«Мещанин во дворянстве» черты классицизма. Шпаргалка: Художественные особенности комедии Мольера Мещанин во дворянстве Нарушение правил классицизма «Мещанин во дворянстве»

Казалось бы, чего ещё нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье - все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей - танцев и музыки - вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они весёлым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат - такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать - и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку - в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счёл её пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

К грядущему приёму учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек - ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришёлся Журдену совсем по душе.

Окрылённые успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев - менуэту.

Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук - умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освящёнными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово - и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

Когда пришёл учитель философии, Журден обрадовался - кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерёг противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук... Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

Потрёпанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой - слова там уж больно заковыристые, - так и этикой - к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдётся, ничто его не остановит, - учёный муж стал посвящать его в тайны правописания.

Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребёнок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблён в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков - в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий - оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит - как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочинённый Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принёс новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в неё Журдена. При этом весьма пострадал его кошелёк: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден - на чаевые.

В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению - и без того над Журденом смеётся полгорода. Вообще, по её мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить её со служанкой плодами своей учёности, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещённая служанка колола не по правилам.

Во всех глупостях, которым предавался её муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними даёт ему значительные - как их там - пре-ро-га-тивы.

Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему ещё две тысячи двести - для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения - маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По её просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал - он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что ещё не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актёры, и соответствующие костюмы были под рукой.

Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привёл даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у неё, ни у себя - это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для неё он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем её хотели спровадить на обед к сестре - чтобы муженёк мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять её, - что обед в честь маркизы даёт граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорблённой супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущённая и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчёт Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюблённый в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему - паладины. Журден был в восторге.

Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

Доранту, посвящённому в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом ещё и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьёзным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать её дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара - Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

Пересказал

УРОК № 9

Тема. Воплощение в «мещанин во дворянстве» черты классицистической комедии (герой - носитель одной страсти)

Цель: повторить особенности классицизма как литературного направления; познакомить учащихся с сюжетной основой, интригой комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»; рассмотреть, как в комедии, воплощена правила классицизма; углубить знания по теории литературы; продолжать формировать навыки анализа драматического произведения.

Оборудование: карточки для групповой работы, жребии для разделения.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование на их основе умений и навыков.

Мы наносим порокам тяжелый удар, выставляя их на всеобщее посмешище. Лучшее, что я могу сделать,- это, высмеивая, обличать пороки моего века.

Ж. Б. Мольер

ХОД УРОКА

И. Актуализация знаний

Беседа по домашнему заданию

Что называется комедией? (Комедия - драматический жанр, в котором конфликт, действие, характеры, ситуации предстают в смешных, комичных формах. Комедия высмеивает общественные явления, человеческие пороки.)

Комедия в иерархии жанров классицизма - это высокий или низкий жанр? (Низкий)

Чем классицистическая комедия отличается от античной комедии и древнегреческого?

Что вы знаете о комедии масок, или комедию дель арте? (Итал. соттесііа (ІеІІ"агЬе - профессиональная комедия - раВНОвидность итальянского импровизированного народного театра эпохи Возрождения, унаследовавший традиции римской эпохи. Персонажи комедии масок были воплощениями комического гротеска, буффонады, яркого зрелища карнавального типа. Как театральный жанр комедия масок повлияла на творчество Мольера.)

Чем комедия ситуаций отличается от комедии характеров? (В первой предпочтение отдается событиям, замысловатой интриге. Во второй высмеиваются характеры. В некоторых комедиях сочетаются оба компонента.)

Какие комедии Мольера наиболее известны?

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В отличие от трагедии, где изображались короли, полководцы, герои, комедия изображала обычную повседневную жизнь. Она показывала мелких дворян, бюргеров, прислугу. Именно в их среде Мольер находил забавные черты в поведении, характерах, образе жизни и жизненных устремлениях. Благодаря правлению Людовика XIV престиж дворянства поднялся очень высоко. Нередко зажиточные купцы покупали себе дворянские титулы. Титул дворянина для рядового бюргера был символом величия и изящества. Мольер же пытался показать, что ничего высокого в дворянстве нет: дворяне могут быть ограниченными, лживыми, грубыми и капризными. Так же он высмеивал жадность к наживе, стремление бюргеров что попасть в высший свет.

Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Слова самого драматурга будут своеобразным ключом для понимания пьесы «Мещанин - шляхтич», которая уже более 300 лет не сходит с мировой сцены. Именно с этой пьесой мы сегодня будем знакомиться. (Ученики записывают тему и эпиграф урока.)

III. Работа с художественным произведением

Общий обзор комедии Мольера «Мещанин - шляхтич»

Работа в группах: «5 х 5 х 5» (раВНОвидность «Ажурной пилы», «Джигсоу»).

Методический комментарий

Класс объединяется в группы (количество групп соответствует количеству человек в группе), например, жеребьевкой А1, А2, ...Б1, Б2, ...В1, В2, ...Г1,Г2, ...Д1, Д2...Д5.

Сначала группы объединяются за буквой. Каждая группа получает от учителя карточку с информацией, которую необходимо обработать, выбрать самое главное, кратко записать в тетради и передать информацию другим (записи вести обязательно!). На этот вид работы отводится 10 мин.

На втором этапе ученики перегруппировываются по числовым показателем. В новообразованных группах по очереди, согласно порядкового номера буквы (предыдущий раздел), они передают информацию, обработанную в предыдущей группе. Дополняются записи в тетрадях. После завершения этого этапа урока учитель проводит перекрестное опроса.

Тексты для обработки

Группа А. Последняя выдающаяся комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» (1670) написана в жанре «комедии балета»: по указанию короля в нее были включены турецкие танцы. Мольер смог, вводя танцевальные сцены в сюжет комедии, сохранить единство ее структуры. Основной закон структуры заключается в том, что комедия характера развивается на фоне комедии нравов. Носители обычаев - все герои комедии, за исключением господина Журдена, главного действующего лица. Сфера звича-ел - традиции, привычки общества. Персонажи - жена и дочь Журдена, его слуги, учителя, аристократы Дорант и Доримена, которые имеют цель нажиться за счет богатого буржуа Журдена. Они наделены характерными чертами, но не характерами; эти черты комически заостренные, но являются правдоподобными. Журден, в отличие от персонажей комедии нравов, предстает как комедийный персонаж. Особенностями мольєрівських персонажей является то, что поступки героя выходят за рамки естественного, разумного порядка. Таковы все герои пьес Мольера - герои в высшей степени честные и бесчестные, мученики благородных страстей и глупые. Таким является Журден, буржуа, который решил стать дворянином.

Группа Б. Комедии предшествовала увертюра, по окончании которой на сцене появлялись учителя музыки и танцев, они очень довольны, что нашли себе богатого покровителя, господина Журдена, благосклонного к дворянству и светского поведения. Так сразу же, с первых реплик пьесы, определяется ее основная тема. Журден грезит стать знатным лицом. Эта цель определяет все его помыслы, желания и деятельность, полностью подчиняет его натуру, становится смыслом его жизни. Знаменательным является первый выход господина Журдена: одевшись так, как одевается знать,- он уверен, что его мечта - мечта стать дворянином - становится явью. Господин Журден охотно входит в новую роль и действительно считает себя достойным этого звания. Он дружит с людьми, близкими к королевскому двору. Но чем увереннее ведет себя Журден, то становится пихатішим и тем забавнее выглядит его желание быть аристократом. Что же вызвало «безумие» господина Журдена? А то, что его представление о исключительное значение дворянства были притворными. И поэтому сатира рождалась из вопиющего несоответствия суждений о величие и благородство знати и истинного значения господствующего положения.

