Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Мы не справимся с агрессией в школах без преподавания духовной культуры. Каинская епархия русской православной цервки, новосибирская митрополия

ЯНВ

Рождественское послание Митрополита Новосибирского и Бердского ТИХОНА

  • Новости Епархии

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
Высокопреосвященнейшего ТИХОНА, Митрополита Новосибирского и Бердского боголюбивым клирикам, честному монашеству и благочестивым мирянам Новосибирской Митрополии

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит», — возвещает нам Церковь Христова. Ангелы с пастырями славословят Богомладенца Христа, восточные мудрецы за звездою путешествуют. И мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, последуя призыву Церкви, ныне приходим во святой храм, как в Вифлеем, чтобы здесь прославить Богомладенца Христа — «нас бо ради родися Отроча Младо Превечный Бог».

Нас ради Единородный Сын Божий вочеловечился, как исповедуем мы в Символе нашей спасительной Веры Православной. Нашего ради спасения Господь наш Иисус Христос пострадал на Кресте и «приобрел Себе Кровию Своею» Церковь (Деян. 20, 28). Воскреснув боголепно из мертвых, Спаситель мира через Святое Крещение призвал нас в Церковь Свою, чтобы в Церкви, как в спасительном ковчеге, мы достигли спасения вечного в Его Небесном Царствии.

Каким же является исторический путь Церкви на земле и каков путь христианина в Царство Небесное? Этот путь является крестным, как крестным являлся весь путь земной жизни Господа нашего Иисуса Христа от Вифлеема до Голгофы. Сначала богоборец Ирод послал своих воинов убить Христа. Затем языческие императоры несколько веков гнали Церковь Христову. Страшные гонения за Христа испытали и наши соотечественники — Новомученики и Исповедники Церкви Русской двадцатого столетия. А в целом ряде стран и в настоящее время людей преследуют и убивают за веру во Христа. Так исполняются пророческие слова Христа Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 15, 20). Блаженство же изгнанных за правду Божию вознаградится обетованием нескончаемой радости: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).

Совсем недавно, 4 декабря минувшего года, исполнилось 100 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Тихона. Интронизация эта произошла в самый разгар революционных событий, когда Московский Кремль расстреливали большевики и когда уже начинались лютые гонения на Русскую Православную Церковь. И Промыслу Божию было угодно, чтобы именно в это время было восстановлено каноническое управление Русской Православной Церкви. А Святейший Патриарх Тихон стал символом православного единства для миллионов верующих России.

Принятое Поместным Собором 1917-1918 годов решение о возрождении Патриаршества явилось поистине историческим событием в жизни Русской Православной Церкви, в годы начинавшейся эпохи гонений обретшей своего Предстоятеля и Заступника пред Богом — Святейшего Патриарха Тихона.

Деяния Поместного Собора Русской Церкви, проходившего 100 лет назад в Москве, во многом определили исповедническую миссию Русской Церкви в годы гонений XX века. Несмотря на тяжелейшие испытания, Церковь всегда оставалась со своим народом, искренне радела о сохранении в нашей стране нравственных и патриотических ценностей, ежедневно вознося молитвы о Богохранимой стране нашей, о мире во всем мире, о спасении и Божией помощи всему народу нашему.

Благодаря жертвенному свидетельству о Христе Новомучеников и Исповедников Церкви Русской «в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала Христианская Церковь» (документ «О мерах по сохранению памяти Новомучеников, Исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонения пострадавших»).

В Послании Архиерейского Собора, проходившего в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, приведены следующие очень важные слова: «Памятуя о трагических событиях ХХ века и размышляя об их причинах, мы должны с глубоким смирением и искренним убеждением свидетельствовать пред ближними и дальними о главном уроке минувшего столетия: без Бога никакое государственное или общественное строительство не приведет к благополучию. История показала, что пагубными для государств и гибельными для людей являются революционные настроения, порожденные политическими провокациями, в том числе использующими запрос на социальную справедливость. Представители всех слоев общества должны приложить усилия, чтобы избежать повторения ошибок, приведших в прошлом веке к страданиям и смерти множества людей, к разрушению государственности».

Дорогие братья и сестры!

В 2018 году мы отмечаем 100-летие начала гонений на веру в нашей стране. Сегодня, прославляя Рождество Христово, мы благодарим Господа Бога за то, что в настоящее время Русская Православная Церковь вновь имеет возможность свободно совершать свое служение Богу и народу нашему. Церковь уделяет неустанное внимание проблемам просвещения и благотворительности, воспитанию подрастающего поколения, защите семьи, материнства и детства. Церковь вносит свой вклад и в консолидацию общества, помогает сбережению межнационального мира и согласия, имеет возможность возвышать свой голос в защиту традиционных духовно-нравственных ценностей.

Воссылая за всё это благодарение Подателю всех благ Богу, нам надлежит свято помнить о стоянии за Православную Веру и за Христову Церковь Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Следует также никогда не забывать и о великом жертвенном подвиге всех Новомучеников и Исповедников Церкви Русской XX века.

