«Миссури» и другие самые известные корабли-музеи. Плавучие музеи

АВРОРА

Россия, Санкт-Петербург

Спущен на воду в 1900 году

Принимал участие в Русско-японской и Первой мировой войнах, хотя, прославился военный крейсер, скорее, как символ Октябрьской революции (именно его холостой залп стал призывом к штурму Зимнего дворца). Современный корабль-музей с 1957 года получил статус объекта культурного наследия и нашел свое место на набережной в центре Санкт-Петербурга. В данный момент, находится на до 2016 года.

ВАСА

Швеция, Стокгольм

Спущен на воду в 1628 году

Единственный в мире сохранившийся парусный корабль начала 17 века. Судно должно было стать флагманом шведского флота, но из-за технических ошибок в конструкции затонул у выхода из Стокгольмской гавани еще при первых морских испытаниях. Позднее корабль был поднят и «законсервирован» как музейный экспонат.

HMS VICTORY

Великобритания, Портсмут

Спущен на воду в 1765 году

Одна из главных достопримечательностей города Портсмут, знаменитый 104-пушечный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Именно на его борту во время Трафальгарского сражения был смертельно ранен адмирал Нельсон.

КАЛИПСО

Франция, Ла-Рошель

Спущен на воду в 1942 году

Исследовательское судно французского учёного-океанографа Жака-Ива Кусто, которое было полностью оборудовано всем необходимым для дайвинга и подводных съемок, на нем была установлена посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, мини-подводные лодки и подводные мотоциклы. Судно затонуло в 1996 году в Сингапурской гавани. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению корабля и превращению его в музей знаменитого исследователя.

USS CONSTITUTION

США, Бостон

Спущен на воду в 1797 году

Старейший парусный корабль в мире из находящихся на плаву. Всё ещё числится в боевом составе американского флота. У судна есть прозвище «Old Ironsides» («Железнобокий старина»), которое он получил благодаря удивительной прочности корпуса из виргинского дуба, от которого в бою отскакивали вражеские снаряды. Сейчас корабль доступен для туристических экскурсий и является одной из важнейших достопримечательностей в стране.

ЙОА

Норвегия, Осло

Спущен на воду в 1872 году

Первое в мире судно, прошедшее Северо-западным проходом из Атлантического океана в Тихий вокруг северной оконечности Американского континента. Это событие состоялось в рамках экспедиции исследователя Р. Амундсена. С 2012 года в Осло из корабля был сделан музей.

К рейсеры и ледоколы, подводные лодки и пароходы. Корабли, некогда бороздившие водные просторы, сегодня стоят на вечном приколе. Первые попытки сделать из морского судна музей были еще во времена Петра I: в 1723 году император издал указ о сохранении Переяславской флотилии. А первый корабль-музей - легендарная «Аврора». Крейсер-ветеран Первой мировой и Русско-японской войны стал филиалом Центрального военно-морского музея в 1956 году .

Революционный символ - крейсер «Аврора»

Мемориальное судно и уникальный памятник кораблестроения. Бронепалубный корабль назвали в честь парусного фрегата Русского флота, на счету которого три кругосветных путешествия и Крымская война. Боевое крещение крейсер принял в составе 2-й Тихоокеанской эскадры при Цусиме. Шесть раз с «Авроры» сбивали флаг, но он взмывал вновь. Крейсер вышел из сражения лишь после его завершения. Боевой путь он продолжил во время Первой мировой войны. В 1916 году в ходе планового ремонта экипаж поддался революционным настроениям, а год спустя выстрелил холостым, став символом революции, а затем учебным кораблем и музеем в Санкт-Петербурге .

Единственное в мире судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»

Плавучая научно-исследовательская станция с музейной экспозицией на борту. Судно совершило 14 научных рейсов, входило в состав отряда морского космического флота, создававшего ракетно-ядерный щит страны. Экипаж обеспечивал испытания и полеты космических аппаратов. Корабль носит имя космонавта-калининградца Героя Советского Союза Виктора Пацаева. Вымпел Академии наук СССР был поднят над палубой в 1978 году, с 2001 года судно пришвартовано у причала Музея Мирового океана . В музейной экспозиции - личные вещи космонавтов, и даже на приколе корабль выполняет прежние задачи: обеспечивает связь с Международной космической станцией.

