Место произведения в творчестве куприна. Краткая биография куприна самое главное для детей

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Александр Иванович Куприн

(1870 - 1938)

Родился 27 августа 1870 года в маленьком городке Наровчате, что в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Писатель не знал своего отца, потому что тот скончался через год после рождения сына, от холеры. Мать его происходила из древнего княжеского рода Куланчаковых. После смерти мужа она переехала во вдовий дом в Москву. Лишь благодаря этому детские годы Куприна прошли близ матери, которую он, к слову сказать, буквально боготворил. И действительно было чем восхищаться.

Его мать обладала твердым, даже несколько деспотичным характером. Была гордой княжной, обладала превосходным вкусом и тонкой наблюдательностью. К сожалению, материальные трудности вынудили ее отдать молодого писателя в Московский Разумовский пансион (сиротский), когда ему было 6 лет.

После окончания пансиона он поступил во Вторую московскую военную гимназию, которая позже была переименована в кадетский корпус. По ее окончании Куприн продолжил свое образование в Третьем Александровском юнкерском училище в Москве. Все это на протяжении 1880-90-х годов. Свою военную молодость писатель отразил в повести «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Из училища он вышел в чине подпоручика.

Уже, будучи в училище Куприн почувствовал тягу к литературе, первыми его попытками были стихотворения, которые так и остались неопубликованными. Первым произведением Александра Куприна, которое увидел мир, был рассказ «Последний дебют» опубликованный в журнале «Русский сатирический листок» в 1889 году. Рассказ оказался не очень удачным, да и сам Куприн не очень серьезно относился к писательской деятельности.

После окончания училища в 1890 году писатель был зачислен в пехотный полк. Служил в течение четырех лет. Военная карьера дала много материала для писательской деятельности Куприна. После отставки в 1994 году переехал жить в Киев. Писатель не имел обычной профессии и был еще очень молод. Он много путешествовал по стране, занимал разные должности и перепробовал множество профессий. Это отразилось в его творчестве.

В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох» , рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).

В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем «Журнала для всех», женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902); «Конокрады» (1903); «Белый пудель» (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение - повесть «Поединок» , имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907 - 11), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» , «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

Революцию Куприн не принял, охладели его отношения с М. Горьким. Творчеству писателя постоянно мешали финансовые неурядицы, и семейные хлопоты. В 1907 году Куприн вновь занялся журналистикой, что бы оплатить долги и содержать семью.

Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, не принесли больших литературных плодов. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная». Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. Умер в ночь на 25 августа 1938 года после тяжёлой болезни (рак языка).

Помимо биографии Куприна также уделите внимание другим сочинениям.

Александр Иванович Куприн - русский писатель начала 20-го столетия, оставивший заметный след в литературе. На протяжении своей жизни он совмещал литературное творчество с военной службой и путешествиями, был превосходным наблюдателем за человеческой натурой и оставил после себя рассказы, повести и очерки, выполненные в жанре реализма.

Ранние этапы жизни

Родился Александр Иванович в 1870 году дворянской семье, однако отец умер очень рано, и поэтому взросление мальчика проходило сложно. Вместе с матерью мальчик перебрался из Пензенской области в Москву, где был отдан в военную гимназию. Это определило его жизнь -последующие годы он так или иначе был связан с военной службой.

В 1887 году он поступил учиться на офицера, еще через три года закончил обучение и отправился в пехотный полк, расквартированный в Подольской губернии, как подпоручик. За год до этого в прессе был напечатан первый рассказ начинающего писателя - «Последний дебют». А за четыре года службы Александр Иванович отправил в печать еще несколько произведений - «Впотьмах», «Дознание», «Лунной ночью».

Наиболее плодотворный период и последние годы

После выхода в отставку литератор переехал жить в Киев, а затем долго путешествовал по России, продолжая собирать опыт для следующих произведений и периодически публикуя рассказы и повести в литературных журналах. В начале 1900-х годов он тесно познакомился с Чеховым, Буниным и переехал в северную столицу. Наиболее известные произведения литератора - «Гранатовый браслет», «Яма», «Поединок» и другие - вышли в свет в промежуток между 1900 и 1915 годами.

В начале Первой мировой войны Куприн был снова призван на службу и направлен на северную границу, однако его быстро демобилизовали из-за ослабленного здоровья. Революцию 1917 года Александр Иванович воспринял неоднозначно - он положительно отнесся к отречению царя, но был против большевистской власти и склонялся скорее к идеологии эсеров. Поэтому в 1918 году он, как и многие другие, подался во французскую эмиграцию - но еще возвращался на родину через год, чтобы помочь окрепшему белогвардейскому движению. Когда контрреволюция потерпела окончательное поражение, Александр Иванович вернулся в Париж, где долгие годы спокойно жил и публиковал новые произведения.

В 1937 году вернулся в Союз по правительственному приглашению, поскольку сильно тосковал по оставленной родине. Однако уже через год скончался от неизлечимого рака пищевода и был похоронен в Петербурге.

