Методическая разработка "кодификатор по литературе. фгос"

Впереди сессия ЕГЭ 2020 года и всем, кто планирует сдавать выпускной экзамен по литературе, мы предлагаем детально разобрать основной документ, представленный ФИПИ – кодификатор, содержащий полный список произведений и требования к уровню подготовки выпускников.

Подробнее об особенностях новой демоверсии по литературе, расписании ГИА-2020, самом формате испытания и структуре КИМ, вы можете прочитать в статье « ».

На этапе подготовки к ЕГЭ 2020 по литературе, педагоги и выпускники должны руководствоваться тремя основными документами, разработанными ФИПИ – кодификатором, спецификациями и демонстрационным вариантом КИМ.

Кодификатор, полную версию которого можно найти в соответствующем разделе официального портала ФИПИ, содержит:

  1. Основные нормативные документы, на основе которых разработаны КИМы и кодификатор.
  2. Перечень элементов содержания.
  3. Систематизированный перечень основных требований, предъявляемых к уровню подготовки (что должны знать и уметь выпускники 11 класса).
  4. Список литературы, включенной в ЕГЭ 2020 с акцентом на новые произведения, недавно включенные в программу.

Ознакомление с кодификатором – важный этап подготовки к ЕГЭ, ведь в документе четко прописано, какие знания и умения будут проведены в ходе ГИА 2020 года, и на что выпускникам стоит обратить особое внимание.

Нормативные документы

Кодификатор 2020 года уточняет, что все задания, которые могу встретится на ЕГЭ по предмету «литература», соответствуют образовательным нормам, которые были установлены актуальными на данный момент приказами Минобразования РФ:

  1. №1236 от 19.05.1998;
  2. № 56 от 30.06.1999;
  3. № 1089 от 05.03.2004.

Таким образом, кодификатор акцентирует внимание выпускников и педагогов на том, что экзамен по литературе в 2020 году будет базироваться на актуальных нормативных документах с учетом изменений, внесенных в данные приказы в связи с внедрением ФГОС в 2010 году.

Требования к уровню знаний

Обратите внимание, что КИМ имеет многоуровневую структуру и включает в себя темы, изучаемые не только в базовой программе, а и в программе углубленного уровня. Это значит, что учащимся школ и физико-математическим либо биологическим профилем для достижения максимального балла может потребоваться дополнительно ознакомиться с некоторыми произведениями.

Проверочные задания, разработанные ФИПИ для ЕГЭ 2020 года по литературе, будут направлены на проверку знания теоретических основ и сформированности практических навыков, о чем говорит нам кодификатор.

Выпускник должен знать и понимать:

Выпускник должен уметь:

образную природу словесного искусства воспроизводить содержание произведений (из списка ФИПИ)
основные теоретико-литературные понятия проводить анализ произведения
содержание произведений, включенных в список рекомендованной литературы сопоставлять литературу и факты культурной жизни общества
историю создания и историко-культурный контекст этих произведений всесторонне раскрывать содержание произведений
биографии писателей, а также важные факты из их жизни и творчества соотносить изучаемое с литературным направлением эпохи
закономерности историко-литературного процесса определять позицию автора
формулировать свое отношение к прочитанному и аргументировать его примерами
писать сочинения

Важным навыком для 11-классника также является умение применять знания и навыки, приобретенные на уроках литературы, в повседневной жизни – вести диалоги и дискуссии на литературные темы, создавать связанные тексты на предложенную тему и т.д.

Список литературы

Важнейшая информация, которую содержит кодификатор по литературе – это полный список произведений, которые должен досконально знать выпускник, планирующий сдавать ЕГЭ по предмету в 2020 году.

Обратите внимание, что в документации представлены 4 варианта указания литературного произведения:

  1. Автор и произведение (таких указаний большинство).
  2. Автор и рекомендация обзорного изучения конкретного произведения.
  3. Имя автора без указания произведений (на выбор учащегося).
  4. Список писателей с указанием минимального числа авторов, с творчеством которых необходимо ознакомиться (для литературы XX века).

