Методический семинар по технологии проблемного обучения.

ТРЕНИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аксенова Надежда Сергеевна,

мастер производственного обучения торгового профиля

Согласно требованиям ФГОС, профстандарта по профессии «Продавец, контролер-кассир» каждый выпускник техникума должен обладать целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики.

Такое образование требует инновационного прорыва в применении образовательных технологий: совмещения обучения и воспитания на качественно новом уровне. Достижение успеха в обучении и воспитании одновременно возможно при использовании тренинговых технологий.

Регулярное использование тренинговых технологий обучения позволяет сформировать коммуникативную компетентность: продуктивные подходы к овладению информацией, умение выслушать иную точку зрения, сформировать собственную точку зрения, обосновать ее и согласиться с допущенными ошибками.

Тренинговые технологии обучения способствуют повышению мотивации, поисковой активности студентов и вовлеченности участников в процесс совместного решения проблемы. Такие технологии позволяют создать ситуацию успеха в учении, условия для неординарного мышления, возможности по - своему увидеть проблемную ситуацию и найти из нее выход.

Понятие «тренинг» в науке и практике трактуется многозначно.

Тренинг – это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, умений и навыков.

А согласно В.А. Саруханову, тренинг – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности.

Сравнительный анализ предлагаемых определений «тренинга» позволяет считать его многофункциональным методом, представляющим собой учебную программу или комплекс упражнений эффективной групповой работы, результатом которой будет получен конечный продукт – набор знаний и умений для участия в какой – либо деятельности.

К основным функциям тренинга можно отнести:

    диагностическая (выявление зон, которым необходимо развитие),

    обучающая (передача нового опыта),

    командообразующая (совместное обучение позволяет чувствовать себя сплоченнее),

    психотерапевтическая (эффект групповой динамики, действий проводящего и самой тренинговой ситуации).

Кроме функции можно также выделить и методы тренинга:

    вербальные,

    демонстрационные,

    практические.

Можно выделить конкретные распространенные методы тренинга и отнести к ним: лекции – используются для передачи крупных объемов новой информации, дискуссии и мозговой штурм – творческий поиск новых идей и решений, игровые методы – позволяет моделировать практические ситуации, где можно применить изученное.

В зависимости от сферы влияния тренинговые технологии делят на:

    поведенческие (закрепляют применение новых знаний),

    личностные (развивают опыт мышления и ценностную сферу).

Исходя из количества участников тренинги бывают:

    групповые,

    индивидуальные.

Технология проведения тренингов:

    Сбор и анализ предварительной информации,

    Подготовка тренинга,

    Проведение тренинга,

    Оценка эффективности,

    Послетренинговая поддержка,

    Заключение.

Для формирования общих и профессиональных компетенций на производственном обучении проводятся тренинги «Управляй собой» и «Гений продаж».

Древняя китайская пословица гласит: «Человек, не имеющий улыбку на лице, не должен открывать магазин». Именно данная мудрость легла в основу тренинга «Управляй собой».

Данный тренинг включает упражнения по снятию эмоционального напряжения, владению голосом, управлению мимикой.

Тренинг позволит освоить инструменты влияния на свои чувства и эмоции, сформировать конструктивное мышление, научиться радоваться своим преодолениям, делам и достижениям.

С примерами упражнений можно ознакомиться в Приложении 1 .

Правильно обученные продавцы, контроллеры – кассиры умеют работать с любыми типами покупателей, умеют совершать продажи, даже если человек зашел «просто посмотреть». Такие продавцы всегда продают не один товар, а несколько, помогают покупателю лучше разобраться в товаре, оставляют хорошее впечатление о магазине, и о себе. И к таким продавцам покупатели возвращаются вновь и вновь. Поэтому мы учим продавцов профессионально работать, опираясь на тренинг «Гений продаж».

В процессе тренинга для студентов делается упор на изучение ассортимента магазина, в форме игры разбираются реальные примеры, которые помогают научиться работать с психологическими типами покупателей и находить общий язык практически с каждым, кто переступил порог магазина.

Студенты имеют возможность почувствовать себя менеджерами предприятия, продавцами, контроллерами – кассирами. Данный тренинг учит студентов лаконично выражать свое видение ситуации, брать персональную ответственность за свои действия, развивает способность быстро анализировать ситуацию, формирует умение толерантно относиться к чужому мнению.

