Милостыня тургенев проблема. Сочинение по тургеневу милостыня

Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасӧ велӧдан канму учреждение

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)

Методическая разработка открытого урока по теме « И . С . Тургенев . Стихотворения в про зе

Выполнила: Шулепова О.Н.

преподаватель литературы

Сыктывкар

Урок по теме «Стихотворения в прозе». «Senilia». И.С.Тургенева.

Цели урока:

Обучающая: формирование положительной мотивации и готовности к восприятию нового материала; актуализация, закрепление и обобщение полученных знаний; самостоятельное конструирование новых знаний; дать понятие о стихотворениях в прозе;

Развивающая: учить студентов работать с текстом, анализировать его, выявлять тему и основную мысль, развитие навыков критического мышления, творческих способностей студентов, учить мастерству слова;

Воспитательная: учить сопереживать, нравственно оценивать мир, быть толерантным по отношению друг к другу.

Ход урока

1.Оргмомент.Приветствие.(Слайд 1)

Сообщение темы урока.

Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?

2. Этап постановки целей урока и мотивации.

Звучит романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное».

Это романс на стихи И.С.Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать всё новые страницы его творчества. Ознакомимся с понятием «Стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

Но для начала давайте вспомним, какие произведения автора вы уже знаете?

3.Этап подготовки к активному усвоению знаний

Давайте прочитаем эпиграф к нашему уроку(слайд 2)

Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихов сподряд:

тебе, вероятно, скучно станет…но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них,может быть,

заронит что-нибудь тебе в душу…

И.С.Тургенев

Объясним слова:сподряд, враздробь

Какой же совет он даёт своим читателям? Почему?

Эти строки взяты из сборника И.С.Тургенева «Стихотворения в прозе». А что такое стихотворение в прозе?Знаем? Нет.Вот это мы с вами сегодня и узнаем.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение-это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

Что же необычного в названии цикла?(Стихотворения в прозе)

Как вы думаете, к какому роду литературы будет относиться этот жанр?(Лирика)

Подберём термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика(выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой(близок к автору), жанры лирики(стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы(ритм, размер, рифма).Записываем в «фишбоун».

Построим определение термина «стихотворение в прозе»- небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишённое стихотворной организации речи.(запись в тетради)

Общие черты стихотворений в прозе:(слайд 4)

Автобиографичность, рассказ от первого лица

Исповедальность дневниковой записи

Философские раздумья

Доверительное отношение с читателем.

4.Этап осмысления.

А теперь познакомимся с историей создания сборника «Senilia.Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева (слайд 5)

« Стихотворения в прозе» были написаны И.С.Тургеневым в конце жизни, в 1878-1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека.

Первоначально сборник был назван «Посмертные», потом « Старческое», издатель М.М.Стасюлевич предлагал название «Зигзаги». Жанр своих произведений сам писатель определил ка «стихотворения без рифмы и размера».

«Senilia» («Старческое»), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи(вежливо выражаясь) старика»-писал Тургенев в одном из писем.За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.

Какая информация вам была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?

5.Определение сверхзадачи урока

О чём же размышляет писатель в конце жизни?

6.Читаем стихотворение «Милостыня»(используя приём чтения с остановками).

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… Он изнемогал.

-Кто этот старец? Куда он идёт?
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…

-Что он вспомнил?
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени;

-Кто это может быть? И что произойдёт дальше?

он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
- Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не отвечал - и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами… но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

-Что может произойти дальше?
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

- Как вы понимаете слово милостыня? Милостыня от слова «милость», что означает, что подали просто так, как дар, от сострадания.

-Почему старика осенила «тихая радость»? Потому что он понял, что до этого он был горд. Гордыня –это страшный грех. Есть два понятия: гордость и гордыня.

-Что такое гордость? Обоснованное чувство собственного достоинства, значимости, чести, в которых проявляется самоуважение человека к самому себе, а также любовь к своему народу, совей Отчизне.

