Многонациональный кузбасс. Проект "одежда коренных жителей кузбасса"

Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Журналистика , Культурология , Регионоведение
Размещена 07.05.2015. Последняя правка: 07.05.2015.

Многонациональный Кузбасс

Зимина Елена Олеговна

Сибирский Государственный Индустриальный Университет

Стрекалова Светлана Александровна, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, доцент кафедры финансов, учета и аудита Сибирского Государственного Индустриального Университета

Аннотация:

Данная статья посвящена народам Кузбасса и их численности. Особое внимание уделяется национальным организациям

This article is devoted to the peoples of Kuzbass and their numbers. Special attention is paid to national organizations

Ключевые слова:

Кемеровская область; национальные объединения; народы; шорцы; телеуты; русские; численность населения

Kemerovo region; national Association; peoples; Shors; Teleuts; the Russians; the population

УДК 314.04


В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей).

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские.

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно.

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация «Болгаро-Русская община в Кузбассе», Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений «Координационный совет немцев», Новокузнецкая городская общественная организация «Телеутская землица», региональная общественная организация «Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта», Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев «Злато».

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

Библиографический список:


1. Администрация Кемеровской области. Демография [сайт] URL: http://www.ako.ru/
2. Департамент культуры и национальной политики Кемероской области// URL: http://www.depcult.ru/national
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Выпуск 3 (часть I). Стат. сб. / Кемеровостат. – Кемерово, апрель 2012. – 146 с.
4. Литература, культура, история Кузбасса// URL: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Mnogonacionalny-kuzbass.htm
5. Федеральная служба государственной статистики. Население [сайт] URL: http://kemerovostat.gks.ru/

Рецензии:

7.05.2015, 21:10 Ковалева Светлана Викторовна
Рецензия : Статья носит информативный характер, в этом ее достоинство. Единственное замечание, которое не является принципиальным: было бы замечательно, если бы автор указал фамилии тех людей, которые прославили Кузбасс своим творчеством и другими формами деятельности. Статья рекомендована к опубликованию.

8.05.2015, 6:28 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия : Статья Зиминой Елены интересная, содержит фактические данные по многонациональному населению в Кемеровской области.В качестве пожелания, можно было бы дополнить примерами деятельности национальных организаций в Кузбассе. Статья рекомендуется к публикации. Барлыбаева Сауле Хатиятовна

Коренным или исконным народом на любой территории называют народ, который проживал на данных землях в течение длительного времени до появления нынешних административных и государственных границ. Наиболее многочисленными среди малых коренных народов в считаются калмаки и шорцы, татары сибирские и телеуты.

Самым представительным из малых народов здесь стали шорцы, хотя в административной практике к ним часто применяют определение «малочисленного народа Севера». Сегодня численность этого тюркоязычного народа в России составляет 13900 человек, подавляющее большинство их проживает на исконных территориях в горно-таежной южной части Кузбасса Горной Шории.

Шорские поселки с традиционным укладом жизни, культурой, обычаями и сохранившимся разговорным шорским языком находятся в отдаленных таежных местах в Таштагольском районе на речке Мрассу и ее притоке Пызасе. В поселке Усть-Анзас на слиянии Мрассу и Анзаса находится известный музей шорского быта.

Небольшая часть шорцев сегодня проживает в , где успешно ассимилируется с другими народами. Издавна шорцы имеют собственное самоназвание «татар-кижи». По месту проживания исторические группы шорцев назывались кондомцами, проживающими на , мрасцами, проживающими на , верхотомцами, проживающими в верховьях Томи. Либо название исторических групп происходило от названия отдельных родов каргинцев, каларцев, абинцев.

На рубеже XIX — XX вв. шорцы делились на две крупные этнографические группы: северная «абинская» группа проживала в лесостепи, южная «шорско-бирюксинская» проживала в горно-таежной южной части Кузбасса. Эти группы серьезно различались уровнем экономического и социального развития, особенностями традиционного хозяйства.

