Методика обучение рисованию детей 4 лет. Рисование с малышами

Многих родителей малышей беспокоит вопрос: "В каком возрасте ребенок способен овладеть навыками рисования в той степени, в какой это необходимо, чтобы детский рисунок соответствовал эстетическим образцам и его содержание было понятно окружающим?"

Среди профессиональных педагогов, работающих с дошкольниками, бытует мнение, что чем раньше начать систематическое обучение детей рисованию, тем быстрее ребенок освоит навыки и умения, необходимые ему для отображения реальной действительности. Ребенок должен копировать предлагаемые ему образцы правильного рисования, а создавать произведения на основе собственного воображения он будет позже, так как настоящее творчество невозможно без опоры на отработанные навыки владения карандашом и кистью.

При всей кажущейся привлекательности этой точки зрения, ее несостоятельность становится очевидной для всех, кто когда-нибудь пробовал заставить ребенка научиться рисовать. Глядя на подобные рисунки, психологу трудно поверить, что ребенок может так видеть и воспринимать окружающий мир, и невозможно отделаться от мысли, что его рукой водила рука взрослого.

Чем больше взрослый, обучающий ребенка рисованию, будет добиваться внешней похожести детского рисунка на взрослое видение окружающего мира, тем более высокие психологические барьеры перед занятиями рисованием будут устанавливаться в психике малыша.

Итак, постараемся понять, почему взрослым не рекомендуется вмешиваться в процесс выполнения той огромной интеллектуальной работы, которую совершает мозг рисующего ребенка.

Детские психологи выделяют две основные стадии развития детского рисунка: доизобразительная и собственно изобразительная.

Первая ступень доизобразительной стадии начинается на втором году жизни ребенка и характеризуется следующим интеллектуальным открытием малыша: карандаш, кисть с краской или просто собственный измазанный палец, если подвигать ими по какой-либо поверхности, оставляют на ней очень интересные следы. Начинаются первые хаотические движения этими предметами по любой подвернувшейся под руку поверхности, которые очень нравятся малышу, что связано с получением удовольствия от самого процесса движения. Ребенок может отвернуться в сторону и при этом с радостью продолжать свое занятие.

Чтобы не испортить впечатления от этих первых опытов, юного художника нельзя ругать за испачканные полы, обои, столы, скатерти, а предусмотрительно закупить несколько рулонов белых обоев и расстилать на полу, разбросав по ним мелки, краски, карандаши, пастель, сангину и все, что может пригодиться малышу. Есть дети, которым уже в год нравится мольберт, но не как навязанное родителями место для рисования, а как предмет интерьера, на котором родители, специально не обращая на это внимания ребенка, сами любят порисовать. Очень часто природная потребность ребенка к совершению предрисовальных движений затухает из-за требований соблюдения порядка, который невозможен в мастерской настоящего художника.

Вторая ступень доизобразительной стадии наступает примерно через полгода, разумеется, если ребенку не мешали активно действовать на первой. В противном случае, развитие способности к рисованию отодвигается на более поздний период. На этой ступени у ребенка появляется способность устанавливать зрительный контроль за совершением своих движений, ребенок познает зрительно то, что делает его рука. Для взрослых произведения будущего художника продолжают оставаться хаотическими нагромождениями "каракулей", в то время как для ребенка установление зрительно-моторных координаций — это большое достижение, и его энтузиазм возрастает в несколько раз.

На этой ступени так же, как и на предыдущей, от родителей требуется только понимание и терпение, а также поставка оборудования для изобразительной деятельности: чем младше ребенок, тем более качественными материалами необходимо его обеспечить. Важно также помнить, что любые нелестные замечания о результатах деятельности малыша могут вызвать задержку развития способности к рисованию.

На третьей ступени доизобразительной стадии , на которую ребенок переходит через шесть-двенадцать месяцев после наступления предыдущей, он совершает следующее интеллектуальное открытие - оказывается, что у листа бумаги, на котором он "малюет", есть края. Малыш начинает учитывать эти границы и контролировать свое игровое поведение на листе бумаги. Если ребенок через год после установления зрительно-моторных координаций продолжает игнорировать границы листа, стоит проконсультироваться с психологом.

На четвертой ступени доизобразительной стадии в детском рисовании совершается интеллектуальный взлет: ребенок начинает интерпретировать свои "каляки-маляки". Малыш ощущает себя всемогущим. Он может изобразить все, что захочет: "папа едет на машине", "мама и Саша идут в магазин", "Юля катается на велосипеде".

Стадия интерпретации наступает к двум с половиной-трем годам. Если в этом возрасте начать навязывать ребенку свои образцы правильного рисования, это может пагубно отразиться на развитии его уверенности в себе, помешать построению собственной картины мира, а значит, задержать психическое и формирование его представления о своем месте в окружающем мире.

На стадии интерпретации взрослый нужен ребенку только как понимающий слушатель. Переход от наглядно-действенного к образному мышлению сопровождается называнием персонажей, видимых только ребенку, а для того, чтобы хорошо развивались коммуникативные способности малыша, ему нужен взрослый, способный подыграть ему на листе бумаги. Однако большинство детей этого возраста болезненно относится к вторжению взрослого в созданный ими мир, поэтому родителям лучше просто спрашивать, кто есть кто, и не пытаться показывать, как это надо нарисовать правильно, если ребенок об этом не просит.

Следует также отметить, что, хотя большинство детей любит контактировать со взрослым при рисовании, существует особая категория маленьких художников, которые самозабвенно рисуют в полном одиночестве. Этой сосредоточенной работе ребенка над созданием собственного мира тоже мешать не стоит, однако у таких детей речь, как правило, развивается позже, часто они левши , но именно из этой категории детей получаются талантливые художники.

Наступление изобразительной стадии в развитии детского рисунка происходит к трем с половиной годам и характеризуется появлением сначала "примитивных" людей-головоногов, животных, насекомых, хаотично разбросанных по всему листу.

К четырем годам наступает вторая ступень изобразительной стадии : ребенок делает важное мировоззренческое открытие — окружающий мир строго структурирован. В рисунках детей появляется линия земли - черная или коричневая полоса, зеленые травинки, белый снег, на земле в ряд располагаются персонажи рисунка, а над ними — линия неба. На этой ступени детям нравится передавать динамику различных людских и природных состояний: ребенок может нарисовать коричневую землю, а потом закрасить ее белой краской: "Зима наступила". Или изобразить синий овал — "озеро", а потом закрасить его черной краской: "Высохло". Часто дети хотят в одном рисунке передать изменения погодных условий. Сначала ребенок рисует траву, цветы, себя в легкой одежде, синее небо, ярко-желтое солнце. А потом тучи набежали, дождь пошел - пририсовывается зонтик и резиновые сапоги. То, что ребенку эмоционально ближе, важнее, он изображает крупнее остальных объектов, например, цветок может быть больше дерева, мама в два раза выше папы, он сам — выше всех членов семьи.