Почему так важно помнить и понимать подвиг христианского мученичества? Подвиг мученичества во Имя Христа — это подвиг, который открывает двери в Царство Небесное. Господь наш Иисус Христос сказал: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

Святитель Игнатий Брянчанинов учит нас: «Не только должно исповедать Господа, не только должно признать Божество и владычество Его, — должно исповедать учение Его, должно исповедать заповеди Его. Заповеди исповедуются исполнением их. Исполнение их, в противность обычаям, общепринятым в человеческом обществе, есть исповедание Господа и слов Его пред человеками. Общество человеческое названо грешным и прелюбодейным, потому что оно в большинстве своем уклонилось в греховную жизнь, предало и променяло любовь к Богу на любовь ко греху. Обычаи, господствующие в мире, противны, враждебны жительству богоугодному» («Аскетическая проповедь». Глава 29. «Поучение в Неделю Всех Святых, первую по Пятидесятнице. Знамение избранных Божиих»).

Казалось бы, ничего сложного не составляет сказать, что я — христианин. Уже более четверти века нет советской, официально антирелигиозной власти, но многие до сих пор опасаются признаться в своем православном вероисповедании. Некоторые люди до сих пор боятся повторения репрессий и гонений, которые в течение семидесяти лет велись на Святую Церковь Христову. Они не знают или забыли, что Церковь устояла, ибо верен Сказавший: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Мы же сами должны иметь глубокую веру и помнить, что самое главное в жизни христианина — это верность Христу, Спасителю нашему.

В эти святые дни мы часто слышим рождественское славословие Ангелов и сами возносим Богу это славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2, 14).

Если среди людей будет царствовать благая воля, а не злая, если сердца людей будут устремляться к делам любви и заботам не столько о себе, сколько о ближних, если люди станут понимать, что дела любви — это то драгоценное богатство, которое с нами уйдет в вечную жизнь, тогда они будут счастливы, и счастье из земной жизни перейдет в вечное счастье.

Святитель Феофан Затворник учит, что наша радость или ее отсутствие в праздник Рождества Христова — это пробный камень нашего отношения к Богу. Христианину радоваться о Рождении Иисуса Христа надлежит так, как погибающие радуются о своем нечаянном, то есть неожиданном спасении. Если радость о Боге, Спасителе нашем, не наполняет наши сердца, значит, мы еще не восприняли Христа в наши сердца и не поняли, что значит для нас Христос и от чего Он нас пришел спасти. А кто воспринял верою в свое сердце Христа, тот готов жить по Его святым заповедям и последовать Его призыву в Небесное Царство.

Будем усердно молиться о том, чтобы Господь укрепил в нас веру и молитвенным предстательством Новомучеников и Исповедников Церкви Русской наставил нас на путь святой добродетельной жизни.

«Утверди, Боже, святую православную веру — веру православных христиан — во век века!» Аминь.

С праздником Рождества Христова!

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон

В 1985 г. закончил Павлово-Посадскую среднюю школу №,1 а в 1988 СПТУ № 34. С детства посещал храм Вознесения Господня г. Павловский Посад, в котором пел на клиросе.

В 1988-1990 гг. проходил срочную службу в рядах Советской армии.

С 1990 г. помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм г. Павловского Посада, в котором исполнял послушание пономаря и различные другие послушания. Впоследствии этот храм был преобразован в Покровско-Васильевский мужской монастырь.

В 2000 г. заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь».

15 апреля 2006 г. ко дню празднования Святой Пасхи Святейшим Патриархом Алексием II удостоен права ношения наперсного креста.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2007 года (журнал № 155) избран епископом Шатурским, викарием Московской епархии.

Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 44) назначен правящим архиереем новообразованной Енисейской епархии .

Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 15) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Енисейска.

Решением Священного Синода от 30 мая 2014 г. (журнал № 35) назначен Преосвященным Челябинским и Златоустовским, главой Челябинской митрополии .

8 июня 2014 г. за Литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2016 г. (журнал № 114) присвоен титул «Челябинский и Миасский» (в связи с образованием Златоустовской епархии).

Решением Священного Синода от 28 декабря 2018 г. (журнал № 108) назначен Преосвященным Новосибирским и Бердским, главой Новосибирской митрополии , с освобождением от управления Челябинской епархией .

Новости

Встреча состоялась 2 ноября в зале приемов Правительства Новосибирской области и приурочена празднованию Дня народного единства.

Родился 2 июня 1948 года в Воронеже в семье фронтовиков, в Святом Крещении был наречен Леонидом (в миру Леонид Григорьевич Емельянов). После окончания восьмого класса он трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Затем поступил в техникум, который успешно закончил. После службы в армии алтарничал в Покровском храме г. Переславля-Залесского.

В 1977 году окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1981 году - Московскую Духовную академию со степенью кандидата богословия. 4 декабря 1978 года рукоположен в диакона. 10 октября 1976 года зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии, а в 1978 году назначен заведующим отделом «Церковной жизни» редакции журнала Московской Патриархии.

19 марта 1981 года принял монашеский постриг с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского и поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукоположен в иеромонаха. В 1983 году окончил аспирантуру при Московской Духовной академии. В 1983 году возведен в сан игумена, а в 1984 - архимандрита. До 1986 года архимандрит Тихон трудился в Издательском отделе Московской Патриархии.

