Методические основы проектирования реинжиниринга бизнес - процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов на предприятии: мировая и российская практика

Бизнес-процесс - четко очерченный набор операций, совершаемых с определенным алгоритмом и ради достижения конкретного результата, принципиально важного для компании.

Бизнес-процесс не всегда совпадает с зоной ответственности того или иного отдела. Обычно в нем участвуют сотрудники разных подразделений фирмы.

Основоположником данной науки является М. Хаммер. Он подчеркивал: «Бизнес-процесс пересекает функциональные границы, поэтому бизнес-процессы имеют следующую структуру:

1. - стратегическое планирование (формирование целей и политики компании);

2. - производство (от закупки сырья до отгрузки продукции);

3. - разработка нового продукта (от выработки концепции до создания образца);

4. - продажи (от выявления потенциального клиента до получения заказа);

5. - выполнение заказа (от оформления заказа до получения платежа)».

«Как есть» и «Как надо» - это 2 сдандартных базовых подхода в процессном управлении.

По мере движения от одного состояния к другому происходит оптимизация бизнес-процесса.

1. Реинжиниринг бизнес - процесса

Реинжиниринг существует 15 лет (с 1997г). Он подразумевает скачкообразное увеличение показателей эффективности функционирования бизнеса. Реинжиниринг предполагает не медленное получение результата, а быстрое осуществление глубоких и всесторонних коренных изменений системы управления, т.е. прорыв роста эффективности в десятки и сотни раз.

Таким образом, метод революционного преобразования деятельности предприятия, коренной перестройки его бизнеса и получил название реинжиниринг.

Автор реинжиниринга определил его следующим образом - это «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектироние бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность».

2. Ключевые понятия реинжиниринга

Фундаментальный реинжиниринг - это ответ на вопрос «Почему мы должны делать то, что мы делаем?», «Почему мы должны делать это тем способом, которым мы это делаем?». В этом случае реинжиниринг сначала определяет «что предприятие должно делать» и только затем «как делать», т.е. концентрируется на том, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Радикальный реинжиниринг - радикальность означает изменение вещей и ситуаций в самом их корне. В бизнес - реинжиниринге радикальность означает отбрасывание всех существующих структур и процедур, и воплощение новых способов выполнения работ.

Координальный реинжиниринг - реализация программы постепенного улучшения качества, т.е. в этом случае бизнес-реинжиниринг применяется только тогда, когда есть острая необходимость во «взрывном» воздействии.

3. Способы улучшения бизнес - процесса

Существует 2 способа улучшения бизнес-процесса:

Редизайн - эволюционное изменение;

Реинжиниринг - революционное изменение.

Реинжиниринг - радикальное изменение предпринимательских процессов в самых важных направлениях. В любом случае процесс должен быть тщательно задокументирован. Для этого используется 3 способа описания:

1. текстовой - в виде формулировок, которые предположительно будут понятны всем участникам процесса.

2. при помощи таблиц, должностных инструкций - стандартные формы документооборота накладывают ограничения на формулировки во избежании разночтений.

3. графическая форма - процессы отражены в виде схем и диаграмм.

4. Основные принципы реинжиниринга бизнес-прцессов

1. Концентрация ответственности (несколько работ объединяются в одну);

2. Делегирование полномочий в сочетании с самоконтролем (оперативные решения принимаются работниками на местах);

3. Естественный порядок выполнения процесса, параллельный или последовательный;

4. Работа выполняется там, где ее можно выполнить наиболее эффективно, вплоть до передачи клиенту процесса;

5. Сокращается объем согласований, проверок и контроля (контроль со стороны менеджеров заменяется по возможности контролем со стороны потребителей результатов данного процесса);

6. Должна устраняться всякая работа, не добавляющая потребительскую стоимость.

Бизнес-процессы - самый важный элемент в определении реинжиниринга и наиболее трудно понимается руководителями.

Бизнес-процессы - горизонтальные иерархии внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или ее отдельных компонентов.

Существуют следующие категории бизнес-процессов:

Процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;

Процессы планирования и управления;

Ресурсные процессы;

Процессы преобразования.

Бизнес-процесс характеризуется:

Существующей технологией реализации бизнес-процесса;

Существующей структурой бизнес - системы;

Средствами автоматизации оборудования; механизмами, обеспечивающими реализацию бизнес-процесса.

5. Основные показатели оценки эффективности бизнес-процессов

1. Количество производимой продукции заданного качества, оплаченного за определенный интервал времени.

2. Количество потребителей продукции.

3. Количество типовых операций, которые необходимо выполнять при производстве продукции за определенный интервал времени.

4. Стоимость издержек производства продукции.

5. Длительность выполнения типовых операций.

6. Капиталовложения в производство продукции.

6. Изменения в бизнесе, не являющиеся реинжинирингом

1. Реинжиниринг нельзя непосредственно отождествлять с автоматизацией бизнес-процессов, т.е. автоматизация бизнес-процесса с использованием информационных технологий.

2. Программное обеспечение, задача которого состоит в переписывании на основе современных технологий устаревших информационных систем.

3. Реинжиниринг не является ни реструктурированием , ни уменьшением размерности - эти термины обозначают уменьшение возможностей компании.

4. Изменение организационной структуры - это реструктуризация, а реинжиниринг имеет дело с бизнес-процессами.

5. Реинжиниринг - не улучшение качества и не глобальное управление качеством, хотя реинжиниринг и управление качеством отводят центральную роль бизнес-процессам, но существует принципиальное отличие:

а) управление качеством принимает имеющиеся процессы и старается их улучшить;

б) реинжиниринг заменяет существующие процессы на совершенно новые.

10. Основные свойства реинжиниринга

Реинжиниринг - это перепроектирование деловых процессов для достижения радикального улучшения деятельности фирмы. Реинжиниринг бизнеса требует все начать с нуля. В рамках реинжиниринга старые формулировки утрачивают свое значение, т.к. важным является то, как фирма желает организовать работу именно сегодня с учетом сегодняшнего спроса на рынке.

Основными свойствами реинжиниринга является:

1. отказ от устаревших правил и подходов к деловому процессу и начать его с нуля;

2. пренебрежение действующими системами, структурами и процедурами компании. Радикальное изменение способов хозяйственной деятельности;

3. приведение к значительным изменениям показателей деятельности.

11. Основные ситуации в бизнесе, требующие вмешательства реинжиниринга

Реинжиниринг необходим в случаях потребности очень существенных улучшений. Известны 3 основные ситуации, требующие вмешательства реинжиниринга:

1. - В условиях, когда фирма находится в состоянии глубокого кризиса. Этот кризис может выражаться в неконкурентном уровне издержек, в массовом отказе потребителей от продукта фирмы.

2. - В условиях, когда текущее положение фирмы может быть признано удовлетворительным, однако прогнозы ее деятельности являются неблагоприятными. Фирма сталкивается с нежелательными для себя ситуациями - в конкурентоспособности, доходности и уровне спроса.

3. - Реализацией возможностей реинжиниринга занимаются не профессионалы, хотя их задача состоит в ускоренном наращивании отрыва от ближайщих конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.

12. Участники реинжиниринговой деятельности и их функции

Для реализации реинжиниринговых процессов необходимо сформировать организационную структуру во главе с основными ее участниками.

Лидер проекта реинжиниринга - один из топ - менеджеров фирмы, возглавляющих реинжиниринговую деятельность. Функции лидера:

Организационные обязанности

Идеологическое обоснование проекта реинжиниринга

Создание в коллективе общего духа новаторства, интузиазма и ответственности

Лидер должен обладать высокой внутренней энергией.

Управляющий комитет состоит из:

Членов высшего руководства фирмы

Лидера реинжиниринга

Менеджеров бизнес - процессов.

