Методы сатирической литературы второй половины 19 века. Литература в России во второй половине XIX века

>>Литература: Русская литература второй половины XIX века

Русская литература; второй половины XIX века

60-е годы . Это время вошло в историю России как период обострения общественной борьбы. После реформы 1861 года в стране прошла волна крестьянских восстaний. Проблемы переустройства жизни волновали все aктивно действующие силы - от революционеров -демократов, которые звали Русь к топору, до мягких и либеральных сторонников постепенного и бескровного эволюционного пути.

В 60-e годы XIX века менялся и характер литературной жизни. Отчетливей определились группировки славянофилов, западников и революционных демократов.

Славянофильство - направление в русской общественной и литературной мысли 40-60-x годов XIX вeка. Оно отстаивало самобытность исторического и культypнoгo пути России. Славянофилы называли свое нaправление славяно-христианским , московским, истинно русским. Они идеализировали религиозно-нравственные и социальные начала Киевской и Московской Руси, coздавая модель утопического общественного строя. Для славянофилов подлинная история России трагически оборвалась реформами Петра 1.

3ападники , напротив, считали, что подлинная история Российского государства только началась с петровских преобразований. Они утверждали «западный», буржуазный путь развития России, были активными противниками крепостного права. И эти идеи защищало не только революцuоnnо-демократическое крыло (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский ), но и лuберальныe западники (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Oгapeв, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, П. В. Aнненков, И. И. Панаев, И. С. Typгeнев).

И славянофилы и западники выступали против крепостничества, однако представления о дальнейшем пути России у них были различны. Обострение споров привело к разрыву всех личных отношений между прежде дружественными людьми и к их ожесточенной полемике.

Идейные споры западников и славянофилов изображены в «Былом и думах», «Copокe-Bopовкe» А. И. Гepцена, отразились в «Записках охотника» И. С. Typгeнeва, «Тарантасе» В. А. Соллогуба. Вот как оценивал эти два направления Герцен: «У нас была одна любовь, но не одинакаяая. У них и у нас запало с ранних лет... чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу... И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

Существовало направление, которое стремилось сгладить противоречия между западниками и славянофилами - «почвенничество». Ф. М. Достоевский , ...... Ап. А. Григорьев и Н. Н. Страхов утверждали «всечеловечность» pyccкoгo национального духа. Они считали, что необходимо преодолеть разобщенность интеллигенции и народа. «Почвеннцки» призывали к сохранению самобытности (национальной почвы) и не отвергали положительной роли реформ Петра 1. Мы сильны всем нaродом, сильны тою силою, которая живет в самых простых И смирных личностях, - вот что хотел сказать граф Л. Н. Толстой, - писал Страхов, и он совершенно прав».

В 60-e годы - в период подъема общественной мысли - все большую роль приобретала периодическая печать. Если в начале века число газет, журналов исчислялось десятками, то во второй половине столетия - сотнями. Почти все произведения русской классической литературы сначала печатались и активно обсуждались на страницах журналов и только потом появлялись перед читателем в отдельно изданных книгах. Сложившийся в XIX веке особый тип pyccкoгo «толстого» литературного журнала стал явлением национальной культуры.

Прочтите имена авторов и названия произведений, которые были опубликованы, например, в журнале «Современник», основанном А. С. Пушкиным в 1836 гoду (журнал существовал до 1866 года): «Записки охотника» и «Mуму» И. С. Typгeнeвa, «Обыкновенная историю» и «Сон Обломова» (в приложении к журналу) И. А. Гончарова, «Детство» И «Отрочество» Л. Н. Толстого, стихотворения Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, А. К. Толстoгo, А. А. Фета, Я. П. Полонского... С 1847 года «Cовременник» издавали Н. А. Некрасов и И. И. Панаев, а позже эту роль взяли на себя Н. Г. Чернышевский (с 1853 года) и Н. А. Добролюбов (с 1856 года).