Однако чрезмерное самопочитание, высокомерие, ложное чувство превосходства над другими, надменность-рождает гордыню.

-Какова тема стихотворения? Доброта, сострадание-это проблемы, которые важны только сегодня или всегда?-это вечные проблемы!!!

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни. Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

7.А теперь давайте прочитаем ещё одно стихотворение «Собака».

-Какова тема стихотворения?

Философские размышления, рассуждения о смысле бытия, о неразрывной связи природы и человека,показаны психологические переживания человека.

Что такое собака для человека и какими качествами она обладает?

Анализ стихотворения в прозе «Милостыня» И С. Тургенев
Стихотворение написано в мае 1878 года. В этом году И.С. Тургенев был избран вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. В 1879 Оксфордский университет присвоил Тургеневу степень доктора обычного права. Приезды Тургенева в Россию в 1878-1881 были истинными триумфами.
Цикл «Стихотворения в прозе» автор писал с 1877 по 1882г., в данном цикле представлены почти все основные темы его творчества. «Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
«Милостыня» рассказывает о бедном старике, который медленно идет по дороге. Идея этого произведения во взаимопонимании, умения понять и помочь словом или делом, не требуя награды.
Стихотворение «Милостыня» начинается с большой экспозиции: «Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал...
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль».
Она вводит читателя в мир героя, в мир его переживаний и душевной боли – он не может просить милостыню, это унижение для героя.
Завязка сюжета, по-моему мнению, начинается словами: «Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца».
Далее автор использует литературный портрет, но не главного героя, а человека, который его окликнул. «Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой». Автор особое внимание обращает внимание на глаза, если следовать мнению, что «глаза – это зеркало души», то у человека душа светлая (добрая). Такому человеку веришь, его хочется слушать, поэтому портрет предшествует важному для героя диалогу.
Основная мысль: «Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры». Основная мысль этих слов довольно сложна для понимания. Автор говорит читателю о том, что отдавая, мы делаемся чище, добрее. И принимая подаяния от людей, мы делаем добрый поступок – даём возможность этим людям стать чище, совершить благородное дело. Не все могут с этим согласиться, но герой понимает говорящего и принимает его истину. «Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез…»
Таинственный незнакомец успокоил старика, показал, что просить не стыдно: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде. И.С. Тургенев не говорит, кто был добрый человек: ангел или Иисус Христос, иллюзия или мысли вслух. Это решает читатель.
Думаю, что кульминация и развязка сюжета совпадают. Старик попросил милостыню, « купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость».
Я размышляла о том, как мало человеку нужно для счастья – доброе слово, но за этим стоит очень многое – понимание.
Литературная притча приглашает к размышлению. И.С. Тургенев учит понимать жизнь через иносказание. Особенности данного стихотворения в прозе: персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно; не отражены характеры; внимание автора отдано одной ситуации.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое..., взор пронзительный, но не злой».
Автор, используя просторечную лексику, создаёт стилистическую окраску текста. Разговорный стиль речи придаёт тексту конкретность, используется для словесной характеристики героя (шатаясь, лохмотья, прохожий, нищий).
Художественный стиль позволяет автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса ‒стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3).Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле..., но собирайте себе сокровища на небе...» (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21).Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам… И вот теперь у него нет куска хлеба...» (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26).Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал ‒веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет… возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172).Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
В тексте повторяется местоимение «он».
1.Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь… 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал…
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам...
Считаю, что в данном тексте лексический повтор выполняет функцию нарастания напряженности повествования.
Так же автор использует такую стилистическую фигуру как риторический вопрос. Его цель - привлечь внимание читателя к тому или иному явлению. «… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню?».
Хочу сделать следующий вывод из всего выше сказанного: мало родиться человеком, нужно воспитать в себе человечность. Самая мудрая милостыня – это когда человек принимает на свое иждивение какого-нибудь беспомощного человека.

Милостыня (И.С. Тургенев)

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. Он вспоминал...

