Мертвые души пересказом глав в виде презентации. Презентация - Н.В

Данный материал содержит презентации к серии уроков литературы по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" по следующим темам:

1. История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"

2. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

3. Образ Чичикова В поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

4. Образ народа в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"

Кроме того в данном разделе представлены методические рекомендации для учителей по организации проектной деятельности на уроках литературы по творчеству Н.В.Гоголя при изучении поэмы "Мертвые души"

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Хочется… показать с одного боку всю Русь…» История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1835 1836 1837 1840 1842 1935 год – «Начал писать «Мертвые души»… Мне Хочется хотя с одного боку показать всю Русь…» 1942 год – «Мертвые души» – преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»

Поэма – лиро-эпический жанр, написанный в стихах. Поэма Н.В.Гоголя – прозаическое произведение! «Мертвые души» = «Одиссея», «Иллиада» + Лирические отступления (Ср. «Евгений Онегин»)

Гоголь построил свою поэму по тому же принципу: ад (1 том), чистилище (2 том) и рай (3 том) Герой Данте проходит три загробных мира – ад, чистилище и рай, - чтобы обрести путь спасения, познать добро и зло.

Заблудившись, в сумрачном лесу греховного мира, герой должен увидеть посмертную участь людей – мучения грешных (ад), искупление покаявшихся (чистилище) и блаженство праведных (рай). А потом вернуться с обретенной истиной на землю, чтобы спасти человечество.

1 глава 2-6 главы 7-10 главы 11 глава ПЕРВОЕ ЗВЕНО ВТОРОЕ ЗВЕНО ТРЕТЬЕ ЗВЕНО 2-6 главы 7-10 главы 11 глава

Преддверие – ничтожные души 1 круг (Лимб) – некрещеные младенцы, добродетельные язычники) Грех невоздержанности: 2 круг – сладострастники; 3 круг – чревоугодники 4 круг – скупцы и расточители; 5 круг – гневливые. 6 круг – еретики. 7 круг - грех – насилие. Грех – обман: 8 круг – сводники, льстецы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, зачинщики раздора и пр. 9 круг – предатели.

Главы для анализа – 1-6 главы Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Поместье, дом. Портрет. Занятия. Характер. Речь, манеры. Покупка «мертвых душ»

Пример: Образ Манилова. 1. Дом Манилова Дом стоял на юру, открытый всем ветрам; рядом подобие английского сада и беседка с надписью «Храм уединенного размышления», рядом пруд, «покрытый зеленью», в доме вечно чего-нибудь недоставало, в иной комнате мебели вовсе не было…. 2. Внешность Манилова «Ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан», «хотя на взгляд он человек видный, черты лица не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…», «Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами»

3. Занятия Манилова Дома он по преимуществу молчал или думал, «но о чем он думал… разве Богу известно». Его мечты известны: от дома провести подземный ход или выстроить каменный мост, на котором купцы будут продавать товары для крестьян», в его кабинете горки золы и лежит какая-то книжка, заложенная на 14 странице, которую он читал уже 2 года, хозяйством не занимался, доверяя во всем приказчику, в кладовой было пусто, ключница воровка, слуги пьяницы. 4. Манеры, речь «В первую минуту разговора с ним можешь сказать: «Какой приятный человек!» В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а в третью скажешь «Черт знает что такое!» – и отойдешь подальше…» 5. Покупка «мертвых душ» Намерение Чичикова выбивает Манилова из равновесия. Сомнения сформулировались в вопросе: «Не будет ли… эта негоция… несоответствующей гражданским постановлениям и дальнейшим видам России». И получив отрицательный ответ собеседника, совершенно успокоился и подарил Чичикову души умерших крестьян.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?

Цели и задачи исследования: Проследить, как входит в поэму крестьянская Русь. Обратиться к жанровым особенностям произведения и выяснить роль лирических отступлений в поэме. Ответить на проблемный вопрос.

Гипотеза: Мертвой души не может быть, так как она бессмертна. Если в душе человека таится жизнь – образ Божий, значит, у него есть надежда на возрождение.