Наряду с Чернышевским революционно-демократичес кую критику представлял Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Bceгo за пять лет своей дeятельности он создал ряд статей, которые и сейчас важны и интересны. Свою критику Добролюбов называл peальной. Достоинства «реальной критики» проявились в статьях «Что такое обломовщина?», «Черты для характеристики pyccкoгo простонародья», «Когда же придет настоящий день?», «Темное царство», «Луч света в темном царстве». Для Добролюбова на первом месте стоял вопрос о «миросозерцании писателя». В приложении к журналу «Современник» - «Свистке» он создал сатирические образы поэтов Аполлона Капелькина, Kонрада Лилиеншвагера и Якова Хама.

Журнал «Современник» собрал Bокpyг себя талантливых критиков . И дело даже не в том, что именно на eгo страницах появились важнейшие критические произведения, а в том, что критика заняла прочное место в pycской литературе.

Ожесточенность противостояния при решении злободневных вопросов жизни общества неизбежно вызывала конфликты. Ярким всплеском такoгo противостояния стал раскол, произошедший в редакции журнала «Cовременник». Непосредственным поводом к нему послужила статья Н. А. Добролюбова «Когда же придет нaстоящий день?» о романе И. С. Typгeневa «Накануне» (1860). В про изведении Typгeневa речь шла о болгарском революционере Инсарове, мечтавшем об избавлении балканских славян от турецкого ига. Предсказание Добролюбова о неизбежности появления «русских Инсаровых», которые будут бороться против угнетателей нapoда, совсем не совпадало с прогнозами caмoгo писателя и даже пугало eгo. Прочитав статью критика до ее опубликования, Typгeнев предъявил Некрасову ультиматум: «Выбирай: или я, или Добролюбов!» Некрасов выбрал cовeгo единомышленника. Статья, из-за которой шел спор, появилась в печати, и разрыв стал неизбежен. Вслед за Тургеневым ушли из журнала Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, А. А. Фет и др.

Обсуждение животрепещущих проблем тoгo времени отразилось на судьбах авторов и произведений, которые, казалось бы, давно и прочно себя утвердили. Даже вклад в русскую литературу великого Пушкина подвергается переоценке. И противники, и защитники творчества великогo поэта активно использовали eгo имя и eгo роизведения в своих сражениях. И. А. Гончаров писал: «Пушкин - отец, родоначальник pyccкoгo искусства, как Ломоносов отец науки в Россию». И таких суждений звучало множество. А вот популярный критик Д. И. Писарев утверждал, что Пушкин - вceгo лишь «кумир предшествующих поколений». Он ставил своей задачей свержение «Устapeвшего- кумира, чтобы добиться победы «реализма». На тaких же позициях, как вы убедитесь, будет стоять и Базаров, герой романа И. С. Тургеньевa «Отцы и дети». С именем Пушкина тесно связывалась незатухающая, полемика по поводу «чистого искусства». В этой полемике переплелись и вопросы, связанные с ролью литературы, которые звучали в искусстве многих веков, и вполне злободневные темы, порожденные подготовкой реформы - 1861 года и ее осуществлением.

«Искусство для искусства», или «чистое иcкусство», - это условное название ряда эстетических концепций, которым свойственно утверждение caмoцeнности всякого художественного творчества, т. е. независимости искусства от политики, общественных проблем, воспитательных задач. Такая позиция бывала и прогрессивной, например, когда ее сторонники противопоставляли изображение личных чувств высокопарным и верноподданическим одам. Но часто она отражала достаточно консервативные взгляды. Вот как выразил свое отношение к таким эстетическим взглядам В. Г. Белинский: «Вполне признавая, что искусство, прежде вceгo, должно быть искусством, мы тем не менее думаем, что мысль о каком-то чистом, отрешенном искусстве, живущем в своей
собственной сфере... есть мысль отвлеченная, мечтательная. Taкoгo искусства никогда и нигде не бывает».

Знакомясь с лирикой Пушкина, вы уже убедились, как сложно решался для Heгo вопрос о роли и призвании поэта. И потому трудно понять, почему в эти годы ему в укор ставили такие замечательные строки, видя в них лозунг «чистого искусства»:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв...

У всех теоретиков «чистого искусства» защита абсолютной независимости творчества предполагает резкие ограничения в выборе тем. Иначе говоря, декларация свободы сталкивается с реальной несвободой. Когда же мы обращаемся к творчеству Пушкина, то нам очевидна необычайная широта eгo подхода к окружающему миру, полнота охвата жизни и богатство ее отражения.

