Михаил шир. Михаил ширвиндт - собачий друг

Артисту было всего 46 лет, когда он ушел навсегда в образе бессмертного оптимиста ­Фигаро. И сам остался бессмертен. Неподражаем. Обожаем. Навечно любим. «Подарок женщинам» — так близкие шутливо называли Андрея Александровича, поскольку он родился точнехонько в Международный женский день. В этом марте Андрею Миронову могло бы исполниться 75 лет… В преддверии этой даты корреспондент «ТН» пообщалась с Александром Анатольевичем Ширвиндтом и Михаилом Михайловичем Державиным, составлявшими в свое время вместе с Мироновым бесподобное трио, точно охарактеризованное Валентином Гафтом: «Любимцы публики, кумиры, / Без выходных играют дней. / Три Мастера одной «Сатиры». / Одной и той же — так точней». Результатом беседы с двумя Мастерами стали, как и хотелось, спонтанные, хаотичные воспоминания-зарисовки, передающие флер их отношений в той навсегда исчезнувшей жизни.

Ширвиндт: Это сейчас Миронов стал легендарным, великим, а тогда мы просто дружили. Он — Дрюсик, я — Маска. Такие прозвища… Я знал Андрюшку с детства, с его шестилетнего возраста, наши родители близко общались. Долгое время он был для меня мелюзгой, шелупонью.

Неудивительно: когда­ я, будучи уже человеком выпивающим, оканчивал школу, он учился в четвертом классе. Когда студентом-четверокурсником я выступал в шоу в Театре эстрады, Андрюшины родители — Александр Семенович Менакер и Мария Владимировна Миронова, — сидя в зрительном зале, говорили своему сыну-восьмикласснику: «Видишь, Шура уже артистом работает». А когда Андрей поступил в наше Театральное училище имени Щукина при Театре имени Вахтангова, я уже начал там преподавать и в качестве педагога делал ему дипломный водевиль «Спичка меж двух огней».

Державин: Да, в юности разрыв в возрасте казался очень внушительным. Я познакомился с Андрюшей, когда он, став студентом нашего училища, образовался у нас в компании. Казалось бы, младше меня на пять лет, но и я, и все мы относились к нему как к младшему брату. По устоявшейся традиции он помогал нам, старшекурсникам: таскал декорации к спектаклям, занавес открывал, в массовках участвовал… А вот ведь как вышло: годы спустя именно Андрей переманил нас в Театр сатиры, где мы служим до сих пор.

Слева — Лариса Голубкина, справа — Наталия Белоусова. На руках у Александра Анатольевича — Маша Голубкина (на даче у Ширвиндтов в Новом Иерусалиме, 1970-е)

Ширвиндт: После выхода на экраны картины «Бриллиантовая рука» мой сын купил открытку из серии «Актеры советского кино» с портретом Миронова,­ а потом попросил у него автограф. Тот не смог отказать отпрыску своего товарища и коллеги и написал на обороте: «Миша, твой папа тоже хороший артист. С уважением, Андрей Миронов». Таким образом Мишка завоевал безусловный авторитет среди соучеников. А я сделал правильный вывод по поводу своего места в профессии.

Если серьезно, отношение к труду у Андрея было совершенно гипертрофированное — просто запойный трудоголик. Жил по принципу, который сам и сформулировал: надо стараться все делать хорошо — плохо оно само получится. И если уж он брался за что-то… Например, невероятных усилий мне стоило затащить Миронова на радио. Но когда он все-таки соглашался, строго предупреждал: «Имей в виду — на четверть часа, не больше!» И потом на протяжении двух часов (!) записывал моноложек в юмористической программе — десятки разных вариантов предлагал. Эх,

как жаль, что это не сохранилось! Но покидал он студию все равно абсолютно недовольный результатом, так же гневно вскрикивая: «Вот к чему приводит дружба — к полуфабрикату!»

Державин: Правда, Андрюша крайне серьезно подходил к творчеству, хотя играл веселые, комичные роли. Говорил: «Отношение к актерской работе как к приятному времяпрепровождению может быть только по недоразумению». Каждый эпизод в кино, каждую сцену в театре, каждый номер на эстраде он репетировал тысячи раз, доводя до филигранности, до совершенства.

