Мировые музеи музыкальных инструментов проект. Лучшие музеи россии

Здравствуйте, дорогие ребята! И вам, уважаемые взрослые, тоже большой и теплый привет!

Наверное, каждый из вас хоть раз был в музее. Ежедневно по всему миру тысячи туристов выстраиваются в длинные очереди, чтобы увидеть произведения науки и искусства, побывать на различных выставках и потом обменяться своими впечатлениями об увиденном.

Многие из культурных достопримечательностей слывут своей известностью по всей планете. Знаете ли вы такие – те, куда хотел бы попасть любой путешественник?

Предлагаю вспомнить самые знаменитые музеи мира, разбросанные по разным странам, чтобы, когда соберетесь в далёкий путь, вы смогли запланировать их посещение в своей экскурсионной программе. Ну а прямо сейчас, чтобы вы смогли интересно и увлекательно рассказать о них в классе.

Итак, топ-десятка известнейших из известных, по мнению блога «ШколаЛа».

План урока:

Парижский Лувр

Некогда бывший средневековой крепостью, а потом местом проживания французских королей, он открылся для посетителей в 1793 году. 160106 квадратных метров занимаемой общей площади, более 400 тысяч представленных экспонатов – всё это о великом и завораживающем Лувре!

Его расположенная в центре стеклянная пирамида ежегодно привлекает около 9,5 миллионов посетителей и становится объектом для фотоснимков, как один из символов Парижа. Это место, где находится одна из мировых художественных загадок – картина да Винчи «Мона Лиза».

Сегодня в Лувре семь огромных отделов, детально осмотреть выставочные экспонаты в которых можно, как говорят, только за неделю, не меньше. Здесь присутствуют:

  • отдел прикладного искусства;
  • залы живописи, графики и скульптуры;
  • искусство Древнего Египта и Древнего Востока;
  • исламский и греческий отделы;
  • римский зал;
  • и культура этрусской империи.

Музеи Ватикана в Риме

В выставочном комплексе 1400 залов и расположены в них 50 000 объектов. Готовьтесь пройти около 7 километров, чтобы осмотреть все представленные экспонаты.

Сердцем ватиканского музея считается Сикстинская капелла — памятник эпохи Возрождения, стены которой были расписаны рукой Микеланджело. Дойти до нее можно, только преодолев весь музейный коридор.

Начали строить итальянский музей ещё в 4 веке — тогда были заложены первые камни церкви святого Петра, только в 9-м появились стены, а к 13-му веку они выстроились в папскую ватиканскую резиденцию. Ежегодно около 5 миллионов посетителей приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть собранные римскими католиками за несколько веков сокровища.

Британский музей в Лондоне

У открывшегося в 1759 году выставочного центра достаточно непростая история, а в характеристике присутствуют тёмные пятна. Его именуют не только музеем всех цивилизаций, но и хранилищем украденных шедевров.

Это место, где находятся предметы культуры Египта, Греции, Рима, Азии и Африки, а также средневековой Европы. Только вот многие из 8 миллионов экспонатов появись в Британском музее далеко нечестным путём. Так, древнеегипетский Розеттский камень, впрочем как и некоторые другие достояния из Египта, приехал сюда, будучи отобранным у армии Наполеона.

Из Греции по странному разрешению турецкого правителя были вывезены в Лондон драгоценные скульптурные экспозиции.

Кстати, вход в Британский музей абсолютно бесплатный.

Японский Национальный музей в Токио

Посвящённый природе и науке, отличается он тем, что в нём вместе с чудесами техники находятся чучела животных, найденные останки динозавров и их макеты.

Здесь на крыше шестиэтажного здания вы найдёте ботанический сад с солнечными зонтиками, автоматически раскрывающимися при приближении. Тут есть «зал леса», где можно побродить среди богатого растительного мира.

В глобальной галерее сможете проследить за эволюцией всего живого на Земле и ознакомиться с современными технологиями, а в японской узнать исторические факты про страну восходящего солнца.

А ещё этот музей входит в список знаменитых мест, потому что посетители могут на минутку стать учёными и лично провести ряд экспериментов.

