Михаил звездинский личная жизнь. Эфир радио шансон

За Михаилом Звездинским в народе закрепился образ покорителя дамских сердец. Впрочем, за несколько лет нашего знакомства мне так и не удалось понять,
играет ли он эту роль или на самом деле является казановой, плейбоем, донжуаном. И наш нынешний разговор, похоже, оставил больше вопросов, чем ответов...

Михаил Михайлович, а вы сами-то считаете себя плейбоем?

Где-то этот образ действительно верен. Я люблю женщин больше всего на свете, все свое творчество посвящаю им и всю жизнь - тоже. Лирика, любовь, романтика - вот мои главные темы.

Так все-таки где Звездинский «играет роль», а когда остается самим собой?

На самом деле я почти не играю. Есть, может быть, какой-то легкий шарм, флер загадочности: это присутствует в моей жизни всегда. Но я совершенно естествен и на сцене, и в быту: в своих поступках, порывах. И если меня считают плейбоем или донжуаном, разочаровывать людей не буду: я ведь не пуританин. У каждого художника могут быть свои шалости. Даже моя жена так считает, хотя раньше мучилась от моей вселенской любви к женской половине мира.

Может быть, я выдаю тайну, но однажды Нонна Геннадьевна сказала мне, что быть женой Звездинского - трудная работа. Это действительно так?

Возможно. Но если вы хотите видеть одну из самых счастливых женщин в мире, то это, думаю, она. И Нонна тоже не будет этого скрывать. На самом деле она для меня и друг, и соратник, и любимая женщина, и мама, и папа, и брат, и сестра. В общем, самый близкий человек, что она доказала своей жизнью, когда путешествовала со мной, ждала меня 16 лет со всех лесоповалов и из тюрем.
Вот почему ее очень уважает соответствующий мир: она стала как бы недостижимым идеалом - ведь обычно женщины уходят от тех, кто надолго угодил за решетку. Самые авторитетные люди стоя пьют за ее здоровье. По-моему, эта женщина - настоящая декабристка: ездила ко мне за десять тысяч верст от Москвы на собаках, на оленях, на вертолетах, ждала меня трепетно.

Я восхищаюсь поступком вашей супруги: она бросила выгодную карьеру, приехала к вам в лагерь. Там ведь и был зачат ваш сын?

Да, он у нас «каторжанин». В 79-м начался наш роман, в 80-м меня посадили, в 81-м Нонна приехала ко мне. Я выбил пять суток свидания, а через 9 месяцев она подарила мне сына. Мы назвали его Арт - от слова «искусство». Правда, бабушки-дедушки переиначили на более привычное Артем.

После такого поворота судьбы Нонна не припоминала вам брошенную карьеру?

Ни разу. Даже в минуты ссор - а это жизнь, без них не обходится - она никогда не упрекает меня в том, что бросила все и приехала за мной. Говорит, что не может без меня жить. Мне хочется ей верить. И я верю.

Сейчас молодежь порой строит отношения на финансовой основе, когда юноша «спонсирует» девушку. Вы думаете, это верно?

Конечно, кавалер должен материально поддерживать свою даму. Он должен красиво ухаживать, дарить подарки, водить ее в театры, рестораны, путешествовать. Дарить цветы каждый день - это обязательно. Это даже не обсуждается. Если, конечно, избранник - банкир, у которого с деньгами лучше, чем с внешностью... В общем, я понимаю женщин, идущих на брак по расчету. Нет некрасивых женщин - есть неопытные мужчины. Нужно уметь раскрыть внутренний мир человека.

Нонна, например, говорит, что я, словно Пигмалион, создал из нее Галатею. Впрочем, «спонсорство» - личное дело каждого, и со стороны никто не имеет права вмешиваться. Ведь на самом деле женщине очень трудно заработать. Многие, конечно, попытались уйти с головой в бизнес, укрепились в хороших фирмах, достигли больших высот. А те, кто не успел или не смог этого сделать, вынуждены получать 300 рублей в месяц - это очень мало. Я не могу осуждать девушек из таких семей: пусть у них будут свои «спонсоры», пусть они дарят им подарки. Одобряю мужчин, которые материально помогают своим подругам. Как говорится, обидеть художника легко, а вот поддержать его материально может далеко не каждый.

У вашей супруги между тем характер, по-моему, очень непростой: она настоящая деловая женщина. Вам приходилось «обламывать», «усмирять» ее крутой нрав, притираться к ней?

Она очень гибкая, умная женщина. По сути, Звездинский только зарабатывает деньги, а дом держится на ней: мебель покупает она, может даже телефон починить или розетку - я-то в технике ничего не понимаю. И в поездках всегда со мной - и как переводчик, и как личный водитель... В общем, несмотря на свою хрупкость и красоту, «коня на скаку остановит». И мне ничего не нужно было обламывать или усмирять. Нонна сама говорит, что растворилась во мне.

Главный язык в семье Звездинских - язык любви. Но ваша жена, насколько я знаю, полиглот?

Она знает китайский, выучила малайзийский, древнекитайский. Так что английский - французский для нее просто семечки. Однажды мы поехали на гастроли в Японию, и через месяц Нонна уже говорила по-японски. У нее талант.

Вы живете в подмосковной Жуковке. Не далеко ли от Москвы?

Тамошним домам лет по 50, их когда-то еще Совмин РСФСР строил. У нас коттедж на двух хозяев, 150 метров. Половина принадлежит нам, а за стеной - Олег Табаков. Так что получился своеобразный дом творчества: видимся часто, общаемся, совместные чаепития случаются.

Но ведь до Москвы добираться не очень удобно. Почему бы не купить здесь квартиру?

Полчаса - и ты в столице. Я привык жить за городом - мне хорошо работается, воздух чистый. После возвращения в столицу в 90-м снимал дачу на Николиной горе, а уже лет семь - в Барвихе, Жуковке. Там нет никакого шика, просто нормальные условия для жизни.
На природе мне пишется гораздо лучше, чем в каком-нибудь дворце в центре мегаполиса, где совсем нет воздуха. А без него трудно.

Наверное, поэтому вы раньше проводили чуть ли не полгода где-нибудь в горах. Вас даже называли чемпионом по таким поездкам. Сейчас своим вкусам не изменили?

И сейчас мы путешествуем, но раньше это случалось гораздо чаще. Сделав несколько концертов на Новый год, старый Новый год и Рождество, я уже на следующий день уезжал куда-нибудь на Домбай, где оставался до весны. Потом серия концертов к 8 Марта - и опять в путь. А после выступлений на майские праздники отправлялся в Гагру или Пицунду. В Москву, в общем, возвращался осенью. А последние три года с перерывами работал в США - записывал песни, были концерты для студентов, изучающих русский язык. Вскоре хочу выпустить диск «Второе дыхание любви».

