Модные куклы готье. Французская модная кукла François Gaultier, музейная сохранность

ГОТЬЕ (Gaultier)

Франсуа Готье прославился, прежде всего. Своими куклами - манекенами. Он открыл собственную кукольную фабрику в окрестностях Парижа в 1860 году, а позже перевел ее в Париж. Творения Готье неоднократно получали награды на международных выставках.

“Модные” куклы Готье с лицами взрослых красавиц имели стилизованные туловища из кожи козленка на металлическом или деревянном каркасе, набитые конским волосом. Пальцы рук и ног - тонкие, отделенные один от другого. Лица: выразительные глаза, обрамленные длинными ресницами, прорисованными на нижних и верхних веках. Близко расположенные брови, как правило, густые. Рот закрыт, на губах в форме сердечка играет легкая улыбка. Кукольные парики из натуральных волос или мохера эксклюзивно причесывали для каждого нового наряда.

Модель Готье под номером “4” одета в костюм кавалера. Глаза из дутого стекла смотрят пристально и проникновенно. Ясность взгляда подчеркнута пушистыми нарисованными бровями ресницами. Сочленение шеи с туловищем, которое у кукол-дам прикрыто ожерельем здесь прикрыто модным в то время белым воротничком-стоечка. Как видно на данном манекене, кавалеры, как и дамы, блистали элегантными шляпами. На кукле цилиндр, темный костюм с жилеткой и белая хлопковая рубашка.

Механическая кукла “Припудривающаяся малышка” создана в сотрудничестве фирм Ламберта и Готье. Считается, что данные куклы, которые любуясь на себя в зеркало, обмахивают лицо пуховкой хоть и были выпущены в несколько экземпляров на фабрике Готье, но являются индивидуальными, так как разный размер и свой эксклюзивный наряд.

Данная кукла отличается гармоничными пропорциями, великолепным нарядом и затейливой прической. Волосы уложены в пышный пучок, из-под которого ниспадают локоны.

Нежное, персиково цвета платье, декорировано в соответствии с модой того времени. Воротничок - стоечка украшен узорчатой тесьмой, рукава в районе плечей расширяются и становятся дутыми, а к ближе к кисти сужаются и также на концах украшены тесьмой. Верхняя часть платья удлиняет силуэт за счет клинообразного продолжения. Пышная юбка с красивым декорированным передником сзади завязанным в милый бантик. И все это украшено белой тесьмой, тюлью, придавая платью лёгкость и нежность. И это подчеркивает кокетливая шляпка с тонким шелковым бантиком.

Jumeau, 1870-ые гг.

Французские модные куклы были куклами, созданными в 19 веке, чтобы продемонстрировать особенности моды своего времени и чтобы помочь научить молодых дам тому, как изящно и женственно одеваться. Сегодня их можно встретить лишь в каталоге антикварных кукол . Эти куклы высоко ценятся сегодня благодаря исключительности их одежды и аксессуаров, можно встретить таких кукол с полным гардеробом, в том числе включающим ночные рубашки, очки для оперы и вечерние платья. Эти куклы царствовали в течение многих лет, до середины 19 века. Они представляли самых делюкс кукол, которых можно было купить за деньги. А потом они были вытеснены куклами-детьми производства Германии.

Ранних французских модных кукол изготавливали компании Huret и Rohmer в 1850-х и 1860-х годах. Куклы выпускались примерно до 1900 года, хотя основная масса производства и их расцвет по качеству и художественным достоинствам приходится на годы с 1850-х годов и примерно до 1885.

Подавляющее большинство французских модных кукол - с головой из бисквита (фарфор без глазури), у них стеклянные глаза, тело - кожаное. Самые ранние французские модные куклы были с фарфоровыми головами (глазурованные "китайские" куклы), ранние примеры часто демонстрируют тела из дерева. Другие материалы, используемые для изготовления французской модной куклы - это гуттаперча и ткань. Некоторые куклы имели нарисованные глаза; но, как правило, стеклянные глаза больше ценятся коллекционерами. Несколько французских модных кукольных голов были найдены и их других материалов, включая резину (мало какие материалы дожили до сегодняшнего дня).

Компании, которые делали французских модных кукол, включают Huret, Ромер, Жюмо, Брю, Готье, Барруа, Симон (Huret, Rohmer, Jumeau, Bru, Gaultier, Barrois, Simone), и многие другие.

Francois Gaultier, кукла 1875 года.

Francois Gaultier, кукла около 1890 года.

Jumeau, кукла 1872 года.