Функция наблюдения за процессом

Функция согласования целей и стратегии реинжиниринга

Согласование интересов различных рабочих команд

Решение конфликтных ситуаций между рабочими командами.

В случае отсутствия комитета, эти функции выполняет лидер проекта.

Менеджер, осуществляющий оперативное руководство.

Выполняет формальную роль помощника лидера

Разрабатывает методики и инструменты реинжиниринга

Обучение и координация действий ответственных руководителей бизнес - процесса

Помощь в организации рабочих команд.

13. Виды реинжиниринга

Школы реинжиниринга:

1. американская школа - рушим все потом собираем снова, «to-be», цель: создание новой ИС или доработка существующей

2. российская школа - «мягкий реинжиниринг».

1. цель оптимизации

2. выбираем критерии, наиболее важные для компании

А) объем прибыли

Б) Доля рынка компании

В) качество обслуживания компании

3. классификация БП компании

4. выбор тех, что приносят прибыль

5. строим по ним модель БП

Дорабатываем (оптимизируем) сначала те процессы, что приносят прибыль (осн), после всопогательные.

В реинжиниринге выделяют 2 вида деятельности:

1) кризисный реинжиниринг, где речь идет о решении крайне сложных проблем организации.

2) реинжиниринг развития, который применим тогда, когда дела у организации идут в целом неплохо, но ухудшилась динамика развития и стали опережать конкуренты.

Реинжиниринг развития может привести к заметному улучшению, но всего лишь к приростному по отношению к существующему уровню ведения бизнеса. Это происходит за счет отказа от малоценных дополнительных видов деятельности; передвижения границ между подразделениями и делегирование полномочий с целью повышения производительности, экономии требуемых ресурсов.

Кризисный реинжиниринг как бизнес - процессов, так и всей организации в целом требует перепроектирования в первую очередь взаимоотношений между поставщиками и потребителями. Любой вид деятельности реинжиниринга должен осуществляться после глубокого и тщательного обследования, вскрывающего как недостатки, так и скрытые возможности персонала, процессов, информации и технологии.

В результате тщательного анализа обнаруживаются области, требующие совершенствования бизнес - процессов посредством управления и упрощения.

14. Деятельность организации посредством бизнес - процессов

Чтобы обеспечить эффективную деятельность организации достаточно всего от 3-х до 10-ти основных бизнес - процессов.

Выделяют 3 вида типичных бизнес - процессов:

1. Выработка стратегии.

2. Разработка нового товара.

3. Выполнение заказов.

Масштаб программы реинжиниринга зависит от того, сколько основных бизнес - процессов будет ею охвачено. Для большинства российских компаний наиболее актуален кризисный реинжиниринг, поскольку перед ним стоит проблема банкротства, следовательно задачами реинжиниринга является:

Объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интегрированной корпоративной информационной системы управления.

Обеспечение общего снижения затрат и имеющий возможность гибкого реагирования на изменение рыночной ситуации в системе управления.

15. Объекты реинжиниринга

Модель бизнеса - представление основных хозяйственных процессов фирмы, взятых в их взаимодействии с деловой средой фирмы.

Будущий образ фирмы - это упрощенный образ оригинала, отражающий главные его черты и не учитывающий второстепенные детали.

Процесс реинжиниринга базируется на 2-х этих понятиях:

Будущий образ фирмы

Модель бизнеса

Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Компании подвергают реинжинирингу не отделы продаж, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.

В каждой фирме присутствуют следующие объекты реинжиниринга:

а) разработка продукта - от выработки концепции продукта до его создания;

б) продажи - от выявления потенциального клиента до получения заказа;

в) выполнение заказа - от оформления заказа до получения платежа;

г) обслуживание бизнес - процесса как объект - от получения запроса по претензиям до разрешения возникшей прпоблемы.

16. Основные этапы реинжиниринга

1. Формируется желаемый образ фирмы - это происходит в рамках стратегии фирмы и ее ориентиров;

2. Создается модель реального или существующего бизнеса фирмы - реконструируется система действий, работ, при помощи которых компания реализует свои цели;

3. Разрабатывается модель нового бизнеса (прямой реинжиниринг):

а) перепроектируются выбранные хозяйственные процессы

б) формируются новые функции персонала

в) создаются информационные системы, необходимые для осуществления реинжиниринга

г) производится тестирование новой модели бизнеса (предварительное применение в ограниченном масштабе);

4. Внедрение модели нового бизнеса в хозяйственную реальность фирмы.

17. Базовые методы и формы работы, положенные в основу реинжиниринга

1. Несколько рабочих процедур объединяются в одну - происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс.

2. Исполнители принимают самостоятельно решения - в ходе реинжиниринга осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов - это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем, т.е. наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению производительности людей.

3. Шаги процесса выполняются в естественном порядке.

4. Процессы имеют различные варианты исполнения.

5. Работа выполняется в том месте, где это целесообразно

6. Уменьшается количество проверок и управляющих воздействий

7. Минимизируется количество согласований

8. Уполномоченный менеджер обеспечивает единую точку контакта, т.е. играет роль буфера между сложным процессом и заказчиком.

9. Преобладает смешанный централизованно - децентрализованный подход к управлению.

18. Методологии моделирования бизнес - процессов

На практике осуществление реинжиниринга необходимо начинать с выбора наиболее подходящей методологии описания (моделирования) бизнес - процесса.

Наиболее эффективным является:

1. - Блок - схема бизнес - процесса, состоящая из прямоугольников (обозначающих действия), ромбиков (обозначающих принимаемые решения) и стрелок, соединяющих эти элементы между собой и друг с другом.

2. - Словесное описание бизнес - процесса, отвечающее на вопросы ЧТО? КТО? ГДЕ? КАК? ЗАЧЕМ? и ПОЧЕМУ? а также каковы затраты времени денежных средств на принятие решений, ожидание и осуществление действий в бизнес - процессе.

Данные модели являются простыми и очевидными, но сложность вопросов, возникающих в процессе бизнеса, требуют более эффективных моделей и методологий. Для этого существуют компьютерные программы.

19. Инструменты реинжиниринга

В системе реинжиниринга объединены возможности ключевых современных информационных технологий, которые применимы с использованием следующих инструментов:

Графический, объективно ориентированный язык для описания моделей и проектов;

Средства анимации и имитационного моделирования реконструируемых процессов;

Методы искусственного интеллекта для полного и адекватного представления экспертных знаний о процессах.

Все это открывает доступ к непосредственному моделированию и реконструированию бизнес - процессов новой группе пользователей - менеджерам.

20. Реинжиниринг в России

Реинжиниринг важен для российского предпринимательства, т.к. ему необходимы существенные изменения. В отечественных условиях не сформированными являются бизнес - процессы, бизнес - процедуры, регламенты учетной практики - без чего реинжиниринг не возможен.

Основными составляющими процесса управления изменениями является:

Оценка готовности к изменениям самой фирмы;

Разработка плана внедрения этих изменений.

Российским менеджерам предлагается следующая методика использования потенциала реинжиниринга:

1. определение направления развития бизнеса

2. определение масштаба и конечных целей проекта

3. планирование процесса, осуществляемое специалистами

4. определение структуры организации и кадровой политики

5. технологическая поддержка

6. определение физической инфраструктуры (здания, оборудование)

7. осуществление внутренней политики фирмы и оценка влияния действующего законодательства

8. мобилизация ресурсов для осуществления проекта

Довольны ли вы своим бизнесом? Хотите увеличить прибыль, превратив его из слабого в сильный? Смоделируйте бизнес-процессы компании и посмотрите, можно ли что-то изменить. Анализ покажет, требуется ли компании небольшая оптимизация или нечто более глобальное, называемое реинжинирингом бизнес-процессов. Что это такое и как его провести на примере магазина, расскажем в этой статье.

