Мнение психолога: как влияют танцы. Психологические основы танца Танцы с точки зрения психологии

Если посмотреть на танцы с точки зрения социальной психологии, танец хранит в себе массу важной и ценной информации о человеке, о его индивидуальных особенностях, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются, прежде всего, в манере исполнения, в подаче танца. Этот пласт информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне. К примеру, танец может быть по своим первоначальным характеристикам подвижным, завораживающим, динамичным и потрясающим воображение. Однако если исполнен он вяло, безынициативно и довольно посредственно, то нам думается, что данный танцор не подходит для такого танца, в нем нет тех характеристик, которые требует ситуация. И наоборот, есть люди, которым удается «надеть на себя» любой образ, который будет сидеть на нем как с иголочки. Это случай когнитивно сложного человека с очень богатым внутренним миром и представлениями о нем. Индивидуальные особенности человека, помимо всего прочего, включают также коммуникативные способности. Психологи выделяют несколько способов изучения их у конкретного человека. Это можно сделать с помощью тестов, направленных на изучение уровня коммуникации индивида в окружающем мире, можно пронаблюдать за его поведением (например, в ситуации общения), можно провести эксперимент. А можно просто посмотреть, как человек танцует, двигается под музыку в неформальных условиях, в расслабленном состоянии на вечеринке или на праздновании юбилея тещи, к примеру. Коммуникативные способности красиво и хорошо танцующего человека будут значительно отличаться от коммуникативных способностей того, кто стоит у стеночки, мнется и не решается пригласить даму на медленный танец. В танце проявляется открытость внешнему миру, экстравертные установки в жизни, стремление к новизне. Но это далеко не все.
Настроение и внутренний эмоциональный фон также находит свое отражение в танце.
Все вышеописанное можно использовать в оценивании человека по тем или иным параметрам, а также в методиках коррекции, на основе того, что психическое, физическое и эмоциональное – это три стороны одного целого, все они между собой взаимосвязаны. И через одну сторону всегда можно повлиять на две другие. Например, если научить человека красиво и гармонично танцевать (физический аспект), можно повысить самооценку (психологический аспект) и улучшить настроение (эмоциональный аспект). Этим успешно владеет арт-терапия. Психологи прекрасно понимают, что эмоциональную окраску человеческих переживаний можно увидеть в танце как в проявлении бессознательного. То есть человек выплескивает свое состояние через танец. В результате у него изменяется физическое состояние, происходит выброс адреналина в кровь, появляется усталость в теле и удовлетворение и покой в душе. Его больше не тревожит проблемная ситуация, снимается стресс. Происходит проигрывание ситуации на другом уровне, после чего просто меняется отношение к ней.
Теперь непосредственно коснемся того, как происходит коммуникация через танец. Танец, как художественное произведение, состоит из трех частей. Первая часть представляет собой то, что мы привыкли называть началом или вступлением. Здесь задается тон дальнейшему действию, и зритель начинает постепенно понимать, в каком ключе оно будет разворачиваться. Уже с первых секунд улавливается эмоциональная нагрузка действия. Постепенно первая часть уступает место второй, основной по событиям и большей по объему. На этом этапе становится понятным основной смысл танца, идея, «ради чего вся затея». Действия, разворачивающиеся во второй части, как правило, достигают пика развития, кульминации. После чего начинается спад событий или угасание, которое в свою очередь может быть плавным и медленным, что создает законченный образ в памяти, а может быть стремительным и быстрым, и тогда нам кажется, что картина не доведена до логического конца и в ней отсутствует последняя часть. Данная схема построения танца имеет место всегда, будь то действие, насыщенное событиями, или же просто выплеск эмоций.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах. В современных танцевальных постановках эти традиции не бросаются в глаза, они несколько завуалированы, зато налицо огромный труд, тяжелая физическая работа и, конечно же, дух времени. От того, что нам показывают по телевизору (из современных танцев), веет агрессивностью, импульсивностью, напором, - все это на фоне очень быстрой, ритмичной музыки. Но это не означает, что в современных танцевальных образах нет пластики, гармонии и последовательности. И то, и другое имеет место в равной степени в современном искусстве. Но когда негатива становится чуть больше обычного, это бросается в глаза. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается. Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка.
Вообще любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.

