Мещанские замашки. Мещанство: понятие и признаки

РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: УРОКИ ИСТОРИИ*

Взлет и падение меньшевиков

Беседовал Олег Назаров

Какую роль в событиях 1917 года сыграли меньшевики? Почему умеренные социалисты европейского типа в конечном счете проиграли своим более радикальным собратьям – большевикам? Об этом «Историку» рассказал замдиректора Института российской истории РАН, доктор исторических наук Дмитрий ПАВЛОВ.

Казалось бы, 1917 год открывал перед меньшевиками широкие политические горизонты. В дни Февральской революции они заняли ключевые позиции в Петроградском совете рабочих и солдатских депутатов, а с мая еще и вошли в состав Временного правительства. При этом если в мае 1917-го в рядах меньшевистской партии состояло не менее 50 тыс. членов, то к августу ее численность возросла до 190 тыс. человек. Но потом маятник пошел в обратную сторону.

СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ

– Накануне Февральской революции меньшевики и большевики представляли собой фракции единой Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) или уже стали самостоятельными партиями, хотя и не оформившими «развод»?

– РСДРП с ее двумя фракциями можно сравнить с сиамскими близнецами. Это двухголовое существо народилось в 1903 году на II съезде партии. Процесс разделения оказался долгим, трудным и поэтапным. В 1912 году каждая фракция провела собственную конференцию: большевики сделали это в январе в Праге, меньшевики – в августе в Вене. И там и там были созданы руководящие органы партии. Так состоялось разделение, так сказать, «голов» этих сиамских близнецов. Затем фракции РСДРП на верхушечном уровне действовали уже самостоятельно, в том числе были представлены в Государственной Думе, но «тело» партии во многом продолжало оставаться единым. В мае 1917-го в Петрограде прошла общепартийная конференция меньшевиков. На нее прибыли как делегаты от 50 тыс. членов местных меньшевистских комитетов, так и представители от 9 тыс. социал-демократов, входивших в большевистско-меньшевистские организации. Как видим, даже к весне 1917 года таких объединенных организаций все еще оставалось довольно много. Окончательное разделение партийного «тела» произошло летом 1917-го, но и в последующие годы изначальное родство фракций давало о себе знать. Ветеранов социал-демократического движения объединяло общее революционное прошлое, годы ссылок и тюрем, многолетние дружеские, а порой и родственные связи.

– Что принципиально отличало меньшевиков от большевиков?

– По духу, по предпочтениям, по образу действий меньшевики были гораздо ближе большевиков к западноевропейской социал-демократии. В отличие от большевиков они считали партию в первую очередь союзом единомышленников. Меньшевики стремились не замещать пролетариат на политической арене действиями профессиональных революционеров, а просвещать самих рабочих, организовывать, развивать самодеятельность. Отсюда проистекала тяга меньшевиков к думской работе, к участию в профсоюзном движении. Кооперативы, больничные кассы, страховые общества, позже Советы – вот еще одна излюбленная сфера их деятельности. Во время Первой мировой войны меньшевики активно работали в военно-промышленных комитетах.

РСДРП С ЕЕ ДВУМЯ ФРАКЦИЯМИ – БОЛЬШЕВИКОВ И МЕНЬШЕВИКОВ – МОЖНО СРАВНИТЬ С СИАМСКИМИ БЛИЗНЕЦАМИ

– Каковы сильные и слабые стороны идеологии и практической деятельности меньшевиков?

– Сильная их сторона состояла в том, что они думали о моральном аспекте политической деятельности. Для них, в отличие от большевиков, принцип «цель оправдывает средства» не был характерен. Меньшевики не участвовали в экспроприациях, не считали возможным принимать финансовую помощь от военных противников России. Во время Русско-японской войны 1904–1905 годов они спасли репутацию всей РСДРП, решительно отказавшись от японских субсидий на революцию, к которым тянули руки вожди большевиков. Большевистский лозунг поражения своего правительства в империалистической войне был для них неприемлем как несовместимый с патриотизмом. Путь к социализму, с точки зрения меньшевиков, пролегал не иначе как через демократию. Будучи «правоверными» марксистами, они были убеждены, что в России между буржуазно-демократической и социалистической революциями должно пройти немало времени. Это положение лежало в основе их идеологии, влияя на практическую деятельность.

Их отрицательной стороной был догматизм, иногда доведенный до крайних пределов. Они чересчур верили в силу слов и лозунгов, резолюций и тезисов. В дореволюционный период Александр Потресов , один из меньшевистских идеологов, обращаясь к представителям правительственного лагеря, говорил: «Мы будем побивать вас оружием мысли, силой своей аргументации».