Эта ступень продолжается до пяти-шести лет, и дети редко прибегают к помощи взрослых. Но если ребенок просит показать ему, как изобразить бегущую лошадь или прыгающего человека, важно не утратить его доверия к вам, показывая именно то, о чем он просит. Художественные шедевры родителей не вдохновляют, а унижают ребенка, только приступающего к освоению изобразительного языка.

К шести-семи годам у ребенка появляется способность изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат в реальном мире, однако давление взрослых и на этой ступени изобразительной стадии недопустимо. Дети, родители которых терпеливо и с пониманием относились к их созидательной работе на листе бумаге, начинают обращаться за помощью к взрослым сами. В этом возрасте уже можно отдавать ребенка в изостудию или приглашать домой педагога-художника. Однако, если развитие детского рисунка задерживалось или переживало возникновение психологических барьеров, отдавать ребенка в изостудию лучше не раньше одиннадцати-двенадцати лет.

Дорогие мамы и папы! Систематическое и целенаправленное руководство детской изобразительной деятельностью, так же как и ограничение потребности ребенка в рисовании, лишает маленького исследователя собственных открытий в окружающем мире, дезориентирует его и мешает пройти все необходимые стадии развития способности к рисованию, последовательное преодоление которых в условиях свободы и отсутствия давления и есть путь к истинному творчеству.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Обсуждение

04.03.2006 17:03:49

Новой информации не получила, т.к. читала об этом в нескольких книгах и журналах. Если кто-то не читал больше ничего, то, наверное, полезная статья.

Все желание рисовать (да и все остальные) может загубить средняя общеобразовательная школа с ее ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ программой. Я рисую сыну в 4 классе лицо женщины из 18-19 века, рыцаря,девушку в сарафане из прошлого. Ну что это такое????

09.02.2004 18:34:02, Сюсанна

09.02.2004 18:31:34, Сюсанна

Мой сын 4 лет очень любит рисовать деревья с ветками, причем, делает он это лет с 2 и с тех пор не видно большого прогресса в их изображении,я сравнивала его рисунки.Во всех других рисунках многое изменилось, цветочки стали "правильнее" что-ли, паровозики больше похожи на настоящие и едут по рельсам, домики стали походить на сказочные замки, прямые линии, закругленные... с этим все в порядке. А вот деревья так и остались смешными, взлохмаченными, кривыми и такими же как были,со множеством торчащих кривых веток под прямым углом исходящих от ствола. Интересно почему?

04.01.2002 11:46:28, Еленочка

10.05.2001 10:17:18

В садике дочке (3г8м) для закрепления умения проводить прямые линии задали нарисовать красками "Дом, в котором я живу". Дома я для поддержания интереса тоже села рядом с дочкой рисовать, соответственно, Маша начинает красками мазюкать, размалевывать по листу, приговаривая: "Тут бабушка печет пирожки, тут кошка сидит" - фантазия налицо, но рисунок далек от исходного задания (проводить прямые линии). Я без всякой фантазии нарисовала прямоугольник и в нем кучу квадратиков (многоэтажный дом с окнами - фантазии никакой, но зато близко к теме задания). В результате, дочь видит мой рисунок и говорит:"хочу такой же нарисовать", берем второй лист бумаги и опять у дочки мазюки - нравится, видимо, этот процесс красками, дочь видя, что результат далек от моего варианта, начинает плакать, я успокаиваю, говоря, что ее домик и с бабушкой и кошкой, а у меня фантазии не хватает. Что же нам делать в такой ситуации - учиться все-таки рисовать прямые линии или дать волю фантазии и как быть с садиком, там-то дети потом показывали свои рисунки, а дочь свои мазюки отказалась нести в садик, показывать?

А вот появление "головоногов" действительно в 3,5 года происходит? Мой ребенок нарисовал именно голову с ножками, внутри головы две точки - глазки. И сообщил, что это мама. Это было в 1 год 11 месяцев.
В том же возрасте был нарисован другой головоног и рядом внизу кружочек. Нам было объяснено, что это "бабушка играет в мячик".
А сейчас (2 г. 5 мес.)фломастерами тоже дочка рисует шарики, людей и животных (хотя на вид они все похожи:-))), а вот красками - берет ОДНУ краску и полностью закрашивает лист бумаги. Аккуратно-аккуратно. Рисовать на белом фоне ей почему-то неинтересно...
Это что-то значит?

Маленький вопрос. Дочка гуашью рисует увлеченно сама. Малякает, смешивает. Все хорошо. А карандашами или мелками обычно все происходит примерно так. Ко мне она приходит с карандашом и чистым листом и просит: «Нарисуй, пожалуйста, киску.» Что делать?

В этой статье:

Современная педагогика стремится развивать в детях таланты, творческое мышление . Один из методов занятий с малышами дошкольного возраста - рисование. Так проще научиться выражать свои чувства и эмоции, рассказывать о своих переживаниях.

Развитие творческого мышления поможет ребенку в дальнейшем. Почему бы и не заняться этим? Ваш ребенок вполне может открыть у себя настоящий талант! Для этого преподавателям рекомендуется показывать детям разные способы рисования .

Для мотивации к творчеству используются игровые подходы и поощрения. Для детей это погружение в сказку, которую они же создают на листе бумаги. Яркие краски и карандаши, спокойная атмосфера и доброжелательное отношение воспитателя или родителя - это необходимо для того, чтобы маленький художник раскрыл свою душу.

Не ставьте запретов, не ругайте детей - они лишь пытаются показать вам, о чем и как думают. Для развития эмоциональной сферы рисование - один из лучших методов.

Зачем учить детей рисовать?

Дети обычно сами тянутся рисовать. Для них это очень простой, но интересный процесс - ручка или карандаш подчиняются их движениям. Сначала рисунки лишен всякого смысла – это лишь набор черточек и закорючек.

Затем родители показывают детям, как правильно рисовать . После этого ребенок открывает для себя этот интереснейший вид творчества. Конечно, существуют самые разные техники рисования для детей всех возрастов – не стоит ограничиваться только карандашами или красками.

В рисовании мы открываем себя миру. Демонстрируем то, что хотим сказать или показать, но не может сделать этого словами.

Лучше всего начинать уроки в раннем дошкольном возрасте : сейчас дети очень сенситивны .
Это важно еще и потому, что в возрасте 3-4 лет начинает активно развиваться логическое и абстрактное мышление. Рисование - это не только срисовывание, но и бескрайнее поле для воображения.