Американский Метрополитен

Этот музей находится в Нью-Йорке и по праву входит в число самых знаменитых. Посудите сами: тут собраны артефакты эпохи палеолита, которые соседствуют с современными экспонатами из области поп-арта, есть предметы культуры Африки, Востока и Европы, живопись от 12 до 19 века, музыкальные инструменты, оружие и одежда народов пяти континентов.

Появился музей благодаря группе предпринимателей, общественных деятелей и художников, которые подарили ему свои коллекции, а они пополнились двумя миллионами выставочных предметов. В общем, здесь есть, что посмотреть!

Площадь культурного достояния Америки разделена роскошными переходами и лестницами, объединяющими постройки разных времён с высокими колоннами, фонтанами и витражами. Причём его название ничего общего с подземным транспортом не имеет, а образовано от слова «метрополис», то есть «большой город».

Мадридский музей Прадо

Испанский культурный центр живописи собрал под одной крышей более 7600 картин, 1000 скульптур, 8000 рисунков, 1300 предметов искусства. Получил он своё название благодаря одноимённому парку, в котором находится.

Хоть здесь и нет изящных интерьеров и позолоченных лестниц, зато в музее собрано огромное количество коллекций живописи разных европейских школ: испанской, итальянской, германской, британской, большая часть из которых была собрана церковью и представителями королевской семьи.

К слову, здесь есть копия находящейся в Лувре «Моны Лизы», нарисованная учеником Леонардо да Винчи.

Рейксмузеум в Амстердаме

Главный государственный музей Голландии расположен в старинном дворце с башнями и рельефными скульптурами и разделён на 200 залов, где находятся многие шедевры голландского и мирового искусства. Здание из красного кирпича стоит на набережной канала и протягивается на целый квартал.

Основным шедевром амстердамского музея является картина Рембрандта «Ночной дозор».

Имеются и холсты художников Золотого века. А ещё выставочные залы изобилуют разными антикварными вещицами от старинной мебели до фарфоровой посуды.

Питерский Эрмитаж

Россия тоже может по праву войти в список и похвастаться музейным достоянием, известным по всему миру. Русский культурный гигант славится самой большой в мире коллекцией картин. Здесь можно познакомиться с историей от каменного века до современности, а Золотая комната – отдельная история, ведь там собраны драгоценности российской империи и не только!

Берёт своё начало Эрмитаж с коллекции императрицы Екатерины II и, расширившись впоследствии, представляет сегодня музейный комплекс из шести зданий, где представлены более 3 миллионов экспонатов.

Каирский музей

Этот объект культуры до недавнего времени был известен своей полной коллекцией египетского искусства, в котором собраны тысячи сокровищ из гробниц Тутанхамона.

До произошедшей революции в Египте в каирском музее было более 120 000 древних экспонатов, среди которых монументальные скульптуры Сфинкса древнего периода, гробницы и мумии египетских фараонов, украшения цариц.

Остаётся только надеяться, что египетская нация сможет сохранить своё достояние.

Археологический музей в Афинах

Это крупнейший культурный центр Греции, в котором находятся экспонаты разных эпох, а вот коллекции керамики и скульптуры – в списке самых богатых в мире.

Разнообразные коллекции музея включают в себя находки аж 6800 года до нашей эры, среди которых – глиняные, каменные и костяные сосуды, оружие, украшения и инструменты.

Разные музейные интересности

Сегодня мы с вами составили список из десяти знаменитых музеев мира, находящихся в разных странах, которые у всех на слуху. А ведь есть в мире и такие музеи, о которых мало кто знает, но о которых стоило бы узнать, потому что они ну очень необычные. На видео ниже представлены некоторые из них.


Надеюсь представленная в статье информация поможет вам при разработке ваших исследовательских проектов.

Удачи в учебе!

Евгения Климкович.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др.