– На какие слои общества опирались меньшевики? Чем их социальная опора отличалась от большевистской?

– Идеология, тактика и социальная база любой партии – вещи взаимосвязанные. К широко известному по советскому кино собирательному образу меньшевика в виде потертого и нервного интеллигента в пенсне необходимо добавить образ рабочего. Но это не рабочий большевистского типа – молодой малограмотный вчерашний крестьянин. За меньшевиками шли потомственные и квалифицированные пролетарии, «рабочая интеллигенция», люди зрелые, относительно возрастные, семейные. К ним охотно примыкали и мелкие служащие. Как правило, эти люди не имели желания заниматься подпольной боевой работой. Их гораздо больше интересовали производственные проблемы, вопросы тарифов и расценок, развитие кооперативов, профсоюзов, больничных касс, вообще легальные формы деятельности, самообразование, наконец.

– Когда члены формально единой РСДРП начинали агитацию на заводах и фабриках, рабочие понимали, кто перед ними – меньшевик или большевик?

– Беда в том, что пролетарий редко оставляет мемуары. Воспоминания рабочих о дореволюционных временах, написанные в 1920-е годы по заданию правящей партии, полны брани в адрес меньшевиков. Если же верить документам царской политической полиции, в обычной жизни рабочие редко отличали большевиков от меньшевиков. Можно сказать так: чем более репрессивной становилась политика царского режима, тем большим влиянием в рабочей среде пользовался большевизм. И наоборот, меньшевики оттесняли большевиков и набирали популярность на заводах, когда открывались более широкие возможности для легальной политической деятельности.

ЛИДЕРЫ МЕНЬШЕВИКОВ

Георгий Валентинович Плеханов
(1856–1918)

Из мелкопоместных дворян. В 1876 году вступил в народнический кружок. В декабре 1876-го после речи, произнесенной на политической демонстрации в Петербурге, вынужден был перейти на нелегальное положение. Являлся членом «Земли и воли», после ее раскола возглавил общество «Черный передел». В январе 1880 года эмигрировал.

В 1883-м создал в Женеве группу «Освобождение труда», став крупным теоретиком марксизма. Летом 1903 года участвовал в работе II съезда РСДРП. После Февральской революции вернулся в Россию. Возглавлял группу «Единство». Умер 30 мая 1918 года в туберкулезном санатории на территории Финляндии, куда выехал на лечение.


Александр Николаевич Потресов
(1869–1934)

Из дворян. В социал-демократическом движении с начала 1890-х годов. Был членом петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», вместе с Владимиром Лениным и Юлием Мартовым организовал издание «Искры». Неоднократно подвергался арестам. После Февральской революции был одним из редакторов меньшевистской газеты «День». После прихода к власти большевиков признавал допустимыми методы вооруженной борьбы с ними. В 1925 году в обмен на сохранившиеся у него письма Ленина из сибирской ссылки получил разрешение выехать за границу. Умер 11 июля 1934 года в Париже.


Николай Семенович Чхеидзе
(1864–1926)

Из дворян. В социал-демократическом движении с начала 1890-х годов. Депутат Государственной Думы третьего и четвертого созывов. После Февральской революции – председатель Исполкома Петросовета. С июня 1917-го – председатель ВЦИК первого созыва. Октябрьскую революцию встретил враждебно. С марта 1919 года – председатель Учредительного собрания Грузии. После установления в Грузии советской власти эмигрировал. 7 июня 1926 года покончил жизнь самоубийством во Франции.


Ираклий Георгиевич Церетели
(1881–1959)

Из дворян, сын писателя. Участник революционного движения с 1900-х годов. Председатель социал-демократической фракции в Государственной Думе второго созыва. После ее роспуска был осужден на каторгу. В марте 1917 года вернулся в Петроград, стал членом Исполкома Петросовета. С 5 (18) мая по 24 июля (6 августа) – министр почт и телеграфов Временного правительства, в июле также занимал пост министра внутренних дел. После роспуска Учредительного собрания уехал в Грузию. В мае 1918 года стал одним из организаторов Грузинской Демократической Республики. В 1921 году эмигрировал. Скончался 20 мая 1959 года в Нью-Йорке.