Результаты наблюдений Слово «поэма» написано более крупным шрифтом, чем название, что указывает на значимость жанра. Черепа и скелеты указывают на то, что это путешествие в страну мертвых. Летящая бричка напрямую связана с образом дороги в поэме.

Результаты наблюдений: Мертвые души Ревизская душа –единица учета населения, товар, который покупает Чичиков Помещики, чиновники и сам Чичиков, погрязшие в грехах и, следовательно, мертвые Души, умерших крестьян

Есть ли в поэме живые души?

Живая народная душа Талантливость: каретник Михеев, сапожник Телятников. плотник Степан Пробка Сила и острота народного ума: меткость русского слова Глубина и цельность: задушевная русская песня Широта и щедрость: яркость и безудержность веселых народных праздников

Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выводы: Предмет описания – мир и люди, забывшие о душе. Цель – заставить читателя понять, что бездуховность есть единственная причина распада. Понимание этого – путь к возрождению Руси.

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках литературы.

по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н.В.Гоголя.

Каким образом организовать проектную деятельность на уроке литературы?

О чем должен помнить учитель, работающий по методу проектов?

Программа модернизации российского образования акцентирует внимание на том, что результатом обучения в школе должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Наиболее благоприятные условия для этого предоставляются в проектной деятельности.

Проектная деятельность на уроках литературы позволяет приблизить этот школьный предмет к жизни, дает возможность познать все многообразие литературных сокровищ, но самое главное - мотивировать ребят на самостоятельное осознанное чтение совершенно различных произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы.

Как и любая другая из образовательных технологий метод проектов активизирует мыслительную и творческую деятельность учащихся настолько, что на каждый урок они приходят не только в качестве пассивных слушателей, но и полноправных участников литературного образования.

Рассмотрим, как может быть организована работа над учебным проектом на уроках литературы в 9 классе.

Для этого возьмем одну из тем учебного курса, а именно «Анализ поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя», на изучение которой школьная программа под редакцией В.Я.Коровиной отводит 7 часов, время, достаточное для реализации проектной деятельности.

Рассматриваемый проект направлен на активизацию исследовательских навыков и формирование у учащихся информационной культуры. Внимание школьников акцентируется на связи поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» с «Божественной комедией» Данте, итальянского поэта XIII века.

В процессе работы учащиеся формируют навыки самостоятельного анализа художественных произведений, умение проводить сопоставительный анализ текстов произведений. В результате у них должно сложиться представление о литературе как о целостном непрерывном процессе.

Дидактические цели учебного проекта по творчеству Н.В.Гоголя можно сформулировать следующим образом:

  1. развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся;
  2. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  3. формирование навыков анализа художественного произведения и работы с различными источниками информации;
  4. формирование умения видеть эту проблему, предлагать пути ее решения, планировать и реализовывать проектную деятельность;
  5. воспитание интереса к родной культуре.

Среди методических задач проекта назовем такие, как:

  1. активизация познавательного интереса учащихся;
  2. формирование навыков анализа и сопоставления текстов художественных произведений;
  3. формирование навыков использования ИКТ для решения проектных задач;
  4. формирование навыков устной и письменной речи учащихся;
  5. формирование умения определять особенности преломления в творчестве автора традиций, сформированных мировой литературой.
  6. формировать умение классифицировать литературные явления.

На начальном этапе подготовки к изучению данной темы на основе метода проектов для успешной реализации исследовательской деятельности учитель тщательно продумывает основополагающий и проблемные вопросы, а также подготавливает дидактические материалы в поддержку проектной деятельности.

Так в рамках описываемого учебного проекта основополагающий вопрос можно сформулировать следующим образом: «Может ли быть душа мертвой?»

Соответственно, проблемные вопросы могут быть следующими:

  1. Насколько глубоко спустился в дантовский «Ад» Н.В.Гоголь?
  2. «Живая» Чичиков душа или «мертвая»?
  3. Есть ли у Н.В.Гоголя надежда на воскрешение России?
  4. Как соотносятся замысел и идейное содержание «Мертвых душ» Н.В.Гоголя с космосом Данте?

В соответствии с проблемными вопросами могут быть сформированы рабочие группы. Каждой группе предлагается провести собственное исследование, ответив на проблемные вопросы.