Жизнь и творчество А. И. Куприн. В этих словах одного из героев произведения А. И. .Куприна «Яма» выражено желание самого писателя. Он всегда стремился жить с размахом, ловя каждый момент, попробовать себя во всех жизненных и профессиональных формах проявления.

Переполненная событиями жизнь писателя, многообразие тем его творчества - все это составляет единую чрезвычайно пеструю и живую картину. Вместе с тем вхождение Куприна в большую литературу было нелегким, жизненный путь - не менее сложен.

А. И. Куприн (1870-1938) родился в селе Наровчатове Пензенской области. Писатель рано остался сиротой - отец, канцелярский служащий умер, когда ему был год. Затем он попал в сиротский дом, в военную гимназию, кадетский корпус, юнкерское училище.

Сам он позже вспоминал, что это были самые несчастливые его годы жизни. Не столько из-за бессмысленного заучивания наизусть и голодания, сколько из-за сложившейся системы физических и нравственных наказаний: воспитанников часто унижали и запугивали, отправляли в карцер, секли розгами. О периоде пребывания в кадетском корпусе он написал в автобиографической повести «На переломе» 1900 года.

После окончания корпуса Куприну пришлось еще два года обучаться в Александровском военном училище, а после получения чина подпоручика - нести военную службу. Человека с такой жаждой жизни, как у Куприна, она не могла не тяготить. Будущий писатель подает в отставку в 1894 году. С этого момента перед Куприным, по его же словам, началась «большая, широкая, свободная жизнь». Свой творческую карьеру он начал со стихов, и писал их в большом количестве не только в юности, но и на протяжении всей жизни. Вместе с тем эти опыты не принесли ему известности и не сделали поэтом. Истинным призванием Куприна оказалась художественная проза.

Его первые рассказы - «Последний дебют», «Лунной ночью», «Ужас», «Психея», «Безумие» - появились в печати в конце 1880-х годов. По мнению критиков, эти произведения были во многом подражательны, схематичны, не лишены литературных штампов. Но это касалось, как правило, тех произведений начинающего писателя, в которых он изображал то, что не пережито им самим. Там же, где чувствуется влияние его жизненного опыта, присутствует непревзойденный живой диалог, насыщенный красками пейзаж, выразительный портрет - как внешний, так и психологический. Куприн является одним из тех, кто мог писать проникновенно и увлекательно одновременно, заражая читателя интересным хитросплетением сюжетных линий. Художественный стиль во многом оказался предопределен особенностями его личности. Пожалуй, ни один из писателей-современников Куприна не стремился так полно познать жизнь во всех ее проявлениях, как он. Будучи реалистическим писателем Куприн чувствовал себя уверенно, когда твердо знал, что изображал. Его переполняли избыток жизненных сил и энергии. Поэтому писатель стремился пережить все, что доступно человеку, соучаствовать всему, что происходит вокруг. Подвижность, неуемная тега к «перемене мест», к частой смене занятий и рода деятельности отличали Куприна с юных лет до конца жизни. Известно, что Куприн владел множеством разных профессий. В 1910 году писатель совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело, опускается на морское дно. Все это наполняет его произведения яркими красками, здоровым романтизмом, жизненным оптимизмом, особой достоверностью. Запас наблюдений писателя сочетается его упорным самообразованием.

Творчество Куприна не только многопланово, многообразно. Разнообразие сюжетов обуславливалось богатым жизненным опытом Куприна. Герои прозаических произведений Куприна - люди самых разных социальных слоев царской России - от капиталистов-миллионеров до босяков и нищих. Но уже в ранних произведениях у Куприна появляется интерес к теме «маленького человека», к проблемам морально-этическим, социальным и эстетическим.

Творчество Куприна 1890-х годов отмечено широтою охвата и глубиной художественного исследования самых различных сторон современной писателю действительности, разнообразием героев из самых разных социальных слоев. В 1896 году он пишет социально-психологическую повесть «Молох». Образ Квашнина - промышленного и финансового дельца - сатирическое олицетворение алчности и жестокости. Языческий бог Молох, жаждущий человеческих жертв, стал нарицательным обозначением мира эксплуатации, лицемерия и насилия над судьбами людей. В этой атмосфере пошлость, ложь и фальшь вторгаются и в семейно-бытовые отношения, а духовные и нравственные ценности забываются.

В этой повести Куприным важен образ рабочих. Практически до конца произведения они предстают в качестве терпеливых жертв Молоха, нередко сравниваются с детьми. Закономерен итог повести - общий взрыв негодования, неугасимое стремление изменить ситуацию. Автор использует образы взрыва, черной стены рабочих на фоне пламени для Того, чтобы наиболее ярко изобразить народный бунт, выразить несогласие с положением рабочего класса в современном буржуазном обществе.

Тема невозможности существования людей разных занятий и слоев в установившемся «жизненном порядке как он есть» получила свое продолжение в целом ряде произведений этих годов - «Просительница», «Картина», «Наташка», «Друзья», «Блаженный», «С улицы», «Конокрады», «Белый пудель», «Аllеz!», «По заказу», «Кляча». Герои Куприна не видят смысла жизни в настоящем и полностью неуверенны в завтрашнем дне. Мотивы нестабильности жизни в мире людей, где подавляются личное и гражданское достоинства, не находит выхода человеческая энергия, усиливают в его произведениях ощущение близящегося общего кризиса, неизбежных перемен.