Федор Ильич Дан
(1871–1947)

В социал-демократическом движении с 1894 года. Был членом петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Неоднократно арестовывался. В начале 1916 года был мобилизован и в качестве военного врача отправлен в город Ходжент Туркестанского края. После Февральской революции – член Исполкома Петросовета. С июня 1917-го – член Президиума ВЦИК первого созыва. Октябрьскую революцию встретил враждебно. В феврале 1921 года был арестован большевиками, в январе 1922-го выслан за границу. Умер 22 января 1947 года в Нью-Йорке.


Матвей Иванович Скобелев
(1885–1938)

В социал-демократическом движении с 1903 года. Депутат Государственной Думы четвертого созыва. После Февральской революции – член Исполкома Петросовета. С июня 1917-го – заместитель председателя ВЦИК первого созыва. С 5 (18) мая по 5 (18) сентября – министр труда Временного правительства. Октябрьскую революцию встретил враждебно, входил в Комитет спасения Родины и революции. С 1922 года – член РКП(б), находился на ответственной хозяйственной работе. Был арестован в конце 1937-го по обвинению в участии в террористической организации. Расстрелян 29 июля 1938 года в Москве.


ТЕЧЕНИЯ В МЕНЬШЕВИЗМЕ

– Внефракционный социал-демократ Николай Суханов уверял, что в начале 1917 года у меньшевиков «внутрипартийные отношения были совершенно неопределенны». Так ли это? Что представляли собой меньшевики в организационно-кадровом плане?

Николай Гиммер (Суханов) был типичным представителем когорты публицистов, которые, хотя и состояли в РСДРП, скорее относились к околопартийной публике. Организационная неопределенность, указанная им, совершенно справедлива для меньшевиков. Они были противниками вождизма, не признавали жесткой партийной дисциплины, у них никогда не было бесспорного лидера. В их среде всегда имели место и разномыслие, и организационная разобщенность – в рамках одной фракции, а затем и партии.

Накануне Февраля в меньшевистской среде действовало несколько течений – правые, центристы и леваки, если говорить условно. На правом фланге находилась плехановская группа «Единство». Георгий Плеханов и его единомышленники являлись сторонниками войны до победного конца, выступали за тесное взаимодействие с либералами. Плеханов считал, что России предстоит длительный период буржуазно-демократического развития, поэтому пролетариату и буржуазии необходимо тесно взаимодействовать в политической и экономической сферах. К правому флангу меньшевиков относился также Потресов. Но если по взглядам группы Плеханова и Потресова были близки, то в организационном плане они держались особняком.

Бронепоезд «Генерал Анненков», принимавший участие в боях Первой мировой войны, впоследствии оказался на стороне революции. В октябре 1917 года его захватили революционные матросы

Весной-летом 1917 года курс меньшевиков определяли центристы во главе с Николаем Чхеидзе, Федором Даном, Ираклием Церетели. В Четвертой Государственной Думе Чхеидзе руководил меньшевистской фракцией, а после Февральской революции он возглавил Исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов (Петросовета). С приветствиями по поводу свержения царизма лидеры мирового рабочего движения обращались именно к нему как к руководителю «русской рабочей партии». Что же касается вопроса о войне, то центристы были революционными оборонцами, выступая за мир без аннексий и контрибуций. Как и правые, они приветствовали сотрудничество с либералами.

Лидером левых социал-демократов меньшевиков был интернационалист Юлий Мартов. Он являлся противником коалиции с либералами, выступал за создание однородного социалистического правительства – от народных социалистов до большевиков – с опорой на Советы под лозунгом «Всей демократии вся власть!».

Русские солдаты в день, когда Россия вышла из Первой мировой войны

РОССИИ ЛЕТОМ 1917 ГОДА НУЖНО БЫЛО ПОДПИСЫВАТЬ СЕПАРАТНЫЙ МИР С ГЕРМАНИЕЙ, НО ИМЕННО МИР, ДОСТОЙНЫЙ ВЕЛИКОЙ ДЕРЖАВЫ, А НЕ ПОЗОРНУЮ КАПИТУЛЯЦИЮ, КАК ПОТОМ В БРЕСТЕ

– Потресов, знавший Мартова со времен «Искры», характеризовал его взгляды как «недоношенный, недоразвившийся большевизм». Справедлива ли такая оценка?

– Мартов заблуждался в своих надеждах на то, что умеренные социалисты, критикуя большевиков, смогут заставить их отказаться от диктаторских приемов. Но большевиком, даже «недоношенным», он не был. От большевиков его отличала уверенность в том, что путь к социализму в принципе невозможен без демократии, помимо нее. Как известно, большевики пошли путем насильственного внедрения социализма. Если же говорить о Потресове, то его возмущало многократное публичное осуждение Мартовым методов вооруженной борьбы с большевизмом. Сам он оценивал взятие власти большевиками как контрреволюционный переворот, как огромный откат России назад. Мартов же признавал, что за большевиками идет немалая часть рабочих. «Мы за преторианско-люмпенской стороной большевизма не игнорируем его корней в русском пролетариате», – писал он.