Долгие годы Андрей страдал от жестокого заболевания — фурункулеза. На теле образовывались жуткие фурункулы, которые мучили его болями, гноились, лопались. Приходилось то и дело менять рубашки, за один концерт он переодевался несколько раз… Водолазки с воротом, закрывающим шею, в которых все привыкли его видеть, — лишь маскировка заболевания. Андрей не мог допустить, чтобы зрители узнали о его проблеме. Допустим, на спектакле «Ревизор» всегда были овации, особенно в том месте, где Хлестаков падает со стола на руки Бобчинского и Добчинского (мы с Шурой). Каждый раз мы договаривались, с какой стороны ловить Андрея — как ему будет менее болезненно. Перед спектаклем он просил: «Сегодня давайте на правый бок упаду». Много раз мы предлагали отменить эту мизансцену, но он категорически отказывался: «Ни в коем случае, это же так эффектно!» Уникальный человек — мужественный, терпеливый, никогда не жаловался…

В спектакле «Ревизор». На заднем плане: Александр Ширвиндт и Михаил Державин в ролях Добчинского и Бобчинского

При этом он был очень остроумный. Помню премьеру «Вишневого сада», где я играл Епиходова. Она состоялась на Малой сцене Театра сатиры, а там нет кулис. Пьеса, как известно, заканчивается словами Фирса: «А человека-то забыли…» В нашем спектакле он, по ­замыслу Валентина Плучека, после этих слов умирает. Играл его Георгий Менглет. Дальше — поклоны. Первым кланяется Андрей Миронов, исполнявший роль Лопахина, за ним — мы. Не видя, умер уже Фирс или еще нет, Андрюша, выдержав небольшую паузу, стремительно выходит на поклон и… так же стремительно возвращается — со словами: «Рано вышел, Фирс еще агонизирует…»


В том же «Вишневом саде» в одной из сцен Лопахин говорит Епиходову: «Что у тебя сапоги так скрипят?» Но как сделать, чтобы они действительно заскрипели? Я купил детские резиновые игрушки, заложил их в брюки и нажимал, чтобы они пищали. Когда отыграли сцену, Андрюша обратился ко мне с пафосом: «Патологический неуспех!» Зрители не восприняли моей тонкой придумки и никак на нее не отреагировали.

На сцене Андрей был очень смешлив, и я не мог отказать себе в удовольствии «колоть» его. Ради этого то грим видоизменял (по секрету от него приклеивал себе усы или лысину, нос, уши оттопыривал, с костюмом какую-то хохму придумывал — разлетающиеся пуговицы, например), то реквизит забавный отыскивал. Миронов постоянно ждал от меня очередного розыгрыша, на сцене давился от хохота, а потом со смехом пенял мне: «Сволочь! Что ж ты творишь, паршивец?!»

Державин: на сцене Андрей был очень смешлив, и я не мог отказать себе в удовольствии «колоть» его. В спектакле «Трехгрошовая опера» (1980)

Ширвиндт: Без импровизации на сцене существовать невозможно. Играя спектакль несколько лет подряд, сам себе становишься фонограммой. «Безум­ный день, или Женитьбу Фигаро» мы с Мироновым сыграли 450 раз! Чтобы хоть как-то оживить происходящее, вызвать непосредственные реакции, устраивали друг другу неожиданные провокации. Помню, Андрей произносит свой монолог — текст пулеметной

очередью от зубов отскакивает, — а я вдруг вставляю: «Это что за хамство?!» От неожиданности он вздрагивает, в глазах замирает вопрос: «Ты что?!», немыслимым усилием воли перебарывает желание рассмеяться, и… мы начинаем играть органично.

Вообще, вели мы себя, безусловно, не как солидные люди, отцы семейств. Вваливались к кому-нибудь домой гурьбой среди ночи, расходились под утро. Вместе нам всегда было очень хорошо и весело. Дурачились, пели, пили, часто не в меру. Изрядно выпив, включали наш гимн — музыку Нино Роты из фильма Феллини «8 1/2», брались за руки и вели по кругу хоровод — сначала в одну сторону, потом, по сигналу, в другую.

Ширвиндт: мы вели себя не как солидные люди. Вваливались к кому-нибудь домой, расходились под утро. С Ларисой Голубкиной в гостях у Веры Васильевой (начало 1970-х)

Однажды ночью у Андрюши возникло свежее предложение — дернуть в Шереметьево нашей большой компанией и устроить там пикник. Дернули. Даже сына моего маленького, Мишку, взяли — помогать разжигать костры. Практически на взлетной полосе пирушку организовали. Когда над головами пролетали самолеты, Марк Захаров, всегдашний участник всех наших затей, вскакивал и гнал их криком: «Кыш отсюда!» А Миронов носился по полю и руками делал знаки, приглашая приземлиться у наших костров. Жены нас за все эти выходки ненавидели…


Собирались после спектаклей часто, и заводилой, как правило, был Андрей. В антракте я звонил домой с предупреждением. Варианта было два: «Будь в напряжении!» (что означало: мы отправляемся к кому-то) или «Сервируй!» (то есть гости идут к нам).

Любили «пугануть» — неожиданнно нанести визит ничего не подозревающему человеку. Когда Андрюшка женился на Ларисе Голубкиной, по завершении свадебного пиршества молодожены поехали на дачу жениха в Красную Пахру. А наша компания — я с женой Татой, Марк Захаров и Гриша Горин с супругами — решила разнообразить их брачную ночь. Нагрянули с воплями, стали стучать в окна. Андрей, кстати, страшно обрадовался. И мы тут же устроили пикник.