С 1987 по 1990 год архимандрит Тихон был наместником Московского Свято-Данилова монастыря. 19 августа 1990 года хиротонисан в епископа Новосибирского и Барнаульского.

Святительство Владыки Тихона в Сибири проходило уже в новых условиях. Перед Церковью встали сложнейшие задачи восстановления и строительства храмов, налаживания жизни монастырей епархии, возрождения традиций образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского и церковно-общественного служения.

С первых дней своего служения на Новосибирской кафедре Владыка Тихон заботился о пополнении числа священнослужителей, миссионеров, преподавателей приходских школ. Активное храмостроительство, массовое открытие новых приходов, Духовной семинарии в Томске и Богословского института в Новосибирске, православных гимназий - вот далеко не полный перечень того, что делалось по благословению и при непосредственном участии Владыки в эти годы.

Владыка Тихон управлял Новосибирской епархией до июля 1995 года, когда был назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии, председателем Издательского совета и главным редактором Издательства Московской Патриархии.


Митрополит Тихон на встрече со студентами НСМПБИ

С 28 августа 1995 года - настоятель храма во имя Всех Святых на Соколе в г. Москве. В сан архиепископа возведен 25 февраля 2000 года.

Награжден орденами Русской Православной Церкви: святого равноапостольного князя Владимира I степени, преподобного Сергия Радонежского II степени, святого благоверного князя Даниила Московского II степени, Патриаршим крестом. Также Владыка награжден правительственной наградой - медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Литература:

75 лет Новосибирской епархии. Издано Вознесенским кафедральным собором г. Новосибирска

Новосибирская епархия: история и современность. Издательский дом "Новинвест плюс", Новосибирский филиал Российского фонда культуры, Новосибирск, 2006.

Выступив против "Тангейзера", он заработал окрик из Министерства культуры.
Теперь ему посвящен целый сюжет "Вестей".

Но за "эпатажные высказывания" можно наказывать только диакона, правда, Ваше Святейшество? Назвать Чайковского оккультистом это ведь совсем не то же, что митрополита Никодима - эээ,.. чайковским.

В Новосибирске, похоже, намечается "Тангейзер"-2. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон, с подачи которого спектакль сняли с репертуара, а директора уволили, нашел новую цель. Несколько, прямо скажем, неожиданную: "Щелкунчик" - классический балет Чайковского, без которого многие не представляют Новый год. Написан, как известно, по мотивам сказки Гофмана и с успехом на сценах - уже десятилетия. Премьера состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. И вот вердикт Митрополита Тихона: "Постановка оккультная, потому что принц-оборотень". И если какая-никакая логика в определении принца прослеживается, то Гофмана-оккультиста категорически не приняли. Вот реакция кандидата филологических наук Елены Масоловой в интервью "Комсомольской правде" (это она - о сказке "Курочка Ряба". "Вы только подумайте - курочка там разговаривает! Еще и утешает бабу и деда беспомощных. Тоже ведь - оккультизм". Чувствуется, конечно, ирония. Но опыт "Тангейзера" настораживает. Тем более что замена "Щелкунчику" уже готова - опера "Рождество" по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви. Премьера состоялась. Композитор - жена Тихона Ираида Сальникова.

Посмотреть классику, в любом случае, хорошо. Балет "Щелкунчик" в афише всех федеральных оперных театров страны. А вот новых постановок той самой оперы "Рождество" пока не запланировано – ни вместо, ни вместе со "Щелкунчиком".

Двести артистов, балет, два хора, богатые декорации и костюмы – в Новосибирске по заказу местной епархии поставили оперу о Рождестве Христовом. Премьера прошла с аншлагом. Но эта новость так и осталась бы только в рубриках культуры, если бы не интервью, которое перед спектаклем дал митрополит Новосибирский и Бердский Тихон. "Решили сделать постановку, которую можно каждый день показывать в Святки или в день Рождества Христова на Новый год, потому что обычно показывают "Щелкунчик", но там все-таки считается, что принц-оборотень, и такая оккультная постановка", - заявил он.

На это директор Большого театра Владимир Урин ответил, что митрополит Тихон не имеет права навязывать и диктовать свое мнение. Поддержали его и театроведы. "То волнение, которое чувствуется в театральной среде, продиктовано тем, что высказывается властный человек, который сможет навязать обществу свою личную точку зрения и сделать ее автоматически общественной, как это было с оперой "Тангейзер", - считает театральный критик Павел Руднев.

Слова владыки оказалось достаточно, чтобы два года назад возбудить дело об осквернении религиозных символов в "Тангейзере" режиссера Тимофея Кулябина. Там сюжет оперы Вагнера – как богохульник пришел к вере и был прощен – иллюстрировали плакатом с изображением распятия на фоне женских ног. В итоге уволили директора Новосибирской оперы Бориса Мездрича. С тех пор в регионах к чувствам верующих относятся более чем трепетно. До такой степени, что осенью в Омске и Тюмени отменили знаменитый спектакль "Иисус Христос – суперзвезда". На всякий случай – после того, как местные религиозные активисты назвали его богохульством и обратились в прокуратуру.

