Мертвые души 1 урок презентация. Н


Чичиков-Центральный герой поэмы «Мертвые души». Вокруг него сосредоточено все действия поэмы, с ним связаны все ее персонажи.

Чичиков представляет собой человека, который многими своими чертами отличается о поместного дворянства. По своему происхождению он дворянин, но усадьба не является источником его существования. На всю жизнь запомнил Чичиков советы своего отца-больше всего беречь и копить копейку. Отсюда цель всей жизни главного героя-приобретательство.


Манилов оторван от жизни, неприспособлен. Портрет и характер Манилова создан по принципу: «в приятность, казалось, чересчур было передано сахару». На лице Манилова было «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»

Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек».

Не смотря на «чрезмерность», Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову «мертвые души» бесплатно.


Коробочка отличается бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Вещи в ее доме отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время-ее мелочность и ограниченность. Гоголь называет Коробочку «дубинноголовой». Она боится продешевить при продаже «мертвых душ», что бы как-нибудь «не понести убытку». Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал.


Внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушка «горазда больше тарелки», «ни разу не был болен». Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников.

Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.


Ноздрев- «разбитной малый», кутила. Главная его страсть- «нагадить ближнему», продолжая оставаться его другом.

В кабине Ноздрева вместо книг- сабли и турецкие кинжалы. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже «мертв».


Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя,-заплесневалый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Плюшкин подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.