Представителей «чистого искусства» упрекали в отказе от решения социальных проблем. и многочисленные пародии подчеркивали именно эту особенность их произведений.

Для подтверждения этого достаточно прочесть стихотворение Д. Д. Минаева 1 «Дуэт Фета и Розенгейма 2 ».

1 Минаев Дмитрий Дмитриевич (1835-1889) - русский поэт. Славился как «король рифмы». Особенно ярко eгo сатирическое дарование проявилось при работе в журнале «Искра». Мастер эпиграммы, пародии, стихотворного фельетона.

2 Розенгейм. Михаил Павлович (1820-1887) - русский поэт, публицист. Был известен как «обличитель» моральных пороков. Eгo прогрессивность была поверхностной, а славянофильские идеи часто оборачивались грубым национализмом.

Д. Д. Минаев
Дуэт Фета и Розенгейма

(Бессознательное ликование и бессознательное хуление)

Фет
Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало.

Розенгейм
Я пришел к тебе с памфлетом
Рассказать, что нынче летом
По трактирам, по буфетам
Всюду мясо вздорожало.

Фет
Рассказать, что лес проснулся.
Весь проснулся, веткой каждой.

Розенгейм
Рассказать, как я согнулся
От забот и ужаснулся:
Целый город захлебнулся
И томится винной жаждой.

Фет
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова...

Розенгейм
Рассказать, что с дикой властью
Нас г лотает адской пастью
Злоба ига откупного.

Фет
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет.

Розенгейм
И открыть родному люду,
Что всех взяточников буду
Бить, как старую посуду,
И мой стих их стон развеет.

Сейчас нам очевидно, что такое столкновение поэтов и прозаиков лишь демонстрировало односторонность их суждений.

Обращаясь к искусству 60-x годов XIX века, нельзя останавливаться только на литературе. Живопись и музыка с равной силой откликались на запросы времени.

В русской живописи гpoмкo заявили о себе «передвижники». Имена И. Н. Kpaмcмoгo, И. Е. Репина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина и др. получили широкую известность. Возникшее в 1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок» опиралось на деятельность «Артели свободных художников» (1863)

В творчестве «передвижников» ярко проявил ась coциальная направленность. Для них руководством к действию были стихи Н. А. Некрасова:

Доля народа,
Счастье eгo,
Свет и свобода
Прежде вceгo!

В 60-e годы достиг ла расцвета и русская национальная музыка. В историю мировой музыкальной культуры вошли композиторы М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин. Созданные ими произведения до сих пор живут на оперных сценах.

70-е годы. Реформа 1861 года осталась позади, но нeдовольство ее результатами сотрясало великую империю. В результате появляются новые революционные силы, стремящиеся изменить жизнь в стране, народники. Они выдвигали теорию «скрестьянского социализма», peшив совершить переход к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм. Среди передовой молодежи стало популярным «хождение в нapoд», которое не увенчалось успехом. В революционной организации «Земля и воля» происходит раскол, и та часть, которая выделилась из организации и получила название «Hapoдная воля», поставила перед собой новую задачу - борьбу за свержение самодержавия путем террора.

В литературе появляется группа писателей, отpaжающих народнические идеалы и настроения, - это Г.И. Успенский, Н. Н. 3латовратский, С. М. Степняк-Кравчинский, Н. И. Наумов, С. Каронин (Н. Е. Петропавловский) и др. Среди этой плеяды наиболее ярким автором был Глеб Иванович Успенский, который начал публиковаться еще в 60-e годы. Уже тогда стали известны eгo «Нравы Растеряевой улицы». В 70-x годах он увлечен «хождением В народ» и живет в Новгородской и Самарской губерниях. Появляется серия eгo очерков: «Крестьянин И крестьянский труд», «Власть земли», « Четверть лошади», «Книжка чеков» и др.

Продолжаются творческие искания писателей и поэтов, которые уже утвердили себя в литературе. В поэзии вeдyщую роль Игpает Н. А. Некрасов: появляется eгo поэма «Кому на Руси жить хорошо». М. Е. Салтыков-Щедрин публикует роман «Господа Головлевы», Л. Н. Толстой - роман «Анна Каренина», Ф. М. Достоевский - романы «Бесы», « Подросток», «Братья Карамазовы».

