Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения. От чего зависит цена афиш








Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные конкурсы (литературные, музыкальные, артистов балета, театральные, джазовые), фестивали искусств. «Аида» в древнем амфитеатре Вероны г.




Мадонна с младенцем (Мадонна Бенуа) 1478 Леонардо да Винчи











Вот уже более 55 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.









Домашнее задание 1. Учебник стр, подготовиться к тесту. 2. Индивидуальное задание: представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края; предложите свой вариант афиши конкурса; подберите материал об исполнителях и конкурсах (фестивалях, проектах).


Список используемой литературы: Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 89 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009 Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. Программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, jpg jpg html jpg jpg jpg jpg jpg %20%EF%EE%F1%EB%E5%E4%ED%FF%FF%20%E2%E5%F0%F1%E8%FF_4. jpg %20%EF%EE%F1%EB%E5%E4%ED%FF%FF%20%E2%E5%F0%F1%E8%FF_4. jpg jpg jpg jpg

Одним из наиболее эффективных методом рекламы и пиара вне интернета является печать афиш и их последующая расклейка. Актуально для анонсов фильмов и концертов, спектаклей, других мероприятий, объявления о распродажах, открытии магазинов и ресторанов, других заведений и т.д. В большинстве случаев, афиша, это анонс того, что будет или приглашение посетить некое событие проходящее прямо сейчас. Что эффективнее? В идеале – комбинация. Одни люди запомнят или запишут информацию на будущее. Другим лучше напоминать. Поэтому нет одного идеального решения.

Афиша отличается от других видов рекламной и информационной полиграфии тем, что она, в отличие от различных листовок, всегда односторонняя. Связано это не с размерами изделия, а с тем, что оно всегда клеится или крепится кнопками на какую-либо поверхность. Поэтому, делать печать двухсторонней просто нет смысла.

В зависимости от потребностей клиента, можно изготовить чёрно-белую афишу или в несколько цветов/полноцвет (CMYK).

Если говорить именно о технологии, а не о работе художников, то следует вспомнить о таком методе, как литография. Он имел недостаток – не позволял создавать многоцветные изображения. Подобные технологии использовались с конца 18 века. В XIX веке цветные плакаты такого типа печатали издатели, чтобы рассказать о новых книгах. В те времена напечатать афишу могли себе позволить не все. Это уже не говоря о больших тиражах, характерных для нашего времени.



Цели печати афиш

Обычно распечатать афишу требуется для того, чтобы как можно большее количество людей, относящихся к целевой аудитории, получило информацию о предстоящем событии.

Простейший пример, который видели все, это афиша кино. На ней есть официальный арт, название в оригинале или локализации, имена актёров, режиссёров и прочих, названия компаний, занимавшихся съёмкой и реализацией проекта. Также обычно есть дата начала показов в кинотеатре или что-то в духе «с октября во всех кинозалах столицы».


Ещё один популярный вариант – афиша концерта. Если в городе выступает звезда, популярная группа, проводится джазовый фестиваль или будет финал песенного конкурса, создаётся красочная полиграфическая реклама. От её визуальной привлекательности зависит количество проданных входных билетов. Не имеет значения, что это – рок афиша или объявление о камерном концерте в городской филармонии. Подобным образом реализована театральная афиша, рассказывающая о постановке, которую вы можете увидеть.


Выбираем свой формат

  • А4 210 x 297 мм;
  • А3 297 x 420 мм;
  • А2 594х420 мм.

Далеко не каждая полиграфическая фирма может предложить клиентам печать афиш А0, А1, А2. Ведь для этого требуется специализированное оборудование. Технология создания подобной продукции называется широкоформатная печать. Огромные принтеры способны выдавать плакаты шириной до метра. Это целые печатные станции, обладающие массой достоинств, имеющие сложное управление, возможность программирования режимов работы.


Предпечатные работы

Прежде, чем напечатать афиши для мероприятия, их нужно создать в одной из популярных программ, воспользовавшись онлайн-сервисом, либо поручив задачу опытному дизайнеру.