Ширвиндт: мы часто собирались после спектаклей, и заводилой, как правило, был Андрей. Снимок сделан Наталией Белоусовой, женой Александра Анатольевича (начало 1980-х)

В другой раз решили «пугануть» Дрюсика в Ленинграде, где он снимался. Денег на дорогу не было, взяли у ­Татьяны Ивановны Пельтцер — у нее всегда водились. Более того, она вместе с нами поехала в Шереметьево. Компания собралась внушительная: Марк Захаров с женой Ниной, мы с Татой и Пельтцер. Прилетев в пункт назначения, мы направились в гостиницу, где жил Андрей. Но за время нашего перелета ему позвонила мама, Мария Владимировна, и лаконичным сообщением «Жди!» предупредила о нашей безумной затее. Видимо, ей кто-то донес. Когда мы

подъехали к «Астории», при входе нас встречал Андрей — в красной ливрее, с салфеткой на согнутой руке. На полном серьезе бесстрастно сказал: «Ваш столик — номер два». Дальше был ужин, потом ночная прогулка по Ленинграду с танцами и хоровым исполнением нашего «гимна», затем, по предложению Марка, — попытка взять Зимний дворец, к которому мы добирались в кузове грузовика, развозившего почту. Почему мы его в результате не взяли, уже не помню. Под утро пили кофе на Московском вокзале — из громадного бака с краниками и прикованной цепью кружкой. Андрюша нас провожал, и какой-то человек, проходя мимо, пропел: «Весь покрытый зеленью, абсолютно весь…» Выглядели мы жалко…

Ширвиндт: вместе нам всегда было очень хорошо и весело. Дурачились, пели, пили… С Марком Захаровым на съемках фильма «Умеете ли вы жить?» (Харьков, 1970)

Во всех наших сумасшедших молодежных сборищах — где бы мы ни встречались — всегда присутствовала актерская составляющая, они сопровождались розыгрышами, капустниками. Особенно дни рождения Андрея. Однажды все пришли к нему с поздравлениями, а на столах — пусто, только бутылка водки и рюмки. Мы, конечно, выпили — в уверенности, что все яства припрятаны. Заглянули на балкон — пусто, в холодильник — тоже ничего. Все уголки в квартире облазили — нет никакой еды! «Андрей, — говорим, — ну хватит, что за ерунда!» А он в ответ: «Ну, выпили же, отметили день рождения, вот и спасибо!» Выходим, матерясь, на улицу, и в этот момент из автобуса, стоящего перед

подъездом, грянул марш «Прощание славянки». Андрей приглашает нас в автобус, где расположился духовой оркестр, и мы все едем в загородный ресторан на Москве-реке, где рассаживаемся за шикарным банкетным столом…

Державин: А как же весело мы снимались в фильме «Трое в лодке, не считая собаки»! Основные съемки — на реке Неман. Нас троих загружали в лодку и, чтобы не гонять туда-сюда, на весь день отправляли на середину речки. Между нами и съемочной группой, которая оставалась на берегу, курсировали дежурные водолазы. Мы обустраивались с комфортом: протаскивали с собой закусочку, выпивку и в перерывах потчевали себя. С берега иногда через мегафон доносился голос: «Что вы там делаете?!» Мы кричали в ответ: «Репетируем». Разумеется, выпивки не хватало, и мы посылали одного из водолазов, в котором были точно уверены: не настучит, не ляпнет сдуру, что, мол, ребята там пьют. Деньги, чтобы ненароком не промокли, мы, свернув в трубочку, прятали в… презервативы.

Державин: на съемках фильма «Трое в лодке, не считая собаки» мы обустраивались с комфортом: протаскивали с собой в лодку закусочку, выпивку и в перерывах потчевали себя (1979).

Ширвиндт: А зарубежные гастроли! Однажды театр был в Италии. По обыкновению, все мы практически без денег. Знакомые, из местных, повели нас с Андрюшкой на вещевой рынок. Приятель, когда-то учившийся во ВГИКе, подкинул нам деньжат. Мы попали в гигантское сооружение, напоминающее катакомбы, где в полумраке разглядывали товар — неисчислимое количество дешевого тряпья, бывшего в употреблении. Словом, комиссионка, по-нынешнему секонд-хенд. Я купил себе замшевую куртку. Был счастлив: осуществилась давняя, затаенная мечта… Когда дома с гордостью ее надел, на спине обнаружилась дырка от пули. Потом нам рассказали, что горы тех товаров собирали после разборок италь­янских мафиозных группировок. И пришлось мне ходить много лет с простреленной спиной.


Поскольку к модным вещам я всегда относился философски-отвлеченно и собственного стиля в одежде не выработал, по сути, я всю жизнь ходил в обносках. На театральном языке это называется «костюмы из подбора» — сшитые для других исполнителей. В основном я был одет благодаря Андрюше Миронову — он не только отдавал мне свои вещи, вышедшие из моды, но и таскал меня к своему портному.