В целом тренинг направлен на приобретение студентами не только теоретических знаний, но и практических навыков, которые можно развить в ходе различных упражнений – тренингов, таких как:

    Установление контакта с покупателем,

    Определение психологических типов покупателей,

    Логическая и эмоциональная презентация товаров…

С дополнительными упражнениями-тренингами можно ознакомиться в Приложении 2 .

Разработанные системы тренингов «Управляй собой» и «Гений продаж», позволили совместить приобретение студентами теоретических знаний по данной теме, практических умений работы, а также воспитания коммуникационной культуры и формирования умений целеполагания. Проведение занятий в форме тренингов позволяет значительно повысить познавательную активность студентов и улучшить результаты обучения. Однако при использовании тренинговых технологий на уроках производственного обучения позволило выявить ряд сложностей:

    Не все студенты готовы к открытому общению на уроке,

    Некоторые студенты испытывают трудности при работе в малых группах,

    У всех студентов разный уровень сформированности знаний,

    Тренинг требует значительной и тщательной подготовки мастера – тренера, что значительно увеличивает время подготовки к уроку.

Применение в процессе обучения перечисленных выше тренинговых технологий позволит готовить специалистов, которые будут выходить с уже сформированными профессиональными компетенциями и с первых же дней своей работы на торговых предприятиях они смогут выполнять свои профессиональные обязанности в полном объеме.

Использование тренинговых технологий при обучении, значительно меняет роль мастера, который превращается главным образом в тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Мастер поддерживает атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступает аналитиком и комментатором. При этом мастер – тренер остается бесстрастным, не осуждает мнения участников тренинга и не навязывает им свое мнение в явном виде. Основной целью мастера – тренера является не мешать студентам проявлять себя, а только ненавязчиво их направлять.

Именно благодаря этому, на тренинге создается атмосфера толерантности, раскованности и свободы. Участники чувствуют себя в психологической безопасности. Все они учатся на собственном опыте настоящего момента. Эта специально созданная благоприятная среда помогает каждому студенту с легкостью и удовольствием увидеть и осознать плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать.

Список использованных источников:

    Анн, Л.Ф. Психологические тренинги с подростками//СПб.: Питер, 2013.-271с.-(Эффективный тренинг).

    Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга// Учебное пособие – М.: Ось. 2014.-224с.- (Практическая психология).

    Гусева, Н.А. Научись общаться: коммуникативные тренинги – Изд.2-е.- Ростов н.Д.: Феникс, 2015. – 415с.

    Ежова, Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги/Н.Н. Ежова. – Изд. 2.-е.-Ростов н/Д.: Феникс, 2014. – 250 с. – (Психологический практикум).

    Петровская, Л.А. Компетентность в общении: Социально – психологический тренинг/ Л.А. Петровская.- М.: Изд – во МГУ, 2013. – 216с.

Приложение 1

Тренинг «Управляй собой».

Чтобы управлять своим настроение нужно научиться владеть голосом.

Упражнения.

Владение голосом: в течении 1 часа в день следить за звучанием голоса. Научившись владеть своим голосом в течении часа, можно делать упражнение в течении всего рабочего дня. Вначале это будет трудно, затем легко, и наконец, это станет даже интересно.

Приятное, доброе выражение лица: Поупражняйтесь дома, принимая различные выражения лица. Зафиксируйте в каком настроении вам больше всего нравится ваш облик и как можно чаще воспроизводите его в жизни. В течении нескольких часов подряд улыбаться вы не сможете, но постарайтесь чтобы лицо имело приятное, доброе выражение.

Снятие эмоционального напряжения: при этом надо сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 10 – 15 секунд, а затем резко выдохнуть или сделать вдох, задержать дыхание, сжать руки в кулаки. Напрягите мышцы рук, спины, живота; резко выдохните, расслабьте все мышцы, сделайте несколько встряхивающих движений руками. Повторить несколько раз.

Формулы самоубеждения: «Я успокаиваюсь. С каждым шагом все плохое уходит. Возвращается уверенность, спокойствие, хорошее настроение». «Я хочу, чтобы изменились все люди и я изменился сам. Все сейчас очень нервные. Надо всем успокоиться. Я же совершенно спокоен. Отрицательные эмоции никогда не приводили ни к чему хорошему. У меня сейчас только положительные мысли. Мне хорошо и спокойно. Как же здорово жить на этой Земле и учиться в этом месте».