Реинжиниринг бизнес процессов: что это такое

О том, что российским компаниям надо “отлаживать бизнес-процессы” говорят менеджеры еще с конца 90-х годов. Тогда появились книги американских авторов с незнакомой для бизнеса перестройки фразой “моделирование бизнес процессов” или “реинжиниринг бизнес-процессов”.

Что это такое, поняли быстро. Когда говорили о бизнес-процессах, речь шла о документации всех задач и мероприятий, которые в компании направлены на достижении главных целей.

Например, магазин документирует процессы продажи товара, работы с покупателем, а также с поставщиками. Сеть салонов красоты будет описывать все мероприятия по оказанию услуг определенной группе клиентов.

Реинжиниринг бизнес-процессов и инжиниринг

Иногда менеджеры говорят об инжиниринге и реинжиниринге бизнес-процессов, в общем-то подразумевая одно и то же. Только в первом случае бизнес-процессы формируются в первый раз (engineering), а во втором - переделываются полностью (reengineering).

Реинжиниринг бизнес-процессов - это кардинальная перестройка всех действий компании для увеличения прибыли и повышения конкурентоспособности предприятия. Под “предприятием” понимается любая компания, крупная или малый бизнес. Главное, чтобы там работало не меньше 10 человек.

Реинжиниринг необходим каждому бизнесу в той или иной мере, писали американские гуру менеджмента и сам автор термина Майкл Хаммер, который опубликовал в 1993 году труд «Reengineering the Corporation» («Реинжиниринг корпорации»).

Он высказал мнение, что много предприятий используют новые технологии для автоматизации принципиально неэффективных процессов, а не для создания более эффективных или выгодных с финансовой точки зрения.

Этот метод управления помогает в трансформации бизнеса. В частности:

  1. Снизить издержки и увеличить продуктивность персонала (крупным фирмам - выявить “лишних”, не занятых важными делами работников, и перенаправить их на работу в проблемные узлы);
  2. Снизить общее количество “косяков” в бизнесе, так как реинжиниринг часто направлен на автоматизацию. Базы данных и другие технологические системы помогают сократить ручной труд, увеличивая возможность прогнозировать результат работы.

Для автоматизации контроля над бизнес-процессами попробуйте CRM-систему Бизнес.Ру. Она позволяет составить график задач для каждого сотрудника, контролировать их выполнение онлайн и многое другое.

При использовании этого метода следует фокусироваться именно на изменениях процесса, а не на персонале, конкретных исполнителях.

В реинжиниринге главное - выявить и изменить к лучшему алгоритм действий по производству или продаже товара или услуги, начиная с концептуального этапа и заканчивая внедрением.

Реинжиниринг бизнес-процессов также известен под терминами “редизайн бизнес-процессов”, “трансформация бизнеса”, “управление изменениями бизнес-процессов” или под аббревиатурой BPR (business process reengineering).

Оптимизация и реинжиниринг: разница технологий

Оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов - это управленческие методы, которые имеют одинаковую цель: улучшение результатов работы.

Реинжиниринг - начинается сверху и распространяется на мельчайшие детали в действиях компании. Это отличает метод от других, где все улучшения проводятся путем регулярных “косметических” изменений процессов.

Реинжиниринг работает, когда компания собирается переоценить свои взгляды на бизнес, реформировать процессы полностью, стандартизировать действия и упростить.

Оптимизация необходима, если есть желание пересмотреть только один-два бизнес-процесса. Например, когда у компании есть проблема только в одной сфере: задержка с доставкой или же большое количество бумажной работы.

Не исключено, что при налаживании одного процесса всплывут и другие проблемы. И руководство компании решит, что все же нужен реинжиниринг.

Когда этот метод был впервые разработан, одним из основных результатов было сокращение численности персонала компании. В то время это было связано прежде всего с внедрением информационных технологий в компании, которые ранее не использовали их. Автоматизация процессов потребовала меньше людей для их выполнения.

В настоящее время проект реинжиниринга бизнеса предполагает, что современные технологии уже используются в компании, но их необходимо обновить или улучшить.

Результаты реинжиниринга:

    Повышение эффективности. Для этого определяют основные задачи компании и выявляют неэффективные или устаревшие бизнес-процессы;

    Общее снижение затрат, но не путем сокращения работы или штата, а через упрощение работы;

    Увеличение вовлеченности персонала в дело компании;

    Уменьшение временных затрат на выполнение бизнес-процессов;

    Рост бизнеса - улучшение позиции отрасли с радикальными улучшениями.

Таких результатов можно добиться только методом полной трансформации, а не “косметических” правок.

Основные этапы реинжиниринга бизнеса

Для реинжиниринга нет универсальной основы, которая поэтапно направляет компании. Это связано с уникальной природой каждой компании и ее проблемами, подходом к клиентам.

Консультанты по управлению бизнес-процессами используют собственные наработки, основанные на личном опыте. Затем методы адаптируются к конкретной компании.

Рассмотрим суть этапов реинжиниринга бизнес-процессов на примере магазина:

Шаг 1. Определение причин и потребностей.

Компания должна четко понимать, почему она нуждается в реорганизации своих бизнес-процессов. Анализ потребностей бизнеса - способ убедить заинтересованные стороны, в каком направлении необходимо двигаться.

Например, в магазине сотрудникам необходимо объяснить причину изменений (“выручка упала в 1,5 раза за последние полгода” или “конкуренты работают эффективнее нас, надо оптимизироваться”).

Иначе сотрудники будут считать, что руководство проводит реорганизацию предприятия , которая угрожает им потерей места или как минимум - спокойной жизни. Они могут препятствовать изменениям, а абсолютная поддержка реинжиниринга бизнес-процессов - один из факторов успеха.

Шаг 2. Сбор команды.

Команда, которая может состоять из внутренних сотрудников и внешних консультантов, собирается для проведения реинжиниринга. Члены группы подбираются в зависимости от объема проблем и прочих факторов.

При формировании команды нужно ответить на такие вопросы:

    Должны ли члены команды иметь опыт управления или они должны быть из разных областей, быть исполнителями бизнес-процессов?

    Сколько человек должно работать в команде?

    Насколько автономно должны работать члены команды?

Например, в магазине со штатом в 15 человек реинжиниринг могут проводить 5 человек. В более крупных компаниях - до 10. Желательно, чтобы в команде были не только руководители, но и представители рабочего персонала.

Шаг 3. Определение процессов.

Эта часть реинжиниринга бизнеса требует всестороннего изучения проблем компании, ее миссии, целей, потребностей покупателей и того, как эти потребности выполняются.

Например, в небольшом магазине будет два ключевых процесса: продажа товара и закупка его. В более крупной торговой сети появятся ключевые бизнес-процессы на складе (маркировка, инвентаризация) и по расчету скидки и уценки товара.

Команда анализирует как устроены процессы в настоящее время. Выявляются проблемы и мелкие недостатки.

Шаг 4. Редизайн.

Реинжиниринг бизнес-процессов не предполагает никаких правил, которые могли бы регулировать этот этап. Это творческий этап с идеями, разработкой основных принципов изменений, поиском идей и возможностей для применения технологий.

Члены команды должны помнить, что они не только улучшают старые процессы, но и полностью пересматривают их выполнение.

Подробный пример реализации этого этапа показан ниже в статье.

Шаг 5. Включение всей компании в изменения, мониторинг ситуации.

Члены команды реинжиниринга должны получать обратную связь от сотрудников, анализировать результаты.

Реинжиниринг (перестройка) процессов на примере магазина

Рассмотрим, как реинжиниринг работает для улучшения бизнес-процессов в ритейле. Перед нами кейс по полной перестройке бизнес-процессов в региональной сети магазинов верхней одежды.