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов... Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.

А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.

Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос...- Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.

И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил - и задумался.

Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами... но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце - а напротив: его осенила тихая радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ «Один день из жизни Ивана Денисовича». История создания. Особенности жанра. Композиция. Язык повествования. Автор в рассказе.

Методическая разработка урока по рассказу А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича»....

К.Г.Паустовский. Путешествие в литературный музей писателя. История создания рассказа «Телеграмма». Авторская позиция в рассказе.

Конспект урока.И.С.Тургенев. Цикл рассказов "Записки охотника". Роль пейзажных зарисовок в рассказе "Бежин луг". "

Урок сопровождается показом презентации.Главная цель- показать взаимосвязь человека и природы....

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Данный урок рассчитан на два часа (для класса с хорошей подготовкой). Он позволяет учащимся самостоятельно "добыть" ответы на поставленные вопросы. Предполагается как индивидуальная работа, так и анал...

Программой по литературе для общеобразовательных школ под редакцией В.Я.Коровиной

М., Просвещение,2006 предусмотрено лишь поверхностное знакомство с жанром притчи в русской литературе: в 6 классе при изучении “Маленького принца” А.де Сент-Экзюпери даются начальные представления о притче и в 9 классе при изучении рассказа А.И.Солженицына “Матрёнин двор” углубляется понятие об этом жанре. Мы считаем, что такого поверхностного знакомства явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Евангельские притчи читают герои романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, есть притчевое начало и в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, например, когда князь Андрей видит преображённый весной дуб. Поэтому научить детей воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить их увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

В этой связи нам кажется интересным и актуальным проведение урока внеклассного чтения “И учил их притчами…” Жанр притчи в Евангелии и русской литературе (древнерусская притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева “Милостыня”) в 10 классе. Место этого занятия в системе уроков каждый учитель может определить сам. Я провожу его как заключительный при изучении творчества И.С. Тургенева, по той причине, что творчество писателя предстаёт перед учащимися под другим углом зрения, предполагает диалог автора и читателя, учителя и ученика, даёт возможность постижения мудрости, воплощенной в слове. И это не громкие слова: на этом уроке дети не только знакомятся с неизвестной им ранее древнерусской притчей, но и находятся в самостоятельном поиске решения, выполняют задания, порой достаточно сложные, допускающие неоднозначность решения. Важно и то, что предлагаемый урок внеклассного чтения будет проведён учителем перед изучением романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, потому что десятиклассники будут иметь опыт осмысления притч, а значит, смысл притчи о воскресении Лазаря, приводимой в романе и имеющей первостепенное значение для понимания его основной идеи, будет постигнут глубже, глубже “раскроется” и сам роман.

Цель урока: осмысление жанра притчи с точки зрения богословия и литературы, определение основных особенностей евангельской притчи, сопоставление древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева “Милостыня” с целью определения, какая из них притча, а какая произведение с притчевым началом.

Теория литературы: притча (расширение понятия)

Ход урока

…Иисус говорил народу
притчами, и без притчи не говорил им.
(Евангелие от Матфея)

Слово учителя.

Иисус вышел в путь, чтобы проповедовать, учить и наставлять людей на путь истинный. Так и сам говорил ученикам: “Пойдём в ближние селения и города, чтобы мне и там проповедовать, ибо Я для того пришёл”. И, странствуя по городам, селениям, не мудрёными речами учил он людей, а рассказывал простые житейские истории, которые во множестве происходят в жизни каждого человека.

С давних времён на Руси полюбили притчи, толковали библейские и свои сочиняли. Правда, порой путали их с баснями. И уже в XVIII веке писатель Сумароков книгу своих басен назвал “Притчи”. Притчи и правда похожи на басни. Однако басня отличается от притчи. Как же трактуется понятие “притча”? О каком жанре идёт речь: о жанре философской, нравоучительной, религиозной или художественной литературы? Вот как трактуется это понятие лингвистами, богословами, литературоведами.