Танец не просто полезен, он целителен для тела и психики, если при этом учитывать свои индивидуальные особенности: телесные возможности, переносимость нагрузок и т.д. Как влияют танцы? Танец построен на наших природных инстинктах и потребностях.

1. Как влияют занятия танцами на человека с психологической точки зрения?
Психологический эффект:

  • Танец помогает лучше чувствовать себя, свое телесное и эмоциональное состояние - улучшает контакт с собой.
  • Новые, непривычные, не используемые в повседневной жизни движения помогают сломать привычные шаблоны, выйти из замкнутого круга повторяющихся сценариев в нашей жизни. Открываясь новому опыту в танце, мы символически впускаем новое в свою жизнь.
  • В танце происходит эмоциональная экспрессия - высвобождение подавленных чувств. Подавление эмоций - опасный механизм, который может приводить к психосоматическим заболеваниям. Танец проводит своего рода «генеральный уборку», очищая от подавленных чувств и снижая внутреннее напряжение.
  • Повышается психологическая гибкость, а значит - адаптивность и креативность.
  • Улучшая телесный баланс, танцы помогают нам сохранять и психологическую устойчивость в сложных ситуациях, толерантность к стрессу.

Главное - найти тот танец, который нравится именно вам, и не требовать от себя непременного совершенства.

2. Могут ли танцы помочь решить какие-то психологические проблемы? Если да, то какие?

  • Танец не случайно используется в некоторых направлениях психотерапии, он способен трансформировать нас психологически и помогает решать проблемы.
  • Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолеть инфантилизм - взрослит. А женщине помогает доверять мужчине и уважать его. И, конечно, у обоих увеличивает чувствительность по отношению к партнеру, способность выстраивать отношения, заявлять о себе и «слышать» партнера.
  • Групповые танцы хороши для тех, кто чувствует себя одиноким, отвергнутым, никому не нужным, «белой вороной». Они помогают почувствовать себя важной частью группы - «членом стаи».
  • А есть танцы, улучшающие контакт с собой, помогающие «слышать» себя. Они хороши для тех, кто потерял себя, запутался в своей жизни и не знает, что хочет.

3. Что делать, если человек стесняется своего тела (у него лишний вес) или существует боязнь того, что, танцуя, он будет выглядеть нелепо? Как ему это перебороть в себе, если он хочет танцевать,но мешают комплексы?


Увы, непринятие своего тела - частая проблема, даже у красивых людей, не говоря уж о тех, кто не вписывается в современные стереотипы красоты. Нас не учат любить и уважать свое тело…
Первый шаг: решите, вас устраивает жить со своими комплексами, или вы все же хотите поменять свою жизнь? Перемены - всегда риск, они требуют мужества и не даются без усилий. Если готовы к «подвигу», отправляйтесь в танцзал. При этом вы можете помочь себе следующим образом:

  • Помните, что не вы один стесняетесь, у ваших соседей могут быть такие же переживания.
  • Найдите доброжелательного преподавателя, которому вы сможете доверять. Психологическая атмосфера на занятиях во многом зависит от преподавателя, бывают коллективы «критикующие», бывают - «поддерживающие».
  • Возьмите с собой на занятия друга или подругу для поддержки.
  • Если вы стесняетесь группы, можно попробовать начать с индивидуальных уроков.
  • Самооценку может поднять удачная фотосессия в танцевальном костюме.
  • Попробуйте понять, как именно звучит критикующее послание в вашей голове. Например: «Ты неловкий», «Ты толстая» и т.д. Подумайте, в каком возрасте и при каких обстоятельствах появилось внутри такое вредное убеждение? Что вы сейчас можете противопоставить этому убеждению?
  • «Стакан наполовину полон», какие свою плюсы вы можете обозначить? Может, у вас хорошее чувство ритма? Выразительная мимика? Есть старательность? Плюсы всегда присутствуют.
  • Сделайте акцент не на том, как вы выглядите во время танца, а на том, какие ощущения при этом испытываете. И наслаждайтесь движением, музыкой…

Помните: способности к танцам есть у каждого, кончено, в разной степени, но У КАЖДОГО.