Знаки на французских модных куклах

Подавляющее большинство французских модных кукол идёт без опознавательных знаков; они, как правило, отмечаются только номером размера на плечевой бисквитной пластине.

Несколько знаков разных марок известны, в том числе маркированы куклы Г. Ф. Готье и некоторые Жюмо.

Некоторые производились с печатью на коже или ткани тела.

Конец эпохи французских модных кукол


Rohmer, Франция, тело старинной модной куклы, под ремонт.

Французские модные куклы промышленно производились в течение многих лет, в середине-конце 1800-х годов, были представлены во множестве магазинов в Париже во Франции, в которых торговали куклами и их аксессуарами.

Однако в 1880-х годах бисквитные куклы-дети начали занимать место этих кукол (также сделанные во Франции такими компаниями, как Жюмо), а затем в Германии. Началась эра их господства в конце 1880-х годов.

Скоро более дешёвые немецкие куклы вытеснили большую часть французского кукольного производства с рынка, и к концу 1890-х годов французская кукольная промышленность уже была в основном лишь историей, а не реальностью.

Современные потомки французских модных кукол

Современных кукол, таких как Барби, Монстер Хай, Братц, Tyler Wentworth, и шарнирных BJD-кукол, сделанных, чтобы показать модную одежду и аксессуары, можно считать пра-пра-пра-внучками французской модной куклы.

Цены на французских модных кукол

Антикварный голландский кукольный шкаф с инкрустацией.

Цены на отличного качества французских модных кукол поднялись астрономически в последние десятилетия. Прекрасные примеры с оригинальными нарядами от кутюр и редкие куклы, куклы с наиболее востребованными функциями тела (деревянный корпус, гуттаперча, конечности из бисквита), редко могут быть найдены менее чем за 5000 долларов, а часто гораздо они стоят гораздо больше. Ранние Hurets могут стоить десятки тысяч долларов. Зачастую ранние оригинальные наряды от кутюр от данных кукол могут стоить даже дороже, чем сами куклы, и продаваться за суммы в несколько тысяч долларов.

Более распространённые французские модные куклы, с телом из простой кожи или ткани, переодетой в не оригинальную одежду, кукол, у которых стационарные (не поворотные) головки можно найти от $1500 до $3500 в зависимости от куклы и её состояния.

Многие коллекционеры, которые любят эту эпоху, готовы шить одежду для этих кукол сами, потому что данные куклы в не-оригинальных нарядах и современные репродукции обойдутся, как правило, в несколько сотен долларов; в разы дешевле.

Сегодня выставила на своем сайте модную французскую куклу Готье в оригинальном костюме монахини.
Хотя куклы в таких костюмах - большая редкость, некоторые дилеры переодевают их. Особенно именно модных, так как в пышном кружевном бальном платье они смотрятся эффектнее и потому желаннее для потенциальных покупателей (кстати, такая же судьба часто постигает и кукол в фольклорных костюмах). Между тем эти фарфоровые красавицы в скромных монашеских одеяниях занимают особо место в кукольной истории...

Вот так выглядит Готье, ставшая поводом для сегодняшнего небольшого рассказа (подробнее о ней - тут: http://www.antiquedolls.ru/doll/1515.html?department_id=24).


Конечно, появление подобных кукол во Франции XIX века неудивительно: место религии и ее влияние на общество в те годы было весьма значительным. А кукольный мир - отражение истории.

В конце 18- начале 19-го столетия сестры различных монастырей во Франции начали одевать кукол в религиозную одежду.
Известная гравюра конца 18 века (автор Pierre Louis Surugue) изображает юную девушку с такой игрушкой в руках, а на картинке справа - "ранняя" кукла из папье-маше 1830-х годов.

Специально для этой цели закупались неодетые модные куклы, существовавшие в то время на рыке: сначала - из папье-маше, а начиная с 1860-х годов - с фарфоровыми головками.

Различные католические общины, которые находились в больших городах, рассылали их по специальным заказам в удаленные женские монастыри, снабжая посылки инструкциями по пошиву одежды и выкройками.
Все эти наряды шились с молитвой руками самих монахинь. Причем, выполнены они всегда удивительно тщательно, аккуратно, с необычайным терпением и добросовестностью. Костюмы многослойные, по конструкции и деталям очень приближенные к настоящим. Кстати, нижнее белье изготавливалось не из тонкого батиста, а из домотканного льна. Носки, как правило, вязаные.