Придумывать мир, изображать героев сказок такими, как ребенок их видит, раскрашивать привычные предметы в самые необычные цвета - вот что дает нам этот вид творчества. Мы можем быть свободны в том, что делаем, менять мир так, как нам нравится. Дети, которые занимаются с детства (не просто рисуют, а с ними действительно занимаются родители или педагоги), впоследствии делают большие успехи в учебе и социальных взаимодействиях.

Что дает нам рисование

Развитие творческого навыка помогает детям. Для многих это отличный способ раскрепостится , снять какие-то внутренние психические ограничения. Это базис, позволяющий ребенку раскрыть свои творческие способности. Совсем
необязательно, что он будет рисовать в дальнейшем.

Возможно, лепка, музыка, литература привлекут его больше . Но главный урок уже получен: показывать себя миру, открывать свои мысли - это не страшно.

С развитием навыка рисования приходит лучшее понимание себя. Становление собственного «я» происходит быстрее, ведь человек нашел еще один способ связать свой внутренний мир с миром внешним - перенести на бумагу свои переживания, страхи, рассказать о том, что он любит и ценит.
Так гораздо проще знакомиться с миром и другими людьми .

Нельзя оценивать творчество детей негативно - это лишь создаст психические проблемы или же усугубит их. Творчество должно быть, с одной стороны, свободным, но с другой - иметь смысл, цель. Что хочет донести до нас художник? Для начала эту цель будет устанавливать педагог, а затем маленький художник сам сможет делать это. Причем не только в рисовании, но в учебе, общении, работе.

Формирование творческого мышления

У детей дошкольного возраста большой потенциал, который нужно развивать. Сейчас их мозг способен развиваться очень интенсивно, если давать ему пищу. Простые методы рисования быстро наскучивают детям. Интересные, нестандартные материалы и способы изображения привлекают их больше всего. Ведь такая деятельность сродни игровой.

Вы даете ребенку самые обычные предметы, но показываете, как их можно использовать для создания картины. Именно в свободной изобразительной деятельности самый большой коэффициент пользы для мозга . Развитие мышления, самовыражения - вот главная задача сейчас. Вы можете не только подготовить ребенка к школе, но и сформировать у него стремление к творческой деятельности.

Самовыражение ребенка

У детей не всегда есть способ выразить свои мысли и чувства. Особенно это относится к малышам 2-4 лет. Они еще не очень хорошо владеют речью , но через рисунок могут многое рассказать нам о себе, мире вокруг, семье и своих проблемах.

Через рисунок же эти проблемы можно
решить. Активное развитие мозга в этот период помогает развивать таланты . А творческая деятельность, в свою очередь, благотворно влияет на личность ребенка.

Развитие его способностей должно проходить рядом с человеком, который сможет направить его – мало кто из детей начал рисовать сам и достиг больших успехов.

Сейчас во всех детских садах воспитатели активно привлекают малышей к творческому самовыражению. Это помогает адаптироваться к новым условиям, научиться концентрироваться на процессе . Любое творчество - стимул для обучения и развития.

Как правильно учить детей рисовать?

Для малышей это веселое и полезное занятие. В процессе творчества они часто находят себя.

4 метода обучения рисованию

Это основные методы, которые педагог применяет для того, чтобы научить ребенка (или взрослого) чему-то. Для детишек дошкольного возраста все они подходят, а применяются в зависимости от ситуации и целей работы . Они указаны в определенной последовательности – по степени самостоятельности.

Начинать нужно с того метода, который предусматривает демонстрацию примера. Так проще разобраться в чем-то новом. Чем дальше продвигаются занятия, тем больше простора для творчества детей должно оставаться. Их больше не сдерживают рамки - теперь абстрактное мышление способно само устанавливать цели.

Информационно-рецептивный метод

Воспитатель показывает, как нужно работать – как пользоваться красками, кистями, карандашами, рисовать пальцами и т.д.

Он делает образец - простой, но понятный. Дети смотрят, задают вопросы, если что-то осталось неясным. На данном этапе воспитатель вводит их в мир рисования, дает базовые знания.

Его работа - некий образец, который первое время дети будут пытаться повторить. Им обязательно нужно сказать, что это - рисунок педагога, а их вариант может быть таким же, похожим или совсем другим. Пока что дети немного побаиваются «творить» сами, но их нужно настраивать на это.

Метод воспроизведения

Помогает довести какие-то навыки до автоматизма. Здесь дети повторяют одно и то же действие, пока оно не закрепится и не перейдет в навык. Подходит для работы с новым материалом, нестандартными методами творчества, которых дети еще не встречали. Это «разучивание», которое потом поможет им свободно, без стеснения использовать новый навык уже для создания собственной работы.

Эвристический подход

Учитель дает больше самостоятельности ребенку, позволяя ему продолжить заданную мысль. Здесь можно увидеть, как отличается подход каждого ученика к рисованию. Например, задается тема и какие-то обязательные объекты на картинке - все остальное будет выбором ребенка. Что еще изобразить? Каких персонажей добавить? На этом этапе обучения начинается активное развитие абстрактного мышления и воображения.

Метод исследователя

Свободное творчество. У детей может быть общая тема для работ. Например, их просят нарисовать картинку на тему
«осень». Это может быть все что угодно – как ребенок видит, знает, воспринимает осень.

Развитие его творчества тут связано с опытом, сенситивным восприятием, личным отношением. Все работы получаются разные - это и есть смысл занятия. Это создание своего собственного мира на бумаге, глядя на который, нам легче понять ребенка.

Как можно стимулировать желание рисовать?

Иногда для того, чтобы рисунок был более эмоциональным и отражал переживания ребенка, необходимо дополнительно стимулировать его воображение и психику. Есть несколько простых методов, которые знают воспитатели в детских садах и специальных кружках по рисованию.

Игра

Творчество преподносится как игра. Способов реализации множество . Например, детей делят на несколько команд,
которые состязаются между собой.

Задание может быть общим для всей команды, или же каждый вносит свой вклад, делая определенный рисунок. Затем все вместе обсуждают результаты работы , общаются между собой. Это важный стимул: дети не должны стесняться показывать свои рисунки . Конечно, все получат награду за участие в этом конкурсе-игре.

Внезапный сюрприз

Появление сказочного героя. Организовать это можно разными способами. Он зовет детей в свой мир, предлагая им какое-то задание. Такие живые, веселые уроки можно проводить перед праздниками. Дед Мороз приходит к детям с подарками и просит нарисовать новогодние картинки, рассказывает им сказку, предлагая проиллюстрировать ее.

Помощь

Маленькие дети знают много историй о том, что нужно помогать слабым. Они не откажут в помощи, если их кто-то попросит. Воспитатель приносит на урок игрушку, например котенка или собачку.