Однажды в Москву приехал , и переводчицей у него была Регина — тогдашняя жена Михаила Михайловича Козакова. Миронов хотел познакомиться со знаменитым артистом, и мы уговорили Регину затащить его к Андрюше. Собрались при свечах. Все принарядились по случаю торжественно — костюмы, галстуки… Почетный гость пришел в потертых джинсах, растянутой футболке и шлепанцах. Мы, ошарашенные, спрашиваем: «Как же так — мировая знаменитость, а одет как оборванец?» И он сказал: «Ребята, я желаю и вам достичь такого же уровня. Когда в ­Нью-Йорке я выхожу на улицу в таком виде, все считают, что раз Де Ниро так одевается, значит, это последний писк моды».

Державин: Андрея вполне можно было причислить к законодателям моды, он одевался элегантно, со вкусом.

Ширвиндт: Андрей жил по принципу: надо стараться все делать хорошо — плохо само получится. На гастролях в Одессе.

Ширвиндт: Да, только на это нужны были деньги, а их всегда катастрофически не хватало. И Дрюсик частенько говорил со смехом: «Обидеть художника может каждый, а материально помочь — никто!» Периодически мы давали бесплатные, так называемые шефские концерты. Но хотелось же хоть что-то зарабатывать. Для этого существовали творческие вечера, а проще говоря, «халтуры», «левые» концерты. Договаривались примерно так. Звонят, допустим, из фармацевтического управления и просят выступить у них Восьмого марта. А мы в прошлом году на «женский день» уже были у них с «шефским». Прикрыв телефонную трубку, я шепотом пересказываю Миронову суть предложения. Андрюша машет руками: «Ни в коем случае!» Я вежливо формулирую отказ: «Видите ли, мы у вас уже выступали, так что не имеет смысла». — «Ну и что,

наши сотрудницы просят только вас». — «Извините, но поймите и нас, мы же, как артисты, должны новую программу подготовить…» — «Ну, пожалуйста, хоть что-нибудь, мы так надеялись…» Андрей кричит: «Не вздумай соглашаться! Прекрати разговор!» Я протягиваю трубку ему: «Скажи сам». Андрюша бодро вступает: «Уважаемые, отнеситесь с пониманием: мы замечательно выступили у вас в прошлом году, но теперь это уже невозможно. Не можем же мы вый­ти к зрителям просто с улыбкой…» Дальше зависает небольшая пауза, после чего Андрей хватает ручку и бросает в трубку: «Ясно, диктуйте адрес!» Мне поясняет: «Понимаешь, они с сожалением сообщили, что у них отложено на нас 500 руб­лей. Едем!..»

Державин: На самом деле Андрюша был человеком очень деликатным и ранимым. Проявления звездности — гонор, осознание собственной значимости — в нем отсутствовали напрочь. Просто он очень любил жизнь и жил на полную катушку. Когда его не стало, я точно понял: он спешил жить. Однажды Андрей сказал: «Надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми». Он ценил. Потому и был добрым.

Ширвиндт: Я никогда не соглашусь со сталинским утверждением, что незаменимых людей нет. Это ложь. Есть те, кто не-за-ме-ним. Неповторим. Необходим. Не потому, что исчезли таланты. Молодежь талантливая есть. Но это ничего не меняет. Просто некоторые утраты компенсировать невозможно. Допустим, в «Женитьбе Фигаро» после Миронова никого не представишь…

Редакция выражает благодарность сотрудникам Театра сатиры Лиане Бединадзе и Марине Александровне Калининой за помощь в подготовке материала

Создатель «Кинотавра» распускал слухи о романе телеведущего с Юлией Бордовских

Застать в Москве Михаила ШИРВИНДТА крайне сложно. Ведущий телепрограммы «Хочу знать» постоянно в разъездах: в заграничных командировках ищет интересные сюжеты для своей передачи. На днях Михаил вернулся из Кении - аккурат ко дню рождения отца Александра Анатольевича и к свадьбе дочери Саши. Ширвиндту удалось выкроить время и на встречу с нашим корреспондентом.

Ходят слухи, что на ТВ ваша программа «Хочу знать» одна из самых дорогих. Ведь за ответом на каждый вопрос приходится ездить за границу.

Это ошибочное мнение, которое, видимо, я сам и создал. Например, зрители меня спрашивают: «Как растет крапива?» За ответом я отправляюсь в Норвегию, вызывая зависть, которую вполне понимаю и разделяю. Только всем кажется, что я трачу время и деньги на одну поездку. На самом деле, пока не накопится 25 - 35 тем, я никуда не еду.

Потом разводим эти сюжеты по разным выпускам, ведь довольно скучно смотреть подряд несколько историй из одной страны. К примеру, три года назад я съездил во Вьетнам, а сюжеты оттуда выходят в эфир до сих пор.

- Как думаете, почему в последнее время закрывают «спокойные» познавательные программы?