Группа В. Смеясь над Журденом, который стремится стать аристократом, Мольер одновременно смеялся и с того идеала, который выдумал для себя Журден. Но как ни старался дворянстве Журден не быть похожим на самого себя, все же он оставался прежним. По-зичаючи графу деньги, он считает их до последнего су; ссорясь с портным, служанкой или женой, он прибегает к ругани и даже драки, забывая про все «великосветские» уроки; стремясь изучать науки, он выбрал ту из них, в которой видел практическую необходимость; простую веселую песенку любил больше, чем тоскливое пение. Его желание получить дворянство не было хитрым расчетом буржуа, субъективно оно становилось искренней мечтой, которая овладела Журденом. Это приводит к тому, что уважаемый господин Журден легко вступает в последний, буфонадний акт комедии и свободно действует в маскараде посвящения в сан «мамамуші». Зря, что его бьют палками, зато он достиг желаемой цели. И очень знаменательно, что в этой атмосфере всеобщего веселья раздаются серьезные слова, которые откровенно выражают позицию автора.

Группа. Г. На вопрос, который ставит Журден Леонту, жениху своей дочери Люсиль, дворянин он или нет, Леонт не без гордости отвечает, что он не намерен присваивать себе дворянское звание и не является дворянином. Он прослужил шесть лет в армии и чувствует себя полезным государству и обществу. Благородство Леонта, по мнению Мольера, приобретенная его образом жизни и деятельностью, тогда как поведение изображенных в пьесе аристократов - графа Доранта и маркизы Доримени - полностью лишена благородства, что была дана им от рождения. В общей композиции пьесы задачей карнавального финала является осмеяние позорной и пошлой страсти к «одворянення» - господин Журден становится всеобщим посмешищем. Конечно, Журден - совсем не такой дурак, за которого его должны все персонажи комедии, и уже совсем не такой старый дурак, чтобы объяснять его поступки почтенным возрастом (ему лишь немного за сорок). К тому же возрастные особенности, как и глупость,- не предмет комедии.

Группа Д. На премьере «Мещанина - дворянина» 14 февраля 1670 года, устроенной для Людовика и его двора в королевском замке Шамбор, «очень» смеяться не спешили. Ведь первым при дворе смеялся король. А он - ни во время спектакля, ни после нее - вообще никак не проявил своего отношения к комедии: ни смехом, ни жестом, ни словом. Двор решил, что комедия провалилась. Слухи об этом моментально облетела весь Париж. Так было и после второй спектакля. Однако обвинять Мольера в крамоле причин не было. «Я ничего не сказал вам про вашу пьесу после премьеры,- через несколько дней сказал Мольеру Людовик. - Мне казалось, что я был очарован тем, как ее поставлено. Действительно, Мольєре, из всего, что вы создали, до сих пор ничто не давало мне такого удовольствия, и сама пьеса ваша - замечательная». Придворные выстроились в очередь к Мольеру. Каждый из них заявлял, что «всегда был горячим сторонником» искусства комедиографа и «всегда знал», что его новая комедия - лучшее из всего, чем богат этот жанр...

Беседа

По каким основным законом создана структура пьесы Мольера?

В чем особенности мольєрівських характеров?

В какой части пьесы определяется основная ее тема? Сформулируйте ее.

Чем объясняется жажда господина Журдена получить титул дворянина?

Над кем еще, кроме господина Журдена, смеется автор? Мысль поясните.

Призванный разоблачить карнавальный финал пьесы?

Какой была реакция знати на премьеру комедии «Мещанин - шляхтич»?

Что высмеивает и что прославляет Мольер в комедии?

IV. Рефлексия

1. Работа с таблицей

Учитель. Вспомните правила классицизма. Заполнив и-блицю, определите, в чем Мольер придерживается правил классицизма, а в чем нарушает их.

(Учащиеся работают сначала в парах, затем информация обобщается во время переноса ее на доску.)

2. Обобщение учителя

Мольер весело смеется с тех, кто позволяет себя обмануть, и с тех, кто это делает. Но комедиограф верил в большое благородство человека. По его убеждениям, здравый смысл и искренность всегда побеждают. В комедии Мольера классицизм, как и рационализм, доходил «последней черте», за которой вичерпувались его познавательные возможности. И Мольер не греша против классического определения жанра: «Комедия - это переход от несчастья к счастью».

V. Домашнее задание

Характеризовать образ Журдена, подобрать цитаты для характеристики образа; составить кроссворды к теме; опережающее задание для 4-х учащихся: быть готовыми говорить от имени главных героев пьесы.