И чем «грозит» это «дыхание» вашей семье?

Радостным ощущением жизни. На самом деле у меня первое дыхание еще не закончилось. В марте прошлого года мне «стукнул» полтинник, и, по-моему, это только начало жизни. Я прекрасно себя чувствую, в месяц пишу несколько новых песен. К счастью, с творчеством все в порядке: с деньгами хотелось бы получше, но это у всей страны теперь так. Я ведь не работаю в ночных клубах: моя музыка обращена к душе, а когда жуют и лениво аплодируют - это, извините, не для меня. Хотя на дискотеках можно было бы заработать большие деньги.

Получается, что Звездинский, когда-то, по сути, начинавший «клубное» движение, сейчас оставил его?

Раньше я был единственным, и мне это было интересно. Каждый год я открывал новый ресторан, который становился фешенебельным ночным клубом. Мы собирались с друзьями и устраивали такие вечера. Умеешь петь - пой, умеешь играть - играй: полная демократия. На таких концертах впервые прозвучали «Поручик Голицын», «Свечи» и другие песни. В советские времена все это, конечно, запрещалось, но существовал какой-то флер загадочности, тайны. Одним словом, мне было интересно то, что нельзя. А сейчас клубы на каждом шагу: вложи деньги и делай что хочешь - просто, но меня не привлекает. А самое главное - мои песни надо слушать, ведь это же не музыка для ног. Шум, гам, по-моему, не способствуют лирическим композициям. Наверное, я слишком строг, старомоден, мне трудно перестроиться. Но мне хочется дать людям возможность подумать о любви, романтике, красоте.

О романтике Звездинском ходят легенды. И сколько же, по этим историям, у вас детей? Сколько жен на разных континентах?
Сколько лет вы провели в местах не столь отдаленных?

Бродило множество слухов. Отвечаю конкретно: в лагерях провел 16 лет. Сын - один. И еще «дети разных народов, мы мечтою о мире живем». В 60-70-е годы случались романы в разных городах. Я никогда не врал женщине, чтобы затащить ее в постель, не говорил громких слов - не из тех людей. Всегда с самого начала ставил точки над «i»: дескать, мне хорошо с тобой, но, если нам станет неуютно, мы расстанемся. И еще сразу предупреждал: я ведь - не подарок. Женщины не строили иллюзий, но многие все равно говорили: я так люблю тебя, что хочу видеть твой образ в ребенке. Так что все это отнюдь не шутки: в те годы я был довольно беспечным человеком, хорошо зарабатывал. Давал им какие-то деньги, чтобы они открыли сберкнижку на имя сына или дочери.

А вам больше нравятся русские женщины или все-таки иностранки?

Наверное, мне везло, со вкусом всегда было все в порядке. Наши женщины - самые красивые в мире, это однозначно.

А расскажите-ка еще про одну женщину - про Аллу Пугачеву. Она ведь, говорят, выступала в одном из ваших клубов, правда?

Это был 1976 год, ресторанчик «Арлекино», названный, кстати, в честь Аллы. Там бывали Максим Дунаевский, Савелий Крамаров, Юрий Антонов... Все выступали, что называется, для себя: каждый мог выйти на сцену и что-то спеть. И никто не получал ни копейки. Пугачева уже тогда была популярной, но у нее из-за этих «концертов» появились неприятности. Пела по-английски, мы никак не могли упросить, чтобы она исполнила свои шлягеры. Вообще, это был богемный клуб в Одинцове, с очень хорошей кухней, туда часто приезжали солисты Большого театра, популярные актеры, эстрадные исполнители. Но потом пошли слухи: дескать, Алла получала у Звездинского по 500 рублей за песню, и у нее возникли проблемы. Ей на самом деле предлагали и значительно большие суммы, но она гордо отказывалась. Например, один грузинский князь, как его называли, передал мне для нее 5 тысяч рублей - большие тогда деньги, однако Алла намекнула ему на свою фамилию. И это при том, что тогда она вовсе не была богатой.

Свои лучшие песни - «Свечи», «Вас ждет Париж» и многие другие - вы посвятили бабушке. Что же это за женщина, вдохновившая поэта на такие стихи?

Она закончила Смольный институт, дед - полковник инженерных войск, выпускник Академии Генштаба Российской Армии. У них был сумасшедший роман, большая любовь. Потом началась Первая мировая война, в 1916-м дед по ранению вышел в отставку и революцию встретил уже гражданским инженером, знал много иностранных языков. Он играл на гитаре, бабушка - на фортепиано. В 38-м его расстреляли.

Но вернемся в наше время и в нашу страну. Судя по тому, что вы живете в Жуковке, значит, должны увлекаться теннисом, верно?

Да, там есть несколько кортов. Но мне, к сожалению, редко удается позаниматься: много работаю в студии. В общем, я не умею
играть, но знаю, как выигрывать. Иногда можно одолеть очень сильного соперника только благодаря желанию победить.

Уж не потому ли вы занимались в свое время карате, - чтобы побеждать?

В 70-е годы это было модно. Вместе со мной в школе занималось много «центровых» - так называли известных людей с деньгами, которые жили в центре. Бились тогда насмерть. Это уже потом стало популярным кунг-фу, мягкие движения. А мы ломали друг другу руки-ноги всерьез. Но закалка была хорошая.

В общем, Звездинского можно назвать чемпионом и по карате, и по путешествиям, и по легендам. И стихи вы прекрасные пишете - разносторонняя личность. А я, наверное, счастливый человек, у меня есть любимая песня - «Очарована, околдована»...

Что я могу сказать? У вас хороший вкус...

Многие говорят, что после этой композиции тему любви на эстраде можно вообще не продолжать. А вы как считаете?

Думаю, можно написать что-нибудь еще более прекрасное. Я был влюблен, когда сочинял эту музыку, во всех женщин мира. У меня непрекращающийся роман со всей прекрасной половиной человечества. Так что красивые мелодии и стихи, надеюсь, еще впереди.

Дмитрий ЗЛОДОРЕВ, 1999

Михаил Звездинский… Этого исполнителя и автора русского шансона сегодня знает вся страна. В разное время его песни пели Майя Кристалинская и Иосиф Кобзон, Михаил Гулько и Александр Малинин, Жанна Бичевская и Стас Михайлов, группа «Белый орел» и Михаил Шуфутинский, Михаил Чуев и многие другие.

Биография

Звездинский Михаил Михайлович появился на свет в Люберцах, в Подмосковье, шестого марта 1945 года. Его настоящая фамилия по отцу - Дейнекин. Однако, как всегда говорит сам Михаил, Звездинский - это не творческий псевдоним. Именно так на русский переводится фамилия его предков из Польши, звучащая как «Гвеждинский», которые после шляхетского восстания переехали в Санкт-Петербург и стали русскими по духу.