Особое место в русской литературе занимает Н. С. Лесков. В eгo произведениях «Соборяне», «На ножах» и «Очарованный странник» ярко проявилась отличительная черта творчества писателя - поиски одаренных нaтур, положительных типов русских людей.

В 1866 году журнал «Современник» был закрыт. Beдущее место в журналистике занимают «Русское слово» и «Отечественные записки» (журналом после смерти Heкрасова в 1877 году стал руководить Салтыков-Щедрин).

80-е годы. 1 марта 1881 года был убит царь Александр 11. Общества народовольцев были разгромлены. Началось время, которое часто называли «сумерками» русской жизни. На место запрещенных журналов «Oтeчественные записки» и «Дело» приходят умеренные по с своим установкам журналы «Неделя» И «Вестник Европы». «Стрекоза» и «Осколки» с их мелкотравчатой юмористикой сменили «Свисток» И «Искру».

Настроения той поры - эпохи «безвременья» и упадка - отчетливо выражали в своем творчестве поэт - С. Я. Надсон и писатель В. М. Гаршин. В эти годы приходит известность к В. Г. Короленко «Сон Макара», «Река играет», «Слепой музыкант», «В дурном обществе», «Лес шумит» и др.), активно вступает в литературу А. П. Чехов.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Как вы связываете со второй половиной XIX века такие понятия, как либерал, западник, славянофил, революционep-дeмокpaт, «почвенник», народник?
2. Как вы понимаете оценку позиций славянофилов и западников, данную А. И. Герценом?
3. К какому времени вы относите расцвет pyccKoгo реализма? С какими авторами он связан?
4. Что такое «чистое искусство»? Каковы eгo главные особенности? Кто и почему активно противостоял «чистому искусству»? В чем выражалось это противостояние? Приведите примеры.
5. Как можно объяснить резкое увеличение изданий периодической печати и усиление влияния журналов во второй половине XIX века?

Темы докладов и рефератов

1. Влияние творчества писателей и поэтов первой половины XIX века на развитие литературы во второй половине столетия.
2. Отражение идей славянофилов и западников в обществе и литературе второй половины XIX века.
3. «Почвенничество» как явление общественной мысли.

Рекомендуемая литература

Г р и г о р ь е в Ап. А. Литературная критика. М., 1967.
Г у р е в и ч А. М. Динамика реализма. М., 1995.
Д р у ж и н и н А. В. Прекрасное и вечное. М., 1988.
К у л е ш о в В. И. История русской критики. М., 1972.
Ф о х т У. Пути pyccKoгo реализма. М., 1963.

Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну.

Н.А. Бердяев

С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность - отличительные черты литературы второй половины 19 века. Именно в середине столетия были поставлены два болезненных русских вопроса: "Кто виноват?" (название романа Александра Ивановича Герцена, 1847) и "Что делать?" (название романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).

Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений - современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои "вписываются" в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Именно поэтому ведущим литературным направлением и методом второй половины 19 века становится критический реализм , а ведущими жанрами - роман и драма . При этом, в отличие от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Острота социальной проблематики была связана ещё и с тем, что в русском обществе 1840-1860-х гг. произошла поляризация мнений относительно будущего России, что выразилось в появлении славянофильства и западничества .

Славянофилы (наиболее известные среди них - Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал "Москвитянин".

Западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности. В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н.В. Гоголя. Трибуной западников были журналы "Современник" и "Отечественные записки" в период их редактирования Н.А. Некрасовым.

Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые - дитя. Предлагаем для наглядности таблицу , составленную по данным "Википедии", где сопоставляются позиции славянофилов и западников.

Критерии сопоставления Славянофилы Западники
Отношение к самодержавию Монархия + совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права снизу
Отношение к Петру I Отрицательное. Пётр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень
По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Либералы выступали за путь постепенных реформ. Революционеры-демократы - за революционный путь.

Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники . Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому к журналу "Время" / "Эпоха". Идеологами почвенничества были Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию. Достоевский считал, что представители "просвещённого общества" должны слиться с "народной почвой", что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными.