Этот персонаж просит о помощи - нарисовать для него теплый домик на зиму или любящую семью, в которую он бы мог пойти жить . Масса вариантов существует в этой ситуации. Дети с радостью реализуют свои идеи. Ведь пока у них еще не так хорошо развита речь, нарисовать на самом деле проще всего. Это занятие развивает эмоциональную сферу, эмпатию, сопереживание.

Эмоции воспитателя

Хорошим стимулом будут эмоции самого воспитателя. Дети видят, что он тоже вовлечен в деятельность. Это может быть выразительный рассказ или чтение детям стихотворения, сказки. По мотивам рассказанного нужно создать рисунок . Интересно, как эмоции одного человека переходят к другому. Все это направлено на развитие эмоциональной сферы, необходимой для творчества.

Создание комфортных условий

Первое, что необходимо сделать воспитателю или преподавателю - создать комфортные условия для творчества. В классе должно быть достаточно света. Это важное условие, ведь при недостаточном освещении можно
серьезно испортить зрение.

Психологи советуют включать тихую приятную музыку: она не отвлекает детей, а позволяет погрузиться в себя в поисках новых идей.

Самое главное здесь - психологический комфорт. Дети должны сосредоточиться на рисовании, не отвлекаясь на шум, разговоры, другие занятия. Воспитателю необходимо следить за дисциплиной. Всегда находятся дети, которым хочется заняться чем-то другим, привлечь внимание шутками. Этого нужно избегать. Дети 3-5 лет не могут концентрировать внимание долго, поэтому на занятие должно уходить не более 20-25 минут . Это время нужно провести с максимальной пользой.

Постановка задачи

Для детей необходимо поставить задачу. Малышам еще трудно самим определяться с темой, цветами, они не до конца осознают свои возможности. Постановка задачи должна быть четкой, но позволять ребенку выражать свое отношение к
теме работы
. Иначе вы получите совершенно одинаковые картинки, лишенные логики, души, эмоций.

Очень важно познакомить детей с картинами известных художников. Расскажите им немного о выборе темы, поговорите о картине. Пусть дети выразят свое отношение к ней - даже простые слова «мне она нравится» значат много. Так учитель рисования воспитывает в детях чувства гармонии, красоты, цвета, эстетики.

Материалы

Развитие навыка невозможно, если у вас всегда будут однообразные материалы: белый лист бумаги, 12 цветных карандашей… Это скучно, а ведь в дошкольном возрасте ребенку необходимо постоянно узнавать что-то новое: это
дает стимул для развития его психики и моторных навыков.

Рисование может быть очень разнообразным. Карандаши, краски, цветные фломастеры - это лишь начало . Для создания картин можно использовать клей и аппликации, блестки, объемные предметы, которые становятся частью рисунка.

Чем больше идей у воспитателя, тем больший эмоциональный отклик он получит от своих учеников. Для детей важно иметь выбор. Кому-то не даются краски, зато он делает очень красивые аппликации, умеет точно раскрашивать картинки. Предлагайте им разные виды работ, а материал сам найдется. Чем он сложнее и разнообразнее, тем активнее работает мозг . Это отличный тренинг для мелкой моторики и ситуативной логики.

Вы можете разместить разные материалы в центре комнаты. Скажите детям, что они могут выбирать все, что им нравится, для создания работы на определенную тему.

Здесь нет «проигравших», а есть 10-15 совершенно разных взглядов детей на наш мир. Конечно, так им будет интереснее создавать что-то, ведь не нужно следовать жестким правилам, а можно выбирать, пробовать, исследовать свои возможности.

Образы

Для начала выбираются простые и понятные: герои сказок, игрушки, животные, члены семьи. Все то, что уже знакомо. Как только дети привыкнут и освоятся с техникой работы (все равно с какой), можно вводить новые образы, подключать воображение. Например, расскажите детям про разных птиц, которые живут в вашем регионе. Покажите им картинки, расскажите что-то про них. А затем предложите выдумать свою собственную птичку и историю про нее :

  • где живет;
  • чем занимается;
  • что кушает;
  • куда летает.

Активное развитие воображения будет основано на уже увиденных образах. Так ребенок сможет придумать действительно сказочную птицу. Точно так же вы можете вводить другие образы, интересные детям.

Обсуждение работы

Не оставляйте картинки без комментариев. Для детей дошкольного возраста важно получить «обратную связь». Дело в том, что это мотиватор их творчества. Они привыкли, что за правильно выполненным действием следует похвала взрослого.

Дома это родители, а в садике или в кружке - воспитатель. Детям важно знать, что взрослые думают про их картинки, работы . Важно и мнение друзей.

Оставьте 5 минут для того, чтобы прокомментировать каждую картинку. Или же предложите подождать, пока краски высохнут, а потом повесьте все рисунки на доске и поговорите о них. Вы можете предложить каждому малышу самому сказать пару слов о том, что он нарисовал. Главное, чтобы среда для обсуждения была психологически комфортной . Обязательно похвалите всю картинку или какую-то ее деталь.

Детям 3-4 лет критика все еще кажется агрессивным действием. Лучше приберечь ее для более старших детей. В 5-6 лет развиваются психические механизмы оценки себя, «социальное я». Вы уже можете сказать ребенку, что, например, задумка очень интересная, но он выполнил картинку неаккуратно. Возможно, ему захочется переделать ее?

Что делать, если не получается?

Что ж, не всем дано быть художниками. Не акцентируйте внимание на том, что у ребенка не получается. Предложите ему помощь: дорисуйте что-то, подправьте. Причем делать это
нужно очень деликатно.

Ребенку становится очень обидно, если что-то не получается только у него одного, а других воспитатель хвалит . Это может разочаровать его и заложить основу для низкой самооценки и комплексов.

Нет такого понятия, как «плохо нарисовал». Все дети рисуют так, как могут, а это значит, что именно так они общаются с миром.Они доверили вам свое видение - уважайте это. Учите менее успешных так же, как и других, показывайте разные техники.

Возможно, в одной из них ребенок найдет себя . Тут важно, чтобы педагог понимал: все детки разные, и у кого-то абстрактное мышление развито очень хорошо, а у кого-то нет. Но это не повод для того, чтобы расстраиваться.

Само по себе рисование очень полезно для развития психики. Действия, движение, выбор цвета и формы - вот что важно на самом деле.

Движения рук помогают нервной системе развиваться , пальцы становятся более чувствительными, они могут выполнять мелкие движения. Работает логика, дети вспоминают все то, что они знают о предмете, который рисуют. У них получится в любом случае.

Техники рисования для детей всех возрастов

Главное, чтобы детям было интересно, иначе сама суть процесса теряется. Творить насильно - бессмысленная трата времени. Дети с радостью делают то, что помогает им, дает повод гордиться собой. Это важный стимул для ребенка: создать что-то такое, за что его похвалят.

