«Мильон терзаний» Чацкого в комедии «Горе от ума. Очень срочно! написать сочинение на тему "мильон терзаний чацкого" по грибоедову "горе от ума " зарание спасибо

Александр Андреевич Чацкий – бывший ухажер Софии, близкий друг семьи.

Умен, бесхитростен, весел, остроумен, приятный собеседник на разносторонние темы (Лиза про Чацкого: «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!»; София про Чацкого: «Он славно пересмеять умеет всех; болтает, шутит, мне забавно; делить со всяким можно смех», «Остёр, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…»)

Чацкий высокого мнения о себе, любит путешествовать и отдыхать (София про Чацкого: «Вот о себе задумал он высоко… Охота странствовать напала на него, ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далёко?». Лиза про Чацкого: «Где носится? В каких краях? Лечился, говорят, на кислых он водах, не от болезни, чай, от скуки, - повольнее».

Несмотря на тягу к путешествиям, в основном за границу, в душе искренний патриот своей страны («Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!»).

Александр Андреевич слишком уверенный в себе свободный молодой человек, кутила, гуляка (Фамусов про Чацкого «… этот франт – приятель; отъявлен мотом, сорванцом…»)

Нигде не работает (не служит), слишком гордый («Служить бы рад, прислуживаться тошно»; Фамусов про Чацкого: «Не служит, то есть в том он пользы не находит, но захоти – так был бы деловой. Жаль, очень жаль, он малый с головой, и славно пишет, переводит. Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…»).

Осуждает «свет», любит спорить («Нет, нынче свет уж не таков»).

Очень ревнив, бывшую возлюбленную Софию ревнует буквально ко всем. Сначала к Скалозубу, затем к Молчалину («Кто этот Скалозуб? Отец им сильно бредит, а может быть, не только что отец…»; После падения Молчалина с лошади и обморока Софии: «Смятенье! Обморок! Поспешность! Гнев! Испуга! Так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга»; «Дождусь ее и вынужу признанье: кто наконец ей мил? Молчалин? Скалозуб?»).

Бывает нагловат, груб, резок, зол (София Чацкому: «Веселость ваше не скромна…»; «Да! Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна…»; «примеры мне не новы; заметно, что вы желчь на всех излить готовы…»).

Любитель женского пола (Чацкий Молчалину «Я езжу к женщинам, но только не за этим»).

Репетилов про Чацкого: «Он не глуп, сейчас столкнулись мы, тут всякие турусы, и дельный разговор зашел про водевиль. Да! Водевиль есть вещь, а прочее все гниль. Мы с ним… у нас… дни и те же вкусы».

Обидчив и своенравен («вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувство уголок! Карету мне, карету!»

«Мильон терзаний» Чацкого состоит в множестве вопросов, которые он ставит перед собой и не может найти ответ:

Почему Софья прямо не сказала, что прошлое забыто, что она полюбила другого?

Чем лучше меня новый возлюбленный Софьи?

Неужели он умнее меня?

Куда, наконец, смотри Софьин отец, почему не подскажет дочери?

Почему несмотря на привнесение во все иностранного, Москва не меняется, продолжает жить по старым укладам?

Почему по – прежнему процветает взятничество, невежество, угодничество низкопоклонство и шутовство?

На эти и многие другие вопросы он никогда не найдет ответ, потому что все московское общество приводит все мнения к одному, общему, допуская разногласия по мелочам. В этой сплоченности - всё могущество Москвы.

Несмотря на то, что Чацкий чрезвычайно умен и крайне искренен в обличении лжи и всего того, что отжило, он скорее побежденный, чем победитель. Это борьба его истомила. Он сломлен толпой, количеством старой силы. Он вынужден от безысходности уехать из Москвы обиженным и оскорбленным.

А. С. Грибоедов вошел в русскую литерату-ру как автор одного произведения — комедии «Горе от ума». Эта пьеса Грибоедова совре-менна до сих пор и будет волновать общество до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока бу-дут господствовать жажда наживы, стремле-ние жить за счет других, а не за счет собст-венного труда, пока будут существовать охот-ники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума». Автор со-здает целую галерею отрицательных обра-зов: это Фамусов, Молчалин, Репетилов, Ска-лозуб и т. д.