Когда нужен реинжиниринг магазину

Владелец магазина задумался о реинжиниринге бизнес-процессов, так как фиксировалось постоянное уменьшение продаж, а, следовательно, уменьшение прибыли.

Проблемы сначала списали на увеличение конкуренции (в городе открылся новый ТЦ с магазинами федеральных сетей), но, выяснилось, что дело не только в конкурентах.

Изменилось потребительское поведение. Клиенты стали более требовательны к цене и к уровню обслуживания. Традиционный подход к повышению качества работы, основанный на закреплении старшего менеджера над консультантами для обучения, не привел к успеху.

Оценка существующего бизнеса и постановка задачи

Так выглядела организационная структура магазина:

Рисунок - Организационная структура магазина до реинжиниринга

Как был устроен бизнес-процесс продажи до реинжиниринга?

Клиент приходит в магазин, подбирает подходящие модели, примеряет их, принимает решение о покупке или отказывается от нее.

Рисунок - Бизнес-процесс продажи до реинжиниринга

В магазине проходят два бизнес-процесса: продажи и закупки.

Ключевые элементы для бизнес-процесса ПРОДАЖИ

Как обстоят дела сейчас

Экспертная оценка нынешней ситуации (по пятибалльной шкале)

Ассортиментная матрица

Широкий ассортимент верхней одежды для женщин, около 200 SCU. Есть аксессуары - шарфы, палантины, шапки и перчатки.

“Широчайший” ассортимент: 350 и более артикулов верхней одежды. Помимо аксессуаров - недорогая одежда среднего слоя (водолазки, пуловеры).

Удобство покупок в магазине

Освещение светодиодными лампами, три примерочных. Бывают очереди перед началом сезона, но нет диванов для ожидания своей очереди в примерочные.

Пять и более примерочных. Необходимы диваны и каталоги с одеждой, которую можно привезти под заказ. Нужно повесить больше зеркал в зале. Организация доставки.

Обслуживание клиентов

Клиентам не нравится стоять в очередях к примерочной перед началом сезона. Не всегда доступны консультанты. Они не всегда могут подсказать, есть ли подобная модель в наличии во втором магазине сети.

Максимальное время ожидания в примерочную - 2 минуты. Консультант должен за несколько минут решить проблему покупателя и хорошо ориентироваться в ассортименте.

Стоимость

Верхняя одежда ориентирована на средний ценовой сегмент, есть недорогие аксессуары.

Необходимо ориентироваться и на низкий ценовой сегмент. Особенно в условиях кризиса.

Как устроен бизнес-процесс закупки товара магазином?

Менеджер по закупкам узнает у поставщика данные о новых моделях и, ориентируясь на то, что еще не продалось, заказывает новые. При этом он руководствуется:

    информацией от старших менеджеров,

    собственной интуицией (оба менеджера - люди с опытом работы с верхней одеждой)

    ценой товара в оптовом прайсе.

Ключевые элементы для бизнес-процесса ЗАКУПКИ

Как обстоят дела сейчас

Как должны обстоять дела в идеале

Экспертная оценка нынешней ситуации (из 5 баллов)

Сбор заявок

Консультанты оставляют заявки по телефону и в письмах менеджерам о том, что каких-то товаров не хватает.

Необходимо оставлять в единой информационной системе, из которой видна была бы ситуация по складу каждого магазина.

Анализ статистики продаж

Менеджеры по закупкам анализируют статистику продаж из данных кассы.

Заказ товара

Менеджеры просматривают каталоги, согласовывают все закупки с директором на совещании и оставляют заказы.

Онлайн-согласование закупок должно привести к минимализации согласований и обсуждений.

Распределение товаров по магазинам

Товар привозится в магазины, распределяется поровну.

Распределение исходя из прошлых данных по спросу на вещи определенной ценовой категории в конкретном магазине.

Выяснилось, что у старших менеджеров была задача - собирать данные по остаткам товара, а не заниматься наставлением консультантов и стратегией продаж. Также старшие менеджеры занимаются в магазине ревизией и инвентаризацией.

Выявлено:

    Отсутствие единой информационной системы магазина;

    Низкоквалифицированные консультанты;

    Необходимость постепенного увеличения ассортимента верхней одежды.

Анализ показывает, что магазину необходимы изменения бизнес-процессов, полная перестройка подходов к продажам - он нуждается в реинжиниринге.

Перепроектирование существующих бизнес-процессов

Изменения требуется внести в два бизнес-процесса: продажи и закупки товара . В качестве решения, магазину была предложена программа для автоматизации бизнеса Бизнес.Ру.

Основные ее преимущества для магазина:

    низкая стоимость ПО (от 350 рублей в месяц);

  • Процесс закупки у поставщика

    Сделать процесс закупки товара у поставщика линейным - убрать промежуточные звенья и неэффективные согласования.

    Алгоритм бизнес-процесса закупки составлен так:

      Формирование заявки в информационной системе Бизнес.Ру. (консультант);

      Принятие решения о необходимости закупки на основе данных о продажах (менеджер по закупке);

      Редактирование заявки;

      Отправление заявки поставщику;

      Согласование наличия;

      Перевод денег поставщику;

      Товар отправлен.

    Реализация:

    В результате реинжиниринга была снята задача со старших менеджеров собирать заявки, уменьшилось количество согласований. Закупками на два магазина стал заниматься один специалист, а другой был переквалифицирован в менеджера, ответственного за обработку интернет-заказов.

    Должность одного из старших менеджеров, который был обязан контролировать и обучать консультантов, но по факту не делал этого, была сокращена. Оставшийся старший менеджер освоил , затрачивал на работу меньше времени и мог контролировать оба магазина.

    В магазинах устранили проблему с очередями в примерочных, организовав по четвертой зоне для переодевания, а также развесив по пять дополнительных зеркал в торговых залах. Рядом с примерочными были установлены диваны для ожидания, а также журнальный столик, конфетница и стойка с водой.

    Новая организационная структура бизнеса

    Оценка нового бизнеса

    В результате реинжиниринга сократились затраты по выплате заработной платы на 35 тысяч рублей (уволили одного из старших менеджеров). Эти деньги пустили на ежемесячную оплату пользования - 1125 рублей в месяц (тариф включает CRM и интернет-магазин), а также на закупку товара - 30 тысяч рублей в месяц. Благодаря увеличению товарооборота ежемесячная прибыль увеличилась на 15 тысяч рублей.

    Эффективность работы нового интернет-магазина (единоразовые расходы на модернизацию плагина каталога товаров и корзины для движка - 20 тысяч рублей) еще надо оценить.

    Благодаря внедрению системы “ ” магазин смог использовать одну кассу для оффлайн и интернет-продаж, сэкономив минимум 15 000 рублей на приобретении онлайн-кассы Первые интернет-продажи уже состоялись.

    Можно ли автоматизацию внедрить без реинжиниринга?

    Да. Только надо помнить, что текущие бизнес-процессы компании несовершенны. Руководитель принимает решение постепенно, “латает дыры”. В итоге бизнес-процессы могут получиться запутанными или работать с ошибками.

    Бездумная автоматизация неэффективных процессов станет лишь шагом к автоматизации неэффективной работы. Она не принесет выгоды.

    Если у компании кризис или существенные проблемы (например, месяц от месяца снижается выручка), настоятельно рекомендуется изменить бизнес-процессы для реагирования на текущую ситуацию. -Одновременно максимально использовать все возможные средства автоматизации.

    Реинжиниринг для магазина с плохими финансовыми результатами - единственный способ убедиться, что решение об инвестициях в автоматизацию - правильно. Грамотная настройка всех процессов перед вложениями - гарантия положительного результата.