Одновременно в Перми патриотически настроенные блогеры усмотрели в спектакле "Голубая комната" развратное поведение на фоне иконы – на деле это оказалась светская картина. И вот теперь "демонический "Щелкунчик". "На русской сцене "Щелкунчика" ставили не со сказки Гофмана, а с французского пересказа, это доказано, то есть сказка уже к нам пришла в более мягком, обработанном виде, без гофмановского мистицизма", - отмечает балетный критик Лейла Гучмазова.

"Оккультная постановка" - знал ли владыка Тихон, как сам Чайковский боялся подобной рецензии? "А вдруг окажется, что… "Щелкунчик" - гадость…", - писал композитор брату в 1891 году. Музыка сочинялась тяжело - в это время он переживал смерть сестры. А вышла, как считают музыковеда, самая глубокая и добрая сказка о Рождественском чуде.

Новосибирский "Щелкунчик" - реконструкция классической версии Василия Вайнонена 1954 года. В репертуаре - с 2013-го. Он настолько популярен, что идет в январе даже дважды в день. Смотрела его и композитор оперы "Рождество" Ираида Сальникова, жена священника той же епархии. "Мы ходим с детьми, я ходила, я - композитор, я люблю музыку Чайковского, прекрасный балет!" – считает она.

Спектакль "Рождество", которым митрополит предложил заменить "Щелкунчика", кстати, его немного напоминает по сценографии. На сцене – елка, традиционный символ праздника, а ведь в России она в XIX веке появилась именно благодаря сказке Гофмана и вообще увлечению немецким романтизмом, как считает, например, филолог Светлана Адоньева в работе "Советская елка: генезис современного ритуала". На это исследование ссылаются на сайте Новосибирской митрополии.

Литературовед Игорь Волгин вообще видит в сказке христианский подтекст. "Дети ждут чуда – это же перекликается с библейским ожиданием чуда, это христианское чудо, - говорит он. - Кстати, там есть орех, который должен разгрызть герой, а орех в средневековье это символ христианства в какой-то степени".

В любом случае, история безобидная, чего не сказать о попытках влиять на репертуарную политику театров. По закону не то, что духовные лица - государство - не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан, за исключением случаев пропаганды насилия и религиозной нетерпимости

2 июня Новосибирскому и Бердскому митрополиту Тихону (в миру — Леониду Григорьевичу Емельянову) исполнилось 70 лет. Коллектив газеты «Честное слово» хотел бы поздравить нашего епископа и посвятить ему сегодняшний выпуск «Духовного пространства Сибири». Когда статью посвящают биографии конкретного человека, то всегда начинают «издалека». Не изменим этой традиции и мы

Воронеж — малая родина

Родители будущего владыки Тихона познакомились на фронте. Его мама Екатерина Тимофеевна Ларина ушла на фронт добровольцем в 1942 году, и в госпитале № 01640, где служила санитаркой, встретила Григория Степановича Емельянова. Вместе с госпиталем они исколесили половину Европы. Куда только госпиталь не кидало! Курская, Винницкая, Киевская области. Польский Пшемышль, германские Биртультау и Беслау, Прага. Только в 1945 году семья обосновалась в Воронеже. Здесь в 1948 году и родился Леонид Емельянов — в будущем митрополит Тихон.

В 2004 году родители владыки Тихона переезжают из Воронежа в Москву, к детям. А семейный дом передают Церкви. Сейчас на этом месте выстроен храм великомученика Георгия Победоносца. Вот как вспоминала об этом мама владыки Екатерина Тимофеевна Емельянова: «После войны я прожила в Воронеже около шестидесяти лет. Нам, вернувшимся с фронта военным, райисполком выделил участок земли, пустовавший по соседству с домом моей мамы. В трудных послевоенных условиях построили деревянный дом «столбянку». Затем выстроили просторный кирпичный дом. На строительство дома Комбанк выделил кредит 10 тысяч рублей. Со временем провели воду, газ. Фруктовые деревья я посадила не только во дворе, но и на улице по двум сторонам… Время летит быстро: смотрим, наша старшая дочь собирается на пенсию, моему супругу скоро девяносто, и мне тоже девятый десяток, трое наших детей живут в Москве, дочь Надежда оказалась в чужой стране — Эстонии, а мы вдвоем в большом доме без помощников… Семейный совет решил: нас, стариков, дети забирают к себе в Москву…»

Во время освящения закладного камня храма Георгия Победоносца сестра новосибирского владыки Любовь Григорьевна сказала: «Это дом, где прошло мое детство. Я здесь родилась. И мои сестры Вера, Надежда и брат владыка Тихон (в миру Леонид) родились здесь. Прихожу сюда, как домой, и очень волнуюсь. Где стояла моя кровать — там алтарь… Бабушка (мамина мама) жила в доме по соседству. Именно она научила нас читать по-церковнославянски, прививая веру, водила в храм. Родителям было некогда, они на работе, в делах, а бабушка… К ней приходили старушки — в доме звучали духовные песнопения…

Родители уехали из Воронежа. Конечно, было трудно расставаться, старым людям особенно — они вросли здесь корнями: каждое дерево, каждый гвоздик, каждый кирпичик им знаком. Но сейчас они спокойны и говорят: «Ведь там идет молитва, это для нас — самое главное».