Темы ученических исследований можно предложить следующие:

  1. Образы помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  2. Образ Чичикова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (презентация Power Point)
  3. Образы народа и крестьянской Руси в поэме Н.В.Гоголя «мертвые души» (презентация Power Point)
  4. Сравнительный анализ поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и «Божественной комедии» Данте (буклет).

Как уже оговаривалось выше, данный учебный проект может быть организован на 7 уроках:

http://nikolay.gogol.ru

www.a4format.ru

Желаю удачи и новых открытий!


1 слайд

2 слайд

История замысла поэмы и его реализации. А.С. Пушкин: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

3 слайд

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

4 слайд

В Е Р С И Я. Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

5 слайд

В основе сюжета. Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

6 слайд

Смысл названия. В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие- вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу» . Обратите внимание на эту точку зрения!

7 слайд

8 слайд

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб,но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России.

9 слайд

Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Он предполагал получить «двести тысяч капиталу» от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самыми дешевыми оказались «мертвые души»- умершие крестьяне, еще не попавшие в ревизские сказки (официальный документ,в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную за своих крестьян). Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Помятуя о недавней эпидемии холеры, в 1830 году, Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души»,чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако, без земли сделка была бы юридически незаконной, поэтому в его разговорах с городскими чиновниками появляется слово «на вывод»: заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

10 слайд

МАНИЛОВ. Черты характера: Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

11 слайд

КОРОБОЧКА. Черты характера. Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость до скупости)

12 слайд

НОЗДРЕВ. Черты характера: Хвастовство. Безалаберность. Мот и кутила. Наглость. Опустошитель и разоритель хозяйства.

13 слайд

СОБАКЕВИЧ. Черты характера: Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.

14 слайд

ПЛЮШКИН. Черты характера: Ненасытная жадность. Скупость. Крохоборство (мелочная скупость).

15 слайд

Персонажи поэмы. « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н. В. Гоголь. Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

16 слайд

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в души мертвые.

17 слайд

ЧИЧИКОВ. Черты характера: Хищническая цепкость. Беспринципность. Склонность к аферам. Авантюризм.

18 слайд

«Мертвые души»- величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мертвым душам» Гоголь отдал все – и свой художнический гений, и исступленность мысли, и страстность надежды. «Мертвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть.» Ю. Манн. « В поисках живой души.»

19 слайд

« И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов. все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