Субмарина доатомного периода подводного флота

Б-413 - единственная в стране и одна из немногих сохранившихся в мире дизель-электрическая подводная лодка. Несла военную службу с 1969 года на Северном флоте. Экипаж субмарины ходил на Кубу и в Гвинею. В 1970 году участвовал в спасательной операции по оказанию помощи атомной подлодке К-8. Подводные корабли этой серии были признаны удачными - всего их построили 75, в том числе для военно-морских сил Польши, Индии, Ливии и Кубы. Спустя 40 лет после спуска на воду субмарина сохранена в первозданном виде на вечном приколе в Калининграде . В отсеках разместилась экспозиция «Из истории подводного флота России» с макетами подлодок.

Подводная лодка как часть столичного музея

«Новосибирский комсомолец» Б-396 на вечной стоянке в Москве. С 1980 по 1998 год подлодка несла боевую службу на Северном флоте, выполняла задачи в Атлантическом океане, Средиземном море, у Западного побережья Африки, охраняла государственные границы в Баренцевом и Норвежском морях. После списания лодку выкупило правительство Москвы для Музея истории отечественного флота и кораблестроения . На субмарине сохранили шесть торпедных аппаратов, а центральный пост управления и семь отсеков стали экспозиционными залами. По соседству расположились экраноплан «Орленок», катер на воздушной подушке «СКАТ» и экспозиция боевой техники ВМФ.

Научно-исследовательское судно «Витязь»

800 тысяч морских миль. Легендарная научная станция по изучению Мирового океана, пришвартованная в Калининграде, совершила под флагом Академии наук СССР 65 научных рейсов. Экипаж корабля проводил поистине уникальные исследования: к примеру, измерил максимальную глубину Марианской впадины в 11 022 метра и открыл новый тип животных - погонофоры. Судно стало настоящей международной научной станцией: на «Витязе» работали ученые из 50 научных институтов СССР и 20 стран мира. Именно с этого корабля началась история Музея Мирового океана с Полярным залом, Залом Великих географических открытий, лабораторией и мемориальными каютами.

Один из первых ледоколов в мире

«Ангара» - паровой ледокол дореволюционной постройки. Служил и в дореволюционной России, и в эпоху СССР. Судно было спущено на воду в 1900 году. Доставляли в Иркутскую область ледокол из Ньюкасла по частям. Заказывал «Ангару» Комитет по постройке Сибирской железной дороги, чтобы переправлять составы через льды Байкала , пока будет построена дорога в обход гигантского озера. После революции пароход стал возить пассажиров, в Гражданскую войну - участвовал в боях, а в Великую Отечественную - перевозил грузы. В 1975-м ветерана флота едва не пустили на металл, судно уцелело чудом, сев на мель при транспортировке.

Ледокол-эпоха: исследователь и спасатель

«Красин» был пионером в освоении Северного Ледовитого океана. Построенный в Англии, ледокол начинал службу сто лет назад под именем «Святогор», а после революции стал именоваться «Красиным». Именно этому судну обязана своим спасением арктическая экспедиция Умберто Нобиле, пережившая катастрофу дирижабля «Италия». Лишь «Красин» смог добраться до лагеря экспедиции, застрявшей в ледяной пустыне. На обратном пути ледокол спас полторы тысячи пассажиров германского судна «Монте Сервантес». В годы Великой Отечественной войны за одним из караванов транспорта, ведомых «Красиным», охотился немецкий линкор «Адмирал Шеер». Опасной встречи удалось избежать, и ледокол еще долгие годы трудился в Арктике на геологоразведке, пока не стал кораблем-музеем.