Развитие шорского этноса происходило, по мнению этнографов, в три исторических этапа:
Первичное формирование отдельных шорских этнографических групп происходило преимущественно в XVII веке;
Формирование единого шорского этноса, определение его национальной и культурной специфики в советский период (1920-1930 гг.);
Частичное ослабление культурной и этнической специфики шорцев, активная ассимиляция с другими народами Кузбасса и Хакасии (1940 гг. до нашего времени).

С приходом русских казаков в верховья реки Томь, они встретили здесь уже сформировавшиеся межэтнические группы. С налаживанием экономики и образованием в XVII веке Кузнецкого административного уезда, с развитием этнокультурных связей началось постепенное формирование отдельного этноса шорцев.

В 1924 году в небольшой деревне прошел Татаро-Шорский национальный съезд с участием представителей шорцев и членов волостных исполкомов. В следующем году в отдаленном селе Мыски прошел съезд Советов жителей шорских районов, где принята программа национального и этнографического строительства шорцев.

После организации национального Горно-Шорского административного района в 1926 году постепенно представители шорского этноса начали консолидироваться в один народ. Собственное название шорцев закрепилось в официальных документах, продолжалось национальное самоопределение этнической группы. Для шорцев создана в это время письменность и литературный язык.

С освоением полезных ископаемых территории и приездом в Кузбасс большого числа рабочих на строящиеся предприятия произошло снижение доли коренных шорцев в количестве населения, что привело в 1938 году к упразднению Горно-Шорского района.

Второй, когда-то весьма значительный среди малых народов, несомненно, бачатские телеуты. Сегодня этот один из народов тюркоязычной группы сохранил национальное самосознание лишь в отдельных селах Новобачаты и Беково в и п. Телеут Новокузнецкого района.

Телеуты также входят в список малых северных народов, но всегда они жили в степях юга Сибири. До 1991 года телеуты были официально отдельной группой южных алтайцев, только потом их выделили в отдельный народ. Произошли телеуты от екочевников «теле» и кыпчакских притомских тюркских племен и кочевников «теле».

В XVII веке телеуты создали небольшое раннефеодальное «княжество», которое русские казаки назвали «Телеутской землицей», что зафиксировано в документах. Кочевья телеутов протянулись по верхнему Приобью и Иртышу. В теплый сезон они отправлялись со стадами гораздо севернее в Притомские степи и бассейн Чумыша.

Рода телеутов были в подчинении зайсана Абака, который принял свою власть по наследству. Ставка князя-зайсана была расположена на Алтае. Когда правитель телеутов Абак умер в 1635 году, его Большой улус быстро поделили на два отдельных улуса.

В «порубежных землях» русские неоднократно сталкивались с телеутами, что отражено в исторических хрониках. Взаимовыгодные и мирные связи, торговля между сторонами прерывались нападениями инородцев и разгромом казацких острогов. В XVIII веке джунгары насильственно переселили 20 тыс. телеутов на речку Или.

Остальные под зайсанами Момрачевыми жили своими поселениями и кочевали на речке Ускат по договору с казаками. Этническое ядро современных телеутов стало складываться с переселением их на речку Бачат. Здесь объединились пять этнических групп:
«Телеуты» с родами-сеоками Мундус, Тумат, Меркит, Найман, Мерет, Чалма, Толос, Пурут, Торо, Тодош, Чорос, Очу;
«Чедыберы», к ним принадлежал один род Тетпер;
«Тогулы» с единственным родом-сеоком Тогул;
«Ач-кыштымы» с исконными родами Юты, Тортас и Чынзан, принявшие к началу XX столетия большое количество степняков-переселенцев;
«Тюльберы» с сеоками Керген и Меркит.