Предметом споров с середины 19 века становится вопрос о природе и назначении художественной литературы. В русской критике складываются три взгляда на этот вопрос.

Александр Васильевич Дружинин

Представители "эстетической критики" (Александр Дружинин, Павел Анненков, Василий Боткин) выдвинули теорию "чистого искусства", суть которой в том, что литература должна обращаться только к вечным темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры.

Аполлон Александрович Григорьев

Аполлон Григорьев сформулировал теорию "органической критики" , выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент в литературе предлагается делать на нравственных ценностях.

Николай Александрович Добролюбов

Принципы "реальной критики" были провозглашены Николаем Чернышевским и Николаем Добролюбовым. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература, по их мнению, должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы.

По разным, диаметрально противоположным путям развивалась и поэзия. Пафос гражданственности объединил поэтов "некрасовской школы": Николая Некрасова, Николая Огарёва, Ивана Никитина, Михаила Михайлова, Ивана Гольца-Миллера, Алексея Плещеева. Сторонники "чистого искусства": Афанасий Фет, Аполлон Майков, Лев Мей, Яков Полонский, Алексей Константинович Толстой - писали стихи преимущественно о любви и природе.

Социально-политические и литературно-эстетические споры существенно повлияли на развитие отечественной журналистики. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли литературные журналы.

Обложка журнала "Современник", 1847

Название журнала Годы издания Издатели Кто публиковался Взгляды Примечания
"Современник" 1836-1866

А.С. Пушкин; П.А.Плетнёв;

с 1847 – Н.А. Некрасов, И.И. Панаев

Тургенев, Гончаров, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Островский, Тютчев, Фет, Чернышевский, Добролюбов Революционно-демократические Пик популярности – при Некрасове. Закрыт после покушения на Александра II в 1866 году
"Отечественные записки" 1820-1884

С 1820 – П.П.Свиньин,

с 1839 – А.А.Краевский,

с 1868 по 1877 – Некрасов,

с 1878 по 1884 – Салтыков-Щедрин

Гоголь, Лермонтов, Тургенев,
Герцен, Плещеев, Салтыков-Щедрин,
Гаршин, Г.Успенский, Крестовский,
Достоевский, Мамин-Сибиряк, Надсон
До 1868 – либеральные, затем – революционно-демократические

Журнал был закрыт при Александре III за «распространение вредных идей»

"Искра" 1859-1873

Поэт В.Курочкин,

художник-карикатурист Н.Степанов

Минаев, Богданов, Пальмин, Ломан
(все они – поэты «некрасовской школы») ,
Добролюбов, Г.Успенский

Революционно-демократические

Название журнала – намёк на смелое стихотворение поэта-декабриста А.Одоевского «Из искры возгорится пламя». Журнал был закрыт «за вредное направление»

"Русское слово" 1859-1866 Г.А. Кушелев-Безбородко, Г.Е.Благосветлов Писемский, Лесков, Тургенев, Достоевский, Крестовский, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Фет Революционно-демократические Несмотря на сходство политических взглядов, журнал вёл полемику с «Современником» по ряду вопросов
"Колокол" (газета) 1857-1867 А.И. Герцен, Н.П. Огарёв

Лермонтов (посмертно) , Некрасов, Михайлов

Революционно-демократические Эмигрантская газета, эпиграфом которой было латинское выражение «Vivos voco!» («Зову живых!»)
"Русский вестник" 1808-1906

В разное время – С.Н.Глинка,

Н.И.Греч, М.Н.Катков, Ф.Н.Берг

Тургенев, Писарев, Зайцев, Шелгунов, Минаев, Г.Успенский Либеральные Журнал выступал против Белинского и Гоголя, против «Современника» и «Колокола», отстаивал консервативные полит. взгляды
"Время" / "Эпоха" 1861-1865 М.М. и Ф.М. Достоевские Островский, Лесков, Некрасов, Плещеев, Майков, Крестовский, Страхов, Полонский Почвеннические Вёл резкую полемику с «Современником»
"Москвитянин" 1841-1856 М.П. Погодин Жуковский, Гоголь, Островский, Загоскин, Вяземский, Даль, Павлова,
Писемский, Фет, Тютчев, Григорович
Славянофильские Журнал придерживался теории «официальной народности», боролся с идеями Белинского и писателями «натуральной школы»

19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.
Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов.
А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.
Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века.
И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие. Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений.
Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени».
Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий, и Тургенев - тому подтверждение.
Все творчество Ф.М. Достоевского - это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского - это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.
Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».
Изображение духовного роста человека, «диалектики души» - самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.
Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи - все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью.
Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).
Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.
Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой.