Чем отличается создание афиши для детей от разработки аналогичной рекламы, ориентированной на взрослых? Человека лет тридцати уже не удивить яркими красками и известными персонажами. Зато малыши, увидев такую красоту, тут же тянут родителей в цирк, зоопарк, аквапарк или кукольный театр.

При этом, изготовление афиш, как процесс, всегда одинаково. Технология одна. Отличается лишь работа дизайнера. Так что распечатать афишу к сказке, показываемой в ТЮЗе и к грандиозному открытию гипермаркета – задача абсолютно одинаковая. Разве что, форматы и тиражи будут разные.

Заказ печати афиш

Итак, вам нужно распечатать определенное кол-во афиш. Вы выбрали формат, у вас уже готов макет, с которого будет осуществляться печать. Остаётся определиться с деталями – где, как, почём, насколько быстро.

Если мероприятие праздничное, то готовиться следует, как минимум за месяц, а лучше сразу за два. Потому что желающих что-то распечатать большими тиражами, будет очень много.

Помните, что срочность печати всегда означает дополнительную оплату. К тому же, может оказаться, что это вообще технически невозможно. Простейший пример – любого типа. Работа долгая, иногда до двух недель. Сделать быстро нельзя. Даже за деньги. Даже за очень большие. Выход есть – цифровое оборудование. К примеру, срочная печать афиш А3 возможна даже на обычном А3+ цифровом оборудовании. Мало у кого дома стоит оборудование такого формата. Зато в полиграфических центрах их всегда предостаточно.


Ещё один важный вопрос, на какой бумаге печатают афиши, и чем отличаются разные виды материала? Обычная офисная не подойдёт. Нужен несколько иной тип поверхности. Чтобы понять, что имеется в виду, проведите три эксперимента. Возьмите любую старую афишу и обычный лист бумаги. Набрызгайте на образцы водой. Что произойдёт? Простая бумага менее плотная и сразу же начинает размокать.

Не забываем, что афиши мероприятий часто висят на улице, подвергаясь воздействию атмосферных осадков. Следовательно, после дождя или снегопада, они должны сохранять форму, а используемая краска не должна растекаться. Дешёвая струйная печать сразу же превращается в потёки.


  • Плотность материала практически всегда стартует с отметки 115 г/м2. Популярные варианты – 130, 150 и 170 г/м2.
  • Обычно применяется качественная мелованная бумага.
  • После распечатки может быть использовано УФ лакирование. Оно бывает полным и частичным.

Оформить заказ можно по-разному. Одни компании работают только через интернет, у других по старинке есть офис и производственные площади. Сейчас, с появлением сайтов у каждой приличной веб-студии, полиграфической фирмы, вы можете заказать афишу онлайн, отправив на электронную почту материалы и техническое задание. Можно вообще из дома/офиса не выходить, оплатив ещё и курьерскую доставку.

От чего зависит цена афиш

Дорого ли распечатать такую рекламную продукцию? Смотря, какого размера, на каком оборудовании и материалах. Влияет и тираж. Если заказывать оптом, цена за штуку в разы ниже. Хороший пример – какие-нибудь календари большого размера. Сделать один стоит очень дорого. Купить – намного дешевле.

Хорошая бумага, как и хорошее качество печати с реалистичными цветами и прочим, дешёвыми не бывают по определению. Особенно, если вы хотите сделать что-то штучное и эксклюзивное. Вариант «как у всех» – в разы дешевле, и, по сути, не хуже, если речь не об имиджевом печатном продукте.


Фактическая готовность макета к печати – ещё один фактор, формирующий цену. К сожалению, значительная часть клиентов, приносящих макеты в типографии, не знают каких-нибудь деталей, и на месте выполняется доработка. Чем она сложнее, чем больше требуется времени, тем, соответственно, дороже.

Что нужно помнить, когда несёте макет в типографию?