Дед певца, который являлся полковником царской армии, был расстрелян еще за семь лет до его рождения. Он был военным строителем и возводил мосты. Отец же, чтобы избежать участи деда, уехал обратно в Польшу. Мать Михаила - Лидия Семеновна, работавшая в КБ на авиационном заводе, была репрессирована.

Будущего исполнителя русского шансона воспитала бабушка. Она была настоящей дворянкой, окончившей Смольный институт. Именно бабушка и внушила внуку огромную любовь к России дореволюционной. На мотивы ее рассказов о царской империи и об ее офицерах, о деде Михаила, его воспоминаниях о гражданской войне позже и были созданы песни из белогвардейского цикла.

Детские воспоминания

На летние месяцы семья уезжала в Томилино, где у них была дача, а зимой возвращалась в город, в московскую квартиру в Настасьинский переулок. Позже Михаил Звездинский будет вспоминать о том, что с самого раннего детства был невероятно непоседлив, чем доставлял немало забот маме и бабушке. Его несколько раз исключали из школы, несмотря на академическое воспитание. Если остальным его ровесникам читали сказки про Мойдодыра, то Миша уже в раннем школьном возрасте был знаком с творчеством М. Цветаевой и Н. Гумилева, знал стихи Пастернака.

Любовь к музыке

В девять лет будущий шансонье уже увлекался Михаилом Булгаковым и даже успел к этому времени прочитать «Белую гвардию» и «Бег». Еще в дошкольном возрасте Михаил Звездинский стал увлекаться музыкальным творчеством. Его первым инструментом была гитара, доставшаяся от полковника-деда.

Лидия Семеновна, заметив, по сколько часов в день его сын «терзает» семейную реликвию, проникшись пониманием, записала ребенка в музыкальную школу, находящуюся в городке Жуковском. Но, к великому огорчению Миши, гитара там не изучалась. Поэтому ему пришлось на время переквалифицироваться в барабанщики. Но мальчик не сильно расстроился. В то время в моду только-только входил джаз, поэтому хорошие барабанщики в бэндах были «на вес золота».

Карьера музыканта

C пятнадцати лет будущая знаменитость уже выступает в различных кафе и клубах, поет на танцплощадках. С конца пятидесятых Михаил Звездинский появляется в московских джазовых центрах в составе самых разных музыкальных коллективов. Он выступал в весьма популярных в то время кафе: «Молодежное», «Аэлита» и «Синяя птица». Его партнерами по джазовым вечеринкам были тогда уже немолодые Георгий Гаранян, Леонид Чижик, Алексей Зубов, Алексей Козлов и другие.

Первые самостоятельные работы

Однако во взрослых компаниях уже «маститых» музыкантов Михаил Звездинский себя ощущал фигурой второго плана. Более того, его нередко обижало то, что старшие товарищи относились к нему снисходительно, по-отечески, не давая ему раскрыть свой талант в полную силу. Сам Михаил считал, что его творчество намного шире тех границ, которые ему очертили старшие коллеги. С четырнадцати лет будущий шансонье писал песни. Они вполне могли составить конкуренцию тем произведениям, которые звучали в те годы в ресторанах, считал Звездинский.

Михаил, все песни которого в то время имели одну тему - эмиграции и белогвардейского движения - еще находился под впечатлением от творчества писателя Булгакова. Да и тесное общение с кузеном Игорем Горожанкиным тоже наложило свой отпечаток на его первые произведения. Последний, будучи аспирантом, изучал историю белого движения.

Именно благодаря этим факторам, в начале шестидесятых годов Михаил Звездинский создает большой цикл песен на данную тему. Самые известные из них - «Вас ждет Париж» и «Поручик Голицын» - популярны до сегодняшнего дня. Правда, со временем он признается, что автором мелодии последней является генерал-майор колчаковской армии Г. Гончаренко.

Концертная деятельность

Многие произведения, которые сегодня исполняют российские шансонье, в советские годы были запрещены. Но их все равно слушали. Не раз организацией подпольных концертов занимался и Михаил Звездинский. «Свечи», «Поручик Голицын» и другие его песни впервые прозвучали именно на них.

В 1980-м он вместе с вокально-инструментальными ансамблями «Фаворит» и «Джокер» записал первые концерты. В том же году Михаил Звездинский был арестован и получил шесть лет за частное предпринимательство и дачу взятки. Однако певец ни на минуту не забывал о музыке. Уже в исправительно-трудовом лагере в 1986-м он смог записать свои известные песни: «Сын поварихи и лекальщика», «Идут на север», «Расскажу о своем», «Растратчиков везут из Ленинграда», «Окончен процесс», «По плану родился», «Голуби летят над нашей зоной». Все они вошли в альбом под названием «На зоне в две гитары».

Дискография

В 1988 году Звездинский, вернувшись в Москву, продолжил свою творческую деятельность. Он является зарегистрированным автором многих песен. Нужно сказать, что многие исполнители пели песни, которые написал Михаил Звездинский. «Очарована, околдована» на слова Заболоцкого, «Волки» и «Сенокос», «Кошка чёрная», «Мальчики-налётчики», «Идут на север», «Мы выходим в атаку», «Увяли розы», «Бацилла и чума»… И хотя все эти произведения в Российском авторском обществе зарегистрированы именно на его имя, у некоторых «товарищей по цеху» причастность Звездинского к их созданию вызывает сомнения.

Песни, которые написал Михаил Звездинский, - «Сгорая, плачут свечи», «Бацилла и чума», «Растратчиков везут из Ленинграда», «Господа офицеры», «Последний рассвет», «Я всю Россию прошагал», «Проститутка Буреломова» - исполнял и А. Северный.

Личная жизнь

Жена Михаила Звездинского - Нонна Геннадьевна. Она ждала его из тюрем и лагерей целых шестнадцать лет, за что певец невероятно ей благодарен. Их отношения начали развиваться в 1979-м, а в 1980-м Звездинского посадили. Спустя год Нонна приехала к нему в исправительно-трудовой лагерь. Михаил добился долгосрочного свидания на пять суток, а уже через девять месяцев у супругов родился их сын. Мальчика родители назвали Арт - от слова «искусство». Однако близкие родственники, переиначив на более привычное, Артем, стали звать его так.

До сих пор Михаил Звездинский стоя пьет за здоровье супруги. Свою жену певец считает настоящей декабристкой: ведь она ездила к нему от Москвы за десять тысяч верст, причем не только на поезде или самолете, но и на вертолетах, собаках и даже оленях.

Любопытные факты

В 1990 году российский бард Александр Лобановский начал судебный процесс против Михаила Звездинского. В своем иске он указал, что последний присвоил его песни, среди которых такие хиты, как «Сгорая, плачут свечи» и «Очарована, околдована», «Увяли розы» и другие. И несмотря на то что Лобановскому удалось суд выиграть, в Российском авторском обществе тем не менее создателями спорных произведений, за исключением «Проститутки Буреломовой», «Шел я в ночь» и «Нерусь», указаны оба автора.