Тогда и он начинает видеть себя иначе: значимым, важным
, интересным
. С осознанием таких качеств многое меняется в психической жизни малыша. Ему гораздо проще заводить друзей, он с радостью пробует новое, не боясь неудачи.

Отличных результатов вы достигнете, если будете совмещать творческий процесс и обучение. Разнообразие природы, смена времен года, страны и города, семья - темой для рисования может быть что угодно. Расскажите немного о предмете, которым занимаетесь на уроке, покажите фотографии, картинки, диафильм . Таким простым способом можно даже научиться писать буквы и цифры.

Младший возраст

Рисование пальцами отлично подходит для малышей. Этот метод простой: ребенок окунает палец в краску и водит по бумаге. Следите, чтобы краски были натуральные, а не химические.

Такой метод считают терапевтически-полезным: он развивает мелкую моторику и благотворно влияет на нервную систему. Активизируются связи пальцев с мозгом – теперь ребенку будет легче справляться с мелкими движениями, ведь его пальцы стали активнее. Он может делать рисунок одним пальчиком, двумя или всеми пятью -выбор техники за ребенком.

В момент творчества активизируются одни участки мозга, а другие, наоборот, успокаиваются – так можно снять стресс, страх, негативные мысли. Малыш настраивается на размышление, его давление и пульс приходят в норму. Такой способ творческой релаксации можно применять после физической активности. Он позволит, например, подготовиться
ко сну.

Главное, что рисование пальцами – это простой способ. Для него не нужно ничего лишнего. Пальчики малыша – это и есть «кисти» для рисования. Так ему проще познакомиться с самим видом творчества. Это одна из первых возможностей выразить собственное «я», заявить миру о том, как малыш видит цвета, краски, формы.

Младший дошкольный возраст

Сейчас детям уже проще рисовать, ведь они знают о мире больше. Простые картинки можно сделать интереснее. Например, предложите им окунать ватную палочку в гуашь и рисовать «методом тычков». Рисунок будет состоять из точек и линий - это увлекательное занятие, которое и
взрослым должно понравиться
. Оно полезно для развития чувства цвета и гармонии рисунка.

Еще один интересный способ рисования для детей – «проявляющиеся рисунки». Контуры нужно нанести восковым карандашом (цветным или бесцветным), для этого же может подойти обычная свечка. Потом на рисунок наносится акварельная краска.

С воска краска будет стекать, а скрытый рисунок проявится . Для детей это настоящее волшебство. Они могут делать друг другу «сюрпризы»: рисовать свою задумку, а потом обмениваться листами для «проявления».

Для младшего дошкольного возраста подходят развивающие техники. Вы уже можете совмещать искусство и познание. Гуляя в парке или перед детским садом, собирайте осенние листочки разных деревьев. Воспитатель может рассказывать про разнообразие природы, учить определять по листьям, какому дереву они принадлежат.

С этими сухими листочками появляется новая возможность для рисования - «метод печати листьями». На крепкий листик наносится краска. После этого его нужно аккуратно прижать к листу бумаги.

Покажите детям, как это делается. Через несколько секунд просто снимите листик за черенок – на бумаге останется ажурный отпечаток. Предложите детям создать букет из разных листьев. Эта красивая техника позволит перенести структуру сухого листа дерева на бумагу - получаются выразительные и довольно реалистичные картинки.

Старший дошкольный возраст

Для старшего дошкольного возраста (5-6 лет) подойдет интересная техника творчества - монотипия. Она дает полную свободу действий и стимулирует воображение. С ее помощью можно нарисовать небо или морское дно.

Это принцип оттиска. Краску наносят на гладкую ровную поверхность (это может быть гладкий кусок пластика). Детям нужно объяснить, что делать все необходимо быстро, пока краска не засохла. Можно сочетать несколько цветов и оттенков . Затем на покрытую краской поверхность накладывается белый лист бумаги и разглаживается.

Можно прикладывать его несколько раз, постепенно смещая. Тогда получится плавный переход цветовой гаммы. Если вы хотите изобразить морское дно, то это могут быть голубые, синие, фиолетовые, бирюзовые тона . Здесь можно научить детей предварительно смешивать краски, чтобы получать оттенки.

Когда фон готов, можно начинать творить: дети дорисовывают камешки, водоросли, разноцветных рыбок. Монотипия - сочетание нескольких творческих подходов . Каждый раз у вас получаются новые рисунки, ведь все зависит от того, какие цвета и в какой последовательности наносятся на пластиковую «матрицу». Дальше - только воображение.

Родители и дети: совместное творчество

Часто психологи рекомендуют детям с социально-коммуникативными проблемами заниматься дома с родителями рисованием. Это простой способ помочь малышам справиться с их страхами, зажатостью, низкой самооценкой.

Если нет возможности отдать ребенка в садик или водить на занятия, то все то же самое вы можете сделать дома .

Родитель может положить начало развитию интереса к творческой деятельности. Вам нужно создать комфортные условия дома, предложить большой выбор тем, материалов, сюжетов, чтобы заинтересовать ребенка. Это поможет детям с проблемами проще адаптироваться к социальной жизни.

Помогите начать

Покажите ребенку, как нужно рисовать. Самые простые формы отработайте вместе. Детям 3-4 лет нет смысла давать сложные задания. Пока что мелкая моторика только
развивается - они видят мир проще, чем мы. И все же начало положено - ребенок заинтересовался рисованием.

Теперь некоторое время вам нужно предлагать ему идеи или же заниматься вместе. Тем, у кого присутствует задержка в психомоторном или эмоциональном развитии, тяжелее начать самостоятельно рисовать, выдумывать себе сюжеты. Вы можете повторять те же модели и методы, которые даются малышам в детском саду – иллюстрация для сказки, например.

Совместный рисунок – помощь в адаптации

Для очень закрытых детей, имеющих проблемы с выражением своих эмоций, задержку речи, предлагается «лечение рисунком». Рисовать нужно вместе с мамой, например. У вас
должен быть один лист бумаги, на котором вы вместе что-то изображаете.

Для начала мама может рисовать половину формы, а малыш будет дорисовывать . Он может не пускать вас в свое «пространство» на листе, закрываться. Со временем, когда появится уверенность в себе, он откроется.

Совместное рисование - это не только первый шаг для развития творчества для таких детишек, но и существенная помощь им. В процессе развивается доверие, пропадают границы . Теперь уже проще становится общаться с ребенком посредством рисунка. Ваши темы и мотивы должны быть доброжелательными: домики, солнышко, лето, семья.

Все это вызывает яркий эмоциональный отклик. Никто не сказал, что он придет сразу же.

Часто нужно долго и упорно рисовать вместе, чтобы малыш справился со своими внутренними проблемами. Когда он начнет делать это с вами охотно, без страха - цель достигнута . Ему стало лучше. Этот метод применяется для детей с психологическими травмами, сложной адаптацией в обществе.