Новый этап развития реализма в русской художественной культуре второй половины связан с проникновением в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни. Произведениям искусства, созданным в это время свойственен гуманистический пафос, высокие нравственные и эстетические идеалы.

Русская литература второй половины XIX века.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г.Чернышевского "Эстетические отношения искусства к действительности". Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы и, шире, произведений русской художественной культуры становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С.Тургенева , Н.А.Некрасова , Л.Н.Толстого , Ф.М.Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества. "Диалектика души" стала важным открытием русской литературы этого периода. Наряду с появлением "великого романа" в русской литературе появляются малые повествовательные формы великих русских писателей (посмотрите, пожалуйста, программу по литературе). Хочется также отметить драматические произведения А.Н.Островского и А.П.Чехова .

В поэзии особо выделяется высокая гражданская позиция Н.А.Некрасова , проникновенная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета .

Русское изобразительное искусство второй половины XIX века.

Острое чувство гражданственности стало свойственно не только произведениям литературы, но и было характерной чертой изобразительного искусства пореформенной России. Самым ярким явлением второй половины XIX века стало создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников. Их произведения отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических, построенных по принципу социального контраста, до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека. Передвижники продолжили традиции русских художников середины XIX века П.А.Федотова и А.А.Иванова.

В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью. Тема народных страданий находит свое место в искусстве русского художника В.Г.Перова (,). В его произведениях обнаженная правда жизни сочетается с проникновенной лиричностью, лаконизмом, глубокой обобщенностью образов. В эпическом звучании полотен особую роль играет пейзаж, подчеркивающий настроение героев полотен Перова.

Важную роль в творчестве передвижников играет портрет, который открывает зрителю нового героя - разночинца, демократа, духовно богатого, творческого, активного общественного деятеля. Среди работ Перова хочется отметить портреты драматурга и писателя, в которых художник проникает в сущность творческой индивидуальности крупнейших представителей русской литературы.

Жизненной убедительностью, яркой индивидуальностью, глубиной и меткостью характеристик отличаются портреты И.Н.Крамского . Он всегда умел охватить характерное, типическое в изображаемом герое, видел значение обстановки, вещей, деталей. Интересными являются портреты и, на которых он запечатлел сложность духовной жизни, глубину характеров.

Вершиной творчества передвижников и началом нового этапа в развитии русской национальной культуры является искусство мастеров исторической живописи И.Е.Репина и В.И.Сурикова . Свои исторические полотна Суриков пишет на сюжеты, позволяющие раскрыть мощную силу народа, передать достоверность исторических событий и приблизить прошлое к современности. Атмосфера сложных противоречий и социальных конфликтов петровского времени отразилась в картине Сурикова, которую художник трактует как народную трагедию.

В другом историческом полотне () Суриков создает сложный противоречивый образ героини, чей подвиг, исполненный физической и нравственной красоты, пробуждает в народе несокрушимые силы.

Заметным историческим полотном является произведение И.Е.Репина, замысел которого возник как отклик на событие современности - казнь первомартовцев, как утверждение идеи безумия и преступности самодержавия как формы правления. Недаром эта картина Репина была арестована и не разрешалась к показу в Третьяковской галереи.

Глубиной характеристик отличаются портреты, принадлежащих кисти Репина.

Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских художников второй половины XIX века. В это время идет становление реалистического пейзажа (А.Саврасов , Ф.А.Васильев , Н.Н.Шишкин ), лирического и задушевного (И.И.Левитан ,), социально - философского (Левитан,).

Русская музыка второй половины XIX века.