Приложение 2

Тренинг «Гений продаж».

Упражнения.

Установление контакта с покупателем.

    Слова, первые фразы, начало разговора

    Три ситуации с покупателем: «Гуляет – я просто смотрю»; «Сравнивает – я выбираю»; «Заказывает – я уже знаю, что мне надо».

Психологические типы покупателей.

    Открытость и закрытость.

    Логика и эмоции.

    4 типа покупателей (Решительный, эмоциональный, зависимый, скептик).

    Приемы раскручивания каждого типа покупателей.

Выявление и формирование нужд (потребностей) покупателя.

    Виды потребностей.

    Стадии принятия решения о покупке.

    Способы выявления интересов покупателя.

    Активное слушание, как инструмент понимания клиента.

    Продажи на основе интереса клиента.

Мотивы совершения покупки.

    Виды мотивов совершения покупки (Экономия, комфорт, надежность, безопасность, престиж, статус).

    Тренировка навыков продажи через каждый мотив.

Логическая и эмоциональная презентация товара.

    Язык фактов и язык пользы для покупателя.

    Технология «Характеристика - Выгода».

    Приемы логической аргументации.

    Приемы эмоционального убеждения.

Дополнительные продажи.

    Приемы увеличения суммы чека.

    Цепочки продажи сопутствующих товаров.

    Подготовка почвы для дополнительных продаж.

    Экспертные продажи и формирование постоянных покупателей.

Работа с сомнениями и возражениями.

    Причины возражений и сомнений покупателей.

    Прояснение причин поведения покупателей.

    Алгоритм работы с сомнениями и возражениями.

    Отстройка от конкурентов.

    Продажа ценности товара, а не его цены.

    Приемы завершения продажи.

Работа с трудными клиентами.

    Виды трудных клиентов и типовые ситуации.

    Мотивы и потребности «трудных покупателей».

    Уверенное и неуверенное поведение продавца.

    Алгоритм решения конфликта с покупателем.

    Эмоциональный интеллект в работе продавца.

    Покупатели на всю жизнь – выстраивание отношений.

Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей. Повышение уровня психологическойкультуры .

Учение.

 Освоение определенной области знаний, умений и навыков свключением их в систему

своего жизненного опыта.

Воспитание определенных качеств личности .

 Формирование коммуникативной компетентности: освоение культуры общения, по-

мощь в общении с окружающими людьми в различных социальных сферах.

 Диагностика икоррекция личностных качеств и умений,снятие барьеров , мешающих реальным и продуктивным действиям.

Развитие самоуправляющих механизмов личности (СУМ), освоение методов управления собой и своей деятельностью.

Обучение.

 Повышение социально-психологической компетентности участников и развитие их

способности эффективно взаимодействовать с окружающим социумом.

 Формирование мотивации достижения, активной социальной позицииучастников

и развитие их способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей.

Помощь в личностном и профессиональном самоопределении и т.д.

 Помощь в самоутверждении личности, утверждении своего «Я ».

Формирование сплоченного коллектива , создание «сыгранной команды».

 Решение проблем , возникающих в учебной, общественной и личной жизни человека.

 Предупреждение социально-педагогических и социально-психологических дисфунк-

ций (в случае такой опасности).

Концептуальные принципиальные подходы и нормы поведения в тренинговых технологиях

 Тренинг – это маленькая жизнь .

 Полное равноправие участников как собеседников.

Любой участник тренинга самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.

 Право на личное мнение.

Доверительный стиль общения, откровенность и искренностьв общении.

Общение по принципу « здесь и теперь ».

 Уважение говорящего (контроль поведения, обязанность не перебивать).

Принцип постоянной обратной связи , т.е. непрерывное получение участником ин-

формации от других членов группы о результатах его действий в ходе тренинга.

 Персонификация высказываний.

 Недопустимость непосредственных оценок человека (отказ от ярлыков).

Конфиденциальность всего происходящего в группе.

 Активное участие во всем происходящем.

 Постоянный самоанализ .

 Рефлексия и саморефлексия.

 Правило самозащиты (право «стоп»).

Принцип постоянного состава группы .

