Михаил эммануилович плисецкий. Михаил плисецкий

Михаил Эммануилович (Менделевич) Плисецкий (1899-1938) - советский хозяйственный деятель, дипломат.

Биография

Михаил Плисецкий родился в Гомеле, в семье Менделя Мееровича Плисецкого (1869-1930) и Симы Израилевны Плисецкой (урождённой Марковской, 1868-1939). Еврей.

Карьера и судьба

  • С 1918 года в составе кавалерийской бригады участвовал в Гражданской войне, в следующем году вступил в РКП(б); затем учился в Экономическом институте.
  • Работал в ВЦИК, комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. С 1932 года - руководитель советской угольной концессии на острове Шпицберген (трест «Арктикуголь»). Одновременно был на этом норвежском острове генеральным консулом СССР. По возвращении в Москву в конце 1936 года возглавил «Арктикуголь».
  • Занимался производством первых советских фильмов на киностудиях «Бухкино» и «Звезда Востока». Женился на звезде немого кино Ра Мессерер, в браке появились на свет трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937).
  • Был арестован 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже, расстрелян 8 января 1938 года. По мнению дочери, поводом к аресту послужила встреча в 1934 году с проживавшим в США старшим братом; А. Мессерер утверждает, что арест был связан с тем, что Плисецкий принял на работу в «Арктикуголь» бывшего секретаря Г. Зиновьева Ричарда Пикеля. Реабилитирован 3 марта 1956 года.

Семья

  • Жена - Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая.
    • Дети - балетмейстер Александр Плисецкий, балерина Майя Плисецкая и хореограф Азарий Плисецкий.
  • Братья - Израиль Менделевич Плисецкий (после переезда в США в 1912 году - Лестер Плезент, 1895-1955) и Владимир Менделевич Плисецкий (выпускник ВГИКа, артист, каскадёр, участник Великой Отечественной войны в составе десантной части; по одной версии убит немцами во время десантирования 31 декабря 1941 г., по свидетельству К. Грищинского - был убит 15 декабря 1941 г. при выходе группы разведчиков на лыжах во вражеский тыл)
  • Сёстры - Елизавета (в замужестве Езерская) и Мария (в замужестве Левицкая).

Михаил Плисецкий родился в Гомеле, в семье Менделя Мееровича Плисецкого (с 1906 года - в США) и Симы Израилевны Плисецкой (урождённой Марковской, ум. в 1939).

Карьера и судьба

  • С 1918 года в составе кавалерийской бригады участвовал в Гражданской войне, в следующем году вступил в РКП(б); затем учился в Экономическом институте.
  • Работал в ВЦИК, комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. С 1932 года - руководитель советской угольной концессии на острове Шпицберген (трест «Арктикуголь»). Одновременно был на этом норвежском острове генеральным консулом СССР. По возвращении в Москву в конце 1936 года возглавил «Арктикуголь».
  • Занимался производством первых советских фильмов на киностудиях «Бухкино» и «Звезда Востока». Женился на звезде немого кино Ра Мессерер, в браке появились на свет трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937).
  • Был арестован 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже, расстрелян 8 января 1938 года. По мнению дочери, поводом к аресту послужила встреча в 1934 году с проживавшим в США старшим братом; А. Мессерер утверждает, что арест был связан с тем, что Плисецкий принял на работу в «Арктикуголь» бывшего секретаря Г. Зиновьева Ричарда Пикеля. Реабилитирован 3 марта 1956 года.

Семья

  • Жена - Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая.
  • Дети - балетмейстер Александр Плисецкий, балерина Майя Плисецкая и хореограф Азарий Плисецкий.
  • Братья - Израиль Менделевич Плисецкий (после переезда в США в 1912 году - Лестер Плезент, ум. в 1955) и Владимир Менделевич Плисецкий (выпускник ВГИКа, артист, каскадёр, участник Великой Отечественной войны в составе десантной части; убит немцами во время десантирования).
  • Сёстры - Елизавета (в замужестве Езерская) и Мария (в замужестве Левитская).

В семье Менделя Мееровича Плисецкого (с 1906 года - в США) и Симы Израилевны Плисецкой (урождённой Марковской, ум. в 1939).

