Мигель де сервантес интересная презентация. Презентация на тему жизнь и творчество мигеля де сервантеса сааведра

Cлайд 1

Cлайд 2

Жизнь … Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

Cлайд 3

Военная служба.Ранение.Семья. В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

Cлайд 4

Литература В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Cлайд 5

Дон Кихот… Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

Cлайд 6

Cлайд 7

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

Cлайд 8

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Cлайд 9

Творчество после тюрьмы Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

Cлайд 10

Некоторые факты Дон Кихота. Дело в том, что в "Дон Кихоте" немолодой уже литератор Сервантес пошел на смелый эксперимент с непредвиденными последствиями и возможностями: он поверяет рыцарский идеал современной ему испанской действительностью, и в результате его рыцарь странствует по пространству так называемого плутовского романа.

Cлайд 11

Определение Плутовской роман, или пикареска - повествование, возникшее в Испании в середине XVI века, претендующее на абсолютную документальность и описывающее жизнь плута, мошенника, слуги всех господ (от исп. picaro - плут, мошенник). Сам по себе герой плутовского романа неглубок; его носит по свету злосчастная судьба, и его многочисленные приключения на большой дороге жизни представляют главный интерес пикарески. То есть материал пикарески - подчеркнуто низкая действительность. Возвышенный идеал рыцарства сталкивается с этой действительностью, и Сервантес как романист нового склада исследует последствия этого столкновения.

Мигель де Сервантес Сааведра родился 29 сентября 1547 года в Алькала-де-Энарес в семье врача-хирурга, который считал себя дворянином по крови; в то же время его жена и мать Сервантеса, вероятно, вела свой род из семьи крещеных евреев.

В 1571 году он, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Затем под началом Хуана Австрийского воевал при Наварине, на Корфу и в Тунисе. Возвращаясь морем в Испанию, попал в руки алжирских пиратов, в плену у которых провел пять лет. Неоднократно пытался бежать, но всякий раз терпел неудачу; в конце концов был выкуплен из плена монахами братства Святой Троицы и вернулся в Мадрид. В 1585 году он женился на Каталине де Салазар.

В литературе Мигель дебютировал четырьмя стихотворениями, опубликованными в Мадриде по протекции его учителя Лопеса де Ойоса, однако вскоре после этого Сервантес по неизвестной причине уехал в Рим, где прожил несколько месяцев - вероятно, скрываясь.

Через два года после женитьбы он перебрался из столицы в Андалусию, где в течение десяти лет исполнял сначала должность поставщика флота, а затем - сборщика налогов. За финансовую недостачу в 1597 году был посажен в севильскую тюрьму, где он и начал писать роман "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" ("Del ingenioso hidalgo Don Quixote de La Mancha").

В 1605 году его выпустили на свободу, и в том же году была опубликована первая часть "Дон-Кихота", немедленно ставшая невероятно популярной. В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни.

В 1607 году Сервантес приехал в Мадрид, где и провел последние девять лет жизни. В 1613 году он издал сборник "Назидательные новеллы" ("Novelas ejemplares"), а в 1615 году - вторую часть "Дон-Кихота".

Роман "Странствия Персилеса и Сихизмунды" ("Los trabajos de Persiles y Sigismunda") Сервантес закончил всего за три дня до кончины, последовавшей 23 апреля 1616 года; книга эта была опубликована вдовой писателя в 1617 году.

"Во всем мире нет глубже и сильнее этого сочинения. Это пока последнее и величайшее слово человеческой мысли, это самая горькая ирония, которую только мог выразить человек, и если б кончилась земля, и спросили там, где-нибудь, людей: "Что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что об ней заключили?" - то человек мог бы молча подать Дон Кихота: "Вот мое заключение о жизни и - можете ли вы за него осудить меня?"

Федор Михайлович Достоевский

Тема: МИГЕЛЬ ДЕ СЕРВАНТЕС СААВЕДРА «ДОН КИХОТ»:

Дон Кихот - безумец, чудак, герой, или трагическая личность?

Цели: познакомить с понятием «рыцарский роман», с главами романа Сервантеса «Дон Кихот»; развивать умение выборочного чтения; умение характеризовать героя литературного произведения.

Оформление : на доске запись темы урока; иллюстративный материал, фрагменты из кинофильмов; например иллюстрация с изображением памятника Дон Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде.

