Мэтью льюис монах. Мэтью Грегори Льюис (Matthew Gregory Lewis)

Жидкими кристаллами называют анизотропные жидкости, которые состоят из молекул, сохраняющих определенный порядок в своем расположении относительно друг друга. (Анизотропия - зависимость физических свойств вещества от направления.) Например, атомы в молекулах могут располагаться вдоль определенной оси, и такие продолговатые молекулы ориентируются в жидком кристалле, как в твердом кристалле, вдоль особого направления. Особые направления в жидких и твердых кристаллах называются оптическими осями, так как с их существованием связаны замечательные оптические свойства этих материалов (двойное лучепреломление, поворот плоскости поляризации света и др.). В отличие от твердых кристаллов, где оптические оси жестко закреплены, в жидких кристаллах направления оптических осей можно легко изменять с помощью электрического поля. Для управления оптическими свойствами жидких кристаллов требуются весьма малые напряжения.

Электрический диполь возникает вдоль длинной оси гораздо легче, чем вдоль короткой оси, т. е., другими словами, электронное облако легко смещается относительно положительного ядра вдоль молекулы и с трудом - поперек нее. Таким образом, возникает пара сил, создающая крутящий момент, который и поворачивает молекулу так, чтобы она своей длинной осью ориентировалась вдоль поля Е.

Если бы жидкокристаллическая среда простиралась неограниченно по всем направлениям, то оптическая ось поворачивалась бы сколь угодно слабым полем. В действительности слой жидкого кристалла имеет конечную толщину (около 0,01 мм) и относительно жесткую ориентацию молекул на твердой поверхности, ограничивающей слой. Поэтому отклоняющее действие поля вступает в противоборство со стабилизирующим действием упругих сил. Фактически отклонение оптической оси в слое жидкого кристалла начинается тогда, когда крутящий момент электрических сил станет больше возвращающего момента упругих сил. Существует определенный порог разности потенциалов (около 1 В), выше которого уже нетрудно управлять оптической осью в разнообразных жидкокристаллических индикаторах.

Это объясняется тем, что все молекулы жидких кристаллов взаимосвязаны и ориентированы одинаково, и достаточно повернуть одну из них, чтобы весь коллектив молекул изменил свою ориентацию.

Падающий свет поляризуется верхним поляризатором, проходит стеклянную пластинку и попадает в слой жидкого кристалла. Если электрическая цепь разомкнута, как на пути левого пучка света, то в данном месте винтовая ориентация оптической оси сохраняется. Поэтому по мере прохождения левого пучка света его поляризация поворачивается в соответствии с поворотом оптической оси. На выходе из слоя и нижней стеклянной пластинки этот поворот составит 90°, причем поляризация света совпадает с осью нижнего поляризатора. В результате левый пучок пройдет поляризатор, отразится от зеркала и проделает весь путь в обратном направлении. Этот участок индикатора выглядит для наблюдателя светлым.

На соседнем правом участке индикатора пучок света проходит в момент замыкания цепи на цифру 8. Поляризованный свет, попав в слой жидкого кристалла, встретит здесь вертикально ориентированную оптическую ось. Именно так электрическое поле поворачивает молекулы, хорошо поляризующиеся вдоль длинной оси. Поэтому свет пройдет слой под сегментом цифры 8, не изменив своей поляризации, и будет встречен нижним поляризатором, ось которого перпендикулярна поляризации света. Следовательно, этот пучок света не дойдет до зеркала, так как будет поглощен по пути, и не вернется к наблюдателю - цифра 8 будет выглядеть темной на светлом фоне.

Так устроены буквенно-цифровые индикаторы в калькуляторах, электронных переводчиках, шкалах измерительных приборов и шкалах настройки, разнообразных табло и т. п. Жидкокристаллические экраны (дисплеи) с большим числом сегментов - электродов и сложной электронной схемой управления служат в качестве телевизионных экранов, преобразователей изображения (приборы ночного видения), средств управления световым лучом в быстродействующих электронных вычислительных машинах .

Некоторые вещества в жидкокристаллическом состоянии способны смешиваться между собой и образовывать жидкие кристаллы, обладающие различными структурами и свойствами. Это расширяет диапазон их использования в технике.

ЖИДКИЕ КРИСТАЛЛЫ И ПРИБОРЫ НА ИХ ОСНОВЕ В настоящее время технологии жидкокристаллических мониторов ЖК были известны химикам еще с 1888 г., но только 1960-х годов началось их практическое использование (для экранов часов и калькуляторов). В 1990 г. Де Жен получил Нобелевскую премию за теорию ЖК. В настоящее время жидкие кристаллы произвели революцию в электронике они используются в самых различных дисплеях (в часах, мини телевизорах), ЖК мониторах для компьютеров, как визуальные термодатчики (изменение цвета от температуры) и др. Твердое тело мезофаза жидкость (3-мерное) (1-2-мерная) (изотропная Термином жидкий кристалл (ЖК) обозначается мезофаза между твердым состоянием и изотропным жидким состоянием, при этом мезофаза сохраняет фундаментальные свойства присущие двум состояниям материи. «Мезос», означает промежуточный, средний. В отдельных случаях мезофаза оказывается стабильной в широкой области температур, включая комнатную, тогда говорят о ЖК.