Сюжет пьесы построен на конфликте одно-временно личном и общественном. При этом одно с другим оказывается тесно связанным, общественная проблематика комедии прямо вытекает из личной. В «Горе от ума» сущест-венно важным для развития действия оказы-вается и неразделенная любовь героя, и еще более — неразрешимое противоречие умно-го и честного героя с безумным обществом, в котором он живет. Грибоедов в письме Ка-тенину писал: «...девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на од-ного умного человека), и этот человек, разу-меется, в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повы-ше прочих...»

Героям-глупцам в одиночку противостоит главный герой комедии — Александр Андрее-вич Чацкий. Он приехал в Москву, «из дальних странствий возвратясь», только ради Софии, своей возлюбленной. Но, вернувшись в не-когда родной и любимый дом, он обнаружи-вает большие перемены: София холодна, вы-сокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софию терпят фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого София отвечает: «Ребячество!»

С этого начинается личная драма героя, ко-торая перестает быть узко личной, а перерас-тает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Чацкий один выступает против армии старых «воинов», на-чиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он спорит с самим Фамусовым по поводу об-раза и цели жизни. Хозяин дома считает образ-цом правильности жизнь своего дядюшки:

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от подобного, отсюда и непонимание Чац-кого, требующего «службы делу, а не лицам». Любовный и социальный конфликты сходятся, единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отно-шениями. Это изматывает Чацкого, и в ре-зультате его ждет «мильон терзаний», по мет-кому выражению И. Гончарова.

Чацкий и Молчалин — молодые люди при-мерно одного возраста, одного времени, жи-вущие в одной стране, городе. Но насколько они различны! Чацкий — само красноречие, правдивость, ум... «Он обличитель лжи и все-го, что отжило, что заглушает новую жизнь. Он требует места своему веку», — пишет И. Гон-чаров в статье «Мильон терзаний». Молчалин же — лицемер, подхалим-хамелеон с головы до пят. Во всем, всегда и везде мнения, дей-ствия Чацкого и Молчалина различны, почти противоположны. Это понимает и София. Для Софии, полюбившей Молчалина, его поро-ки — идеал, а достоинства Чацкого — недо-статки: «Веселость ваша не скромна, у вас тотчас уж острота готова... Грозный взгляд, и резкий тон, и этих в вас особенностей бездна, а над собой гроза куда не бесполезна». Молчалин же: «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием его обезоружит... Веселостей искать бы мог; ни-чуть: от старичков не ступит за порог; мы рез-вимся, хохочем, он с ними целый день зася-дет, рад не рад, играет... Конечно, нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чу-ма, который скор, блестящ и скоро опротивит, который свет ругает наповал, чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал, да эдакий ли ум се-мейство осчастливит?»

Кажется, София чувствует, что Молчалин глуп, молчалив, без своего мнения, но «чудес-нейшего свойства он наконец: уступчив, скро-мен, тих. В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». И София предпочитает его Чацкому. Может, ее пугает в последнем «особенностей без-дна», может быть, это обида. Ведь, уехав, Чац-кий оставил девушку одну в этом безликом, сером и ничтожном мире.

О том, что Чацкий — «век новый», а Молчалин — питомец фамусовской Москвы, свиде-тельствуют их идеалы. Чацкий требует «служ-бы делу, а не лицам», не смешивать «веселье или дурачество с делом», он тяготится среди толпы «мучителей, зловещих старух, вздор-ных стариков», отказываясь преклоняться пе-ред их авторитетом. Он «служить бы рад, при-служиваться тошно».

Заповеди Молчалина: «Во-первых, угож-дать всем людям без изъятья... В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Его та-лант — умеренность и аккуратность. И все это: страсть к чинам, низкопоклонство, пусто-та — нераздельно связывает Молчалина с «веком минувшим».

Чацкий — воитель. Он борется против идеа-лов, целей, стремлений старой Москвы, клей-мит позором мотовство, бездумную роскошь и отвратительные нравы «разливанья в пирах и мотовстве». Образ Чацкого — идея, мораль пьесы, а Молчалин — одно из воплощений си-лы старого мира. Между ними не может быть ни малейшего сходства. Даже в чувство любви Чацкий «бросается», как вживую, непосредст-венную и глубокую стихию жизни». В любви Молчалина к Софии нет фактически ничего, кроме корысти.

Состояние неопределенности в жизни при-водит Чацкого в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе:

Нет, нынче свет уж не таков...

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднесть платок, — то в монологе на балу в доме Фамусова прояви-лась неуравновешенность его души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но одновременно его образ очень трагичен: его монолог — следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаи-вает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью «мильона терзаний» он слом-лен, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно неверо-ятные слухи, которые кажутся необоснован-ными, но весь свет говорит о них:

Сума сошел!..