Оборудование : книга Сервантеса или распечатки с отрывками из нее.

Ход уроков

Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища.

Сервантес

I. Вступительное слово учителя.

Кто такой Д он К ихот, знает любой образованный человек: Д он Кихот – это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве.

Дон Кихот – рыцарь Печального Образа, пусть и смешной. Но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», в котором выведен настоящий Дон Кихот, точнее 50-летний идальго (мелкопоместный дворянин) Алонсо Кихано, страстный любитель рыцарских романов, возомнивший себя странствующим рыцарем и придумавший себе имя, которое он должен прославить: Дон Кихот Ламанчский (Ла-Манча – область на юго-востоке Кастилии, центральной провинции Испании; именно там находилось безымянное село, в котором коротал свои дни сеньор Алонсо).

Герой отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, завладевшей своим хозяином. Но, как писал в начале ХХ в. испанский философ Хосе Ортега-и-Гасет, где-то на небесах Сервантес, творец «Дон Кихота», с печальной улыбкой ожидает того, кто родится, чтобы понять его. А чтобы понять Сервантеса, надо прежде всего прочитать роман. При этом читателю надо сосредоточить внимание не только на том, что делают Дон Кихот и другие персонажи, но и на том, что они говорят; по мнению одного из критиков, «Дон Кихот и Санчо не делают ничего важнее того, что говорят друг с другом».

Итак, на заре XVII века в испанской литературе появились две довольно странные фигуры: нескладный рыцарь на тощем коне и толстенький оруженосец на упитанном ослике. Они вошли в жизнь людей, чтобы надолго стать олицетворением человечности, благородства, честности, отзывчивости и доверчивости. Это, как вы уже поняли, Дон Кихот и Санчо Панса. Вот так рядом и идут они через столетия, вызывая порой насмешки, порой восхищение, а порой и просто недоумение, а за ними всегда следует писатель, придумавший их, – Мигель де Сервантес Сааведра (имя этого испанского писателя записано на доске). Так и идут они вместе в веках, автор и его герои.

II. История создания романа.

Выступление учащегося с индивидуальным заданием.

На доске :

«Свобода… есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей: с нею не могут сравниться никакие сокровища».

Слова, которые вы сейчас услышали, принадлежат главному герою романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Ведь не случайно, определив себя в странствующие рыцари, Дон Кихот так формулирует свою цель: защищать тех, «кого Господь и природа создали свободными». Это тем более показательно, если учесть, что Сервантес начал создавать свое творение в 1602 году, находясь в… тюремной камере.

В поисках заработка Сервантес переезжает в Севилью, большой портовый город, поступает на службу. К составлению счетов и деловых бумаг Сервантес не имел навыков, поэтому он дважды попадал в тюрьму: то его обвиняли в недозволенной покупке, то в растрате казенных денег, так как банк, где хранились собранные им налоги, обанкротился. Во время одного из таких пребываний за решеткой писателю, по его признанию, и явился образ человека, сошедшего с ума от чтения рыцарских романов и отправившегося совершать подвиги в подражание героям любимых книг.

В 1605 году первая часть романа вышла в свет и имела огромный успех. С тех пор это произведение настолько прочно вошло в сокровищницу мировой литературы, что даже трудно представить себе человека, который бы не был с ним знаком. Интересно отметить и то влияние, которое оно оказывало на русских писателей. О «Дон Кихоте», например, Пушкин писал Гоголю и советовал, когда создавались «Мертвые души», брать пример с Сервантеса.

Испанцы встретили роман с улыбкой, они были убеждены, что Сервантес написал этот роман главным образом для того, чтобы высмеять рыцарские романы и навсегда отбить у соотечественников охоту их читать, потому что это чтение было похоже на эпидемию, сравнимую, пожалуй, только с повальным увлечением детективами наших современников.

Что же такое «рыцарский роман»? Как правило, в нем доблестный рыцарь совершает неслыханные подвиги во славу Прекрасной Дамы, сражается с опасными чудовищами, разрушает козни злых волшебников, приходит на помощь обиженным. Таким образом, рыцарские романы развлекают и взывают к добрым чувствам. Они написаны доступным языком, динамичны, притягивают извечно волнующими темами – смертельной опасности и любви. «Почему же это надо было пародировать, что не устраивало в рыцарских романах?» – можно задать такой вопрос. По мнению автора, в них не затрагивались животрепещущие, вечные темы; читателю, погружаясь в мир рыцарского романа, не приходилось много думать.