Предлагаем ознакомиться с полным перечнем литературных произведений, рекомендованных в кодификаторе ФИПИ к изучению для сдающих в 2020 году ЕГЭ по литературе.

Единый государственный экзамен по литературе один из самых сложных. По данным статистики его выбирают не более 5% учащихся. Все дело в том, что задания составлены с расчетом на программу профильных гуманитарных классов и школ. Раньше, до введения ЕГЭ, экзамен в виде сочинения был обязательным и по нему выставляли сразу 2 оценки – по литературе и русскому языку. Теперь сдать единый государственный экзамен по литературе – достаточно сложная задача для выпускника обычной школы, поскольку вопросы охватывают темы, изучаемые в профильных классах, да и сама структура билета ежегодно меняется.

Большинство преподавателей едины во мнении, что для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2017-2018 учебном году мало просто прочесть все произведения из перечня школьной программы и уметь грамотно излагать свои мысли. Необходима профессиональная подготовка, учитывающая специфику актуальных на данный момент КИМов.

В данном материале мы расскажем:

Успешно сдав единый государственный экзамен по русскому языку, математике базового либо профильного уровня (в зависимости от требований ВУЗа) и литературе, выпускник может выбрать для себя различные направления.

В 2018 году такой набор предметов предоставит возможность поступления на абсолютное большинство творческих направлений:

  • факультет журналистики или военной журналистики. Журналистика является самым популярным гуманитарным направлением с большими перспективами трудоустройства. В большинстве ВУЗов огромный конкурс на данную специальность. Помимо литературы, в большинстве случаев, будет необходим и сертификат по иностранному языку;
  • стабильно высокий конкурс на место и в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • лингвистические и филологические факультеты;
  • в университеты, выпускающие переводчиков (соответственно, необходима сдача ЕГЭ по иностранному языку);
  • факультет журналистики или военной журналистики (в некоторых ВУЗах также требовали сертификат по иностранному языку);
  • факультеты, обучающие творческим специальностям: графика, живопись, скульптура, реставрация, дизайн, вокал, хореография, театральное искусство и др. (во многих ВУЗах обязательным является дополнительный творческий конкурс);
  • факультеты, дающие образование продюсера, звукорежиссера, кинооператора (необходим сертификат по математике профильного уровня).

Определиться с перечнем необходимых предметов стоит еще до начала 2017-2018 учебного года, ознакомившись с требованиями к абитуриентам определенного факультета, которые можно найти на официальном сайте соответствующего высшего учебного заведения.

Все изменения, которые будут внесены в 2018 году, а также самую актуальную информацию о ЕГЭ по литературе также всегда можно найти на нашем портале.

Изменения в ЕГЭ по литературе в 2018 году

В рамках усовершенствования КИМов, Министерство образования и науки РФ разработало кардинально новую перспективную модель билетов ЕГЭ по литературе и, скорее всего, уже в 2018 году выпускникам придется столкнуться с целым рядом инноваций:

  1. Из билетов полностью исключены вопросы с кратким ответом.
  2. Число заданий по выбору участника возросло.
  3. В заданиях на сравнение необходимо будет сопоставить текст только с 1 произведением (ранее было 2).
  4. Сочинения будут проверятся более тщательно, а критерии проверки ужесточатся.
  5. Минимальный объем развернутого ответа – 50 слов, а сочинения – 250 слов (сочинения, объем которых будет менее 200 слов, оцениваются в 0 баллов).

Также вы можете узнать о нововведениях в ЕГЭ по литературе, посмотрев видео интервью с Дмитрием Баком, профессором Российского Государственного Гуманитарного Университета:

На выполнение всех заданий отводится 235 минут.

Минимальный проходной балл – 32 балла.

Для получения оценки «отлично» необходимо набрать более 67 баллов.