Классификация тренинговых технологий

Тренинг предполагает получение и реализацию участником позитивных установок; опору на положительные качества собеседника и признание его достоинств.

В самом общем плане все разновидности тренингов направлены на стимулирование того положительного, что заложено в каждом человеке, на выработку жизненных умений и навыков позитивного отношения к себе и своим (и партнера) возможностям, и достижение на этой основе облегчения процессов общения, ученья и труда.

Поэтому по целевым аспектам тренинги подразделяются на диагностические, обучающие, воспитывающие, развивающие, корректирующие, терапевтические, саморегуляции и т.д.

Различают тренинги индивидуальные, межличностные, групповые и межгрупповые; по временным масштабам – короткие, средние и тренинги-марафоны.

– по области смежности наук : социально-педагогические, психолого-педагогические и психофизиологические;

– по методическим формам : тренинги-игры, дискуссии, упражнения, экспликация, этюд, психодрама, ситуация, тест и т.д.

– по методическому подходу : манипулятивные, гуманистические, социально-реалисти-

ческие, трансцендентные, рефлексивные, нерефлексивные.

В основе тренинга как акта развития и социализации личности лежат те или иные психические процессы и научные механизмы объяснения. При этом направленность психологического воздействия может быть интрапсихической (на внутренний мир личности) или поведенческой (взаимодействие с внешним миром). В соответствии с этим тренинговые технологии делятся на перцептивные, коммуникативные, когнитивные, психоаналитические, гештальт-тренинг, тренинг трансактного анализа, бихевиоральные, интерактивные, трансперсональные и др.

По социальной направленности : коммуникативные, когнитивные и тренинги социализации.

Коммуникативные тренинги. Наиболее распространены в системе образования групповые тренинги общения (коммуникативные). Они базируются на представлении, что большинство эффективных изменений в поведении и установках людей происходят в групповом взаимодействии.

Механизмом изменения человека выступает объективизация поведения . Человек в естественных жизненных ситуациях ведет себя зачастую неадекватно, то есть не в соответствии с тем смыслом, который имеет данная ситуация, даже не в соответствии со своими же внутренними пожеланиями, с ожиданием партнера. Групповое влияние может помочь ему осознать неадекватность своего поведения, дать ему ориентировочные основы для развития уровня взаимодействия с другим человеком. Уже выработанные приемы закрепляются в проигрываемых в группе подобных ситуациях. Считается, что затем они переносятся в контекст реальной жизни, способствуя развитию коммуникативных умений человека.

Разновидностей тренинга коммуникативности довольно много, чаще всего каждый из них решает один из целевых ориентиров по расширению коммуникативной компетентности личности.

Тренинги сплочения группы (коллективизма) начинаются от «знакомства» до разработки общего «дела»; их цель – научить людей координировать свои действия с действиями коллег.

Тренинги лидерства направлены на демонстрацию вариантов поведения, необходимых руководителям: мотивация подчиненных, делегирование полномочий и др.

Тренинги делового общения концентрируют внимание участников на приемах установления позитивных контактов во время переговоров.

Тренинг управления конфликтом позволяет скорректировать поведенческие навыки в конфликтной ситуации, осознать и принять стратегию сотрудничества при решении инцидента, увидеть, предупредить конфликт, защитить себя от конфликтной личности.

Когнитивные тренинги включают упражнения по диагностике, развитию и коррекции разнообразных психических функций (внимания, памяти, воображения, эмпатии и т.д.), формированию общеучебных умений и навыков (ОУУН), предметных учебных умений, сознательной саморегуляции, выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.

Можно выделить и группу чисто педагогических (учебных) тренингов, куда войдут практически все упражнения (дидактические и частично воспитательные), предполагающие повторение, закрепление (репродуктивное и творческое) в знаковой и двигательной памяти ка-

ких-либо паттернов. Примеры: упражнения на формирование навыков чтения, письма, устного счета, черчения, произношения и т.д.

Когнитивные тренинги совершенствуют механизмы ориентации в смыслах деятельности и отношений, элементы обобщения и категоризации, воображения и идентификации.

Тренинги социализации представляют собой подготовку к встречам с окружающей жизнью (как текущей, так и будущей), направлены на социализацию учащихся. При этом развиваются как адаптационные способности ребенка (сензитивности, самоопределения, здоровья, защищенности и др.), так и автономизационные (самоутверждения, конкурентоспособности, самовыражения, самовоспитания, саморегуляции и др.).