В русской музыке второй половины XIX века прослеживаются связи с демократическим движением эпохи. В России возникают два музыкальных центра. Один из них находится в Петербурге, другой - в Москве. В Петербурге возникло движение композиторов, которое получило название "Могучая кучка". В нее входило пять композиторов, из которых только один являлся профессиональным музыкантом - М.А.Балакирев . Н.А.Римский-Корсаков был профессиональным военным (морским офицером), А.П.Бородин - профессором химии, сделавший более 30 открытий в этой области, М.П.Мусоргский - медицинским прапорщиком, а Ц.А.Кюи генералом-фортификатором. Душой и вдохновителем этого музыкального кружка был критик В.Стасов. В своем творчестве эти композиторы шли по линии развития интонации русского знаменного напева, утверждая народно - национальный характер музыки, обращались к крестьянской песне, к музыкальной культуре других народов.

Острые социальные конфликты 60-70 годов XIX века отразились в музыке М.П.Мусоргского. Композитор обращается к историческим событиям, сюжетам, позволяющим раскрыть противоречия российской жизни, трагедию народа, грозный размах освободительной борьбы. Отсюда ясен смысл высказывания Мусоргского: "Прошедшее в настоящем - вот моя задача". Особенно это относится к его операм "Борис Годунов" и "Хованщина", в которых события прошлых веков предстают перед нами в современном аспекте. В опере "Борис Годунов" композитор глубоко проникает в идейный замысел А.С.Пушкина, использовав вслед за поэтом легенду об убийстве царевича Димитрия. Основой драматургии оперы являются резкие контрасты - сопоставления. Трагически - противоречив образ Бориса Годунова, чьи монологи отличаются песенно - речитативным характером. Народ в трактовке Мусоргского предстает как великая личность, одушевленная великой идеей.

В творчестве Н.А.Римского-Корсакова ощущается поэзия и самобытная красота русского национального искусства. Ум, доброта, художественная одаренность народа, его мечты о свободе, его представления о справедливости - главная тема опер Римского Корсакова. Его героям присущ реализм фантастических образов, их живописность. Особое место в операх отводится музыкальным пейзажам. Мелодической красотой и разнообразием музыкальной палитры исполнены его сказочные образы (Волховы и Морского царя из оперы "Садко", Снегурочки, Леля, Мизгиря из "Снегурочки", персонажи из "Золотого петушка").

Героические образы русского народного эпоса составляют основу творчества А.П.Бородина. Опера "Князь Игорь" - эпическая поэма о Древней Руси, в которой по, мнению В.Стасова, ощущается "великая сила и ширина, монументальная мощь, соединенная страстностью, нежностью и красотой." В опере звучит патриотическое начало, лирика (песнь Ярославны, танец половецких девушек), тема Востока (ария Кончака, Кончаковны).

Другой, московский, центр музыкального искусства второй половины XIX века представлен произведениями П.И.Чайковского , который в своем творчестве развивал интонации городского романса, продолжая традиции М.И.Глинки и В.А.Моцарта. Наследие П.И.Чайковского отличается богатством музыкальных жанров: Балеты "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица", оперы "Иоланта", "Евгений Онегин", шесть симфоний, вальсы и романсы, фортепьянные произведения.

Двумя вершинами творчества Чайковского являются опера "Пиковая дама" и "Шестая симфония". В музыкальной трагедии "Пиковая дама" прослеживается связь с общественным движением России второй половины XIX века, тема преступления и наказания. Композитор вносит изменение в сюжет и психологические характеристики героев. У Пушкина "Герман" - фамилия, у Чайковского - имя. Музыкальная драматургия оперы, отличающаяся стройностью и динамичностью, построена на принципе конфликтного развития. Тема трех карт - тема денег - входит в конфликт с лейтмотивом судьбы Германа и темой любви. Эти темы находятся в контрастном развитии, борьбе и взаимопроникновении, которые раскрывают эволюцию внутреннего мира героя.

Философская проблема смысла жизни - основная тема Шестой "Патетической" симфонии Чайковского. В ней звучит конфликт человека с окружающей действительностью, его стремление к свету, к радости, любовь к жизни и неизбежность самоотверженной борьбы за их торжество. Контрастные темы исполнены трагическим звучанием и высоким гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности.