При оценке сочинения члены комиссии будут опираться на такие критерии:

  1. Глубина понимания проблемы и наличие своих мыслей. Содержание ответов – главное. Правильность орфографии и пунктуации не влияют на ответ, но речевые ошибки, нарушение лексических норм, будут отнимать баллы.
  2. Уровень теоретико-литературных знаний экзаменуемого.
  3. Обоснованность приведенных отрывков из произведений.
  4. Логичность и последовательность изложения.
  5. Соблюдение норм и правил русского языка.

Список произведений для сдачи ЕГЭ по литературе

Один из самых актуальных вопросов, волнующий 11-классников – это список произведений, которые необходимо досконально изучить для успешной сдачи ЕГЭ по литературе в предстоящем 2018 году.

Действительно, основная сложность экзамена в необходимости владения достаточно большим объемом информации, ведь в кодификаторе ЕГЭ по литературе перечислено:

  • более 150 стихов;
  • 11 романов;
  • 9 поэм;
  • 6 пьес;
  • 4 повести;
  • около 20 рассказов.

Полный список произведений можно найти в разделе «кодификаторы» официального сайта ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Важно понимать, что качественная подготовка к ЕГЭ заключается не только в ознакомлении со смыслом различных произведений, ведь для успешной сдачи экзамена по литературе в 2018 году потребуется:

  • глубокое понимание сути проблем, поднимаемых разными авторами;
  • владение информацией о портретах и характерах героев;
  • умение проводить параллели между сюжетом произведения и духовными переживаниями автора;
  • наличие собственного мнения и умение его отстаивать и обосновывать;
  • познания из области истории литературы.

Именно поэтому, читать романы, повести, поэмы, пьесы, рассказы и другие литературные произведения необходимо в оригинале, а не по критике, а в процессе прочтения, обращать внимание на мелочи и вести читательский дневник, в котором записывать основную информацию, которая будет необходима при подготовке к ЕГЭ и написании сочинений.

  1. Писать как можно больше тренировочных сочинений, выстраивая для себя определенные шаблоны для различных тематик.
  2. Создайте карточку для каждого писателя, в которую вынесите основные даты и важную информацию.
  3. Думайте над проблематикой произведений.
  4. Не ленитесь выписывать фразы, которые можно будет использовать в сочинениях.
  5. Если что-то очень сложно запоминается, используйте схемы и зарисовки.

Среднее общее образование

УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (10-11) (баз., углуб.)

Литература

Кодификатор ФИПИ для ЕГЭ-2020 по литературе, список произведений

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ единого государственного экзамена, объекты перечня которого имеют конкретный код.

Основные изменения в новой демоверсии
В 2020 году никаких изменений в структуре и содержании нет.
Скоро мы поговорим о грядущем ЕГЭ на и в эфире нашего канала на YouTube .

Расписание ЕГЭ по литературе в 2020 году
На данный момент известно, что Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали для общественного обсуждения проекты расписания ЕГЭ. Экзамены по литературе предполагается провести 25 мая.

Кодификатор представляет собой информацию, разделенную на две части:

    часть 1: «Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по литературе»;

    часть 2: «Перечень требований к уровню подготовки выпускников, проверяемому на едином государственном экзамене по литературе».

Сведения по теории и истории литературы

1.1. Художественная литература как искусство слова

1.2. Фольклор. Жанры фольклора

1.3. Художественный образ. Художественные время и пространство

1.6. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

1.7. Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма

1.8. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ

1.9. Деталь. Символ. Подтекст

1.10. Психологизм. Народность. Историзм

1.11. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск

1.12. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс

1.13. Стиль

1.14. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр

1.15. Литературная критика

В пособии показаны основные этапы долговременной и экспресс-подготовки к аттестационному сочинению и мини-сочинению-рассуждению, которым является третья часть ЕГЭ по литературе, разъясняется специфика работы с основными типами тем сочинений, дана последовательность работы непосредственно в ходе экзамена. Особое внимание обращается на последние изменения в правилах сдачи экзамена. Для выпускников, абитуриентов, учителей и родителей.

