Мне было семь лет когда я. Мальчику было всего лет семь

до наступления двадцатого столетия. (3)Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

(7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли "сном наяву". (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.

(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, когда же я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи.

(11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.

(13)Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой. (15)Приходилось осторожно дуть на эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.

(16)Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

(18)Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

(20)Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу. (21)С тех пор моё представление о нём всегда было связано с этим приятным сном.

(22)Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.

(24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г. Паустовскому)

1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой называет Андерсена «милым чудаком и поэтом»?»

1) (9) В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку.

2) (14) В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой.

3) (16) Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

4) (23) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.

2. Укажите, в каком значении употребляется слово «мрак» (предложение 25).

1) невежество 2) тьма

3) неизвестность 4) потемки

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

3) Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу.

4) Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном.

4. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) длинный

2) оловянный

3) серебряным

4) снежной

5. Замените книжное слово «узрел» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

6. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

7 . Среди предложений 2–4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Я начал читать и зачитался так,(1) что,(2) к огорчению взрослых,(3) почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье,(4) потом – сказку о снежной королеве,(5) где любовь преодолевает все преграды.

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложноподчинённого предложения.

Удивительная и,(1) как мне показалось,(2) душистая,(3) подобно дыханию цветов,(4) человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена,(5) когда он обронил белую розу.

8. Среди предложений 5-8 найдите сложноподчинённое предложение с послдеовательным подчинением придаточных..

9. Среди предложений 11–18 найдите сложное с бессоюзноой и союзной сочинительной связью . Напишите номер этого предложения.

ВАРИАНТ 1

Ф.И.____________________________________________________________________

ОУ______________________________________________________________________

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В8

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (З)Весёлый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая бе¬лая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

(7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось. (9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, когда же я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи.

(11)Около ёлки лежала толстая книга - подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена. (13)Я сел под ёлкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой. (15)Приходилось осторожно дуть на эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски. (16)Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, и в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

(17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную ёлку. (18)Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленъкой прелестной плясунье, потом - сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом. (20)Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу. (21)С тех пор моё представление о нём всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.

(24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом. (По К.Г. Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) - русский советский писатель.

К каждому заданию А1-А4 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1-А4 обведите кружком.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой называет Андерсена «милым чудаком и поэтом»?»

1. (9) В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку.

2. (14) В ней было много цветных рисунков, прикрытых тонкой бумагой.

3. (16) Там сверкали бенгальским огнём стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нём отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

4. (23) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена ещё одна, которую в полной мере могут понять только взрослые.

А2. Укажите, в каком значении употреблено слово «мрак» (предложение 25).

1)невежество 2) тьма 3) неизвестность 4) потёмки

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности является эпитет.

1. Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого сто¬летия.

2. Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья.

3. Потом я задремал под ёлкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту узрел Андерсена, когда он обронил белую розу.

4. Сразу же вся комната наполнилась её серебряным светом и непонятным медленным звоном.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1. В слове ЗАВТРАК произносится звук [ф].

2. В слове ВЪЕДЛИВЫЙ одинаковое количество букв и звуков.

3. В слове ДЕТСКИЙ произносится звук [т].

4. В слове ПРОСЬБА при произношении происходит озвончение согласного звука.

А5. Из предложений 13-14 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. ________________________________________________

А6. Из предложений 4-6 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения. _________________________________________________

А7. Из предложений 9-10 выпишите глагол, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Если в настоящем или в будущем времени глагол оканчивается на -ую(-юю), то в неопределенной форме и в прошедшем времени надо писать суффикс -ОВА-/-ЕВА-». ______________________________________

В1. Замените книжное слово «узрел» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________

В2. Замените словосочетание «осторожно дуть» (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.___________________________________

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 8.

___________________________________________________________________________________

В4. Среди предложений 2-4 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. На¬пишите номер этого предложения. ______________________

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.

Я начал читать и зачитался так,(1) что,(2) к огорчению взрослых,(3) почти не обратил внимания на нарядную ёлку. Прежде всего я прочёл сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье,(4) потом - сказку о снежной королеве,(5) где любовь преодолевает все преграды.

________________________________________________________________________

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 23._________________

Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе

Инструкция для учителя по выполнению работы

Итоговая контрольная работа состоит из части 1, включающей в себя 12 заданий.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 45 минут .

Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1– 12).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в бланке работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

На контрольной работе запрещено пользоваться орфографическим словарём.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Вариант 1

Прочитайте текст

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.

(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.

(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.

(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)

(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г.Паустовскому)

1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками « Андерсена »?

1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.

2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение .

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"

4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА , построенное на основе согласования управление

7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

8. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением.

9. вводном слове.

Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.

