Митрополит павел - из рязани в белоруссию. Митрополит Павел: Много раз меня спасала божественная сила

Дата рождения: 19 февраля 1952 г. Страна: Белоруссия Биография:

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии.

В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспиратуры при МДА.

В октябре 1977 г. принят в число братии , в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.

В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.

21 марта 1992 г. чин наречения в совершили , митрополиты , Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ , епископы и Подольский Виктор.

22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом «Венский и Будапештский».

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. () присвоен титул «Рязанский и Михайловский», назначен (журнал № 132) главой новообразованной .

Образование:

1976 г. — Московская духовная семинария.

1980 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: (Ректор) Место работы: Минская митрополия (Белорусский экзархат) (Глава митрополии) Епархия: Минская епархия (Правящий архиерей)

Дата рождения:
19 февраля 1952 г.
Дата хиротонии:
22 марта 1992 г.
День ангела:
12 июля

В миру — Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспирантуры при МДА.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.

В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.

В 1979-1981 гг. — референт Отдела внешних церковных сношений.

С сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 г. — заместитель начальника Миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена. С июля 1986 г. по июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.

В 1988-1992 гг. — наместник Псково-Печерского монастыря.

Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 г. определено быть епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 г. чин наречения в Богоявленском кафедральном соборе совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор. 22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен (журнал № 132) главой новообразованной Рязанской митрополии.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой новообразованной Минской митрополии.

4 декабря 2017 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве был удостоен права ношения второй панагии.

Награжден орденами святителя Иннокентия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского (все II степени).

Имеет награды Антиохийской, Иерусалимской и Американской Православных Церквей.

В канун Рождества «Комсомолка» поговорила о празднике, семейных традициях и просто о жизни с митрополитом Минским и Заславским Павлом, патриаршим экзархом всея Беларуси [видео]

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Изменить размер текста: A A

«А кому-нибудь восточный петух принес счастье?»

- Какие рождественские традиции были в вашей семье?

В моем детстве была крепка советская власть и все церковное запрещалось. Мама была верующей, а папа, к сожалению, был убежденным атеистом и праздновал Новый год со своими друзьями. У нас же дома праздновали Рождество. Так и сейчас - Новый год для меня не праздник, а просто начало нового календарного года. В современном мире нам пытаются преподнести что-то экзотическое. На днях я общался с прихожанами и спросил у них, какой наступил год по восточному календарю. Отвечают: «Год Петуха». Задаю вопрос: «А принес ли петух кому-нибудь счастье?» Атрибуты восточного календаря - это целая индустрия, которая отвлекает людей от Бога, а производителям приносит огромные деньги. Получается, на духовной безграмотности людей кто-то зарабатывает.

- Вы служили в армии, работали шофером, слесарем. Как пришли к вере?

В Казахстане , где я родился, жил святой старец Севастиан Карагандинский, который меня крестил. Было у него и много сподвижников - общение с ними имело на меня большое влияние. А во время службы в армии со мной происходило столько необычных событий, которые иначе как чудесами не назовешь. Много раз меня спасала божественная сила: молитва матери, монахинь, священников. В какой-то момент я понял, что жить в атеистическом обществе я не смогу, и ушел в церковь. Да, в ограде церковной бывают случаи, вызывающие чувства сожаления. И иногда мы слышим: «Посмотрите, что в церкви происходит. Бывают проступки, которые соблазняют людей». Но тот, кто совершает проступки, сам отпадает от церкви, иногда даже не осознавая это, а снова войти в нее сможет, лишь принеся покаяние.

«Бурыкин к моим словам не прислушивался»

В конце прошлого года священника Константина Бурыкина задержали за незаконные действия в отношении боеприпасов. Кроме того, выяснилось, что настоятель храма носил татуировку в виде свастики. Он лишен сана?

Отец Константин не лишен сана. Ко мне обращались верующие люди с жалобами на него и на его поведение. И за самовольные выезды за пределы епархии 18 ноября я освободил его от управления приходом в поселке Гатово (Минский район. - Ред.) и передал дело в Епархиальный суд. Утром я вручил ему указ, а днем его задержали. Сейчас идет следствие. Будем ждать выводов следственных органов.

Коллективные жалобы от людей свидетельствовали о его частом отсутствии в приходе, в том числе во время поездки в США на спортивные соревнования. Я неоднократно его предупреждал, что покидать приход, не имея на это благословения, - серьезное нарушение.