Химичаская структура молекул, образующих жидкие кристаллы. а) -стержневые молекулы, образующие ЖК – смектики и нематики, б)- молекулы, образующие ЖК –дискотики. Нематики. Это название происходит от греческого «нема» (nhma), что означает нить. Для характеристики ориентационного порядка нематиков вводится вектор единичной длины – директор, направление которого совпадает с направлением усредненной ориентации длинных осей молекул. Кроме того, вводится еще одна величина, параметр порядка S, которая характеризует степень ориентационного упорядочения молекул., где - угол между направлениями директора и мгновенным направлением длинной оси молекул. Очевидно, что параметр может принимать значения от 0 до 1. Значение S = 1 соответствует полной ориентационной упорядоченности, S = 0 означает полный ориентационный беспорядок и соответствует изотропнjq жидкости.


Смектики. Название произошло от греческого «смегма» (smhgma), что означает «мыло». В этих материалах, помимо ориентационной упорядоченности молекул, существует частичное упорядочение центров тяжести молекул. Иначе говоря, центры тяжести молекул организованы в слои, расстояние между которыми фиксированы. Слои молекул легко смещаются относительно друг друга, и смектики на ощупь мылоподобные. оси молекулы Колонноидальный дискотик можно также отнести к смектикам Нематики – более текучая фаза ЖК не имеет слоев, а имеет только преимущественное направление (директор Типы жидких кристаллов А – нематик, Б – смектик, С дискотик


Холестерики, получившие свое название от холестерола (первого открытого соединения). Такая молекула имеет оптическую ось, вокруг которой может поворачиваться директор. при переходе от одного слоя к другому директор постепенно вращается, создавая уникальную спиральную структуру. Показаны оптическая ось молекулы, направление директора и шаг винта – р, (расстояние, на котором директор поворачивается на 360). Длина волны света, который отражается от ЖК- холестерика =np, где n-коэффициент преломления. Часто эти длины волн располагаются в видимом диапазоне. Важным свойством холестерика является зависимость шага винта от температуры, т.е. зависимость от температуры длины волны отраженного света. Более высокие температуры соотвествуют голубому цвету, более низкие- красному.


Применение жидких кристаллов в дисплеях основное применение ЖК связано с электро-оптическими (ЭО) приборами. Для таких применений ЖК (нематик) должен обладать четырьмя необходимыми свойствами, а именно: поверхностным упорядочением, переориентацией директора электрическим полем или диэлектрической анизотропией, вращением плоскости поляризации света или оптической анизотропией и ориентационной эластичностью (способностью молекул к различным поворотам). 1.Поверхностное упорядочение. Обычно ЭО дисплей представляет собой стеклянную кювету толщиной меньше 20 мкм, в которую помещен ЖК. Направление директора ЖК может быть задано обработкой поверхностей кюветы таким образом, чтобы молекулы ЖК выстраивались в определенном направлении параллельно плоскости кюветы или перпендикулярно к ней.


