Мир Матрёны, окружающая обстановка. Взаимоотношения Матрены и окружающих (родни, соседей, правления колхоза) в рассказе Солженицына «Матрёнин двор Чего не было в её жизни

Действия рассказа Александра Солженицына разворачиваются в 50-ые годы 20 столетия в далекой от цивилизации российской деревушке. Это были времена тоталитарного режима, когда на долю простого народа выпало немало трудностей.

Главная героиня произведения – Матрёна, простая добрая женщина, которая является примером праведного человека, не изменяющего своим принципам.

Судьба Матрёны – это художественное отображение трагической судьбы многих русских женщин 20 века. Героиня пережила войну, потеряла любовь и всех своих детей. К тому же, в старости ее мучила какая-то болезнь. Но, тем ни менее, женщина не озлобилась, а наоборот еще больше стремилась сделать людям больше добра. Это яркий пример праведного поведения: когда человек отдает многое, не получая ничего взамен.

Матрёна живет по принципу: ни добра, ни труда своего не жалеть для других. Она всегда помогает односельчанам, когда ее просят. Но взамен она получает лишь насмешки. Почему же окружающие не понимают героиню? Причина кроется в разности мировоззрения.

– добрая душа, скромная работящая женщина. Она не считала свои поступки значительными и не ждала за них благодарности. Когда надо было, к примеру, помочь соседке вскопать огород, то она бежала к ней, забыв даже о болезни. О деньгах не шло даже и речи, Матрёна не требовала их ни от кого, хотя в них имела нужду. Вот это и есть настоящее бескорыстие!

Однако окружение главной героини – это в основном люди выродившиеся, расчетливые и лишенные сострадания. И поэтому они не могут понять, что бескорыстие Матрёны – это проявление высокой духовности. Для них бескорыстие – это всего лишь проявление глупости, наивности.

Взаимоотношения окружающих с Матрёной носят практичный негуманный характер. Они просто используют доброту героини, при этом насмехаясь над ее бескорыстием.

Особенно ужасно поступает с Матрёной ее бывший возлюбленный Фаддей. Когда-то они хотели пожениться, но их разлучила война. В деревне думали, что пропал без вести – и поэтому через время Матрёну сосватали за его младшего брата Ефима. Однако оказалось, что мужчина жив и вернулся в родную деревню. Узнав о свадьбе брата и любимой, он озлобился - и женился на другой женщине с таким же именем - Матрёна. Свою жену он не любил и часто избивал.

К первой Матрёне у него остается интерес, но тоже корыстный. Он требует отделить ему от ее избы горницу, чтобы отдать дочери Кире, которую Матрёна воспитывала когда-то как родную. Старику наплевать на то, что изба может разрушиться, ведь он жаждет получить для себя выгоду.

Взаимоотношения Матрёны и окружающих носит практичный характер со стороны окружающих и бескорыстный со стороны Матрёны.

И все-таки есть в рассказе человек, который понимает Матрёну – это . Он такой же одинокий и неприкаянный, как и она. Придя однажды в ее двор, Игнатьич осознает, что нашел то укромное место, где душе будет спокойно. А в лице Матрёны он увидел понимающего собеседника.

(по рассказу А.И. Солженицына "Матренин двор")

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста

Н.Рубцов

Цель: п ознакомить учащихся с творчеством А.И. Солженицына; помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть; подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли Русской; задуматься над смыслом жизни человеческой.

Оборудование к уроку: портрет А.И. Солженицына, выставка его произведений; фотография Матрены Васильевны Захаровой; фотография ее избы.

Ход урока

1. Организационный момент. Цель урока

2. Вступительное слово учителя: Сегодня на нашем уроке, уроке-размышлении, мы будем говорить не только о произведении Александра Солженицына, но и о России, о русском человеке, о русском народе. Мы будем говорить о смысле жизни человеческой, о смысле нашей с вами жизни.

Вопрос: “Как жить на земле?” рано или поздно встает перед каждым человеком. А нужно ли думать над тем, “ как жить на земле?” Разве это не все равно – кто как живет?

Один из ответов на вопрос, “как жить на земле?”, мы постараемся найти у Александра Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

3. Краткое сообщение о писателе и его творчестве, подготовленное учеником.