Ледокол «Ленин»

Первое в мире надводное судно с движущей силой мирного атома. Решение о строительстве принял Совет Министров СССР. Работали над проектом всей страной - участвовало около 30 НИИ, 60 конструкторских бюро и две сотни предприятий. Перед гигантским кораблем весом 11 тысяч тонн - и задача ставилась большая: прокладывать дорогу во льдах Северного морского пути. За 30 лет работы атомоход преодолел более 650 тысяч морских миль и провел через льды почти 4 тысячи кораблей. Место последней приписки - Мурманск. Плавучий музей можно обойти за час: от кают-компании с музыкальным салоном, до машинного отделения и поста, откуда управляли силовыми установками огромного судна.

Этим кораблям уже никогда не покинуть свое пристанище, так как теперь они являются музеями!
1. Линкор «Миссури», Перл-Харбор, США

На Гавайях, в тихой гавани на территории военно-морской базы США в Тихом океане, на вечной стоянке находится линкор «Миссури», который связан с последним днем кровопролитнейшей войны в истории человечества. Ко дню ее окончания, 2 сентября 1945 года, «Миссури» был почти новым суперсовременным линкором, спущенным на воду в 1944 году. После того, как на борту «Миссури» была юридически окончена Вторая мировая война, этот корабль еще много десятилетий служил армии США. Последний залп орудия линкора сделали в 1991 году в Персидском заливе. А с 1993 года «Миссури» продолжает свою службу в качестве музея, посещение которого является гордостью каждого военного моряка армии США.
2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Это судно впоследствии стало музеем, как и некоторые другие корабли, оставившие свой след в истории.

2. Крейсер «Белфаст», Лондон, Великобритания

Этот британский легкий крейсер типа «Таун», названный в честь столицы Северной Ирландии, тоже отважно сражался с врагом в годы Второй мировой войны. Сейчас «Белфаст» занимает почетное место в центре Лондона около Тауэрского моста на Темзе. Интересно, что крейсер и его экипаж награждены в 2010 году Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ за проявленные во время войны мужество и героизм. Было объявлено и об участии Вооруженных Сил РФ в реставрации корабля-музея «Белфаст».

3. Ледокол «Ангара», Иркутское водохранилище, Россия

«Ангара» является самым старым ледоколом в России, он был спущен на воду в 1900 году. Предназначением его была прокладка пути для парома «Байкал», который не мог преодолеть семидесятисантиметровый лед на Байкале. Ледокол прослужил до 1975 года, до того дня, когда было решено разрезать его на металлолом. Но этому по счастливой случайности помешало то, что судно село на мель. А в 1987 году было принято решение о масштабной реставрации и превращении ледокола в музей. «Ангара» стала кораблем-музеем в 1990 году и до сих пор хранит славные страницы истории старейшего ледокола.

4. Парусник «Ваза», остров Юргорден, Швеция

«Ваза» является единственным парусным кораблем 17 века, сохранившимся до наших дней. Корабль был самым дорогостоящим и грандиозным парусником того времени, должен был стать и самым тяжеловооруженным флагманом шведского флота. Спущено на воду судно было в 1628 году, но из-за конструктивных ошибок затонуло в первом же плавании. При этом погибло около пятидесяти человек – половина находившихся на борту людей. Оказалось, «Ваза» имел слишком высокий центр тяжести и слишком узкий поперечный размер, что сделало корабль неустойчивым. Судно было поднято на поверхность лишь в прошлом веке, в 1961 году, а в 1990-м на его борту открыли музей, который стал одним из самых популярных в Швеции.

5. Крейсер «Аврора», Санкт-Петербург, Россия

Пожалуй, нет на постсоветском пространстве человека, который бы не слышал о легендарном крейсере. Более того, в СССР о нем слагались стихи и песни, крейсер «Аврора» был героем художественных и даже мультипликационных фильмов. Между тем, этот символ Великой Октябрьской революции имеет богатую и героическую историю, связанную не только с 1917 годом. Спущен на воду он был в 1900 году, в составе Второй Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении, затем в боевых действиях Первой Мировой войны. Славная история крейсера отражена в экспонатах музея на его борту. В 2013 году министр обороны заявил, что крейсер будет отремонтирован и приведен в рабочее состояние. Это было бы лучшим подарком для славной «Авроры».