Похвала и замечание

В классе рисования или дома – все действия взрослого направлены на развитие собственного видения ребенка, мнения о предмете или явлении. Оно совершенно не обязано совпадать с вашим или чьим-то еще.

Конечно, детей в любой возрасте нельзя ругать за рисунки. Это их видение мира, а также возможности их моторики. Не все ведь научатся рисовать профессионально .

Этот навык дается нам частично от природы. Для творчества необходима предрасположенность. В детстве проще всего научиться правильно изображать свои мысли, если будет присутствовать похвала. Маленькие дети будут в восторге от небольших конкурсов, когда все получают поощрение - вы можете присуждать каждому из них победу в определенной «номинации».

Чем старше малыш, тем у него активнее работает интерес к соревновательной деятельности. Тогда уже можно выбирать победителя или нескольких победителей из группы. Этот способ подходит и для тех, кто занимается дома. Обязательно хвалите малыша, указывайте на интересные моменты рисунка, выбор цвета.

Даже если в будущем он не станет художником, графиком, вообще не будет иметь связи с искусством, заложенные в детстве понятия об эстетике и гармонии цвета очень помогут ему в жизни. Многие взрослые не умеют рисовать, а на просьбу нарисовать что-то реагируют резким отказом. Возможно, кто-то в детстве смеялся над их рисунками, осуждал их. Делать этого нельзя, даже если родитель или воспитатель по-доброму критикует работу. Ребенок расстраивается и запоминает это надолго.

Не ругайте детей

Ругать за разлитые краски по полу - одно, а вот за рисунок - совсем другое. Суть этого процесса - научиться выражать себя, мыслить творчески, создавать. Кто может осудить ребенка, воссоздавшего на листе бумаги целый мир своего воображения? Если что-то кажется вам нелогичным или странным, деликатно поговорите с малышом.

Почему ты нарисовал это?

Что это означает?

Почему ты выбрал эти цвета?

Зачем на рисунке этот персонаж/предмет?

Обсудив все спокойно, можно получить интересные ответы. Например, некоторые педагоги хотят скорее добиться реализма в творчестве детей. Это нормальная практика, ведь застревать на уровне 3-4 лет нет смысла.

Развитие
реалистичного рисунка - важная задача. Но ругать ребенка за то, что он изображает улыбку и ручки у солнца, ни в коем случае не следует. Лучше показывайте ему готовые работы – пейзажи, портреты, натюрморты. Объясняйте разницу между стилями рисования.

Все, что дети делают, не ошибочно . Они так видят. Вы можете развить в них чувство прекрасного, усовершенствовать их работы. Для этого не должно быть агрессии, оскорблений, публичной критики работы. Обычный разговор поможет все расставить на свои места. Иначе вы получите лишь нежелание развиваться дальше и отказ от рисования.

Техника обучения ребенка рисованию. Картинки, помогающие научиться рисовать предметы, животных и человека.

  • Каждой маме хочется вырастить из своего малыша, как минимум талантливого и успешного человека. На пути к этой мечте женщины стремятся всесторонне развивать своих крох, вкладывать в них максимум знаний и обучать их как можно большему количеству навыков и умений
  • Одним из таких навыков является умение рисовать. Многие малыши из-за отсутствия в них таланта художника довольно сильно расстраиваются
  • В данной статье мы попытаемся выяснить, как научить кроху рисовать те или иные вещи и одушевленные предметы

Как поэтапно научить ребенка рисовать в 3-4 года?

Поэтапное обучение рисования малыша карандашом или ручкой:

  1. В возрасте 3-4 лет кроха еще не может достаточно сильно давить на карандаш, потому подбираем для него мягкие карандаши. Такие карандаши способны оставлять за собой следы даже после совсем слабого нажатия
  2. Демонстрируем ребенку, как нужно правильно держать карандаш в руке. Если у малыша не получается самостоятельно так взять в руки карандаш, помогаем ему в этом. Впоследствии постоянно следим за тем, чтобы кроха правильно держал ручку или карандаш в руке
  3. Первым этапом обучения будет прививание навыка прорисовывания ровной и четкой линии. В таком возрасте малыши еще достаточно неуверенно держат карандаш в руке. Потому их линии получаются неровными и прерывистыми. Учим кроху прорисовывать линию уверенно и ровно
  4. Желательно приобрести ребенку специальную тетрадь для обведения картинок. В таких тетрадях все рисунки изображены с помощью многочисленных точек. Крохе нужно всего лишь соединить все точки одной линией. В результате получается красивый рисунок
  5. На первых порах помогаем малышу обводить картинки, направляя его кисть своей рукой. Позже даем крохе самостоятельно соединять все точки на листке
  6. На следующем этапе учим малыша рисовать простейшие геометрические фигуры — круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, трапецию
  7. Когда малыш научится изображать простые фигуры, учим его создавать из них рисунки. К примеру, с помощью квадрата и треугольника рисуем домик, с помощью круга и прямых линий — солнце, с помощью прямоугольника и кругов — автобус и т.д
  8. Можно приобрести или распечатать из интернета детские пособия для рисования. В таких пособиях поэтапно изображены разные, знакомые детишкам животные и предметы, созданные из простых фигур. Впоследствии малыш сам научиться разбивать все предметы на фигуры и создавать с помощью этой техники целые картины



  • Если к пятилетнему возрасту малыш уже прошел обучение владением карандашом, описанное выше, можно приниматься за следующие этапы развития навыков рисования
  • Теперь можно расширить возможности творчества крохи с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок. Нужно объяснить ребенку, что сделав эскиз рисунка карандашом, он может разукрасить его
  • На большом листе бумаге малыш теперь может создавать целые композиции и взаимосвязанные сюжеты
  • Прекрасным подспорьем для развития фантазии ребенка может стать обычная прогулка на улице. Нужно попросту попросить кроху запечатлеть в памяти интересные ему картины для последующего отображения их на листе бумаге. Малыш тогда будет очень внимательно и пристально рассматривать окружающие его предметы с целью их запоминания. Родители могут давать своему чаду некоторые подсказки. Для этого можно задавать ему наводящие вопросы по типу: «Какого цвета тот или иной предмет? Каковые его размеры? Каково соотношение размеров нескольких предметов, приглянувшихся малышу? Каковы наощупь, по мнению крохи, предметы?»
  • Все это поможет ребенку, как можно лучше отпечатать в его памяти интересные моменты, а затем выразить их на бумаге


  • По приходу домой с прогулки желательно без лишних отлагательств выдать крохе все необходимые для рисования предметы и предоставить ему удобное для творчества место
  • Если у малыша вдруг будут какие-то вопросы, нужно обязательно помочь ему найти на них ответы
  • Родителям можно и самим задавать крохе вопросы по поводу того, что он намеревается изобразить. Можно поинтересоваться, какие ощущения испытывает ребенок, стараясь нарисовать увиденное им ранее
  • На подобных занятиях можно давать малышу право выражать свои эмоции и проявлять их через рисунок. К примеру, можно попросить кроху нарисовать его любимое животное в разных настроениях. То есть задание ребенка заключается в том, чтобы показать, как собачка смеется, как она злиться, как она чего-то боится. Такие уроки будут развивать фантазию малыша и заодно выражать состояние его психики

Как научить рисовать дерево?