Ниже представлен полный комплект довольно типичного монашеского наряда для куклы Rohmer

Платья "маленьких сестер" не всегда были однаковые, так как иногда представляли различные монашеские ордены и общины.
Например, кармелиток.

Куклы в религиозных одеждах не занимали значительного сегмента рынка и продавались монастырями в благотворительных целях или приносились в дар. Иногда они служили чем-то вроде сувенира о важных событиях монашеской жизни. Например, кукла, представленная на фото слева, сохранила среди своих аксесуаров написанное от руки описание деталей церемонии 1870 годв, во время которой некая сестра Marie du Saint Coeur была рукоположена в монахини... А кукла справа дошла до наших дней в сопровождении креста с двумя голубками сверху. Он был изготовлен в качестве свадебного аксессуара (Глобус -де- Mariage) монахиней, принимавшей обеты новоборачных и подарившей им этот крест вместе с куклой.

Хотя чаще всего монашками одевали модных, но встречаются и Bebe, как, например, вот эта, фирмы Штайнер:

Несколько парижских фабрикантов специализировались исключительно на религиозных игрушках - такие, как Conselin, Keller, Cuperly-Blondel-Gerbeau. Они выпускали кукольные алтари, кресла для молитвы, литургические миниатюрные предметы, молитвенники, крестики, четки и цепочки.

Религиозная одежда изготавливалась также для кукол, которых вручали девочкам в день первого причастия (premier communiant): белоснежные платья с накидкой на голове. Например, как одета эта маленькая Брю.
Она была куплена в Парижа в середине 1880х годов для юной американки Женевьевы Кларк, которая провела свое детство во французской столице.
Кукла сохранила записочку о своей истории: "Эта французская кукла начала свою жизнь в Париже, она жила по адресу 56 avenue Malakof, недалеко от Place de l"Etoile, где Женевьева вместе с моей мамой стала свидетелем проезда первого автомобиля, - это было в 1888 году... В 1892 году она получила свое первое Святое Причастие из рук папы Льва 13-го."
Женевьева стала монахиней, служила библиотекарем в американском колледже для женщин San Diego, где выставляла свою Брю в музее колледжа. После ее смерти кукла осталась в семье.

В начале ХХ века, когда маленькие монашки исчезли, куклы, одетые в белоснежные наряды к первому причастию, по-прежнему продолжали появляться на рынке. Только чаще всего это были недорогие SFBJ, UNIS FRANCE или немецкие куколки, которых одевали и обшивали во Франции, и которые вручались девочкам на память об этом дне. Появившиеся в тот период фетровые французские Raynal также служили моделями для подобных нарядов (фото слева).

В пятницу фестивальной недели все стремятся в Нойштадт-бей-Кобург (Neustadt b. Coburg), в зал Frankenhalle. Там открывается еще один кукольный рынок. Но в отличие от нойштадской блошки, там крытое помещение, и поэтому состав кукол на порядок выше, больше дорогие и редких. Недалеко есть большая автостоянка, на подъезде к месту попадаются вот такие указатели. Перед въездом на стоянку стоят служащие, которые разводят машины по местам, показывают, куда ехать.
1. Фото 2014 г.


2. Сам зал - обычный спортивный, на стенах висят баскетбольные корзины. Ползала отведено под антикварных кукол, ползала - реплики, современные куклы, антикварные и винтажные мишки. Вход платный, но символически. Фото 2014 г.


Я покажу то, что мне очень понравилось. Остальное - в альбоме на Фликр.

Сначала - прошлогоднее.

3. Обалденная Жюмо с куколкой. Фото 2014.

4. Модница в оригинальном костюме. Посмотрите, какой яркий малиновый цвет у шелкового платья! Мы привыкли, что наряды блеклые и выцветшие, но тогда это все было очень яркое.

5. Конечно же, Брю.

6. Schmitt & Fils. Дорогущая кукла.

7. Вот тут у меня наступил затык: голова модной портретной Жюмо, а тело - бебе. Были такие переходные куклы официально или же это поздняя сборка? Я про это ничего не знаю...

8. Штайнер С прилегла отдохнуть. На самом деле продавец хочет показать, что глазки у нее спящие. У них стеклянный только ирис (радужка), а белок - фарфоровый.


9. Это же Готье? У меня стойкая ассоциация с тремя мушкетерами и миледи:) Наверное, из-за воротника.

10. Директор Парижского музея кукол Сами Оден. У него были очень красивые куклы! И сам он очень славный, позитивный и общительный.
А в этот раз я не сфотографировала его на стенде и сам стенд полностью, хотя наобещала. Так вышло - то я закрутилась, то у Сами были гости... Вообще французский стенд был один из лучших.