Произведение Сервантеса сначала воспринимается как забавное, необычное чтение, но со временем сюжет уступает место образу. Становится понятным, что главное в романе – не события и их последовательность, а образ совершенно необычного человека, настолько необычного, что его имя стало символом. Поэтому при чтении очень важно обращать внимание на то, как к своему герою относится автор, Мигель де Сервантес.

III. Ч тение отрывков из романа (часть I, главы 1, 2, 3, 4 – в сокращении ).

IV. О бсуждение прочитанного .

Вопросы:

1. Похож ли главный герой на рыцаря?

3. Как вы думаете, исчерпывается ли цель автора созданием пародии на рыцарский роман и его героев?

4. Каким предстает Дон Кихот в сцене посвящения в рыцари, в разговоре с пастухом и его хозяином? Почему герой не смог защитить пастуха?

5. Подвиги героя принесли добро и пользу?

6. Чем руководствуется в своих поступках рыцарь?

V. О бобщающее слово учителя .

Один из исследователей романа однажды заметил: «Дон Кихот первых шести глав прежде всего безумен, затем он станет, как это точно подметит Санчо, не столько безумен, сколько дерзновенен». Действительно, если поначалу роман почти не выходит за рамки литературной пародии, то по мере развития событий герой перестает быть только комической фигурой. Он обнаруживает такие свойства, которые позволяют увидеть его совсем в ином свете. Его безумие все чаще оборачивается мудростью, а его речи и поступки кажутся странными только обывателям. И у читателя невольно закрадывается сомнение: так ли уж безумен человек, верящий в добро и справедливость, в правду и человечность, в честь и благородство и стремящийся защищать слабых и притесненных, мечтающих искоренять всякого рода неправду?

Наделяя Дон Кихота очень привлекательными человеческими чертами, изображая его подвижником, ратоборцем справедливости, автор ставит своего героя в нелепые и смешные положения. И это объяснимо не только пародийной тенденцией, просто Дон Кихот бессилен изменить что-либо в мире, где царят эгоизм и стяжательство. Поэтому иллюзии, во власти которых он все время находится, с одной стороны, умножают его силы, а с другой – делают его усилия бесплодными. Нередко его великодушные порывы приводили к результатам прямо противоположным, поэтому трудно, наверное, ответить на вопрос: кто такой Дон Кихот – чудак, безумец, герой?

В нем скрыто своеобразное противоречие между внешними признаками рыцаря и внутренним содержанием: герой никак не подходит под описание рыцарей, но его душа горит желанием защищать слабых, помогать обиженным, спасать нуждающихся. Внешне он комичен, порою смешон, но внутренне он самый настоящий рыцарь. Он – активная натура и не может мириться со злом. Но трагедия его в том, что он одинок в своем стремлении (лишь Санчо Панса понимает его), а в одиночку исправить мир зла, лжи и лицемерия нельзя. Но он все же пытается, – это делает его смешным в глазах окружающих, они считают его безумным. А ведь это подвиг: зная о своем одиночестве, сражаться за идею добра. Поэтому Дон Кихот и безумец, и чудак, и герой, и трагическая личность.

Роман, пройдя через сознание миллионов, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей, одних увлекая благородством героя, других остерегая от карикатурных его подвигов. С течением времени стало ясно, что Сервантес усмотрел особое, никем до него не подмеченное явление, имеющее вневременное, присущее всем векам и народам значение. Открытое Сервантесом и обличенное в художественный образ явление потомки назвали донкихотством. Дон Кихот стал вечным образом , донкихотство – литературным мотивом .

Донкихотство – понятие многозначное, его толкуют по-разному, иногда толкования противоречат друг другу. Многие называют донкихотством отсутствие чувства реальности и называют донкихотом человека, лезущего на рожон, лишенного ощущения действительности, а потому несуразного, нелепого, жалкого и смешного.

Но под донкихотством понимают и другое – нежелание приспосабливаться к прозе жизни, стремление преобразить, преобразовать жизнь, упорное и даже героическое следование мечте, верность возвышенной цели, сколько бы цель ни противоречила грубой логике реальных и косных фактов. Донкихотство в таком понимании тоже может иметь оттенок смешного, но более глубокая реакция, которую оно в нас вызывает, – сочувствие, сострадание, восхищение. Так объясняет донкихотство современный исследователь.