Как научиться рисовать дерево?
  • Любое дерево всегда состоит из ствола, веток и зелени
  • Начинать рисунок дерева необходимо со ствола. Стоит отметить, что ствол дерева расширяется сверху вниз. Другими словами, внизу основание дерева толще, а к верху оно сужается
  • То же касается и веток дерева — у основания они толще, а к своему окончанию становятся уже
  • Толщина ствола зависит от породы дерева. Если вы хотите нарисовать березу, то ствол должен быть тонким с изгибами, если рисуется дуб, то ствол должен быть толстым и массивным


  • После того, как ствол нарисован, необходимо укрыть его ветками. Как правило, ветки у дерева начинаются не от корня, а с четверти его высоты. Нижние ветки обычно изображаются шире, нежели верхние
  • Направление веток всегда вверх — они как бы тянутся к солнцу
  • На крупных ветках можно дорисовывать более мелкие ветки
  • Крону можно нарисовать сплошной массой с помощью красок, а можно прорисовать карандашом в виде отдельных листочков
  • Когда все элементы дерева нарисованы, остается лишь его закрасить. Для изображения дерева потребуются как минимум два цвета: ствол и ветки — коричневый или черный, крона — зеленый

Как рисовать животных?

Как говорилось выше, для простоты рисования животных их тело необходимо визуально разбить на простые геометрические фигуры. Поочередно прорисовав каждую из фигур, нужно соединить их плавными линиями. Вот так и получаются животные.







Рисунок машины





Как научить ребенка рисовать человека?

Казалось бы, рисовать человека очень сложно. Однако, если придерживаться определенной схемы, то справиться с этим заданием сможет даже малыш дошкольного возраста. Итак, поэтапное рисование человека:

  1. Рисуем овал. Овал впоследствии станет человеческой головой
  2. Под овалом рисуем прямоугольник, который будет выступать в роли верхней части человеческого тела (до пояса)
  3. Овал и прямоугольник соединяем двумя плавными линиями. Таким образом прорисовываем шею
  4. Впритык к прямоугольнику пририсовываем второй прямоугольник. Ширина его должна ровняться ширине первого прямоугольника, а вот по длине он будет несколько более продолговатым
  5. Второй прямоугольник разбиваем пополам линией, проходящей ровно по центру сверху вниз. Эта линия поможет создать нам некое подобие ног
  6. Вдоль первого прямоугольника рисуем еще по одному тонкому прямоугольнику. Таким образом мы прорисовываем руки
  7. Верхнюю часть прямоугольников сглаживаем плавной линией — это будут плечи
  8. Теперь изображаем горловину свитера, треугольник на штанах, обувь и кисти рук. Все лишние линии нужно стереть ластиком
  9. Видео: Как научить ребенка рисовать?

Мастер класс «Рисование для самых маленьких».


Шатохина Рита Вячеславовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Саратовской области».
Данный мастер класс предназначен для педагогов дополнительного образования, воспитателей ДОУ. Мастер класс будет также интересен маленьким художникам от 4 лет и их родителям.
Назначение: данный мастер класс – это небольшой курс по рисованию для самых маленьких, в котором показаны способы рисования геометрическими фигурами.
Цель: создание условий для получения навыков рисования.
Задачи: научить ребёнка, как рисовать знакомые образы с помощью геометрических фигур;
прививать навыки аккуратно работать с красками и кисточкой;
развивать творческую фантазию и мелкую моторику руки.
На занятия в моё объединение приходят ребята совсем ещё маленькие, но им очень хочется рисовать. Из опыта работы с детьми я поняла, что им проще рисовать геометрическими фигурами. Рисуют дети по моему показу, поэтапно. Начиная занятие, я никогда не говорю детям, что мы сегодня будем рисовать. По опыту знаю, что им так интересней. В процессе они угадывают, кого рисуют, и им это доставляет много радости. А рисунки получаются у всех разные.

Мастер-класс по рисованию для детей «Улитка»

Приготовьте: альбомный лист А4, краски акварельные, кисти разных размеров, баночку для воды и салфетку.


Перед тем, как начать рисовать, я говорю детям, что краски спят и их надо разбудить, аккуратно поглаживая их кисточкой, первой разбудим жёлтую краску и начнём рисовать.
Рисуем в центре листа колобок, постепенно раскручивая кисть, а затем рисуем коричневой краской дугу.


Превращаем дугу в петельку.


Рисуем рожки и закрашиваем.


Украшаем домик улитки.


Рисуем глаза, рот улитки. Далее дети сами придумывают и украшают фон рисунка: где находится улитка?


Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Черепашка».

Рисуем в центре листа жёлтой краской «колобок», коричневой краской рисуем 4 петельки.


Пятая петелька рисуется больше по размеру, все петельки закрашиваем.


Рисуем глаза-круги, с начала белой краской, затем чёрной.


Украшаем панцирь черепашки. Ребёнок может придумать свой узор.

Мастер-класс по рисованию для детей «Рыбка»

Рисуем жёлтой краской «колобок», рисуем дуги: сверху и снизу, получился как бы глаз.


Рисуем рыбке хвостик-треугольник. Затем украшаем рыбку с помощью красной краски. рисуем прикладывая кисть: ротик, плавники.


Рисуем чешуйки, украшаем хвостик.


"Печатаем" кисточкой: рисуем камушки и воду, проводим линии зелёной краской-водоросли.


Рисуем рыбке глаз чёрной краской. Чёрная краска любит пошалить, поэтому с ней мы особенно аккуратны.

«Зимняя полянка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем колобки белой краской. Проводим линии, рисуем сугробы.


Коричневой краской рисуем ствол и веточки деревьев, руки, глаза, рот и метлу снеговику.


Украшаем рисунок снежинками. Украшаем снеговика: рисуем ведро на голове и шарфик. Дети дополняют рисунок, украшают.


По такому же принципу можно нарисовать осенний лес, только изначально колобки будут жёлтым, оранжевым и зелёным, а листопад, рисуем прикладывая кисточку, печатаем.Работы детей:


Мастер-класс по рисованию для детей «Ёжик».

Рисуем «колобок» коричневой краской.