10 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложносочинённого предложения.

Он долго рассматривал меня,(1) прищурив один глаз и посмеиваясь,(2) потом достал из кармана белоснежный душистый платок,(3) встряхнул им,(4) и из платка вдруг выпала большая белая роза.

12. Среди предложений 16–19 найдите сложное бессоюзное

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

Вариант 2

Прочитайте текст

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше приходить на тренировки.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и

взрослое отношение к себе.

Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.

1. обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.

3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.

4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».

2. эпитет .

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

3. Из предложений 4 - 9 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает "приближение "

4. В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: « НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

5. Замените слово УЧИТЕЛЕМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (предложение 28), построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

8. Среди предложений 12–14 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 27.

11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

В общем,(1) я искал,(2) искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. Точнее,(3) занятие нашло меня,(4) потому что

родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат.

12. Среди предложений 13–16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс

Вариант 3

Прочитайте текст

(1)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолетного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья… (3)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.

(4)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (6)Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. (7)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (8)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (9)Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.

(10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

(12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

(16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

(19)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак. (21)То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. (23)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25)Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)«На твоих картинах уже есть улыбка».

(По К.Г. Паустовскому)

Ответами к заданиям 1 - 12 являются число, слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа бланка.

1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в Плесе «начался светлый промежуток » жизни Левитана?»

1) (1) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

2) (15) В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

3) (16) Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17) Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета.

4) (23) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24) Так в «волжских» работах впервые появились у Левитана свет и блеск.

2. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм .

1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.

3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.

4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.

3. Из предложений 10–12 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной(-ых) в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

4. В предложениях 1–3 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «Две буквы –Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн- , -енн- ». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

5. Замените слово ДОЛЮ в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

6. Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (предложение 13), построенное на основе согласование , синонимичным словосочетанием со связью управления . Напишите получившееся словосочетание.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

8. Среди предложений 5–8 найдите предложение(-я) с обособленным(-ими) определением(-ями) . Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

То дети,(1) подталкивая друг друга в спину,(2) попросят,(3) чтобы их нарисовали,(4) потом прыснут от смеха и разбегутся. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. Пожалуй,(5) именно в Плёсе художник ощутил тепло и ласковость русской земли.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

11. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .

Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны,(1) засыпанные листвой,(2) также пышные и печальные

уголки родины,(3) что сияют под нежарким солнцем в синеве,(4) в тишине безветренных вод,(5) в криках кочующих птиц .

12. Среди предложений 13–18 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ключи к ответам

итоговой контрольной работы по русскому языку 8 класс

1 вариант

2 вариант

3 вариант

прикрытых

приходить

беззвучен

безлюден

связано, заключено

подхваченные

безветренный

рисунки

преподавателем

(или педагогом)

судьба

Доброта человека

В процессе творчества

Звон колокола

Книга лежала

Я не мог найти

Городок был беззвучен безлюден

14 15

Спецификация

итоговой контрольной работы

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8-х классах

1. Назначение контрольной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся 8-х классов к основному государственному экзамену.

2. Документы, определяющие содержание контрольной работы.

среднего (полного) общего образования»).

3. Структура контрольной работы

Работа по русскому языку состоит из Части 1 и выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1 – 12).

Ответами к заданиям 1–12 являются цифра (число), слово (несколько слов), словосочетание или последовательность цифр (чисел). Ответ записывается в поле ответа на бланке работы.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные обучающимися за выполненные задания, суммируются.

Контрольная работа составлена в трёх вариантах. Варианты работ являются параллельными, под одними и теми же порядковыми номерами во всех вариантах представлены задания одинаковой сложности, позволяющие проверить сформированность одних и тех же предметных умений у учащихся.

4. Характеристика структуры и содержания контрольной работы.

Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей и включает в себя 12 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 (задания 1–12) – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа.

Распределение заданий по частям контрольной работы представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Части работы

Количество

заданий

Максимальный

первичный балл

Типы заданий

Часть 1

(задания 1 – 12)

Задание

с кратким ответом

Итого

5. Распределение заданий контрольной работы по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»

Таблица 2.

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока

первичного балла за всю работу, равного 12 баллам

Речь. Чтение. Адекватное

понимание письменной речи

Синтаксис

Орфография

Пунктуация

Выразительность русской речи

Итого

Распределение заданий контрольной работы по способам предъявления языкового материала. Ученик работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

Таблица 3.

Виды работы

с языковым

материалом

Количество заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий,

предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от

максимального первичного

балла за всю работу, равного 12 баллам

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте

(языковой анализ текста)

6. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности

Таблица 4.

7. Кодификатор элементов содержания контрольной работы

Таблица 5.