К сожалению, у многих каналов изменилась политика. Вот новое НТВ просто ужасно, они боятся, что кто-то может подумать, что они не жлобы! И делают все, дабы доказать, что они жлобы и быдло! У них очень высокий рейтинг, и это нехорошо говорит о наших зрителях.

- Вы по образованию артист. Не думали вернуться в профессию?

Нет. Меня много раз приглашали сниматься, но сериалы для меня табу. Хотя к Сергею Урсуляку пошел бы... Артист - очень уж зависимая профессия. Если актер независим, значит, он плохой актер - он же должен быть пластилином в руках режиссера.

Вы и бизнесом занимались в свое время. Что с вашим рестораном «Штольц», который вы открыли вместе с другом Антоном Табаковым?

Три года назад его у нас отняли рейдеры. Сейчас ресторанным бизнесом уже не занимаюсь.

«У Моисеева снесло крышу»

- Знаю, что ваша дочь Александра недавно вышла замуж...

Да, буквально на днях. Саше 24 года, она искусствовед, занимается галереями. У меня две квартиры на одной лестничной клетке, вот Саша с мужем и поселилась под боком. Получилось так, что 30 лет назад, когда расселяли коммуналки, старушки-соседки боялись, что их ограбят, и предложили мне выкупить их комнаты. Правда, на поверку они оказались мерзкими тетками, маклеры уже отчаялись с ними общаться. Так что квартира, в которой теперь живет дочка, досталась мне неимоверными усилиями.

- Чем занимается ваш сын?

Ему 29 лет, а дочке Андрея, моей внучке, уже семь. Сын - самостоятельный человек, преподает в МГУ.

- Как отметили день рождения вашего папы Александра Анатольевича?

Всей семьей отправились к нему на Валдай. Уже много лет отец там снимает маленький домик на воде. Он обожает рыбачить.

- Театр сатиры, которым руководит Ширвиндт-старший, вам нравится?

Многое в нем не нравится. Вообще театры в том виде, в котором они существуют сейчас, себя изжили. У нас несчастные актеры зарабатывают по 100 долларов в месяц, сидят без ролей. Раздуты штаты. Какая там прибыль? Чудовищный убыток! Успешный спектакль - это известные актеры, большие гонорары, а значит, это уже не театр в чистом виде, а антреприза.

- Чем сейчас занимается ваша супруга Татьяна Морозова?

Она работает хореографом в Театре сатиры. Вначале трудилась в «Сатириконе» у Райкина , где мы и познакомились, потом у Бориса Моисеева . За те два года, что супруга у него работала, я видел, как у Моисеева начало сносить крышу, потом ее снесло окончательно, но на ее месте ничего не выросло. Все это от природной глупости. Я знаком с ним, но он неприятный для меня человек, совсем нетворческий.

«Марк просил у нас с отцом прощения»

- Вы влюбчивый? В вашей работе столько соблазнов...

Я вообще люблю жизнь. Хотите спросить, были ли у меня романы за 25 лет супружеской жизни? Думаете, у меня какие-то необыкновенные соблазны? Я все время с оператором и режиссером разъезжаю по миру.

- Тем не менее Марк Рудинштейн не раз рассказывал о вашем романе с Юлией Бордовских.

- Рудинштейн - законченная тварь! Когда я впервые услышал, что он трезвонит журналистам о моем романе с Юлией, просто обалдел. Марку нужен был скандал, чтобы привлечь внимание к фестивалю. После этого случая ни я, ни мой отец не разговаривали с ним семь лет. Потом он попросил у нас прощения, и мы стали снова кивать друг другу. И вдруг недавно вышли очередные откровения Рудинштейна, где он снова наплел про меня и Бордовских . Я уже не говорю про то, что он рассказал об Абдулове и Янковском ! Таким образом он, наверное, хочет самореализоваться, борется с комплексами маленького человека. Слава богу, от него многие отвернулись, а то раньше говорили: «Да ладно, он извинился, случайно получилось». Хорошо, Марк еще книгу не написал - пока только статьи. Их можно сравнить с такой вот ситуацией. Представьте, что у вас дома стоит скрытая камера и на следующий день в подъезде, на мониторе, все желающие могут увидеть вашу жизнь.

Слышала, Татьяна Догилева, которую Марк Григорьевич обвинил чуть ли не в беспробудном пьянстве, на него не обиделась.

Это с его слов... Пусть Рудинштейн лучше рассказывает о себе: как бегает за девочками (или за мальчиками - не знаю, за кем он сейчас бегает), где и какие деньги ворует.

Ширвиндт Михаил Александрович родился 14 августа 1958 в Москве. Михаил Ширвиндт – российский телеведущий, теле- и кинопродюсер. Наибольшую популярность получил в роли ведущего телепрограммы “Дог-шоу. Я и моя собака”. Кроме того, Михаил Ширвиндт вел программу “Хочу знать”. Получил две статуэтки ТЭФИ за программу “Путешествия натуралиста”. В настоящий момент женат на актрисе Татьяне Морозовой. Имеет сына и дочь.