Люди жаловались и на то, что он придерживается фашистских взглядов. По словам самого отца Константина, это ошибки молодости. Во время последней беседы отец Константин сказал, что не считает себя виновным. И выразил желание защищаться в суде. После этого я принял решение - освободить его от обязанностей настоятеля храма и передать дело в Епархиальный суд.

Во время той встречи о боеприпасах не было и речи, и об этом мне не было известно. Возникает вопрос: зачем священнику заниматься тем, чем ему не положено? Ведь мы даем обещание исполнять заповеди Божии, проповедовать Евангелие, заниматься благотворительностью. Наша миссия - нести людям добро. Если священник увлечен чем-то другим, он свободен этим заняться, но тогда надо оставить священное служение.

«Церковь приветствует неприменение смертной казни»

В ноябре прошлого года в Беларуси исполнили три смертных приговора. Недавно еще один мужчина был приговорен к исключительной мере наказания. Как вы относитесь к смертной казни?

В Ветхом Завете смертная казнь была дозволена Богом для тех людей, которые не хотят избавиться от своих проступков или своего заблуждения. В Ветхом Завете была даже такая мера, как побиение камнями. Почему побивали камнями? Никто не знал, чей камень будет последним. И таким образом получалось, что не конкретный человек, а общество побивало человека. И сегодня, когда мы говорим о смертной казни, я не думаю, что надо в законе ее отменить. Пусть эта мера, как предупреждение для потенциальных преступников, остается в законе, но если это возможно, то мы за ограничение, мораторий на смертную казнь. Ведь известны случаи, когда людям выносили ошибочное или несправедливое решение. Поэтому Церковь приветствует введение моратория или неприменение на практике смертной казни. Но мера, которая бы держала человека в узде, в законодательстве должна быть. По моему убеждению, смертный приговор может применяться к тем людям, которые совершают страшные преступления. Я к ним отношу не только маньяков, но изготовителей и распространителей наркотиков. Конечно, они несчастные люди и, может быть, не знают, что делают. Но наркоторговцы покушаются на жизнь многих. Они убивают десятки, сотни, тысячи людей. Угроза справедливого возмездия для преступника должна быть как элемент воспитания.

«Вечером после новостей люблю пройтись по улице»

- Накануне приезда в Беларусь в 2014 году вы говорили, что будете учить белорусский язык. Уже выучили его?

Я уже понимаю белорусский язык, но пока говорить на нем не умею. К сожалению, я специально не занимаюсь. В Беларуси многие говорят на русском языке, и это большое искушение. Почему я выучил английский? Я служил иногда в таких приходах, где никто не говорил на русском, и поэтому вынужден был говорить на языке прихожан. А в Беларуси меня расслабляет то, что здесь почти все говорят на русском. Кроме того, это второй государственный язык. Но я все равно держу возле себя учебник по белорусскому языку и надеюсь, что займусь его освоением.

Увеличит ли Белорусская православная церковь количество храмов, где будут вестись богослужения на белорусском языке?

Все зависит от людей. У нас нет запретов на использование национальных языков в богослужении, но специально форсировать этот вопрос не следует. В этом деле должна проявляться пастырская мудрость и терпение. Для каждого народа богослужение должно быть на доступном языке. Сейчас в некоторых храмах - правда, их немного - совершаются богослужения на белорусском языке. В начале 90-х годов было пожелание у некоторых священников вести службы на белорусском языке. Но когда это решение принималось скоропалительно, люди переставали ходить в храм. Я понимаю людей: заставить ходить молиться в храм, где служат на непонятном мне языке, невозможно. Все должно созревать естественным путем, не должно быть никакого насилия.

- В Беларуси вы служите уже три года. Какое место стало для вас любимым?

Для меня, конечно, это Свято-Духов кафедральный собор, где я чаще всего веду службы. Надо сказать, что вся земля белорусская - это особое, любимое и благодатное место. Вся она полита кровью многих и многих тысяч и миллионов людей, которые защищали ее на протяжении всей ее истории.

- Как проводите свободное время? Может быть, ходите в театр или читаете книги?

Очень не люблю читать разные жалобы, но как раз приходится это делать. Огромное количество бумаг отрывает львиную долю моего времени. На книги остается очень мало времени. Но вечером после просмотра вечерних новостей я люблю пройтись по улице.

- У патриарха Кирилла есть страничка ВКонтакте. Не хотите ли вы общаться со своими прихожанами в соцсетях?