0. Эта анизотропия является основной дв" title="2. Диэлектрическая анизотропия ЖК может быть записана как разность диэлектрической проницаемости в направлении параллельном директору и перпендикулярном ему = -. Если директор выстраивается параллельно полю то >0. Эта анизотропия является основной дв" class="link_thumb"> 6 2. Диэлектрическая анизотропия ЖК может быть записана как разность диэлектрической проницаемости в направлении параллельном директору и перпендикулярном ему = -. Если директор выстраивается параллельно полю то >0. Эта анизотропия является основной движущей силой для работы дисплеев. Электрический вклад в свободную энергию кристаллов содержит член, который зависит от угла между директором (n) и приложенным электрическим полем (E), при этом директор будет вращаться, чтобы минимизировать свободную энергию и выстраивается параллельно полю. Отметим, что этот вклад не является дипольным, не зависит от направления электричского поля. 3. Оптическая анизотропия связана с анизотропией коэффициента преломления – n, или двулучепреломлением. Это означает, что материал имеет два значения n для направлений поляризации света параллельно и перпендикулярно директору, разница между ними n=n -n есть мера оптической анизотропии. Для работы ЖК дисплея эта величина должна быть >0,2. 4. Ориентационная эластичность необходима для обеспечения поворота молекул при приложении поля и возврата их в исходное положение после выключения поля. Это свойство описывается эластичными константами наклона, закручивания и изгиба К 11, К 22 и К3 3 0. Эта анизотропия является основной дв"> 0. Эта анизотропия является основной движущей силой для работы дисплеев. Электрический вклад в свободную энергию кристаллов содержит член, который зависит от угла между директором (n) и приложенным электрическим полем (E), при этом директор будет вращаться, чтобы минимизировать свободную энергию и выстраивается параллельно полю. Отметим, что этот вклад не является дипольным, не зависит от направления электричского поля. 3. Оптическая анизотропия связана с анизотропией коэффициента преломления – n, или двулучепреломлением. Это означает, что материал имеет два значения n для направлений поляризации света параллельно и перпендикулярно директору, разница между ними n=n -n есть мера оптической анизотропии. Для работы ЖК дисплея эта величина должна быть >0,2. 4. Ориентационная эластичность необходима для обеспечения поворота молекул при приложении поля и возврата их в исходное положение после выключения поля. Это свойство описывается эластичными константами наклона, закручивания и изгиба К 11, К 22 и К3 3"> 0. Эта анизотропия является основной дв" title="2. Диэлектрическая анизотропия ЖК может быть записана как разность диэлектрической проницаемости в направлении параллельном директору и перпендикулярном ему = -. Если директор выстраивается параллельно полю то >0. Эта анизотропия является основной дв"> title="2. Диэлектрическая анизотропия ЖК может быть записана как разность диэлектрической проницаемости в направлении параллельном директору и перпендикулярном ему = -. Если директор выстраивается параллельно полю то >0. Эта анизотропия является основной дв">


Простейший ЭО прибор. При этом верхнюю и нижнюю поверхность кюветы натирают в перпендикулярных направлениях, так что директор ЖК поворачивается от верха кюветы к низу на 90 0, таким образом, вращая плоскость поляризации Контраст изображения достигается с помощью скрещенных поляроидов. В скрещенных поляроидах эта ячейка выглядит светлой. Если теперь приложить электрическое поле, директор молекул ЖК будет выстраиваться параллельно полю, вращение плоскости поляризации исчезнет, и свет в скрещенных поляроидах перестанет проходить Напряжение, необходимое для поворота директора составляет обычно 2-5В и определяется диэлектрической анизотропией и эластичными константами. Вращение плоскости поляризации в ЖК кювете


ЖК дисплей имеет несколько слоев: две панели, сделанные из очень чистого стекла -подложка. Слои содержат тонкий слой жидких кристаллов между собой. На панелях имеются бороздки,. Бороздки расположены таким образом, что они параллельны на каждой панели, но перпендикулярны между двумя панелями.. Соприкасаясь с бороздками, молекулы в жидких кристаллах ориентируются одинаково во всех ячейках. Две панели расположены очень близко друг к другу. Сверху и снизу помещены две поляризационные пленки Для подсветки обычно используется лампа, иногда дисплеи, например, дисплеи часов работают в отраженном свете


Для подачи информации на стеклянные панели наносится слой полупрозрачного ITO, в качестве электрода. Электроды наносятся в виде точек или сегментов, на которые подается отдельная информация Если расположить большое число электродов, которые создают разные электрические поля в отдельных местах экрана (ячейки), то появится возможность при правильном управлении потенциалами этих электродов отображать на экране буквы и другие элементы изображения. Электроды помещаются в прозрачный пластик и могут принимать любую форму. Технологические новшества позволили ограничить их размеры величиной маленькой точки (0.3 мкм), на одной и той же площади экрана можно расположить большее число электродов, что увеличивает разрешение Цвет получается в результате использования трех фильтров, которые выделяют из излучения источника белого света три основные компоненты. Комбинируя три основные цвета для каждой точки или пикселя экрана, появляется возможность воспроизвести любой цвет. Изображение формируется строка за строкой путем последовательного подвода управляющего напряжения на отдельные ячейки, делающего их прозрачными. Электроды к ЖК дисплею Дисплеи с пассивной матрицей


Дисплеи с активной матрицей В активной матрице (active matrix) используются отдельные усилительные элементы для каждой ячейки экрана -матрице электродов, которая управляет ячейками жидких кристаллов дисплея. В случае с пассивной матрицей разные электроды получают электрический заряд циклическим методом при построчном обновлении дисплея, а в результате разряда емкостей элементов изображение исчезает, так как кристаллы возвращаются к своей изначальной конфигурации. В случае с активной матрицей к каждому электроду добавлен запоминающий транзистор, который может хранить цифровую информацию (двоичные значения 0 или 1) и в результате изображение сохраняется до тех пор, пока не поступит другой сигнал. Запоминающие транзисторы должны производиться из прозрачных материалов, что позволит световому лучу проходить сквозь них. Для этих целей используются тонкие пленки Thin Film Transistor (или ТFT). Это те управляющие элементы, при помощи которых контролируется каждый пиксель на экране. транзистор очень тонкий, 0,1–0,01 мкм. Изготовлен из аморфного кремния (a-Si),