Через год после передачи дома Церкви, в 2005 году, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий направил владыке Тихону такое письмо: «Ваше превосходительство, дорогой Владыко! Позвольте от всего сердца поблагодарить Ваше Высокопреосвященство и Вашу благочестивую семью за щедрый дар Воронежской и Борисоглебской епархии. Закончилась длительная процедура оформления, в Вашем доме совершается Божественная Евхаристия.

Родительский дом, ставший для Вас первым училищем веры и благочестия на пути к архипастырскому служению, отныне становится основанием для воплощения веры, надежды и любви христианской — храма Божиего.

Воистину надмирное и в высшей степени христианское дело — отдавая, приобретать!.. Вы и Ваша семья обрели множество благодарных молитвенников в лице прихожан храма святого великомученика Георгия Победоносца и, я верю, неветшающее сокровище в обителях Отца Небесного.

Молю Господа нашего Иисуса Христа, да хранит Он Вас и Ваших близких в мире, здравии и благоденствии. Его небесное благословение, присно пребывая с Вами, да укрепит и утешит Вас в трудах на благо Святой Церкви и на всех путях жизни Вашей. Доброго здравия и крепости сил душевных и телесных Вашим досточтимым родителям. С любовью о Господе, Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский».

Еще не закончив школу, Леонид Емельянов пошел работать на станкостроительный завод, где трудилась его мама. Стал фрезеровщиком высшего разряда. Закончил вечернюю школу. Отслужил в армии. После увольнения в запас был алтарником Покровского храма Переславля-Залесского.

На свое 65-летие в интервью нашей газете митрополит Тихон рассказывал:

— В 50-х годах очень сильно закручивали гайки. Да что говорить, даже в Новосибирске, в здание больницы у Нарымского сквера, которое сейчас разобрали, привозили на расстрел до 1954 года…

Конечно, я с большой теплотой вспоминаю бабушку. Она действительно вложила в наше воспитание часть своей души. Она имела настоящий талант воспитателя, была очень доброй. Ее житейские наставления я помню до сих пор. Например, она говорила: с кем поведешься, от того и наберешься — не дружите с дураками. Известно ведь, что очень многие через не самых лучших знакомых, друзей приобретают различные пороки. Еще она говорила, например: не ссорьтесь до последнего слова, оставляйте последнее слово для примирения. Бабушка была очень мудрой женщиной, все ее любили. Четыре ее зятя никогда с ней не ругались. Я как-то спрашиваю: «пап, почему вы не ругаетесь?» Он, улыбаясь, говорит: «Ну у нас же не теща, у нас патриарх». Вот так они ее ценили.

Первое паломничество в Троице-Сергиеву лавру мы тоже совершили с бабушкой. В храме тяжело ведь было детям стоять, мы были маленькие, службу не понимали. А храм у нас в Воронеже был очень посещаемый, всегда было много народу на праздники. Стоим, духота, а она нас ставила в самый центр. Я говорю: «Бабушка, хочется присесть, давай выйдем на улицу». А она говорила: «Потерпи, нужно мужество, надо себя переломить, надо уметь набираться терпения». Сейчас понимаешь — служба-то всего полтора часа идет. А вот тогда казалось это просто бесконечностью.

Чтобы не болтался по улицам, мама устроила меня в 16 лет работать на завод, на станок (учеником фрезеровщика). Я окончил вечернюю школу и поступил сразу в техникум. Мне дали его закончить и забрали в армию. Я попал в Москву и решил после армии не идти на светскую работу, решил посвятить себя церковной деятельности. Моя сестра в это время уже вышла замуж за выпускника Московской духовной академии, ее муж, впоследствии — отец Борис, стал священником, у него была хорошая библиотека. У нас в Воронеже-то тогда ничего, никаких книг практически не было, все погибло во время войны, а в Москве многое сохранилось.

Отец Борис мне сказал, что Церкви не хватает кадров. Я решил: почему я, верующий человек, должен вместе со всеми строить коммунизм, безбожное общество? Я же верю в Бога, и надо стараться послужить Ему. Тогда это считалось особенно непочетным, особенно для молодого человека. В храмах стояли в основном одни бабушки. Когда я в Воронеже появлялся в храме, все удивлялись тому, что на службу пришел молодой человек. Хотя, конечно, молодежь тогда ходила в храм, но совсем немного, все-таки боялись. Я тогда подумал: вот это как раз и нужно, необходимо тогда было иметь мужество, чтобы ходить в храм. И в Евангелии есть слова Иисуса Христа: Кто Меня постыдится, того и Я постыжусь перед Отцом Небесным.

После армии я взял письмо у архимандрита Кирилла (Павлова), духовника Троице-Сергиевой лавры, у которого тогда уже окормлялась вся наша семья. Он направил меня в Переславль-Залесский, где я прислуживал год в Покровском храме. После этого я поступил в семинарию, и началась моя церковная жизнь — отметил митрополит Тихон.

В 1974 году будущий владыка поступает в Московскую духовную семинарию. 10 октября 1976 года он был зачислен в штат Издательского отдела Московского Патриархата.