К интернету отношусь по-особому. И всех призываю быть рассудительными. Как мы говорим, пчела всегда летит на мёд, а муха на другие запахи. В интернете есть очень много доброго, полезного и даже спасительного, но много имеется нечистого и недоброго. Поэтому призываю всех к благоразумию. Сам я пока воздерживаюсь от соцсетей.


Митрополит Павел: "Вы знаете, я бы не сказал, что все священники живут шикарно. Кто-то живет средне, а кто-то очень даже скромно. Думаю, что именно поэтому бизнесмены частенько дарят хорошие машины или помогают строить дома для священников"Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

«Не все священники живут шикарно»

- Верующие часто задаются вопросом: «Почему священники живут на широкую ногу - строят коттеджи, ездят на дорогих машинах?» Как вы сами к этому относитесь?

Я всем говорю: «Если священник так хорошо живет, то почему так мало людей ими становятся?» В ответ слышу: «Это тяжелый труд». Вот видите, даже дома и машины вас не прельщают. Я вспоминаю историю, которая произошла с митрополитом Московским Платоном. Однажды ему принародно сказали: «Вы же образ Христа Спасителя, пастырь. Как вы можете ездить на карете, запряженной шестью лошадями? Ведь Христос пешком ходил, когда проповедовал Евангелие. Вас совесть не обличает ездить на шестерке?» И митрополит Платон ответил: «Да, Христос ходил пешком. Но обратите внимание: он ходил пешком, а толпы народа за ним шли, чтобы послушать его слово. А я за вами на шестерке не угонюсь». Если око завистливое, то мы будем везде искать то, что удовлетворит нашу зависть. Вы знаете, я бы не сказал, что все священники живут шикарно. Кто-то живет средне, а кто-то очень даже скромно. Думаю, что именно поэтому бизнесмены частенько дарят хорошие машины или помогают строить дома для священников. Но Господь каждому все компенсирует. Есть такая аскетическая мысль: слава, деньги и власть убегают от тех, кто за этим гонится, и бегут за теми, кто от этого уходит.

- Может быть, в храмах появятся скамейки, которые есть в костелах? Выстоять всю службу непросто.

В отличие от кинотеатра в церкви вход и выход свободный. Для тех, кому тяжело стоять, например для пожилых людей, возле стен храма есть скамейки.

- Как относитесь к девушкам, которые заходят в церковь в брюках?

Что лучше: юбка выше колен или брюки? Для чревоугодника, конечно, лучше, если женщина будет в короткой юбке. Если вы идете в храм в брюках, то пусть они будут свободного кроя. Как и во времена апостолов, нужно одеваться так, чтобы вы не мешали молиться другим - скромно. Наша одежда и прическа, т. е. внешний вид, должны соответствовать тому месту, куда мы приходим.

- С праздником вас Светлого Рождества Христова!

В эти праздничные дни мне хочется пожелать всем Вам, дорогие братья и сестры, искренней, крепкой веры в Бога, надежды несомненной на Бога. Хочется пожелать, чтобы не только в эти праздничные дни, но и во все дни нашей жизни мы совершали как можно больше добрых дел. Как мы говорим, творили бы дела любви, милосердия, сострадания к людям. Это и будет яркое свидетельство нашей веры в Бога. Мы таким образом будем проявлять любовь к Богу, проявляя любовь к людям. Хочется пожелать всем в наступившем новом году благополучия, счастья и Божьего благословения. С праздником всех Вас!

ДОСЬЕ "КП"

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси в миру - Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 года в Караганде в семье рабочих. Учился в средней школе, служил в армии, а после демобилизации работал шофером, слесарем. В 1973-1976 годах учился в Московской духовной семинарии. А в 1980 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1977 году принят в число братии Троице-Сергиевой лавры. В 1979-1981 годах - референт Отдела внешних церковных сношений.

С сентября 1981 года - член Русской духовной миссии в Иерусалиме . В августе 1986 года Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.

В последующие годы был наместником Псково-Печерского монастыря, епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде , епископом Венским и Австрийским. В 2001 году возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский. В 2011 году назначен главой Рязанской митрополии. В 2013 году назначен Преосвященным Минским и Слуцким , Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Решением Священного Синода от 23 октября 2014 года присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой Минской митрополии.

БУДЬ В КУРСЕ!

Куда идти на рождественское богослужение

Дарья ЛОМОНОВСКАЯ

«Комсомолка» публикует расписание служб в православных храмах Минска .