Сегнетоэлектрические дисплеи Несмотря на широкое применение дисплеев с активной матрицей на основе нематических ЖК, у них имеется принципиальный недостаток – большое время релаксации (время поворота директора ЖК после выключения электрического поля ~ 20 ms). Сейчас существует принципиально другая технология для изготовления плоских, быстро переключающихся дисплеев, основанная на применении сегнетоэлектрических, жидкокристаллических смектиков (флуоробифенил на рис). На первый взгляд кажется странным, что для создания быстрых приборов используется более вязкая (по сравнению с нематиком) смектическая фаза ЖК. Молекулы такого смектика обладают дипольным моментом и расположены слоями, в каждом слое наклонены под одинаковым углом к плоскости слоя. Одинаковый угол


Одинаковый угол наклона возникает вследствие взаимодействия диполей молекул наличия сегнетоэлектрической фазы. Приложение электрического поля может изменить направление диполей на противоположное и соответственно изменится угол наклона молекул. Таким образом, в слое молекул имеется две возможные ориентации диполей и самих молекул (без электрического поля и с ним), рис. Время поворота молекул в этом случае достаточно мало 1мкс, что на 2-3 порядка меньше времени возврата молекул в нематической фазе. исходно поляризаторы света устанавливаются таким образом, чтобы свет не проходил (один параллельно направлению директора молекул, другой – перпендикулярно). После приложения электрического поля, диполи молекул поворачиваются параллельно полю, а директор молекул разворачивается на некоторый угол по отношению к поляризатору, при этом свет начинает частично проходить через структуру. Слой молекул в смектике в сегнето-электрической фазе.

Св-в (оптич., электрич., магнитных и др.) при отсутствии трехмерного дальнего порядка в расположении частиц ( , ). Поэтому жидкокристаллич. состояние часто наз. также мезоморфным (мезофазой). На температурный интервал существования жидких ограничен т-рой твердых и т. наз. т-рой просветления, при к-рой жидкокристаллич. мутные образцы становятся прозрачными вследствие мезофазы и превращения ее в изотропную . жидкокристаллич. соед. обладают стержнеобразной или дискообразной формой и имеют тенденцию располагаться преим. параллельно друг другу. Т. наз. термотропные жидкие образуются при термич. воздействии на в-во. Такие жидкие образуют, напр., производные ароматич. соед., содержащие чередующиеся линейные и циклич. группировки (бензольные кольца). Жидкокристаллич. фаза образуется чаще всего в том случае, если заместители в располагаются в пара-положении. Большое кол-во термотропных жидкокристаллич. соед. м. б. изображено общей формулой:

X обычно -СН=N-, - СН 2 -СН 2 -, - НС=СН-, , -С(О)-NH-. Концевыми группами Y и Z м. б. алкильные и алкоксильные группировки, циано-, нитро- и и др. Примеры нек-рых жидких приведены в таблице. Часто жесткие фрагменты , напр., циклич. группировки, определяющие существование мезофазы, наз. "мезогенными". Наличие разветвлений в приводит к сужению температурного интервала существования мезофазы.

K - твердое кристаллич. состояние, I - изотропная (), N - нeматики, S(S A , S B , S F - смектики, D - дискотики, Ch - холестерики. Лиотропные жидкие образуются при нек-рых в-в в определенных р-рителях. Напр., водные р-ры , и др. образуют жидкие в определенном интервале и т-р. Структурными единицами лиотропных жидких являются надмолекулярные образования разл. типов, распределенные в среде р-рителя и имеющие цилиндрич., сферич. или др. форму. В зависимости от характера расположения стержнеобразных различают три осн. типа жидких - смектический, нематический и холестерический. В смектич. жидких (их наз. смектиками, обозначают S) располагаются в слоях. Центры тяжести удлиненных находятся в равноотстоящих друг от друга плоскостях и подвижны в двух измерениях (на смектич. плоскости). Длинные оси могут располагаться как перпендикулярно к плоскости смектич. слоя (ортогональные смектики, рис. 1,а), так и под нек-рым углом к слою (наклонные смектики, рис. 1,б).


Рис. 1. Структура смектических (а и б) и нематических (в) жидких (а - ортогональное, б - наклонное расположение ).

