон). Учениками был оформлен стенд « Мой Чалтырь», включающий фотографии видов пейзажа и достопримечательностей Чалтыря.

Выводы:

Не только школьникам, но и присутствующим учителям и родителям было интересно это мероприятие. Узнали много нового о развитии своей малой родины. Ребята поняли, как важно не забывать историю своего народа, родной старинный язык, культуру и обычаи, чтобы не прерывалась нить, которая связывает нас с прошлым.

МКУК «

« Лики прошлого»
Обзор краеведческих изданий

Целевое назначение: привитие любви к родному краю, родной культуре, нравственное воспитание подрастающего поколения и ознакомление пользователей с изданиями об истории переселения армян с Крыма на Дон и образования армянских поселений на Дону, которыми располагает фонд Краснокрымской библиотеки.
235-летняя дружба и взаимопонимание связывают донских армян с русским и всеми другими народами, населяющими донскую землю, воплощая в себе лучшие традиции культуры и быта.
И сегодня можно сказать, что богатая история и самобытная национальная культура армян, проживающих на Дону, стали неотъемлемой частью истории и культуры Донского края и всей многонациональной России – эту мысль постарались передать слушателям ведущие мероприятия.
Продолжением цикла мероприятий к 235-летию переселения армян стал массовый праздник для всех жителей хутора, организованный совместными усилиями Дома культуры и библиотеки. Праздник начался с краткого исторического экскурса. Рассказ ведущих о создании хутора в 20-е годы прошлого века, о развитии хозяйства, людях, прославивших свой хутор, перемежался выступлениями юных певцов, чтецов и танцоров. В этот замечательный день работники библиотеки и ДК наградили своих лучших участников, которые всегда готовы участвовать во всех предложенных мероприятиях благодарственным письмом и памятным подарком – книгой « Легенды Армении».

Недвиговская библиотека № 9
МКУК « Библиотека Недвиговского сельского поселения»:

Урок краеведения , посвященный 235-летию переселения армян с Крыма на Дон « На благодатной Донской земле» начался красивым стихотворением нашего земляка, поэта Х. Наирьяна ( Х. О. Кристостуряна) « Ах, Донщина моя! Край степных ковылей…»
Ребята совершили путешествие в далекое прошлое, познакомились с историей армянского народа. Их вниманию была предложена электронная презентация « Многовековая дружба», информационный обзор книг « Край, который дорог мне» и выставка « Дон – наш общий дом».
Проведен урок в библиотеке для учащихся средних классов (12 чел).

МКУК «

К знаменательной дате в Петровской библиотеке подготовлена книжно-иллюстративная выставка « Листает ветер летопись времен» . Использованы книги местных авторов, тематическая папка, репродукции картин М. С. Сарьяна.

Читательское назначение: для всех категорий пользователей.
Цели: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село ( его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Оформлен стенд « Былое – вечное, минувшее и настоящее». Представлены фотографии ( в сравнении), указ Екатерины II и др. материалы.
Библиотекари провели обзор представленных изданий, посетителям – и детям, и взрослым – интересно было познакомиться не только с творчеством местных авторов, но и узнать многое о жизни и деятельности известных земляков. Присутствовало: 21 человек.

Александровская библиотека № 1
МКУК « Библиотека Петровского сельского поселения»:

«235 лет под небом России» – так называлась книжная выставка, подготовленная для всех категорий читателей в библиотеке.

Целевое назначение: познакомить читателей с историей донских армян, жизнью известных и знаменитых деятелей, с творчеством поэтов, писателей. Также, к юбилейной дате в фойе СДК выставлен стенд « История переселения армян на Дон» и была проведена беседа у стенда.

МКУК « Библиотека Крымского сельского поселения»:

К 235-летию образования армянских поселений на Дону подготовлен и проведен урок краеведения « Мы – донские армяне» . Гостями библиотеки были учащиеся 7-8 кл. Ребята узнали много нового: о жизни анийских армян в Крыму, о долгом и трудном пути от полуострова Крым до донских степей. Узнали, как выглядело наше село в начале его образования, какими были первые переселенцы, как благоустраивалось село, кто первый построил дом в Крыму и т. д.

Думаем, что основная наша цель – каждый должен знать историю своего народа, его прошлое, гордиться своей малой родиной – была достигнута. Эта тема вызвала большой интерес у детей, они активно участвовали в мероприятии, задавали много вопросов. Этому способствовали и наглядные формы мероприятия: цикл выставок « Здесь Родины моей начало», « Малая родина в годы Великой Отечественной войны» и др. Библиотекари провели обзор представленных изданий. И, конечно, всем понравился видеоролик о переселении армян.