Биография

Михаил Ширвиндт родился в семье актера Александра Ширвиндта и архитектора Натальи Белоусовой. Первые семь лет Михаил прожил в коммунальной квартире в Скатертном переулке. В 1965 году поступил в школу, а через год был отчислен, и посему он перешел в другую школу, откуда тоже был отчислен за плохое поведение в 1973 году. В итоге школу закончил в 1975 году.

Александр и Михаил Ширвиндты


По окончании школы, в 1975 году поступил в Театральное училище имени Щукина, но в 1977 году был отчислен “за поступок, несовместимый со званием комсомольца”: 7 ноября 1977 года Михаил забрался вместе с другими студентами на крышу архитектурного института, откуда они сорвали советский флаг. По мотивам этих событий даже сняли фильм: “Русский регтайм”. Михаил работал в ВИА “Самоцветы” - грузчиком, радистом, монтировщиком декораций и нянчил Преснякова и Маликова. Через два года Михаила восстановили, и в 1981 году он закончил обучение. В период после отчисления из училища работал монтировщиком декораций в театре “Современник”. В 1981 году поступил на работу в театр “Сатирикон” под руководством Аркадия Райкина и проработал там до 1989 года.


Профессиональная деятельность

С 1992 года Михаил Ширвиндт с головой ушел уже в телевизионный бизнес. Он основал студию “Весы”, которая потом превратилась в компанию “Живые новости”. Затем он стал продюсировать некоторые успешные проекты, и в каждой его программе обязательно принимала участие какая-то знаменитость. Этот успех стал визитной карточкой передач Михаила Ширвиндта. В его программах снимались такие знаменитости как Любовь Полищук, Павел Лобков, Павел Любимцев, Василий Уткин и многие другие “звезды”. Кроме того, вместе с отцом Александром Ширвиндтом совместно вели одну передачу на телевидении, называлась она “Браво, артист!”. Но настоящую славу Михаилу Ширвиндту принесло его “Дог-шоу. Я и моя собака”. Причем изначально руководство Первого канала хотело, чтобы программу снимали с кошками. Но Михаил Ширвиндт отказался, так как, по его мнению, кошки не поддаются дрессировке, и их поведение совсем непредсказуемое. Поэтому он остановил свой выбор на собаках. “Дог-шоу” получилось весьма необычным и интересным. В отличие от классических сюжетов, в этом шоу победителями чаще всего становились обыкновенные дворняжки, по той причине, что они были интереснее и забавнее.

Передача "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом - это развлекательно-познавательный телепроект Первого канала. Ведущие программы - Михаил Ширвиндт, Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Программа "Хочу знать" выходила с 13 января 2007 по 1 марта 2013 года.


Личная жизнь Михаила Ширвиндта

В 1979 году Михаил Ширвиндт первый раз женился, в 1981 году у него родился сын Андрей, ныне ассистент кафедры гражданского права МГУ.

Вторая жена Михаила Ширвиндта - Татьяна Павловна Морозова была актрисой в Театре миниатюр Аркадия Райкина (“Сатирикон”), потом танцевала с Борисом Моисеевым в трио “Экспрессия”. В настоящий момент работает на телевидении в телекомпании “Живые новости”. Дочь - Александра Михайловна Ширвиндт (1986), искусствовед.

МИХАИЛ Ширвиндт, ведущий программы "Дог-шоу" на НТВ, на своего отца совсем не похож. Только продолжительные театральные паузы в монологе выдают "ширвиндтскую" кровь. Но сегодня речь идет не о взаимоотношениях отца и сына. Мы говорим... о собаках!

Почему "ругается" болонка?

Михаил, вас в детстве когда-нибудь кусала собака?

Никогда. Я легко с ними общаюсь. Почему-то многие думают, что собака не чувствует флюидов человека. А ведь доказано: если человек боится собаки, она это чувствует, главным образом, она чует запах адреналина. Разумеется, тебя может с ног до головы "отругать" тщедушная болонка, если почует, что ты ее боишься. Я считаю, что животных вообще и собак в частности не любят только ущербные люди.

Но я, допустим, не то что не люблю собак, боюсь некоторых...

Не понимаю, когда говорят: "Я зол, как собака". Вот я, например, могу с гордостью сказать, что я добр, ну прямо как собака какая-то!

У вас в детстве были четвероногие друзья?

Сколько себя помню, постоянно. Мой первый четвероногий друг - дворняга Тоша - дал мне очень многое. Его подарил моей бабушке Сергей Владимирович Образцов. Возможно, это звучит несколько высокопарно, но я, пацан, с помощью Тошки научился терпеливости, стал трудолюбив, более ответственен. Дальше "собачья линия" не прерывалась.

А кому в звездной семье вменялось в обязанность выгуливать Тошку и позже всех остальных?