Кроме того, возможно упорядоченное и неупорядоченное расположение в самих слоях. Все это обусловливает возможности образования разл. полиморфных модификаций. Известно св. десятка полиморфных смектич. модификаций, обозначаемых буквами латинского , смектики А, В, С и т. д. (или S А, S В, S C и т. д.). Формирование смектич. фаз характерно для жидкокристаллич. соед., к-рых содержат длинные концевые алкильные или алкоксильные группы Y и Z с числом / 4-6. Нематич. жидкие (нематики N) характеризуются наличием ориентационного порядка, при к-ром длинные оси расположены однонаправленно при беспорядочном расположении центров тяжести (рис. 1,в). Нематич. тип жидких образуют соед., в к-рых имеются короткие алкильные или алкоксильные группы (число [ 3).

Рис. 2. Структура холестерических жидких ; пунктиром изображен шаг ; стрелки указывают направление длинных осей .

Холестерич. тип мезофазы (холестерики Сhоl) образуется двумя группами соед.: производными оптически активных , гл. обр. (отсюда назв.), и нестероидными соед., принадлежащими к тем же классам соед., к-рые образуют нематич. жидкие , но обладающими (алкил-, алкокси-, ацилоксизамещенные азометины, производные коричной к-ты, азо- и и др.). В холестерич. жидких расположены так же, как в нематических, но в каждом слое повернуты относительно их расположения в соседнем слое на определенный угол. В целом реализуется структура, описываемая спиралью (рис. 2). В-ва с дискообразными (дискотики D) могут образовывать жидкие , в к-рых упакованы в колонки (имеется дальний порядок в ориентации плоскостей дискообразных ) или расположены так же, как в нематиках (дальний порядок отсутствует) (рис. 3, а и б). Своеобразная структура жидкокристаллич. соед., обеспечивающая сочетание упорядоченности в расположении с их высокой подвижностью, определяет широкие области практич. использования жидких . Направление преимуществ. ориентации , характеризуемое аксиальным единичным , или директором, может легко изменяться под воздействием разл. внеш. факторов - т-ры, мех. напряжений, напряженности электрич. и магн. полей.

Рис. 3. Структура дискотических жидких : а - колончатая фаза; б - нематическая фаза.

Непосредственная причина ориентации или переориентации директора - вязкоупругих, оптич., электрич. или магн. св-в среды. В свою очередь, изменение преимуществ. ориентации вызывает изменение оптич., электрич. и др. св-в жидких , т. е. создает возможность управления этими св-вами посредством сравнительно слабых внеш. воздействий, а также позволяет регистрировать указанные воздействия. Электрооптич. св-ва нематич. жидких широко используют в системах обработки и отображения информации, в буквенно-цифровых (электронные часы, микрокалькуляторы, дисплеи и т. п.), оптич. затворах и др. светоклапанных устройствах. Преимущества этих приборов - низкая потребляемая мощность (порядка 0,1 мВт/см 2), низкое напряжение питания (неск. В), что позволяет, напр., сочетать жидкокристаллич. дисплеи с интегральными схемами и тем самым обеспечивать миниатюризацию индикаторных приборов (плоские телевиз. экраны). Спиральная структура холестериков определяет их высокую оптич. (к-рая на неск. порядков выше, чем у обычных орг. и твердых ) и способность селективно отражать циркулярно поляризованный свет видимого, ИК и УФ диапазонов. При изменении т-ры, состава среды, напряженности электромагн. поля изменяется шаг , что сопровождается изменением оптич. св-в, в частности цвета. Это позволяет измерять т-ру тела по изменению цвета жидкого

Мэтью Грегори Льюис

МОНАХ ЛЬЮИС И ЕГО РОМАН

Мэтью Грегори Льюис (Matthew Gregory Lewis, 1775–1818) вошел, точнее ворвался в литературу, со скандалом; в обстоятельствах неординарных; в переходную и смутную литературную, как, впрочем, и историческую эпоху. Он прожил сравнительно недолгую, видимо, не очень счастливую, но необычную жизнь. И наследием его время распорядилось парадоксально, однако же благосклонно.

Он родился за четырнадцать лет до начала и за девятнадцать - до конца Великой французской революции 1789–1794 годов. Его юность совпала не с календарным, а с истинным рубежом веков - и времен. На его глазах XVIII век, Век Разума, Век Просвещения, подготовивший почву для низвержения одной из старейших европейских монархий, уступил место XIX, веку революций, потрясений, брожения умов, великих надежд и разочарований. В области изящной словесности просветительство сменилось романтизмом, оформившимся как ответ европейского духа - принятие либо отрицание - на Великую французскую революцию, ее идеологию, то, что она с собой принесла и к чему привела. Но между двумя литературными эпохами не было четкой границы; их разделял промежуток эстетической неопределенности, образно говоря, участок литературной «ничейной земли». И М. Г. Льюису выпала нелегкая честь, многажды оспоренная современниками, - возделать этот участок, связать «век нынешний и век минувший».