Николай Васильевич Гоголь 1809-1852г.г. В 1821 году определен в Гимназию Высших наук в городе Нежине. В 1828 году приезжает в Петербург. В 1829 году публикует свои первые творения. Весной 1831 года познакомился с Пушкиным. Вечера на хуторе близ Диканьки» «Миргород» Петербургские повести «Мертвые души» В 1836 году писатель покинул Россию. В 1848 году возвращается на Родину. Дом, где прошли детские годы писателя, в имении его родителей в Васильевке Полтавской губернии Дом в Москве на Никитском бульваре, где умер Н.В. Гоголь 21 февраля 1852 года Сначала он похоронен в Свято-Даниловском монастыре В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем Кладбище. Словарь: Поэма – большое стихотворное произведение на историческую или возвышенную лирическую тему. Система образов – определенный порядок в расположении и связи действий. Экспозиция – вступительная часть произведения. Негоция- коммерция «Мертвые души». Н.В. Гоголь Построение поэмы. Система образов 1 глава - вступление в поэму, приезд Чичикова П.И. в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры 2-6 главы ----помещиков. изображение жизни российских 7-10 изображение губернского города и мира чиновников. 10 глава – «Повесть о капитане Копейкине». 11 глава - повествование о жизненной судьбе героя поэмы Чичикова Уже сама фамилия создает впечатление о его характере. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». По натуре этот помещик обходителен, добр, вежлив, но все это приняло у него смешные, уродливые формы. Он никому и ничем не доставил пользы, потому что жизнь его занята пустяками. Сплошные разговоры, пустые мечтания, глупые проекты делают этого человека смешным. Это бесцельно – беззаботное эгоистическое существование сформировало у Манилова слащавую сентиментальность и бесхарактерность. Этот человек совершенно не знает жизни, реальность у него подменена фантазией. На все он смотрит сквозь «розовые очки». Это единственный человек, подаривший Чичикову умерших крепостных. Коробочка, одна из «тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи и убытки, а между тем набирают понемногу деньжонок в мешочки, размещенные по ящичкам комодов». Коробочка не претендует на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустому фантазированию, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков являются товаром. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Она говорит Чичикову; «Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников». Нищая духом и разумом. Гоголь выразил метким определением: «дубинноголовая» Образ Ноздрева Этот человек «на все руки» Его увлекает пьяный разгул, буйное веселье, карточная игра. В присутствии ни одно общество не обходилось без скандальных историй, поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим» человеком. Безудержная болтовня, хвастовство, откровенное вранье сопровождает эту личность. По оценке Чичикова, Ноздрев – «человек – дрянь». Он держит себя развязно и имеет «страстишку нагадить ближнему». Но деятельность Ноздрева так же бесцельна, как мечты Манилова. Его разгул и бесцельность ведут к духовному омертвлению. Почему автор называет его «историческим человеком»? Собакевич, в отличие от Манилова и Ноздрева, Связан с хозяйственной деятельностью. Собакевич является кулаком по натуре, хитрым и умным помещиком. Гоголь безжалостно разоблачает его сущность жадного накопителя, которого «омедведила» система крепостного права. Цель жизни Собакевича состоит в материальном благополучии и вкусной еде. Через внешний облик, через сравнения с предметами достигнута яркость в описании характерных черт этого помещика. В образе его торгашество и выгода, которое все больше проникали в общество того времени. Собакевич сразу же вникает в суть представляющегося дельца, заламывает за мертвую душу по «сто рублей за штуку» и покупечески расхваливает свой товар. Плюшкин В образе этого помещика сочетается ужасная мелочность, ничтожность взглядов и пошлость, которые достигают предельного выражения. Дикая скупость и страсть к накопительству лишили Плюшкина человеческих чувств и привели его чудовищному уродству. Плюшкин отказался от общества, никуда не ходит и в гости к себе никого не приглашает. Он выгнал дочь и проклял сына. У него люди «мрут как мухи», многие крепостные числятся в бегах. До предела доводится духовное омертвление этого человека. Жадно стерегущий свои гниющие богатства, Плюшкин превращается «в какую-то прореху на человечестве» Губернское общество В этой поэме тема крепостного права сплетается с темой бюрократии, чиновничьего произвола и беззакония. На это Гоголь обращает внимание в 1 главе, рассуждая о толстых и тонких. Губернские чиновники находятся на низшей ступени культуры и просвещения. Помещики и чиновники не обременяют себя и заботами о государственных делах. Те и другие живут праздно. В обществе чиновников царит «подлость, чистая подлость». Управители города стремятся пожить за счет «сумм нежно любимого ими государства. Чиновники грабят государство и просителей. Казнокрадство, взяточничество, грабеж населения – явления повседневные. Полиция держит народ в страхе Люди, обличенные власти помогают мошеннику в его грязных, преступных махинациях и боятся его. Повесть о капитане Копейкине Герой и инвалид Отечественной войны 1812 года отправляется в Петербург просить помощи. Но законные просьбы не имели успеха. На страже закона стоят мошенники и бездушные люди Какова концовка этой повести…. Предприимчивый с детства, с детства он усвоил наставления отца: изворотливость, железную выдержку и низость души. Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть. Да и внешний вид –как бы сама текучесть и неуловимость. В отношениях с людьми многолик, подобен хамелеону, он постоянно меняет свой облик Сейчас нет помещиков, но черты героев Гоголя остались по сей день. Они рассыпаны в бессчетных количествах пороков огромной части общества. В этом произведении показана картина разобщенности человеческого коллектива, где человек потерял свое лицо. А это не смешно, а страшно. Страстное желание Гоголя пробудить сонное сознание людей созвучно любой эпохе. Значение: выход поэмы вызвал большое количество мнений. Дворяне-крепостники, узнавшие себя в поэме, поспешили осудить автора.. Они обвиняли его в том, что он не любит Россию, что он насмешка над русским обществом. Но прогрессивные писатели понимали, что это есть сатира на тот строй, который давно стал изживать себя в России. Гоголь не сомневался в великом будущем России, он понимал, что в народе скрыты огромные возможности и силы, способные изменить облик страны. Гоголь писал: «Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости». Домашнее задание: Прочитать с 1-6 главы. Рассказать об одном из героев по плану: описание поместья и дома, портрет, диалог о продаже мертвых душ, расставание с героем. Почему автор называет Ноздрева «историческим человеком»? Знать концовку повести о «Капитане Копейкине».