При многих музыкальных музеях, в свою очередь, есть библиотеки и архивы музыкальной литературы. В ряде исторических , этнографических , краеведческих , театральных , художественных музеев имеются музыкальные отделы. Исторически сложились две большие группы музеев - содержащие коллекции музыкальных инструментов (Музей А. Страдивари в Кремоне, Музей истории европейских инструментов в Тронхейме, Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки) и мемориальные музыкальные музеи (см. мемориальные музеи) и исследовательские центры, представляющие наследие музыкальных деятелей (И.С. Баха в Эйзенахе, Л. Бетховена в Бонне, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину).


Музей Ф.И.Шаляпина в Кисловодске

В настоящее время многие музыкальные музеи представляют собой не только музеи в традиционном понимании, но и научно-исследовательские и общественные центры по распространению музыкально-культурного опыта, активно осуществляют музейную коммуникацию. Одним из важнейших средств такой деятельности является проведение музыкальных фестивалей (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки).

История

Музыкальные протомузеи известны в Европе с 16 в. Начинались традиционно с частных коллекций музыкальных инструментов, при формировании которых часто предпочтение отдавалось старинным музыкальным инструментам. В России частные собрания существовали с 18 в., а со второй половины 19 в. появились коллекции при Дашковском музее в Москве, Московской и Петербургской консерваториях. Так, коллекция инструментов народов Средней Азии, собранная в 1870 - 80-х гг. А.Э. Эйхгорном и переданная в конце 1880-х гг. в Московскую консерваторию, стала базовой в формировании представлений о музыкальной культуре Средней Азии. Крупнейшие отечественные собрания инструментов сегодня находятся в Коллекции уникальных музыкальных инструментов (Москва), Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Институте театра, музыки и кинематографии, ставшем в 1984 г. филиалом Музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург).

Первым русским музыкальным мемориальным музеем стал Дом-музей П.И. Чайковского в Клину (1894 г.), представлявший собой комнаты, в которых жил и работал композитор. В 1896 г. в здании Петербургской консерватории был открыт Музей М.И. Глинки, экспонировавший личные вещи Глинки, автографы его сочинений, прижизненные издания, изобразительные материалы; в 1912 на основе мемориального кабинета, содержавшего архив и личные вещи - Музей Н.Г. Рубинштейна. В 1920-30-х гг. создаются Музей-квартира А.Н. Скрябина (Москва, 1922), Литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского (Каменка, 1937).

В 1950-90-х гг. организовывались музеи при музыкальных театрах, мемориальные музеи, многие из которых являются филиалами крупных музыкальных и краеведческих музеев: Вокально-творческий кабинет им. А. В. Неждановой (Москва, 1952), Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Москва, 1955), Музей-усадьба М.П. Мусоргского (Псковская область, 1968, 1991), Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1972), Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (Смоленская область, 1982). Музыкальные музеи этого периода были организованы в основном на базе воссозданных утраченных интерьеров домов и усадеб.

В 1919 г. с целью сохранения смычковых инструментов создана коллекция уникальных музыкальных инструментов (см. виды колекций). Она стала крупнейшим в России собранием скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, виол и смычков, созданных мастерами России, Италии, Германии, Австрии, Франции, Англии, Польши, Чехии и др. Огромную ценность имеют инструменты итальянских мастеров 16-18 вв. - Гаспаро да Сало, Амати, Гварнери, А. Страдивари, Монтаньяно, Бергонци, Руджери. Основу собрания составила коллекция К.В. Третьякова, переданная в 1878 в дар Московской консерватории. Коллекция уникальных музыкальных инструментов предоставляет свои экспонаты для выступлений лучшим отечественным музыкантам.

Основу коллекции Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки составило собрание Мемориального музея им. Н.Г. Рубинштейна (1912) при Московской консерватории. В нее вошли личные архивы и рукописи композиторов, декорации и костюмы к музыкальным спектаклям, музыкальные инструменты (начиная с 16 в.), фонотека, музыкальная иконография. В основном фонде музея свыше 771 тыс. ед. хр. Постоянная экспозиция - "Музыкальные инструменты народов мира".