4 декабря 1978 года архиепископом Волоколамским Питиримом (Нечаевым) был рукоположен в диакона и назначен заведующим отделом церковной жизни редакции «Журнала Московской Патриархии».

19 марта 1981 года наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона, епископа Воронежского; в тот же день ректором МДА архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом) рукоположен во иеромонаха.

В 1981 году оканчивает Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1983 года по 1986 год является первым заместителем главного редактора Издательского отдела РПЦ — архиепископа Питирима (Нечаева); руководил возведением нового здания для Издательского отдела и приходского дома при храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (место постоянного служения архиепископа Питирима и других клириков Издательского отдела).

4 июля 1984 года возведен в сан архимандрита. В 1986 году жил в Троице-Сергиевой лавре, затем перешел в московский Данилов монастырь (был помощником эконома, а затем экономом). 12 мая 1987 года назначен наместником Данилова монастыря, за участие в его восстановлении награжден Патриаршим крестом.

Всего четыре священника

25 января 1990 года начинается епископское служение. Постановлением Священного Синода РПЦ определен быть епископом Новосибирским и Барнаульским. 19 августа 1990 года в Богоявленском соборе Москвы состоялась его епископская хиротония, которую совершили Патриарх Московский Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Калужский и Боровский Климент (Капалин), епископ Истринский Арсений (Епифанов) и епископ Подольский Виктор (Пьянков). Вот что об истории Новосибирской епархии в 2013 году рассказывал владыка Тихон нашей газете:

— Я приехал в Новосибирск в 1990 году. В области было всего (!) два храма. Один в городе — это наш Вознесенский кафедральный собор, и в области, в Новолуговом — храм святителя Николая. Было еще несколько молитвенных домов. В городе было всего четыре священника. А боролись с ними 200 тысяч атеистических сотрудников общества «Знание». 200 тысяч, представьте себе!

Я приехал из Москвы, где участвовал в восстановлении Данилова монастыря, в Москве уже работали воскресные школы, возрождались и другие церковные структуры. Но в Новосибирской области практически не было ничего. И вот в 1991 году Новосибирск решил посетить Патриарх Алексий II. Это, конечно, способствовало тому, что нам стали помогать местные власти. Но главным образом не хватало кадров. А в храме тогда было очень много молодых людей, которые хотели принять священнический сан. Мы открыли для них курсы. У нас был небольшой зал, в котором помещалось 40 человек. Почти все они приняли сан. Стратегия была таковой — в каждом районе города и в каждом районном центре области открыть молитвенный дом или храм. Конечно, мне пришлось поездить, познакомиться с главами администраций. С некоторыми из них у меня до сих пор хорошие, именно дружеские отношения.

Проблема с кадрами начала решаться очень быстро. Тогда мы практически каждое воскресенье рукополагали одного в дьяконы, другого в священники. За пять лет, к 1995 году, мы открыли 90 приходов. Потом меня призвали обратно в Москву. В 2000 году я снова возвратился в Новосибирск. За последние 13 лет мы укрепили церковную экономику, и это открыло нам большие возможности для социального служения.

Сегодня у нас более 30 отделов в епархиальном управлении, которые занимаются различными направлениями церковной деятельности. Прежде всего, это работа с социально незащищенными людьми, с людьми, которые оказались в трудных жизненных обстоятельствах.

Сегодня у епархии и под нашим попечительством существует 17 реабилитационных центров для наркоманов. Всего в России таких центров 40. Из них три у государства. У нас есть 18 летних детских лагерей, в которых ежегодно отдыхает около 2000 ребятишек. Мы окормляем 50 детских домов и интернатов. Окормляем все колонии, 30 медицинских учреждений. Наши сестры милосердия бесплатно ухаживают за больными. Есть два центра, в которых оказывают помощь людям без определенного места жительства, мы называем эти центры богадельнями. Там живут и инвалиды, которым негде жить и которые не могут за собой ухаживать. Помогают богадельни, особенно суровой сибирской зимой, людям, которым негде жить. За эту зиму от обморожения спасли тысячу человек. В Омске 20 человек замерзли насмерть. У нас, слава Богу, ни одного.

Наш центр помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, за этот год оказал 70 тысяч социальных услуг. За год мы потратили десятки миллионов только на социальную работу.

Конечно, и строительство храмов продолжается. Каждый год по области открываются по 5—10 храмов, отметил митрополит.

Что касается современной жизни Новосибирской епархии, то 31 января 2018 года митрополит Тихон рассказал о том, что в митрополии идет «большая стройка».

«В городе у нас сейчас в процессе строительства находится 48 храмов, 16 часовен и 82 других объекта. Конечно, средств, как всегда, не хватает, и поэтому — там немножко делаем, там немножко. Но потихоньку каждый год какую-то стройку мы заканчиваем.

Самая большая стройка — это наша духовная семинария в городе Обь. В основном учебном корпусе уже все сделано. В прошлом году также было сделано общежитие, в которое уже переселились студенты. После этого сразу увеличился набор. Раньше жили по 12 человек в комнатах, теперь по четыре человека. У нас там же не только семинария, но еще и пансион, подготовительное отделение. Пансион — это когда ребятишки приходят после девятого класса. Точнее, 10—11-й классы они учатся в общеобразовательной школе в Оби, а живут и питаются у нас в семинарии и тоже готовятся к поступлению. Сейчас доделываем административное помещение, где будет большой спортзал, тренажерный зал, зал самоподготовки с библиотекой, актовый зал и большая трапезная на сто человек.

