Минорная пентатоника на гитаре боксы табулатура. Что такое пентатоника? Обыгрывание со смещением

Цель этого урока - понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло .
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

  1. Что такое пентатоника?

    Пентатоника - это 5 звуков, пятизвучная гамма . Гамм из 5 нот много.

    Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

    В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

    Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае - это тоника (основной тон) пентатоники.
    Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
    Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

    Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
    В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

    Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

  2. Импровизировать в соло ещё проще, если запомнить.
    Что такое аппликатура?
  3. Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

    Начнём с мажорных пентатоник.

    Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно - «Ля».
    Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
    Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

    Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
    Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

    Другой вариант - и включать запись ритма в mp3,

    Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

    Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

    Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

    Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
    играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон, играя поверх музыки.
    В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады .

    Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
    Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

    От «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
    Играйте её и старайтесь запомнить.

    Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
    Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

    Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
    Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

  4. Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно - «Ми».

    Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

    Пентатоника, которую можно играть


    от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
    от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
    от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
    Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

    Пентатоника, которую можно играть
    от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
    от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

    Играйте две эти пентатоники вместе.

  5. Запишите музыку в других мажорных тональностях:

    Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

  6. Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру - схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:
  7. Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.
  8. Немного теории :

    Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
    Мажорная пентатоника - это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
    C D E G A C

    Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
    Минорная пентатоника - это минорная гамма без второй и шестой ноты:
    C Eb F G Bb C

  9. На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник , играя их поверх музыки минорных тональностей.

Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанементы к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре . Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε - пять) – гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am), она выглядит в таблатуре и на грифе вот так:

Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада .

Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму . Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью. Выглядит следующим образом:

Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:

В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по ссылке . Подобные фразы Вы сможете встретить в очень многих рок-рольных соло.

Если и есть музыкальная Библия у рок-музыкантов, то она начинается с главы о минорной пентатоники , более 90% гитарных блюзовых и роковых соло используют именно эту гамму. Минорная пентатоника, за что её любят гитаристы, обладает четким блюзовым звучанием. Ею можно обыграть многие аккордовые последовательности в минорных и блюзовых тональностях. В статье найдете ответы на такие вопросы:

  • что такое пентатоника,
  • как обозначается минорные и мажорные гаммы в музыке,
  • минорная пентатоника - что такое, как играть,
  • пентатоника ля-минор ,
  • минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе,
  • боксы пентатоники с примерами из гитарных соло.
Тема важная, но настолько объемная, что нет времени на лишние разговоры, поэтому только суть, только реальные примеры из реальных композиций.

Определение минорной пентатоники

Для импровизаций в блюзе и роке широко используется минорная пентатоника. Как ее получить? Необходимо выбросить из минорной гаммы (как вы знаете, это семь нот) вторую и шестую ступени (к примеру, из самой популярной гаммы «Ля-минор» нужно выбросить ноты «Си» и «Фа»). Как видите, всё очень просто.

Таким образом, минорная пентатоника - это минорная гамма из пяти нот («пента» - пять), в которой отсутствуют 2-я и 6-я ступени.

Особенность гитары - ее уникальный строй, позволяющий играть любые гаммы в одной и той же распальцовке, поэтому выучив,как играть пентатонику ля-минор, вы, сможете сыграть любую пентатонику, вопрос будет стоять только в начальном ладе на грифе.

Обозначается минор словом “moll” , тогда как мажор – “dur” . При обозначении тональности они прибавляются к названию тоники через дефис: ля-минор будет a-moll , а До-мажор – С-dur .

А теперь сравните a-moll и a-moll пентатонику :


Стоит отметить, что основная позиция (или бокс) минорной пентатоники в тональности Ля минор напоминает , так как строится вокруг него.


Выше изображен аккорд Am. а теперь пентатоника ля минор (a-moll)


Минорная пентатоника на гитаре в 1 боксе. Упражнения и примеры

Собственно вышеуказанная аппликатура и называется минорной пентатоникой в 1 боксе.
Если у вас возникнет вопрос, какие пальцы необходимо использовать, то учитывайте, что многие гитаристы вместо мизинца используют безымянный палец на первой и второй струне.


Разнообразить игру можно такими приёмами, как hammer-on, bend, pull-off, vibrato, slide. Зачастую гитаристы используют приём «бенд» первым пальцем – подтягивание струны вверх или вниз. Звучание обеих струн должно сливаться.

Обратите внимание на другие упражнения, которые помогут вам отработать минорную пентатонику и привыкнуть к её звучанию.





Помните, что большой палец левой руки во время подтяжек и вибрато должен обхватывать гриф сверху, а при hammer-on , pull-off и переменном штрихе – возвращаться в обычное положение. Когда вы освоите эти фразы, сыграйте их в других тональностях.
Самые распространенные риффы в первом боксе пентатоники , которые вы сможете сыграть без проблем:

AC/DC – «If You Dare»
Rage Against The Machine – «Bombtrack» и «Know Your Enemy»

Также вам стоит сыграть соло Aerosmith - Cryin" и Nazareth - Right Between The Eyes .