Жизнь человека наполнена движениями: зачастую мы даже не осознаём, как много их совершаем за день и что каждое имеет свой смысл. С рождения у человека не развита способность говорить, а потому выражать свои желания и чувства он может только посредством действий. Но и речь не всегда способна точно и быстро передать состояние человека: внезапная радость заставляет вскинуть руки, на согласие иногда проще кивнуть, а резкая боль непроизвольно вынуждает сжаться. В мире животных вся информация передаётся посредством тела: недовольные кошки выгибают спину, радостные собаки виляют хвостом, нетерпеливая лошадь бьёт копытом. То есть движения, кроме основной функции поддержания физического состояния, несут коммуникативную функцию .

Помимо общения с видимым собеседником, движения использовались (а в некоторых племенах и в настоящее время используются) для связи с духами, что переросло в ритуальные танцы. Определённый набор движений, визуализирующий слова, сопровождал торжественные события, позволял установить связь с Богом и попросить о благосклонности, урожае, дожде и т.д. Со временем танец из интуитивного обрёл стандартизированную форму и имеет тот вид, который мы знаем сегодня. Индустрия танца постоянно развивается, появляются новые направления. Однако все они имеют единую цель — передать в движении свои переживания, своё состояние, рассказать историю.

Танец в широком смысле состоит из трёх аспектов:

  • эмоционального — те чувства, которые вызывает танец в исполнителе и зрителях;
  • физического — данные человека;
  • психологического — самооценка, влияющая на открытость в танце.

Все три параметра тесно связаны друг с другом, а степень развитости этих аспектов влияет на качество танца. Эту особенность в своей работе используют психологи: личностные черты человека раскрываются в танце в неформальных условиях.

Коммуникативные способности прослеживаются во включённости человека в танец: общительный и уверенный в себе человек скорее станет "королём танцпола", чем замкнутый и стеснительный. По выбору музыкального сопровождения, по характеру движений можно определить эмоциональное состояние: счастье, грусть, любовь, тревогу. Резкие движения характеризуют более яркие чувства, плавные — более глубокие. Чем богаче внутренний мир человека, чем он наполненней, тем разнообразней будут движения, тем большее количество стилей будет доступно.

Использовать танец можно не только в диагностике, но и в коррекционной деятельности. Так, например, обучив человека красиво танцевать (т.е. развивая физический аспект), можно поднять его самооценку (психологический аспект) и тем самым улучшить общий эмоциональный фон. Развить коммуникативные навыки можно в парных или групповых танцах: там партнёры учатся чувствовать друг друга, успешному взаимодействию, что в дальнейшем можно перенести в другие сферы жизни.

Идеи целостного развития человека и его движений лежат в основе развивающего танца . Тело, эмоции, сознание и духовное — в человеке всё взаимосвязано, и при влиянии на один аспект воздействию подвергаются и все остальные. В основе развивающего танца лежат 2 основных направления:

  • креативный танец , использующий двигательную активность для раскрытия экспрессивных и творческих способностей;
  • развивающее движение , открывающее неиспользуемый двигательный и психологический потенциал, скрытый за пробелами на пути двигательного формирования человека.

Результатом работы в данном направлении становится развитие телесной осознанности , которая даёт возможность проявлять своё состояние (физическое, эмоциональное, когнитивное) через выразительное движение и танец.

Танец — уникальное явление, позволяющее отразить мысли и чувства, которые иногда сложно перевести в слова. Танец — отличный способ поддержания физического состояния. Развивая чувствительность собственного тела, человек развивает способность понимать самого себя, что приводит к гармоничной жизни.



Начнем с того, что в нашей стране в последнее десятилетие активно развиваются (и это радует!) всевозможные формы танцевального искусства и танцевально-двигательная терапия. И так оказалось, что есть целый пласт знаний о том, как движение и танец влияют на целостное развитие человека, не только его тела и двигательных возможностей, но личности в целом. Эти знания используются и питают как современный танец, так и танцевально-двигательную терапию. И в Специализации по ТДТ элементы этих знаний органично встроены в обучение и подготовку танцевально-двигательных психотерапевтов на кафедре ТДП ИППиП (г. Москва). Пришло время новых предложений, которые помогут большему количеству специалистов посмотреть на танец и движение гораздо шире.