Ей кажется... вот на!

Недаром?

Стало быть... с чего б взяла она!

Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену проща-ния с Софией и разоблачения Молчалина:

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет, подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет...

Вон из Москвы!

Сюда я больше не ездок,

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету

Где оскорбленному есть чувству уголок!

В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но в его словах всегда есть правда — правда о его отношении к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять пред-ставителей фамусовской Москвы во лжи, хан-жестве, лицемерии. Сам герой — яркое дока-зательство того, что отжившее и больное за-крывает дорогу молодому и здоровому.

Сравнение можно продолжить, анализируя каждый жест или реплику героев. Но даже из нескольких примеров видно, что сама коме-дия — это борьба противоположностей: Чацко-го с «веком минувшим» — Фамусовыми, скало-зубами, молчалиными. Он жертва, но победи-тель. Фамусовское общество в борьбе с Чацким использует все: сплетни, слухи, ложные обви-нения, а это не оружие сильных. И поэтому Чац-кий одерживает нравственную победу над ни-ми, оказывается выше всей окружающей его серости и бездарности.

Образ Чацкого в комедии Грибоедова, кото-рую А. А. Блок назвал «гениальнейшей русской драмой», остается незавершенным. Рамки пье-сы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уве-ренностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фа-мусовых, молчалиных и репетиловых, тем сла-бее и тише будут звучать их голоса.

«Мильон терзаний» Чацкого.

Из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышет воздухом одним,

И в нём рассудок уцелеет.

А.С. Грибоедов.

По мнению В.Г. Белинского, «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека. А И.А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина
Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с
«веком минувшим», Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии.
Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы». И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что
Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность». При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей», оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма
Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет», чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки». Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве.
И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть». И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин».
Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович», потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно».

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума.
Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком», «странным человеком», а потом
– просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни», «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам». Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний». Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний». Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль.
Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема:

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскоблённому есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

По словам И.А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей...Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум.»


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Еще Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» правильно отметил, что «Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век - ив этом все его значение и весь «ум».

В юные годы у Чацкого, несмотря на ясное осознание многих темных сторон действительности, преобладает оптимистическое представление о характере и направлении современной ему жизни по сравнению с недавним прошлым. Он верит в наступление новой

Эры. Как сравнить да посмотреть Век нынешний и век минувший: Свежо предание, а верится с трудом,- с удовлетворением говорит он Фамусову. Еще совсем недавно «прямой был век покорности и страха». Тот славился, «чья чаще гнулась шея». Нынче же охотники поподличать жестоко осмеиваются. Пробуждается чувство личного достоинства. Не все хотят прислуживаться, не каждый ищет покровителей, «вольнее всякий дышит», возникло общественное мнение. Чацкому кажется, что наступило то время, когда крепостническое общество становится возможным изменить и исправить путем развития передового общественного мнения, воздействия благородных, гуманных идей.

Но романтическое вольнолюбие Чацкого, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической действительностью, со страшным миром Фамусовых и молчалиных. С горячим сочувствием раскрывает автор и личную и общественную драму своего героя.

Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он истосковался по родине, «и дым отечества» ему «сладок и приятен». Он оживлен свиданием с Софьей. Его остроты веселы, но не желчны. Чацкий очень удивлен, когда Софья, раздраженная его колкими словами о Молчалине, спрашивает: «Случалось ли, чтоб Вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? добро о ком-нибудь сказали. » Сначала он ответил было нежной шуткой, но потом, почувствовав раздражение Софьи, после минутного молчания говорит уже серьезно:

Послушайте, ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду? Но если так: ум с сердцем не в ладу. Я в чудаках иному чуду Раз посмеюсь, потом забуду; Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.

У Чацкого появляется сомнение в любви к нему Софьи и в связи с этим меняется настроение, появляется нервозность, напряжение. Соответственно с личной драмой растет его общественная драма.

В третьем действии драма героя - и сердечная и общественная - достигает предельного напряжения. Измученный сомнениями, но все еще надеющийся, он узнает, наконец, горькую истину. Не называя имени, Софья признается, что «иные» ей милее Чацкого. Он глубоко взволнован приговором, и ему больно от ее улыбки:

И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть, а ей смешно.