6. Ледокол «Красин», Санкт-Петербург, Россия

Сегодня ледокол «Красин» украшает набережную Лейтенанта Шмидта. Этому величественному кораблю – музею есть о чем рассказать своим посетителям. Корабль лежал на дне, у него менялись названия, он ходил под английским флагом, спас сотни жизней. Его история отражает историю нашей страны в двадцатом веке.
Первая музейная экспозиция начала свою работу на борту «Красина» в 1995 году. Сейчас здесь ведется активная экскурсионная работа. Посетители музея могут познакомиться с историей ледокола, с морскими законами. Многое на корабле можно потрогать руками. Здесь можно познакомиться с новейшими навигационными приборами и их предшественниками, ощутить строгость корабельной жизни. Самым везучим гостям музея может встретиться привидение ледокола. Оно иногда пугает посетителей экскурсии в машинном отделении.
Еще на «Красине» есть корабельный кот – иногда экскурсантам удается его увидеть. Говорят, что подняли на борт его с проплывавшей мимо льдины несколько лет назад.

Более подробную информацию об отечественных ледоколах вы сможете узнать из книги Никиты Кузнецова «Отечественные морские ледоколы от «Ермака» до «50 лет Победы» издательства «Паулсен».
«Полярные конвои. Вторая Мировая война в советской Арктике» издательства «Паулсен».

Россия отметила День основания Российского военно-морского флота. Сегодня с гордостью хочется рассказать о самых знаковых кораблях в отечественной истории, ставших на причале в роли музеев, всегда готовых принять туристов и любителей истории.

Бесспорно, самый узнаваемый корабль-музей в нашем списке. Объект культа советской истории, из орудия которого был дан сигнал к штурму Зимнего дворца и началу переломного момента не только в российской, но и в мировой истории. Крейсер, участвовавший в русско-японской войне и обороне Ленинграда во время Великой Отечественной, стал на вечный причал, где стоит и сегодня в ожидании капитального ремонта.

В девичестве яхта «Адмирал Завойко», сбежавшая в Китай от безумия гражданской войны, после обручения с военно-морским флотом Советского Союза была переоборудована в сторожевой корабль. В этой роли «Красный вымпел» успел стать одним из первых судов Тихоокеанской эскадры, выловить тьму мин в период Второй мировой, а потом стал музеем в Владивостокской бухте Золотой рог.

«Михаил Кутузов»

Крейсер, названный в честь героя-полководца Отечественной войны 1812 года, по воле которого, как известно, «Москва была французу отдана», не снискал себе военной славы в мирное время (хотя «Михаилу Кутузову» «посчастливилось» помогать египетской и сирийской армии после окончания Шестидневной войны), но оказался соседом «Новороссийска» при известной катастрофе. Несколько десятков моряков, посланных на помощь тонущему судну, домой не вернулось. После службы крейсер был списан и в 2000-м году превратился в музей на причале в Новороссийске.

Один из экспонатов петербургского Центрального военно-морского музея и просто дедушка современных подводных атомоходов - это про представителя семейства первых в мире боевых субмарин, разработанных Степаном Джевецким. Полноценный участник русско-японской войны, слишком мал для того, чтобы стоять у пирса, что позволило превратить судно в часть музейной экспозиции.

Д-2 «Народоволец»

Славный внук субмарины Джевецкого, действовавший в годы Великой Отечественной войны в северных широтах, отправляя на дно немецкие транспортные суда, несколько раз едва избежав гибели. За боевые заслуги после отбытия армейской службы «Народовольца», спущенного на воду еще в двадцатых годах, не распилили на металлолом, а превратили в мемориальный музей в Шкиперском протоке, что в Санкт-Петербурге .

К-21

Ещё одна субмарина в нашем списке, отметившаяся в годы самой страшной войны в истории человечества тем, что торпедировала (правда, промазала) знаменитый и грозный немецкий линкор «Тирпиц». Остальное время подлодка небезуспешно охраняла Северные морские конвои, за что была удостоена ордена Красного знамени, а после списания роли музея в Североморске.