Список литературы

Кодификатор по литературе ЕГЭ-2019 ФИПИ содержит список литературных произведений, которые экзаменующемуся необходимо изучить и знать содержание. Представляем данный официальный список.

2. Из древнерусской литературы

2.1. «Слово о полку Игореве»

3. Из литературы XVIII в.

3.1. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

3.2. Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

4. Из литературы первой половины XIX в.

4.1. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

4.2. В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

4.3. А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

4.4. А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»

4.5. А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

4.6. А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

4.7. А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

4.8. М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...»

4.9. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про... купца Калашникова»

4.10. М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

4.11. М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

4.12. Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

4.13. Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

4.14. Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

5. Из литературы второй половины XIX в.

5.1. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

5.2. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

5.3. Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах...», «С поляны коршун поднялся...», «Есть в осени первоначальной...», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), «Природа - сфинкс. И тем она верней...»

5.4. А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Вечер», «Учись у них - у дуба, у березы...», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Еще майская ночь»

5.5. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

5.6. Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...»

5.7. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

5.8. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

5.9. М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

5.10. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

5.11. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

5.12. Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

6. Из литературы конца XIX - начала XX в.

6.1. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

6.2. А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Учебник знакомит учащихся с избранными произведениями русской и зарубежной литературы XX–XXI веков в теоретических и критических статьях; способствует нравственному и мировоззренческому развитию личности; показывает возможности использования интернета в решении коммуникативных, творческих и научных задач. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (2012 г.).

7. Из литературы первой половины XX в.

7.1. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

7.2. М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

7.3. М. Горький. Пьеса «На дне»

7.4. А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...»

7.5. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

7.6. В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

7.7. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

7.8. С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога...», «Запели тесаные дроги...», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»

7.9. М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов - как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

7.10. О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»

7.11. А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

7.12. А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

7.13. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»

7.14. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

7.15.А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

7.15.Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

7.16. А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом...»), «Я знаю, никакой моей вины...»

7.17. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

7.18. Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных - тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»

7.19. Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

7.20. А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

7.21. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

7.22. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

8. Из литературы второй половины ХХ - начала XXI в. (В зависимости от формулировки задания 17.4. экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.)

8.1. Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

8.2. Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

8.3. Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Требования к уровню подготовки выпускников

КИМ ФИПИ разрабатываются с опорой на конкретные требования к уровню подготовки экзаменующихся. Таким образом, чтобы успешно справиться с экзаменом по литературе, выпускнику необходимо:

1. Знать/понимать:

1.1. образную природу словесного искусства;

1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;

1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

1.5. основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;

1.6. основные теоретико-литературные понятия.

2. Уметь:

2.1. воспроизводить содержание литературного произведения;

2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

2.10. писать сочинения на литературные темы.

3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

3.1. для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка;

3.2. участия в диалоге или дискуссии.

Кодификатор ЕГЭ по литературе: список произведений для подготовки к экзамену.

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова
1.2 Фольклор. Жанры фольклора
1.3 Художественный образ. Художественные время и пространство
1.4 Содержание и форма. Поэтика
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика
1.6 Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ
1.9 Деталь. Символ. Подтекст
1.10 Историзм. Народность. Психологизм
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс
1.13 Стиль
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр
1.15 Литературная критика

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.


3.1 Д.И. Фонвизин . Комедия «Недоросль»
3.2 Г.Р. Державин . Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.


4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
4.2 В.А. Жуковский . Баллада «Светлана»
4.3 А.С. Грибоедов . Комедия «Горе от ума»
4.4 А.С. Пушкин . Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
4.5 А.С. Пушкин . Роман «Капитанская дочка»
4.6 А.С. Пушкин . Поэма «Медный всадник»
4.7 А.С. Пушкин . Роман «Евгений Онегин»
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
4.9 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Песня про… купца Калашникова»
4.10 М.Ю. Лермонтов . Поэма «Мцыри»
4.11 М.Ю. Лермонтов . Роман «Герой нашего времени»
4.12 Н.В. Гоголь . Комедия «Ревизор»
4.13 Н.В. Гоголь . Повесть «Шинель»
4.14 Н.В. Гоголь . Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.