  • Не оставляйте непечатаемые элементы, метки.
  • Используйте основные форматы – TIFF и JPEG для растра, PDF и AI для вектора. Помните, что программы и их версии на вашем компьютере и у дизайнеров в типографии могут быть несовместимы.
  • Используйте разрешение 150 DPI для широкоформатных материалов и 300 DPI для стандартных.
  • Не сжимайте JPEG.
  • Для сжатия файлов TIFF используйте методы LZW или ZIP. Слои объединяйте.
  • Не забывайте про вылеты под обрез.
  • В идеале используйте готовый шаблон с размерами. Следите, чтобы печатаемые элементы не выходили за границы печати.

Могут быть и другие требования. Их следует сразу узнать у полиграфистов, чтобы потом не пришлось всё переделывать или доплачивать им за эту работу.

При выборе типографии стоит поинтересоваться их портфолио, изучить качество работы. Хороший вариант – изучить отзывы, оставленные клиентами.

Фото

В данном фотообзоре нам продемонстрированы разнообразные афиши, которые представлены в различных цветовых решениях и стилях. Афиши также имеют различный формат. Все афиши были изготовлены на профессиональном, высококлассном оборудовании, что гарантирует их высокое качество.

Преимущества плаката крупного формата перед другими рекламоносителями очевидны, при сравнительно небольших затратах Вы приобретаете один из эффективнейших инструментов современной рекламы. Яркий, красивый плакат большого формата очень хорошо привлекают внимание потенциальных зрителей, легко и надолго запоминаются, и охватывает большое число людей из различных социальных слоев населения. Немного позже мы обсудим целевые аудитории для афиш баскетбольного матча студенческого команды, а пока предлагаю пройтись по основным элементам, которые должны присутствовать на афише.

Ай-стоппер (eye-stopper)

Ай-стоппер - это определенный объект, образ или иначе “крючок” в рекламном послании, который моментально захватывает внимание потребителя. Его главная задача – вызвать любопытство, поразить, выделить из общего ряда, приковать внимание и обеспечить тем самым интерес и запоминаемость вашего плаката.

В качестве Ай-стоппера может быть фотография маскота баскетбольной команды, фотографии игроков с предсезонной фотосессии (здесь хочется еще раз акцентировать внимание на ее важности), или даже отрисованные образы игроков.

Вот хорошие примеры с ай-стопером.

Афиша к Промо матчу Студенческой лиги ВТБ МГУ - МГАФК

Афиша к матчам CБК "Стальные сердца"

Афиша к матчам БК "ОрелГУ"

Плохой пример , когда забыли про ай-стоппер.

Еще один

Кстати, глаз остановить может и отсутствие всякого изображения, что создаст интригу. Например: вы листаете престижный журнал, где каждый квадратный сантиметр стоит безумных денег, и вдруг видите совершенно пустую страницу. Какова будет ваша реакция? Что это? Типографский брак? Отнюдь. Это - «ай-стоппер». Внизу этой «пустой» страницы очень мелким шрифтом, например, написано: «Фольксваген мал, но он всегда привлекает к себе внимание». Трюк? Конечно. Но цель достигнута - хотя вас слегка и обманули, но вниманием вашим овладели. Тем не менее, на подобный «рисковый» вариант советую использовать чуть позднее, когда ваш студенческий баскетбольный клуб будет узнаваем в вузе.

Однако важно сразу отметить, что ай-стоппер выполняет только первую функцию любой рекламы - завладеть вниманием. В дальнейшем ключевую роль должна сыграть сама реклама, в обратном случае - дальше, чем простое любопытство, вызванное, интересной “штучкой”, внимание потребителя не пойдет.

Заголовок - вещь не всегда обязательная, но в большинстве случаев его все же следует применять, чтобы подчеркнуть важность события.

Как и ай-стоппер, заголовок должен хорошо читаться и быть виден с расстояния. Это второе, на что обращает свое внимание потенциальный зритель, дабы получить расшифровку того послания, которое несет в себе ай-стоппер. Поэтому заголовок должен быть ЧИТАБЕЛЬНЫМ, т.е. написан крупно, четко, хорошо читаемым шрифтом и для усиления эффекта быть контрастным по отношению к основному фону, используемому в дизайне рекламной афиши. В случае баскетбольной афиши можно остановиться на «Поддержи своих», использовании хэштэга, например, #ВПЕРЕДМГАФК или перечислить играющие команды: «Гвардия» - «ВятГУ». Другие форматы заголовков ограничиваются лишь вашей фантазией, но на первоначальных этапах предложенные варианты выручают.