Социально-ролевые тренинги помогают человеку в освоении принятых в общности социальных норм и считающихся продуктивными способов поведения и взаимодействии. Техники социального тренинга в большей степени направлены на отработку общих проблем и приемов, чем на раскрытие индивидуальности, то есть в большей степени ориентированы на развитие рефлективных свойств человека и саморегуляции посредством обратной связи с группой.

В социально-ролевых тренингах часто применяются игровые элементы, способствующие раскрепощению группы, снятию напряжения, созданию доброжелательной атмосферы.

Тренинг уверенности в себе позволяет избавиться от страхов, обрести уверенность в своей уникальности.

Применяются и элементы психодрамы – психотерапевтического метода (Дж. Морено), который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей в группе. Следует учитывать психотерапевтический характер психодрамы. В случае, когда затрагиваются личностно-значимые для человека жизненные ситуации, конфликты, может приводить и к негативным последствиям в руках не очень чуткого и неопытного ведущего. Здесь необходимо руководство опытного психолога.

Психотерапевтическая деятельность и тренинги, которые впервые возникли в дефектологии применительно к вариантам аномального развития.

Термин «коррекция » подразумевает целенаправленное психологическое воздействие на человека, чтобы привести его психическое состояние в соответствие с нормой. Это означает внешнее, постороннее вмешательство.

Если речь идёт о тренингах развития самосознания илиличностного роста , то смысл психологических игр в этом случае иной. Тренинг развития самосознания ориентирован на помощь людям через игру.

Тренинг личностного роста предлагает обучающую среду, в которой через упражнения в ощущениях участник может раскрыть и осознать те глубинные установки и интерпретации, которые непосредственно влияют на результаты, создаваемые им в жизни.

Предлагаемая образовательная модель отличается от традиционной тем, что она даёт знания в ощущениях. Наглядным сравнительным примером может послужить обучение езде на велосипеде по книге и сама практика управления этим средством передвижения. Основной фокус в тренинге направлен на эффективное межличностное общение, т.е. на общение индивидуума с окружающим его миром: взаимодействие человека в команде, результативность в партнерстве, с клиентом. Большое внимание уделяется работе с личной самооценкой, отношениям человека с самим собой и собственными целями и приоритетами в жизни.

Уникальность тренингов личностного роста заключается в том, что никто не говорит Вам, как следует жить свою жизнь. Участники сами обнаруживают то, как иначе возможно видеть себя и жизнь вокруг и делают ценные открытия через это.

Тренинговые технологии

По организации

Индивидуальные

Межличностные

Самоорганизация

Групповые

Межгрупповые

Ориентация на кли-

Организация других

(командные)

По временным масштабам

Короткие

Тренинги-марафоны

По целевым аспек там

Развиваю-

Терапевти-

Саморегу-

тические

По характеру смежности областе й наук о человеке

Социально-психоло-

По методическому подходу

Манипулятивные

Социально-реалистические

Рефлексивные

Гуманистические

Трансцендентные

Нерефлексивные

По научным механизмам объяснения

Интрапсихиче-

Когнитив-

Гештальт-тре-

Трансактно-

Психоанали-

цептивные

го анализа

тические

тренингДвигательный

Коммуникативные

Бихевиоральные

Интерактивные

Трансперсональные

Психодрама

Тренинг умения

По социальной направленности

Коммуникативные

Когнитивные

Социализации

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА

Тренинг – это метод активного обучения, целью которого является развитие знаний, социальных установок, умений и навыков.

Тренинг как технология обучения и развития

Тренинг как технология обучения способен выявлять потребности, формулировать цели и находить действенные способы их достижения. Разрабатывая тренинг, можно спрогнозировать его эффект и достичь именно намеченного, а не просто чего-то похожего. И наконец, тренинг является эффективным методом: благодаря специфике тренингового обучения, оно проходит в сравнительно короткие сроки и очень успешно. То есть хорошо спланированный тренинг – это оптимальный метод по соотношению затрат и результатов в целом ряде случаев.