Телеуты также приняли в свой состав другие соседние группы тюркоязычных народов керетцев, ячинцев, камларов, абинцев. Когда Китай разгромил Джунгарию в 1750 гг. беглецы от войны керетцы прикочевали в границе России. До 1812 года все телеуты жили в единой Телеутской волости.

В разное время волость делили и вновь объединяли, но телеуты жили на своих землях. В 1924 году Телеутскую волость упразднили и Бековский сельсовет, где жили телеуты, передали Бачатскому району. В советские годы здесь было создано 4 колхоза, в деревне Челухоево организовано коллективное хозяйство «Крачи», в деревне Верховская «колхоз им. Ф.Энгельса», в деревне Беково колхозы «Красный партизан» и второе коллективное хозяйство «им. К. Маркса». В экономических целях в 1950 году эти хозяйства объединили в один колхоз и назвали его «Сибирь».

Калмаки, как отдельная этническая группа сохранились в отдельных селах Кузбасса. Это пос. Логовой, Сарсаз и Замник в Юргинском районе и деревня Юрты-Константиновы в Яшкинском районе. Предки современных калмаков прикочевали на речку Искитим к томскому острогу в 1662 году из Приобья из-за многочисленных междоусобиц кочевых племен. Они стали служить в «порубежных областях» конными казаками, за что получили указом от 1673 года необходимые им пастбища.

Занимались они разным животноводством, продавали рыбу, мясо, сено, промышляли конным извозом близ Томска на московском тракте. Часть калмаков приняла православие, часть стала мусульманами. Быстро строились деревни, возводились мечети, лавки и хозяйственные постройки. Постепенно сложилась этническая и территориальная группа так называемых, татар-калмаков на Искитиме.

Сегодня наблюдается массовая миграция молодежи из национальных сел в Югру и Томск и ассимиляция калмаков среди других кузбасских народов. Всего калмаков сегодня проживает в Кузбассе 2534 человека. Примерно половина калмаков сейчас имеют явное смешанное этническое происхождение. Однако часть народа относят себя именно к калмацкой этнографической общности.

Следующим малым народом здесь считаются сибирские татары. Это устойчивая сформировавшаяся из потомков татар Поволжья и Башкирии современная этнографическая общность. Проживают сибирские татары преимущественно в городах и в заселении сибирской земли татарами ученые выделили три этапа:
Годы столыпинской реформы (1907-1910 гг.), когда огромное количество крестьян из европейской части страны переселялось в Сибирь на новые земли;
В 1920-е годы, когда от голода в Поволжье и массовой коллективизации многие крестьянские семьи переселялись в Сибирь;
В 30-60 гг. с массовым переездом татар на большие сибирские стройки.

Сегодня татары поддерживают тесные этнокультурные связи либо по родственным группам, либо по земляческим объединениям кемеровские, юргинские, анжерские, прокопьевские, также организуются многочисленные НКЦ.

Особливо живут татары в поселках Теплой Речке, Тундинска, Серебряково, селе Нижегородка, они переселились сюда к XX веку и давно смешались. В советские годы здесь работали зажиточные успешные колхозы такие, как «Азат-Тебер» в Теплой Речке. Сегодня татар в Кузбассе проживает 51030 человек. Молодежь из татарских сел переезжала в большие города Кемерово, Томск, Мариинск, Анжерка.

В Кузбассе нет населенных пунктов, исключительно татарских, телеутских ли шорских, все поселки здесь со смешанным этническим населением. Но есть поселки, их около 90, с преобладанием какого-либо малого народа. В восьми школах Кузбасса, где проживают шорцы, дети обучаются шорскому литературному языку, традициям и культуре.

Заметно увеличивается число поступающих в колледжи и высшие учебные заведения из малых коренных народностей Кузбасса. Сегодня 11% молодежи коренных народов имеют высшее и среднетехническое образование. Активно участвуя в современной жизни, производстве и освоении Кузбасса этим весьма малочисленным народам удается сохранить свою самобытную культуру, традиции и разговорный язык.