Программа « Креативный танец и Развивающее движение. Основы психологии движения и танца» - это результат синтеза многолетнего опыта преподавания и исследования танца, движения и танцевальной терапии. Программа опирается на философские и теоретические базы самых современных школ по изучению взаимосвязи и взаимовлияния тела и сознания, движения и эмоций, здорового функционирования организма, психического благополучия, креативности, коммуникации с другими. Такой подход позволяет изучать Движение как систему - с функциональной и психологической точки зрения. Он позволяет задействовать творческое самовыражение через танец осознанно и специфично с учетом потребностей группы, коллектива, пары или конкретного человека.

Так же, есть еще один немаловажный факт, который повлиял на возникновение этой программы. Увеличился интерес к обучению профессии ТД-психотерапевта. Но для поступления в специализацию по ТДТ существуют определенные требования, как-то: наличие базового психологического образования, длительный и продолжающийся танцевальный опыт, наличие практики и возрастная и психологическая зрелость. Что делать тем у кого, например, нет психологического образования, но есть огромная танцевальная-/педагогическая практика и желание изучать движение глубже, понимать как оно связано с проявлением личности, с возрастными особенностями, коммуникацией, креативностью, т.е. проникать в философию и психологию движения. Или, например, что делать психологам, которые увлекаются двигательными практиками и танцем, но не знают как грамотно и экологично использовать этот ресурс, в работе со своими клиентами и пациентами. Так же эта программа поможет продолжать свое профессиональное развитие и тем, кто еще не принял решения о поступлении в специализацию по ТДТ.

Так что же мы предлагаем? Мы предлагаем программу, которая с одной стороны сможет дать людям практические знания и навыки в области психологии движения и танца, то, что имеет отношение к целостному развитию человека и помочь сформировать двигательное мышление и видение личности. С другой стороны, поддержит интерес к нестандартному восприятию и пониманию исцеляющих возможностей танца и к танцевально-двигательному направлению в целом.

Почему мы предложили именно такое название?

Креативный(творческий) танец - это форма движения и танца, фокусирующая свое внимание на целостном развитии человека и его личности. Через двигательное выражение танцующие достигают высокого уровня физического развития, обучаются языку танца и взаимодействуют со своими эмоциями и чувствами. Креативный танец - это единственная форма двигательной активности, в которой физическое движение используется не столько для выражения какой-либо двигательной функции, а больше как раскрытие персональной экспрессии и творческого самопроявления, он воспитывает и питает экспрессивные возможности человека, и помогает ассимилировать эмоциональный опыт, формирует новый двигательный репертуар. Развитие творчества и воображения способствует гармонизации всех аспектов личности, и дает возможность применять этот опыт не только в профессиональной области, но и в жизни как таковой. Креативный танец включает в себя творческие формы танцевального искусства: выразительное движение, танцевальная импровизация и танцевальный перформанс, элементы ТДТ, Анализа движения Лабана (LMA) и Двигательных основ Бартениефф. Одно из близких значений Креативного танца - это импровизация. Однако мы используем международную терминологию, наиболее полно раскрывающее это направление. Оно шире, чем импровизация (что относится в основном к профессиональному полю его использования: в танцевальных, театральных и музыкальных спектаклях, перформансах, лабораториях движения) и применяется в работе с разными возрастными категориями, чаще всего в развивающем формате (детьми, взрослыми, пожилыми людьми).

Развивающее движение - это метод, который опирается на психомоторное развитие человека, и основан на глубоком понимании важнейших предпосылок успешного развития ребенка, всех его двигательных функций и деятельности головного мозга. Наши движения опираются на двигательные паттерны, а те в свою очередь на рефлексы. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, соответствующих задачам психологического развития. Результатом является формирование функциональных навыков, экспрессивных и коммуникативных умений. Поэтому важно, чтобы каждая стадия развития человека была эффективно пройдена и психо-моторные задачи, соответствующие каждому этапу были решены. Пробелы в процессе развития формируются в неиспользуемый двигательный и психический потенциал, в так называемые «нерешенные задачи развития». Развивающее движение помогает вернуться на эти ранние уровни организации тела, и «достроить» пропущенное или неосвоенное, пробудить поток двигательной энергии, который когда-то остановился, укрепляем связи поддерживающие состояние целостность тела и личности. Это развивает телесную осознанность и двигательное мышление. Настоящие изменения случаются, когда человек принимает «себя настоящего». Это открывает развитие, трансформацию к здоровому и эффективному функционированию. Спектр человеческой выразительности и презентации себя миру расширяется, что влияет на взаимодействие с собой, с другими, с миром.