5.1 А.Н. Островский . Драма «Гроза»
5.2 И.С. Тургенев . Роман «Отцы и дети»
5.3 Ф.И. Тютчев . Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»), «Природа – сфинкс. И тем она верней...»
5.4 А.А. Фет . Стихотворения: «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
5.5 И.А. Гончаров . Роман «Обломов»
5.6 Н.А. Некрасов . Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей...», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»
5.7 Н.А. Некрасов . Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин . Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин . Роман «История одного города» (обзорное изучение)
5.10 Л.Н. Толстой . Роман «Война и мир»
5.11 Ф.М. Достоевский . Роман «Преступление и наказание»
5.12 Н.С. Лесков . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.


6.1 А.П. Чехов . Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
6.2 А.П. Чехов . Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.


7.1 И.А. Бунин . Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый
понедельник»
7.2 М. Горький . Рассказ «Старуха Изергиль»
7.3 М. Горький . Пьеса «На дне»
7.4 А.А. Блок . Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить…»
7.5 А.А. Блок . Поэма «Двенадцать»
7.6 В.В. Маяковский . Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
7.7 В.В. Маяковский . Поэма «Облако в штанах»
7.8 С.А. Есенин . Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи...», «Низкий дом с голубыми ставнями...»
7.9 М.И. Цветаева . Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
7.10 О.Э. Мандельштам . Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
7.11 А.А. Ахматова . Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова...», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие...», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
7.12 А.А. Ахматова . Поэма «Реквием»
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
7.15.А М.А. Булгаков . Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
7.15.Б М.А. Булгаков . Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
7.16 А.Т. Твардовский . Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
7.17 А.Т. Твардовский . Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
7.18 Б.Л. Пастернак . Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест...», «Сосны», «Иней», «Июль»
7.19 Б.Л. Пастернак . Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с
анализом фрагментов)
7.20 А.П. Платонов . Одно произведение (по выбору экзаменуемого)__
7.22 А.И. Солженицын . Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ – начала XXI в.


8.1 Проза второй половины XX в . Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору)

Кодификатор – это перечень книг, терминов и других элементов литературоведения, знанием которых должен похвастать выпускник на финальном этапе обучения. Данное учебное пособие ежегодно обновляется на сайте ФИПИ, и 2019 год не стал исключением. Сегодня мы уже располагаем сведениями о том, что будут спрашивать с учеников взыскательные ревизоры КИМов. Эта информация – основа самоподготовки каждого потенциального абитуриента, который уже мысленно считает необходимые для поступления баллы. Поэтому скорее сохраняйте в закладках удобный и лаконичный список книг на ЕГЭ по литературе в 2019 году от Многомудрого Литрекона. Он держит руку на пульсе и всегда вовремя вносит в него обновления, если таковые появляются в официальных источниках.

Начнем с того, что далеко не все книги, которые мы проходили на уроках, вошли в заветный список произведений. Он, как правило, сильно упрощен, и особой «жести» там не предвидится. Однако важно обратить внимание на казуистику вступления к кодификатору, где организаторы экзамена упоминают о том, что в КИМе ученик может увидеть задание по стихотворению, которого нет в перечне (стр. 4). Та же проблема с авторами, произведения которых не конкретизированы в списке.

Например, в бланке может попасться любая книга А. Платонова или Н. Лескова. Поэтому на кодификатор надейся, а сам читай все – получается так. Хорошо хотя бы то, что Л. Толстого ограничили, а то его полное собрание сочинений занимает 90 увесистых томов. Вот и думай, что из этого богатого творческого наследия просочится в ЕГЭ по литературе.

Но клеймить позором несправедливые экзамены можно вплоть до мая, а сейчас пора бы уже начать подготовку. Основные элементы расположены в хронологическом порядке, рядом с каждым из них обозначен присвоенный ему свыше код. Курсивом оформлены те определения или произведения, знание которых не проверяется на ЕГЭ, но пригодится для раскрытия того, что проверяться будет.