Николай Васильевич Гоголь 1809-1852г.г. В 1821 году определен в Гимназию Высших наук в городе Нежине. В 1828 году приезжает в Петербург. В 1829 году публикует свои первые творения. Весной 1831 года познакомился с Пушкиным. Вечера на хуторе близ Диканьки» «Миргород» Петербургские повести «Мертвые души» В 1836 году писатель покинул Россию. В 1848 году возвращается на Родину. Дом, где прошли детские годы писателя, в имении его родителей в Васильевке Полтавской губернии Дом в Москве на Никитском бульваре, где умер Н.В. Гоголь 21 февраля 1852 года Сначала он похоронен в Свято-Даниловском монастыре В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем Кладбище. Словарь: Поэма – большое стихотворное произведение на историческую или возвышенную лирическую тему. Система образов – определенный порядок в расположении и связи действий. Экспозиция – вступительная часть произведения. Негоция- коммерция «Мертвые души». Н.В. Гоголь Построение поэмы. Система образов 1 глава - вступление в поэму, приезд Чичикова П.И. в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры 2-6 главы ----помещиков. изображение жизни российских 7-10 изображение губернского города и мира чиновников. 10 глава – «Повесть о капитане Копейкине». 11 глава - повествование о жизненной судьбе героя поэмы Чичикова Уже сама фамилия создает впечатление о его характере. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». По натуре этот помещик обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Сплошные разговоры, пустые мечтания, глупые проекты делают этого человека смешным. Это бесцельно – беззаботное эгоистическое существование сформировало у Манилова слащавую сентиментальность и бесхарактерность. Этот человек совершенно не знает жизни, реальность у него подменена фантазией. На все он смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный человек, подаривший Чичикову умерших крепостных. Коробочка, одна из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящичкам комодов». Коробочка не претендует на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков являются товаром. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Она говорит Чичикову; «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников». Нищая духом и разумом. Гоголь выразил метким определением: «дубинноголовая» Образ Ноздрева Этот человек «на все руки» Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим» человеком. Безудержная болтовня, хвастовство, откровенное вранье сопровождает эту личность. По оценке Чичикова, Ноздрев – «человек – дрянь». Он держит себя развязно и имеет «страстишку нагадить ближнему». Но деятельность Ноздрева так же бесцельна, как мечты Манилова. Его разгул и бесцельность ведут к духовному омертвлению. Почему автор называет его «историческим человеком»? Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, Связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич является кулаком по натуре, хитрым и умным помещиком. Гоголь безжалостно разоблачает его сущность жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Цель жизни Собакевича состоит в материальном благополучии и вкусной еде. Через внешний облик, через сравнения с предметами достигнута яркость в описании характерных черт этого помещика. В образе его торгашество и выгода, которое все больше проникали в общество того времени. Собакевич сразу же вникает в суть представляющегося дельца, заламывает за мертвую душу по «сто рублей за штуку» и покупечески расхваливает свой товар. Плюшкин В образе этого помещика сочетается ужасная мелочность, ничтожность взглядов и пошлость, которые достигают предельного выражения. Дикая скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его чудовищному уродству. Плюшкин отказался от общества, никуда не ходит и в гости к себе никого не приглашает. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди «мрут как мухи», многие крепостные числятся в бегах. До предела доводится духовное омертвление этого человека. Жадно стерегущий свои гниющие богатства, Плюшкин превращается «в какую-то прореху на человечестве» Губернское общество В этой поэме тема крепостного права сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. На это Гоголь обращает внимание в 1 главе, рассуждая о толстых и тонких. Губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. Помещики и чиновники не обременяют себя и заботами о государственных делах. Те и другие живут праздно. В обществе чиновников царит «подлость, чистая подлость». Управители города стремятся пожить за счет «сумм нежно любимого ими государства. Чиновники грабят государство и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные. Полиция держит народ в страхе Люди, обличенные власти помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его. Повесть о капитане Копейкине Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года отправляется в Петербург просить помощи. Но законные просьбы не имели успеха. На страже закона стоят мошенники и бездушные люди Какова концовка этой повести…. Предприимчивый с детства, с детства он усвоил наставления отца: изворотливость, железную выдержку и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть. Да и внешний вид –как бы сама текучесть и неуловимость. В отношениях с людьми многолик, подобен хамелеону, он постоянно меняет свой облик Сейчас нет помещиков, но черты героев Гоголя остались по сей день. Они рассыпаны в бессчетных количествах пороков огромной части общества. В этом произведении показана картина разобщенности человеческого коллектива, где человек потерял свое лицо. А это не смешно, а страшно. Страстное желание Гоголя пробудить сонное сознание людей созвучно любой эпохе. Значение: выход поэмы вызвал большое количество мнений. Дворяне-крепостники, узнавшие себя в поэме, поспешили осудить автора.. Они обвиняли его в том, что он не любит Россию, что он насмешка над русским обществом. Но прогрессивные писатели понимали, что это есть сатира на тот строй, который давно стал изживать себя в России. Гоголь не сомневался в великом будущем России, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, способные изменить облик страны. Гоголь писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Домашнее задание: Прочитать с 1-6 главы. Рассказать об одном из героев по плану: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, расставание с героем. Почему автор называет Ноздрева «историческим человеком»? Знать концовку повести о «Капитане Копейкине».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Н.В. ГОГОЛЬ ПОЭМА «МЕРТВЫЕ ДУШИ» Учитель Борисова Н.И.

Развитие сюжета 1 глава. Приезд Чичикова в губернский город. Экспозиция. Завязка. 2 глава. Чичиков в усадьбе Манилова. 3 глава. Чичиков у Коробочки. 4 глава. Чичиков на постоялом дворе и в доме Ноздрёва. Лирические отступления, вставные эпизоды и сцены Рассуждение о «тонких и толстых». Рассуждения о двух типах характеров. «Об оттенках и тонкостях обращения». Мысль о живучести Ноздрёвых. Учитель Борисова Н.И.

5 глава. Чичиков в усадьбе Собакевича. 6 глава. Чичиков у Плюшкина. 7 глава. Чичиков в городе. В гражданской палате. 8 глава. Бал у губернатора. Кульминация. Чичиков – « мильонщик ». Катастрофа. Чичиков «о славной бабешке». Автор «о метком русском слове» и «бойком русском уме». Воспоминания автора о юности. Размышления о человеке «И до какой ничтожности..» О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым. О силе исправника. Учитель Борисова Н.И.