В субботу, 7 января, православные верующие празднуют светлый праздник - Рождество Христово. Сегодня, в сочельник, в храмах будет всенощное бдение, после чего пройдет Божественная литургия.

Свято-Духов кафедральный собор (ул. Кирилла и Мефодия, 3)

8.30 - исповедь;

16.00 - исповедь;

17.30 - всенощное бдение.

0.00 - литургия (ночная);

6.30 - исповедь;

7.00 - литургия (ранняя);

8.30 - исповедь;

9.00 - литургия (поздняя).

Петро-Павловский собор (ул. Раковская , 4)

8.00 - начало утреннего богослужения;

17.30 - исповедь;

18.00 - всенощное бдение.

0.00 - исповедь:

2.00 - литургия (ночная);

7.00 - литургия (ранняя);

10.00 - литургия (поздняя).

Храм великомученика Георгия Победоносца (ул. Голодеда, 53/1)

7.30 - исповедь;

8.00 - начало утреннего богослужения;

17.30 - исповедь;

22.00 - всенощное бдение.

0.30 - литургия (ночная);

9.00 - литургия.

Храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (Партизанский пр., 147)

8.00 - исповедь, литургия.

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» (ул. Притыцкого, 65)

8.00 - исповедь, начало утреннего богослужения;

18.00 - всенощное бдение.

0.00 - литургия (ночная);

8.30 - исповедь;

9.00 - литургия (ранняя, учебный корпус);

9.30 - исповедь;

10.00 - литургия (поздняя, в Евфросиниевском храме).

Храм благоверного великого князя Александра Невского (ул. Козлова , 11)

8.00 - начало утреннего богослужения;

18.00 - всенощное бдение;

20.30 - исповедь.

0.00 - литургия (ночная);

9.00 - литургия.

Храм равноапостольной Марии Магдалины (ул. Киселева, 42)

7.30 - исповедь;

8.00 - начало утреннего богослужения;

18.00 - исповедь, всенощное бдение.

0.00 - литургия (ночная);

6.30 - исповедь;

7.00 - литургия (ранняя);

10.00 - литургия (поздняя).

Митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший Экзарх всея Беларуси поздравляет читателей "Комсомолки" с Рождеством Христовым!. Виктор ГИЛИЦКИЙ

2506

25.12.2013

Священный синод Русской православной церкви 25 декабря удовлетворил прошение Главы православной церкви Беларуси митрополита Филарета об уходе на покой. Главой Белорусской православной церкви назначен митрополит рязанский и михайловский Павел.

Прошение митрополита Филарета об уходе на покой было рассмотрено в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством патриарха Кирилла на последнем в 2013 году заседании Священного синода.

В официальном сообщении пресс-службы говорится, что Священный синод постановил удовлетворить прошение и «выразить сердечную благодарность Преосвященному Митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественными организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в Москве 21 марта 1935 года. Белорусскую митрополию он возглавил в октябре 1978 года, тогда же став патриаршим экзархом Западной Европы. 16 октября 1989 года был назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Священный синод удовлетворил прошение митрополита Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летия, назначив его почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси с сохранением права участия в работе Священного Синода и почетного протокольного места за богослужениями и в официальных церемониях.

Митрополит Минский и Слуцкий Павел (в миру - Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. В 1980-81 - годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая - во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП.

С 15 сентября 1981 г. - член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. - заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. - в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.

28 декабря 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским с окормлением Венгерского благочиния. 19 апреля 2000 года Венгерское благочиние преобразовано в Венгерскую епархию и изменен титул правящего епископа на «Венский и Будапештский».

23 февраля 2001 г. епископ Павел возведён в сан архиепископа. 7 мая 2003 г. освобожден от управления Австрийской и Венгерской епархиями и назначен архиепископом Рязанским и Касимовским. На заседании Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126 ) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.

Александр ЭХТ.

Владыка Павел очень много сделал для Рязани - и рязанцы благодарны ему...

25 декабря митрополит Рязанский и Михайловский Павел . На его место назначен митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин.

Владыка Павел прокомментировал назначение, отметив, что ему жаль уезжать из Рязани.
— С точки зрения церковной иерархии, конечно, это повышение, поскольку митрополит Минский является главой Белорусской православной церкви и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. С точки зрения моего отношения к Рязани, конечно, досадно, так как я очень полюбил Рязанскую область и рязанский народ, — поделился он.
— Рязань стала для меня родным домом, и покидать мне её приходится с грустью. Но мы решения Священного Синода не обсуждаем, а принимаем как благословение Божие.