Афиша команды МГАФК

Афиша ЖБК "Кронверкские барсы"

Текст

Главное кредо наружной рекламы «чем меньше текста - тем лучше». Как сказал А.П. Чехов: «Краткость – сестра таланта». Не забывайте об этом при составлении ТЗ для дизайнера. Кроме того, текст обязательно должен быть крупным, причем таким, чтобы его можно было с легкостью прочитать с достаточно большого расстояния, но не должен конкурировать с заголовком.

Формат не очень читаемого текста на примере афиши Поволжской Академии спорта



А вот и хороший пример с читабельным текстом от Энергии-СамГТУ


Общее правило гласит: размер букв на объекте наружной рекламы должен составлять не меньше шестой части высоты горизонтального и не меньше восьмой части высоты вертикального макета.

Контактная информация

Итак, “Что?” и “Когда?” мы сказали. Осталось только оповестить “Где?” найти зрителю то, о чем говорит рекламный плакат. Для этого и предназначен блок с контактной информацией. Как правило, он располагается в нижней части рекламного плаката, т.к. читать все мы привыкли сверху-вниз и это будет логическим завершением преподносимой информации. Не стоит “мельчить” с текстом, усложняя человек задачу нас найти. Блок контактной информации может игнорироваться.

Оформление подвала

Перечисление партнеров мероприятия – очень весомая вещь. Порой, при походе к потенциальному спонсору вам совершенно нечего дать взамен. Но печатная продукция в этом случае выручает – вы можете заявить общее количество печатной продукции (флаера, афиши), тем самым, сделав выгодное предложение спонсорам. Подвалы могут быть как двухъярусными (в этом случае в верхнем ряду значатся более важные партнеры), так и состоящими из одного яруса.

Размер афиши

В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома (это уже зависит от места, на котором он будет висеть). Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.

Резюмируем: На вашей афише обязательно должен находиться «ай-стоппер», который остановит проходящего мимо человека. Также на афише должны располагаться ответы на вопросы «Что?», «Где?», «Когда», которые оформлены читабельным образом и подвал партнеров.

Цвет

При больших размерах и расстояниях в рекламном плакате отчетливее проявляется и влияние цветовых комбинаций на кажущийся размер и читабельность. Цвета должны быть как можно более сочными и яркими, чтобы сразу бросаться в глаза, привлекать внимание. Причем, по мнению специалистов, цветовой контраст должен быть как можно более явным.

А теперь немного заветных правил , о которых также нельзя забывать.

Правило трех секунд

Суть правила “трех секунд” заключается в том, что воздействие на человека в условиях открытого пространства особенно эффективно в течение трех секунд. Мастера рекламного дела, приступая к разработке дизайна наружной рекламы, за основу берут именно этот постулат. Почему же это особенно важно именно для наружной рекламы и афиши в частности? Потому что на улице человек не имеет возможности спокойно и размеренно знакомиться с информацией, как он это делает, листая журнал. Человек не может вернуться назад и еще раз проштудировать рекламное сообщение. У человека на улице есть только три секунды, чтобы получить информацию о вашем мероприятии, а у вас, соответственно, только три секунды, чтобы сообщить ему ее. В вузах, в которых ведется активная воспитательная работа, проводятся много различных мероприятий это особенно актуально.

Какие можно сделать выводы? Реклама должна быть простой для восприятия, краткой и содержательной. А к тому же еще и настолько яркой, чтобы привлечь внимание потенциальной аудитории. Не стоит использовать сложные изображения с зашифрованной в них рекламной информацией. Максимально просто и максимально информативно.

Правило нечетного числа и "воздуха"

Правило говорит о том, что любая работа будет более привлекательной, если:

a) она изображает нечетное количество объектов,
b) на картинке есть свободное пространство - так называемый "воздух", который позволяет глазам "дышать".