Иные времена обнаружили в романе иное содержание, то «нечто высшее, из чего вытекают все верования, убеждения и начала», и не только обнаружили, но и попытались объяснить.(цитаты…)

Домашнее задание:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

К акая из оценок вам кажется наиболее интересной? Почему?

В. Г. Белинский утверждал, что Дон Кихот – благородный и умный человек, который весь, со всем жаром энергической души, предался любимой идее. Комическая же сторона в характере Дон Кихота состоит в противоположности его любимой идеи с требованием времени, с тем, что она не может быть осуществлена в действии, приложена к делу… Каждый человек есть немного Дон Кихот, писал критик, но более всего бывают донкихотами люди с пламенным воображением, любящею душою, благородным сердцем, даже с сильною волею и с умом, но без рассудка такта действительности… Если б эта храбрость, это великодушие, эта преданность, если б все эти прекрасные, высокие и благородные качества были употреблены на дело, вовремя и кстати, – Дон Кихот был бы истинно великим человеком.

И. С. Тургенев заметил, что Д он Кихот выражает собой «веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое… в истину, находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв, но доступную постоянству служения и силе жертвы. Дон Кихот проникнут весь преданностью к идеалу, для которого он готов подвергаться всевозможным лишениям, жертвовать жизнию; самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле… Жить для себя, заботиться о себе – Дон Кихот почел бы постыдным. Он весь живёт (если можно так выразиться) вне себя, для других, для своих братьев, для истребления зла, для противодействия враждебным человечеству силам – волшебникам, великанам – то есть притеснителям… Смиренный сердцем, он духом велик и смел… крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь – самое нравственное существо в мире) придает особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает… Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому овеян ее сиянием…»

Домашнее задание: нарисовать ассоциативный портрет Дон Кихота.

Слайд 2

Факты биографии

Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra; 29 сентября1547, Алькала-де-Энарес - 23 апреля1616, Мадрид) - всемирно известный испанский писатель и солдат. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Дон Кихот ». Родился в Алкала-де-Энарес (пров. Мадрид). Его отец, идальго Родриго де Сервантес, был скромным хирургом, мать - донья Леонор де Кортина; их многочисленная семья постоянно жила в бедности, не оставлявшей будущего писателя на протяжении всей его горестной жизни. Очень мало известно о ранних этапах его жизни. С 1970-х гг. в Испании распространена версия о еврейском происхождении Сервантеса, повлиявшем на его творчество.

Слайд 3

Военная карьера

Мигель Сервантес участвовал в военных кампаниях в Италии (был в Неаполе), Наварино (1572), Тунисе, Португалии, в морских сражениях (Лепанто, 1571), а также осуществлял поездки по службе в Оран (1580-е годы); служил в Севилье

Слайд 4

Характер

Лучший из биографов Сервантеса, Шаль, характеризовал его так: «поэту, ветреному и мечтательному, недоставало житейского уменья, и он не извлек пользы ни из своих военных кампаний, ни из своих произведений. Это была душа бескорыстная, неспособная добывать себе славу или рассчитывать на успех, поочередно очарованная или негодующая, неодолимо отдававшаяся всем своим порывам… Его видели наивно влюбленным во все прекрасное, великодушное и благородное, предающимся романическим грезам или любовным мечтаниям, пылким на поле битвы, то погруженным в глубокое размышление, то беззаботно веселым… Из анализа его жизни он выходит с честью, полным великодушной и благородной деятельности, удивительным и наивным пророком, героическим в своих бедствиях и добрым в своей гениальности».

Слайд 5

Сервантес с Дон Кихотом

Слайд 6

Генрих Гейне сказал о «Дон Кихоте»:

«Сердце моё готово было разорваться, когда я читал о том, как благородный рыцарь, оглушённый и весь смятый, лежал на земле и, не поднимая забрала, словно из могилы, говорил победителю слабым умирающим голосом: «Дульсинея Тобосская - самая прекрасная женщина в мире, а я самый несчастный рыцарь на свете, но моё бессилие не должно поколебать эту истину».

Слайд 7

Почтовая марка в СССР с изображением Сервантеса

  • Слайд 8

    в 1604 г. выходит в свет первая часть романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», имевшая громадный успех в Испании (в несколько недель разошлось 1-е изд. и в том же году 4 других) и за границей (переводы на многие языки).