Найдите эти композиции и обязательно выучите.

Боксы пентатоники. Развитие традиционной роковой гитарной техники. Упражнения и примеры

Итак, вы научились играть первый бокс пентатоники . Однако это только начало. Как правило, гитаристы редко используют только первый бокс. В их распоряжении находятся минимум 2 и больше, причем в остальных боксах чаще всего используются первые 3 струны.

Обратите внимание, как выглядят первые пять боксов пентатоники в тональности Am


Чтобы выучить эти боксы, известный преподаватель Сергей Попов разработал несколько упражнений. Их общий принцип: «сделай много малыми средствами». С их помощью вы разовьёте силу и координацию пальцев левой руки.

В упражнениях обычно используется первый, второй и третий палец. Старайтесь их ставить так, чтобы они не давали звучать соседним струнам, слегка касаясь их. Если вы не собираетесь играть первую струну, приглушайте её безымянным пальцем правой руки. 4-я, 5-я и 6-я струны необходимо приглушать ребром ладони правой руки. Не напрягайте пальцы и мышцы предплечья.

Упражнение 1 – сочетание бенда и вибрато. После подтяжки играйте вибрато на ноте, к которой делали бенд. Все упражнение играется на 2 струне.


Упражнение 2. В нём вы будете тренироваться сочетать хаммеры и пулы, используя 2-ю струну.


Упражнение 3: «Вертушка» (закольцованный мотив) на 2 и 3 струнах. Играйте ее по всему грифу.


Упражнение 4. Та же «вертушка», но по трем струнам. Чтобы не сковывать руку, не нужно брать первым пальцем .


Упр. 5: «Вертушка» на 1 и 2 струне. Как и в предыдущей, 1-й палец не берёт баррэ.


Упр. 6. В этой «вертушке» нужно играть все ноты каждого бокса.


В завершение

Все эти упражнения помогут вам сыграть минорную пентатонику в различных тональностях, с использованием самых популярных приёмов. Пентатоника, сыгранная «насквозь», получается несколько аморфной, поэтому лучше использовать hammer-on, бенд, pull-off и т.д. Научившись их совмещать, вы украсите вашу игру. Разумеется, вам покорятся любые аккордовые последовательности в блюзовых и минорных тональностях.

Встретимся на концертах, под сочными подтяжками в минорной пентатонике !


P. S. Чуть не забыл. Под конец новости пару клипов с использованием минорной пентатоники в соло.




Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
  2. Сакура (японская народная песня)

  3. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
  4. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
  5. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.


      Дата публикации: 15 марта 1998 г.

П оговорим о пентатониках. Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие полутонов и звуков, образующих тритоны (то есть без IV и VII ступеней в натуральном мажоре и без II и VI ступеней в натуральном миноре).

Теперь проиллюстрируем, как выглядит пентатоника на грифе. Многие из вас наверняка смогут построить пентатоники на гитаре самостоятельно, но я все равно предлагаю пять аппликатурных моделей на каждую из пентатоник, чтобы вы смогли себя проверить (аппликатура - возможный вариант пальцев для исполнения, или, если хотите, "пальцовка").

Таблицы - это гриф гитары, стоящей перед вами, струнами к вам. Толстые струны слева, тонкие - справа. Красным квадратом обозначен основной тон пентатоники, он называется тоникой.

Вы, наверное, обратили внимание на тот факт, что таблицы минорной пентатоники полностью повторяют таблицы мажорной, с той только разницей, что тоника теперь другая. Почему это происходит? Все объясняет параллельность тональностей. Кто знаком с этой темой - тот уже все понял, для остальных поясню.

Мы с вами получили пентатонику, удалив из мажорной гаммы IV и VII ступени, а из минорной II и VI, поэтому правило параллельности мажорных и минорных тональностей подойдет и для пентатоник. А правило такое: параллельный минор строится на VI ступени мажора, сохраняя все его знаки при ключе, если таковые имеются. Есть еще одно соотношение. Вы можете отступить от тоники мажора на малую терцию вниз и получите тонику минора. Говоря простыми гитарными словами - отступить через два лада вниз по струне (имеется ввиду движение вниз по звуку).

Таким образом, у одной и той же пентатоники может быть два названия в зависимости от того, какую из ступеней вы примете за тонику. Одно название будет характеризовать мажорное наклонение, другое - минорное.

Теперь к делу. Предположим, что вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор (а для чего еще нужны пентатоники?), для этого вам надо найти ноту ля на любой струне, затем посмотреть на таблицы минорных пентатоник и отыскать квадратик на соответствующей струне. После чего расположите соответственно тонике остальные ноты пентатоники и начинайте играть все, что наболело.