У Звездинского в течение жизни несколько раз были проблемы с законом. В 1962 году его на один год лишили свободы за кражу драгоценностей и машины. Повторно осудили уже в 1966-м за дезертирство на три года, а в 1973-м - еще на три за связь с иностранной гражданкой.

Михаил Звездинский - именитый шансонье, биография которого сравнима с сюжетом классической «блатной» песни: певцу пришлось пережить тюремное заключение, тяготы жизни за решеткой и радости от редких свиданий с любимой женщиной. Однако, несмотря на все перипетии своей тяжелой доли, артист нашел в себе силы сочинять песни и исполнять их, радуя многочисленных поклонников жанра.

Детство и юность

Михаил Дейнекин - таково настоящее имя певца - родился 6 марта 1945 года в подмосковных Люберцах. Фамилию Звездинский нельзя назвать псевдонимом: дело в том, что ее носили польские предки Михаила Михайловича, правда, по-польски она звучала несколько иначе - Гвеждинский. Деда и отца будущей звезды шансона репрессировали и расстреляли, а мама, по разной информации, либо была вынуждена оставить ребенка и уехать, либо также попала под репрессии того времени. Поэтому воспитывала маленького Михаила бабушка.

Этой женщине, воспитанной в дворянских традициях, удалось привить внуку любовь к старинным романсам. Кроме того, с детства Звездинский интересовался событиями революции 1917 года и тем, что происходило позднее.

Особенно близка Михаилу казалась судьба белогвардейцев - эта тема позднее неоднократно появится в произведениях артиста. Как позднее признавался певец в интервью, рассказы бабушки о царской России и расстрелянном деде определили отношение Звездинского к тому периоду.


Однако, несмотря на заботу и неусыпное внимание бабушки, отсутствие родительского воспитания сказывалось на поведении Михаила, который вырос непослушным подростком. Звездинского неоднократно исключали из школ, юноша много времени проводил на улице в сомнительных компаниях.

Интерес к музыке у Звездинского также появился в подростковом возрасте. Сначала юноша освоил гитару, а затем окончил музыкальное училище, выбрав класс ударных инструментов.

Музыка

Уже в 15 лет Михаил Звездинский начал зарабатывать выступлениями в кафе и ресторанах, а также в местных ДК и на открытых площадках. Сначала певец выбирал произведения известных исполнителей шансона, однако, по собственному признанию, всегда мечтал о большем: мечтой Звездинского было исполнять песни своего сочинения, которые он считал гораздо интереснее традиционного «ресторанного» репертуара того времени.


Многие авторские композиции Михаила Михайловича того периода поднимают темы эмиграции, а также героизма белогвардейского движения: сказывались судьба семьи певца, а также произведение «Белая гвардия», любимое Звездинским.

Самыми известными песнями так называемого «белогвардейского цикла» стали «Вас ждет Париж» и «Поручик Голицын», которые остаются популярными до сих пор.

Песня Михаила Звездинского «Поручик Голицын»

Последняя песня долгое время также считалась авторским произведением Звездинского, однако впоследствии артист признался, что позаимствовал ее у Георгия Гончаренко, генерала колчаковской армии. Об авторстве этой композиции по сей день ведутся споры, а услышать "Поручика Голицына" можно в исполнении как Михаила Михайловича, так и , и других звезд городского романса.

В 1962 году музыкальная карьера Звездинского едва не оборвалась: мужчину на один год заключили под стражу за кражу. Спустя четыре года певец вновь получил тюремный срок, на этот раз за дезертирство. А в 1973-м еще раз очутился за решеткой, обвиненный в изнасиловании гражданки Италии.


Как потом признавался Михаил Михайлович, с этой итальянской красавицей у него случился роман, однако в то время общение с иностранцами отслеживалось органами государственной безопасности. Поэтому итальянку вскоре выдворили в родную страну, а певцу предъявили обвинение в изнасиловании.

Будучи в заключении, Михаил Звездинский продолжал работать над новыми композициями, а освободившись, выпустил несколько альбомов. Казалось, свободная жизнь налаживается. В 1980-м артист начал выступать с ансамблем «Джокер» и группой «Фаворит».

Песня Михаила Звездинского «Две копейки за счастье»

Однако на воле шансонье пробыл недолго: в том же году Звездинский получил очередные шесть лет заключения в исправительном лагере - за дачу взятки и незаконное частное предпринимательство. За время «отсидки» Михаил Михайлович существенно пополнил собственную дискографию и написал множество песен, ставших популярными среди поклонников жанра.

В 1988 году певец освободился и, вернувшись в Москву, продолжил заниматься любимым делом - давать концерты, записывать новые композиции и снимать клипы. Фото исполнителя городского романса вернулись на афиши и развороты газет: Михаил Звездинский снова стал популярным.

Личная жизнь

Несмотря на все трудности и превратности судьбы, личная жизнь Михаила Звездинского сложилась счастливо. С будущей женой Нонной Геннадьевной шансонье познакомился в 1979 году, а годом позднее влюбленных разлучила тюремная решетка. Тем не менее, женщина набралась решительности и в 1981 году добилась свидания с возлюбленным.


Счастье длилось только пять суток, а спустя положенный срок у Нонны и Михаила родился сын. Мальчику дали имя Арт - «искусство». Но, как признается певец, родственники чаще называют его привычным слуху Артемом.

В интервью Михаил Звездинский не устает повторять, что благодарен супруге за поддержку. В течение 16 лет, на протяжении длительных мытарств именитого мужа, Нонна Геннадьевна как могла помогала ему и продолжала любить и ждать. Михаил Михайлович, смеясь, сравнивает возлюбленную с женами декабристов.

Михаил Звездинский сейчас

Сейчас Михаил Звездинский, несмотря на почтенный возраст, продолжает радовать поклонников появлением на концертах. Чаще всего шансонье появляется на юбилеях коллег по жанру и на мероприятиях «Радио Шансон».


Кроме того, бессмертную композицию «Очарована, околдована» (на стихи ) постоянно исполняют и другие артисты. Так, в 2018 году именно ее выбрал певец для выступления на телевизионном шоу «Три аккорда».