Классицизм формируется во Франции в конце XVI века. Связано это литературное направление с именем поэта Малерба. Его перу принадлежат высокие оды. Дальнейшее же развитие можно увидеть в творчестве таких авторов, как Корнель, Лафонтен, Расин, ну и, конечно, Мольер. Черты классицизма легко найти и в знаменитой комедии великого драматурга «Мещанин во дворянстве».

Классическая комедия всегда отражала повседневную жизнь в ее обычных бытовых проявлениях. Причем, чаще всего в отрицательных. Герои же – люди, далекие до нравственного идеала. Их несостоятельность показывалась при помощи смеха, либо доброго, либо же злого, сатирического. Цель комедии классицизма – высмеять недостатки, отрицательные качества человека, такие, как лень, глупость, грубость, расточительность, чудаковатость.

Но все же комедии имели и общественную значимость. Идеальным человеком был тот, который выше личных ставил государственные интересы. Черты, выходящие за рамки таковых, также высмеивались на страницах произведений.

В комедии « » показана попытка буржуа вырваться из привычного сословного круга и войти в высшее общество. Мольер осуждает Журдена за его стремление жить в аристократической роскоши, пустой и никчемной, за желание разорвать связь с тем окружением, в котором родился и жил. Автор считает, что необходимо сохранить чистые человеческие чувства и не претворяться тем, кем ты на самом деле не являешься.

Таким образом, в этой комедии четко прослеживается принятое в классицизме назначение комедии – через смех воспитывать «отбившихся» представителей общества.

Занимает стабильное положение, которого он сам же и добился, причем постоянным трудом и наличием определенного таланта. Но его претензии просто зашкаливают! Невежество и необразованность толкают Журдена на необдуманный поступок – преклоняться перед чужой, мало известной культурой.

Для комедии Мольера характерно и классическое триединство – времени, места и действия. События разворачиваются в Париже в доме господина Журдена, все время заключено в рамки одного дня. Основные же события показаны вокруг главного героя. В произведение включается и любовная линия, но она имеет второстепенный характер. Это небольшое отклонение от нормы, но благодаря таким нововведениям комедия только интереснее.

Что касается языка пьесы, то в основном он также соответствует принятым в то время канонам. Правда, для раскрытия персонажей, не принадлежащих к аристократическому кругу, автор использует народные обороты речи.

Итак, просмотрев все основные уровни художественной системы, мы видим, что на всех них в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» прослеживаются черты, характерные для классицизма. Их можно обнаружить в композиции, способах изображения героев, средствах выражения комического, речи персонажей.

Классицизм начинает формироваться во Франции в конце XVI века. Начало его становления связано с именем поэта Малерба, писавшего высокие оды. Наиболее совершенное художественное выражение он получил в творчестве Корнеля, Расина, Лафонтена и Мольера. Особенности художественной системы классицизма нашли отображение и в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

В первую очередь, необходимо отметить, что время формирования классицизма совпало с эпохой господства метафизики. Метафизический способ мышления определил особенности художественного мышления писателей эпохи классицизма. Явления природы, как и явления общественной жизни, изображались ими вне их связи друг с другом, что обусловило деление «природы» на явления возвышенные и низменные, добродетельные и порочные, трагические и смешные.

В комедии всегда изображалась повседневная жизнь, причем в отрицательных ее проявлениях. Героями ее были люди нравственно неполноценные, ущербность и противоречие с «нормой», «идеалом» раскрывались с помощью смеха. Смех мог быть веселым, но мог быть и беспощадным, в зависимости от того, о каких явлениях шла речь. В понимании смешного классицизм остался на уровне античной теории, согласно которой цель комедии - просвещать, высмеивая недостатки. Недостатками считались отрицательные свойства человека в их бытовом проявлении: чудачество, мотовство, лень, глупость и др. Однако не следует считать, что комедия классицизма была лишена общественного значения. Идеалом классицизма был признан человек общественного склада, для которого интересы государства и нации были выше личных интересов. В соответствии с этим представлением в комедии высмеивались свойства характера, снижавшие общественную значимость личности.