Ленинаванская библиотека № 7
МКУК « Библиотека Краснокрымского сельского поселения»:

С учащимися 5-6 классов Ленинаванской СОШ № 13 проведён урок истории « Сердцу милый уголок» . Цель мероприятия: рассказать об образовании армянских поселений на Донкой земле.
В ходе урока ребята узнали об исторических причинах переселения армян, о государственных деятелях России, причастных к этому событию. Познакомились с копиями документов, в соответствии с которыми решались судьбы наших предков. Особенно впечатлили ребят трудности и лишения долгого пути к месту нового обитания. Для многих эти сведения были совершенно новыми, дети были внимательны, задавали вопросы.

« Историю своего народа, своих предков – должен знать каждый, ибо на истории делается будущее».

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

« МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - Кривополянье»

Ведущий: Что мы Родиной зовём? Дом, в котором мы живём!» Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией! Вы – россияне! Россия – огромная страна! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до южных морей. Есть у нас высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки, светлые берёзовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Россия располагается сразу и в Европе и в Азии. Ведущий: Мы гордимся нашей великой Родиной, её природой, её трудолюбивыми и талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя Малая Родина – тот уголок земли, где вы родились, где прошло ваше детство, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревенька, для других – городская улица и уютный зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик: Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Ученик: Пройдись по кривополянскому краю,
Когда он в зелень весь одет,
Когда черемуха купает
В Ягодной рясе свой ароматный цвет.
Сады в одежде белоснежной,
В зеленом бархате земля.
Недаром мы так нежно
Любим родимые поля…

2.

Ведущий:

Кривополянская земля… Она имеет свою историю, свою славу, своё настоящее и будущее. Ученик:
Стук топоров из тьмы столетий Мне часто слышится во сне, Как возводились стены эти, - Рождалось село на реке.
Рубили лес, он пах смолою, Смола катилась, как слеза. Горели удалью младою Градостроителей глаза.
Издалека они скакали, Чтоб выполнить царёв наказ. Для села место выбирали И холм высокий повстречали – Он выше всех в краю у нас.
И по душе пришлось им место У двух красивых тихих рек. Цвела черёмуха – невеста, Как будто падал первый снег.
И холм лесистою макушкой Шумел под вешним ветерком. И спорил соловей с кукушкой О чём-то близком, дорогом.

Ученик: Был много – много лет назад На сей земле основано село, Стеной высокой обнесёно. Было то Кривополянье наречёно.
Ученик: Здесь над быстрою волной Выросло село родное, И людьми И делами красивый. Здесь мы все рождены, В середине страны, Возле самого сердца России.

Ученик: И если как – нибудь на миг удастся мне Забыться, - памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И ВИЖУ Я СЕБЯ РЕБЁНКОМ; И КРУГОМ Родные всё места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями. В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты Глядит вечерний луч, и жёлтые листы Шумят под робкими шагами.
Ведущий: Кривополянская земля – земля трудолюбивых, мужественных людей. Были годы пятилеток, была Великая Отечественная война. Кривополянье не стояла на перепутье фронтовых дорог, не подвергалась артобстрелу и налётам вражеской авиации, но будучи тыловым селом, тоже приближала День Победы на колхозных и совхозных полях, в цехах заводов и фабрик. Кривополянская земля послала на фронт лучших своих сыновей и дочерей, которые мужественно сражались под Москвой и Ленинградом, Сталинградом и Варшавой, штурмовали Берлин.

Ученик: А суровой порой Село встало в общий строй, Хоть и был тыловое село. И снаряды – на фронт, И «катюши» - на фронт, И на фронт за отцами мальчишки.
Ой, родная земля! Раны, госпиталя… Люди горе в избытке узнали. Вот ещё самолёт, На Берлин танк пойдёт, Против ворога миром восстали!

Ведущий: В любое время года Кривополянская земля чарует нас своей неповторимой, исконно русской красотой. Весной, словно невеста, украшается цветами. Куда ни посмотришь, всюду белая кипень садов. И синяя лента рек в это время ей особенно к лицу. Летом – одевается в знойное марево, зовёт, манит под тенистые кроны дубов, на живописные берега рек. Осенью – шумит багряной метелью, звенит чеканным золотом листвы. А зимой – вдруг побелеет от мороза, заискрится инеем.
Ученик: В родных местах ромашкой пахнет ветер
И до травинки вся земля своя,
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга,
Стволы берез прямее и стройнее
И разноцветна радуга-дуга.
В родных местах все лучше и красивей,
От звезд ночных до утренней зари,
В родных местах на капельках росинок
Горят зари веселой огоньки.