Код Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ ЕГЭ
1

Сведения по теории и истории литературы

1.1 Художественная литература как искусство слова.
1.2 Фольклор. Жанры фольклора.
1.3 Художественный образ. Художественное время и пространство.
1.4 Содержание и форма. Поэтика.
1.5 Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
1.6 Историко-литературный процесс. Лит. направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
1.7 Литературные роды: эпос, лирика, лироэпос , драма. Жанры лит-ы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
1.8 Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза . Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
1.9 Деталь. Символ. Подтекст.
1.10 Психологизм. Народность. Историзм.
1.11 Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
1.12 Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора . Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение ), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон . Звукопись: аллитерация, ассонанс.
1.13 Стиль.
1.14 Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
1.15 Литературная критика.
2

Из древнерусской литературы

2.1 «Слово о полку Игореве»
3

Из литературы XVIII в.

3.1 Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль».
3.2 Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник».
4

Из литературы первой половины XIX в.

4.1 В.А. Жуковский. Стихотворение «Море».
4.2 В.А. Жуковский. Баллада «Светлана».
4.3 А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума».
4.4 А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…».
4.5 А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка».
4.6 А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник».
4.7 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин».
4.8 М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…».
4.9 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова».
4.10 М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри».
4.11 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».
4.12 Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор».
4.13 Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель».
4.14 Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души».
5

Из литературы второй половины XIX в.

5.1 А.Н. Островский. Пьеса «Гроза».
5.2 И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети».
5.3 Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».
5.4 А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
5.5 И.А. Гончаров. Роман «Обломов».
5.6 Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
5.7 Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
5.8 М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
5.9 М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение).
5.10 Л.Н. Толстой. Роман «Война и мир».
5.11 Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».
5.12 Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Левша», «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Пугало», «На часах»).
6

Из литературы конца XIX – начала XX в.

6.1 А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
6.2 А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад».
7

Из литературы первой половины XX в.

7.1 И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
7.2 М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль».
7.3 М. Горький. Пьеса «На дне».
7.4 А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…».
7.5 А.А. Блок. Поэма «Двенадцать».
7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой».
7.7 В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах».
7.8 С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».
7.9 М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).
7.10 О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».
7.11 А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество».
7.12 А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».
7.13 М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон».
7.14 М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
7.15А М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).
7.15Б М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).
7.16 А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…».
7.17 А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»).
7.18 Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
7.19 Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов).
7.20 А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого: «Юшка», «Котлован»).
7.21 А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
7.22 А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
8

Из литературы второй половины ХХ в.

8.1 Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
8.2 Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
8.3 Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Стихотворения из кодификатора

Список стихотворений для ЕГЭ по литературе – вполне логичный финал для подготовки к экзамену. В последние дни нужно сконцентрировать свое внимание на стихотворных произведениях, которые легко забываются. Лучшим способом их «обработки» является усиленное изучение добротных анализов этих текстов.

  1. В.А. Жуковский: «Море», Баллада «Светлана»
  2. А.С. Пушкин. Пушкинская лирика: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…». Поэма «Медный всадник».
  3. М.Ю. Лермонтов: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Песня про… купца Калашникова». Поэма «Мцыри».
  4. Н.А. Некрасов: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
  5. А.А. Фет: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».
  6. А.А. Блок: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать»
  7. В.В. Маяковский: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах»
  8. С.А. Есенин: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  9. М.И. Цветаева: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  10. О.Э. Мандельштам: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  11. А.А. Ахматова: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему
    одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».
  12. Б.Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».
  13. Стихотворения не менее трех авторов по выбору: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский.

На этом список произведений для подготовки к ЕГЭ по литературе подошел к концу. Многомудрый Литрекон таит в сердце надежды и упования, что данный перечень облегчит Вам путь к успеху на выпускных экзаменах.




Top