Карьера и судьба

  • С 1918 года в составе кавалерийской бригады участвовал в Гражданской войне, в следующем году вступил в РКП(б); затем учился в Экономическом институте.
  • Работал в ВЦИК, комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. С 1932 года - руководитель советской угольной концессии на острове Шпицберген (трест «Арктикуголь»). Одновременно был на этом норвежском острове генеральным консулом СССР. По возвращении в Москву в конце 1936 года возглавил «Арктикуголь».
  • Занимался производством первых советских фильмов на киностудиях «Бухкино» и «Звезда Востока». Женился на звезде немого кино Ра Мессерер , в браке появились на свет трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937).
  • Был арестован 30 апреля 1937 года по обвинению в шпионаже, расстрелян 8 января 1938 года. По мнению дочери, поводом к аресту послужила встреча в 1934 году с проживавшим в США старшим братом; А. Мессерер утверждает, что арест был связан с тем, что Плисецкий принял на работу в «Арктикуголь» бывшего секретаря Г. Зиновьева Ричарда Пикеля . Реабилитирован 3 марта 1956 года.

Семья

  • Жена - Рахиль Михайловна Мессерер-Плисецкая .
  • Дети - балетмейстер Александр Плисецкий, балерина Майя Плисецкая и хореограф Азарий Плисецкий.
  • Братья - Израиль Менделевич Плисецкий (после переезда в США в 1912 году - Лестер Плезент, ум. в 1955) и Владимир Менделевич Плисецкий (выпускник ВГИКа, артист, каскадёр, участник Великой Отечественной войны в составе десантной части; убит немцами во время десантирования).
  • Сёстры - Елизавета (в замужестве Езерская) и Мария (в замужестве Левитская).

Советский балетмейстер.
Родился в семье дипломата Михаила Эммануиловича Плисецкого и Ра Мессерер, родом из Вильно, звездой кино, которая снималась в первых немых фильмах. Ещё в годы обучения во ВГИКе она вышла замуж за Михаила Плисецкого, и семью стали называть Плисецкие - Мессерер. В браке родилось трое детей: Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937). Михаил Плисецкий был генеральным консулом СССР на острове Шпицберген, где руководил угольной концессией (трест «Арктикуголь»). Был арестован в 1937 году.

Александр рос в артистической среде семьи Плисецких - Мессереров, в ранних лет впитав дух театра, слушая рассказы матери о актёрских работах Азария, занимаясь музыкой и бывая на балетных спектаклях Асафа, у которого он жил, пока его мать с младшим братом находились на поселении. В 1941 году Александр поступил в Московское хореографическое училище, которое окончил в 1949 году, по классу Николая Ивановича Тарасова. С 1949 по 1971годы - солист балета Большого театра, где был лучшим исполнителем партии Вацлава в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», Р. В. Захарова. С 1965 по 1968 годы преподавал в Московском хореографическом училище классический и дуэтный танец.

В 1968 году женился на балерине Марианне Седовой в браке родилась дочь Анна.

С 1968 по 1985 годы - Балетмейстер-постановщик и артистический директор балета во многих городах СССР и странах мира (в частности, с 1972 года работал по приглашению в качестве балетмейстера-постановщика в Киеве, Одессе, Харькове, Уфе, Казани, Свердловске, а в 1973 году - в Финской национальной опере).

В 1974 году А. М. Плисецкий основал балет при Университете Сан-Маркос в Лиме. В 1976 по 1978 годы - педагог-репетитор балетной труппы Театр Колон в Буэнос-Айрес, где поставил балеты «Carmen», «Grand pas classique», «Вальпургиева ночь», танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы»). В 1979-1980 годах педагог и балетмейстер в Финской национальной опере (англ.), где возобновил постановку балета Кармен-сюита. С 1981 по 1985 годы балетмейстер-постановщик в Тбилисском театре оперы и балета им. Палиашвили, где совместно с балетмейстером Михаилом Лавровским и Георгием Алексидзе поставил балеты «Порги и Бесс» Гершвина, «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Работа была оценена Почётной Грамотой Президиума Верховного Совета.