Роль Мартова на протяжении 1917 года менялась. Сначала он стал лишь одним из многих членов Исполкома Петросовета. В августе на съезде меньшевиков его избрали в состав ЦК, но предложенный им курс заметной поддержки делегатов съезда не получил – снова возобладали центристы. Мартовцы победили на экстренном ноябрьско-декабрьском съезде меньшевиков. И уже потом, в годы Гражданской войны, курс меньшевистской партии определяли именно его сторонники.

СЛОВА И ДЕЛА МЕНЬШЕВИКОВ

– Вернемся к весне 1917 года. Какие задачи меньшевики считали главными и как они их решали?

– Главной задачей меньшевики называли упрочение и развитие в России буржуазно-демократического строя. Их тактика менялась. В марте и апреле меньшевики позиционировали себя в качестве революционной оппозиции буржуазному Временному правительству. В мае они совершили большую ошибку, согласившись на вхождение в его состав. Тем самым меньшевики взяли на себя ответственность за все, что делало и что не делало Временное правительство. А оно уже тогда стало катастрофически терять популярность. Меньшевикам пришлось нести ответственность и за бездействие правительства в сфере социального реформирования, и за отсрочку созыва Учредительного собрания, и за провал авантюрного летнего наступления Юго-Западного фронта. Отношение к войне также следует отнести к числу крупных ошибок меньшевистского руководства. В ситуации, когда надо было добиваться скорейшего выхода России из войны, оно занималось словесными упражнениями на тему «демократического мира без аннексий и контрибуций», на деле поддерживая шаги Временного правительства по продолжению войны в составе Антанты.

Политический плакат 1920 года

– На словах у меньшевиков было одно, а на деле – другое?

– Да. Фразеология, риторика руководящей группы меньшевиков в течение 1917 года менялась, а суть политики по вопросу о войне – нет.

– Какое решение вопроса о земле предлагали меньшевики?

– Ничего нового в их программе по сравнению с дореволюционным временем не появилось. Еще в 1903 году они выступили с программой муниципализации земли, которая предусматривала передачу органам самоуправления конфискованных удельных, монастырских, кабинетских и прочих казенных земель. Изначально программа включала и требование конфискации помещичьих земель, однако в 1912 году меньшевики от этого требования отказались, ссылаясь на успехи столыпинской аграрной реформы.

– С таким багажом бороться за крестьянство было проблематично…

– Да меньшевики и не ставили перед собой задачи завоевать симпатии деревни! Для них, как партии промышленного пролетариата, аграрно-крестьянский вопрос был второстепенным, хотя меньшевики понимали его значимость для России. В деревне популярностью их программа не пользовалась.

– Зная это, лидеры меньшевиков пытались что-то менять?

– Повторю, для них аграрно-крестьянский вопрос был второстепенным. С мая до октября 1917-го Временное правительство оставалось коалиционным. Разработку аграрно-крестьянского вопроса меньшевики осознанно передали социалистам-революционерам во главе с «селянским министром» Виктором Черновым .

члены РСДРП, голосовавшие на II партийном съезде в 1903 г. против ленинских принципов построения партии и оказавшиеся в меньшинстве при выборах центральных органов партии. Впоследствии М. стали называть социал-демократов, выступавших против линии большевиков в РСДРП, предлагавших менее радикальную программу общественного переустройства, не раз предлагавших большевикам выработать единую линию поведения в рамках одной партии. По характеристике большевиков - оппортунисты, разновидность международного оппортунизма в рабочем движении.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕНЬШЕВИКИ

представители политического течения (фракции) Российской социал-демократической рабочей партии, с 1917 г. - самостоятельной политической партии, сохранившей свое изначальное название - РСДРП. Фракция возникла на II съезде (1903), когда часть делегатов осталась в меньшинстве при выборах руководящих органов партии (большинство получили сторонники В. И. Ленина - см. большевики). Главные лидеры-идеологи - Л. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Акселърод, Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан - признавали, что пролетариат является одной из основных сил революции, но отрицали одно из основополагающих положений марксизма - диктатуру пролетариата как несоответствующую демократии. Они считали, что в назревающей в России буржуазно-демократической революции гегемония будет принадлежать буржуазии, а пролетариат должен действовать в коалиции с ее либеральной частью, но не в союзе с крестьянством, так как отрицали его революционный потенциал. В аграрном вопросе выступали против конфискации помещичьих земель и выдвинули программу муниципализации земли, не отвечавшую интересам крестьян. В решении тактических вопросов отдавали предпочтение мирным методам деятельности и не признавали вооруженное восстание важнейшим средством борьбы с самодержавием. В вопросе о партийном строительстве выступали против строгого централизма и наделения ЦК большими полномочиями; считали, что членом партии может быть любой, признающий ее программу и поддерживающий ее своими средствами. Во время Революции 1905-1907 гг. попытки объединения обеих частей РСДРП оказались формальными из-за идейно-теоретических и организационных разногласий. В годы реакции (1908-1910) призывали к прекращению нелегальной революционной деятельности (ликвидаторство), считая возможным использовать трибуну Государственной думы и легальные профсоюзы для достижения демократических преобразований в стране. В период Первой мировой войны 1914-1918 гг. поддержали правительство, выдвинув лозунг «защиты отечества» и идею «гражданского мира» в военное время. Выступая против войны как средства решения международных проблем и призывая к скорейшему заключению мира, не связывали эту задачу с революционной деятельностью народных масс. После Февральской революции 1917 г. получили огромное влияние в Советах рабочих и солдатских депутатов, занимая в них руководящие посты (Л. Мартов, И. С. Чхеидзе, И. Г. Церетели, Ф. И. Дан и др.), однако фактически передали власть Временному правительству и поддержали его политику, откладывая решение аграрного, рабочего и национального вопросов до окончания войны. С мая 1917 г. их представители входили в состав всех коалиционных правительств. Октябрьскую революцию 1917 г. и захват власти большевиками осудили, так как считали, что Россия не созрела для социализма. Требуя передачи власти Учредительному собранию, в конце ноября 1917 г. вместе с эсерами организовали Комитет защиты Учредительного собрания и развернули активную агитацию для его своевременного созыва. Однако в результате выборов получили только 2,9% голосов. Выступали против заключения Брестского мирного договора 1918 г., рабочего контроля на производстве, национализации промышленности и создания Красной Армии. В связи с этим ВЦИК принял постановление (14 июня 1918) об исключении меньшевиков из своего состава и из местных Советов. В период Гражданской войны в России в 1918-1922 гг. многие лидеры меньшевиков участвовали в местных «демократических правительствах», организовывали антибольшевистские вооруженные мятежи, однако выступали против интервенции стран Антанты и поддерживаемых ими сил А. В. Колчака и А. И. Деникина. Одновременно, учитывая проведенные Советской властью социально-экономические преобразования, ЦК меньшевиков осенью 1918 г. признал совершенный большевиками переворот «исторически необходимым» и снял лозунг Учредительного собрания, оставаясь при этом противником диктатуры пролетариата. После этого ВЦИК принял решение (30 ноября 1918) о легализации их партии. Однако в марте 1919 г. вместе с эсерами и анархистами спровоцировали в ряде городов забастовки рабочих. В ответ в конце марта ЦК РКП(б) принял решение о мерах борьбы с подрывной деятельностью этих партий - была закрыта газета меньшевиков «Всегда вперед!», арестованы некоторые их лидеры. В 1920 г. с разрешения ЦК РКП(б) за границу выехали Л. Мартов, Ф. И. Дан и др. В 1921-1922 гг. остатки партии меньшевиков действовали в подполье, выступая за «демократическую республику» и «политические свободы для всех», денационализацию промышленности, легализацию буржуазных партий и изменение политического строя страны. Однако начавшийся выход из партии не только рядовых членов, но и многих видных деятелей фактически привел к прекращению ее существования на территории СССР. Окончательный удар по оставшимся в стране меньшевикам нанес сфальсифицированный процесс над «Союзным Бюро ЦК РСДРП» (март 1931). Его члены (14 человек) были обвинены в шпионаже и вредительстве и приговорены к различным срокам лишения свободы. «Заграничная делегация» меньшевиков продолжала свою деятельность в эмиграции. 1 февраля 1921 г. Л. Мартов основал в Берлине «Социалистический вестник» (в 1930-х гг. выходил в Париже, в 1940-х - сер. 1960-х гг. - в Нью-Йорке). В издании помещались программно-публицистические, антисоветские материалы.