    Автоматизация без раздумий - более быстрое решение. Оно создаст ощущение непосредственных результатов на ранней стадии. Однако не станет выходом из проблемной ситуации.

    Изменения бизнес-процессов: другие методологии по типу реинжиниринга

    Все методологии совершенствования процессов связаны друг с другом. Рассказ о реинжиниринге бизнеса был бы неполным без списка других решений по трансформации бизнеса.

      Всеобщее управление качеством (Total Quality Management (TQM)): прародитель всех методов совершенствования процессов. Это подход к управлению, который в первую очередь касается производительности и улучшений для увеличения удовлетворенности клиентов.

    И управление качеством, и реинжиниринг связаны с повышением эффективности. Однако, если TQM фокусируется на постоянном улучшении, реинжиниринг ориентирован на разовые инновации продукта.

    Самое большое различие в том, что реинжиниринг бизнес-процессов - это метод, быстро меняющий положение дел, а управление качеством направлено на постоянные улучшения с течением времени.

      Шесть сигм. Цель этого метода - формирование безошибочного бизнес-процесса. Шесть сигм, как и реинжиниринг, выявляет и устраняет дефекты в деятельности компании.

    Тем не менее Six Sigma использует метод “выровнять и поддерживать” с шагами для определения основных причин и не полностью перепроектирует процесс.

      Lean-система (“бережливое производство”) основана на идее устранения отходов. После анализа процессов все лишние уровни управления устраняются, поддерживаются только процессы, направленные на достижения результата.

    Метод похож на реинжиниринг бизнес процессов, это способ быстрого обновления компании. Однако Lean-система просто сводит на нет то, что не работает, не пытаясь это исправить (как реинжиниринг).

      Управление бизнес-процессами - управленческая дисциплина, которая направлена на постепенное усовершенствование этапов жизненного цикла.

    Успех ее связан с непрерывными внедрениями изменений, в отличие от реинжиниринга, где изменения кардинальные и резкие.

Здравствуйте! Сегодня поговорим про реинжиниринг бизнес-процессов. Во времена, когда все стремительно развивается, нужды и запросы людей меняются, главной целью предприятий является оставаться , чтобы избежать . Одной из радикальных мер достижения поставленных целей считается реинжиниринг бизнеса. Об этом мы и поговорим в сегодняшней статье.

Понятие и сущность реинжиниринга

Данное определение ввел один из ведущих теоретиков менеджмента Майкл Хаммер в начале 1990-х годов.

Суть реинжиниринга бизнес-процессов в том, чтобы достичь резких, скачкообразных положительных результатов в экономической деятельности, радикально изменив всю систему управления предприятием.

Применение данного метода носит глобальный характер, т. е. происходит фундаментальное переосмысление бизнес-процессов для повышения основных показателей эффективности. Такими показателями являются качество продукции, стоимость, уровень обслуживания и темпы.

Сущность реинжиниринга заключается в том, чтобы все начать с нуля . Нужно по-новому, свежим взором взглянуть на компанию и проанализировать структуру своих бизнес-процессов, чтобы в корне улучшить предоставляемый продукт или услугу, и, соответственно, угодить клиенту.

В определении реинжиниринга бизнес-процессов ключевым словом является понятие «бизнес-процесс».

Процесс – это, прежде всего, ход действий, движение, изменение системы.

Бизнес-процесс – это действия компании, направленные на создание продукта или услуги, удовлетворяющих потребности клиента. То есть главным является именно результат, который потребитель ожидает получить.

Это понятие самое важное, что должно усвоить руководство организации. Так как, не уловив сути бизнес-процессов, нельзя понять всю сущность реинжиниринга, что приводит впоследствии к неудачному опыту внедрения данной методологии.

Ошибки, которые совершают компании, состоят в том, что они ориентируются не на процессы, а на отдельные структуры и задачи. Несомненно, по отдельности каждая задача и структура имеют свою ценность, но если потребитель неудовлетворен конечным результатом, то весь бизнес-процесс становится неэффективным.

Целесообразность реинжиниринга, необходимые условия и ожидаемый результат

Реинжиниринг компании необходим и целесообразен, если:

  • Компания находится в крайне трудном состоянии на грани разорения.

Причиной может стать менее качественное предоставление товаров и услуг или завышенные цены по сравнению с конкурентами;

  • Компания, у которой в настоящее время нет проблем, но в будущем прогнозируется появление трудноразрешимых проблем;
  • Компании-лидеры, которые с помощью данного метода нацелены получить еще большего результата.

Необходимые условия для реинжиниринга предприятия:

  • Ресурсы;
  • Участие руководства;
  • Мотивация;
  • Участие сотрудников;
  • Коммуникации;
  • Технологическая поддержка;
  • Использование экспертизы.

Первоочередной составляющей для введения процесса кардинального улучшения состояния предприятия являются, безусловно, ресурсы. Нельзя рассчитывать на внутренние ресурсы компании, для данного проекта обязательно должен быть выделен бюджет.

Не менее важной составляющей также является участие руководства в намеченном проекте. Руководитель должен быть компетентен в вопросе реинжиниринга, чтобы избежать ошибок в перестройке и суметь правильно мотивировать сотрудников предприятия.

Мотивация должна быть точно определена. У руководителя не может быть сомнений в этом проекте, он должен быть твердо уверен в успехе достижения результативности и эффективности процесса.

Еще одним необходимым условием реинжиниринга является участие сотрудников компании. Следует должным образом объяснить для чего это делается, на что направлен данный процесс, и какие новые полномочия они обязаны исполнять, чтобы достичь конечной цели.

Коммуникации, технологическая поддержка и использование экспертизы при правильном подходе и использовании могут оказать незаменимую помощь в процессе реинжиниринга.

Чтобы руководитель и сотрудники могли четко разобраться в системе работы, нужно выделить основные методы реинжиниринга:

  • Ориентация на бизнес-процесс, т. е. не зацикливание на каких-то узких спектрах, а сосредоточение на процессе в целом;
  • Ориентация на прорыв в своей сфере деятельности;
  • Отказ от старых традиций и правил компании;
  • Использование информационных технологий;

Если грамотно работать и с умом применять все методы реинжиниринга, то можно добиться следующих результатов:

  • Улучшение качества определенного направления деятельности организации;
  • Приток клиентов;
  • Формирование профессионально компетентных сотрудников, реализующих себя в конкретной области;
  • Переход к информационным технологиям;
  • Мониторинг бизнес-процесса организации

Этапы реинжиниринга

Реинжиниринг бизнес-процессов организации состоит из нескольких этапов:

  • Создание проекта и выделение подпроцессов;
  • Обратный (ретроспективный) инжиниринг;
  • Прямой инжиниринг;
  • Внедрение разработанного проекта.

Этап 1: Создается образ видения новой организации, и выделяются подпроцессы. Компания устанавливает определенные цели, задачи и конечный результат, которого желает достичь.

Этап 2: Применяют обратный (ретроспективный) инжиниринг.

Обратный инжиниринг – анализ нынешней организации, исследование ее документации для того чтобы понять принцип работы и провести оценку эффективности данной компании.

Исследуются вопросы значимости процессов. Определяются процессы, не функционирующие должным образом, осуществление которых происходит с наибольшими трудностями. Проводят анализ процессов и находят те, которые можно максимально перепроектировать и осуществить.

Этап 3: Включает в себя прямой инжиниринг.

Прямой инжиниринг – разработка проекта новой организации.

На этом этапе происходит создание бизнес-процессов, которые будут эффективны с точки зрения производительности и в конечном счете приведут к желаемому результату.