Я спросил у ребят: «Какой зал вам нужен первым?» Они все сказали: «Спортзал!» Ну, молодые ребята… им, конечно, хочется, чтобы можно было после учебы пойти размяться».

Цивилизационный выбор молодежи

Митрополит Тихон в начале 2018 года рассказывал новосибирской прессе и о том, что уже в этом году в центре города планируется открыть Дом молодежи. Первый подобный проект в России.

— Да, работы с молодежью много, она очень важна для нас, поколения сменяются очень быстро. И для православной молодежи тоже должен быть свой досуг. В прошлом году у нас провели форум моды. Вы знаете, например, мусульмане, особенно в Чечне, тоже проводят такие форумы мусульманских женщин. Красивые платья, интересно, что они возрождают свои традиции. Конечно, не все будут это носить, но даже в целях сохранения традиций, мне кажется, это очень важно. Все-таки это говорит о национальной идентичности. Вот, мол, так вот женщина-чеченка должна выглядеть. А дальше уже могут быть различные варианты. Мы здесь решили сделать нечто подобное.

Если вернуться к Дому молодежи, то мы уже несколько лет потихоньку, когда есть деньги, занимаемся отделочными работами. На днях будем ставить двери, уже есть полы. В здании будет часовня, она уже расписана. В здании будет небольшое бесплатное кафе, где молодые люди могут попить чай, кофе после занятий. Будут и молодежные кружки.

В селе Боровом на берегу Оби у нас также работает очень хороший молодежный лагерь. Это двухэтажное здание плюс десять домиков. Уже несколько лет мы проводим там молодежные смены, которые называем «трудовыми». Молодые люди приезжают туда со всей Сибири. Лагерь бесплатный.

Рассказывая о том, что в 2018 году на территории Троицкого сквера будет установлен памятник святому князю Владимиру, владыка Тихон сказал:

— Это тема цивилизационной идентичности. А князь Владимир положил начало цивилизационному выбору Руси, когда крестился сам, его дружина, а потом и простые люди. Русь принимает веру не откуда-то, а из тогдашнего центра цивилизации — тысячелетней Византийской империи. Наш известный филолог Леонид Григорьевич Панин, оценивая вклад князя Владимира в русскую культуру, сказал: «Произошло наложение византийской кальки на наш народ. И поэтому все у нас стало развиваться к мощнейшей Византийской империи. А с падением Византийской империи в XV веке многие ученые, художники, философы, мыслители переехали на Русь именно оттуда, неся православную культуру».

Князь Владимир — начало нашей цивилизации, и молодежь должна знать о его подвиге. 1030-летие Крещения Руси мы тоже будем широко отмечать, чтобы донести до молодежи эти исторические сведения, в том числе и те, откуда есть пошла русская земля. Это наши корни, и если молодой человек не привит к этим корням, он не может быть патриотом. Патриотизм мы не можем делить на царский, советский, демократический… Патриотизм — это любовь к своему народу, своей культуре, истории, ко всему наследию, которое мы за эту тысячу лет собрали для себя.

Невыдуманная нравственность

Иногда говорят, что для современного общества религия устарела. Но на самом деле она всегда молода, потому что мы — новые люди, мы современны и пришли в этот мир недавно, древними остаются только учения, традиции и заповеди. И церковь как раз напоминает нам о проверенном, верном пути.

— В любом веке мы наблюдаем одно и то же: как только цивилизация развивается до определенного высокого уровня, в обществе тут же происходит отход от нравственных ценностей, — рассказывал 10 лет назад тогда еще архиепископ Тихон Софии Голдберг, журналисту издания «Эксперт-Сибирь». — Гибель всех древних цивилизаций мы замечаем в первую очередь по признаку нравственного упадка. Религия всегда современна, но деградирует само человечество, так как религия мешает строительству потребительской цивилизации, потому что призывает к другому государству, к духовному, а оно — антипод материальным понятиям. Главный идол сегодняшнего дня — благосостояние общества. Само слово «религия» восходит к латинскому religare, «связь с Богом». И первая заповедь гласит: возлюби Бога. Но как Его полюбить, если мы Его не ощущаем, не видим? Через творения мы должны увидеть, что мир создан очень разумно, и полюбить высший творческий Разум. И тогда любовь к Богу станет преградой для любви к идолам — ложным богам. Но любовь, в свою очередь, подавляет свободу и делает человека зависимым от кого-то или чего-то — от Бога, от предмета, от другого человека. Самый опасный идол — это материальное благополучие, которому подвержены мы все. Идол — это не то, что вырубили из песчаника со скрещенными на животе руками. Это понятие духовное. Но вся соль нравственности заключается в том, чтобы понять, где же жизненная необходимость переходит в порочное излишество. Если человек не способен ощутить эту невидимую грань, он начинает деградировать. Помните, у Пушкина: «Там царь Кощей над златом чахнет»? Злато — это же символ благополучия, оно должно служить, давать благо жизни, но уже он служит злату и над ним чахнет, — отмечал владыка.