Учитель: Путь писателя, озабоченного правдой, который избрал Солженицын, требовал не только бесстрашия - это был и самый трудный творческий путь. Большая судьба оказалась у рассказа “ Матренин двор”, который как бы продолжает лесковские повествования о русских праведниках. Лесковский герой, очарованный странник, Иван Флягин – один из тех праведных, без которых “несть граду стояния”. С его судьбой мы познакомились в прошлом году на уроках по творчеству Николая Лескова; переживая его судьбу, мы пришли к выводу, что именно он является одним из праведников земли Русской. Рассказ “Матренин двор” имел исходное название “Не стоит село без праведника”. Такое нейтральное название предложил А. Твардовский ради публикации. Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области.

4. Рассказ ученика о “Владимирской странице” Солженицына

Учитель: о брести душевное равновесие, доверие к себе и ближнему помогает зоркий, внимательный взгляд Солженицына, умеющий в самых неблагоприятных обстоятельствах заметить драгоценные проблески доброты, бескорыстия, самопожертвования в душе русского человека. Такова героиня рассказа Матрена Васильевна Григорьева.

5. Работа с текстом произведения (анализ пролога и 1 главы)

О Матрене Васильевне мы узнаем из рассказа героя - повествователя, единственного человека, понявшего и принявшего Матрену. Повествователь близок автору, однако не равен ему. Автор намеренно подчеркивает это дистанцирование от героя-рассказчика, давая ему “имя -отчество” Игнатич.

Что узнаем мы о нем из пролога?

Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной? (Матрена не входит в число “претендентов”, могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины, водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: “Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...” Не такой, как у всех, и дом Матрены - весь быт ее тоже как бы помечен печатью “странности”. (Описание избы.)

Хочет ли Матрена заполучить такого “выгодного” постояльца?

Подтвердите свой ответ цитатой из текста.

Да, для жителей села она - никудышная хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме, герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.

Как проходит обычный день у Матрены?

Какую историю “колотной житенки” Матрены поведал нам автор-рассказчик?

(Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь-болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

Подтвердите свой ответ примерами из текста.

(Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо. )

Какое было у нее верное средство вернуть себе доброе расположение духа?

Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”.

Как относится Матрена к работе?

Не так, как все, относится Матрена к работе: для нее это понятие синонимично радости, отдыху, лекарству от всех недугов.

Как используют ее труд окружающие люди?

Бескорыстно помогает она соседкам, искренне восхищаясь размерами чужой картошки.

“Сердилась Матрена на кого-то невидимого”, но зла на колхоз не держала. Более того - по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за работу.

Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти, а просто констатируют факт: “Товарищ Григорьева! Надо будет помочь колхозу! Надо будет завтра ехать навоз вывозить! И вилы свои бери!”, “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. Картошку будем докапывать”. Никогда не была ей работа в тягость, “ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда”. И бессовестно пользовались все окружающие Матрениным бескорыстием.

- А что такое бескорыстие

Бескорыстный - чуждый корыстных интересов. Корысть - выгода, материальная польза.

Как относятся к Матрене окружающие ее люди?

Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом “с презрительным сожалением”. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием - и дружно осуждали ее за это.

Были ли в жизни Матрены минуты радости?

Вывод: Матрена Васильевна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств. Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности.

6. Анализ 2 главы

Прочитайте начало 2 главки и ответьте на вопрос: какие отношения сложились между Матреной и рассказчиком?(Рассказчик и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого друг друга, не расспрашивают о нем.)

Найдите и прочитайте описание внешности Фаддея?

Что разрушает эту тишину, привычный устой их взаимоотношений?

На что акцентирует внимание читателя автор? Какой “говорящий” эпитет характеризует этого героя? (Солженицын виртуозно описывает внешность персонажа одним-единственным прилагательным “черный” - употребил его 6 раз подряд! И каждый раз оно воспринимается как новый изысканный эпитет.)

Вывод: Приход Фаддея разрушает эту тишину, привычность, устойчивость настоящего, прошлое внезапно напоминает о себе.