«Однако лезет, как все влюбленные, несмотря на свой «ум»…- замечает И. А. Гончаров.- Он бросает никуда не годное против счастливого соперника оружие - прямое нападение на него, и снисходит до притворства… чтоб «разгадать загадку»…»

«Знаете ли вы, как любят такие люди? (…)Мысль о ней (о Софье.- С. П.) сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести…» - пишет о любви Чацкого А. Григорьев 2. Он слишком любил Софью, чтобы думать только о себе, и здесь начинается еще одно горе Чацкого - горе от высокого понимания им человеческого достоинства. Его страшит, что любимая может стать жертвой корыстолюбивых расчетов отца или сама полюбит пошлое и жалкое ничтожество вроде Молчалина или Скалозуба. Он пытается предостеречь ее, ссылаясь на свои права друга и брата («Но вас он стоит ли?» и пр.).

Не для себя притворяется Чацкий, а для Софьи. Любовь у него неотделима от его морального идеала. Он может любить только человека, соответствующего его высоким понятиям о чести, благородстве, нравственности. В этом отношении Чацкий более близок к людям 60-х гг., чем к Онегину и Печорину. Для последних любовь главным образом «наука страсти нежной», для Чацкого - целый мир, возвышенный и благородный.

Душевная пылкость, благородство, нравственная чистота Чацкого объясняют и сцену его разрыва с Софьей. Гончаров полагает, что Чацкий наговорил кучу вздора, потеряв голову от любви, будучи невменяем. Но он был потрясен не только тем, что Софья разлюбила его, но и тем, что его доверие к ней, возвышенное о ней представление, все прошлое - было, как ему кажется, растоптано Софьей, осмеяно и унижено:

А вы! о боже мой! кого себе избрали? Когда подумаю, кого вы предпочли!

Восклицает он. В этих словах звучит не уязвленное самолюбие отвергнутого возлюбленного, а оскорбленная гордость чистой и благородной личности, человека высокой морали и больших требований к себе и к людям. Вот почему он и не мог промолчать, а должен был все высказать Софье.

Еще более тяжелой драмой для Чацкого было крушение его общественных надежд, сознание того, что он оказался отвергнутым в своих лучших стремлениях. «Незначащая встреча» в одной из комнат с «французиком из Бордо» вывела его из себя. Он обращается к присутствующим в надежде вразумить их. Но заветные мысли Чацкого вызвали у них только непонимание и насмешку. Он почувствовал себя одиноким, свои идеалы осмеянными, свои надежды разбитыми. Чацкий обращается к Софье в ожидании, что друг юности поймет его, измученного «мильоном терзаний». Но все, и Софья в том числе, смотрят на него, как на безумного. А когда он хочет излить ей свою душу, она оставляет его. Третье действие пьесы заканчивается поистине трагикомической картиной. Одинокий, отвергнутый, объявленный сумасшедшим, Чацкий продолжает свой рассказ, а вокруг него равнодушные к его горю пары кружатся в вальсе…

Возвращаясь полный надежд в Москву, Чацкий предвидел встречу с представителями фамусовского общества. «Жить с ними надоест»,- говорил он Софье при первом свидании, тут же утешая себя: «и в ком не сыщешь пятен?» Но он был все же уверен, что фамусовщина - это лишь осколок «века минувшего». Спокойно говорил он Фамусову в начале пьесы:

Ваш век бранил я беспощадно, Предоставляю вам во власть: Откиньте часть,

Хоть нашим временам в придачу, Уж так и быть, я не поплачу.

Однако реальная действительность оказалась куда более мрачной. Старые друзья были заражены в той или иной мере фамусов-щиной. Прежний друг Горич, совсем еще недавно полный жизни, теперь отступил все перед той же фамусовщиной.

Встреча с Репетиловым раскрыла Чацкому поверхностность и пустоту либерализма многих, ничтожность собраний «либерали-стов», происходящих в Английском клубе. А тут еще Софья, умная, развитая девушка, любившая его когда-то, предпочла ему не то Молчалина, не то Скалозуба. И грустное чувство овладело им. Чацкий понял, что фамусовские идеалы и принципы, несмотря на их нравственное безобразие, очень живучи в современной емуг действительности, что слишком рано назвал он «преданием» «век минувший», что велика еще сила его традиций. Когда же он узнал, кого Софья избрала, кого предпочла ему, что именно она пустила в ход сплетню о его сумасшествии, фамусовщина, казавшаяся вначале отживающей и смешной, представляется ему зловещей и страшной. И Чацкий восклицает:

Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой - и спала пелена;

"Мильон терзаний" Чацкого

А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию "Горе от ума" нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С. Пушкина "Евгением Онегиным", так как "Евгений Онегин" стал для нас уже историей, энциклопедией жизни русского дворянства начала XIX века, пьеса Грибоедова была, есть и будет современным и животрепещущим произведением до тех пор, пока из нашей жизни не исчезнут карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока в нашем обществе будут господствовать жажда наживы, жизнь за счет других, а не за счет собственного труда, пока будут живы охотники угождать и прислуживаться.