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину - самый первый музыкально-мемориальный музей в России. Был основан братом композитора М.И. Чайковским в доме, где жил и работал Чайковский, что обусловило высочайшую степень подлинности музея. Образцами в этом отношении для дома-музея выступали мемориальные музеи В.А. Моцарта в Зальцбурге и Л. Бетховена в Бонне. В музее хранится уникальный фонд Чайковского.

Литература

Российская музейная энциклопедия. М., 2005;

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990;

Музееведение. Музеи мира. М., 1991;

Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976;

История русской музыки. Т.6. М., 1989.

Имени Глинки является одной из крупнейших сокровищниц, в которой представлены памятники музыкального искусства. Она не имеет аналогов в мире.

Общая информация

В музее хранятся не только литературные и нотные рукописи, но и многие исследования, а также редкие книги. В коллекции сосредоточены автографы и письма, разнообразные документы, которые связаны с творчеством известных деятелей культуры, как русских, так и зарубежных.

Особый интерес вызывают музыкальные инструменты многих народов мира. В 2010 году Государственная коллекция передала Музею крупнейшее собрание творений мастеров разных эпох. Среди них шедевры, сделанные руками А. Страдивари, представителей семей Амати и Гварнери. Музыкальный Музей имени Глинки гордится установленными в его стенах старейшими органами, в том числе и работы Ф. Ладегаста.

Основная работа

Здесь выставлены постоянные экспозиции. По предварительной заявке организуются концерты-диалоги, экскурсии и вечера звукозаписи. Желающие могут посещать интерактивные занятия, а также познавательные детские праздники.

История

Свое начало Музей музыкальной культуры им. Глинки берет из Московской консерватории. Именно здесь с первого момента ее существования энтузиасты начали собирать по собственной инициативе редкие музыкальные материалы - документы и автографы, а также рукописи и инструменты, которые и стали основой сегодняшней коллекции.

Одиннадцатого марта 1912-го года в стенах небольшого зала рядом с библиотекой консерватории был открыт Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Он был посвящен памяти этого выдающегося музыкального деятеля, которого особенно любила столичная публика. Именно Рубинштейн основал консерваторию и Московское отделение Русского музобщества. Здесь были сосредоточены документы ИРМО, редкие инструменты и книги, его личные вещи, а также письма и автографы.

Изменения

На протяжении всей своей недолгой истории Музей Глинки переживал и времена подъема, и тяжелые этапы, когда он, пребывая в полном забвении, был на грани закрытия. Почти три десятка лет он исполнял роль служебного отдела при столичной консерватории. Это были функции некоей учебной библиотеки, поскольку сотрудники занимались в основном только хранением и в очень малой степени - приобретением новых экспонатов.

В конце тридцатых годов прошлого столетия, в преддверии празднования 75-летия Московской консерватории, характер деятельности музея резко изменился. Быстрыми темпами стала увеличиваться его коллекция, заметно активизировалось выставочное направление работы, популяризировалась исследовательская сторона фондов.

В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина был создан Центральный музей музкультуры. А уже в 1943-м ему был присвоен статус госучреждения. С этого момента ГЦММК стал не только завоевывать большую популярность, но и получил свое особенное место.

Именно тогда, в середине сороковых, имя Рубинштейна почему-то исчезло из официального наименования музея. А уже в 1954-м, в годовщину юбилея М.И. Глинки, ему было присвоено имя великого композитора.

Признание

Постепенно, год за годом стала складываться как структура, так и направление работы. Труды, которые издавал Музей Глинки, получали широкое распространение и входили в общекультурный обиход. Благодаря источниковедческим работам, этот культурный центр начал приобретать статус научно-исследовательского. Однако официально Музей Глинки его получил только в 1974-м году. Но несмотря на то, что это произошло с некоторым запозданием, ничего уже не могло помешать преданным своему любимому делу сотрудникам заниматься научной деятельностью.

На протяжении всей своей истории Музей Глинки в Москве дважды менял свой адрес. После территории консерватории он почти два десятка лет располагался в красивом старинном особняке - в палатах, принадлежавших боярам Троекуровым. Это строение находилось в Георгиевском переулке: его хорошо знали коренные москвичи. Но уже с начала 1980-х годов Музей музыкальной культуры им. Глинки наконец-то приобрел свой окончательный дом: специально для него было построено здание по улице Фадеева.