Когда я жил с родителями на Котельнической набережной, у меня была уникальная возможность не выгуливать собак. Мы жили на третьем этаже здания, которое построил какой-то сумасшедший архитектор. Мраморный балкон был настолько огромен, что можно было играть там в футбол. А Тоша нигде не хотел ходить в туалет, кроме балкона. Что сделаешь, его все любили, поэтому потакали всем прихотям. А убирали очень просто: водой из шланга смывали Тошкины испражнения прямо на улицу, в центр города...

Я знаю, что уже несколько лет у вас есть друг. Чёс его зовут, кажется?

Верно, это шикарный лабрадор. Не сочтите за рекламу породы, но это олицетворение классического пса. Он умен, устойчив, физически развит. Совершенно не умеет... кусаться! Может лаять (причем очень грозно) до посинения, но когда познакомишься с ним близко - залижет до смерти.

У нас проблема бездомных собак решается варварски...

Во всем мире эта проблема решается цивилизованно. Сучек стерилизуют. Пример: живут во дворе две бездомные собачки, когда-то их выловят и убьют. Но свято место пусто не бывает: в этот двор придут другие собаки. На Западе уже давно стерилизуют суку и возвращают туда, где взяли. Это ее, сукин, двор, и пусть какая-нибудь шавка попробует туда сунуть свой нос... А стерилизованная сучка больше никогда не будет рожать, и постепенно мы сократим количество бродяжек.

Когда-нибудь российские собаководы будут ходить по улице с пакетиками для испражнений?

Этого в России не будет никогда. Мы сами засрем всю страну. Многим из нас надо дать такие пакетики, чтоб в лифтах и подъездах не гадили.

Педагогика для Шарика

К вам на улице подходят собаководы за консультацией?

Постоянно. И я никого не разочаровываю, не говорю, что не профессионал. А иногда просто доходит до курьезного. Полгода назад ко мне на улице подходит дама бальзаковского возраста, смотрит прямо в глаза и тихим голосом говорит: "Гав, гав". Можете мне не верить, но потом подобное было еще раз пять точно. Может, оттого, что гавкают, они получают удовольствие?

На экране вы производите впечатление бесстрашного ведущего, который гладит даже очень лютых с виду собак.

Не всегда. Если перед началом программы меня предупреждают, что нрав у собаки далеко не ангельский, то я никогда близко к ней не подойду.

Существуют ли собаки, которые стесняются камеры?

Конечно, к собакам нужен подход. Они, как люди, разные. Насупившиеся, вялые, бодрые, грустные. Есть пофигисты. И каждой собаке должен помогать ее хозяин - вот что главное.

Баловень судьбы, тонкий, блистательный актер театра и кино, мастер комедии и драмы. Кто не смеялся до слез над шутками знаменитого тандема «Ширвиндт-Державин»? Кто не помнит интеллигентного, ироничного Пана Ведущего из популярного кабачка «13 стульев»? Неизменно элегантный, любимец публики! И совершенно другой в театре! Жесткий, провокационный и при этом обаятельный.

За всю свою жизнь Державин ни разу ни с кем не поссорился. Что это? Действительно покладистый характер или тонкая игра мудрого дипломата? Ведь даже «нет» он умеет говорить так, что никто не подозревает, что ему только что отказали. «Быть неконфликтным - это тоже труд, - говорит Роксана Бабаян, - он может сказать острым словом так, что лучше бы он тарелки бил, понимаете? У него есть другое оружие. Его саркастически тонкий ум».

Державин стал взрослым в один момент. Ему было 15, когда внезапно умер от инфаркта его отец, и на руках у подростка остались мать и две сестры. Делать он толком ничего не умел. Только громко читать стихи, да виртуозно разыгрывать близких. Но бесстрашно двинул на «Мосфильм» - подрабатывать в массовке. Съемки в основном проходили ночью. Денег массовка приносила немного, поэтому днем он умудрялся озвучивать иностранные фильмы на студии звукозаписи. Учиться тоже не бросил. Перевелся в школу рабочей молодежи. После работы мчался на уроки, а после уроков вновь на работу… В результате и семью прокормил и аттестат о среднем образовании получил и в театральное Щукинское училище поступил!

Державин трижды женат. И дважды расставался не по своей воле. Его первая жена Катя, дочь легендарного Аркадия Райкина, ушла к другому. Они прожили совсем немного вместе. И еще не развелись, а она уже была беременна от Юрия Яковлева… Конечно, Державин переживал. И такой удар, и такой разрыв. Но каждый вечер выходил на сцену с неизменной улыбкой. Он собирал аншлаги в Ленкоме, блестяще играя стилягу Бубуса в спектакле «Опасный возраст».

Простил ли Державин Катю? Чего ему стоила эта обаятельная спокойная улыбка? Как удалось пережить первое предательство со стороны женщин в своей жизни? Расскажем в нашем фильме.