Рисуем носик-треугольник.

Работа ребёнка.
Рисуем ёжику полянку, дети фантазируют.



Работа ребёнка:

Мастер-класс по рисованию для детей «Лягушка».

Берём лист голубого цвета, формат А4. Рисуем в центре «колобок» зелёной краской.


Рисуем ещё один «колобок», а сверху два «мостика».


Рисуем лягушке лапки, обращаем внимание детей, что лапки у лягушки различаются своим строением, что помогает лягушке хорошо прыгать и удерживаться даже на самой скользкой поверхности.


Рисуем лягушке рот, глаза. Украшаем картину, предварительно побеседовав с детьми: где живёт лягушка?

Мастер-класс по рисованию для детей «Петушок».

Рисуем большой колобок-туловище, колобок поменьше – голову. Соединяем их плавными линиями, получается шея.


Рисуем петушку ноги-треугольники и хвост, линии-дуги.


Красной краской рисуем петушку гребешок (мостики), клюв и бородку, прикладываем кисть.


Рисуем петушку ноги.

На сегодняшний день каждому родителю и педагогу известна важная роль рисования для интеллектуального и эстетического развития ребенка. Рисуя, дети познают окружающий мир, его предметы и явления, выражают свои мысли и чувства, развивают творческие способности. Рисунок – это диалог ребенка с миром, и его значение невозможно переоценить.

В детстве рисуют все без исключения. Детские рисунки проходят эволюцию от каракулей и цветовых пятен до осмысленного изображения. Еще совсем недавно считалось, что обучение детей основам рисунка должно проходить по готовым шаблонам. На сегодняшний день эти представления устарели. Современная педагогика строится на поощрении детей к самостоятельности.

Дети обладают колоссальным интересом к рисованию, неистощимой фантазией и высокой активностью. Они сами придумывают и развивают сюжеты, составляют композиции, выбирают цвета, главное им не мешать и не навязывать свое, взрослое видение мира. Задача современного педагога в этом творческом процессе – направлять, объяснять суть и принцип работы, но при этом не ограничивать полет фантазии ребенка, не пресекать его самостоятельность.

Как научить ребенка рисованию? Готовых рецептов нет и быть не может. Обучение рисованию – это не менее творческий процесс, чем само изобразительное искусство. Для каждого ребенка, для каждой группы необходимо найти индивидуальный подход. Существуют лишь некоторые общие рекомендации, которые могут существенно облегчить задачу педагога, стать указательными знаками в его творческом поиске.

Основой изобразительного искусства является способность видеть окружающий мир во всем его многообразии, не обделяя вниманием даже мелкие детали. Обучение детей рисовать подразумевает не только и не столько ознакомление с основными техниками рисунка и обучение обращаться с инструментами и материалами.

Главная задача педагога – научить детей видеть вокруг себя красоту, даже в мелочах, даже в самых обыденных вещах. Научившись видеть предметы и явления, отозвавшись душой на красоту окружающего мира, дети получают материал для своих работ. Именно это и является эстетическим воспитанием и служит основой для любого детского творчества.

Обучая детей видению окружающего мира, педагог параллельно знакомит детей с основными средствами изображения различных предметов и явлений. Однако для более эффективного обучения необходимо знать некоторые возрастные особенности детского рисунка. Дети в своих рисунках не просто изображают окружающие предметы и фантазируют, они и выражают свое отношение к изображаемым вещам и явлениям.

Отношение может быть передано цветом, размерами, украшениями и так далее. Поэтому детские рисунки зачастую непропорциональны. Нарушение пропорций в рисунке – это не признак неумения ребенка рисовать, это информация о том, что он выделяет главным и что считает второстепенным. Кроме того, дети младшего возраста второстепенные для них вещи не рисуют вообще. Так, изображая лицо, ребенок может ограничиться только самыми заметными чертами – глаза, рот, волосы, а все остальное – упустить.

Что касается перспективы, дети научаются передавать расстояние только в более старшем возрасте и только после специального обучения. Рисунки детей дошкольного возраста плоские. Композиция детского рисунка не менее своеобразна – дети младшего возраста не выстраивают заранее план рисунка, а в процессе рисования заполняют свободное пространство на листе. При этом предметы рисуются каждый отдельно, не загораживая друг друга. Как рисовать перспективу, как строить композицию и обозначать масштаб, дети узнают позже, на уроках рисования.

При обучении детей рисованию педагог выбирает тему рисунка. Занятие может быть посвящено предметному рисунку (дети изображают какой-либо предмет), сюжетному (рисунок по заданному сюжету), декоративному рисунку (дети осваивают орнамент, его основные сюжеты и элементы) или рисунку на свободную тему. Приемы обучения детей рисованию для каждой возрастной группы будут различаться.

Обучение рисованию начинается уже с трехлетнего возраста. Дети младшей возрастной группы уже проявляют интерес к изображению на бумаге разных интересных для ребенка вещей. Каракули сменяются ассоциациями, а потом и предметами. Однако предметное рисование для малышей еще сложно, поскольку они легко отвлекаются, и легко теряют первоначальный замысел, придумывая новые подробности. В этом возрасте задача педагога – научить основам. Как правильно держать кисть и карандаш, как пользоваться красками, как ориентирован лист и так далее.

К основам относятся и элементарные способы изображения. Трехлетним детям нужно рассказать о геометрических фигурах, чем они различаются, какие предметы можно изобразить с помощью круга, квадрата, треугольника, овала. Дети обучаются проводить линии разных типов, использовать их в рисунке.

В четырехлетнем возрасте при изображении и описании предметов дети уже могут охватить не один или два, а несколько признаков. В результате изображения обретают подробности, становятся более правдоподобными, в них присутствуют не только чистые цвета, но и начинают появляться оттенки. В этом возрасте дети уже овладели основными навыками рисования. Они умеют держать кисть и карандаш, уверенно пользуются красками.

Для четырехлеток предметное рисование уже более доступно, они могут довольно точно изображать предметы, с более сложным контуром, чем простая геометрическая фигура. В этом возрасте детей обучают новым приемам рисования (точки, мазки), вводится рисунок на заданную тему, подразумевающий изображение нескольких предметов на одном листе.

Пятилетние дети уже познают основы композиции, учатся выдерживать масштаб. При этом сами рисунки становятся более подробными и выразительными, однако предметы все еще остаются более-менее схематичными. Индивидуальные черты предметов дети научаются изображать в более старшем возрасте. обучение рисованию школьников предполагает совершенствование полученных ранее изобразительных навыков, а также получение новых. В этом возрасте дети учатся изображать перспективу, объем, свет и тень.

.

Занятия лепкой

Для детского творчества используются два основных материала – глина и пластилин. Каждый из них имеет свои особенности в работе, преимущества и недостатки.



Top