Дискография

  • 1986 - «На зоне в две гитары»
  • 1990 - «Don’t lose your courage»
  • 1991 - «За кордоном Россия»
  • 1993 - «След любви»
  • 1994 - «Очарована, околдована»
  • 1996 - «Волки»
  • 1997 - «Мы Сибирью рождены»
  • 1998 - «А путь и долог, и далек»
  • 2000 - «Россия XXI век»
  • 2002 - «Москва-Питер»
  • 2004 - «Вперед и вверх»
  • 2006 - «Фениксу»
  • 2011 - «Верьте в светлые мечты»
  • 2012 - «Ингеоком»

Тюремные университеты «поручика Голицына»

Михаил ЗВЕЗДИНСКИЙ

Первые неприятности с законом произошли у Михаила Звездинского в 1962 году. Вечером, после одного из концертов, молодого певца пригласил прокатиться в своем роскошном автомобиле один из поклонников его творчества. В автомобиле, кроме его владельца, сидели две девицы, которые не менее активно зазывали певца в салон. Звездинский согласился. Однако не успели они проехать и несколько сот метров, как на ближайшем перекрестке их тормознули орудовцы (нынешние гаишники). А далее произошло неожиданное. Хозяин автомобиля и его спутницы бросились врассыпную, а Звездинский, обремененный гитарой, с которой он никогда не расставался, застрял в дверях и был схвачен доблестной милицией. Но, даже оказавшись в милиции, он не потерял присутствия духа, считая, что обязан своим задержанием нелепой оплошности орудовцев – ведь за рулем сидел не он, а владелец автомобиля, которого и следует привлекать к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Однако все оказалось намного сложнее.

В багажнике автомобиля милиционеры обнаружили некие ценные вещи, которые числились в розыске как похищенные. На все заверения Звездинского, что он эти вещи в глаза никогда не видел, милиционеры лишь скептически ухмылялись и советовали чистосердечно во всем признаться. В итоге на певца завели уголовное дело. 19 сентября 1962 года нарсуд Бауманского района города Москвы осудил Звездинского по статье 144, часть 2 УК РСФСР к одному году лишения свободы. Существует версия, что таким образом власти расправились с 16-летним парнем, имевшим смелость распевать на публике белогвардейские песни.

Из положенного срока Звездинский отсидел чуть меньше 10 месяцев – он вышел на свободу 2 июля 1963 года. Вернувшись в Москву, вновь вышел на сцену – стал выступать в составе различных музыкальных коллективов, аккомпанировал звездам тогдашней эстрады: Майе Кристалинской, Гелене Великановой, Маргарите Суворовой. Попутно писал новые песни и исполнял их в самых разных аудиториях. В частности, им были написаны следующие произведения: «Сгорая, плачут свечи» (1962), «Хрупкое сердце» (1963), «Очарована-околдована», «След любви» (обе – 1964) и др.

В 1965 году Звездинского призвали в армию. Тогда же он вторично имел неприятности с законом. Однажды он получил телеграмму от родных, в которой ему сообщали, что его мать тяжело больна. Звездинский обратился к командованию воинской части, в которой он служил, с просьбой предоставить ему отпуск. Однако командование посчитало, что болезнь матери не является убедительным поводом для предоставления солдату краткосрочного отпуска, и в просьбе Звездинскому отказало. И тогда он покинул пределы части без всякого разрешения. За это был объявлен дезертиром и привлечен к уголовной ответственности. Суд состоялся 19 октября 1966 года. По статье 255«а» и 246«а» УК РСФСР (побег из части, дезертирство) Звездинский был осужден к трем годам лишения свободы.

На свободу Звездинский вышел 18 мая 1969 года. Судимость ему погасили, и он вернулся в Москву. Вновь занялся творчеством. Одно время работал барабанщиком в вокально-инструментальном ансамбле «Норок», где в то время дебютировала еще совсем юная Ксения Георгиади, затем перешел в ансамбль «Веселые ребята». Однако быть все время на втором, а то и третьем плане Звездинскому вскоре наскучило, и он возобновил сольные выступления. К тому времени сочиненные им в начале 60-х песни уже распевало полстраны (в частности, в Союзе их исполнял Аркадий Северный, за границей – Вилли Токарев, Григорий Димонт и др.), так что почва для его возвращения была хорошо подготовлена. И Звездинский стал выступать как солист варьете в ресторане «Архангельское». На дворе стоял 1972 год. Однако его сольное творчество вскоре было прервано новым арестом.

В очередной раз Звездинского арестовали осенью 1973 года во время морского круиза Одесса – Батуми. Причем в том аресте участвовали сотрудники КГБ. Почему именно они? Дело в том, что Звездинский в то время крутил любовь с итальянкой, а подобные дела находились в компетенции органов госбезопасности. Итальянку отправили на родину, а Звездинского обвинили… в ее изнасиловании и 19 октября 1973 года впаяли новый срок – три года лишения свободы. Правда, отсидеть его полностью певцу не довелось – 15 января 1974 года он был освобожден от отбывания наказания в исправительно-трудовой колонии и направлен на стройки народного хозяйства – на «химию». Там Звездинский проработал до 1976 года.

Вернувшись в очередной раз в Москву, Звездинский устроился в ресторан «Сосновый бор», где начал выступать с собственной программой. По его словам: «В ресторан ко мне часто приезжал Сергей Аполлинариевич Герасимов. И вообще, у меня собирался весь Дом кино. Высоцкий, Боря Хмельницкий, Долинский, Миша Козаков, Евстигнеев, Жванецкий, Карцев и Ильченко. Мне смешно называть… Вы спросите, кто ко мне не приезжал?

Многие ребята начинали у меня. Те, что сегодня стали звездами: Володя Кузьмин, Барыкин, Саша Серов на саксофоне играл. Пресняков-старший, Миша Муромов был тогда в «Старом замке» администратором, и я учил его играть на гитаре, Малежик… «Поехали к Звездинскому» – звучало примерно так же, как «поехали в „Мулен Руж“ или в „Максим“.

Четыре года власть терпеливо взирала на то, как Звездинский «развращает» советский народ песнями про белогвардейцев и зарабатывает баснословные деньги (по нескольку тысяч рублей за вечер). Наконец ее терпению пришел конец. В марте 1980 года, в преддверии Московской Олимпиады, было решено уничтожить «гнездо антисоветчины». О том, как это происходило, рассказывают очевидцы.

Николай Миронов (ныне генерал-майор милиции в отставке, а тогда – начальник Управления БХСС): «В конце дня начальник ГУВД Трушин вызвал меня в кабинет и сказал, что, мол, первый секретарь горкома партии Гришин дал указание в месячный срок поймать и посадить Михаила Звездинского. Основание – „все зарубежные «радиоголоса“ трубят о том, что Москва днем – коммунистическая, а ночью – купеческая. А это порочит имя столицы – образцового коммунистического города.

Один сотрудник сообщил, что примерно в 9-10 вечера этот человек обычно покидает ресторан на Калининском проспекте, предупредив завсегдатаев: «Сегодня буду петь в таком-то месте…»

Послали туда агентуру. Вход обошелся недешево: с иностранцев брали по 100 «зеленых», с советских граждан – по тысяче рубликов. Собиралось там всякое жулье, «теневики», сорили деньгами направо и налево – словом, кутили с купеческим размахом часов до пяти утра. Потом «извозчики» доставляли господ и их дам по «номерам». Часто такие оргии устраивались в ресторане «Южный» на Ленинском проспекте. Песни Звездинский исполнял по заказу в сопровождении небольшого оркестра. За вечер собирал выручку от 20 до 50 тысяч рублей.