Отец будущего писателя, тоже Мэтью, состоятельный владелец плантаций на Ямайке, родился на этом карибском острове, что не помешало ему окончить Оксфордский университет, обосноваться в Англии и двадцать восемь лет занимать должности в Военном министерстве Великобритании. Мать, Фрэнсис Сьюелл, тоже родом из старой англо-ямайской семьи, родила мужу четверых детей и ушла от него в 1781 году, когда Мэтью Грегори было шесть лет, а двум его сестрам и брату и того меньше. Впоследствии он поддерживал с обоими родителями добрые отношения - переписывался с матерью и посылал ей «на отзыв» свои первые литературные опыты (например, фарс «Интрига в письмах», который написал шестнадцати лет); отцу был послушным сыном, хотя и не оправдал надежд Льюиса-старшего, мечтавшего видеть отпрыска чиновником или дипломатом.

В 1790 году молодой человек, следуя по стопам отца, поступил в Крайст-Черч, один из самых старых и аристократических колледжей Оксфорда. Лето 1791 года он провел в Париже, а следующего - в Веймаре; там он изучал немецкий язык и жил в доме, где - сообщал он матери - водится привидение. Получив в девятнадцать лет степень бакалавра, он отправился служить в британское посольство при королевском дворе Нидерландов. О его успехах на дипломатической стезе свидетельств нет, зато известно, что именно в Гааге он написал большую часть прославленного «Монаха» («The Monk»); завершив и отредактировав рукопись по возвращении в Англию, он опубликовал роман без указания имени автора в конце 1796 года. В том же году он стал членом Палаты общин парламента. На один срок.

Карьеру в политике ему не дано было сделать, но сама попытка сыграла решающую роль в его судьбе. Первое издание «Монаха» раскупалось неплохо, однако не привлекало внимания критики. Но второе, в октябре 1796 года, выпущенное уже не анонимно, да еще с добавлением знаменательной аббревиатуры Ч. П. (член парламента), заставило критиков очнуться, прочесть книгу, взяться за перо и обрушить на литератора-парламентария шквал нападок вплоть до обвинений в аморализме и даже святотатстве. Вышел знатный скандал.

Критическая кампания, с одной стороны, несколько обескуражила и напугала Льюиса, так что в четвертом издании (1798) он убрал некоторые описания и пресловутый «библейский» эпизод и даже изменил название романа: «Амбросио, или Монах». С другой стороны, нападки, как всякая лицеприятная и остервенелая критика, привели к результатам прямо противоположным тем, какие преследовали хулители: успех книги стал сенсационным, романом зачитывались, он был у всех на устах, вызвал волну подражаний, породил множество инсценировок, переводов и пересказов на иностранные языки (на русском он появился в 1802 году). Скандальная известность автора, тем паче члена парламента, сделала его «львом» как литературных, так и великосветских гостиных, что, можно полагать, льстило молодому, а потом и не очень молодому литератору. Тут уместно привести свидетельство его современника и поклонника Вальтера Скотта, отметившего, что Льюис «льнул к сильным мира сего так, как это не пристало талантливому человеку и лицу светскому. Герцоги и герцогини не сходили у него с языка, он жалко увивался вокруг всякой титулованной особы. Можно было поклясться, что он вчерашний parvenu, а между тем он всю жизнь вращался в приличном обществе».

В защиту Льюиса нужно сказать, что слава, признание и благосклонный интерес со стороны света значили для него, вероятно, больше, чем даже для увечных его современников Скотта и Байрона, хромых на одну ногу: тем по крайней мере симпатизировал прекрасный пол. Льюис же, по единодушному заключению всех, кто с ним встречался, был на редкость безобразен. По этой причине он трудно сходился с людьми, был неуживчив, нетерпим, болезненно обидчив и легко терял друзей. Он сам сказал об этом в стихотворном «Подражании Горацию», предпосланном роману в качестве авторского предисловия:

Страстей игрушка, тороплив, Мал ростом, очень некрасив. Немногим нравлюсь я вполне, Немногие по сердцу мне.

Ушел он из жизни, не создав семьи и не оставив потомства. Весь смысл своего существования он свел к литературной деятельности, и в этом «Монах» имел первостепенное значение: огромный успех романа окончательно укрепил его автора в решении заняться писательством.

Льюис обратился к тому жанру, с которого начинал, - пьесы в стихах, и к поэзии, ибо прежде всего и в первую голову считал себя поэтом, с чем поэты-современники не соглашались, рассматривая его как всего лишь даровитого рифмоплета. Свои стихотворения он сам перелагал на музыку. Он писал, отдавал в театры и публиковал пьесы - зловещие трагедии и легкие комедии и фарсы. Первый, по следам «Монаха», спектакль по его пьесе «Призрак замка» в «Друри Лейн» (1797), выдержал сорок семь постановок: феноменальный успех, который впоследствии повторили всего две или три его драмы.