Утверждая ценность человека, которого не испортила буржуазная цивилизация, Куприн пытался найти своего положительного героя. Выражением такого идеала в то время стала героиня повести «Олеся» (1898). Это один из самых поэтичных образов в мировой литературе и одно из первых произведений Куприна, в которых он предстает непревзойденным мастером изображения любовного чувства. Притягательность героини - в цельности ее натуры, в благородстве и силе характера, в самобытности, которые она сохраняет до конца. Искренняя, глубокая, жертвенная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена трусости и безвольности ее возлюбленного - доброго, но слабохарактерного русского интеллигента.

В дальнейшем тема любви в творчестве Куприна получила развитие в не менее лиричных и трогательных произведениях - «Суламифь» (1908) и «Гранатовый браслет» (1911). В них изображены яркая страсть библейской красавицы Сулимифи и безнадежное и самоотверженное чувство маленького чиновника Желткова. Особая сила «Гранатового браслета» в том, что любовь здесь предстает как «нечто неожиданное» среди привычных будней, трезвой реальности и устоявшегося быта.

К началу XX века Куприн уже успел стать самобытным писателем-реалистом молодого поколения. Выдающимся произведением писателя начала века стала повесть «Поединок» (1905), посвященная М. Горькому.

В «Поединке» нашли свое отражение новые общественные настроения в России во время нарастания всеобщего недовольства, вызванного поражением в русско-японской войне. Это видно через армейские порядки того времени. С одной стороны, показано моральное разложение офицерства, лишенного каких-либо порывов к гражданскому служению. С другой стороны, запуганные, уставшие от муштры солдаты. В этой атмосфере достойно служащие офицеры подвергаются осмеянию, спиваются, как Назанский, или бессмысленно погибают, как подпоручик Ромашов, главный герой произведения. Это самый любимый для Куприна образ правдоискателя и гуманиста. Ромашов отстаивает свободу и достоинство человеческой личности. Он хочет видеть в солдате не бесчувственного исполнителя офицерской воли и приказов свыше, а друга, брата, человека. Вместе с тем он не столько борется со злом, сколько сам страдает от него. Его не понимает и не принимает окружение. Кроме того, герой испытывает неудачи и в любви. Пренебрежение к слабым, чувству жалости, гуманизму характеризует весь мир армейской жизни. На словах ненавидя эту жизнь, ее мораль и порядки, Шурочка Николаева является ее неотъемлемой частью. В итоге, в надеждах мечтая начать новую жизнь, порвать с жестокой и несправедливой военной службой, Ромашов бессмысленно гибнет на дуэли. Это произведение принесло Куприну общеевропейскую славу.

Интерес ко всем проявлениям живого, тонкая наблюдательность и человеколюбие характерны для рассказов Куприна о детях и животных, которые художник слова писал на протяжении всей жизни. Это «Изумруд», «Скворцы», «Завирайка», «Ю-ю», «Собачье счастье», «В зверинце», «Слон», «Белый пудель».

Февральская революция становится для Куприна осуществлением желанных демократических перемен. Он активно выступает в периодической печати, но это время становится для писателя временем противоречий и метаний как политических, так и творческих. Летом 1920 года Куприн едет в Париж. Так открывается новая страница его творчества, но большинство произведений этого периода изображают события дореволюционные либо из исторического и легендарного прошлого России. Одно из самых заметных произведений этого времени - роман «Жанета» (1932-1933). Он посвящен русской эмиграции. В произведении показана душевная опустошенность русского эмигранта, нищенствующего, всеми забытого, никому не нужного, для всех чужого. Единственным смыслом его жизни становится маленькая девочка Жанета. Все восемнадцать лет, проведенных в эмиграции в целом, писатель испытывает тоску по родине и творческий кризис. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», - утверждал он в одном из своих писем.

Возвращение на родину в 1937 году не изменило его настроений. Несмотря на новые творческие замыслы, подорванное здоровье не позволило ему их воплотить в жизнь. В августе 1938 года А. И. Куприн скончался.

По воспоминаниям современников, перед смертью он признавался близким: «…Какое счастье принадлежать к такому народу, любить его!». Действительно А. И Куприн жил и творил для всех людей России, его произведения проникнуты гуманистической верой в человека, любовью к родине, демократическим пафосом, идеями духовного раскрепощения личности. Исследователь творчества писателя Ф. И. Кулешов верно отметил: «Куприн оставил книги, которые нужны людям сегодня, будут нужны им вечно, как вечен язык, на котором они написаны, и как вечен народ, к которому они обращены».

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

1871 год был сложным в биографии Куприна – умер отец, и бедствующая семья переехала в Москву.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным , Антоном Чеховым и Максимом Горьким .

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок»(1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».

После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева .

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

Тест по биографии

Проверьте тестом свои знания краткой биографии Куприна.




Top