Смотрите какую работу нашли у ОрелГУ


Ну и напоследок поделимся с вами общими советами из Интернета, которые нам удалось собрать:

Разработка эффективного постера кардинально отличается от создания программки или флаера. Чтобы захватить внимание аудитории с другой стороны улицы, надо быть уверенным в том, что послание постера - чёткое и понятное.

Композиция

1. Нет беспорядку! Зритель не будет тратить время на расшифровку беспорядочных элементов.
2. Дизайн афиши должен соответствовать естественному движению глаза.
3. На постере должен быть «воздух». Белое пространство даст глазу отдохнуть между чтением графики и текста.

Цвета

4. Используйте яркие цвета. Ничто так не цепляет глаз, как яркие вещи.
5. Используйте контрастные цвета. Контраст делает удобным чтение постера.

Текст

6. Держите текст в одном блоке, не разбрасывайте его по всему постеру!
7. Банально, но текст должен быть броским. Он должен звенеть в ушах еще долго после прочтения.
8. Не более двух семейств шрифтов. Один - для заголовка, второй - для текста. Много шрифтов сделают постер загроможденным.
9. Шрифты для постера должны быть очень легко читаемыми с расстояния (особенно в заголовке).

Графика

10. Все изображения афиши должны быть логически объединены.
11. Изображения должны быть крупными, узнаваемыми издалека.
12. Убедитесь, что графика пересекается с текстовым сообщением. Плохо, если будет казаться, что постер делали два разных человека.
13. Не используйте неоднозначные образы. Графика должна передавать сообщение плаката и только его.
14. Исключите слишком много графических элементов. Границы, тени, текстуры - всё это нормально, только если без фанатизма. Эти элементы должны дополнять основное изображение и текст, а не заслонять их.
15. Помните - это будет крупно! Работайте только с изображениями хорошего разрешения. Нехорошо, если на постере картинка будет блюрить (пиксели). То есть, прикрепив фотографию, скаченную из «ВКонтакте» вы не сможете ее использовать в том объеме, который бы вас устроил. Постарайтесь связаться с автором снимка и запросите оригинал.

Когда всё готово

16. Сделайте один тестовый образец. Распечатайте на листах А3 и проанализируйте. Посмотрите на это с трех метров.
17. А завтра посмотрите еще раз. Не «замыленный» взгляд увидит очевидные ошибки, не замеченные при работе.
18. И печатайте на хорошем принтере. Качественная печать - это последний штрих к качественному дизайну.

Ольга Рахимова, Александра Хлестова

Германия), Британский музей (Лондон, Англия) и др.

Благодаря просветительской деятельности этих музеев, буклетам и альбомам, которые они выпускают, путешествиям их экспонатов по разным странам и континентам, знатоки и любители искусства могут любоваться такими шедеврами культуры, как Владимирская икона Богоматери, «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Девочка на шаре» П. Пикассо, «Золотая осень» И. Левитана и др.

В 2008 г. в Сеуле (Южная Корея) на основе компьютерных технологий была создана

виртуальная галерея шедевров в стиле хай-

тек (англ. high technology, high tech, hi-tech).

Этот стиль, в котором используются новые материалы и композиции, возник в архитектуре и дизайне в 80-е гг. XX в. Позднее его черты стали проявляться и в других направлениях художественного творчества.

В этой галерее зрители могут общаться с персонажами более чем 20 картин и скульптур, среди которых «Тайная вечеря», «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гибель Помпеи» К. Брюллова, «Дискобол» Мирона и др. Зрители могут задать им вопросы, увидеть, что делали они за миг до того, как их изобразил художник или скульптор, наблюдать их передвижения в пространстве.

Рассмотрите репродукции картин, фотографии скульптур, архитектурных памятников в учебнике. Выберите одну из них, которая привлекла ваше внимание. С помощью каких особенностей языка, композиции созданы эти образы.

Какую эстетическую и нравственную ценность представляют эти шедевры для зрителей XXI в.

Какие музеи, художественные галереи, выставки, архитектурные памятники есть в вашем городе, поселке, селе? Что вы знаете об их экспонатах, истории возникновения?