9 глава. Смута в городе. 10 глава. Растерянность чиновников. 11 глава. Бегство Чичикова из города. О бунте крестьян имения Вшивая-Спесь. Повесть о капитане Копейкине. «Русь! Русь!» Дорога… Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое- подлеце. Тройка. Учитель Борисова Н.И.

Господский дом. Усадьба. Деревня. Портрет. Хозяйство. Интерьер. Обед. Разговор о продаже «мертвых душ».

Манилов В Манилове нет ничего отрицательного,… Он не совершил ничего предосудительного, потому что вообще ничего не совершил. Но в нем нет и ничего положительного, в нем совершенно умерли какие бы то ни было задатки.

Коробочка Настасья Петровна В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, закостенелого и омертвевшего в своей ограниченности. Но эта « туповатость » своей определенностью лучше пустоты Манилова – ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой

Ноздрёв Ноздрев – хвастун, болтун, лихач и дебошир, кутила и спорщик. Гоголь сводит Чичикова с Ноздревым в трактире на дороге, а дорога у писателя символизирует путь в будущее, а значит для этого героя есть надежда на спасение.

Собакевич Хозяйственность Собакевича словно проецируется на образ скаредного Плюшкина, сгущаясь в последнем до крайности. Тем не менее, Собакевич – первый в чреде гоголевских типов, кто соотносится с героями второго тома, где герои должны предстать пусть не идеальными, но уже очистившимися от многих страстей.

Плюшкин Основные черты Плюшкина – скупость, жадность, настороженность и подозрительность. Но его страсть к накопительству – следствие одиночества. Именно он должен был по замыслу Н.В.Гоголя появиться нравственно возрожденным.

Деликатен как Манилов Способен копить как Коробочка Чичиков соотносится со всеми героями поэмы Может кутнуть и солгать не хуже Ноздрева Прижимист и деловит как Собакевич В бережливости на уступит Плюшкину

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н. В. Гоголь. Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Учитель Борисова Н.И.


Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


Cлайд 1

Н.В. Гоголь, поэма «Мёртвые души» (урок – обобщение в 9-м классе) Гоголь, смеша и смеясь, невидимо плакал, оттого, что в его сатиры улеглась вся бесконечная Русь своею отрицательною стороною, со своею плотью, кровью и дыханием. И.А.Гончаров. Репецкая З.И. учитель русского языка и литературы МОУ Гимназия г.Обнинска

Cлайд 2

Обложка «Мертвых душ» была выполнена в стиле гротескного орнамента, совмещавшего в причудливом сочетании детали повседневного быта, человеческие головы, черепа, скелеты, что, без сомнения, соответствовало самому гротескному содержанию поэмы и предавало, как говорил сам Гоголь, «кутерьму, суматоху, сбивчивость». Ю.Манн

Cлайд 3

Цели: - Обобщить, повторить и систематизировать полученные знания по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». - Повысить интерес к литературе. Задачи: - Развивающие: формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию. - Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, умение объективно оценивать явления жизни.

Cлайд 4

План урока: - Сатирическая направленность поэмы. - Образы помещиков и ваш взгляд на них. - Уроки Гоголя. - «Замашистый» язык Гоголя. - Традиции Гоголя и литературные аналогии.

Cлайд 5

Сатира – это уничтожающая критика пороков, окружающей действительности. В сущности, смысл сатиры Гоголя заключён в эпиграфе к нашему уроку. Так над чем же смеётся, что критикует Н.В.Гоголь в своей поэме «Мёртвые души»?

Cлайд 6

«Кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслажденья» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Манилов

Cлайд 7

Манилов «Манилов по природе добрый, даже благородный, бесплодно прожил в деревне, ни на грош никому не доставил пользы, опошлел, сделался приторным своею добротою…»

Cлайд 8

Манилов Как реагирует Манилов на просьбу Чичикова, касающуюся продажи мертвых душ? Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать их симпатии?