«Мещанин во дворянстве»- уже в самом названии комедии Мольера заключен смысл смешного в комедии. Взяв основной темой для нее попытку буржуа уйти от своего сословия и примкнуть к «высшему кругу», Мольер, категорически осуждая Журдена за его ослепление бутафорским великолепием знати, потерю здравого смысла, за его разрыв с той социальной группой, которая в дальнейшем сформирует знаменитое французское «третье сословие», говорит о важности сохранения истинного, природного в человеке. Основную мысль произведения автор вкладывает в уста Клеонта: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что ты есть на самом деле, - это, на мой взгляд, признак душевной низости». «Молчать, говорят вам! Обе вы невежды. Вам невдомек, какие это мне дает пре-ро-га-тивы!» - спорит Журден с Николь и со своей дражайшей половиной, которая пыталась образумить стремящегося в высший свет муженька. Однако если бы причуды господина Журдена ограничивались одними только уроками, было бы полбеды. В его сознании возникает безумная мысль, не будучи дворянином по рождению, приобрести манеры дворянина, соединиться родственными узами с дворянином. В его руках оказывается судьба двух любящих сердец - Клеонта и Люсиль, чья помолвка в финале комедии подчеркивает, насколько ничтожны попытки Журдена быть тем, кем на самом деле он не является.

Таким образом, мы видим, что основное назначение комедии, принятое в классицизме, - смешить, «издевкой править нрав», то есть смехом воспитывать отдельных представителей общества, - полностью реализуется в «Мещанине во дворянстве». Образ Журдена, в значительной степени условный, строится на изображении одной из наиболее выразительных черт его характера: «Ну уж другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» В обществе он занимает довольно стабильное положение, добившись материальных благ исключительно благодаря своему труду и таланту. Однако непомерные претензии Журдена вступают в противоречие с невежеством и крайней ограниченностью его ума. Именно в этом видит автор причину его преклонения перед чужой культурой, которую он не знает, как свою. В эпизоде, когда Журдена посвящают в мамамуши, этот аспект выходит на первый план. Во-первых, сама сцена «посвящения» довольно унизительна: Журдена ставят на колени так, чтобы руки касались земли, а спина служила подставкой для Корана. Молитву муфтий и турки сопровождают многочисленными ударами саблями: «Палка, палка, бей - не жалка». Муфтий призывает не стыдиться всего этого, так как поставлена «благородная цель» - посвящение в мамамуши. Сам Журден не может объяснить толком, что такое «мамамуши», но, заверенный муфтием в том, что это высокое дворянское звание, соглашается на экзекуцию. В его представлении «мамамуши» - это определенный сан. Как молитву повторяет он бессмысленные слова «турок»:

Я просить за Джиурдина

Его сделать паладина,

Дать ему алебардина

И отправить Палестина

На галера бригантина

И со всеми сарацина

Воевать христианина.

Комизм положения Журдена передается с помощью авторской иронии. Она обнажает противоречие между тем, что думает о себе герой, и тем, как он воспринимается остальными персонажами, автором и зрителями. Смех выступает как форма оценки, вскрывая внутреннюю несостоятельность характера героя.

Для комедии Мольера характерно «триединство» - действия, времени и места. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена в течение одного дня. Основные события связаны, в первую очередь, с главным персонажем. Любовная коллизия позволяет автору вывести на сцену положительные характеры. Ковьель и Клеонт, хотя и поступают не по совести, пытаясь обмануть доверчивого и глупого Журдена, но, с другой стороны, выражают авторское отношение к персонажу.