Малые народы Кузбасса дали стране целую плеяду выдающихся ученых, деятелей литературы и искусства. Бережно в народе хранится память Ф.С. Чиспиякове, замечательном преподавателе, писателе и основателе самобытной шорской литературы. Никому неизвестный мальчик из отдаленного охотничьего стойбища под влиянием своего деда, который для познания окружающего мира ходил пешком в Петербург и Палестину, получил замечательное образование в Ленинградском институте Востока и Московской аспирантуре.

Хорошо известно в национальных поселениях имя автора телеутско-русских словарей Л.Т Рюминой-Сыркашевой. В разное время вошли в Союз писателей России известный поэт и талантливый шорский кайчи С. Торбоков, писатели Л. Чульжанова, С. Тотыш, Н. Бельчегешев. В научном мире общеизвестен фольклорист, стоящий у истоков кафедры национальной культуры и шорского языка при Новокузнецком пединституте А. И. Чудояков.

Многонациональный Кузбасс

В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей).

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские.

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно.

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация "Болгаро-Русская община в Кузбассе", Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений "Координационный совет немцев", Новокузнецкая городская общественная организация "Телеутская землица", региональная общественная организация "Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта", Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев "Злато".

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

население кузбасс национальный

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЗБАСС

Зимина Елена Олеговна,

Стрекалова Светлана Александровна

Аннотация

Данная статья посвящена народам Кузбасса и их численности. Особое внимание уделяется национальным организациям.

Ключевые слова: Кемеровская область, народы, национальные объединения, русские, телеуты, численность населения, шорцы

В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп) . Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

население кузбасс национальность диаспора традиция

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей) .

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские .

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно .

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация «Болгаро-Русская община в Кузбассе», Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений «Координационный совет немцев», Новокузнецкая городская общественная организация «Телеутская землица», региональная общественная организация «Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта», Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев «Злато» .

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

Библиографический список

1. Департамент культуры и национальной политики Кемероской области// URL: http://www.depcult.ru/national

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Выпуск 3 (часть I). Стат. сб. / Кемеровостат. - Кемерово, апрель 2012. - 146 с.

3. Литература, культура, история Кузбасса// URL: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Mnogonacionalny-kuzbass.htm

4. Федеральная служба государственной статистики. Население [сайт] URL: http://kemerovostat.gks.ru/

5. Администрация Кемеровской области. Демография [сайт] URL: http://www.ako.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место экомузеев в системе сохранения и использования этнокультурного наследия. Состояние экомузеев Кузбасса, исторические этапы развития данного региона и культуры его народностей. Особенности этнографических экспозиций экомузеев Кемеровской области.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Характеристика Кемеровской области, ее климат и ландшафт, административные границы, ресурсный и промышленный потенциал. Социально-экономическое положение региона и его стратегические объекты, значение в российской экономике. Стратегия развития Кузбасса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Хакрактеристика Кемеровской области. Географическое расположение, рельеф, климат, экономика, история. Угольная промышленность Кузбасса - проблемы и перспективы. О развитии угольного машиностроения. Отраслевая наука. Экология.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Хозяйственный и транспортный комплексы области. Анализ экологических проблем территории.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Сущность понятия "реструктуризация". Причины неудач первого периода реформирования угольной промышленности Кузбасса. Ликвидация нерентабельных угольных предприятий как один из факторов, повлиявших на повышение эффективности работы угольной отрасли.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Теоретические основы и основные методы геодемографического исследования. Численность и динамика численности населения, его демографические структуры. Концепция демографического перехода. Трансформация возрастной структуры населения Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Численность и размещение населения. Воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Расселение и урбанизация. Национальный и религиозный состав населения. Граждане великой страны. Разнообразие национальных культур.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Основные категории особо охраняемых территорий. Предпосылки развития сети национальных парков. Общий обзор природы Северной Америки. Национальный резерват дикой природы и рефугиумов. "Долина Смерти", Денали, Гранд-Каньон, Йеллоустоун, Гавайские вулканы.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2016