Cлайд 9

«Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святители, страсти, почивали, я чай, маненько повременю, авось, ахти» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Коробочка

Cлайд 10

Настасья Петровна Коробочка «Иной и почтенный и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Cлайд 11

Коробочка Как характеризует Коробочку ее рассказ о «сгоревшем изнутри» кузнеце? В чем для нее заключается печальный смысл произошедшего?

Cлайд 12

«Продулся в пух, убухал четырёх рысаков, свинтус, тресну по смеху, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный задор» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Ноздрёв

Cлайд 13

Ноздрёв Полный, лет тридцати, разбитной малый, черномазый, шумный, всегда веселый, свежий, с черными, как смоль, бакенбардами. Этот легкомысленный гуляка и хвастун пышет здоровьем, от него веет простодушной самовлюбленностью и бесшабашной удалью.

Cлайд 14

Ноздрёв и Чичиков Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. В любое общество он вносит сумятицу, его появление всегда предвещает скандал. «Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Cлайд 15

«Вековое стояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с телёнка, обгрыз, обсосал, машинища, силища, омедведило» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Собакевич

Cлайд 16

Собакевич Собакевич – хитрый человек-кулак, «себе на уме», опытный хозяин, внешне похожий на медведя (даже зовут его Михаилом Семеновичем).

Cлайд 17

Во время беседы с Чичиковым Собакевич дает нелестные характеристики общим знакомым: «Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой…». Есть ли в словах Собакевича какая-то доля истины? Собакевич за едой

Cлайд 18

«Дряхлым инвалидом, лишённые верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха» Назовите данного героя, дайте ему характеристику. Плюшкин

Cлайд 19

Плюшкин Самое печальное, мрачное место – некогда богатое имение помещика Плюшкина, разоренное патологической скупостью хозяина. Время остановилось для этого человека, потерявшего нормальный облик и превратившегося в «прореху на человечестве».

Cлайд 20

Плюшкин у сундука «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах».

Cлайд 21

Вот они все – опустившиеся, пугающие образы Гоголя. Вспомните определяющие детали портрета и быта помещиков по тексту поэмы. Посмотрите ещё раз на них глазами иллюстратора и ответьте, в чём, по-вашему, удача художника?

Cлайд 22

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова: «Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем. Чичиков

Cлайд 23

Павел Иванович Чичиков С детства научившийся «копить копейку», Чичиков наделен всеми необходимыми качествами антигероя. Внешняя безликость, хамелеонство, способность к перевоплощению в зависимости от обстоятельств. Он бездуховен, одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток.

Cлайд 24

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности. Не уходя от оксюморона, заключённого в названии – «Мёртвые души»,- скажите, кто же УМЕР в каждом из них? Манилов – миротворец, дипломат; Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло; Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества; Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина; Плюшкин – интеллигент, глава большой дружной семьи;

Cлайд 25

Так почему же всё-таки Гоголь показал помещиков с худших сторон? Есть ли сегодня такие люди, может, они, говоря языком писателя, «повымерли» давно?

Cлайд 26

Чичиков Манилов Коробочка Ноздрев Собакевич Плюшкин Губернатор Прокурор Полицмейстер Система образов поэмы Почтмейстер Помещики, деревенские жители Чиновники, городские жители

Cлайд 27

Губернатор Управители города единодушны только в стремлении широко пожить за счет «сумм нежно любимого ими отечества». Чиновники грабят и государство, и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседне вные и вполне закономерные. Ни одна просьба не рассматривается без взятки.

Cлайд 28

Иван Антонович «кувшинное рыло» Все чиновники, начиная с мелкого чиновника губернского города, и заканчивая вельможей, раскрывают одну и ту же закономерность: на страже законности стоят мошенники, бездушные люди.


Top