Для нас сложность была в том, чтобы определить, в каком именно заведении в очередной раз появится «объект» и каким образом, не вызывая подозрений, всучить ему микрофон без шнура, чтобы тайно сделать запись на радиоаппаратуру. Мы долго искали такой микрофон (по тем временам это было редкостью), все-таки раздобыли, но певец, увы, на наживку не клюнул. Наши сильно переживали, ведь Трушин дал команду записать репертуар для прослушивания Гришину. Видимо, того разбирало любопытство, что же Звездинский вытворяет. Как мне доложили подчиненные, явной антисоветчины нет, в основном эмигрантские песни типа «Поручик Голицын». Моим ребятам, кстати, они понравились. Однако Трушин остался недоволен: качество записи было плохое, и по этой причине он не стал показывать ее Гришину.

В операции задействовали очень много сотрудников – человек триста, словно ловили особо опасного рецидивиста. Мы узнали, что перед 8 Марта он «снял» ресторан в Советском районе.

Гости стали съезжаться к двум ночи, многие – на шикарных иномарках. Менее состоятельные – в автобусах. Группа захвата затаилась в расположенном рядом недостроенном доме. Все было на мази. Но карты спутал один из почитателей Звездинского, опоздавший на концерт. Подкатывая к ресторану, он засек гаишные машины и заподозрил неладное. Опасения усилились после того, как он срисовал расставленные на всех подъездных путях патрульные экипажи. Влетев в зал, отзывает Звездинского: «Миша, сматывайся, ты обложен кругом!»

Поднялась суматоха, из-за столов повскакивали иностранцы, возмущаясь: «Не имеете права!» Один из муровцев за словом в карман не полез: «Вы знаете, что постановлением Московского Совета ресторанам разрешено работать до 23 часов? А сейчас сколько? Почему нарушаете наши порядки?» В общем, он их поставил на место…»

Далее послушаем рассказ М. Звездинского: «Милиционеры ворвались в зал как раз в тот момент, когда солист, оркестр и вся публика гремели знаменитым припевом из моей песни: „Эх, мальчики! Да вы налетчики! Кошелечки, кошельки да кошелечечки!..“ „Всем оставаться на своих местах! – закричали милиционеры. – Оружие и документы на стол!“ Находившиеся в зале женщины испуганно завизжали. Кто-то запротестовал, потребовал объяснений. Загрохотала посуда с опрокидываемых столов. Девицы с перепугу совали в салат драгоценности, которых у них быть не должно. Кто-то рванулся было к выходу, но не тут-то было – путь преградил заслон. Побежали на чердак, кто-то прыгал через окна в сугробы, где попадал в руки милиционеров из оцепления. Я тоже попытался скрыться. Молодой был, сильный, крутой. Выпрыгнул в окно, сбил подоспевших милиционеров. Но все же меня настигли, повалили в сугроб, скрутили руки, бросили в „воронок“.

Н. Миронов: «Группа захвата вывела пьяную публику, рассадила в автобусы. Задержанных отвезли на Петровку, 38. Чтобы забрать всех, пришлось делать рейса три. Допросили около двухсот человек, более или менее трезвых. Они сразу раскололись, подробно рассказали, сколько заплатили своему кумиру. А вскоре сюда же доставили и самого Звездинского…»

М. Звездинский: «После допроса меня отвели в камеру. Представляете, попадаю к блатным в тройке от Кардена. Я же выступал на праздничном концерте и соответственно был одет. Кому-то не понравилось, что я так вырядился. Пришлось уложить двух недовольных на пол – карате я увлекался всерьез. Пока они приходили в себя, услышал из угла: „Ты – Звездинский?“ Так воочию убедился, что поклонниками моего творчества были не только „сливки“ общества, писатели, художники, артисты, но и… воры в законе, захаживавшие на мои концерты. По тюремному телеграфу немедленно пронеслось: „Звездинского не трогать!“

Вскоре после этого состоялся суд, который осудил Звездинского по статье 153 ч. 1 и 174 ч. 1 УК РСФСР к 4 годам лагерей и 2 годам «химии» за дачу взятки и частное предпринимательство. Первую половину срока Звездинский отбывал в лагере под Улан-Удэ. Именно там его вскоре застала весть о том, что на свободе у него родился сын – Артем.

С матерью своего ребенка – Нонной – Звездинский познакомился примерно за год до этого ареста. Нонна училась в Институте стран Азии и Африки, была активисткой-комсомолкой, увлекалась художественной самодеятельностью. И вот однажды Звездинский приехал с выступлениями к ней в институт, а после концерта были устроены танцы. На танцах они и познакомились. Когда в 80-м Звездинского осудили, Нонна не отреклась от него и почти каждый свой отпуск проводила у него – в зоне под Улан-Удэ.

В 1988 году Звездинский освободился и вернулся в Москву. У него тогда не было ни жилья, ни прописки. На помощь пришла все та же Нонна, на которой он женился и под крышу которой перебрался со всем своим небогатым имуществом. С 1989 года Звездинский вновь возвращается на сцену и не уходит с нее до сего дня.

Из книги Записки уцелевшего автора Голицын Сергей Михайлович

Список основных книг С. М. Голицына 1. Хочу быть топографом. Издания 1936, 1953 и 1954 годов. Издана также на китайском и чешском языках.2. Сорок изыскателей. 1959 г. и еще 4 издания, последнее в 1989 г. Переведена на польский (3 издания), чешский, болгарский, румынский, словацкий,

Из книги Мои воспоминания автора Крылов Алексей Николаевич

Памяти князя Б. Б. Голицына 4 мая 1916 г. скончался академик князь Борис Борисович Голицын.Русская наука лишилась в нем выдающегося ученого, Главная физическая обсерватория - незаменимого директора и организатора, Николаевская морская академия и Высшие женские курсы

Из книги Звездные трагедии автора Раззаков Федор

Тюремные университеты Захара Большакова Петр ВЕЛЬЯМИНОВ Популярный актер Петр Вельяминов, известный по многим кинофильмам, но особенно – по двум ролям председателей колхозов в телевизионных блокбастерах «Тени исчезают в полдень» (1972) и «Вечный зов» (1976–1983), угодил в

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Кумиры всех поколений автора Раззаков Федор

Тюремные университеты «поручика Голицына» Михаил ЗВЕЗДИНСКИЙ Первые неприятности с законом произошли у Михаила Звездинского в 1962 году. Вечером, после одного из концертов, молодого певца пригласил прокатиться в своем роскошном автомобиле один из поклонников его