Коллекция записей

В настоящее время его называют одним из крупнейших в мире фондов музыкальной культуры. Его коллекции насчитывают около одного миллиона единиц хранения, которые охватывают все составляющие музыкальной культуры. Здесь можно увидеть не только авторские рукописи, но и автографы, и фотографии, на которых изображены самые известные деятели культуры.

Музей Глинки располагает как огромной коллекцией музыкальных инструментов различных эпох, так и аудио- и видеозаписями произведений всех жанров и видов, начиная от классических, в том числе и современных, и до народных.

Здесь же находятся и самые первые российские грампластинки. Их около шестидесяти тысяч единиц хранения. Показаны также первые выпуски компаний «Граммофон» и «Зонофон», «Пате» и «Метрополь». Немало изданий советского периода, которые производила фирма «Мелодия», а также ведущих зарубежных музыкальных организаций.

Музей Глинки на Фадеева - место, где хранятся рукописи произведений композиторов. Среди них - такие мэтры, как Глазунов, Рахманинов, Шостакович, Гречанинов и многие другие. Эти удивительные документы отлично сохранились. Они доступны для просмотра, поэтому ими может любоваться каждый, кто посетит Музей Глинки.

Здесь же действует и собственная студия звукозаписи, которая оборудована современной аппаратурой. Записывать свои произведения в Музей приезжают музыканты самых разных направлений.

Подразделения

В состав Всероссийского музея музкультуры им. Глинки, кроме главного здания, расположенного на улице Фадеева, сегодня входят и филиалы. Эти отделы находятся в центре столицы. О них знают многие ее жители - поклонники музыки. Это мемориальная усадьба Прокофьева, «П. Чайковский и Москва», квартиры А. Гольденвейзера и Н. Голованова, а также Дом-музей который еще на стадии создания.

В 1995 году указом Президента РФ Музей Глинки включили в Государственный свод, в который занесены особо ценные объекты наследия культуры.

Просветительская работа

Его научные сотрудники ведут около двадцати абонементных циклов лекций-концертов, образовательных курсов для посетителей разных возрастов и уровней знаний. Существует отдельная программа для развития детей - инструментов с музыкальными вставками, рассказы об их возникновении и истории создания.

Тематические выставки можно посмотреть, не только посетив Музей Глинки на Фадеева или другие столичные филиалы, но и в других городах страны и за рубежом, куда коллекции привозятся постоянно.

Сотрудники подготавливают и выпускают и музыкально-текстовые издания, проводят работу для публикаций музыкально-научных исследований.

Музей Глинки проводит не только музыкальные концерты и выставки. С 2007-го года здесь действует Московский оперный клуб. Поначалу он был открыт в Музее кино, после переместился в Театральный зал им А. А. Бахрушина, а уже с 2007-го прочно обосновался в стенах Музея имени М. Глинки. Программы клуба посвящены вполне определенной тематике: это биографии композиторов или певцов, или оперные школы. В рамках его деятельности проходят семинары, в которых принимают участие зарубежные исполнители, музыканты и музыковеды.

Основные экспозиции

Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

В первом зале посетители могут увидеть русские Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.

В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн - капельмейстер Туркестанского военного округа.

Другой удивительный экспонат - это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты - вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века - всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.

Э рмитаж - лучший музей Европы. Так решили миллионы туристов со всего мира, оставляя отзывы на международном портале для путешественников TripAdvisor. Всего же проанализировано 509 культурных учреждений мира. Как выглядит «русская десятка» рассказывает Наталья Летникова .

Эрмитаж

3 миллиона произведений. 20 километров шедевров. А начинался Эрмитаж как частное собрание Екатерины II из 225 картин. Увидеть его могли лишь избранные, получив билет в дворцовой конторе и облачившись во фрак или мундир. Эрмитаж сегодня - это шедевры Рембрандта и Рафаэля , Джорджоне и Рубенса, Тициана и Ван Дейка. Это единственная возможность увидеть в России работы Леонардо да Винчи .