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«КОЛЕСО ИСТОРИИ»

Цель мероприятия :

создать содержательные условия для становления социально активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к родине, отчему краю, родному дому.

Задачи мероприятия :

1) подвести участников игры к осознанию необходимости сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений;

2) создание действенного механизма распространения краеведческих знаний.

Ресурсы и оборудование :

мультимедийное оборудование, презентация, аудиоаппаратура, декорации.

Ведущий: Каждый человек знает историю своей жизни. Некоторые знают историю своей семьи и рода. И уж совсем мало кому известна история своего края, история своей малой родины. А ведь в ней столько интересного, загадочного и удивительного.

Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черемуха купает

В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной.

В зеленом бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые поля.

Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать участников конкурса «Колесо истории».

Ведущий: Сегодня мы поговорим о Пензенском крае, история которого во многом уникальна. Пензенская область и территории, ранее входившие в состав Пензенской губернии, оказалась исторически расположенной на стыке двух миров (кочевого и земледельческого), трех языковых групп (финской, тюркской, славянской), трех культур (языческой, мусульманской, христианской). В нашей стране, пожалуй, больше нет таких мест, которые входили бы в состав пяти государств, последовательно сменявших друг друга. Именно с Пензенской землей связаны имена таких выдающихся деятелей как В.Г.Белинский, А.Н. Радищев, М.Ю. Лермонтов и многих других, без кого просто нельзя представить историю России.

Ведущий: Напоминаю участникам правила игры. Игра состоит из трех туров, которым предшествует отборочная игра. По итогам отборочной игры определяются дорожки (зеленая – 3 вопроса, желтая – 2 вопроса и красная – 1 вопрос в каждом туре) для игроков. Красная дорожка не дает игроку право на ошибку. На желтой дорожке можно ошибиться однажды, на зеленой – дважды. Во второй и третий туры проходят игроки, верно ответившие на вопросы. Право выбора цвета дорожки во втором и третьем турах принадлежит победителю предыдущего тура. Игрок, ответивший верно на максимальное количество вопросов становиться участником супер – игры. Судить сегодняшнюю игру будет компетентное жюри (представление членов жюри ). И так, мы начинаем отборочный тур.

(На экране появляются изображения архитектурных памятников, памятных мест и портреты известных деятелей Пензенского края. Участник первым поднявший руку получает право ответа. Набравший наибольшее количество баллов получает право выбора цвета дорожки ).

Вопросы отборочного тура:

Архитектура

1803-Успенский собор в Кузнецке

Церковь с. Радищево (XVIII в)

Дом купцов Бобровых – ныне здание мед техникума

Реальное училище (нач. XX в.) – ныне гимназия №1

Скульптура

Денис Давыдов

В.Г. Белинский

М.Ю. Лермонтов

В.О. Ключевский

Знаменитые люди

Махалин Алексей Ефимович

Радищев Александр Николаевич

Родионов Евгений Александрович –

Памятные места

Усадьба Воейкова в Каменке

Тарханы

Усадьба Белинских

Наровчатский Троице - Сканов монастырь

Первый тур

Ведущий: Отечество наше создавалось столетиями. Чего только не было на его трудном пути! Была и радость побед над иноземцами.

Сцена 1 (обстановка крестьянской избы: стол, табурет, свеча; старый солдат беседует с внуками )

Солдат: «…Нас он послал тогда с тринадцатью тысячами через Рязанскую и Мещерскую земли, где живет мордва. Пройдя дня за три мордовские леса, вышли мы в открытую степь и шли правее великого князя в пяти днях конной езды от него. Таким образом, мы прикрывали его тем войском, что было у нас, от заволжских татар (ведь он боялся, чтобы не напали на него внезапно ногайские князья). С великим трудом, изголодавшись, недель через пять добрались мы до Суры, большой реки при устье речки Барыша, куда и он пришел в тот же день главными войсками. В тот день с большим удовольствием и благодарностью наелись мы сухого хлеба, либо, купив по дорогой цене, либо взяв взаймы у родственников, друзей и знакомых: дней на девять недостало нам хлеба. Но прокормил господь бог нас и войско наше и рыбами, и другими зверьми, ведь в степных реках так много рыбы» 1 .