Если обратите внимание, все пентатоники по ширине укладываются в четыре лада, кроме средней. Четыре лада - четыре пальца в игре у левой руки. Думаю, вы догадались, о чем идет речь. Такой способ, при котором каждый палец отвечает за ноту на своем ладу, называется позиционной игрой. В случае же со средней таблицей, предлагаю взять ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, первым пальцем (то есть указательным).

Для непосвященных хочу предложить некую стартовую систему. Поиграйте эти пентатоники гаммообразным движением от самой низкой ноты к высокой и наоборот с целью изучения материала. В процессе игры было бы неплохо знать название пентатоники, которую вы в данный момент играете. Это поможет вам быстрее находить нужные аппликатурные модели пентатоник.

После того как вы освоите эти фигуры в чистом виде, можно переходить к вариантам. Самый простой и поэтому традиционный способ проигрывания гамм - восьмыми нотами (имеются в виду длительности), когда на каждый удар метронома приходится поровну две ноты. Одна - на удар, другая - строго между ударами. Рассмотрим все это на примере ля-минорной пентатоники.

Возьмем, например, тонику (ноту ля) на третьей струне. Это будет второй лад. Посмотрите на таблицы аппликатур минорной пентатоники в начале статьи. Нас интересует последняя картинка. Именно здесь тоника находится на третьей струне. Возьмем ее указательным пальцем, получаем вторую (II) позицию. Начинаем играть с третьего лада шестой струны - это самый низкий звук данной аппликатурной модели.

Нижняя строка - табулатура - это гриф гитары. Внизу шестая струна, наверху - первая. Слева колки, справа корпус гитары. На линейках (струнах) обозначен номер лада, соответственно расположенной выше ноты.

Следующим вариантом может быть триоль, когда четвертная доля (расстояние от одного удара метронома до другого) делится на три равные части и три ваши ноты должны равномерно прозвучать за один удар. Здесь хорошо помогает вальс. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома:

Итак, пентатоника в триольной ритмике:

Теперь один из мелодических вариантов триольной пульсации, после изучения которого вы можете придумывать свои аналогичные упражнения.



Уметь играть пентатоники на гитаре и не уметь делать бэнд (bend) - подтяжку струны - это кощунство. Поэтому давайте учиться.

Начнем с того, что подтяжку можно делать на любой струне и любым из четырех пальцев левой руки (или правой, если вы используете нестандартный способ и играете на правую руку). В общем, вы прижимаете струну на любом ладу, извлекаете звук (проще говоря - дергаете струну), и тот палец, которым прижали струну, перемещаете поперек грифа в любом удобном для вас направлении. При этом струна должна продолжать звучать, а высота звука будет меняться. Обычно палец перемещают вверх, но, например, шестую струну тянуть некуда - гриф кончается, поэтому тянем вниз. Надо отметить, что бэнд делается не просто так. Чаще всего используют тоновые подтяжки, то есть вы тянете струну до тех пор, пока не зазвучит нота, отстоящая на тон выше исходной. Можно также использовать обратный вариант, когда извлекается звук из уже подтянутой струны, после чего палец опускает звучащую струну в обычное состояние. Таким образом звук плавно переходит из высокого в низкий. Естественно, можно комбинировать эти два способа. Прижали струну, извлекли звук, сделали подтяжку, отпустили подтяжку, струна при этом должна звучать.

Учиться играть бэнд лучше в средней части грифа; там струна менее упруга и поэтому легче тянется. Возьмем для примера уже известную нам ля-минорную пентатонику, только с тоникой на шестой струне. Это будет первая таблица в разделе минорных пентатоник и играть мы ее будем в V позиции, т. е. начинать с пятого лада шестой струны. От первой до второй ноты данной фигуры полтора тона, поэтому от подтяжки воздержимся. От второй до третьей - тон; ее можете подтягивать (шестую струну - вниз). Прижимаете второй звук 4-м пальцем (мизинцем) и подтягиваете струну до звучания следующей ноты данной пентатоники. Проверить это можно, проиграв после подтяжки реальный третий звук на 5-й струне. В свою очередь, третий звук можно также подтянуть до звучания четвертого, так как между ними один тон. И так далее. Если от ноты, которую вы играете, до следующей ноты по порядку интервал 1 тон, можете делать бэнд.

Аналогично вы можете поступить и с остальными аппликатурными моделями. Разумеется, это лишь материал, которым можно пользоваться, а остальное (музыкальные фразы, мелодические и ритмические комбинации и т.п.) будет зависеть от вашей фантазии, вкуса, чувства меры и опыта (я имею ввиду музыкального, конечно).

Самый простой тренинг, который всегда под рукой - это шлягер по радио или на записи. Включаете его - и вперед! Сложность в том, чтобы определить тональность, в которой он звучит. Я думаю, что, если сразу не получилось, то после нескольких попыток, опытным путем, методом проб и ошибок, вам удастся слиться в едином музыкальном порыве со звучащей информацией. Удачи!




Top