Для того, чтобы Вы правильно восприняли произведения этого времени (второй половины ХIХ века) следует вспомнить задачи искусства данного периода. Самым важным событием, которое изменило развитие живописи, было изобретение в 1839 году фотографии. Основная задача изобразительного искусства, которая может быть сформулирована как "я пишу, что вижу", претерпела изменения. Импрессионисты поставили вопрос по-другому: "я пишу не что вижу, а как чувствую". Появление новой техники в живописи (раздельного мазка) привело к изменению средств художественной выразительности. Зритель является соавтором произведения искусства. Для этого необходимо найти такое расстояние при восприятии картин импрессионистов, чтобы краски смешивались в глазу зрителя, преобразуясь в художественный образ. Хочется, чтобы вы посмотрели картины импрессионистов в музее, где ощутили бы все их очарование.

Особое затруднение вызовет у Вас общение с произведениями постимпрессионистов, которые, используя открытие импрессионистов (например, в области "чистых тонов") решили задачу искусства следующим образом: "я пишу не то, что вижу и не то, что чувствую, а то, что знаю об этих предметах". Впервые в истории живописи появляется образ не на уровне глаз, а на уровне мозга. Это было особое восприятие мира с далеко идущими последствиями. Четыре постимпрессиониста (Тулуз-Лотрек, Сезанн, Гоген и Ван Гог) явились основоположниками почти всех ведущих направлений ХХ века.

Русская литература второй половины XIX века продолжает традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Ощущается сильное влияние критики на литературный процесс, особенно магистерской диссертации Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Его тезис о том, что прекрасное есть жизнь, лежит в основе многих литературных произведений второй половины XIX века. Отсюда происходит желание вскрыть причины социального зла. Главной темой произведений литературы становится в это время тема народа, ее острый социально - политический смысл. В литературных произведениях появляются образы мужиков - праведников, бунтарей и альтруистов-философов. Произведения И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, (Приложение 4.) Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского отличаются многообразием жанров и форм, стилистическим богатством. Отмечается особая роль романа в литературном процессе как явления в истории мировой культуры, в художественном развитии всего человечества.

Ушли из жизни в начале 80-х годов Тургенев и Достоевский, отошел от художественного творчества Гончаров. На литературном горизонте появилась новая плеяда молодых мастеров слова - Гаршин, Короленко, Чехов. В литературном процессе отразилось напряженное развитие общественной мысли. Вопросы общественного и государственного устройства, быта и нравов, национальной истории - по сути, вся русская жизнь была подвергнута аналитическому освещению. При этом был обследован огромный материал, поставлены великие, определяющие дальнейший прогресс страны проблемы. Но вместе с тем русская литература наряду с так называемыми «проклятыми вопросами» отечественной действительности приходит к постановке и общечеловеческих нравственных и философских проблем.

Художественная литература сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Яркими представителями этого стиля были: И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.Н. Достоевский, И.А. Гончаров и т.д.

Однако художественные приемы критического реализма перестали удовлетворять многих литераторов XIX в. Более глубокий интерес к личности, ее внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистики и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свободы личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов .

Во второй половине XIX в. появились три новых литературных течения: символизм, акмеизм и футуризм.

В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души - полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д.С. Мережковским, А.А. Блоком, К.Д. Бальмонтом и В.Я. Брюсовым, ставшим их признанным главой.

Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. В основе акмеизма лежит предпочтение к описанию реальной, земной жизни, однако её воспринимали внесоциально и внеисторически. Описывались мелочи жизни, предметный мир. Представителями этого литературного течения были: Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам и др.

Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. В этом стиле писали свои произведения Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, Саша Черный и т.д.

При всем разнообразии творческих подходов и методов писателей второй половины XIX века их объединяла единая ориентация на нравственное воздействие произведений, на то, что литература может способствовать общественному прогрессу. Отсюда та страстность и проповедничество русской беллетристики, которые удивляли европейских писателей. Но разве можно, «будучи людьми не только живущими в России, но русскими», довольствоваться бесстрастным художеством, когда «гигантские жернова эпохи захватили и перемалывают всю жизнь?», - писал А.А. Блок.




Top