^ Основные функции тренинга

Тренинг как технология обучения в общем виде может выполнять такие функции: диагностическую – то есть выявление зон, которым необходимо развитие или коррекция, собственно обучающую – то есть передача нового опыта, будь то знания, умения и навыки, или формы поведения и установки; командообразование – проходя совместное обучение, люди (дети), как правило, спонтанно начинают чувствовать себя сплоченнее, и наконец, психотерапевтическую – это является эффектом групповой динамики, действий проводящего и самой тренинговой ситуации.

^ Потребности в тренинге; его цели и задачи

Чтобы тренинг был результативным, прежде всего необходима четкая, связная, реалистичная система целей и задач. При этом эти цели и задачи должны быть конкретными и ориентироваться на получение измеримых результатов.

^ Основные методы тренинга

Какими же методами осуществляется тренинговое обучение? В самом общем виде можно разделить их на три группы: вербальные, демонстрационные и практические. К распространенным конкретным методам тренинга относятся: лекции – используются для передачи относительно крупных объемов новой информации; игровые методы тренинга – в играх моделируются практические ситуации, где может и должно применяться изученное, также они могут выполнять и диагностическую функцию, либо демонстрировать участникам, что обучение им действительно необходимо; дискуссии и мозговой штурм – творческий поиск новых идей и решений; и множество иных методов.

^ Технология проведения тренингов

I. Сбор и анализ предварительной информации (Определение стратегических целей и конкретных задач).

II.Подготовка тренинга (Конкретизация цели и задач тренинга, Определение логической последовательности заданий, направленных на развитие необходимых компетенций, а также навыков и умений, Определение методов тренинга: ролевые игры, ситуационные игры, дискуссии, упражнения в парах и тройках, демонстрации, «мозговой штурм», разбор случаев и др. Составление расписания программы тренинга, Подготовка методических материалов и оборудования.)

^ III. Проведение тренинга ( Реализация программы тренинга.Адаптация программы в зависимости от особенностей группового процесса и уровня подготовленности участников.)

^ IV. Оценка эффективности ( устная или письменная обратная связь, Оценка тренинга.)

V. Послетренинговая поддержка (Рефлексия. Индивидуальные консультации по развитию навыков и умений участников, ситуационный анализ, определение проблем, разбор случаев, моделирование и др.).

^ VI. Заключение ( Подготовка заключительного отчета и его обсуждение.)

Разработка программы тренинга

Когда потребности в тренинге выявлены и цели поставлены, для достижения задуманного разрабатывается тренинговая программа. Предметное содержание программы определяется тематикой тренинга и поставленными целями. Абсолютная необходимость здесь – выбрать и описать четкие критерии , по которым будет оцениваться результативность обучения, и продумать конкретные механизмы такого оценивания, например, разработать тестирование, контрольные упражнения, прописать нормативы и так далее. Здесь же разрабатываются и формы обратной связи , так как она – не менее важный компонент для оценки тренинга. Что касается методов, они определяются содержанием программы и целями обучения. Определившись со всеми перечисленными компонентами, следует составить подробный план и сценарий тренинга.

^ Подготовка к проведению тренинга

Затем следует фаза подготовки к проведению тренинга. Подразумевается, что готовиться к тренингу должен не только учитель, но и сами участники. Необходимо подготовить помещения, материалы и оборудование. Участникам нередко имеет смысл предварительно ознакомиться с тематикой тренинга и всегда – уяснить собственные цели и цели организации. Но пожалуй, еще важнее, чтобы предварительная работа велась со стороны руководителей участников. Их задача – создать для учеников мотивацию участвовать и продемонстрировать, что это нужно именно самим участникам. Что касается непосредственного проведения тренинга, то ответственность здесь ложится в основном на плечи учителя. Каждый участник получает набор методических материалов.

^ Оценка тренинга и пост-тренинговая поддержка

И наконец, когда тренинг завершен, следует фаза его оценки – то есть многоуровневого измерения полученных результатов и их соответствия тем, которые необходимо было получить. Измерение подразумевает как анализ обратной связи – причем не только от участников, но и от учителя. Важно помнить, что оцениваться должно не только то, понравился ли тренинг и научил ли участников тому, чему должен был. Главным образом, необходимо выяснить, произошел ли перенос результатов проведения в учебную работу, и принесли ли эти изменения позитивные результаты.

С оценкой тренинга тесно связана пост-тренинговая поддержка. Прежде всего, необходимы возможности применять изученное в работе. Кроме того, часто имеет смысл проводить конкретные мероприятия, чтобы дети не теряли связь с изученным.