Горячее, незабытое, оно, оказывается, не исчезало, просто притаилось до срока. И срок пришел. Прошлое неожиданно осветило всю жизнь Матрены новым, трагическим светом. Перед нами появляется другая, еще не знакомая нам Матрена. Она, кажется, меняется даже чисто внешне: “Я откинулся - и в первый раз совсем по-новому увидел Матрену...” Именно в этот вечер Матрена полностью раскрывается перед Игнатичем.

7. Инсценирование эпизода “Рассказ о прошлом”

Рассказывая о своем прошлом, Матрена как бы заново переживает эти события. “Так в тот вечер открылась мне Матрена сполна. И как это бывает, связь и смысл ее жизни, едва став мне видимыми, - в тех же днях пришли и в движение”.

Что изменило обычный образ жизни Матрены?

Почему Матрене тяжело решиться отдать своей воспитаннице завещанную горницу при жизни?

Почему “не спит она две ночи”, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Свой ответ подтвердите цитатой из текста. (Матрене не жалко саму горницу; ломка дома воспринимается ею как ломка всей ее жизни)

Почему читатель верит ей?

Почему он чувствует, что события действительно закончатся трагически?

Попробуйте, ребята, поискать эти авторские “подножки”, подставленные читателю. (Вспомните загадочное начало рассказа - о поездах, сбавляющих по непонятным причинам ход на одном из железнодорожных переездов; страх Матрены перед поездом; пропажу святой воды (плохое предзнаменование!) на Богоявление; исчезновение колченогой кошки.)

Зачем Матрена бросается вдогонку за санями?

Что поведала нам подруга Маша о последних минутах жизни Матрены, о произошедшей трагедии на переезде?

Учитель:

Вот и не стало Матрены. “Убит родной человек”, - не скрывает своего горя герой-рассказчик.

Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.

Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?

Вывод: Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало - близкая подруга, “вторая” Матрена и воспитанница Кира. Все остальные лишь изображают горе, за текстом их плачей и причитаний явственно ощущается желание заполучить наиболее выгодную часть наследства. Фаддей вообще не приходит на похороны - он занят спасением горницы. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная.

Учитель: автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее, так до конца ее и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены. И рассказ - это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая и его самого. Он преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

8. Выразительное чтение финала рассказа

Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?

В чем смысл слова “праведник”?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль “Толковый словарь живого великорусского языка”.)

Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов “Толковый словарь русского языка”.)

Праведник

    У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

    Человек, ни в чем не погрешающий против нравственности.

Учитель: в статье “Раскаяние и самоограничение” Солженицын обозначит некую меру праведности, непрерывно возрастающую в одних и недоступную другим:

“Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, - это - праведники, мы их видели, удивлялись (“ чудаки”), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину”.

Солженицын помог нам увидеть в простой русской женщине великую душу, увидеть праведницу.

Попробуйте, ребята, нарисовать словесный портрет Матрены?

Автор не дает нам точного описания внешности своей героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором - “лучезарная”, “добрая”, “извиняющаяся” улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Много раз Александр Исаевич пытался заснять Матрену непринужденной, улыбающейся, но ничего не получалось. “Увидев на себе холодный взгляд объектива, Матрена принимала выражение или натянутое, или повышенно-суровое. Раз только запечатлел я, как она улыбается чему-то, глядя в окошко на улицу”. Фотография эта сохранилась. Глядя на нее, испытываешь какое-то тревожное чувство узнавания. Это простое, доброе, русское лицо, знакомое, кажется, до последней черточки. Именно такой и могла быть Матрена из рассказа, с неловкой, словно неумелой, улыбкой, мудрыми, спокойными глазами, с какой-то удивительно естественностью, подлинностью, что озаряется на лице - или лике? - светом, идущим откуда-то из глубины, из души. “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей”. Лучше Солженицына не скажешь. И в этом, наверное, есть главная загадка ее лица - в нем Совесть . Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой “двор”. В чем по-вашему, ребята, заключается смысл заглавия рассказа “Матренин двор”?

Вывод: Матренин двор - это есть Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали еще Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

С гибелью Матрены рушится ли этот мир?