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса автора Раззаков Федор

Женщины поручика Ржевского (Юрий ЯКОВЛЕВ) Ю. Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве в простой семье. Его отец работал юрисконсультом, мать - медсестрой. Так получилось, что родители будущего народного артиста России расстались, едва мальчик появился на свет. При этом

Из книги Кумиры. Тайны гибели автора Раззаков Федор

Четыре срока «Поручика Голицына» (Михаил ЗВЕЗДИНСКИЙ) М. Звездинский (настоящая фамилия - Дейнекин) родился 6 марта 1945 года в городе Люберцы Московской области. «Фамилия Звездинский - отнюдь не сценический псевдоним. Предки мои происходят из Польши, и уж если быть

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Из книги Мне доставшееся: Семейные хроники Надежды Лухмановой автора Колмогоров Александр Григорьевич

Голицына Евдокия Ивановна Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына (1780–1850), ур. Измайлова. По капризу императора Павла в 19 лет была выдана замуж за очень богатого, но уродливого и глупого князя С. М. Голицына, прозванного «дурачком».В 1808 году у нее завязался роман с князем

Из книги Анатолий Зверев в воспоминаниях современников автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

Голицына Мария Аркадьевна Мария Аркадьевна Голицына (1802–1870), ур. Суворова-Рымникская - внучка великого полководца А. В. Суворова, фрейлина, жена (с мая 1820 года) князя М. М. Голицына (1793–1870), камергера, действительного статского советника.Мария Голицына была очень

Из книги Собрание сочинений в 2-х томах. Т.II: Повести и рассказы. Мемуары. автора Несмелов Арсений Иванович

Первый орден поручика Адамовича 15 марта 1900 года Главное Управление военно-учебных заведений Военного Министерства Российской империи возглавил бывший командир лейб-гвардии Преображенского полка Его Императорское Высочество великий князь Константин Константинович,

Из книги Детство Александра Пушкина автора Егорова Елена Николаевна

Из книги Заложник. История менеджера ЮКОСа автора Переверзин Владимир

ТРУДНЫЙ ДЕНЬ ПОРУЧИКА МУХИНА IПоручику Мухину снилось, что он спасся с потопленного миной корабля и сейчас плывет в шлюпке, переполненной людьми. Но на море - буря, шлюпку бросает из стороны в сторону, люди, находящиеся рядом с ним, толкают его и он толкает их. Мухин

Из книги Владимир Высоцкий. Сто друзей и недругов автора Передрий Андрей Феликсович

В гостях у князя Голицына Этим летом дети снова стали приезжать в Вязёмы в церковь и в гости к Анночке Зеленской. Наконец – то Марья Алексеевна представила внучат князю Борису Владимировичу Голицыну, который теперь жил в своём имении, выйдя в отставку в чине генерала.

Из книги Психопатология в русской литературе автора Гиндин Валерий Петрович

Глава 5 Тюремные университеты Мне выдают видавший виды матрас, одеяло, убогое казенное белье, алюминиевую посуду и ведут в камеру. Четырехместная камера с разбитым окном. Здесь уже двое, одного из них тоже только что привели. Мы знакомимся. Гена, зэк со стажем, лет тридцати

Из книги автора

МИХАИЛ ЗВЕЗДИНСКИЙ Автор нескольких десятков песен, певец, композитор, поэт, один из самых известных российских шансонье Михаил Михайлович Звездинский (1945 г.р.) - личность не менее легендарная, чем его песенное творчество.Про таких, как Звездинский, говорят: родился не в

Из книги автора

Глава III Меланхолия поручика Лермонтова

,
Московская область ,
СССР

Михаил Михайлович Звездинский (настоящая фамилия Дейнекин ; род. 6 марта , Люберцы , Московская область , СССР) - исполнитель русского шансона .

Биография

Отец Михаил Евгеньевич Дейнекин и дед Евгений Павлович Дейнекин (юнкер царской армии) были расстреляны до рождения Звездинского. Мать Лидия Семеновна Дейнекина также была репрессирована, и будущего артиста воспитывала бабушка - дворянка, окончившая . Она и привила внуку любовь к дореволюционной России. По мотивам её рассказов о жизни в Российской империи , офицерах, деде Звездинского и гражданской войне и были написаны песни белогвардейского цикла. Первой из них был романс «Вас ждёт Париж», написанный в 1960 году .

Окончил музыкальное училище по классу ударных инструментов . C 15 лет начал выступать в различных клубах, кафе и на танцплощадках.

  • «Сгорая, плачут свечи»,
  • «Вас ждёт Париж»,
  • «Волки»,
  • «Очарована, околдована» (слова Н. Заболоцкого)
  • «Не напишу»
  • «Я жду»
  • «Как жаль»
  • «Прости меня, бродягу..»,
  • «Увяли розы»,
  • «Синее небо России» (слова С. Есенина)
  • «Мальчики-налётчики»,
  • «Перестройка»,
  • «Кошка чёрная»,
  • «Мы выходим в атаку»,
  • «Последний рассвет»,
  • «Ни тюрьма, ни изгнание»,
  • «Зачем вам это знать?»,
  • «Две копейки за счастье» («Это очень легко»),
  • «Оборвутся рельсы»,
  • «Бацилла и чума» (слова - неизвестно),

«Бонжур, мадам, вам пишет ваш поручик…».

Дискография

  • 1980 - С ансамблем «Фаворит»
  • 1980 - С ансамблем «Джокер»
  • 1986 - На зоне в две гитары
  • 1990 - Don’t lose your courage
  • 1991 - За кордоном Россия
  • 1992 - Golden hits
  • 1993 - След любви
  • 1994 - Очарована, околдована
  • 1995 - Не падайте духом
  • 1996 - Кремлёвский полк
  • 1996 - Волки
  • 1996 - Эх, Россия
  • 1996 - Связь без границ
  • 1996 - Комстар
  • 1997 - Московское метро
  • 1997 - Мы Сибирью рождены
  • 1998 - А путь и долог, и далёк
  • 1998 - В тебе живёт поэт
  • 1998 - Дыхание любви
  • 2000 - Россия XXI век
  • 2002 - Москва-Питер
  • 2003 - Пивной король
  • 2004 - Вперед и вверх
  • 2005 - Горячее сердце
  • 2006 - Фениксу
  • 2007 - Предъявите права
  • 2008 - The Best
  • 2009 - The Best (mp3)
  • 2010 - Олимпийская колея
  • 2011 - Верьте в светлые мечты
  • 2012 - Ингеоком
  • Часто в концертах Михаилом Звездинским исполняется песня Андрея Никольского «Сотник смелый», автор при этом не указывается.
  • Большинство песен, автором которых в Российском Авторском Обществе зарегистрирован М. Звездинский, исполнялись А. Северным («Бацилла и чума», «Сгорая, плачут свечи», «Поручик Голицын», «Идут на север», «Увяли розы», «Мальчики-налётчики», «Кошка чёрная», «Растратчиков везут из Ленинграда», «Последний рассвет», «Господа офицеры», «Проститутка Буреломова», «Я всю Россию прошагал»).
  • В разные годы песни Звездинского исполняли: Майя Кристалинская , Михаил Гулько , Александр Малинин , Стас Михайлов , Жанна Бичевская , Михаил Шуфутинский , Иосиф Кобзон , Михаил Чуев , Братья Жемчужные , Белый орёл , Фёдор Карманов , Анатолий Могилевский , Анатолий Полотно , и многие другие менее известные исполнители.
  • Сатирически выведен писателем Андреем Валентиновым в трилогии «Око силы » под видом певца Звездилина, лжеавтора песни «Поручик Ухтомский».
  • В 1990 году Александр Лобановский подаёт в суд на Михаила Звездинского, указывая, что тот присвоил его песни «Сгорая, плачут свечи», «Очарована, околдована», «Проститутка Буреломова», «Шёл я в ночь», «Увяли розы», «Сенокос» и «Нерусь». Несмотря на то, что Лобановский суд выиграл, в Российском авторском обществе авторами всех спорных песен, кроме «Проститутки Буреломовой», «Шёл я в ночь» и «Нерусь» указаны и Звездинский, и Лобановский.