МЕЩАНСТВО - го-род-ское по-дат-ное со-сло-вие в Российской им-пе-рии, в XIX веке вто-рое по чис-лен-но-сти по-сле кре-сть-ян-ст-ва.

В по-ня-тие мещанство в раз-ное вре-мя вкла-ды-ва-лось раз-ное со-дер-жа-ние. Пер-во-на-чаль-но ме-ща-на-ми на-зы-ва-лись жи-те-ли го-ро-дов Южной и Западной Ру-си, на-хо-див-ших-ся на тер-ри-то-рии Великого княжества Ли-тов-ско-го , а впо-след-ст-вии - Ре-чи По-спо-ли-той (главным образом ре-мес-лен-ни-ки, мел-кие до-мо-вла-дель-цы и тор-гов-цы). В XVII веке ме-ща-не - на-се-ле-ние Ме-щан-ской сло-бо-ды (ква-ли-фи-ци-ров. мас-те-ра, тор-гов-цы и «це-ло-валь-ни-ки» при По-соль-ском дво-ре), об-ра-зо-ван-ной в 1671-1672 годах под Мо-ск-вой вы-ход-ца-ми из Ре-чи По-спо-ли-той. В XVIII веке на-име-но-ва-ние рас-про-стра-не-но на всё по-сад-ское на-се-ле-ние русских го-ро-дов. В та-ком зна-че-нии сло-во «ме-ща-не» упот-реб-ле-но в «Про-ек-те за-ко-нов о пра-вах сред-не-го ро-да го-род-ских жи-те-лей», со-став-лен-ном в хо-де ра-бо-ты Уло-жен-ной ко-мис-сии 1767-1768/69 годов. В Ма-ни-фе-сте императрийцы Ека-те-ри-ны II от 17(28).03.1775 года «О Вы-со-чай-ше да-ро-ван-ных раз-ным со-сло-ви-ям ми-ло-стях по слу-чаю за-клю-чён-но-го ми-ра с Пор-тою От-то-ман-скою» ме-ща-не вы-де-ле-ны как по-дат-ная ка-те-го-рия городских жи-те-лей с ка-пи-та-лом ме-нее 500 рублей, обя-зан-ных пла-тить по-душ-ную по-дать, от-бы-вать рек-рут-скую и другие на-ту-раль-ные и де-неж-ные по-вин-ности. Ме-ща-не с ка-пи-та-лом свыше 500 рублей мог-ли пе-рей-ти в ку-пе-че-ст-во с уп-ла-той гиль-дей-ско-го сбо-ра. В Жа-ло-ван-ной гра-мо-те го-ро-дам 1785 года ме-ща-на-ми на-зва-ны все го-ро-до-вые обы-ва-те-ли («ме-ща-не во-об-ще»), ко-то-рые де-ли-лись на 6 раз-ря-дов, из них 4 раз-ря-да («на-стоя-щие го-ро-до-вые обы-ва-те-ли», то есть ли-ца, имев-шие в го-ро-де не-дви-жи-мость; «це-хо-вые гра-ж-да-не»; «ино-го-род-ние и ино-стран-ные гос-ти»; «по-сад-ские») фак-ти-че-ски со-ста-ви-ли со-сло-вие мещанства в уз-ком смыс-ле сло-ва. За-кон закре-пил за ме-ща-на-ми пра-во бес-пре-пят-ст-вен-но за-ни-мать-ся мел-кой тор-гов-лей в го-ро-дах и раз-но-го ро-да про-мыс-ла-ми (со-дер-жать мас-тер-ские, трак-ти-ры и прочее), ус-та-но-вил под-суд-ность мещанства ме-щан-ско-му су-ду, га-ран-ти-ро-вал оп-ре-де-лён-ные пра-ва. Вме-сте с тем су-ще-ст-во-ва-ли ог-ра-ни-че-ния на за-ня-тие ме-ща-на-ми государственных долж-но-стей (до конца 1850-х годов), ме-ща-не под-ле-жа-ли те-лес-ным на-ка-за-ни-ям (до 1904 года). Со-слов-ный ста-тус ме-щан объ-яв-лял-ся на-след-ст-вен-ным.