— Я думаю, что в христианстве правильнее всего определено понятие любви. Любовь — это самопожертвование. А на жертвенность человек, изнеженный материальными благами, как правило, не способен. Он — эгоист и потребитель. Потому что жертвовать, сострадать — это всегда очень болезненно. Церковь как раз напоминает об этих истинах современному человеку. Советская власть воспитывала общество даже не в атеистическом духе, а в духе невежества. Духовная литература не издавалась, священников было мало. Я приехал в Новосибирск в 1990 году — здесь был один храм на город и область, четыре батюшки и тысячи атеистических работников, которые на средства госбюджета боролись с этими четырьмя батюшками. Представьте себе, какой натиск выдержала церковь! И устояла. Почему? Потому что атеистическая и материалистическая идеология были формальны. В советское время было принято думать, что с церковью покончено, но, как оказалось, чуть не покончено-то было с обществом. Все демографические беды, которые мы испытываем сейчас, начались не сегодня, а с 1960-х годов, с хрущевских гонений. При Сталине с 1943 года было открыто 20 тысяч храмов, Хрущев закрыл 15 тысяч. И сразу в демографии и социальных показателях начался сбой. Увеличилось количество самоубийств, абортов, разводов, возросла преступность. Бороться с этим мало кто хочет. А церковь делает это на общественных началах.

В то же время церковь отделена от государства. Мы не вмешиваемся в политическую жизнь страны, и государство не вмешивается в дела Церкви. Но когда государство понимает, что Церковь приносит пользу, оно дает возможность ей влиять на общество. Мы уже в другом строе, уже не советском, но отношения между Церковью и властью далеко не идеальны. Конечно, хотелось бы, чтобы в школах преподавался если не Закон Божий, то хотя бы основы духовной культуры.

К Пасхе

Отдельно следует отметить, что митрополит Тихон пишет замечательные проповеди к великим христианским праздникам. Точнее будет сказать, что называются эти проповеди посланиями. Приведем ниже часть пасхального послания, которое написал владыка в этом году:

«Христос восстал из мертвых — восстаньте с Ним и вы! Христос во славе Своей — восходите и вы! Христос из гроба — освобождайтесь из уз греха. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Ныне спасение миру — миру видимому и невидимому, — восклицает Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху.

«Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия», — слышим мы в праздничном каноне пасхального богослужения.

Радуясь победе Воскресшего Христа над смертью, надо помнить, что радость спасения пришла через Голгофу, через Крест. Поэтому Церковь Христова учит воспринимать земную жизнь нашу как крестный, пасхальный, спасительный из сени смертной исход в жизнь вечную, в невечерний день Царствия Христова.

В нынешнем году исполняется 100 лет с начала послереволюционных событий в нашей отечественной истории, когда наступила длительная эпоха мученического и исповеднического подвига. Крестный путь России в XX веке открывается нашему взору в подвигах святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. В чем величие их жертвенного подвига? — Святые новомученики и исповедники Церкви Русской сберегли для нас самое главное — веру во Христа, смертью смерть поправшего и даровавшего нам Своим Воскресением вечную жизнь, они сохранили Святую Веру Православную, Русскую Православную Церковь, Россию.

Мы молитвенно вспоминаем столетие со дня мученической кончины царской семьи, их слуг и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, показавших пример стояния в вере и жертвенного служения ближним даже до смерти. Мы прославляем исповеднический подвиг Святителя Тихона, Патриарха Московского, поставленного Промыслом Божиим у кормила Русской Церкви в эпоху огненных испытаний для Отечества нашего.

Новомученикам и исповедникам Церкви Русской довелось пережить тюрьмы, лагеря, неправедный суд, общественное унижение, неблагодарность, клевету и предательство. А они, страдая и умирая за веру во Христа и Евангельскую Правду, молились о спасении своих соотечественников, о спасении России, о спасении и вразумлении своих мучителей, со словами: «Телесная бо и сия мучения — веселие суть рабом Твоим, Господи».

Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, пострадавший в 1922 году за защиту церковных святынь, перед расстрелом написал такие удивительные слова:

«Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь. Веры надо больше, больше ее надо иметь нам, пастырям. Забыть свои самонадеянность, ум, ученость и силы и дать место благодати Божией. Надо себя не жалеть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя».

Подвиг Святых новомучеников и исповедников должен всегда оставаться в благодарной памяти народной, потому что они являлись не только лучшими сынами и дочерьми Святой Матери-Церкви, но и лучшими гражданами своего земного Отечества. Христианин является ответственным гражданином не за страх перед законом, а по своей совести. Это ясно из слов святого апостола Петра, который предупреждает последователей Христа: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15-16). Поэтому если верующий во Христа гражданин страдает именно как христианин, то государство, карая его за веру и нравственные убеждения, поступает не как охранитель, а как разрушитель общественного и нравственного правопорядка. В таком случае потерпеть наказание и смерть за Христа — это не позор, а честь!»

Подготовил Александр ОКОНИШНИКОВ,




Top