В ноябре 1984 года А. М. Плисецкий добился разрешения на постановку балета Жоржа Баланчина «Серенада для струнного оркестра» на музыку П. И. Чайковского. Балет прошёл с большим успехом на сцене Большого театра и зала «Россия».

Александру Плисецкому требовалась операция на сердце, которую должны были сделать в США, при содействии Игоря Юшкевича и его новой компании «New York International Ballet Competition». Но в связи с занятостью балетмейстера проведение операции откладывалось. В последний год жизни он вёл активные переговоры о постановке «Серенады для струнного оркестра», что отняло у него много душевных и физических сил. Премьера состоялась в Москве в ноябре 1984 года.

Александр Плисецкий умер 29 октября 1985 года в возрасте 54 лет в Москве во время операции на сердце.


театральные работы


Вацлав в балете «Бахчисарайский фонтан» (1954), Юноша (1951)
Солист (Танец трёх) в балете «Лесная песня», балетмейстеры. О. Г. Тарасова, А. А. Лапаури (Первый исполнитель), (1961)
Друг (Друзья Данилы) в балете «Сказ о каменном цветке», балетмейстер Л. М. Лавровский (Первый исполнитель), (1954)
Юноша в балете «Паганини», балетмейстер Л. М. Лавровский (Первый исполнитель), (1960)
Китаец (1952), Испанец (1969), в балете «Золушка», балетмейстер Р. В. Захаров
Опал в балете «Сказ о каменном цветке», балетмейстер Л. М. Лавровский, (1954)
Вариация в балете «Вальпургиева ночь», балетмейстер Л. М. Лавровский, (1959)
Солист в балете «Танцевальная сюита», балетмейстер А. А. Варламов), (1959)
Адажио из «Лебединого озера», балетмейстер Лев Иванов
Pas de deux из балета «Дон Кихот», балетмейстер Александр Горский
Адажио из балета «Спящая красавица», балетмейстер Мариус Петипа
«Мелодия» на музыку К. В. Глюка, балетмейстер Асаф Мессерер >>>
«Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова, балетмейстер Асаф Мессерер
«Вальс» на музыку М. Мошковского, балетмейстер Василий Вайнонен
Испанский в опере «Травиата», балетмейстер В. И. Вайнонен (1956)
Мазурка из «Лебединого озера», балетмейстеры А. А. Горский, А. М. Мессерер (1966)
Принц, Испанский в балете «Щелкунчик» (1954, спектакль МХУ), педагог А. М. Мессерер

[править] Постановки

В период с 1973 по 1985 год Александр Плисецкий поставил несколько балетов, в том числе:

«Кармен-сюита» на музыку Жоржа Бизе в аранжировке Родиона Щедрина, хор. Альберто Алонсо
«Grand pas classique» из балета «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова
«Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Гуно
танцы в операх «Турандот» и «Две вдовы» Сметаны
«Порги и Бесс» Джорджа Гершвина, хор. М.Лавровского
«Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева.
«Серенада для струнного оркестра (балет)» П. И. Чайковского

ПЛИСЕЦКИЕ-МЕССЕРЕР:

РОДОСЛОВНАЯ

Выдающаяся балерина Майя Михайловна Плисецкая, почерк танца которой нельзя спутать ни с кем, является одним из ярких представителей рода литваков, т. е. евреев - выходцев из Литвы.

Её отец Михаил Эммануилович Плисецкий был уроженцем белорусского города Гомеля. Он родился в 1901 году. Происхождение фамилии Плисецких — топонимическое. Скорее всего, изначально предки знаменитой балерины проживали в Украине в местечке Плесецкое Васильковского уезда Киевской губернии. Позже семья перебралась в Гомель.

В своей книге «Я, Майя Плисецкая» Майя Михайловна пишет об отце: «Внешность свою я унаследовала от него. Он был хорошего роста, ладно сложенный. Худощав, поджарист, строен. Ниспадавшие всегда на лоб чубоватые волосы отсвечивали рыжезной. Его серо-зелёные глаза - мои их копия - вглядывались в тебя пристально и настороженно. Даже на моей памяти весёлая искорка пробегала по ним всё реже и реже — время гряло страшное».