Вопрос 1: В связи с каким событием в истории русского государства упоминается в сцене Пензенский край?

Ответ: В 1552 году Иван Грозный предпринял поход на Казань. Путь его лежал через Пензенский край.

Вопрос 2: Немецкий дипломат и путешественник Зигмунд Герберштейн, посетивший Россию, в своей книге «Записки о Московских делах» писал: «К востоку от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва. Там течет река Сура. Она разделяет владения царей Московского и Казанского; она течет с юга и, повернув на восток, впадает в Волгу». Именно на месте впадения Суры в Волгу, один из царей основал крепость. Что это был за царь и как называлась крепость?

Ответ: Царь – Василий 3, город – Васильсурск.

Ведущий: В истории нашего государства была не только радость побед над иноземцами. Была и горечь поражений, невосполнимых утрат.

Сцена 2 (простая обстановка дома рабочего: стол, табурет, керосиновая лампа; двое рабочих читают газету «Известия Пензенского Совета» за 2 июня 1918 г. )

Рабочий: Граждане! Вы пережили жуткие дни боя между советскими войсками и чехословаками. Вы знаете, что короткое время чехословаки были хозяевами в городе. Они говорили вам льстивые речи о добром расположении к мирным жителям, они называли себя истинными революционерами, но в то же время не забывали грабить вас и вели пропаганду, от которой не завянут уши только закоренелых контрреволюционеров…

Граждане! «Победители» сделали, что им нужно. Они разграбили Совет и продовольственные склады, вознаградили себя за победу, чем могли, наполнили карманы, опороженные от разрывных пуль, они уехали дальше… Грабеж, прикрытый словами, оказался голым грабежом…

Все на свои места! Кровь наших лучших товарищей, отдавших жизнь в борьбе с притворными революционерами чехословацкого пошиба, призывает вас к новой борьбе, к строжайшей бдительности.

Пензенский Совет жив, и те из наших товарищей, которые покинули Совет в последнюю минуту и избегли жадных рук вешальщиков, в ближайшие дни возвратятся к своей работе.

Новые дни несут нам в трудных условиях новую борьбу за те достижения, которые диктует единственно обязательная для нас воля рабочих и крестьян, воля многострадальной трудовой бедноты.

Кто не с нами. Пусть отойдет с нашей дороги.

Военно-Революционный Комитет. 2

Вопрос 3: какое отношение имеют чехословаки к Пензенскому краю?

Ответ: В мае 1918 года 63 эшелона с частями чехословатского корпуса растянулись по железнодорожной магистрали от станции Ртищево до Владивостока. Пенза была одним из мест скопления эшелонов. Командующий чехословатским корпусом Гайда, в ответ на перехваченный приказ Троцкого разоружить корпус, отдал приказ своим эшелона захватить те станции, на которых они в данный момент находились.

Вопрос 4: Писатель Ставский, который являлся непосредственным участником мятежа, писал: «По далекой равнине дымит паровоз – за ним другой. Целый корпус чехословаков движется. Движется непрерывно. Пенза была первым пунктом. Отсюда, от майских боев началась гражданская война в Поволжье». На какие последствия мятежа указывает Ставский?

Ответ: Выступлениие чехословатского корпуса стало поворотным моментом, определившим вступление гражданской войны в новую фазу – фазу регулярной войны. С выступлением чехословаков формируется Восточный фронт.

(Жюри подводит итоги и определяет расстановку по дорожкам участников второго тура)

Второй тур

Ведущий: До середины 17 века территория нашей области была глухой окраиной на юго-востоке русского государства. Большую часть ее покрывали густые леса. За лесным массивом простиралось «дикое поле». Эти преграды без особого труда преодолевали отряды степных кочевников. Чтобы прикрыть щитом и мечом мирное население растущего российского государства от набегов, правительство стало возводить на окраинах укрепленные города.

Весной 1663 г. , 3 мая, на левый берег реки Пензы пришли служилые люди под командованием Котранского и построили здесь город. Новый город получил название по реке, на которой построен.

Вопрос 1: Что означает название реки?

Ответ: На этот счет существует несколько версий: от немецкого – 2овраг», мордовского – «конец хода», «болотистый», от дохристианского мордовского имени – Пиенза: человеку с таким именем могла принадлежать местность на реке, что со временем закрепилось за рекой.

Сцена 3: (обстановка боярского дома: резной стул, дубовый стол; боярин принимает посланника с грамотой от воеводы Пензы)

Посланник: Имею до вас депешу из Пензы.

Боярин: Ступай, сам прочту.