Владыка Павел покинул Рязанскую область перед Рождеством. 29 декабря в Христорожденственском соборе Рязанского кремля митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин и митрополит Минский и Слуцкий Павел совершили совместную Божественную литургию.

29 декабря 2013 года в Неделю 27-ю по Пятидесятнице в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани состоялась Божественная литургия, которую совершили: митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий; епископ Скопинский и Шацкий Владимир.
Архиереем сослужили клирики Рязанской митрополии.

Эта Божественная литургия по сути своей явилась прощальной для митрополита Павла, который согласно решению Священного Синода от 25 декабря 2013 года (журнал №126) назначен Патриаршим экзархом всея Беларуси и покидает прежнее место своего Церковного послушания - Рязанскую землю.

По заамвонной молитве митрополит Павел обратился к пришедшим в этот день в главный собор Рязани с архипастырским словом, в котором выразил благодарность архиереям, духовенству и всем мирянам за совместные труды, доверие и любовь на протяжении десяти с половиной лет управления епархией. Утешая любящую паству, владыка Павел заверил, что Рязанская земля и рязанцы оставили большой след в его сердце.
Затем митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси представил всем назначенного на Рязанскую кафедру митрополита Вениамина, пожелав ему помощи Божией в трудах во славу Русской Православной Церкви и Рязанской епархии.

В ответном слове митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин рассказал о своей Промыслительной связи с Рязанской землей (с 1973 года будущий владыка Вениамин являлся иподиаконом епископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова, †2006), а с 1 января 1989 года исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), выразив благодарность своему предшественнику митрополиту Павлу и подарил ему памятную панагию с изображением Казанского образа Пресвятой Богородицы.

После этого митрополит Павел преподал прихожанам Крест для целования, во время чего желающие с теплыми чувствами прощались с владыкой, провожая его на новое место служения в Белорусскую землю.

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел прибыл в Минск

4 января 2014 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел прибыл в столицу Белоруссии.
В Национальном аэропорту «Минск» митрополита Павла встречали управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, настоятель минского храма-памятника в честь Всех святых протоиерей Феодор Повный.
От лица белорусского государства Патриаршего экзарха приветствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко.

Митрополит Павел пообщался с журналистами и направился в Свято-Духов кафедральный собор, где совершил благодарственный молебен.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Георгий Дзичковский и соборное духовенство.
За богослужением молились архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, епископ Борисовский Вениамин и клирики Минской епархии. В храме находились уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко и начальник отдела религий Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей РБ Елена Радченко.

По окончании богослужения Леонид Гуляко зачитал обращенное к митрополиту Павлу поздравление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Елена Радченко преподнесла Патриаршему экзарху от лица главы государства букет белых роз.
От имени почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета, епископата и духовенства Белорусской Церкви митрополита Павла приветствовал архиепископ Гурий.

Митрополит Павел поблагодарил за поздравления и обратился к клиру и пастве с архипастырским словом.
Затем владыка Павел посетил Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви. Экскурсию провел помощник ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру архимандрит Антоний (Доронин).
(сайт Рязанской Епархии)

Как сын священника стал атеистом

— У нас в семье было два полюса. Папа — убеждённый атеист. А мама — верующая.
Жизнь у них, выходцев из ссыльных семей, складывалась в Караганде нелегко. Первый и второй ребёнок умерли от недоедания. Третьего убило током. И мама — в отчаянии — нашла верующих людей, священника, стала ходить в храм.

Ну, а потом случилось так, что старец Севастиан Карагандинский, впоследствии прославленный как святой, отмолил её от смерти. Маму уже в морг везли, когда он передал ей святую воду и просфорку, и она ожила.

А папа ведь был сыном священника. Но когда в 20-30-е годы священнослужителей ссылали, то их детей помещали отдельно — в колонии, спецприёмники. И там перевоспитывали. Собирали мальчишек и девчонок в большое помещение. Они голодные. Воспитательница говорит: «Дети, кушать хотите? Давайте Боженьке помолимся, чтобы он нам хлеба дал. Ну, все вместе: «Боженька, дай нам хлебушка!» Не слышит? А может, Его и нет? А вот я знаю, что есть дедушка Ленин, который любит детей. Давайте его попросим!»

И тут двери открываются. Заносят на подносах пироги, хлеб. Дети едят. И так — изо дня в день. И много чего ещё.