Михаил Плисецкий стал одной из многочисленных жертв сталинского режима. В 1938 году он был расстрелян чекистами, а в хрущевскую «оттепель» посмертно реабилитирован «за отсутствием состава преступления».

Матерью выдающейся балерины была Рахиль, дочь Михаила Борисовича Меccерера (по архивным документам - Менделя Берковича Месерера) и Шимы (или Симы) Мовшовны, урождённой Шабад. Рахиль была пятым ребёнком, родилась она в Вильне 9 февраля 1902 года.

В своих воспоминаниях балерина так описывает облик матери: «Небольшого роста, круглолицая, пропорционально сложенная. С огромными карими глазами, маленьким носом-пуговкой. Чёрные, вороньего отлива волосы, всегда гладко расчесаны на прямой пробор и замысловатыми змейками заложены на затылке. Ноги прямые, с маленькой стопой, но не балетные. Было в ней что-то от древних персидских миниатюр. Поэтому, думаю, и приглашали её сниматься в роли узбекских женщин».

В 1925 г. Рахиль Мессерер окончила ВГИК в классе Льва Кулешова. Ещё в годы учёбы она вышла замуж за Михаила Плисецкого, и семью стали называть Плисецкие-Мессерер. В этом браке родилось 3 детей - Майя (1925), Александр (1931) и Азарий (1937).

В 20-30-е годы Рахиль под именем Ра Мессерер снималась в немых фильмах, сыграв с десяток ролей. Но карьера киноактрисы оказалась быстротечной, т. к. Рахиль всецело посвятила себя семье и мужу, которого сопровождала в командировках на Шпицберген, где он был генеральным консулом в Баренцбурге и начальником угольных рудников.

30 апреля 1937 г. М. Плисецкий был арестован, а в начале марта 1938 г. арестовали и Рахиль. Тогда Майю Плисецкую удочерила сестра Рахили Суламифь, сын Александр поселился в семье брата Рахили, Асафа Мессерера.

Из воспоминаний М. Плисецкой: «Характер у мамы был мягкий и твёрдый, добрый и упрямый. Когда в тридцать восьмом году её арестовали и требовали подписать, что муж шпион, изменник, диверсант, преступник, участник заговора против Сталина и пр., и пр.,— она наотрез отказалась. Случай по тем временам героический. Ей дали 8 лет тюрьмы».

Рахиль Мессерер вначале была заключена в Бутырскую тюрьму вместе со своим маленьким сыном Азарием. После приговора как жену врага народа её этапировали в Акмолинский лагерь жен изменников Родины. В результате многочисленных хлопот и стараний своих прославленных брата Асафа и сестры Суламифи Мессерер в конце 1939 г. Рахиль была переведена на вольное поселение в Чимкент. Вернуться в Москву ей удалось лишь за 2 месяца до начала войны, в 1941 году. После освобождения её актерская карьера была навсегда прекращена.

Рахиль прошла суровую школу жизни: помимо киноактрисы, она была телефонисткой, регистраторшей в поликлинике, массовиком-затейником. Она прожила долгую жизнь и скончалась в Москве в 1993 году.

«Главой семьи,— пишет в своих воспоминаниях Майя Михайловна,— был мой дед, московский зубной врач, Михаил Борисович Мессерер … Родом он был из Литвы и образование получил в Университете Вильно. Родным языком в семье был литовский. В Москву дед перебрался - со своими домочадцами - в 1907 году. Шестеро его детей, включая мою мать, родились в Вильно.

Дед был небольшого роста. Густые брежневские брови, массивный нос, лысая круглая голова, упитанный, если не сказать толстый. Ходил с достоинством, игриво помахивая резной палкой с фигурным набалдашником, с которой редко расставался… От двух браков у него было двенадцать детей. Все получили в приданое звучные библейские имена. Всем им в нашей советской, полной подозрений жизни имена эти принесли заботы и бедствия».

Михаил или Мендель Мессерер был родом из белорусского местечка Долгиново, которое до 1918 года относилось к Вилейскому уезду бывшей Виленской губернии. В настоящее время Долгиново и Вилейка находятся в Беларуси. Архивные документы свидетельствуют о том, что Мендель Мессерер оставался приписанным к мещанам м. Долгиново, проживая в Вильнюсе и бывших его пригородах Антоколе (Антакальнис) и Снипишках (Шнипишкес), где были зарегистрированы записи о рождении шестeрых его детей, родившихся в Литве.