«Лета 7174 года сентября в 13 день»

По государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца указу и по грамоте ис приказу Большого дворца воевода построил на Пензе у города посад и слободы и всяких жилецких людей и в городе и в уезде конных и пеших казаков, и пушкарей, и воротников, и сторожей; и землю, и сенные покосы им отвел и размежевал и грани, и всякие признаки учинил: и переписал на посаде попов и дьяконов с причетники, и служилых и жилецких всяких чинов и посадских людей и в городе и в уезде конных и пеших казаков, и пушкарей, и воротников, и сторожей дворы и во дворах людей и их детей и братьев, и дядьев, и племянников; и сколько в городе и в уезде служилых и всяких чинов жилецких людей и что у них детей и братьев, и дядей, и племянников и в которых местах земля на пашню и на сенные покосы отведена и по скольку четвертей в поле земли и сенных покосов дано и в которых местах грани и всякие признаки учинены и то описано в сих книгах именно порознь и по статьям… По указу ж великого государя прислал стольник и воевода Федор Лодыжинский из государевых дворцовых сел ис Темниковского уезду, из села Троецкого острогу, белопомесных казаков на Пензе и конные казаки… И всего конных казаков – троецких, и кроснослободских, и ломовских переведенцов, и ссылочных людей, и драгун, и черкес – двести семьдесят человек; а детей у них и братьев, и дядей, и племянников, и зятьев, и приемышев – триста девяносто восемь человек». 3

Вопрос 2: Кто был первым воеводой новостроенного города – крепости Пенза?

Ответ: Елисей Протасьевич Лачинов.

Сцена 4: (обстановка боярского дома: резной стул, дубовый стол; воевода принимает гонца)

Воевода (ходит из угла в угол, встревожено): Что будет? Что будет?

Гонец: Царицын взят. Идут к Саратову. Наши крестьяне сложились с ним за един. По селам и деревням помещиков побивают и дома их разоряют.

Воевода: Что будет? Не дай бог изменники ворвутся в Саратов. Тогда – беда. Из Саратова на Москву «сухой» путь один – через Пензу. Что будет?

Вопрос 3: О каком событии в истории русского государства идет речь?

Ответ: Выступление под предводительством Степана Разина.

Вопрос 4: Как сложилась дальнейшая судьба первого пензенского воеводы?

Ответ: Погиб от рук разинцев в 1670 г.

(Жюри подводит итоги и определяет расстановку по дорожкам участников для третьего тура)

Третий тур

Ведущий: На огромных территориях Саратовского края не было ни поселений, ни больших водных путей, ни сухопутных дорог – только леса, болота и глушь. Как раз такие места и подходили больше всего для беглых людей, которых особенно много стало при Петре 1. Сонная боярская Русь, нищая и голодная, была разбужена неуемной энергией нового царя, его стремлением создать независимую от заграницы мощную Российскую империю. Реформы и нововведения следовали одни за другими. Все это требовало огромных средств. Увеличились налоги, ужесточился гнет. От этого кромешного ада народ побежал в необжитые леса и степи, на окраины государства. И там селился на вольных землях. Одно из таких тайных поселений появилось и на реке Труев.

Вопрос 1: Как тайное поселение превратилось в город Кузнецк?

Ответ: Основан в 1699 году сподвижником как деревня Труёво на реке . Позднее стало именоваться Труёво-Воскресенское , затем - село Нарышкино. В ноябре указом село Нарышкино было переименовано в уездный город Кузнецк - центр .

Ведущий: Однако на этом история с переименованием города не закончилась. В 1931 г. Была предпринята еще одна попытка. Кузнецкий район просил крайисполком утвердить новое наименование района и центра.

Вопрос 2: В связи с чем началась и как закончилась история с переименованием города?

Ответ: В начале 30-х гг. кузнечане стали активно «обживать» Белое озеро. Здесь началось строительство городских пионерских лагерей, зон отдыха. Поэтому в 1931 г. была предпринята попытка переименовать Кузнецк в Белоозерск. Крайисполком постановление Кузнецкого райисполкома не утвердил, и Кузнецк остался Кузнецком.

(Жюри подводит итоги и определяет участника супер-игры)

Супер-игра

Ведущий: И так, победитель определен. Но станет ли он действительным знатоком истории родного края, определит супер-игра. Ответив на вопрос, вы определите путь движения. Насколько верным был ваш выбор, вы поймете, только ответив на вопросы супер-игры.