Эксперты посчитали: если задержаться лишь на минуту у каждого экспоната в Эрмитаже, потребуется 8 лет без сна и отдыха, чтобы увидеть всё.

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея

Эрмитаж не только восхищает, но и вдохновляет. Именно после его посещения Павел Третьяков загорелся идеей о собственном собрании картин. В итоге Третьяковская галерея стала одной из самых значительных в мире коллекций работ русских художников. Даже знаменитый фасад - творение Виктора Васнецова . Третьяковка богата картинами с историей. Первый «сказочный» сюжет русской живописи - «Русалки» Ивана Крамского , написанная под впечатлением от произведений Гоголя. А самое масштабное полотно Третьяковки «Явление Христа народу» - дипломная работа Александра Иванова , которую он писал 20 лет.

Оружейная палата

Оружейная палата

Сокровищница московских князей и русских царей.

Хранятся непременные атрибуты государевой власти: скипетр, держава, шапка Мономаха, которой венчали на царство до правления Петра I . Среди 4 000 экспонатов - единственный в мире двойной трон.

Он был создан специально для братьев-царевичей Ивана V и Петра Алексеевича, которых вдвоем венчали на царство. И конечно, значительная часть музея-сокровищницы - оружие. Но тоже исключительно как произведение искусства. К примеру, ружье Екатерины II в стиле рококо.

Плавучий музей

Плавучий музей

Подводная лодка Б-413 . Место прикола - город Калининград. 20 лет субмарина несла боевую службу на Северном флоте. Побывала на Кубе и в Гвинее. И даже в мирное время экипажу удалось получить звание «Отличный корабль».

С 2000 года в отставке. В России, кстати, музеями стали четыре подводные лодки, все они открыты для посещения. Но Б-413 - единственная, которая сохранилась в первозданном виде. На корабле всё по-прежнему: механизмы, боеприпасы, вооружение. А моряками-подводниками на время становятся посетители музея. Экипаж отправляется в виртуальное подводное плавание, проводит торпедную атаку, справляется с аварией в отсеке.

Русский музей

Русский музей

Крупнейшее в мире собрание русского искусства - Русский музей , созданный по императорскому указу в конце ХIХ века. Экспозиция, расположенная в 5 дворцах Санкт-Петербурга, включает картины, названия которых давно стали именами нарицательными: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Девятый вал». Всего же в коллекции более 400 000 экспонатов. Невзирая на свой серьезный статус, музей готов к экспериментам, что подтверждает наличие самого молодого отдела новейших течений. Дополняют образ необычные выставки. К примеру, в конце 2013 года в Русском музее выставлялся Сильвестр Сталлоне. Актер рисует в духе экспрессионизма.

Алмазный фонд

Алмазный фонд

Гора самоцветов, имеющих историческую и художественную ценность. Коллекцию стали собирать по указу Петра I.

Самый известный экспонат - Большая императорская корона. В рекордные сроки, всего за два месяца, мастера оправили в серебро 4 936 бриллиантов и 75 жемчужин . Украсил корону ярко-красный кристалл - шпинель. Главный символ власти российских монархов, весом почти в 2 кг, возлагался на головы всех императоров начиная с Екатерины II. Один из самых статусных экспонатов - бриллиант «Орлов», украшающий скипетр Екатерины Великой, купленный для нее графом Орловым, - самый крупный в Алмазном фонде и один из самых дорогих в мире. А найден алмаз в Индии, где, как предполагается, он был глазом Будды.

Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Самый европейский в России - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . В центре Москвы, в здании, напоминающем античный храм, что ни зал - то эпоха. Итальянский и греческий «дворики», шеститысячная коллекция подлинных экспонатов Древнего Египта, собранных русским ученым Владимиром Голенищевым во время путешествий и раскопок. Хранится в Пушкинском и знаменитый клад Трои, обнаруженный Генрихом Шлиманом. Немецкий археолог еще в детстве зачитывался «Илиадой» Гомера и впоследствии нашел-таки овеянный легендами город. Но составить полное представление о собрании Пушкинского не удастся. Ведь из 670 000 экспонатов выставляется не более 2 %.