Дед Майи Плисецкой по материнской линии Мендель Мессерер, скорее всего, покинул Долгиново с целью своего образования или женитьбы. 19 января 1895 года в Вильнюсе был заключен брак между Долгиновским мещанином Вилейского уезда Менделем Берковичем Месерером, 29 лет, и Антокольской мещанкой Шимой Мовшовной Шабад, 24 лет. Эта запись свидетельствует о том, что семья бабушки балерины, была приписана к Антокольской еврейской общине. В то время Антоколь был одним из пригородов Вильны и имел свою отдельную еврейскую общину.

Согласно записи о браке, Мендель Мессерер родился в 1866 году, предположительно в м. Долгиново. Нет сомнения в том, что он был замечательным дантистом, однако он никак не мог получить свое образование в Вильнюсском университете, который был закрыт 1 мая 1832 года царским правительством на долгие десятилетия. 1 августа 1832 года медицинский факультет Вильнюсского университета был преобразован в Вильнюсскую медицинско-хирургическую академию, прекратившую свою деятельность 1 августа 1842 года.
Поэтому Мендель Мессерер, скорее всего, приобрёл свою профессию в каких-либо других учебных заведениях.

В то время, когда дед балерины проживал в Вильнюсе, государственным языком в Литве, входящей в состав царской России, был русский язык. Согласно переписи, проведённой немецкими властями в период кайзеровской оккупации в 1914-1915 г.г., литовцы г. Вильнюса составляли всего 2% населения города и основными разговорными языками виленчан были русский и польский. Большинство местного еврейского населения владело также языком идиш. Поэтому мы позволим себе усомниться в том, что родным языком в семье Михаила или Менделя Мессерера, прибывшего из Долгинова, где в еврейских семьях также говорили на идиш и польском, был литовский язык.

26 июля 1895 года в семье Менделя и Шимы Мессерер родился первенец - их дочь Пенина (Пнина), запись о рождении которой зарегистрирована в метрических книгах Антокольской еврейской общины. К несчастью, Пенина умерла в возрасте 9-ти лет от воспаления мозговых оболочек. Но, как пишет Плисецкая, дед не мог забыть её, и она «назойливо» слышала о ней всё свое детство: «Портрет худосочной, длинноногой девочки висел над дедовой кроватью. Дед уверял, что она была сущая красавица».

10 марта 1897 года у Мессереров родился сын Азарий, о чём свидетельствует запись в метрических книгах еврейской общины другого предместья Вильны — Снипишки. Он стал талантливым драматическим актёром и педагогом, работал со Станиславским, Немировичем-Данченко, Вахтанговым и Мейерхольдом, выступая под сценическим псевдонимом Азарий Азарин. Азарий умер от разрыва сердца в 1937 году, тяжело пережив закрытие второго МХАТа, где он работал, и арест отца Майи Плисецкой.

Маттаний - второй сын Менделя Мессерера, был погодкой Азария. Он родился 27 января 1899 года на Антоколе и впоследствии стал профессором-экономистом. В 1938 году по доносу своей ревнивой супруги он 8 лет отсидел в тюрьме. Его изуверски пытали, заставляя признаться в «антикоммунистических злодеяниях», а потом отправили в Соликамский лагерь, где он вместе с известным актёром Алексеем Диким организовал полусамодеятельный театр заключенных, что спасло им жизни. Маттаний вернулся из лагеря совершенно больной и вскоре, в возрасте 57 лет, умер.

1 января 1901 года родился ещё один сын Менделя и Симы (Шимы) Месерер - Моисей. К сожалению, нам ничего неизвестно о его судьбе. Майя Плисецкая в своих воспоминаниях не упоминает об этом дяде. Предположение, что он мог умереть в младенческом возрасте, не подтверждается архивными документами.