Вторая жена, Нина, была дочерью прославленного маршала Семена Буденного. Они прожили вместе почти 19 лет. В этом браке у Державина родилась единственная дочь Маша. А потом, как и Катя, Нина встретила другого. Его звали Николай и он возглавлял Союз художников СССР. «Державин для меня был цветочком, а Николай - настоящим казачиной», - говорила она много лет спустя. Никто до сих пор не знает, что творилось в душе у Михаила Михайловича, когда уходили любимые женщины… Чего им не хватало в неконфликтном, тонком, воспитанном Державине, мальчике с Арбата? Как сложились его отношения с дочерью? Доверял ли он ей свои душевные переживания? Что она знает о своем отце?

Мы записали большое интервью со второй женой Ниной Буденной, и дочкой - Машей Золотаревой. Мы откровенно расскажем о семейных перипетиях, о чувствах и переживаниях Державина в разные моменты жизни семейной и творческой. Мы расскажем историю о том, как однажды Державин потерял голос из-за нервного срыва, когда близкий друг снял его с премьерного показа спектакля. Но высказал ли он что-то другу? Или это переживание просто остался в его сердце? Как обычно…

Блистательный тандем Ширвиндт-Державин появился на свет, когда оба учились еще в школе и с тех пор друзья не расстаются почти 70 лет. Они играют на одной сцене, часто снимаются в одних фильмах. Видятся чаще, чем родные муж и жена, и еще ни разу друг другу не надоели! В чем секрет их успешного творческого союза? Почему Державин сразу выбрал для себя роль второго плана в их тандеме? Как ему удается 70 лет «терпеть» непростой характер Александра Ширвиндта?

О том, какой Державин на самом деле и что скрыто от посторонних глаз за семью замками, расскажет в нашем фильме его самый близкий друг Александр Ширвиндт.

В «Кабачок 13 стульев» Державин попал случайно. Искали замену Александру Белявскому, которому принадлежала идея «Кабачка». На роль Пана Ведущего нужен был актер с европейской внешностью и комедийным талантом, который возглавит «Кабачок», но при этом сможет остаться нейтральным персонажем, не перетягивая внимание на себя. Единственным, кому это удалось, оказался Державин.

Мы сняли героев «Кабачка», которые откровенно расскажут, в чем секрет этого уникального качества характера Державина - не претендовать на главные роли. Почему у Державина, по их мнению, не сложилась карьера в кино? Реализовался ли он вообще в своей творческой жизни? Или что-то ему мешало? Обо всем этом - в нашем фильме.

Семья для Державина - всегда приоритет. Всю жизнь он прожил в маленькой квартирке на Арбате рядом со своими близкими, не соблазнившись огромными шикарными апартаментами, которые ему предлагали. «Я поняла, что семья для Державина важнее, чем метраж» - сказала Роксана Бабаян. Он всю свою жизнь помогал маме и сестрам. Младшая Таня была замужем за актером Борисом Владимировым. Когда он умер, Державин полностью взял заботы о сестре и ее 9-ти летнем сыне, став для Миши-младшего вторым отцом. Позже, когда у Тани начались серьезные проблемы со здоровьем, он всегда находился рядом. Уговаривал ее сделать операцию - Тане должны были ампутировать ногу, а она очень боялась ложиться под нож. Помог найти хорошую клинику и договорился с врачами. Поддерживал ее, когда она вернулась из больницы уже в коляске. И очень тяжело переживал Танин уход в 2014 году.

Всю свою жизнь Державин был ангелом-хранителем для всей своей семьи. Пока в 1980 году у него не появился свой ангел-хранитель, Роксана Бабаян, которая стала его третьей женой. Встретились они в самолете. Михаил и Роксана летели на гастроли в город Джезказган в Казахстане. Это была любовь с первого взгляда… И, пожалуй, самая счастливая. Ведь они вместе уже больше 35 лет.

Мы расскажем в фильме, почему Роксана не сбежала от него, как другие жены. Почему у них нет детей. И как ей удается дружить с бывшими женами Державина. Кто в их паре ведущий, а кто ведомый? Как они решают семейные конфликты? И какова цена его «неконфликтности»?

Несмотря на плохое самочувствие Державина (он только что выписался из больницы), нам удалось взять у него большое интервью. Он по-прежнему позитивен и доброжелателен. По-прежнему обо всем говорит с неизменным чувством юмора. Его близкие впервые откровенно ответили на многие вопросы, касающиеся личной жизни Державина, которого не без основания считают закрытым человеком.

В фильме принимают участие:

Михаил Державин

Роксана Бабаян - третья жена

Нина Буденная - вторая жена

Мария Золотарева (Державина) - дочь

Ольга Державина - племянница

Михаил Владимиров - племянник

Александр Ширвиндт - народный артист РСФСР

Марк Захаров - главный режиссер театра «Ленком»

Владимир Долинский - заслуженный артист России

Зоя Зелинская - народная артистка РСФСР

Татьяна Васильева (Ицыкович) - народная артистка РФ

Игорь Угольников - актер, кинорежиссер

Андрей Барило - актер театра и кино

ТК «ОСТАНКИНО»

Продюсер: Дарья Пиманова




Top