    Слайд 9

    ДОН КИХОТ - герой романа великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (первый том - 1605 г., второй - 1615 г.); он же - Рыцарь Печального Образа; он же - Рыцарь Львов; он же - идальго, обедневший дворянин Алонсо Кихана по прозвищу Добрый.

    Слайд 10

    Немолодой идальго Алонсо Кихана, житель некоего села в захолустной испанской провинции Ла Манча, начитавшись рыцарских романов, воображает себя странствующим рыцарем и отправляется на поиски приключений. Старой кляче он даёт звучное имя Росинант, себя называет Дон Кихотом Ламанчским, а крестьянку Альдонсу Лоренсо объявляет своей прекрасной дамой Дульсинеей Тобосской.

    Слайд 11

    Слайд 12

    В оруженосцы идальго берёт хлебопашца Санчо Пансу и в первой части романа совершает два выезда: принимает постоялый двор за замок, нападает на ветряные мельницы и стада баранов, в которых видит злых великанов и волшебников. Родня и окружающие принимают Дон Кихота за сумасшедшего, на его долю достаются побои и унижения, которые сам он считает обычными злоключениями странствующего рыцаря. Третий выезд Дон Кихота описан во второй, более драматичной и горькой части романа, которая заканчивается избавлением от безумия и смертью Алонсо Киханы Доброго.

    Слайд 13

    Образ героя

    О внешности Дон Кихота Сервантес сообщает скупо и только в самом начале книги: «Было нашему идальго лет под пятьдесят; крепкого сложения, тощий телом и худощавый лицом». В своё время Александр Дюма так описал д’Артаньяна: «Представьте себе Дон Кихота в восемнадцать лет…» Словом, чтобы увидеть Дон Кихота, вообразите себе д’Артаньяна пятидесяти лет, который устал от странствий и приключений, но всё ещё готов вступить в бой. К данному эскизу придётся добавить все те шишки и тумаки, которые судьба уготовила идальго в его странствиях: частый голод и отсутствие тёплого ночлега, сломанные рёбра, выбитые зубы, помятые бока, нелепость рыцарской амуниции.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Битва с ветряными мельницами

    Слайд 16

    Рядом с Дон Кихотом на осле трясется его верный спутник Санчо Панса, не прочитавший в жизни ни одного романа…

    Слайд 17

    Кадр из фильма «Дон Кихот»

    Слайд 18

    Иллюстрации к роману

    Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика. Вот одно из первых определений, данных этому понятию: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Для знакомства с произведениями зарубежной литературы отводится 1-2 урока в конце учебного года. Поэтому такая технология, как урок мастерская, – особая педагогическая технология, способная за небольшой промежуток времени рассказать о многом, т.к. основана на ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика . Вот одно из первых определений, данных этому понятию: "Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия". Определение подчёркивает открытие нового и самостоятельность пути.

    Урок литературы в 8-м классе по теме:

    "Роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

    Книга на все времена

    Тип урока: комплексное применение знаний

    Форма проведения: исследование

    Цели:

    • помочь ученикам понять, почему роман "Дон Кихот" – книга на все времена;
    • совершенствовать умение обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов;
    • развивать способность сопереживать, воображать;
    • развивать умение работать в группах;
    • воспитывать уважение к человеку.

    Формулировка конечного результата:

    • развивать навык исследовательской работы
    • уметь отвечать на поставленный вопрос
    • совершенствовать технику чтения

    Оборудование: роман Мигеля Сервантеса Сааведра "Дон Кихот";

    презентации, созданные группами обучающихся

    Ход урока

    1. Мотивация учебной деятельности

    Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот,

    Которые небо изливает на людей:

    с нею не могут сравниться никакие сокровища

    Сервантес

    Работа над эпиграфом.

    Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?

    А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд: Свобода – это…

    II. Актуализация знаний.

    Назовите книги, героями которых были рыцари…

    Что отличает героев этих книг?..(Это люди сильные, мужественные, а в душе – романтики.)

    И такой образ стал нам привычным. Сегодня мы продолжим разговор о рыцарях, о романтических героях, обратившись к книге испанского классика Мигеля Де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот» и герою-рыцарю, так не похожему на своих предшественников.