Оба эти направления, Креативный танец и Развивающее движение формируют базу для исследования и изучения психологии движения и танца, помогают увидеть человека в его целостном развитии (тело-движение-психика). Телесная функциональность (то, что имеет отношение к Развивающему движению) и его выразительность(то, что имеет отношение к Креативному танцу) питают и поддерживают друг друга. Такое сочетание открывает новые возможности для человека, расширяет его видение и понимание. Эти два способа направлены на раскрытие максимального двигательного потенциала человека и его психо-эмоционального состояния, и способствуют развитию всех типов его интеллекта: телесного(BQ), двигательного(MQ), эмоционального (EQ) и когнитивного(IQ).

Хочется отметить, что на наш взгляд в России пока нет аналогов такой программы, имеющей системный подход и образовательный стандарт(программа повышение квалификации). Мы не «открываем Америку». В Москве и других городах России проходят семинары, где предлагается похожий опыт. Но, как правило, это либо разовые мероприятия, либо очень разрозненный материал и двигательное развитие отделено от экспрессивного опыта. Уникальность программы в том, что это первая попытка собрать знания о целостном развитии личности и всех уровней его интеллекта (двигательного, телесного, эмоционального и когнитивного) в единый систематизированный обучающий курс, который, мы надеемся, будет в дальнейшем развиваться до большой образовательной программы. Мы очень рады, что программа идет на базе Института Практической Психологии и Психоанализа, что придает ей особый вес и статус, и благодарны поддержке Кафедры ТДП ИППиП и творческому участию и вкладу в создание этой программы завкафедры Ирине Бирюковой.

Программа ориентирована на специалистов как помогающих, так и творческих профессий. Во-первых, конечно же, на хореографов и танцевальных педагогов. Это специалисты, которые много работают с творческими задачами, постановочными и хореографическими. Всегда встает вопрос «где брать двигательный материал?». Обучение помогает находить ответы на эти вопросы, через изучение законов и принципов движения и основ импровизации и композиции (через призму системы наблюдения движения Лабан-Бартениефф, Somatic Movement). Так же обучение предлагает курсы, касающееся целостного развития человека, его тела, двигательного репертуара и психики. Эти знания помогают решать педагогические задачи и лучше понимать участников коллектива, в т.ч. их возрастные и личностные особенности. А также находить креативные и эффективные способы для помощи участникам коллектива в адаптации и максимального творческого раскрытия каждой личности.

Во-вторых, это может быть интересно психологам и психотерапевтам, которые используют в своей работе движение и танец. Обучение поможет больше понимать психологию движения и танца и более осознанно задействовать в своей работе двигательный уровень клиентов.

В-третьих: детским психологам, специалистам по раннему детскому развитию, работникам реабилитационных и абилитационных центров и организаций. Знание этого материала делает работу этих специалистов более успешной и продуктивной.

«Креативный танец и Развивающее движение: введение. Основы танцевальной импровизации».

«Введение в Анализ движения Лабана(LMA) и Двигательные основы Бартениефф(BF). Знакомство с понятиями: тело, пространство, время, усилие».

«Эмпирическая анатомия. Культура телесности. Основы целостного подхода в работе с телом» первый семинар.

«Двигательное развитие - как основа для развития многообразия танцевальных и движенческих форм».

Представление индивидуального проекта. Завершение.

Каждый курс логически продолжает тему предыдущего, но при этом, имеет целостную и завершенную форму. Хочется особо отметить, что благодаря очень логичному включению в программу курса «Введение в Анализ движения Лабана и Двигательных основ Бартениефф», преподаватель Хилари Брайен(США), эта программа приобрела статус международной. Более подробно о курсах программы и о том, как в нее попасть, можно почитать на сайте ассоциации www.atdt.ru или на сайте кафедры ТДП ИППиП tdt-edu.ru

Надеемся, до скорой встречи с Вами.

Продолжение рассказа о развитии программы в следующем выпуске.

Котеленко Е.Ю.(Рязань)

Фатеева Т.А.(Москва)




Top