    Реки Японии, омывающие ее моря и океаны. Полезные ископаемые, отрасли промышленности, разнообразие флоры и фауны Японии. Самые большие города государства, численность и структура населения. Национальные особенности японской кухни, культуры, образования.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    Особенности бытовых традиций современной Франции. Наглядные примеры дизайна жилища. Брачные и семейные традиции, медицина и здравоохранение. Основные суеверия и приметы населения Франции. Языки, распространенные на территории современного государства.

Население

Численность населения области – 2992 тыс. чел., 85 % проживает в городах. В области 20 городов, 7 из них с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Новокузнецк, Кемерово, Прокопьевск, Белово, Киселевск, Ленинск-Кузнецкий, Междуреченск).

Народные промыслы

В Кемерово на фабрике художественных промыслов «Весна» выпускают металлические подносы с ручной росписью. Здесь работают такие замечательные мастера, как В. Пантелеева, Л. Лучнина, О. Бачурина, М. Макулик, А. Захарова, М. Большанина. Их изделия выставлялись на всероссийских выставках и аукционах. У мастеров появились свои ученики, которые расписывают подносы в собственной «сибирской» манере письма, ее не спутаешь с жостовской или нижнетагильской.

А лучший сувенир из Мариинска – художественные изделия из бересты. Группа Мариинских мастеров – Ю. Михайлов, В. Кривоногов, А. Волков – возродила древний сибирский промысел – изготовление берестяных туесов. Мариинские мастера работают в совершенно уникальном стиле, совершенствуя старинные приемы и используя новые технологии. Один из мастеров – Ю. Михайлов за работу по возрождению промысла даже удостоен звания почетного жителя Мариинска.

Изделия народных мастеров можно приобрести в художественной лавке на первом этаже гостиницы «Кузбасс» (ул. Весенняя, 20, тел. 25 18 78).

Национальный характер Шорцы

Одним из самых многочисленных коренных народов Кузбасса считаются шорцы (самоназв. – шор). Они населяют юг области, Горную Шорию. Всего в России насчитывается 16,6 тыс. шорцев, из них 11,5 тыс. чел. проживают в Кемеровской области. Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию – черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов – абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы.

В русских документах XVII–XVIII вв. шорцами назывались кузнецкие, кондомские и мрасские татары. В XVII в. с образованием Кузнецкого уезда – новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. «шорским».

Знаменитые люди

Леонов Алексей Архипович, летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза. Родился 30 мая 1934 г. в с. Листвянка Тиссульского р-на. Через три года семья переехала в Кемерово. Первый полет в космос совершил 18–19 марта 1965 г. совместно с П. Беляевым. Впервые в мире вышел из космического корабля в открытый космос и парил 12 минут, удалившись при этом от корабл, на пять метров. Второй космический полет совершил 15–21 июля 1975 г. совместно с В. Кубасовым на космическом корабле «Союз-19» (первый совместный полет «Союза» и американского «Аполлона»). Произошла стыковка кораблей на орбите, и 44 часа корабли находились в состыкованном состоянии. Экипажи совершили взаимные переходы из одного корабля в другой и в течение полета выполнили ряд крупных научных экспериментов.

Машков Владимир Львович , актер и режиссер. Родился в 1963 г. В середине 1960-х семья переехала в Новокузнецк. (Его мама – Наталья Ивановна Машкова была главный режиссер Новокузнецкого театра кукол, отец – Машков Лев Петрович – актер этого же театра.) Учился в Новосибирском театральном училище. Окончил школу-студию МХАТ. Учился у Олега Табакова, потом работал в его театре-студии. Самые известные фильмы с его участием: «Лимита», «Подмосковные вечера», «Американская дочь», «Вор», «Мама», «Олигарх», «Идиот». Поставил фильмы «Сирота казанская», «Папа», с премьерой которого приезжал в Новокузнецк.