11. Не поклонница поздних Брю, но среди них встречаются очень приятные, как эта, к примеру.

12. Ходящая и посылающая воздушные поцелуи SFBJ. Раньше считала их грубоваыми и простоватыми, но после того, как купила такую и наигралась, мнение изменила. Милейшие и радостные куколки!

13. Если мне память не изменила за год, то эта потрясающая кукла - Бэр и Прёшильд.

14. А вот эта восковая малышка в полном младенческом комплекте одежды уехала ко мне.

15. Снаряжают деточку в дорогу... У этой дамы и в этот раз были хорошие ранние куклы из воска, папье-маше и дерева.

16. Надя демонстрирует фарфоровую голову от манекена. Тяжелая! Представьте себе эти манекены!

17. Жюмо во всем своем, даже в коробке.

18. Это забавный штришок:) Пардон, но фото не очень, другого нет. Нас там было четыре девочки! И все в тельняшках в кедах! Это самая удобная обувь для городских путешествий. Вот в этом году взяла кроссовки - мягко, но упарилась. Очень жалела, что не в кедах поехала.

А теперь - фотографии этого года!

19. Чудная Готье Бебе! Наряд, конечно... как я не люблю:) Это называется overdressed:) Кажется 4000 евро.

20. На самом деле, вот такие малышки мне тоже нравятся на вид, если некрупные. Но иметь - нет, много места занимают, и с нарядами фантазия ограничена, все малышовое, неинтересно.

21. Зоннебержка. Чьих ты будешь, девица?

22. Еще одна посетительница (или посетитель?). Собак, кстати, было много - надо было все время смотреть под ноги, чтобы не наступить.

23. Клинг. Тоже очень нравятся. Взяла бы, но крупновата, девать некуда такую.

24. Французские куклы из папье-маше, 1840-е. А на лошадке - кукла с деревянной головой.

25. Этот чудесный тонкий сервиз продавали только вместе с буфетом. А буфет мне не нужен! А сервиз нужен! Так жаль!


26. Какая вышивка на платье у этой Штайнер С! Как же я люблю зубастиков! А у овцы сумочка с надписью "Мой завтрак":)

27. Еще одна Штайнер С. Оцените размер! 4000 евро.


28. Редкий Кестнеровский гуглик.

29. Огромная модная кукла. Кто это? Барруа?

30. Крошечная хальбижечка. Маленькая, да удаленькая - 2000 евро.

32. Премьер Жюмо. Переходная кукла от модницы к бебе. Была бы одета прилично - стоила бы как пол-Брю.

33. А вот загадка! Кто это? Думаете, Готье? Мы тоже так думали. Оказалось - Рабери и Дельфьё (Rabery & Delphieu). Тут и призадумаешься, не делали ли R&D головки на фабрике Готье... Очень рада, что кукла в итоге оказалась в Москве, пусть даже не у меня:)

38. Снова Брю...

39. Еще этот мальчик понравился. Решила, что Simon & Halbig, но продавец сказал, что Клинг. А мне что-то сомнительно. Глаза с такими ресницами видела в книге у хальбижских кукол-париан.

Вы поняли? Это лучше музея! Тут все рядом, без стекла и можно потрогать и осмотреть! Потрясающий опыт.
Какие редкие вещи! Я ведь не фотографировала ВСЕ прилавки и ВСЕХ кукол... Так что там их было в несколько раз больше. Мне показалось, что в этом году выбор был богаче и, повторюсь, было больше ранних не фарфоровых кукол.

UPD: вот еще история. Без фото, к сожалению, его забыла сделать. Вижу - стоит кукла с головкой Брю, но на немецком теле. Кукла очень маленькая, не больше 26 см. "Какая красивая! Наверное, Кюнленц!" - думаю. Просто встречаются куклы Kühnlenz - копии Брю, и часто очень похоже, тоже красивые до невозможности, стоят 2-4 тыс. евро. Ну, я и подумала, что вряд ли будет настоящая Брю на немецком теле стоять. Спросила, сколько стоит эта "кляйнхен" Кюнленц. "Это Брю!" - говорит продавец:)) Действительно, головка Брю стояла на немецком теле...

Весь альбом (141 фото) смотрите на Flickr.com .

Ну вот, основную массу куклофото с фестиваля я показала. Осталось - околокукольное по мелочи. Некукольное тут показывать не собиралась, но как скажете.




Top