Кроме того, для новых бизнес-процессов разрабатывается поддерживающая информационная система. Подбираются участники реинжиниринга. Оптимальное количество сотрудников, включенных в будущий проект, около 5-7 человек плюс коммуникатор. Роль коммуникатора состоит в том, чтобы обеспечивать связь между руководством и участниками проекта. Он проводит тренинги для сотрудников, воплощая идеи лидера.

Если в компании разрабатывается несколько разных проектов, то дополнительно требуется нанять координатора, который будет поддерживать связь между участниками всех проектов реинжиниринга. Если проектов немного, то коммуникатор может исполнять обязанности координатора.

Как правило, разрабатывается два варианта моделей новых бизнес-процессов:

  • Идеальная модель – то, к чему необходимо стремиться в перспективе;
  • Реальная модель – то, чего можно достичь с учетом своего бюджета.

Этап 4 : Внедрение разработанного проекта . На этом этапе приводят в действие новые бизнес-процессы, тестируется поддерживающая информационная система, получают результаты эффективности и сопоставляют их с заданными целевыми результатами с учетом издержек.

Следует отметить, что перечисленные этапы можно выполнять не последовательно, а частично параллельно. Кроме того, не исключено повторение некоторых этапов.

Частые ошибки компаний во время проведения реинжиниринга

Большинство компаний, проводя перестройку , часто терпят неудачу.

Почему же это происходит, и какие ошибки совершают организации при проведении реинжиниринга, представлены далее:

  • Нежелание выходить из зоны комфорта и небольшие амбиции руководства.

Случаются такие ситуации, когда менеджеры не хотят рисковать и тратить много, отказываются от перестройки организации, чтобы получить результат эффективности на 10-20% больше текущего. Такое поведение приводит к тому, что существующий бизнес-процесс усложняется, и появляются первые трудности. Обычно при первых потерях и невозможности решить проблемы, компании заканчивают процесс реинжиниринга с неудачным опытом. Если же успех все-таки достигается, то для дальнейших продвижений просто не хватает мотивации и работники снова возвращаются к старым методам работы, то есть в свою прежнюю зону комфорта.

  • Менеджеры среднего уровня не могут оценить весь процесс в целом .

Они хорошо ориентируются и решают узконаправленные задачи своего подразделения, а взглянуть и оценить сильные и слабые стороны бизнеса в целом менеджеры такого уровня не могут.

  • Организация отказывается от кардинальной перестройки и только частично улучшает свою деятельность .
  • Недостаточное вложение инвестиций в проект реинжиниринга .

Данному проекту должно быть уделено основное внимание. Во-первых, должен быть выделен отдельный бюджет, а во-вторых, на него должны быть выделены самые ответственные сотрудники. Его нельзя проводить параллельно с другими мероприятиями, на фоне других программ.

  • Ошибки руководства в управлении персоналом .

Руководство должно предвидеть то, что могут быть ущемлены чьи-то права и предотвратить сопротивление к новым перестройкам системы.

  • Несистемный подход к перепроектированию .

Организации сосредотачиваются только на перепроектировании процессов, в то время, как должны учитывать изменения в перепроектировании организационных структур, работ, системы управления и оценок.

Отличия реинжиниринга организаций от других методов по улучшению бизнеса

  • Реинжиниринг не является реструктуризацией или сокращением кадров. В данном случае реинжиниринг отличает то, что меньшими затратами можно получить гораздо больший результат, за счет резкого скачкообразного прорыва предприятия в своей сфере. А за счет реструктуризации и сокращения кадров можно получить большее за меньшие ресурсы.
  • Реинжиниринг не следует путать с реорганизацией. В реорганизации изменяют организационную структуру, а в реинжиниринге меняют именно структуру процессов.
  • Реинжиниринг не означает улучшение качества. Улучшение качества предусматривает повышение эффективности в рамках уже существующих программ просто улучшая их. А реинжиниринг компаний не улучшает существующие процессы, а заменяет их новыми бизнес-процессами, чтобы достигнуть прорыва.

Преимущества и недостатки реинжиниринга бизнеса

Преимущества реинжиниринга бизнес-процессов очевидны: происходит не просто улучшение деятельности организации в некоторых подразделениях на 10-20%, а улучшается состояние компании в целом.

Преимущества и недостатки реинжиниринга представим в виде таблицы:

Преимущества Недостатки
Повышается скорость функционирования предприятия Длительность процесса
Возрастает конкурентоспособность Большие затраты на проект
Формируется высококвалифицированный персонал Из-за ущемления прав сотрудников, напряженная психологическая обстановка
Переход к информационным технологиям, что упрощает документооборот Высокий процент неудачного опыта при реализации данного метода
Снижаются издержки производства
Повышается мотивация труда сотрудников и качества их работы

Тем не менее несмотря на высокий процент неудачного опыта реализации процесса реинжиниринга, есть примеры компаний, которые достигли прорыва при правильном подходе и переосмыслении своего бизнеса. Такими примерами являются IBM Credit Corporation, Kodak, Ford Motor Company. Российскими примерами удачного опыта реинжиниринга являются компании ООО «ЭКСО», ООО Международные полиграфические системы «ИПРИС».

Подводя итог, следует сказать, для реинжиниринга не важно, что компания имеет в настоящий момент. Для этого метода основополагающим является конечный результат. Несмотря на весомые недостатки процесса реинжиниринга, достоинств гораздо больше. Данный метод может кардинально изменить весь бизнес в целом, уничтожить старые структуры, заменив их новыми бизнес-процессами более действующими и эффективными.

Результатом оптимизации бизнес-процессов являются такие изменения в структуре деятельности компании, которые направлены на повышение эффективности существующих бизнес-процессов. Когда необходима оптимизация? В первую очередь, оптимизация представляет из себя сравнительно небольшие изменения, нацеленные на улучшение бизнес-процессов. То есть, оптимизация, как средство улучшения бизнес-процессов необходима именно в том случае, когда нет необходимости в коренных изменениях. Когда же такая необходимость возникает, то, как правило, применяется способ, именуемый как реинжиниринг бизнес-процессов. Он заключается в перестройке ключевых процессов предприятия. В списке основных целей реинжиниринга находятся снижение стоимости бизнес-процессов, затрат времени на их проведение и количества сотрудников, которые в них участвуют. Как правило, при применении данного метода меняются задачи подразделений и организационная структура компании.

Дж. Чампи и М. Хаммер являются авторами самого термина «реинжиниринг», и определили они его как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темы». Таким образом, реинжиниринг – это кардинальное изменение, нацеленное на повышение эффективности бизнес-процессов в несколько раз.

Проблема выбора метода оптимизации бизнес-процессов решается исследованием показателей предприятия. Точнее говоря, необходимо проведение их анализа, чтобы понять, насколько велико различие реальных показателей и запланированных.

Стоит понимать, что важен осознанный выбор бизнес-процессов, нуждающихся в реинжиниринге. Изменение второстепенных процессов может не привести к весомым изменениям, но даже самые небольшие изменения ключевых процессов могут обернуться серьезным повышением эффективности.

Так, логично привести критерии определения бизнес-процессов, нуждающихся в оптимизации. Ими могут являться:

  • Стратегическая важность процесса для предприятия
  • Финансовая значимость процесса для предприятия
  • Значимость процесса в рамках системы управления предприятием
  • Периодичность выполнения процесса

Реинжиниринг бизнес-процессов является сложной и трудоемкой задачей, к решению которой необходимо подходить с большой ответственностью. Одним из основных факторов для проведения успешного и эффективного реинжиниринга бизнес-процессов является наличие конкретной методологической основы. Опыт ведущих консалтинговых компаний мира позволил разработать немалое число методологий проведения реинжиниринга.

В целях проведения реинжиниринга, уже достаточно давно используются CASE-технологии. Множество консалтинговых фирм основывали свои подходы к реинжинирингу именно опираясь на CASE-технологии разработки информационных систем.