«Красин»

Не столь древний, как «Ангара», не столь известный как «Ленин», но снискавший себе кусочек воинской славы ледокол «Красин» стал на вечный причал в Санкт-Петербурге , которому и служит ещё одним кораблём-музеем. Гражданский ледокол 1916 года постройки (который, кстати, пришлось выкупать у умыкнувших его англичан) призвали на военную службу во Вторую мировую войну, где он успешно обеспечивал навигацию Северного конвоя PQ-15.

2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури» был подписан Акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне. Это судно впоследствии стало музеем, как и некоторые другие корабли, оставившие свой след в истории.

Линкор «Миссури», Перл-Харбор, США

На Гавайях, в тихой гавани на территории военно-морской базы США в Тихом океане, на вечной стоянке находится линкор «Миссури», который связан с последним днем кровопролитнейшей войны в истории человечества. Ко дню ее окончания, 2 сентября 1945 года, «Миссури» был почти новым суперсовременным линкором, спущенным на воду в 1944 году. После того, как на борту «Миссури» была юридически окончена Вторая мировая война, этот корабль еще много десятилетий служил армии США. Последний залп орудия линкора сделали в 1991 году в Персидском заливе. А с 1993 года «Миссури» продолжает свою службу в качестве музея, посещение которого является гордостью каждого военного моряка армии США.

Крейсер «Белфаст», Лондон, Великобритания

Этот британский легкий крейсер типа «Таун», названный в честь столицы Северной Ирландии, тоже отважно сражался с врагом в годы Второй мировой войны. Сейчас «Белфаст» занимает почетное место в центре Лондона около Тауэрского моста на Темзе. Интересно, что крейсер и его экипаж награждены в 2010 году Грамотой Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ за проявленные во время войны мужество и героизм. Было объявлено и об участии Вооруженных Сил РФ в реставрации корабля-музея «Белфаст».

Ледокол «Ангара», Иркутское водохранилище, Россия

«Ангара» является самым старым ледоколом в России, он был спущен на воду в 1900 году. Предназначением его была прокладка пути для парома «Байкал», который не мог преодолеть семидесятисантиметровый лед на Байкале. Ледокол прослужил до 1975 года, до того дня, когда было решено разрезать его на металлолом. Но этому по счастливой случайности помешало то, что судно село на мель. А в 1987 году было принято решение о масштабной реставрации и превращении ледокола в музей. «Ангара» стала кораблем-музеем в 1990 году и до сих пор хранит славные страницы истории старейшего ледокола.

Парусник «Ваза», остров Юргорден, Швеция

«Ваза» является единственным парусным кораблем 17 века, сохранившимся до наших дней. Корабль был самым дорогостоящим и грандиозным парусником того времени, должен был стать и самым тяжеловооруженным флагманом шведского флота. Спущено на воду судно было в 1628 году, но из-за конструктивных ошибок затонуло в первом же плавании. При этом погибло около пятидесяти человек – половина находившихся на борту людей. Оказалось, «Ваза» имел слишком высокий центр тяжести и слишком узкий поперечный размер, что сделало корабль неустойчивым. Судно было поднято на поверхность лишь в прошлом веке, в 1961 году, а в 1990-м на его борту открыли музей, который стал одним из самых популярных в Швеции.

Крейсер «Аврора», Санкт-Петербург, Россия

Пожалуй, нет на постсоветском пространстве человека, который бы не слышал о легендарном крейсере. Более того, в СССР о нем слагались стихи и песни, крейсер «Аврора» был героем художественных и даже мультипликационных фильмов. Между тем, этот символ Великой Октябрьской революции имеет богатую и героическую историю, связанную не только с 1917 годом. Спущен на воду он был в 1900 году, в составе Второй Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении, затем в боевых действиях Первой Мировой войны. Славная история крейсера отражена в экспонатах музея на его борту. В 2013 году министр обороны заявил, что крейсер будет отремонтирован и приведен в рабочее состояние. Это было бы лучшим подарком для славной «Авроры».




Top