^ Механизмы тренингового обучения

Рассмотрим наконец сам механизм изменений, происходящих с участниками на тренинге. Тренинг силен не только тем, что обучение в его рамках происходит предельно целенаправленно и подразумевает как можно больше практики. Важнейший ресурс тренинга – это группа. Известно, что люди очень эффективно обучаются друг у друга, разрешая те или иные конкретные задачи. Именно это происходит на тренинге. Обучение здесь подчинено процессам групповой динамики.

Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала . Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:


  • подбор необычных заданий, дидактического материала;

  • организацию: – соревнований; – взаимного контроля и т. д.
^

Виды тренингов.


В зависимости от сферы влияния тренинги делятся на: поведенческие и личностные. Поведенческие, как правило, закрепляют применение новых знаний, а личностные - развивают опыт мышления и ценностную сферу (приводят к знаниям).

В зависимости от стиля ведения тренинги делятся на:


  1. навыковые (отработка только поведенческого навыка, "в такой ситуации надо делать только так");

  2. тренировочные (отработка обоснованного навыка, "в такой ситуации надо делать так потому, что...");

  3. активнообучающие (вывод и новое знание получает сам участник при помощи ведущего, "исходя из выполненного упражнения что нужно делать в такой ситуации? и почему?");

  4. самораскрывающие (поведение участника изменяется через изменение отношения к проблематике, ведущий вводит групповые нормы и только следит за их соблюдением, отвечая на возникающие вопросы).
^

Исходя из количества участников тренинги бывают:


  • индивидуальные - разрабатываются после консультации с психологом, которая определяет направление и сферу развития будущего участника;

  • групповые - проводятся по уже разработанной тематике для группы участников.
Тренинги представляют собой обучающие и развивающие программы с использованием элементов личностного роста. Занятия проходят в игровой форме, в виде диалогов, дискуссий, наблюдения за поведением других участников группы. Существует серия тренингов, помогающих подростку развить свои способности и навыки, необходимые для учебы и будущей работы.

Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный. Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.

Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику. Специализированные тематические тренинги подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.

«Инновационные педагогические технологии» - Игровое обучение. Новые педагогические технологии. Организация учебного процесса. Технологии развивающего обучения. Природосообразные технологии. Модульное обучение. Работа с учащимися. Объяснение. Классификация педагогических технологий. Положительные стороны кейс-технологии. Мастерская. Кейс-технология.

«Технологизация» - Преимущества технологизации учебного процесса. Методологические основы технологизации Классификация технологий. ОДИ (организационно-деятельностные игры) Тренинги Практикумы. Педагогическая система Дидактическая система Методическая система Педтехнология. Пирамида обучаемости. Формировать личность Конкурентоспособную Творческую Компетентную Коммуникативную.

«Использование технологий развивающего обучения» - Творческое мышление. Динамика развития на уроках ОБЖ. Увеличивается активность. Технологии развивающего обучения. Использование современных образовательных и воспитательных технологий. Положительная динамика. Источник информации. Использование. Результаты. Результаты использования. Использование в воспитательной работе.

«Педагогические технологии обучения» - Определение целей через результаты деятельности учащихся!!! Проект педагогической системы, реализуемой на практике. Параметры: Оценка. В педагогической технологии цели образования задаются в следующих аспектах: Г.К. Селевко. Изменения в образовательных процессах: Тренинговые. В.А. Пятин, И.Я. Яцукова.

«Технологии на уроках» - Игровой метод чаще использую в 5-8-х классах. Технология развивающего обучения. Предполагают взаимосвязь учеников не только с учителем, но друг с другом. Образовательные технологии на уроках истории. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Технология нравственного воспитания. Технология личностно-ориентированного обучение Проектно-исследовательская технология.

«Педагогические технологии» - Зарубежные подходы к определению педагогических технологий. Соотношение классического университетского и бизнес-образования. На эмпирической основе. Взаимосвязь традиционных и инновационных педагогических технологий. На созерцательной основе. Типы нововведений по признаку инновационного потенциала. Что в наиболее общем виде и отражает технологический процесс к обучению.