А дедушка из заключения возвратился совсем слепой. Когда жил у нас последние годы, я у него поводырём был. Но о том, что дедушка — священник, мы только после его смерти узнали — запрещалось об этом говорить.
Папа прожил атеистом 80 лет, а за два года до смерти стал исповедоваться, причащаться. И скончался на 92-м году жизни православным.

С молитвой — танкам наперерез

До армии я не думал, что пойду по священническому пути. Служил в Группе советских войск в Германии — это было в 1970-1972 годах. Перед армией меня напутствовал отец Александр — сподвижник отца Севастиана: «На зарядке в уме читай молитвы утренние. Ты водитель? Садишься в машину — обязательно помолись, прочитай «Царю Небесный». Перекрестись, а не удастся — так хоть глазами перекрести пищу в столовой или машину перед поездкой. Скажи: «Господи, благослови!», призови имя Божие.

И Господь меня в армии много раз спасал — и от смерти, и от всяких неурядиц.

Послали меня как-то на «газике» пересечь полигон. Со мной в кабине старшина, а в кузове — майор артиллерии. И вдруг танковая операция началась, а нас не предупредили. Что-то невообразимое: пыль столбом, грохот, танки несутся. А деваться уже некуда. И мы мчимся наперерез. Читаю молитвы «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи». Один танк проскочит перед носом, смотришь в зеркало, а другой сзади — вплотную. Когда добрались до места, там стоит командир дивизии. Майор выскакивает из кузова весь белый и кричит:
— Шофёра в дисбат отправить!
А комдив:
— Какой дисбат?! Благодари мальчишку — из-за него ты чудом живой остался.

Если бы не трёшка…

Когда вернулся домой, в храме с матушкой Анастасией встретился.
— Помолитесь, — говорю, — за меня, матушка, вот из армии пришёл.

И даю ей три рубля, чтобы свечки поставила. Но она мне эту трёшку в карманчик засовывает: пригодится.

А 18 августа мы с друзьями собрались, повеселились. И, как часто случалось, не хватило выпить. Тут я вспоминаю: о, у меня же трёшка есть! И поехали на мотороллере с другом — ещё две бутылки портвейна взяли. Выпили. А потом по степи гоняли. В конце концов упали — сильно разбились. Шрамы-то до сих пор остались.
Лежал я потом на койке перевязанный. Всё болит, на душе тяжело. И вдруг смотрю: на столе книга «Явления умерших живым». Прочитал её в один присест. И как-то задумался, стал армию вспоминать, все эти переделки. И думаю: «Господи, Ты же всегда был рядом со мной!» Как-то по-иному тогда всю жизнь увидел. И — Промысел Божий.

А ведь если бы не авария эта, не трёшка, может быть, долго ещё не задумывался о главном. И вот тут принял решение. Стал читать другие книги, чаще в храм ходить. Познакомился с людьми, которые о семинарии мне рассказали. А на следующий год поехал в Москву и поступил.

Чудеса в Печорах

Особенные воспоминания о Псково-Печерской обители. Лучшего монастыря я никогда не видел. Там — что ни день, то событие, чудо.

Иду как-то с келейником на трапезу. А тут на тележке расслабленного мальчишку везут. И ко мне:
— Батюшка, мы из Питера. Наш сын уже несколько лет парализованный. Ему во сне ангел сказал: ехать в Печоры, там какой-то отец Павел может его исцелить. Где нам этого Павла найти?

— Вы знаете, — говорю, — не мог ангел так сказать. Есть тут один Павел (а кроме меня, другого Павла не было), но он вам ничем не поможет, потому что грешный человек, я его знаю. Вы лучше идите к преподобномученику Корнилию, приложитесь к нему, помолитесь. Видимо, сын ваш неточно имя понял.

И я пошёл на трапезу. А они направились в Успенский собор — к мощам. Мы трапезничаем. И вдруг кто-то прибегает и говорит: там такое произошло! Мальчишку парализованного к мощам Корнилия приложили. И он сам встал и пошёл.
Вот и такое бывало.

5 фактов о митрополите Павле
1 Родился в 1952 году, был назван Георгием, крестил его знаменитый старец Севастиан (Фомин), канонизированный в 1992 году как святой.
2 В 25 лет принял монашеский постриг и стал Павлом.
3 Его первая профессия — шофёр, он и до сих пор сам водит машину.
4 Старцы Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин) предсказали ему епископство и назначение в США.
5 Возглавлял Псково-Печерский монастырь, Русскую Православную Миссию в Иерусалиме, епархии в США, Вене, Рязани.




Top