Кто сможет защитить “Матренин двор”? (Этот вопрос сложный, он еще раз возвращает нас к переосмыслению нашего разговора о смысле жизни.)

Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?

Возможно ли праведничество в нашей жизни и знаете ли вы людей, которых можно назвать праведниками?

Слово учителя: Ныне, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров, сама мысль о том, что в наше неспокойное время возможны подобные люди, покажется некоторым абсурдной. Тем не менее это так. И я никогда не соглашусь с утверждением, что русский человек за последние десятилетия нравственно выродился и совершенно утратил присущую ему некогда духовную самобытность. Не соглашусь, прежде всего, потому, что убеждена: никакие самые страшные потрясения не могут за столь короткий исторический срок полностью уничтожить духовность народа, изуродовать, извратить - да, но не уничтожить. Да к тому же если бы это было так, то разве сохранились бы в нашей литературе странные люди, блаженные, праведники, не подмятые, не сломленные ни системой, ни идеологией?

Вывод: Жизнь и судьба каждого из них являются для нас настоящими уроками жизни - уроками добра, совести и человечности.

Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы (читает ученица.)

В нашей жизни, прекрасной и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора.
Призадуматься и присмотреться,
поразмыслить, покуда живой,
что там кроется в сумерках сердца,
в самой черной его кладовой.
Пусть твердят, что дела твои плохи,
но пора научиться, пора
не вымаливать жалкие крохи
милосердия, правды, добра.
Но пред ликом суровой эпохи,
что по-своему тоже права,
не выжуливать жалкие крохи,
а творить,
засучив рукава.

Учитель: д ействительно, добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Матрена, героиня Солженицына, не преследует никаких личных целей, не ждет ни вознаграждений, ни благодарности, а совершает добро по внутренней потребности, потому что не может иначе. Она как бы излучает чистый свет добра. Доброта творится человеком в человеке и человеком в самом себе.

Каждый добрый поступок, слово, желание бессмертны...

Прожить жизнь праведно - как просто и как невозможно трудно.

9. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос

“О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына “Матренин двор”?

С.А.Галкина

МОУ «СОШ №3 с углублённым изучением

отдельных предметов»

Литературно-музыкальная композиция

«Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!..»

Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

А. Твардовский.

Вступительное слово учителя: В. О. война против фашистской германии (1941-1945 гг.) явилась одним из самых крупных и значительных событий истории нашей страны, оставившим глубочайший, неизгладимый след в сознании и психологии народа, в его литературе и искусстве. В военные годы получили развитие все жанры поэзии. Стихи и песни военных лет поддерживали патриотический дух и ковали победу. После войны поэты с болью в душе вспоминали об ушедших из жизни товарищей, хранили память о об этой жестокой войне и завещали потомкам помнить.

1 уч. Такою все дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось

(С. Щипачев)

Год 1941-й, 22 июня. От Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолетов наши города».

2 уч. (под фонограмму песни «Священная война»)

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает как волна

Идёт война народная –

Священная война!

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Насильникам, грабителям,

Мучителям людей.

Пусть ярость благородная

……………………………

(В.И.Лебедев-Кумач)

3 уч. Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь.

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим и от плена спасём.

(А.А.Ахматова)

4 уч. Надпись защитников Брестской крепости на стене: «Нас было пятеро: Седов, Грутов И., Боголюб, Михайлов, Селеванов В. Мы приняли первый бой 22 июня 1941 – 3ч. 15 мин. Умрём, но не уйдём!»

Разве погибнуть ты нам завещала,

Разве для смерти

рождаются дети,

Разве хотела ты

нашей смерти,

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Просто был выбор у каждого:

Самое лучшее и дорогое –

Горе твоё –

это наше горе,

Правда, твоя –

это наша, правда,

Слава твоя –

это наша слава,

(Р. Рождественский)

7 уч. Ах, война!

Что ж ты, подлая, сделала!

Вместо свадеб –

Разлуки и дым,

наши девочки платьица белые

раздарили сестрёнкам своим.

Сапоги –

ну, куда от них денешься?

Да зелёные крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведём с ними счёты потом.

Пусть болтают,

что верить вам не во что,

что идёте войной

До свидания, девочки!