Макарова Инна Владимировна , актриса, народная артистка СССР. Родилась 28 июня 1926 г. в городе Тайга. Окончила ВГИК (1948, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). С 1948 г. – актриса Театра-студии киноактера. Лауреат Госпремии СССР (1949 – за исполнение роли Любови Шевцовой в фильме «Молодая гвардия»). Старшее поколение помнит ее роли в фильмах «Высота» (Катя), «Дело Румянцева» (Нонна), «Девчата» (Надя).

Раздаев Виталий Александрович , футболист, живая легенда кемеровского футбола. Родился в 1946 г. в г. Анжеро-Судженске. Самый результативный игрок второго дивизиона, забил более 200 мячей в ворота противника. Более 25 лет Раздаев посвятил футбольной команде «Кузбасс». Играл также в командах СКА (Новосибирск) и ЦСКА. Неоднократно признавался лучшим спортсменом года в Кузбассе. Почетный гражданин Кемерова.

Тулеев Аман-Гельды Молдагазыевич (Аман Гумирович), глава администрации Кемеровской области. Родился 13 мая 1944 г. В 1964 г. после окончания с отличием Тихорецкого железнодорожного техникума переехал в Сибирь в маленький железнодорожный поселок Мундыбаш Кемеровской области, где работал дежурным по станции, а с 1969 г. – начальником этой станции. После окончания НИИЖТа работал начальником станции Междуреченск, начальником Новокузнецкого отделения Кемеровской ж/д. В 1988 г. назначен начальником Кемеровской железной дороги. В 1990 г. избран в Верховный Совет РСФСР от Кузбасса. В марте 1990 г. был избран председателем Кемеровского областного Совета, а затем и председателем облисполкома. В начале 1992 г. подал в отставку с поста председателя облсовета в знак протеста против политики Е.Т. Гайдара, но депутаты отставку не приняли. В октябре 1993 г. А.Г. Тулеев был на стороне защитников Белого дома. После трагических октябрьских событий вслед за съездом народных депутатов РСФСР и советами других областей был распущен и Кемеровский областной Совет народных депутатов.

В декабре 1993 г. подавляющим большинством кузбассцев Тулеев был избран в состав нового российского парламента, а в феврале 1994 г. победил на выборах в Законодательное собрание области, стал его председателем. В августе 1996 г. А.Г. Тулеев назначен министром Российской Федерации по сотрудничеству со странами СНГ. На первых выборах губернатора Кемеровской области в октябре 1997 г. одержал победу, набрав 94,5 % голосов избирателей. Трижды баллотировался на пост Президента России. Доктор политических наук.

Говорят шорцы на шорском языке, относящемся к хакасской подгруппе тюркских языков. В языке два диалекта: мрасский и кондомский. С 1927 г. письменность у шорцев имела в основе русский, а затем в 1929–1938 гг. – латинский алфавит. В 1938 г. был создан новый алфавит на основе русской графики.

В прошлом шорцы формально считались православными, фактически же у них сохранились шаманство и промысловые культы. Высшее божество – Ульгень, властитель подземного мира – Эрлик, духи – хозяева гор, рек, озер, тайги.

Национальные праздники – Ольгудек-Пайрам (июнь, праздник богатыря Ольгудека), Чал-пажи (день весеннего равноденствия, начало нового года).

Шорцы сформировались в ходе длительного смешения угорских, самодийских, кетоязычных и тюркских племен. По культуре и происхождению они близки северным алтайцам и некоторым этническим группам хакасов. Вплоть до начала XX в. у шорцев оставались значительные пережитки родовых отношений. Основными занятиями были охота, рыболовство, примитивное земледелие. Большое значение имело кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды (откуда наименование кузнецкие татары). Железными изделиями они платили дань еще джунгарам и енисейским кыргызам, а затем русскому царю. Именно благодаря шорским кузнецам, земля, на которой они жили, была названа Кузнецкой, а первый острог на ней – Кузнецким.

Интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на Таштагольский, Кузедеевский и Мысковский. С одной стороны, это улучшило управление и экономическое развитие районов, а с другой – замедлило этническое развитие шорцев. Все активнее стали протекать процессы ассимиляции, урбанизации. После решения Кемеровского облисполкома от 20 июня 1960 г. «О ликвидации колхозов Горной Шории, как нерентабельных» начались массовые миграции в города и крупные поселки. Только в трех национальных сельских администрациях – Устъ-Анзасском, Челису-Анзасском, Чувашенском они составляют ощутимое большинство и имеют перспективы национального развития.

Сейчас шорцы дают своим детям только русские имена. А вот фамилии у них остались исключительно исконного происхождения, насыщенные шипящими звуками. От русских шорцы переняли православие, но все же этому народу удается сохранять свои обычаи, культуру, язык.

Телеуты

Бачатские телеуты – второй тюркоязычный народ Кузбасса. Они проживают только в Кемеровской области и включены в число малочисленных народов Севера, хотя исконные их земли всегда располагались в южно-сибирских степях и предгорьях Алтая. До 1991 г. телеуты официально считались этнографической группой южных алтайцев, затем были выделены в разряд самостоятельных народов. У них сохранилось пять уровней самосознания: родовое (меркит, юты, торт-ас, чорос и др.), территориальное (пачаттар, томдор), основное (теленгет), историческое (татарлар), этническое (телеут).

Этническая история телеутов уходит в глубь веков, а сами телеуты ведут свое происхождение частью от местных «притомских» кыпчакско-кузнецких тюрок, частью от средневековых кочевников-скотоводов «теле». В начале XVII в. телеуты составляли раннефеодальное объединение «оток» или «княжество» различных телеутских родов – «Телеутскую землицу» по русским историческим документам. Основные кочевья телеутских князей находились в Верхнем Приобье по р. Иртышу и предгорьям Алтая, сезонные – в Притомских степях по р. Ускат, Бачат, Иня, Чумыш, вплоть до Томского и Кузнецкого острогов. Политическая история самостоятельной «Телеутской землицы» закончилась в начале XVIII в., когда около 20 тыс. телеутов было переселено джунгарами на р. Или. Оставшаяся часть продолжала кочевать по договору с русскими властями по р. Ускат и составляла отдельный улус во главе с князьями Мамрачевыми.

После его разделения на три мелких улуса – Давыда Торгаева, Сартаева, Васьки Поросенкова и переселения части телеутов на р. Бачат постепенно сложилось ядро современного телеутского народа.

В Кемеровской области проживает 2530 телеутов, из них в Беловском р-не – 1135.

В поселке Беково Беловского района работает экомузей «Чолкой», где представлены экспонаты, отражающие быт и культуру телеутского народа.

Из книги Цифровая фотография в простых примерах автора Биржаков Никита Михайлович

Население Численность населения страны превышает 60 млн человек. Почти 99% из них проживают в долине Нила и его дельте. В связи с этим Египет, несмотря на небольшую в среднем плотность населения, является одним из самых густонаселенных регионов мира. 90% проживающих в стране

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Население Численность населения области – 2156 тыс. чел., из которых две трети – городское. На территории области расположен один мегаполис – Омск (1159 тыс. чел.), и пять городов – Тара, Калачинск, Тюкалинск, Называевск и Исилькуль – с населением от 12 до 27 тыс.

Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр Васильевич

Население Численность населения округа – 18,5 тыс. чел. Плотность населения – самая низкая в России – 0,03 чел. на 1 км?. Большинство населения – русские. Эвенки, самая крупная коренная национальность – всего 14 %.Наряду с эвенками проживают 4122 чел. представителей коренных

Из книги Бразилия автора Сигалова Мария

Население Население – 44,1 тыс. чел. (без учета Норильского промышленного района, число жителей которого достигает 250 тыс. чел.), в том числе городского – 28,6 тыс., сельского – 15,5 тыс. чел. Население на территории округа распределено крайне неравномерно и проживает

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Население Население Хакасии 538,2 тыс. чел. Из них русские – 80,2 %, хакасы – 12 %, немцы – 1,7 %, шорцы – 0,2 %, проживают также украинцы, татары, чуваши, мордва.Хакасы – коренное население Минусинской котловины. Известны до установления этнонима «хакасы» (нач. XX в.) под именами

Из книги Италия. Умбрия автора Кунявский Л. М.

Население Численность – 306 тыс. чел. Этнический состав: 67,1 % тувинцев, 30,2 % русских и 2,7 % других национальностей. Городское население – 51,7 % от общего числа жителей. Основное занятие населения – работа в учреждениях Кызыла (здесь живет треть населения Тувы, в основном

Из книги автора

Население Население: 2786,2 тыс. чел. Состав: русские (89,8 %), буряты (3,1 %), украинцы (2,8 %) и малочисленные народы Сибири. Самая малочисленная народность: тофы (630 чел., проживают в Восточном Саяне).Административное деление – 33 района, 22 города.Наиболее крупные города области:

Из книги автора

Население Население округа 143,8 тыс. чел. Коренные жители-буряты составляют около трети населения, русские – немногим более 50 %. Плотность проживания – 6,4 чел. на

Из книги автора

Население Население Бурятии 970 тыс. чел. Городское население составляет около 60 %. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты.Государственные языки – русский и бурятский. В республике распространены буддизм и православие.В Бурятии находится Традиционная

Из книги автора

Население В области проживает 1237,2 тыс. чел., в том числе в Агинском Бурятском автономном округе – 79,4 тыс. чел. Городское население – 62,1 %. Национальная структура: русские – 88,4 %; буряты – 4,8; украинцы – 2,8; другие национальности – 4,0.Население распределено по территории

Из книги автора

Население Численность населения округа 72,2 тыс. чел. Городское население 32,2 %. Этнический состав: буряты (55 %), русские (41 %), эвены (0,2 %), украинцы, татары, башкиры и представители других национальностей.Официальный язык – русский, около 60 % жителей владеют бурятским. Органы

Из книги автора

Население Население Алтайского края – 2686 тыс. чел., в том числе городское 1,3 млн чел. Крупные города: Барнаул, Бийск и Рубцовск. В крае проживают: русские (около 91,4 %), немцы (3,9 %), украинцы (2,9 %), белорусы, казахи, мордва, татары, чуваши. Знаменитые люди Бианки Виталий

Из книги автора

Население Численность населения края – 202,9 тыс. чел. Национальный состав: русские – 60 %, алтайцы – ок. 30 % (в основном в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском р-нах), казахи – ок. 6 % (в основном в Кош-Агачском р-не), а также староверы, признанные в республике коренным

Из книги автора

Население На территории Бразилии проживает около 188078 млн чел. (данные 2006 г.). По численности населения страна занимает 4-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии.Современный бразильский народ (порт. povo brasiliero) отличается пестрым этническим составом. Нация

Из книги автора

Население Население Индии – многообразие рас и народов, отличающихся друг от друга внешним обликом, языком и обычаями. Народы Индии говорят на 17 основных языках и 844 диалектах. Самый распространенный язык – хинди, на нем общаются 35 % населения, проживающего

Из книги автора

Население В 2009 г. население Италии достигло 59,6 млн чел., по плотности населения (около 197 чел./км2) Италия занимает 4-е место в Европе. Постоянный приток иммигрантов из Марокко, бывшей Югославии, Албании, Филиппин, Соединенных Штатов, Туниса, Китая, Сенегала и Германии




Top