Все это вечное несовершенство людей и мира великолепно описано в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума" Грибоедов создает целую галерею отрицательных образов: Фамусов, Молчалин, Репетилов, Скалозуб и т.д. Они как бы вобрали в себя все отрицательные черты развития современного им общества.

Но всем этим героям в одиночку противостоит главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий. Он приехал в Москву, "из дальних странствий возвратясь", только ради Софьи, своей возлюбленной. Но, вернувшись в некогда родной и любимый дом, он обнаруживает очень сильные перемены: Софья холодна, высокомерна, раздражительна, она больше не любит Чацкого.

Пытаясь найти ответ на свое чувство, главный герой взывает к прежней любви, которая до его отъезда была взаимной, но все напрасно. Все его попытки вернуть прежнюю Софью терпят полное фиаско. На все пылкие речи и воспоминания Чацкого Софья отвечает: "Ребячество!". С этого начинается личная драма молодого человека, которая перестает быть узко личной, а перерастает в столкновение влюбленного человека и всего фамусовского общества. Главный герой один выступает против армии старых "воинов", начиная нескончаемую борьбу за новую жизнь и за свою любовь.

Он сталкивается с самим Фамусовым и спорит с ним по поводу образа и пути жизни. Хозяин дома признает правильность жизни своего дядюшки: Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал, сто человек к услугам.

Совершенно ясно, что и сам он не отказался бы от такой жизни, потому он и не понимает Чацкого, требующего "службы делу, а не лицам". Любовный и социальный конфликты соединяются, становясь единым целым. Для героя личная драма зависит от отношения общества к нему, а общественная осложняется личными отношениями.

Это изматывает Чацкого и, в результате, для него складывается "мильон терзаний" по меткому выражению Гончарова.

Состояние неопределенности в жизни приводит его в неистовство. Если в начале действия он спокоен и уверен в себе: Нет, нынче свет уж не таков... Вольнее всякий дышит И не спешит вписаться в полк шутов, У покровителей зевать на потолок. Явиться помолчать, пошаркать, пообедать, Подставить стул, поднесть платок.

То в монологе на балу в доме Фамусова видна вся неуравновешенность души и ума. Он выставляет себя посмешищем, от которого все шарахаются. Но, одновременно, его образ очень трагичен: весь его монолог следствие несчастной любви и неприятия обществом тех мыслей и чувств, тех убеждений, которые Чацкий отстаивает на протяжении всей комедии.

Под тяжестью "мильона терзаний" он ломается, начинает противоречить здравой логике. Все это влечет за собой совершенно невероятные слухи, которые кажутся необоснованными, но весь свет говорит о них: Сума сошел, ей кажется, вот на! Недаром? Стало быть... С чего б взяла она! Но Чацкий не только не опровергает слухи, но всеми силами, сам того не ведая, подтверждает их, устраивая сцену на балу, потом сцену прощания с Софьей и разоблачения Молчалина: Вы правы, из огня тот выйдет невредим, Кто с вами час пробыть успеет, Подышит воздухом одним, Ив ком рассудок уцелеет... Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок, Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету Где оскорбленному есть чувству уголок! В порыве страсти наш герой не раз грешит против логики, но во всех его словах есть правда правда его отношения к фамусовскому обществу. Он не боится говорить все всем в глаза и справедливо обвинять представителей фамусовской Москвы во лжи, ханжестве, лицемерии. Он сам яркое доказательство того, что отжившее и больное закрывает дорогу молодому и здоровому.

Образ Чацкого остается незаконченным, рамки пьесы не позволяют до конца раскрыть всю глубину и сложность натуры этого персонажа. Но с уверенностью можно сказать: Чацкий укрепился в своей вере и, в любом случае, найдет свой путь в новой жизни. И чем больше будет вот таких Чацких на пути Фамусовых, Молчалиных и Репетиловых, тем слабее и тише будут звучать их голоса.




Top