Постарайтесь вернуться назад.

(Б.Окуджава)

8 уч. Дождём и снегом сеет небо.

А ты лежишь. И потом взмок.

И лезет в душу быль и небыль,

Гремит не сердце, а комок.

Почти минута до сигнала,

А ты уже полуприсел.

Полупривстала рота. Встала.

Полупригнулась. Побежала…

Кто – до победного привала,

кто в здравотдел, кто в земотдел

(Владимир Жуков.)

Когда на смерть идут – поют,

А перед этим можно плакать.

Ведь самый страшный час в бою –

Час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

И почернел от пыли минной.

И умирает друг.

И значит, смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черёд.

За мной одним идёт охота.

Будь проклят, сорок первый год

И вмёрзшая в снега пехота.

Мне кажется, что я магнит,

Что я притягиваю мины.

И лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

(Семён Гудзенко)

10 уч. Мне ворон чёрной смерти не пророчил,

Но ночь была, и я упал в бою…

Свинцовых пуль трассирующий росчерк

Окончил биографию мою.

Сквозь грудь прошли расплавленные пули.

Последний стон, зажав тисками скул,

Я чувствовал, как веки затянули

Открытую солдатскую тоску.

И как закат, отброшенный за хаты,

Швырнул в глаза кровавые круги,

И как с меня угрюмые солдаты

Неосторожно сняли сапоги…

Но я друзей не оскорбил упрёком.

Мне всё равно. Мне не топтать дорог,

А им – вперёд. А им в бою жестоком

Не обойтись без кирзовых сапог.

(Виктор Гончаров)

Звучит песня В. Высоцкого «Он не вернулся из боя»

14 уч. В полях за Вислой сонной

Лежат в земле сырой

Сережка с малой Бронной

И Витька с Моховой.

А где-то в людном мире

Который год подряд

Одни в пустой квартире

Их матери не спят.

Примерная программа

... задачами ... произведения . Эпос и лирика в музыке Бородина . Опера «Князь Игорь ». Краткая история создания оперы ... к «Слову о полку Игореве ». Представление учащимся древнего... ария Игоря , ария ... живописью и архитектурой, театром и хореографией. Знакомство ...

  • Учебного курса по музыке Для 7 классов

    Рабочая программа

    ... оперу «Князь Игорь » одним из произведений , которые составляют славу русской музыки? 24.09 5 Опера А.П.Бородина «Князь Игорь ... знаний Познакомить учащихся с современным прочтением произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве » в жанре...

  • Книга I. Роза мира и её место в истории глава роза мира и её ближайшие задачи

    Документ

    ... знакомства ... * Ару - шрастр... Слово о полку Игореве " - произведение ... князя ... Игорь Северянин... задач Розы Мира - задач ... в произведение живописи нечто... опере Бородина . ... слово "интернат". Никакой изоляции учеников от жизни такой интернат не предполагает. Учащихся ...

  • Сергеева Г. П. С 32 Искусство. 8-9 классы: учеб для общеобразоват учреж­дений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская

    Учебник

    Предназначен для учащихся 8-9 ... разные задачи : ... знакомство с различными произведениями ... оперные арии , ... плакаты, произведения живописи , музыкальные... оперы «Князь Игорь » на музыку А. Бородина ... «Слова о полку Игореве ...» эпизоды, созвучные фрагментам оперы и...

  • В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

    «Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

    «Матренин двор» разделён на три части:

    1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
    2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
    3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
    4. Главные герои

      Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

      У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

      Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

      Темы и проблемы

      Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

      Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

      Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

      Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

      Идея

      Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

      Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

      Народный характер в произведении

      Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

      Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    ТЕМА УРОКА : «ПРАВЕДНИЦА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

    (по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор»).

    Тип урока : урок-исследование

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. помочь ученикам задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, чуткость, совесть, человечность.
    2. «вслед за автором» проследить за судьбой русской женщины, которая выдержала суровые испытания жизни и сумела сохранить добрую и отзывчивую душу;
    3. выяснить, какие качества позволили автору назвать героиню праведницей земли Русской.

    МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ:

    1. рассказ А.И.Солженицына «Матрёнин двор»;
    2. портрет писателя;
    3. аудиозапись рассказа «Матрёнин двор»;
    4. мультимедийная презентация по теме урока.
    5. печатная таблица «Способы создания образа героя».

    ХОД УРОКА.

    Эпиграф:

    До конца,

    До тихого креста

    Пусть душа

    Останется чиста!

    Н. Рубцов.

    1 .Рефлексия. Создание проблемной ситуации на уроке.

    Слово учителя под медленную композицию.

    Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

    Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

    Я ищу человека, - ответил Демосфен.

    Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

    Человека, - снова ответил Демосфен.

    Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

    Я ищу человека…

    Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

    (Помните, что при ответе на вопросы вы берете се6е жетоны, по количеству которых будет выставлена оценка в конце урока).

    Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

    Че-ло-век с большой буквы? Как он должен жить? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся найти у Александра Исаевича Солженицына, потому что настоящий писатель думает о жизни, понимает жизнь и людей глубже.

    2. Сообщение темы и целей урока (слайд №1)

    Работа с эпиграфом (записать в тетрадь - проверка в конце урока ). - А что такое эпиграф? Для чего он нужен?

    В чем его смысл и насколько удачно он подобран, мы поговорим в конце урока, когда будем подводить итоги.

    3. Проверка д/з. Опрос по содержанию.

    Часто о содержании произведения говорит обложка книги. В разные годы, в различных издательствах выходил в свет рассказ «Матренин двор». Разными были и обложки (слайд №2 - №4) Посмотрите (слайд №5), какая из обложек, по-вашему, ярче, точнее, глубже отображает содержание рассказа?

    Что вы изобразили бы на обложке, будучи иллюстратором? А какие самые запоминающиеся эпизоды рассказа проиллюстрировали бы?

    4. Работа с текстом произведения.

    Итак, произведение вами прочитано, обратимся к его началу.

    Рассказчик, возвращаясь из заключения, решает поселиться («затеряться», как он сам говорит) «в самой нутряной, кондовой России» (слайд №6 )

    Сл. раб. - нутряной - внутренний; кондовый - исконный, сохранивший старые обычаи, устои) и судьба сводит его с Матреной Васильевной Григорьевой. (Тетрадь разделите на две колонки: в первую будете записывать черты характера Матрены, во вторую - способы и приемы создания её образа. Записи в тетрадь будете делать по ходу всего урока).

    Вспомните, при каких обстоятельствах происходит первое знакомство автора и читателей с Матрёной?

    Почему она не входит в число «претендентов», которые могли бы пустить к себе постояльца? Хочет ли Матрена заполучить такого выгодного жильца? О чём это говорит? Как объясняет причину отказа?

    Для жителей села Матрена - никудышняя хозяйка, не имеющая возможности хорошо принять гостя в своем запущенном доме. Но герой-повествователь вдруг чувствует, что эта жизнь внутренне близка ему - и остается жить у Матрены.

    Чем же старая крестьянка, простая труженица привлекла внимание рассказчика? Познакомимся с ней поближе.

    Для этого вспомните способы создания образа героя произведения (таблица)

    Отвечать будете по группам.

    5 . Работа в мини-группах, каждой - карточка с заданием

    (карточки прилагаются)

    Обратите внимание, что знакомство с героиней начинается с её дома, её избы (слайд №7) Солженицын продолжает традиции русской литературы: мир Турбинных в пьесе «Белая гвардия» был описан Булгаковым через их дом; с описания дома Мелеховых начинается «Тихий Дон» Шолохова.

    Что же представляет собой изба (слайд №8), в которой поселился Игнатич?

    Карточка: 1 гр. Интерьер как способ создания характера.

    Что же представляет собой изба, в которой поселился Игнатич?

    На какие важные детали в её описании обращает наше внимание автор? - Кто населяет избу Матрены?

    - На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    Карточка: 2 гр. Портрет как способ создания характера.

    - Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

    Какими средствами выразительности пользуется автор, рисуя образ героини? (заполняется вторая колонка тетради)

    «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей, » - прямо заявляет автор.

    В чем особенность речи героини?

    Карточка: 3 гр. Речь как способ создания характера.