Особенности языка в «Мещанине во дворянстве» соответствуют канонам комедии эпохи классицизма. В силу того что персонажи комедии классицизма являлись носителями определенных свойств характера, речь их была подчинена в каждом конкретном случае раскрытию этого свойства. Характерный пример - диалог Ковьеля и Клеонта. Клеонт не имеет благородного дворянского происхождения, но он уверен, что его предки занимали почетные должности и ему самому удастся занять не последнее место в свете благодаря собственным усилиям. При этом совершенно никого не надо обманывать, присваивая себе незаслуженно дворянское звание. Перед нами предстает характер умного, благовоспитанного, добродетельного молодого человека. Ковьель же является его слугой. Настолько, насколько разное положение занимают в обществе эти два персонажа, настолько же отличается их речь. Если речь Клеонта близка к речи героев трагедии, то в речи Ковьеля отображена народная стихия. Автор параллельно подает высказывания и того, и другого героя, которые говорят на одну и ту же тему, только разными словами. Например, Клеонт описывает свои любовные переживания: «Как пылко я ее любил, любил до полного самозабвения». Сравним слова Ковьеля на эту же тему: «Как жарко было мне, когда я за нее возился с вертелом, жарко до полного изнеможения!» Несмотря на употребление схожих слов (до полного самозабвения - до полного изнеможения) комический эффект от диалогов Клеонта и Ковьеля потрясающий.

Как видим, в комедии «Мещанин во дворянстве» черты классицизма проявляются на всех уровнях художественной системы: законам классицизма подчинена композиция произведения, способы изображения характеров, средства выражения комизма, речевые партии героев.

Я думаю, что произведение «Мещанин во дворянстве» Жан-Батиста Поклена (такова настоящая фамилия Мольера) - наиболее яркая и выразительная комедия эпохи классицизма.

Давайте рассмотрим несколько признаков, согласно которым поэму можно смело отнести к произведениям эпохи классицизма.

Согласно классическим канонам все герои должны подразделяться на положительных и отрицательных.

Возьмем, к примеру, самого господина Журдена. В начале комедии мы выясняем, что главный герой «помешан» на том, чтобы стать аристократом. Нам это кажется отрицательной чертой, но в сравнении с учителями он выигрывает в наших глазах.

Их претензии, самовлюбленность, забота о выгоде, грубое соперничество, невежество так резко подчеркнуто Мольером, что, например, я прониклась невольным сочувствием к Журдену. А он, между прочим, бескорыстен в своих желаниях, наивен, доверчив. А если сравнивать этого героя с его женой: женщиной грубой, деловой, ревнивой, - то на ее фоне он кажется человеком деликатным.

На основании произведенных сравнений и примеров я могу сказать, что Журдена нельзя со 100% уверенность отнести ни к положительным, ни к отрицательным персонажам. Он - персонаж, который может проявлять, как хорошие, так и сомнительные стороны. Но если рассматривать его с позиции классического жанра, я бы отнесла его к положительным героям, так как в нем доминируют хорошие качества.

Согласно классическим канонам сюжет произведения должен основываться на «любовном треугольнике».

В пьесе «Мещанин во дворянстве» мы можем отметить не один, а даже два «любовных треугольника».

Первый треугольник - это треугольник с маркизой Дорименой во главе. Посмотрим, как он выглядит:

Второй «любовный треугольник» можно составить из трех лиц: господина Журдена, госпожи Журден и Маркизы Доримены.

К классическим признакам относится стереотип: в конце произведения зло наказано, добро торжествует.

Так происходит и в поэме «Мещанин во дворянстве».

Ведь вышла же Люсиль замуж за Клеонта (по крайней мере, должна была состояться свадьба) - а это значит, что добро восторжествовало. Влюбленным разрешили быть вместе. А это разве не счастье, а счастье всегда результат победы. Помимо всего прочего в комедии соблюдается принцип трех единств: времени, места и действий.

От основного места разворачивания сюжета повествование практически не отступает. Только один раз, когда госпожа Журден пошла в гости к сестре, но и это не описывается. Где действие начиналось, там оно и завершается. Еще все действие комедии разворачивается на протяжении одних суток: началось все утром с учителей, закончилось вечером балетом.

Утро, т.е. начало пьесы, мы встречаем с учителями танцев и музыки. «Но как можно начинать действие «суточного» произведения с второстепенных героев?» - спросите вы. Но их роль не так второстепенна, как кажется на первый взгляд. Именно они «расскажут» нам тайну господина Журден. Даже можно сказать, что учителя - заложили фундамент нашего отношения к главному герою.

Из всего выше написанного можно понять, что «Мещанин во дворянстве» - произведение эпохи классицизма. Но мы также наблюдаем, что Мольер немного, но все же отступает от классического жанра.




Top