Поистине личностью на балетном Олимпе был Асаф Мессерер. Асаф (Авиасаф), сын Михаила (Менделя) Месерера и Шимы Мовшовны, родился в предместье Снипишки 6 ноября 1903 года. Он был последним ребёнком Менделя из детей, родившихся в Литве. Асаф стал выдающимся танцовщиком, балетмейстером и педагогом. Окончив хореографическое училище в Москве, он был принят в труппу Большого театра и до 1954 года был ведущим солистом. Майя Плисецкая пишет о нем: «От него воистину начался отсчёт многих технических трюков, да и виртуозный стиль сольного мужского классического танца. Превосходный педагог. Класс его лечит ноги. Почти всю свою сознательную жизнь каждым утром я торопилась в его класс. У него занимались Уланова, Васильев, Максимова… Мало кто знает, что учиться балету он начал поздно, лишь в шестнадцать лет, а в восемнадцать его зачислили в труппу Большого. Это что-нибудь да значит».

Сын Асафа - Борис Мессерер (р.1933) - выдающийся художник театра и мультипликационного кино, спутник жизни недавно ушедшей от нас Беллы Ахмадулиной.

В своих воспоминаниях балерина охарактеризовала и других детей Менделя Мессерера, родившихся в Москве.

Элишева (Елизавета или Эля), по мнению Плисецкой, была неудачницей. Она стала профессиональной и яркой актрисой драматических театров Юрия Завадского и Ермоловой, но её изгнали со сцены, когда она отказалась сотрудничать с КГБ и доносить на своих коллег актеров. Четыре раза Елизавета Мессерер восстанавливала через суд свои права на работу в театре, но её снова увольняли, отчего она очень страдала и, затравленная, умерла от рака пищевода.

Знаменитая сестра матери балерины Суламифь (Мита) Мессерер - балерина и педагог, родилась в 1908 году. В 1926 году окончила Московское хореографическое училище и до 1950 года была солисткой Большого театра. Её танец отличался виртуозностью, яркой экспрессивностью и введением сложных элементов пластической гимнастики. В результате ареста сестры на руках Суламифи осталась юная Майя Плисецкая. Суламифь не только вырастила будущую примадонну мирового балета, но и стала одним из её первых педагогов. Довольно рано оставив балетные подмостки, Суламифь Мессерер предпочла деятельности балерины работу балетмейстера и репетитора со своим индивидуальным методом.

Михаил Мессерер (р.1949) - сын Суламифи, был солистом Большого театра и хореографом. В 1979 году во время гастролей Большого театра в Японии Суламифь с сыном попросили политического убежища в американском посольстве и поселились в США, где она преподавала балетное искусство, выезжая также работать в Лондон, Стокгольм и Израиль. Суламифь скончалась в 2004 году в Лондоне на 96-ом году жизни.

Эмануил был самым красивым из братьев и сестёр Мессерер. Однако он не имел отношения к искусству и был инженером-строителем. Он погиб в начале войны во время бомбёжки, на крыше дома, сбрасывая зажигательные бомбы.

Среди многочисленных детей Михаила (Менделя) Мессерера был также сын Аминадав, который был похож на своего брата Асафа, и их часто путали, а также дочь Эрелла. Раиса, вторая жена Михаила, родила её в 1940 году, когда он был уже совсем стар.

В 1942 году Михаил Мессерер - дед М. Плисецкой и глава семьи, умер в эвакуации в Куйбышеве.

Младший брат Майи Плисецкой Азарий известен как артист советского балета, педагог и балетмейстер. В 1956 году он окончил Московское хореографическое училище, а в 1969 году - театроведческий факультет Государственного института театрального искусства.

В своих воспоминаниях Майя Плисецкая утверждает, что она ничего не знает о своих далеких предках, кроме того, что они жили в Литве, и бабушка её мамы по материнской линии носила фамилию Кревицкая или Кравицкая.

В ревизских сказках Долгиновской еврейской общины за 1850 год имеются посемейные списки Кревицких. Увязать их с родом Мессерер не представляется возможным, однако, это лишний раз подтверждает факт происхождения рода из м. Долгиново.

Таким образом, на основе воспоминаний великой балерины ХХ века и архивных документов нам удалось частично восстановить родословную и описать представителей рода Мессерер, одним из потомков которого является Майя Плисецкая.




Top