    Проследите за речью героини. В чем особенность её речи героини? (обратите внимание на тон, тембр речи.)

    Приведите примеры использования ею просторечной, диалектной лексики.

    Как характер Матрены раскрывается в её речи?

    Каково отношение героини к православной вере? (1колонка тетр.)

    4 гр. Отношение к православной вере.

    - Найдите страницы рассказа, которые описывают отношение Матрены к православной вере.

    По каким христианским заповедям живет героиня?

    Как проходит обычный день у Матрены? В чем смысл её жизни?

    Карточка: 5 гр. Жизнь и быт Матрены.

    - Как проходит обычный день у Матрены? Чем она занимается?

    Как относится к работе? Есть ли у неё средство вернуть себе доброе расположение духа?

    В чем смысл её жизни? Готова ли она помочь другим? Просит ли что-то взамен?

    - Как называется такое качество? (первая колонка тетради - бескорыстная)

    А к ней как относятся окружающие?

    Карточка: 6 гр. Отношение окружающих к героине.

    - Как к Матрене относятся окружающие:

    Родные,

    Соседи,

    Правление колхоза?

    - «Много накопилось в тот год обид у Матрены». О каких обидах героини рассказывает автор?

    Много горя и несправедливости пришлось вынести Матрене на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа, непосильный труд в деревне, тяжелая немочь - болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.

    Обозлилась ли на этот мир Матрена, столь жестокий к ней?

    Не обозлилась Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет её лицо (1 кол. тетр.)

    Таков её мир, так она живет. Но приход Фаддея разрушает установившийся быт, покой, тишину. Почему?

    6. Именно в этот вечер Матрёна полностью раскрывается перед Игнатичем.

    Инсценирование эпизода .

    Важную роль в раскрытии идеи произведении часто играет цветопись.

    Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрены? Почему?

    7. Работа с учебником.

    И еще один прием, с которым мы встречаемся впервые, использует автор в описании героини. Откройте стр. 323 учебника, прочитав со слов «Обратив внимание…», сделайте вывод: что лежит в основе этого литературного приема? (част. НЕ, какая она? А отрицает ли автор? Нет утверждает.)

    «Утверждением через отрицание» называется этот прием (тетрадь)

    Не жалко Матрене горницы, «жутко ей было ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет, » - пишет автор. Она отчётливо понимает: «…было это - конец её жизни всей».

    Каковы причины гибели Матрёны?

    Вот и не стало Матрёны. «Убит родной человек, » - не скрывает своего горя рассказчик.

    Как относятся к её смерти в деревне?

    И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Автор признаёт, что и он, породнившийся с Матреной, так до конца её не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним величественный и трагический образ Матрены.

    8. Анализ финала рассказа. Звучит аудиозапись финала рассказа в прочтении самого автора.

    Как вы понимаете эти слова? В чём смысл слова «праведник»? (слайд №9)

    Кстати, первоначальное название рассказа, данное самим Солженицыным, звучало так: «Не стоит село без праведника» (слайд № 10) Это потом, по цензурным соображениям, он был переименован.

    Можем ли мы назвать нашу героиню праведницей? (Какая запись получилась у вас в тетради в первой колонке?)

    Ответьте теперь на вопрос: «Насколько удачно подобран эпиграф к нашему сегодняшнему уроку?» Отражает ли он характер героини?

    Нужны ли, по-вашему, такие праведники в нашей жизни?

    Но на этот вопрос вы ответите дома, еще раз вспомнив те уроки доброты, совести, человечности, которые преподал нам А.И.Солженицын.

    Дом. зад . (слайд №11)

    9. Дом. задание вы получили; посчитав жетоны, поставьте в дневник оценку за свою работу на уроке.

    10. Итог урока.

    Релаксация. Возьмите за руку соседа по парте и послушайте песню в исполнении ваших одноклассниц, которая, по-моему, созвучна теме урока (или аудиозвучание композиции Б.Окуджавы «Молитва»)

    Урок разработан Провозиной Викторией Викторовной, учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 ст. Новопокровской Краснодарского края

    Личные координаты: 353020 Краснодарский край, ст.Новопокровская,ул.Железнодорожная,32

    e-mail: [email protected]




    
    Top