Музей Глинки, или Центральный музей музыкальной культуры, демонстрирует огромную коллекцию инструментов всех эпох и народов, количество экспонатов которой приближается к тысяче. От исторических редкостей до современных устройств для извлечения звуков можно увидеть в этом обширном собрании. Главное здание музейного объединения выстроено специально для этого хранилища, основу которого составили экспонаты, собранные энтузиастами из Московской консерватории с момента ее основания в 1866 году.

Вестибюль музея Глинки встречает посетителей бюстом великого композитора, нотной и текстовой цитатами автора Патриотической песни, некоторое время бывшей российским гимном. Ноты этого произведения сопровождаются неофициальным текстом, который вместе с музыкой претендовал на статус государственного символа еще в царское время.

Здесь посетители знакомятся с анонсами мероприятий, оставляют верхнюю одежду, приобретают входные билеты на постоянную экспозицию либо тематические выставки. Основная постоянная экспозиция располагается на 2-м этаже, на 3-ем организуются временные показы на разнообразные темы.

В вестибюле размещен один из примечательных экспонатов, недавнее приобретение музея Глинки – европейский оркестрион. Этот механический инструмент воссоздает звучание инструментального оркестра, такие устройства использовались в ряде европейских стран в качестве музыкального сопровождения танцевальных мероприятий.

Музыкальные инструменты, расположенные на лицевой стороне своеобразного оркестра, издают характерные для них звуки, аккордеоны при этом даже демонстрируют движения мехов. В России такие инструменты распространения не имели, тем интереснее знакомство с оркестрионом для наших любителей музыкальных диковинок.

Второй этаж, вмещающий основную экспозицию музея Глинки, начинается просторным холлом, где проходят различные выставки, посвященные музыкальной культуре. Главным украшением помещения является живописный цветной витраж, который с наружной стороны здания гораздо больше по габаритам.

Массивная лестница ведет на 3-й этаж для посещения тематических временных экспозиций. Композиция из нескольких колоколов напоминает о роли церковного звона как в жизни русского народа, так и в музыкальных пристрастиях Глинки.

Также в холле установлен орган работы германского мастера Ладегаста, которым владел с 1868 года потомок купеческого рода Хлудовых, единственное сохранившееся изделие этого мастера. Подаренный Московской консерватории и сменивший еще несколько владельцев, инструмент был практически разорен.

Непростое восстановление внутренностей органа было проведено в 1998 году вильнюсскими органными мастерами под руководством Гучаса. Сейчас этот инструмент позиционируется как старейший в России орган, сохранивший работоспособность, и он действительно используется при организуемых музеем Глинки органных концертах.

Постоянная экспозиция музея Глинки, рассказывающая об истории происхождения и широком разнообразии музыкальных инструментов народов мира, расположена в пяти залах второго этажа. Разными цветами окраски фона витрин они наглядно отделяются друг от друга. Деление залов, представляющих самые древние из известных инструментов, произведено по географическому принципу. Отдельный зал выделен европейским экспонатам с делением по странам, остальные континенты делятся внутри другого зала с выделением экспозиций отдельных стран.

Дальше залы представляют инструменты, отличающиеся по принадлежности к духовым или симфоническим, ударным и клавишным. Выделены механические и электронные музыкальные инструменты, устройства для записи звука и его воспроизведения с различных носителей.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек. Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности.

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Старинная скрипичная мастерская в музее Глинки

Создание скрипок и других смычковых инструментов было издавна и является сейчас работой высокой сложности. Подготовка древесины для различных частей и деталей инструментов требовала владением многими технологическими операциями – резанием и сверлением, измерениями и различными методами соединения деталей. Необходимые для этих работ инструменты и приспособления представлены на верстаке скрипичного мастера в воссозданном интерьере мастерской по изготовлению музыкальных инструментов.