Как уже было определено ранее, реинжиниринг представляет собой фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в наиболее важных показателях их деятельности – стоимость, качество и темы. В данном случае необходимо рассматривать компанию как объект, который может быть построен, спроектирован или перепроектирован в соответствии с инженерными принципами.

Реинжиниринг не единственная методика проведения изменений в системе управления компанией. Данный метод обладает своими преимуществами и недостатками.

Преобразования бизнес-процессов делятся на эволюционный и революционный типы. Эволюционный тип является реструктуризацией, революционный – реинжинирингом. Данные методы имеют разную степень воздействия на организационную структуру. Эволюционный реинжиниринг подразумевает оптимизацию внутренней интеграции различных бизнес процессов, при этом отсутствует внесение существенных изменений в функционирование организации. Революционный реинжиниринг, напротив, заключается в перепроектировке всех бизнес-процессов и это приводит к полной переориентации фирмы на новый вид бизнеса.

Почему необходимость проведения реинжиниринга вообще возникает? Это обусловлено спецификой современного рынка. К примеру, производимая продукция сменила ориентацию на удовлетворение различных групп и потребителей с ориентации на массового потребителя, или происходит расширение, когда товары перестали быть «локальными». Так же к этому можно отнести рост значения роли информационных технологий в сфере проектирования, производства и реализации продукции.

Для проведения реинжиниринга является важным найти ответы на такие вопросы:

  • Почему компания делает именно то, что она делает?
  • Почему компания применяет именно такие способы для достижения поставленных целей?
  • К чему стремится компания, т.е. какой в результате компании необходимо стать?

Как было ранее замечено, присутствует наличие процессов, в отличие от традиционного вида деятельности компании. Ведь при наличии в компании иерархической структуры крайне тяжело провести оценку эффективности проведенных изменений, а при ориентации на процессы имеются легко оцениваемые характеристики, такие как стоимость, длительность, качество и степень удовлетворения потребителя.

Также очень значимым фактором качественного реинжиниринга является переход предприятия на использование новых информационных технологий. Применение информационных технологий может отражаться как в принципиальных изменениях деятельности работников, так и в полной замене существующих бизнес-процессов.

В целом говоря, само возникновение технологии реинжиниринга бизнес-процессов получило свое начало, благодаря тем современным достижениям информационных технологий, которые отвечают за связь участников бизнес-процессов в единой технологической цепочке быстрее и надежнее по сравнению с традиционными организационными методами контроля и координации.

Несомненно, является необходимым понимать, как происходит процесс реинжиниринга. Ниже приведена схема (рисунок 1), отражающая поэтапное проведение реинжиниринга.

Как видно на представленной схеме, начальными этапами являются определение имеющихся проблем и идентификация процессов.

Обратный инжиниринг подразумевает исследование существующих бизнес-процессов. На данной стадии происходит построение принципиальных схем бизнес-процессов, которые необходимы для того, чтобы понять сущность бизнес-процесса в целом и выявить направления реорганизации бизнес-процессов.

Прямой инжиниринг подразумевает построение новых бизнес-процессов. Заключается он в моделировании новых бизнес-процессов. В таком случае происходит построение нескольких моделей бизнес-процессов.

  • Идеальная модель – то, что может быть достигнуто в перспективу, и то, к чему необходимо стремиться.
  • Реальная модель – модель, которая может быть достигнута в приемлемое время с учетом имеющихся ресурсов.

Реальная модель должна быть построена таким образом, чтобы в перспективе имелась возможность перехода к идеальной модели.

После того, как основные направления реорганизации бизнес-процессов были определены, происходит разработка обеспечивающих подсистем, которые отвечают за поддержку функционирования новой системы организации бизнеса.

Рисунок 1. Этапы проведения реинжиниринга

Инструментальные средства реинжиниринга бизнес-процессов.

Как было замечено ранее, развитие информационных технологий и определенные достижения в этой сфере способствовали возникновению технологии реинжиниринга. На данный момент, проведение реинжиниринга невозможно представить без использования определенных инструментальных средств. Их можно разделить на:

Системы моделирования БП

Системы имитации БП

Системы управления и анализа БП

Системы реализации БП

К системам моделирования БП можно отнести такие продукты, как ARIS, BPWIN, Microsoft Visio. Каждый программный продукт, как правило, имеет свой набор нотаций, которые подробно описываются в руководствах пользователя.

Системы имитации, или же, имитационного моделирования, являются серьезным инструментом при проведении реинжиниринга. Данный метод предполагает имитирование выполнения процесса в режиме ускоренного времени. Данный метод позволяет прогнозировать результаты, что является обоснованием его применения при проектировании нового бизнеса.

BPM системы выполняют такие функции, как мониторинг, моделирование и исполнение бизнес процессов. Они позволяют выявлять слабые места и усовершенствовать бизнес-процессы.

ERP системы предоставляют возможность получения необходимой информации о текущем положении дел на предприятии для принятия оперативных решений. В общем говоря, ERP системы служат базой для выстраивания и автоматизации основных бизнес-процессов компании, интегрированного планирования и учета деятельности.

Переход на ERP обусловливается необходимостью совершенствования бизнес-процессов организации. Это способствует повышению эффективности бизнес-процессов, прозрачности и качества информации, простоты использования, а также предоставляет возможность интеграции с другими информационными системами.

Так или иначе, все еще существует проблема недостаточной проработки вопросов данного подхода к управлению. Но очевиден прогресс, на фоне постоянно развивающегося программного обеспечения и нотаций для описания бизнес-процессов. Применение информационных технологий стало ключевым фактором при использовании реинжиниринга, и доступно множество инструментальных средств для достижения наиболее эффективного результата. Большое количество информационных систем сопровождает реинжиниринг на каждом из этапов. И, несмотря на то, что применение реинжиниринга все еще является серьезной мерой, достаточно долгим и трудоемким процессом, то обилие информационных технологий позволяет четко определить необходимые меры в зависимости от поставленных целей и задач, которых необходимо добиться.

Количество просмотров публикации: Please wait

Понятие «реинжиниринг» впервые было введено учеными Хаммером и Чампи, которые в своих рассуждениях пришли к выводу, что ориентация на отдельно взятые задачи в бизнесе – это организационный архаизм. Самые современные компании во главу угла ставят не что иное, как -процессы. Такую гипотезу можно назвать революционной, ведь она отвергает многие понятия традиционного бизнеса. Например, Хаммер утверждает, что компания больше не нуждается в стабильной организационной структуре – она должна выстраиваться под бизнес-процессы, а не наоборот.

Реинжиниринг неразрывно связан с бизнес-процессами, так как считается полным перепроектированием последних с целью повышения качества продукции и результативности производства, оптимизации затрат. Другими словами, реинжиниринг – это встряска, необходимая организации, которая медленно, но верно катится под откос.

В то же время у реинжиниринга есть и другое определение – переосмысление бизнеса. При этом переосмысливать должен не только руководитель организации, но и его подчиненные вплоть до низших звеньев. Те же Хаммер и Чампи утверждали, что на основе исключительно механистических преобразований добиться возрождения компании из пепла не получится. Чтобы результаты такого мощного инструмента, как реинжиниринг, впечатлили, нужно изменить образ мышления персонала таким образом, чтобы они поняли, почему их роль в выполнении того или иного бизнес-процесса исключительно важна. По мнению ученых, эффективный реинжиниринг есть гармоничное сочетание двух элементов:

В то время как объектом ОЛУ является процесс в компании, а само управление считается сугубо административным, СПУ направлено на человеческие ресурсы. Основная цель СПУ – мотивация персонала, причем мотивация не к выполнению задач (как принято считать), а к переосмыслению собственной роли в компании.