Художественно-творческое задание

Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края.

iskusstvo maket8!.indd 49

6/18/09 5:13:29 PM

Эмблема театрального фестиваля «Золотая маска»

iskusstvo maket8!.indd 50

Международные конкурсы, фестивали, проекты являют-

ся важным средством коммуникации. Концерты выдающих-

ся исполнителей (инструменталистов, оркестров, дирижеров, вокалистов), фестивали фольклорных, эстрадных, джазовых, рокансамблей часто становятся культурными событиями в жизни стран и народов.

Вот уже более 50 лет (с 1957 г.) приковывает к себе внимание всего художественного мира Международный конкурс имени П. И. Чайковского, который собирает сотни молодых музыкантов различных национальностей. Среди победителей конкурса и русские, и американцы, и англичане, и китайцы, и японцы, и французы. А слушательская аудитория охватывает практически все национальности и культуры мира. Выступления конкурсантов слушают в концертном зале, их транслируют по радио, телевидению, Интернету. Все это наглядное проявление универсальности языка музыкального общения, который приобрел интернациональное значение.

В каждой номинации конкурса для исполнения предлагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, заключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка - своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жизнеутверждающая сила словно убеждает всех людей, что подлинное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и национальная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в области музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений

Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект – Международный телевизионный конкурс юных

6/18/09 5:13:32 PM

Денис Мацуев

Послушайте произведения П. Чайковского в исполнении победителей конкурса. Определите их эмоциональный строй, средства музыкальной выразительности. Какие мысли, художественные ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Найдите информацию о конкурсах различной тематической направленности. Рассмотрите эмблемы конкурсов. Какую символику они отражают?

Художественно-творческие задания

Подготовьте вопросы к одному из воображаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуникативную функцию искусства, на то, что художественный язык понятен всем без перевода.

Предложите свой вариант афиши конкурса.

Памятник П. Чайковскому в Москве

Ван Клиберн

iskusstvo maket8!.indd 51

6/18/09 5:13:36 PM

музыкантов «Щелкунчик». Это единственный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям выступить перед многомиллионной аудиторией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и признанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских международных конкурсов - фестиваль-кон- курс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореогра-

фических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. - свидетельствует о большом внимании к выявлению творческих дарований молодежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно отнести известные на весь мир выступления трех великих теноров («Три тенора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев - Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так

и обработки произведений популяр-

ной современной музыки. Интересным явлением в мире сов-

ременной эстрады стал вокальный квартет «Il Divo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так

и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди молодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».

6/18/09 5:13:42 PM

«El Divo». Квартет

«Детская новая волна»

Послушайте музыкальные произведения в исполнении трех теноров (Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррераса). Какие чувства, эмоции, мысли вызывают у вас эти произведения?

Какую идею популяризируют исполнители разных стран? Как классическое и современное ис-

кусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?

iskusstvo maket8!.indd 53

6/18/09 5:13:47 PM

Искусство художественного перевода - искусство общения

П. Заболоцкий. Портрет М. Ю. Лермонтова

Й. Штилер. Портрет И. Гете

Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали известное стихотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэтический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение - не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениальный перевод стихотворения немецкого поэта

XIX в. И.-В. Гёте?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Благодаря труду переводчиков, стихи, повести, романы русских писателей и поэтов - А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева - читают за рубежом. А мы можем грустить и смеяться, сочувствовать и негодовать, удивляться и восторгаться, любить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира

и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.

Какую мысль хотел донести до читателя поэт в этом лирическом стихотворении-пейзаже? Какое эмоциональное состояние передает поэт читателям? Как состояние природы

в этом стихотворении влияет на чувства и мысли человека?

Послушайте два романса русских композиторов, сочиненных на это стихотворение, - А. Варламова и А. Рубинштейна. Найдите разницу в трактовке стихотворения композиторами.

Сравните язык стихотворения, живописного пейзажа, романсов. Найдите сходство и различие в особенностях языка при передаче содержания этих произведений искусства.

iskusstvo maket8!.indd 54

6/18/09 5:13:50 PM

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564-1616) - Сонету № 90 в интерпретации двух разных переводчиков.