Словарная работа

На партах у уч-ся находится заранее подготовленная справка

Словарь русского языка в четырёх томах (Т.3, М.,1984, с.452)

Притча, - и, ж.

1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.

2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве

Словарь языка Пушкина(т.3, с.782)

1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня

2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.

Словарь библейского богословия

Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении

Литературоведческий словарь

Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.

Учащимся предлагается сопоставить определение притчи в разных словарях

В чём сходны определения притчи в разных словарях?

Важно прийти с детьми к пониманию, что все вышеназванные источники сходятся в одном, что “притча – маленький нравоучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам. Следует или не следует наставлениям. В притче как бы соединились два плана: видимый и невидимый. Всем виден внешний план, редко кому раскрывается тайный, внутренний, скрытый от глаз и слуха”.

Комментарий учителя

Главные действующие лица евангельской притчи, как правило, Бог-отец или Бог-сын, иногда оба. А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной истории, но всех людей на свете.… Да, не все извлекали уроки, немногие понимали смысл притчи в те далёкие времена и позже…

Рассмотрим основные черты евангельской притчи на примере притчи о сеятеле (распечатка текста притчи должна быть у каждого ученика, текст притчи выразительно читает заранее подготовленный ученик)

И поучал их много притчами, говоря: вот вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому, что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши, да слышит!

Как вы думаете, о чём эта притча? В чём её видимый и невидимый планы?

Что или кто кроется в притче за образом сеятеля?

Что обозначает зерно? А что почву?

После обсуждения можно предложить учащимся выслушать объяснение притчи, которое даётся в самом Евангелии: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого обозначает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тот час с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, иной в тридцать (Мф 13, 3-23).

И хотя Иисус как бы ограничивает сферу толкования притчи, но на деле такое точное указание на реальную область приложения позволяет применить притчу к бесконечному множеству конкретных ситуаций. Притчу о сеятеле можно понять и принять во все века, среди всех народов, и она всегда будет актуальна. Главный итог, к которому мы пришли,- объявляет учитель,- евангельская притча открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

Комментарий учителя

Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Следует заметить, что философская и религиозная притчи могут быть отмечены самой высокой степенью художественности, однако художественное в этих случаях не цель, а средство. Поэтому точнее говорить о притчевом начале в литературном произведении. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность, - могут проявляться в большей или меньшей степени. Если они проявляются достаточно полно, то перед нами притча, если же они ослаблены и притчей в точном смысле произведение назвать трудно, то можно говорить о том, что в нём проявляется притчевое начало.

Сопоставительный анализ. Обсудим это на конкретном примере древнерусской притчи о милостыне и стихотворения в прозе И.С.Тургенева

“Милостыня”.

Приводим тексты названных произведений (лучше, если у уч-ся будут распечатки текстов). В классе их выразительно читает заранее подготовленный ученик.

Притча о милостыне.

Некий царь любляше юношу своего, и давъ ему имения много, и приказа ему град. И это нача слуга царевъ имение царское держати. И ни один человек не прослезился от него во граде том. И нача милостыню творити из царския казны, нагия одевати, и гладныя и жадныя насыщати. И пребысть во граде том много лет, и милостину творяше много.

И нача ближние царевы царю доносити: “Казна твоя истощена из твоего града, на коем граде юноша твой любимы и верны”. И повеле царь к себе поставити юношу своего и нача глаголати: “Юноша, почему казна моя истощена?”. И возложи на него опалу. И глагола юноша царю: “Казна твоя полна во веки будет”. И повеле его в темницу заключити.

И тое нощи царь виде сон, устрашися велми, и возва к себе ближняя своя, и нача им сказывати свой сон: “Юже есмь видел сон же велми страшен. Как бы ко мне придох муж старейшина, и взя мя, и поведе мя и возведе мя в Царство небесное, и поведе мя по палатам преукрашенным. И приведе мя к палате велми украшена. И повеле мне подпись смотрити. И подписана полатка юноше верному моему. И глаголаша мне муж старейшина: “То юноша твои верные уготовил тебе, царю, место во Царствии Небесном именем твоим”

И возва к себе юношу из темницы, и плакася перед ним, и дав ему честь паче первыя – имение все во граде.