Фильмография

  • - Штемп - певец в ресторане + вокал

Напишите отзыв о статье "Звездинский, Михаил Михайлович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Звездинский, Михаил Михайлович

– Mon cher, [Дорогой мой,] даже в этом деле вы не минуете Михаил Михайловича. C"est le grand faiseur. [Всё делается им.] Я скажу ему. Он обещался приехать вечером…
– Какое же дело Сперанскому до военных уставов? – спросил князь Андрей.
Кочубей, улыбнувшись, покачал головой, как бы удивляясь наивности Болконского.
– Мы с ним говорили про вас на днях, – продолжал Кочубей, – о ваших вольных хлебопашцах…
– Да, это вы, князь, отпустили своих мужиков? – сказал Екатерининский старик, презрительно обернувшись на Болконского.
– Маленькое именье ничего не приносило дохода, – отвечал Болконский, чтобы напрасно не раздражать старика, стараясь смягчить перед ним свой поступок.
– Vous craignez d"etre en retard, [Боитесь опоздать,] – сказал старик, глядя на Кочубея.
– Я одного не понимаю, – продолжал старик – кто будет землю пахать, коли им волю дать? Легко законы писать, а управлять трудно. Всё равно как теперь, я вас спрашиваю, граф, кто будет начальником палат, когда всем экзамены держать?
– Те, кто выдержат экзамены, я думаю, – отвечал Кочубей, закидывая ногу на ногу и оглядываясь.
– Вот у меня служит Пряничников, славный человек, золото человек, а ему 60 лет, разве он пойдет на экзамены?…
– Да, это затруднительно, понеже образование весьма мало распространено, но… – Граф Кочубей не договорил, он поднялся и, взяв за руку князя Андрея, пошел навстречу входящему высокому, лысому, белокурому человеку, лет сорока, с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. На вошедшем был синий фрак, крест на шее и звезда на левой стороне груди. Это был Сперанский. Князь Андрей тотчас узнал его и в душе его что то дрогнуло, как это бывает в важные минуты жизни. Было ли это уважение, зависть, ожидание – он не знал. Вся фигура Сперанского имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из того общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твердого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твердости ничего незначащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса, и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых. Такую белизну и нежность лица князь Андрей видал только у солдат, долго пробывших в госпитале. Это был Сперанский, государственный секретарь, докладчик государя и спутник его в Эрфурте, где он не раз виделся и говорил с Наполеоном.
Сперанский не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.
Князь Андрей особенно внимательно следил за каждым словом и движением Сперанского. Как это бывает с людьми, особенно с теми, которые строго судят своих ближних, князь Андрей, встречаясь с новым лицом, особенно с таким, как Сперанский, которого он знал по репутации, всегда ждал найти в нем полное совершенство человеческих достоинств.
Сперанский сказал Кочубею, что жалеет о том, что не мог приехать раньше, потому что его задержали во дворце. Он не сказал, что его задержал государь. И эту аффектацию скромности заметил князь Андрей. Когда Кочубей назвал ему князя Андрея, Сперанский медленно перевел свои глаза на Болконского с той же улыбкой и молча стал смотреть на него.
– Я очень рад с вами познакомиться, я слышал о вас, как и все, – сказал он.
Кочубей сказал несколько слов о приеме, сделанном Болконскому Аракчеевым. Сперанский больше улыбнулся.
– Директором комиссии военных уставов мой хороший приятель – господин Магницкий, – сказал он, договаривая каждый слог и каждое слово, – и ежели вы того пожелаете, я могу свести вас с ним. (Он помолчал на точке.) Я надеюсь, что вы найдете в нем сочувствие и желание содействовать всему разумному.
Около Сперанского тотчас же составился кружок и тот старик, который говорил о своем чиновнике, Пряничникове, тоже с вопросом обратился к Сперанскому.
Князь Андрей, не вступая в разговор, наблюдал все движения Сперанского, этого человека, недавно ничтожного семинариста и теперь в руках своих, – этих белых, пухлых руках, имевшего судьбу России, как думал Болконский. Князя Андрея поразило необычайное, презрительное спокойствие, с которым Сперанский отвечал старику. Он, казалось, с неизмеримой высоты обращал к нему свое снисходительное слово. Когда старик стал говорить слишком громко, Сперанский улыбнулся и сказал, что он не может судить о выгоде или невыгоде того, что угодно было государю.
Поговорив несколько времени в общем кругу, Сперанский встал и, подойдя к князю Андрею, отозвал его с собой на другой конец комнаты. Видно было, что он считал нужным заняться Болконским.
– Я не успел поговорить с вами, князь, среди того одушевленного разговора, в который был вовлечен этим почтенным старцем, – сказал он, кротко презрительно улыбаясь и этой улыбкой как бы признавая, что он вместе с князем Андреем понимает ничтожность тех людей, с которыми он только что говорил. Это обращение польстило князю Андрею. – Я вас знаю давно: во первых, по делу вашему о ваших крестьянах, это наш первый пример, которому так желательно бы было больше последователей; а во вторых, потому что вы один из тех камергеров, которые не сочли себя обиженными новым указом о придворных чинах, вызывающим такие толки и пересуды.
– Да, – сказал князь Андрей, – отец не хотел, чтобы я пользовался этим правом; я начал службу с нижних чинов.
– Ваш батюшка, человек старого века, очевидно стоит выше наших современников, которые так осуждают эту меру, восстановляющую только естественную справедливость.
– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.


Top