Уж если ты разлюбишь - так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром - утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею. Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда - Твоей любви лишиться навсегда.

Перевод С. Маршака

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас, Сейчас, когда грозит мне злобой небо. Согни меня, с судьбой объединяясь, Но лишь бы твой удар последним не был.

Ах, если сердцем я осилю зло, Ему немедля ты явись на смену.

Чтобы за бурной ночью не пришло С дождями утро, - доверши измену.

И уходи! Но только не тогда, Когда все беды наигрались мною.

Уйди сейчас, чтоб первая беда Была страшней всех посланных судьбою.

И после жесточайшей из утрат

Другие станут легче во сто крат.

Перевод А. Финкеля

Сонет –лирическое стихотворение из четырнадцати строк (два четверостишия и два трехстишия) с определенной рифмой. Сонеты Шекспира –классические образцы английского сонета, состоящего из трех четверостиший, не связанных сквозными рифмами, и одного двустишия

Низвестный художник. Портрет У. Шекспира

Сравните содержание и эмоциональный строй двух переводов. Найдите в них общее и различное. Какой из переводов понравился вам больше? Почему?

Послушайте две музыкальные версии Сонета № 90 - Д. Кабалевского и Б. Горбоноса (перевод С. Маршака). Какие чувства вызвала у вас прослушанная музыка? В чем различие прочтения текста сонета композиторами и исполнителями?

Какую из исполнительских трактовок можно отнести к жанру серьезной музыки, какую - к легкой? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли определить принадлежность этих сочинений к тому или иному жанру? В какой интерпретации вы услышали

iskusstvo maket8!.indd 55

6/18/09 5:13:52 PM

Как происходит передача сообщения в искусстве?

В. Тропинин. Гитарист

Гитара - один из самых распространенных в мире струнных музыкальных инструментов. Она применяется

и как сольный классический инструмент, и в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка

и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электрическая гитара, которая оказала определенное влияние на развитие массовой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество оригинальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи,

и в поэзии.

Сегодня явления культуры рассматриваются как тексты . Давайте попробуем разобраться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство.

Понятно, что произведения литературы - это тексты, но могут ли быть текстами картины или музыкальные сочинения? Оказывается, да!

Творцы разных эпох, создавая свои произведения (музыкальные, живописные, архитектурные и др.) передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художественных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к действительности, которая их окружала, и которую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Например, рассматривая известную картину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полотне. Он видит музыканта-любителя, играющего на гитаре - инструменте, популярном для русского городского быта XIX в.

Для гитариста не важно, какое впечатление он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до- машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или

гитара плачет, как вода по каналам - плачет,

как ветра над снегами - плачет, не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете, так плачет стрела без цели, так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий. Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва

пяти проворных кинжалов!

Г. Лорка Перевод М. Цветаевой

Образ какого времени создают эти стихи

и картины?

Музыка каких направлений, жанров созвучна этим произведениям искусства?

А. Матисс. Девушка в желтом и голубом с гитарой

Послушайте один из известных романсов XIX в. Какие мысли вызывают у вас художественные образы, созданные два века назад? Созвучны ли они вашим чувствам и переживаниям?

Каждое искусство имеет свой особый язык , поэтому смысл произведения полнее раскрывается тому, кто

владеет языком, на котором оно «написано». Нужно ли человеку, далекому от искусства, знание его языков? Сегодня ученые утверждают – просто необходимо. И даже доказывают, что от этого зависит выживание человечества!

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, городами, странами. Значит, языки искусства служат коммуникации.

Как же происходит передача сообщения в искусстве? Разберемся в этом по аналогии с обычным сообщением, составленным в форме письма. В качестве отправителей сообщения в искусстве выступают художник, композитор, писатель, а в качестве получателя - зритель, читатель, слушатель. Но если в письменном или устном со-

общении кодом (или шифром) является естественный язык, на котором общаются люди той или иной национальности, то в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким кодом становится язык искусства, его символы, интернациональные по своей природе.

Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что, может

быть, еще важнее: оно является про-

водником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать.

iskusstvo maket8!.indd 58

6/18/09 5:14:05 PM




Top