Богу нашему слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

И.С.Тургенев

Милостыня

Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.

Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.

Он вспоминал…

Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.

А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.

Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.

Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.

И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

Старик ничего не ответил – и задумался.

Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.

Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.

И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

Вопросы к классу:

Случайна ли близость названий прочитанных произведений? В чём их смысл?

Первое из них названо притчей. Найдите в нём качества, присущие притче. Достаточно ли чётко они проявляются?

В чём смысл притчи? (Юноша помог понять господину, что, раздавая добро своё, ты не теряешь, а преумножаешь его).

Как изображаются герои первой притчи? Используются ли средства художественной выразительности? (Герои изображены схематично, главное – донести до слушателей идею)

Обратите внимание на портрет старика. Почему он предшествует диалогу?

Как вы понимаете слова незнакомца? Кто он, по-вашему? (Он успокоил старика, показал, что просить не стыдно. И ушли стыд и боль, а осталась тихая радость в сердце старика: ведь это он не просит милостыню, он, в некотором смысле подаёт её, как и прежде).

Итоги урока

Евангельская притча отличается от других дидактических жанров. В ней не проповедуется однозначная мораль. Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как в случае со стихотворением в прозе И.С.Тургенева “Милостыня”.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру “Как я понимаю смысл притчи о милостыне и стихотворения в прозе “Милостыня”

(1) Вблизи большого города по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.

(2) Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочились и спотыкались, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь... (3) Он изнемогал.

(4) Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками, и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую седую пыль.

(5) Он вспоминал...

(6) Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам... (7)И вот теперь у него нет куска хлеба, и все его по кинули, друзья еще раньше врагов... (8) Неужели ж ему унизиться до того, чтобы милостыню? (9) И горько ему было на сердце и стыдно.

(10) А слезы все капали да капали, орошая седую пыль.

(11) Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидел перед собою незнакомца.

(12) Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.

(13) - Ты все свое богатство роздал, - послышался ровный голос... - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?

(14) - Не жалею, - отвечал со вздохом старик, - только вот умираю я теперь.

(15) - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, - продолжал незнакомец, - не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?

(16) Старик ничего не отвечал - и задумался.

(17) - Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.

(18) Старик встрепенулся, вскинул глазами, но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.

(19) Старик подошел к нему и протянул руку. (20) Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.

(21) Но за ним шел другой, и тот подал старику малую милостыню.

(22) И старик купил себе на данные гроши хлеба, и сладок показался ему выпрошенный кусок. (23) И не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.

(По И. С. Тургеневу)

Примеры выполнения задания:

Милосердие. Сострадание. Сочувствие. Как много слов уже сказали и как ещё много будет сказано о человечности и нравственности! Но, к сожалению, не все эти слова влекут за собой реальные действия.

В данном тексте И.С.Тургенев раскрывает проблему человечного отношения к тем, кто слабее, беднее, несчастнее – словом, к тем, кто в этом действительно нуждается.

Выдвигаемая автором проблема глубоко нравственная, затрагивающая очень важный аспект человеческой жизни – отношение к себе подобным. Писатель рассказывает о старике, отдавшем всё (богатство, здоровье) ради других, но ни о чём этот человек не жалеет...

(Евгения Р.)

Насколько искренне в наших сердцах возникает желание помочь ближнему? Возникает ли оно вообще?

Многие из нас помогают другим лишь потому, что обязаны человеку или не могут поступить иначе, ведь общество осудит. И.С.Тургенев раскрывает на примере старика проблему искренности милосердия. Писатель показывает нам, что если помощь ближнему идёт от чистого сердца, то она доставляет радость не только тому, кому ты помог, но и тебе самому…




Top