Описание:

«Мёртвые души» - поэма русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Произведение содержит большое количество лирических отступлений. Автор выразил в них глубокие личные переживания и размышления. Лирические отступления в «Мёртвых душах» создают неповторимое настроение и служат своеобразным комментарием Гоголя на определенные события. Н. В. Гоголю удалось добиться уникального повествования, которое держать читателя в напряжении на протяжении всей книги.

Изучение поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» – одна из самых трудных задач в школьном литературном образовании. К этому мнению пришло большинство методистов и преподавателей. Поэтому создать действительно качественную презентацию по этой теме довольно сложно.

В презентации «Мёртвые души» представлены все композиционные, языковые и стилистические особенности поэмы. Не смотря на то, что незавершенность произведения и сложная система образов осложняют восприятие, подача материала в интересной для учеников форме, то есть в виде презентации powerpoint, способствует пониманию выразительности и глубины лиризма поэмы, прочувствования тонкого смысла произведения.

Презентация на тему «Мертвые души» создана в тематической последовательности, в которой немаловажное место уделено иллюстративному материалу: фотографии, картины, рисунки.

Категория:

Слайды:

Информация:

  • Дата создания материала: 06 Сентября 2012 г.
  • Слайды: 14 слайдов
  • Дата создания файла презентации: 06 Сентября 2012 г.
  • Размер презентации: 14725 Кб
  • Тип файла презентации: .ppt
  • Скачана: 4866 раз
  • Последний раз скачана: 10 Декабря 2018 г., в 22:41
  • Просмотров: 8927 просмотров










Презентация по литературе на тему: «Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

Художественные особенности поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»
«Мёртвые ду́ши» - произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэму. Изначально задумано как трёхтомное произведение. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том был задуман и не начат, о нём остались только отдельные сведения.
Художественные особенности поэмы
Смысл названия
Религиозный аспект: душа живет и после смерти.
Нравственный аспект: помещики, чиновники, Чичиков утратили душу, превратились в «мертвых душ».
Социальный аспект: «живые души» сохранили некоторые представители народа.
Чтобы понять особенности жанра поэмы «Мертвые души», можно сопоставить это произведение с «Божественной комедией» Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная комедия» состоит из трех частей. Первый том «Мёртвых душ» будто бы идейно соотносится с «Адом», второй - с «Чистилищем», третий - с «Раем».
Значительное место в поэме «Мертвые души» занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни. Лирические отступления придают поэме глубину, широту, лиризм.
Наличие художественных деталей
Наличие художественных деталей помогает характеризовать героев. Например, Чичикова сопровождают бричка, ларчик и фрак.
Использование вставных эпизодов
Использование вставных эпизодов «Повесть о капитане Копейкине» вводит тему «маленького человека» и верховной власти.
Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, но по сравнению с Плюшкиным Манилов во многом даже выигрывает.
В центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей.
Практически все персонажи поэмы статичны, они не развиваются. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души.
Есть ли все-таки в поэме «живые души»?
Талант и трудолюбие мужиков Собакевича
Меткость русского слова (гл. 5)
Глубина и цельность народных чувств (задушевная песня, гл. 11)
Щедрость народной души (яркость народного веселья, гл. 8)
Неисчерпаемость силы и в нежелании крестьян терпеть гнет (гл. 7)
Главная тема поэмы – это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Однако этим замыслам не суждено было осуществиться. Второй том был уничтожен самим Гоголем, но сохранилось несколько глав в черновиках, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность.




Top