Издавая сборники собственных и переведенных баллад и стихотворений, Льюис убеждался, что поэзия не приносит денег. Конечно, оставался «Монах», но Льюиса прельщали поэтические лавры. Он перевел и опубликовал два романа, они пошли плохо, и Льюис, вероятно, так бы и не вернулся к прозе, когда б не смерть батюшки, который завещал ему недвижимость, в том числе две плантации на Ямайке (вместе с трудившимися на них чернокожими рабами).

Отец скончался в 1812 году. В 1815 - 1816-м Льюис предпринял первое путешествие на Ямайку для инспекции плантаций, в 1817 - 1818-м - второе, из которого не вернулся: умер на обратном пути от подхваченной на Ямайке желтой лихорадки и был погребен в океане по морскому обычаю. Вояжи в Новый Свет побудили Льюиса вновь обратиться к «презренной прозе» и вести дневники, которые были изданы посмертно в 1834 году под названием «Дневник вест-индского плантатора, каковой есть подневные записи о пребывании на острове Ямайка, оставленные покойным Мэтью Грегори Льюисом, эсквайром, Ч. П.».

«Дневник» включает не только соображения автора в связи с посещением унаследованных плантаций, но также его наблюдения и мысли во время плавания, заметки о природе и этнографии острова и пересказ отдельных легенд и сказок негров Карибских островов. Главное же - он содержит глубокие, в духе просветительских традиций рассуждения об институте рабства, целесообразности скорейшей его

Мэтью Грегори Льюис - английский писатель, романист и драматург, поэт (в том числе автор баллад и песен), переводчик. Выдающийся представитель жанра готического романа.

Родился 9 июля 1775 в Лондоне. Его отец, Мэтью Льюис, был крупным политическим деятелем, мать (до замужества - Фрэнсис Мария Севелл) играла видную роль при дворе. Получил блестящее образование: учился в Вестминстере и колледже Христовой церкви Оксфордского университета; уже в 16 лет очень много писал. Прекрасно знал немецкую культуру, в 1792 году Льюис путешествовал по Германии, увлекаясь немецким фольклором. Здесь его благосклонно приняли и романтики, и виднейшие представители немецкой культуры. Тогда же, в Веймаре познакомился с И.В. Гёте .

В 1794, будучи атташе британского посольства в Гааге, Льюис за два с половиной месяца написал свое знаменитое произведение «Монах». Роман был анонимно напечатан в 1795 г. (по большинству современных источников - в 1796), но практически сразу же после этого автор стал широко известен как Монах Льюис. Задачу романиста, пишущего готические романы и повести, автор видел в том, чтобы заставить читателя участвовать в раскрытии тайны. Роман «Монах» до сих пор считается одним из произведений, удачно использовавших различные модификации готического сюжета, тщательно продуманные и сконструированные части целого без видимых границ связи. Бдительность читателя усыплена полностью, ибо он не может предсказать дальнейшее развитие событий, а просто старается вместе с автором вникнуть в колорит эпохи, страны, национального характера и определенного типа религиозного темперамента.

В основу книги легла заметка, опубликованная в газете «Гардиан» (№ 148), но прямой толчок к ее написанию дал роман Анны Радклиф «Удольфские тайны» (1794). «Монах» - «архетипично сенсационный готический роман», по словам Брайана Стэблфорда - один из наиболее жестких и леденящих кровь образцов жанра. Он повествует о капуцине Амбросио, которого склонила к разврату Матильда, притворившаяся юным послушником. Капуцин губит добродетельную девицу, это обнаруживается и его отправляют на суд инквизиции. Чтобы спастись, он продает душу дьяволу…

История совращения дьяволом, нравственного падения и гибели настоятеля - это лишь одна из трех сюжетных линий романа. Другие две - история трагической, но в конечном счете торжествующей над обстоятельствами любви испанского гранда Раймонда де лас Систернас и Агнесы де Медина, и история любви Лоренцо де Медина к воплощенной добродетели Антонии, сестре - как выясняется в конце книги - Амбросио, которую тот губит по наущению Сатаны. Действие разворачивается в условной «Испании», видимо, в XVII столетии; сцены действия - монастыри, храмы, замки, подземелье, склепы, разбойничье логово, узилище инквизиции. Среди действующих лиц, помимо людей, - Князь Тьмы и его присные, призрак Окровавленной Монахини, Вечный Жид. Отличительные особенности романа - выразительное и психологически изощренное раскрытие на письме вожделения и похоти, а также одержимость автора «эстетикой Смерти». Льюиса неодолимо притягивают «гроба тайны роковые»; убийства, призраки, смерть мнимая и настоящая, усыпальницы, разложение мертвого тела - не эпизоды, но суть художественная ткань «Монаха». В живописании картин гниения, распада, кишения трупных червей рисунок Льюиса отличается пластической наглядностью, предвосхищая поэтику европейских символистов с их эстетизацией отталкивающего. В романе органично присутствуют многочисленные стихотворные вставки - баллады, песни и т.п.