Всего в теме 25 презентаций

Семинар

«Проблемное обучение как способ повышения

учебно-познавательной активности учащихся»

Подготовил учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8» Заам Наталия Ивановна

Тема семинара выбрана не случайно. В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования.В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационнойи других сферах. На мой взгляд, именно использование методов проблемного обучения является наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления и творчества учащихся. К. Паустовский говорил (Слайд 2): « Прорыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует творческого мышления.

Цель семинара (Слайд 3): показать особенности развития активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности.

Достоинства и недостатки проблемного обучения (Слайд 4).

Достоинством проблемного обучения является обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочности усвоения знаний и творческого их применение на практике, а недостатком то, что такое обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.

(Слайд 5.) Проблемное обучение способствует формированию мотивации достижения успеха, но, в то же время, требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения; развивает мыслительные способности учащихся, но не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей учащихся, так как базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не на творческой деятельности.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация (Слайд 6). Если к проблемной ситуации добавить самостоятельную активную деятельность, у нас получится творческое овладение знаниями. А это и есть формула проблемного обучения.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Что же включает в себя проблемная ситуация ? (Слайд 7.)

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в процессе деятельности. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов. В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели; чтобы овладеть вниманием современных учеников, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методик развивающего обучения. Новые знания всегда базируются на предшествующих.

В 3-м классе начинается системное обучение основным морфологическим и синтаксическим категориям. Учащиеся получают первоначальные знания сложного абстрактного характера, таковыми являются части речи, их признаки и правила словоупотребления и т.п.

Данный материал обладает двойной сложностью. С одной стороны, учащийся знает эти понятия, активно пользуется; с другой стороны, изучаемый материал предельно абстрактен и трудно поддается усвоению в данном возрасте.Абстрактные понятия быстрее воспринимаются в процессе решения проблемы и уже не отпугивают своей сложностью.

Наибольшая эффективность при этом достигается введением несложных приёмов создания проблемной ситуации (Слайды 8-9).

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) противоречиями.

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

4. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока. На минутке чистописания использую занимательные задания, которые развивают мышление учащихся и способствуют активизации их познавательной деятельности. Рассмотрим один пример.

Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки: «В лесу живет, бурый цвет ему идет». Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный – непарный по звонкости-глухости.

Открытие” детьми нового знания строится на основе определённой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию: «Найди лишнее», «Раздели на группы, сравни и укажи отличия», задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

(Слайд 11.) Ситуация «Выбор». Необходимо вспомнить правило написания предлогов и приставок и осуществить выбор: писать слитно или раздельно.

(Слайд 12.) Ситуация «Удивление» развивает мышление, воображение, память.

(Слайд 13.) На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. Ситуация «Неопределенность» помогает ученику сосредоточиться, проанализировать ситуацию.

(Слайд 14.) Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно учитель предлагает учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами “добывают” необходимые сведения, т. е. более самостоятельно ведут исследования. Так, при изучении темы «Лексическое значение слова», ставлю задачи (Слайд 14):

Докажи, что слово «животное» является именем существительным. Определи, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, шекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай – страна, словопад.

(Слайд 15.) Младшим школьникам нравится выступать в роли учителя. Поэтому на этапе закрепления знаний использую прием «корректирование и редактирование текста».

(Слайд 16.) Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией “затруднения” в деятельности. Возникает проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без изученного на уроке нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог (Слайд 17):

Сколько здесь групп однокоренных слов?

Как пишутся корни в однокоренных словах?

Произнесите слова и определите: во всех ли словах согласные звуки произносятся.

Назовите слова с непроизносимыми согласными.

Какой вопрос возникает?

После того как дети записали слова в два столбика, работа продолжается для сообщения вывода (Слайд 18).

А как вы думаете, почему не все согласные первого столбика произносятся?

Подчеркните непроизносимые согласные.

Где стоит непроизносимый согласный?

Почему такие согласные не произносятся?

Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала, что способствует повышению уровня качества знаний.

При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучения, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает внимание более длительное время. Все это способствует созданию прочных связей в коре головного мозга, а следовательно, лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно-следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разрозненность фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Проблемная ситуация, таким образом, наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнять одну из самых важных задач школьного обучения: активизировать познавательную деятельность учащихся с целью повышения познавательных мотивов. Практика показывают, что использование проблемных ситуаций способствует активному развитию каждого ребенка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду, творчеству на пользу общества. Семинар хочется закончить такими словами Л. Толстого:

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».




Top