В по-сле-дую-щих за-ко-но-дательных ак-тах рас-ши-рял-ся и уточ-нял-ся круг лиц, имев-ших пра-во или обя-зан-ных всту-пать в со-сло-вие ме-щан. В не-го вхо-ди-ли вос-пи-тан-ни-ки за-ве-де-ний, под-ве-дом-ст-вен-ных при-ка-зам об-щественного при-зре-ния, а так-же вос-пи-тательных до-мов; при-няв-шие российское под-дан-ст-во ино-стран-цы; ис-клю-чён-ные из сво-их преж-них об-ществ кре-щё-ные ев-реи; ра-зо-рив-шие-ся куп-цы. Главным ис-точ-ни-ком по-пол-не-ния со-сло-вия (648 тысяч человек обое-го по-ла в 1789 году, 950 тысяч человек в 1811 году) бы-ли вы-ход-цы из кре-сть-ян. При этом бывшие кре-по-ст-ные кре-сть-я-не пред-став-ля-ли уволь-ни-тель-ные от сво-его по-ме-щи-ка, удель-ные кре-сть-я-не - от удель-но-го ве-дом-ст-ва, двор-цо-вые кре-сть-я-не - от двор-цо-во-го, государственные кре-сть-я-не - от ка-зён-но-го. При-чис-ле-ние к мещанству про-из-во-ди-лось ка-зён-ны-ми па-ла-та-ми по при-ём-но-му до-го-во-ру и с одоб-ре-ния 6 «бла-го-на-ме-рен-ных» чле-нов ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва, к ко-то-ро-му осу-ще-ст-в-ля-лась при-пис-ка. Про-жи-ва-ние ме-ща-ни-на в го-ро-де, к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву ко-то-ро-го он был при-пи-сан, не счи-та-лось обя-за-тель-ным; по-лу-чив пас-порт, он мог жить по мес-ту на-хо-ж-де-ния его тор-го-во-промышленного за-ве-де-ния. В 1906 году от-ме-не-на обя-зательная при-пис-ка ме-щан к оп-ре-де-лён-но-му го-ро-ду.

В ка-ж-дом го-ро-де соз-да-ва-лось ме-щан-ское об-ще-ст-во. Оно из-би-ра-ло на 3 го-да ме-щан-скую упра-ву из ста-рос-ты, его по-мощ-ни-ка и не-сколь-ких «де-сят-ни-ков», ко-то-рые ут-вер-жда-лись гу-бер-на-то-ром. Ста-рос-та вёл спи-ски лиц, со-сто-яв-ших в дан-ном ме-щан-ском об-ще-ст-ве, вы-да-вал пас-пор-та на от-луч-ку, ве-дал рас-клад-кой и сбо-ром по-да-тей. Ме-ща-нин, же-лав-ший пе-рей-ти из од-но-го ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва в дру-гое, а так-же в иное со-сло-вие, дол-жен был по-лу-чить от сво-его об-ще-ст-ва со-гла-сие на это - уволь-ни-тель-ный при-го-вор, в ко-то-ром ука-зы-ва-лось, что он не име-ет не-дои-мок по по-да-тям, ча-ст-ных дол-гов, не со-сто-ит под след-ст-ви-ем и не ос-тав-ля-ет на преж-нем мес-те жи-тель-ст-ва род-ст-вен-ни-ков, не спо-соб-ных се-бя про-кор-мить. Для при-ня-тия в другое ме-щан-ское об-ще-ст-во тре-бо-ва-лось его пред-ва-рительное со-гла-сие, для че-го бы-ли не-об-хо-ди-мы ре-ко-мен-да-ции со-се-дей по ста-ро-му мес-ту жи-тель-ст-ва. Су-ще-ст-во-ва-ла и не-зна-чительная про-слой-ка лиц (от-став-ные сол-да-ты, си-ро-ты и другие), ко-то-рых при-пи-сы-ва-ли к ме-щан-ско-му об-ще-ст-ву без со-гла-сия по-след-не-го. Эти ли-ца в те-че-ние 5 лет со вре-ме-ни при-пис-ки обя-за-ны бы-ли ис-хо-да-тай-ст-во-вать со-гла-сие ме-щан-ско-го об-ще-ст-ва на окон-чательное и по-сто-ян-ное их при-чис-ле-ние. По ука-зу императора Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года ме-ща-не, на-ря-ду с государственными кре-сть-я-на-ми и куп-ца-ми, по-лу-чи-ли пра-во по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли (во 2-й половине XIX века раз-мер ме-щан-ско-го зем-ле-вла-де-ния су-ще-ст-вен-но вы-рос). Гиль-дей-ская ре-фор-ма 1824 года вве-ла про-мыс-ло-вое об-ло-же-ние ме-щан, за-ни-мав-ших-ся тор-гов-лей, раз-де-лив их на «тор-гую-щих ме-щан» и «по-сад-ских ме-щан». Ус-та-нов-лен-ное этой ре-фор-мой на-ло-го-об-ло-же-ние ока-за-лось для ме-щан не-по-силь-ным, в 1826-1827 годах оно от-ме-не-но.