    Наш урок мы построили, как урок-исследование, каждая группа выбрала свои пути решения предложенных задач: БИОГРАФЫ познакомят нас с основными вехами жизни великого романиста. ЛИТЕРАТУРНЫЕ КРИТИКИ должны познакомить нас с историей создания романа, связав ее с фактами из биографии Сервантеса. СОЦИОЛОГИ - должны были провести анкету среди читателей и предоставить обработанные результаты. ИССЛЕДОВАТЕЛИ - внимательно прочитав текст, отметить особенности, интересные моменты предложенного отрывка из романа.

    Слово БИОГРАФАМ

    Рассказ о жизни Мигеля Де Сервантеса Сааведра сопровождается созданной ими слайд-презентацией

    Слово ЛИТЕРАТУРНЫМ КРИТИКАМ:

    Мы изучили критическую литературу, письма, воспоминания самого Сервантеса и его современников и предлагаем вашему вниманию историю создания романа, соотнесенную с жизнью самого писателя…

    1. Роман «Дон-Кихот» - самое знаменитое произведение Сервантеса - появился на свет в двух частях с интервалом в несколько лет, первая часть датируется 1605 г., а вторая - 1615-м. Роман сразу завоевал успех, был переведен на многие европейские языки и вот уже четыре века занимает почетное место в сокровищнице европейской классической литературы…

    2. Судя по всему, на идею создания Дон-Кихота писателя Мигеля де Сервантеса натолкнул небольшой анонимный рассказик, главный герой которого - крестьянин, в конечном итоге погибающий из-за своей неуемной страсти к чтению эпических поэм. Так и родился “Е1 ingenioso hidalgo don Quijote de ia Mancha” (“Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский”) - бедный дворянин, обожающий рыцарские романы. Охваченный безумием, он с головой погружается в мир своих фантазий и, решив стать странствующим рыцарем, отправляется на поиски приключений в обществе жалкой клячи, именуемой Росинантом, и верного оруженосца по имени Санчо Панса.

    3. Человек немолодой и близорукий, Дон Кихот постоянно попадает в нелепые ситуации - например, вступает в единоборство с ветряной мельницей, приняв ее за великана… В конце концов он отказывается от героической карьеры и возвращается к нормальной или обычной жизни. История Дон Кихота очень интересна…

    Слово СОЦИОЛОГАМ:

    Анализ проведённого исследования показал, что

    75% респондентов не видят отличий рыцарского романа от романа исторического

    80% респондентов не смогли назвать героев изображённых на иллюстрации

    65% респондентов слышали о «ветряных мельницах» и догадываются о метафоричности словосочетания

    ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ в ходе урока предстояло, прочитав отрывок, ответить на вопросы:

    • Кто же Дон Кихот – чудак или рыцарь?
    • Надо ли быть Дон Кихотом?
    • Есть ли сейчас Дон Кихоты?

    Имя нарицательное "донкихот" - у каждого на слуху, но далеко не каждый читал роман Мигеля де Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихота Ламанчский", в котором изображен житель "одного села Ламанчского" - пятидесятилетний идальго Алонсо Кихано: страстный любитель рыцарских романов, он возомнил себя странствующим рыцарем и придумал для себя новое имя, которое решил прославить - Дон Кихот. При этом идальго-книгочей никак не принимал в расчет, что "дон" могли приставлять к своим фамилиям только "кабальеро" и "гранды", то есть люди, принадлежавшие к испанской знати, а никак не мелкопоместные дворяне. И все же сеньор Кихано своего добился: имя "Дон Кихот" осталось в веках, а в русскоязычной традиции приставка "дон" даже стала писаться с большой буквы - как часть фамилии! Более того, известность Дон Кихота превзошла известность его создателя. Герой Сервантеса отделился от романа и зажил отдельной жизнью, подобно тени, заслонившей своего хозяина. А тем временем, как писал почти век назад испанский философ Х.Ортега-и-Гассет, где-то на небесах Сервантес, творец "Дон Кихота", с печальной улыбкой вслушивается в споры "кихотистов" и "антикихотистов", "ожидая того, кто родится, чтобы понять его".

    Роман, пройдя через сознание миллионов читателей, оказал огромное влияние на культуру, на жизнь людей. Одних он увлекал благородством героя, других остерегал от карикатурных его подвигов. Но каждое время обнаруживало в романе свое содержание.