Мастера скрипичного дела могли изготовить изделие любых размеров, от скрипки и альта до виолончели и гигантского контрабаса. Скрипка также могла быть как классических размеров, так и вдвое и даже вчетверо меньше.

В восстановленном в музее Глинки помещении можно видеть все этапы изготовления инструментов, от деревянной доски до готовой скрипки или виолончели. Можно рассмотреть все составные части – переднюю и заднюю деку и соединяющую их обечайку, гриф с подгрифком и перемычку для укладки струн.

Классические музыкальные инструменты музея Глинки

Инструменты, используемые современными музыкантами, представлены посетителям музея Глинки в нескольких экспозициях. Выставлены комплектующие симфонических и духовых оркестров, принадлежности музыкальных ансамблей различного состава. Струнные – смычковые и клавишные соседствуют с духовыми, деревянными и медными.

Один из музейных уголков содержит подлинные сокровища – концертную арфу и коллекционное пианино для домашнего использования. Идеально сбалансированная арфа устойчива на своем небольшом основании, резонатор из ценного дерева гармонирует с позолотой колонны и шейки, форма которой особенно прихотлива и привлекательна.

Витрины смычковых инструментов расположены по сторонам от живописного полотна, изображающего величайшего мастера игры на скрипке генуэзца Никколо Паганини. Именно этот скрипач и композитор выработал технику игры на скрипке, сохранившуюся практически неизменной до наших дней.

Кроме скрипки, Паганини владел так же безукоризненно мандолиной и гитарой. Популярны собственные сочинения великого исполнителя, написанные как для скрипки, так и для гитары. Популярнейший в мире конкурс скрипачей ежегодно проводится на родине Паганини, в итальянской Генуе.

Витрина классических духовых инструментов показывает их в порядке увеличения размеров, сначала выставлены разновидности деревянных инструментов, дальше – медные. Такое деление сохранено с древних времен и сейчас не соответствует действительности – входящие в группу деревянных флейты, кларнеты, гобои и фаготы могут изготавливаться далеко не только из древесины. Они могут быть пластиковыми и металлическими, флейты – даже стеклянными. Относимый музыковедами к деревянным по принципу действия саксофон, не имевший древних аналогов, изготавливался всегда из металла.

С другой стороны, медные инструменты делали лишь из этого металла только на заре развития металлургии, сейчас используются медные сплавы либо серебро. Группа медных инструментов включает трубу, валторну, тромбон и тубу. Инструменты этого ряда имеют возрастающие размеры и сложность устройства. Несколько особняком стоит тромбон, имеющий подвижную кулису для плавного изменения высоты звука.

Почти все духовые инструменты входят, помимо духовых оркестров, в симфонические оркестры и ансамбли. Диксиленды и джазовые коллективы также ими пользуются.

Сочетание натянутых струн и ударных механизмов, управляемых посредством клавиатуры, характерно для концертных музыкальных инструментов, к которым относятся фортепьяно, рояли и пианино. Часть специалистов считают рояль и пианино разновидностями фортепьяно, отличающимися горизонтальным или вертикальным расположением струн.

С середины прошлого века выпускают только рояли и пианино, традиционные фортепьяно, имеющие меньшие выразительные возможности из-за меньшей длины струн, ушли в историю. Рояли преимущественно используются в концертной деятельности как инструмент сопровождения вокала либо самостоятельно, пианино – для домашнего или камерного музицирования.

Демонстрируются в музее Глинки и предшественники нынешних клавишных инструментов, как струнные, так и язычковые. К струнным относятся ударный клавикорд и щипковый клавесин, а язычковые фисгармонии родственны гармоникам, баянам и аккордеонам. Первым инструментом с воздушными мехами была настольная гармоника Киршнера, работавшего в России чеха. В отличие от нее и привычных нам ручных инструментов, меха у фисгармонии приводились в действие ножными педалями.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Музыку на нем создавал композитор без написания нот и привлечения оркестра. Синтезаторы также стремительно развивались, с изобретением транзисторов они стали компактными и доступными по цене. Сейчас синтезаторы имеют все музыкальные коллективы самых разных жанров.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится.




Top