Вы, надеюсь, знаете о том, что пензенский герб изменялся трижды. На первом гербе в зеленом поле были изображены три снопа: пшеничный, ячменный и просяной. На втором гербе все три снопа, став золотыми, оказались одинаковыми, причем каждый из них обвязали червленой лентой, а землю из-под снопов убрали. На третьем гербе снопы остались, их обрамили деталью часового механизма, а в центре поместили ласточку – символ устремленности в будущее.

Вопрос: При каком правителе был принят первый герб Пензы? Вот варианты: Петр 3, Екатерина 2, Елизавета.

(Участник встает на дорожку, на которой выставлен портрет того правителя, при котором по его мнению был принят первый герб Пензы )

Ответ: Екатерина 2

Вопросы супер-игры

Ведущий: 29 июля 1693 года указом царствующих братьев Ивана и Петра Алексеевичей двое стряпчих – Петр Евлашев и Алексей Федоров – были наделены за службу вотчинами на землях «диких поль» в «верховьях Труева». Это положило начало нашему селу – Евлашево. В более позднее время земли, лежащие вокруг села, стали принадлежать двум крупным помещикам Ерофееву и Хлиневу. Жители работали на полях помещиков или на лесопильном заводе.

Вопрос 1: Кому принадлежал лесопильный завод в 18 веке?

Ответ: Ерофееву.

Вопрос 2: Первое название нашего села?

Ответ: Архангельский Труев – по названию церкви и реки.

Ведущий: Секунд-майор Александр Иванович Анненков 1789 г. приобрел за 20 тысяч серебром все угодья и 197 мужских душ у бригадира Николая Захаровича Евлашева. После он разделил свое Евлашево между тремя дочерьми: Марией, Анной и Татьяной. Мария, оставшаяся в девицах, приобрела еще 5 четвертей земли у некоего Бахметьева вблизи от села Малые Труевские Вершины. Анна Александровна последовала за мужем Репьевым в Ревель, а Татьяна передала свою долю мужу - Вепрейскому. Дела Анненковых после войны 1812 года были неважны – не могли погасить недоимки, возрастающие год от года. А вскоре сестры одна за другой уходили в мир иной, не имея наследников. Лишь Татьяна Вепрейская сумела оставить достойную по себе память.

Вопрос 3: Что на память о себе оставила жителям села Татьяна Вепрейская?

Ответ: Татьяна Вепрейская на свои сбережения построила первую в истории села каменную церковь, просуществовавшую на начала 70-х гг. 20 века.

(Если участник супер-игры выбрал равное направление движения и верно ответил на вопросы, то в конце игры его ждет импровизированный фейерверк).

Ведущий: Вот и закончилось короткое путешествие в удивительный мир пензенской истории.

Почти 350 лет назад в 709 верстах от Москвы вырос город, ставший центром пензенского края. Этот край видел многое. Пензенцы вписали свои имена в историю декабристского движения, борьбу с Наполеоном. В годы великой отечественной войны край не стоял на перепутье фронтовых дорог, но, будучи тыловым городом, приближал день победы в цехах заводов и фабрик.

Махалино, Кижеватово, Долгово… В названиях этих сел увековечена память о пензенцах – Героях Советского Союза.

Пензенский край – колыбель многих выдающихся деятелей науки, искусства, литературы. Среди них исследователь Аляски Загоскин, ботаник Бекетов, нейрохирург Бурденко, художник Горюшкин – Сорокопудов.

На пензенской земле истоки гневного и мощного таланта Радищева.

Великий русский поэт Лермонтов навечно «прописан» в селе Тарханы.

Наверное, нет замечательнее в своей щедрости природы здешних мест. Даль перелесков, разнотравье лугов соседствует с густыми лесами и необъятной ширью полей. Бескрайняя синь убегающих к горизонту равнин, перерезанная голубыми лентами рек, переходит в пронизанные солнцем медные сосновые боры, рощи белоствольных берез, могучих дубов и багряных рябин. Это о пензенской земле сказала поэтесса Матрена Смирнова: «Край мой, единственный в мире…»

Так давайте же не просто свято хранить память о прошлом, но и приумножать настоящее, чтобы уверенно смотреть в будущее этого «единственного в мире края».

1 История пензенского края с древнейших времен до середины XIX века, Пенза, 2007г., стр. 91-92

2 Пензенский край 1917-1977(документы и материалы), Саратов, Приволжское книжное издательство Пензенское отделение, 1982, стр. 28-30

3 История пензенского края с древнейших времен до середины XIX века, Пенза, 2007г., стр. 114-115




Top