    Рефлексия

    Назовите героев повествования:

    А) Дон Кихот, он же Алонсо Кихана – бедный идальго, т. е. дворянин.

    Б) Санчо Панса – оруженосец, недалекий мужичок из соседней деревни, которого Дон – Кихот прельстил обещанием сделать губернатором одного из завоеванных островов

    В) Конь Росинант (перевод – бывшая кляча)

    С) Дульсинея Тобосская (крестьянка из соседней деревни – дама сердца)

    Блиц-опрос

    А) Что думает Дон Кихот о Санчо? (Санчо прост, глуповат, но порой рассуждает чрезвычайно остроумно)

    Б) Что думает Санчо о Дон Кихоте? (Дон Кихот – безумец, сумасшедший, который порой произносит такие умные речи, что кажется – ему место на кафедре).

    Итог исследования:

    Звучит фрагмент "Арагонской хоты" русского композитора Глинки.

    Старинный испанский танец, пронизанный национальным духом этого народа. Глинка словно воскрешает прошлое, он обращается к давним векам и дает старинному танцу новую жизнь. Точно также Сервантес выбирает своего героя – осколок прежних рыцарских времен.

    Следуя замыслу писателя, этот роман – пародия, сатира на рыцарство. Поэтому главный герой – фигура комическая. С другой стороны, перед нами рыцарь, философ, моралист, мудрец. Что делает его таковым? Зачем Дон Кихот решил стать рыцарем? Чтобы возродить рыцарский век, т. к., по его мнению, рыцарь является воплощением человеческого идеала, а сам он последний рыцарь, представитель отжившей эпохи. Это хорошо или плохо? Почему же мы тогда смеемся над героем? Наш смех незлой. Мы ведь смеемся не над тем, о чем мечтает герой, не над его желанием переделать мир и людей в лучшую сторону, а над тем, что с ним случается.

    Перечислите яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя… Выборочное чтение эпизодов глава VIII

    Как видим, наш герой никак не соответствует уже сложившемуся знакомому образу рыцаря. Ни внешностью, ни поступками…Дон Кихот потерпел поражение от рыцаря Белой Луны, после чего потерял смысл жизни и впал в глубокую печаль. Вскоре он умер. Ему больше нечего делать на Земле. Сервантес, показав смерть Дон Кихота, пресекает все попытки возрождения рыцарской эпохи, а изображая реальную (Это достигается с помощью вставных новелл, эпизодов, что является своеобразием композиции.) жизнь Испании, убеждает читателей в том, что при этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство просто невозможно.

    Рыцарские ЗАПОВЕДИ:

    1. Мужество 2.Благородство

    3.Честь 4.Щедрость

    5.Общительность 6.Утонченность

    7.Защищать слабых 8. Служить обиженным

    Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны веками, будущему, т. е.

    нам с вами. Эти заповеди и делают роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» книгой на все времена

    4.Обобщение.

    1. Надо ли быть Дон – Кихотом?

    2. Символом чего для Дон Кихота является ветряная мельница

    (Надо, но только быть реалистом, не сражаться с ветряными мельницами.) Вот таков наш романтический герой!

    Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Модно ли быть Дон Кихотом в 21 веке?"

    5. Рефлексия.

    1. Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?

    6. Итоги, обобщение, подведение результатов

    Литература к уроку:

    1.Сервантес "Дон Кихот"

    2. Тургенев И. С., Гамлет и Дон-Кихот (Речь, произнесённая 10 января 1860 на публичном чтении в пользу О-ва для вспомоществ. нужд. литераторам и учёным), «Современник», 1860, I (перепеч. в «Собр. сочин.», т. X, СПб., 1911);

    3. Львов А., Гамлет и Дон-Кихот и мнение о них И. С. Тургенева, СПб., 1863;

    4.Карелин В., Донкихотизм и демонизм, Критич. исследование, СПб., 1866;

    В. Карелина, изд. 4-е, СПб., 1893;

    5.Евлахов А., К трёхсотлетию «Дон-Кихота», «Мир божий», 1905, V (ср. заметку Л. Шепелевича по поводу этой ст. в «Образовании», 1905, VII);

    6.Белинский В. Г., Тарантас. Сочин. гр. В. А. Соллогуба, «Собр. сочин.», под ред. Иванова-Разумника, т. II, СПб., 1913, стр. 966 (блестящая характеристика Дон-Кихота и донкихотизма); Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?




  • 
    Top