Код контролируемого элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями контрольной работы

Фонетика

1.1.

Звуки и буквы

Лексика и фразеология

2.1.

Лексическое значение слова

2.2.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

2.3.

Фразеологические обороты

Морфемика и словообразование

3.1.

Значимые части слова (морфемы)

3.2.

Морфемный анализ слова

Грамматика. Синтаксис

5.1.

Словосочетание

5.2.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.

5.7.

Осложненное простое предложение

5.8.

Сложное предложение

5.9.

Сложные бессоюзные предложения. Смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения.

Орфография

6.1.

Орфограмма

6.6.

Правописание приставок

6.8.

Правописание – Н-/-НН\ в различных частях речи

Пунктуация

7.3.

Знаки препинания при обособленных определениях

7.4.

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

7.7.

Знаки препинания при обособленных членах предложения (обобщение)

7.11.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении

7.11.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

7.15

Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью.

7.19

Пунктуационный анализ

Речь

8.1.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

8.5.

Анализ текста

Выразительность русской речи

10.1

Анализ средств выразительности Различные виды анализа

1.1.

Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

1.2.

Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента.

1.3.

Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы.

Аудирование и чтение

2.1.

Адекватно понимать информацию письменного сообщения

2.2.

2.3.

Владеть разными видами чтения

Письмо

3.8.

Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Примечание. В итоговой контрольной работе, выполняемой обучающимися, может проверяться только часть элементов содержания и умений, перечисленных в вышеприведенных таблицах.

9. Время выполнения работы

На выполнение контрольной работы отводиться 45 минут , из них:

На чтение текста отводится 5 минут.

На выполнение каждого задания требуется от 2 до 4 минут.

На проверку всей работы отводится 10 минут.

10. Дополнительные материалы и оборудование

Строгое соблюдение инструкции по проведению контрольной работы. Дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены. Работа рассчитана на обучающихся 8 класса, изучающих русский язык по учебнику Ладыженской в объеме 3 ч. в неделю.

11. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Максимальное количество баллов , которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 12 .

Шкала перевода баллов в оценку

Оценка "5" - от 11 до 12 баллов

Оценка "4" - от 9 до 10 баллов

Оценка "3" - от 6 до 8 баллов

Оценка "2" - от 5 и менее баллов


Станкевич Николай Владимирович. Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе. Чрезмерная гордость. Смутный образ героя. Сотрудники «Русского слова». Взгляды Ф. М. Достоевского. Противостояние либералов. Базаров - герой своего времени. Споры о романе продолжались и продолжаются сейчас. Взгляд Д. Минаева. В дрожь бросало Тургенева от таких "откровений". Споры вокруг романа «Отцы и дети».

«Герасим и герои повести» - Физический недостаток. Герасим. Гаврила. Капитон. Нравственное превосходство. Русский прозаик. Творчество писателя. Татьяна. Детство Тургенева. Мнение потомка. Барыня. Нравственное превосходство Герасима над другими героями повести. Создание повести «Муму».

«Произведение «Отцы и дети»» - Процесс разложения феодально-крепостнической системы. Понятия. Отцы и дети. Этапы развития экономической истории России. Крошечные пруды с. АлександрI. Низкое крылечко. Лес. Небогатый край. Термины. Встреча Н.П.Кирсанова с сыном. Человек и время. Возня с наёмными работниками. Толпа дворовых. Человек. Сбрую портят. Хлопоты.

«Тургенев «Стихотворения в прозе»» - Стихотворение «Русский язык». Исторический комментарий. Небольшой объём. Анализ. Стихотворение «Как хороши, как свежи были розы…». Творчество И.С.Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев. Стихотворение. Смысловые выражения. И.С.Тургенев. Тургенев. Стихотворение было написано в 1882 году. Особенности жанра стихотворений в прозе. Стихотворение «Воробей».

«Цикл Тургенева «Записки охотника»» - «Записки охотника» как цикл очерков. У России есть будущее. Приёмы создания образов. Урок-исследование по русской литературе XIX века. Иллюстрации. Подлинный национальный характер. Бежин луг. Содрогается печально душа. Предположительный ответ. Христос. Семейный архив. Калиныч стоял ближе к природе. Калиныч на фоне Хоря. Освоение приёмов исследования художественного текста. Записки охотника. Творческое начало.

«Герасим» - Муму в гостиной барыни. Поединок в душе Герасима. Почему Герасим повиновался барыне. Выставка рисунков. Победа или поражение Герасима. Черты характера. Герасим около дома барыни. Герасим везет воду. Иван Сергеевич Тургенев. План характеристики героя. Обучать элементам характеристики главного героя. Герасим и Татьяна. Герасим и дворня. Стал бегать, искать, кликать.




Top