Французский перевод романа Льюиса вызвал сенсацию в континентальной Европе. Он был читаем и в России, однако слава его не была долговечной. «Монах» эпатировал современников сочетанием запретных тем - чёрной магии, сатанизма, трансвестизма, сексуального насилия, инцеста и т. д. Порождённая им мода на сексуальную перверсию и демонизм дала Европе несколько незаурядных произведений, включая «Рене» Шатобриана и «Рукопись, найденную в Сарагосе» Яна Потоцкого .

Маркиз де Сад одобрил произведение юного писателя, назвав его наиболее характерным из романов в новейшем вкусе. С. Т. Колрилдж в 1797 г. опубликовал рецензию, в которой, отдав дань пылкости воображения автора, раскритиковал его за рыхлость сюжета и вульгарность описаний. В четвертом издании 1798 года Льюис отцензурировал эпизоды, вызвавшие нарекания критиков, но и дальнейшая его судьба долго была неоднозначной - романом восхищался Вальтер Скотт, но его решительно не принял Байрон.

В XX веке «Монах» Льюиса послужил основой одноименной книги Антонена Арто («Le Moine», 1931), в чьей переработанной версии история стала еще более шокирующей и провокационной.

Вернувшись в Англию, Льюис с 1796 по 1802 был членом палаты общин в английском парламенте. Он написал несколько пьес, самой успешной из них была трагедия «Призрак замка» («The Castle Spectre»), которую в 1798 поставил театр «Друри-Лейн» под руководством Р.Б. Шеридана. В том же году Льюис свел знакомство Вальтером Скоттом . Скотт связывал появление своих баллад «Гленфинлас», «Иванов вечер», «Серый брат» с влиянием «Волшебных историй» («Tales of Wonder»), знаменитой поэтической антологии, составленной Льюисом; впоследствии он неоднократно давал понять, сколь многим обязан ему. Среди других сборников писателя - четырехтомные «Romantic Tales» (1808) и «Poems» (1812), участие в анонимной антологии пародийных готических баллад «Tales of Terror» (1801). Фантастическими образами и мотивами пронизано многое из его творчества - помимо уже упомянутой готической пьесы, это пьеса с более сказочными и фэнтезийными мотивами «The Wood Daemon»; повесть «Mistrust», опять же в готическом духе; фантазии с восточным колоритом - «The Four Facardins», «Amorassan» и «The Anaconda»; а также некоторые стихотворения и поэмы.

«Монах» же, по мнению многих критиков, является одним из главных произведений в жанре готических ужасов, в значительной степени повлиявшим на становление хоррора, а по словам литературоведа Карла Гутке - Льюис первым из готических романистов ввел в английскую литературу «истинное сверхъестественное», которое было заимствовано из немецких источников, послужив таким образом очень важным звеном в формировании фантастической направленности готического романа и фантастической литературы вообще.

Помимо этого Мэтью Грегори Льюис был известен также как автор нескольких переложений или адаптаций с немецкого и французского языков, и как более традиционный переводчик. В частности романы «The Bravo of Venice» (1804, рус. пер. в 1807 г. - «Разбойник в Венеции») и «Feudal Tyrants, or The Counts of Carlsheim and Sargans» (1806) являются соответственно переводами книг Генриха Цшокке («Abällino, der grosse Bandit, 1794») и Бенедикта Ноберта («Elisabeth, Erbin von Toggenburg», 1789). Но издавались и переиздавались они под именем М.Г. Льюиса. Как минимум две пьесы так же были переведены с немецких оригиналов - «The Minister» (1797, впоследствии ставилась как «The Harper"s Daughter») Фридриха Шиллера и «Rolla» (1799) Августа фон Коцебу.

Во время своих путешествий в зрелом возрасте Льюис познакомился с Шелли и Дж.Г. Байроном , посетил Вест-Индию, где находились его обширные наследственные владения (как и Уильям Бекфорд он владел сахарными плантациями). В 1815 г. он занимается хозяйственной деятельностью на Ямайке: совершенствует орудия труда на плантациях, отменяет рабство.

Жизнь писателя прервалась неожиданно, в самом расцвете лет он умер от желтой лихорадки, на корабле, по пути из Вест-Индии в Англию, 14 (по другим данным - 16) мая 1818 года, и был похоронен в море.




Top