Ключевые характеристики реинжиниринга

Если разложить реинжиниринг на составляющие, останутся 4 основных характеристики, позволяющие отличить этот процесс от прочих способов совершенствования бизнеса:

Рассмотрим каждую из характеристик подробнее:

  1. Фундаментальный . Реинжиниринг заключается в том, чтобы абстрагироваться от настоящего состояния бизнеса и «заглянуть в будущее». Рисуется идеальная картина, после чего определяется, насколько возможно для компании достичь такого состояния и какие методы необходимо использовать для этого.
  1. Радикальный . Бизнес строится заново. Основная ошибка руководителей, обращающихся к реинжинирингу, кроется в том, что они рассчитывают сохранить удачные, по их мнению, наработки и связи. Этот подход неверный, так как реинжиниринг предполагает полную перезагрузку системы. Меняется все вплоть до стратегии развития и миссии компании.
  1. Существенный . Реинжиниринг также имеет цель – не бывает процесса ради процесса. Если по итогам реинжиниринга не произошло существенного изменения в результатах работы, руководителями на каком-то этапе была допущена ошибка.
  1. Бизнес -процессы . Реинжиниринг ориентируется на бизнес-процессы, поэтому после «перезагрузки» должна быть организована система, «проповедующая» процессный подход .

Известны примеры успешного реинжиниринга. Компания IBM благодаря этому процессу добилась стократного (!) увеличения производительности труда и десятикратного снижения длительности выполнения процессов (в среднем). Компания Ford сумела снизить количество работников отдела по работе с поставщиками в 4 раза, не потеряв при этом в качестве выполнения работы. Такие примеры прекрасно демонстрируют, насколько масштабных успехов позволяет добиться реинжиниринг. Важно понимать, что такие успехи не случайны, а предполагаются реинжинирингом по умолчанию.

К слову, в случае с крупными организациями (как тот же Ford) «перезагрузка» всей компании необязательна – достаточно усовершенствовать работу «проблемного» отдела, который включает в себя столько же работников, сколько и небольшая компания.

Классификации реинжиниринга

Реинжиниринг классифицируется по степени воздействия на организацию и по ситуативному признаку. По первой классификации он делится на:

Согласно этой классификации, допускается эволюционный («мягкий») реинжиниринг, хотя это и противоречит тем характеристикам, которые были рассмотрены нами выше. Эволюционный реинжиниринг предполагает частичное изменение процессов либо полное изменение, но без перехода на новый вид бизнеса. Революционный реинжиниринг предполагает полное перепрофилирование.

По ситуативному признаку реинжиниринг делится на:

  1. К кризисному реинжинирингу прибегают тогда, когда компания оказывается на грани банкротства, например, из-за потери конкурентоспособности или снижения качества товара.
  1. К развивающему реинжинирингу обращаются, если при текущей благополучной позиции есть желание получить или увеличить отрыв от конкурентов.

Вторая классификация пересекается с первой, ведь если компания находится не на грани банкротства, бывает достаточно всего нескольких штрихов, чтобы она начала действовать существенно более результативно. Отсюда вывод: развивающий реинжиниринг почти всегда является эволюционным.

Как производится реинжиниринг: основные этапы

Точный процесс проведения процедуры реинжиниринга всегда определяется тем, кто эту процедуру производит. Однако в примитивном теоретическом виде эту процедуру можно представить как совокупность следующих этапов:

Рассмотрим каждый этап подробнее:

  1. Стратегическое планирование . Если цель фирмы остается прежней (получение прибыли – любой студент-экономист знает об этом), то задачи, которые необходимо выполнять для ее достижения, определяются заново. Такими задачами могут быть снижение риска банкротства, увеличение прибыли, повышение эффективности работы компании. При разработке стратегического плана определяется ключевая компетенция предприятия – некое или , с помощью которого миссия организации будет осуществимой.
  1. Описание существующей бизнес -структуры . На этом этапе строится функциональная модель «как есть », то есть рассматривается существующая структура с нескольких точек зрения: например, компания как сеть процессов и подпроцессов, как сеть информационных источников, как организационная структура. Важность этого этапа невозможно преувеличить: рассмотрение текущего состояния фирмы – это отправная точка самого процесса реинжиниринга.
  1. Анализ моделей . Используется функционально-стоимостной анализ (ФСА) – он признан наиболее объективным. ФСА измеряет эффективность настоящих процессов и выявляет возможности для ее повышения. Анализу в первую очередь подвергаются такие процессы:

ФСА производит замеры по двум признакам: время, затрачиваемое на выполнение процесса, и стоимость операции (в сопоставлении с отдачей).

  1. Собственно реинжиниринг . Если количество «неблагополучных» мест превышает допустимый уровень, руководство принимает решение о реинжиниринге. Средств и методик, с помощью которых осуществляется реинжиниринг, бывает несколько:

Построение диаграмм эффективности и моделей балансовых ведомостей.

Графические методы: SA / SD (структурный анализ / структурный дизайн) – наиболее известный метод из этой категории.

Средства имитации, позволяющие протестировать будущую систему в реальных условиях.

Моделирование с помощью баз данных (например, через Oracle Developer).

Использование экспертных систем (например, Gensym).

Стоит отметить, что реинжиниринг – достаточно ответственная процедура, и пробовать новые для руководства методы здесь нецелесообразно, более того, опасно. Лучше положиться на те средства, которые отлично знакомы и чья эффективность уже практически проверена.

Психологические «тормоза» реинжиниринга

Не секрет, что реинжиниринг, как и любое организационное изменение в компании, встречает сопротивление со стороны сотрудников (а иногда и руководителей). Часто бывает, что именно психологический барьер является главной проблемой при осуществлении процедуры. По этой причине руководителям важно не попасться в ловушку психологических комплексов, для чего нужно знать, где же эти «капканы» расставлены.

Основные «стоп-сигналы» описаны в книге тех же Хаммера и Чампи:

  • Достроить легче, чем построить заново. В этом есть смысл, но только тогда, когда организация требует «косметического ремонта». Если же по всем признакам компания приближается к банкротству, нет причин пытаться сберечь то, что уже налажено. Реинжиниринг предполагает легкое расставание с прошлым.
  • Лучше синица в руках. Руководитель не рассчитывает на стремительный рост эффективности работы компании и готов довольствоваться малым ввиду отсутствия амбиций. Изменить образ мышления такого руководителя (главное, чтобы надежно ) – настоящая проблема. Куда проще найти нового, амбициозного менеджера.
  • Поспешное прекращение процедуры. Руководитель сворачивает реинжиниринг как только видит первые успехи, считая, что дальнейшие преобразования уже ни к чему. Результат часто плачевен: если реинжиниринг не доведен до конца, компания возвращается к былым процессам и уже через пару лет нуждается в повторении процедуры.
  • Игнорирование ценностей кадров. Превращенный в формальную механистическую процедуру реинжиниринг обречен на неудачу в 100% случаев – это правило выделено в книге Хаммера и Чампи жирным. Грамотный менеджер должен обращать внимание на то, что творится в головах сотрудников, а не на их столах. Поэтому сотрудникам важно привить новые ценности, и использовать в качестве инструмента следует не красивые речи и обещания, а собственный пример.
  • Сосредоточенность на схемах, а не на их реализации. Быть экспертом в теории – лишь полдела для реинжиниринга. От руководителя требуются смелость (а, возможно, и дерзость), чтобы осуществлять изменения, кажущиеся ему необходимыми, без сомнения.

В качестве вывода можно отметить, что для того, чтобы реинжиниринг был проведен правильно и имел отдачу в виде повышения эффективности, не нужны какие-либо специальные или узконаправленные навыки – достаточно просто быть грамотным управленцем и понимать суть процедуры.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш




Top