Чис-лен-ность мещанства осо-бен-но воз-рос-ла во 2-й половине XIX века: около 4,6 миллионов человек (1858 год), свыше 9,9 миллионов человек (1897 год; 44,3% от все-го на-лич-но-го городского на-се-ле-ния, в не-ко-то-рых го-ро-дах - до 90%). Уве-ли-че-ние про-ис-хо-ди-ло главным образом за счёт при-то-ка из других со-сло-вий, по-преж-не-му пре-имущественно из кре-сть-ян-ст-ва, осо-бен-но по-сле кре-сть-ян-ской ре-фор-мы 1861 года . Ме-ща-не, как пра-ви-ло, за-ни-ма-лись мел-кой тор-гов-лей, ре-мес-лом, слу-жи-ли при-каз-чи-ка-ми, по-сту-па-ли в ус-лу-же-ние. По до-сти-же-нии оп-ре-де-лён-ных чи-нов на государственной и во-енной служ-бе ме-ща-нам мог-ло быть по-жа-ло-ва-но дво-рян-ст-во, пос-ле окон-ча-ния выс-ших учеб-ных за-ве-де-ний их мог-ли при-чис-лить к почётным граж-да-нам (с 1832 года). Во 2-й половине XIX века мещанство ста-ло од-ним из ис-точ-ни-ков фор-ми-ро-ва-ния бур-жуа-зии. В 1863 году от-ме-не-на по-душ-ная по-дать с ме-щан, за-ме-нён-ная уме-рен-ным тор-го-во-про-мы-сло-вым об-ло-же-ни-ем. С из-да-ни-ем за-ко-на о про-мы-сло-вом на-ло-ге (1898 год), ко-то-рый рас-про-стра-нял-ся и на ме-щан, их хо-зяйственная дея-тель-ность окон-ча-тель-но пе-ре-ста-ла за-ви-сеть от со-слов-ной при-над-леж-но-сти. Со-сло-вие мещанство уп-разд-не-но по-сле Октябрьской ре-во-лю-ции 1917 года.

С 1840-х годов по-ня-тие «ме-ща-не» ста-ло упот-реб-лять-ся в пе-ре-нос-ном смыс-ле - лю-ди с мел-ки-ми ин-те-ре-са-ми, ог-ра-ни-чен-ным кру-го-зо-ром, «спло-чён-ная по-сред-ст-вен-ность» (А.И. Гер-цен), «за-жи-точ-ность без куль-ту-ры» (А.С. Ма-ка-рен-ко). Те-ма мещанства как со-ци-аль-но-го и этического яв-ле-ния на-шла во-пло-ще-ние в русской литературе и пуб-ли-ци-сти-ке XIX-XX веков: ро-ма-не А.Ф. Пи-сем-ско-го «Ме-ща-не», пье-се М. Горь-ко-го «Ме-ща-не», ро-ма-не Е.И. За-мя-ти-на «Мы» и других.

Дополнительная литература:

Дру-жи-нин Н.П. Ме-ща-не и зе-мель-ный во-прос. М., 1906; он же. Ме-ща-не, их по-ло-же-ние и ну-ж-ды. 2-е изд. М., 1917;

Рынд-зюн-ский П.Г. Го-род-ское гра-ж-дан-ст-во до-ре-фор-мен-ной Рос-сии. М., 1958; он же. Го-род-ское на-се-ле-ние // Очер-ки эко-но-ми-че-ской ис-то-рии Рос-сии пер-вой по-ло-ви-ны XIX в. М., 1959;

Клок-ман Ю.Р. Со-ци-аль-но-эко-но-ми-че-ская ис-то-рия рус-ско-го го-ро-да: вто-рая по-ло-ви-на XVIII в. М., 1967;

Но-ви-ков А.И. Ме-щан-ст-во и ме-ща-не. Л., 1983;

Мер-ков-ский В.Г. Ро-до-слов-ные пе-ре-кре-ст-ки: кре-сть-я-не, ме-ща-не, куп-цы, ка-за-ки и дво-ря-не. СПб., 2001;

Ми-ро-нов Ю.В. Ре-во-лю-ция и ме-ща-не. М., 2003;

Ан-ку-ше-ва К.А. Ме-щан-ст-во про-вин-ци-аль-но-го го-ро-да // Си-бир-ский ис-то-ри-че-ский жур-нал. 2004. № 1.




Top