Мой личный фотоблог. Мой личный фотоблог Кому памятник на красной площади коне

В годы Великой Отечественной войны Россия воспитала немало великих полководцев. Чтобы отдать дань уважения и признания, многим из них установили памятники в Москве, Санкт-Петербурге и других русских городах. Одним из всенародно признанных полководцев является Георгий Константинович Жуков - Маршал Советского Союза и четырежды Герой Советского Союза, а также кавалер двух орденов «Победа». В послевоенные годы он был Главкомом сухопутных войск, в течение двух лет занимал пост Первого заместителя министра обороны СССР. Скончался легендарный полководец в 1974 году, 18 июня. По решению руководителей страны, Жуков - как выдающийся государственный и военный деятель - был погребен у на Красной площади. А к 100-летию Георгия Константиновича учредили орден и

Никто не забыт…

Герои уходят, но память о них вечна. Именем полководца названа Военная командная академия противовоздушной обороны в Твери. Также его имя носят проспекты и улицы во многих населенных пунктах бывшего СССР. Скульптурные композиции в честь маршала установлены в Екатеринбурге, Омске, Курске, Харькове и иных городах. Не стала исключением и Жукову, тем не менее, в столице появился относительно недавно - в 1995 году, хотя идея о его создании возникла еще во времена Советского Союза.

История

Министерство культуры СССР организовало конкурс на лучший эскиз будущего изваяния. Его выиграл скульптор монументального искусства, уже ранее выполнявший памятник маршалу Жукову (в деревне Стрелковка - на родине полководца), Виктор Думанян. Композиция должна была быть поставлена на Смоленской площади, но дающее рекомендации по размещению монументов в Москве Управление архитектуры и дизайна решило, что лучшее место для установки такой скульптурной композиции, как памятник Жукову, - Манежная площадь. Однако свои коррективы в работу внесла нагрянувшая перестройка. О монументе надолго забыли...

Памятник маршалу Жукову

Возобновили работу уже в новой стране под новой властью. Президент Борис Ельцин 9 мая 1994 года подписал указ об установке монумента на Манежной площади. Однако затем опять последовали изменения. В процессе встречи Ельцина с ветеранами ВОВ было решено, что таким сооружением должна быть украшена самая главная площадь страны - Красная площадь. Памятник Жукову теперь решили установить в непосредственной близости от Исторического музея и других спасателей Отечества - Пожарского и Минина. Возглавить работу над композицией было доверено скульптору Вячеславу Клыкову (фото ниже), и он поддержал правильность данного решения. По мнению Клыкова, выбор любого другого места для установки монумента был бы надругательством над памятью о полководце.

И все-таки памятник Жукову поставили на Манежной площади, рядом со входом в исторический музей. Дело в том, что Красная площадь - это объект культуры и истории мирового значения, включенный в список ЮНЕСКО и находящийся под защитой, и данная организация запретила вносить любые дополнения или изменения на ее территории.

Описание скульптуры

Монумент выполнен в стиле соцреализма. сидит верхом на коне, а тот копытами топчет штандарты нацистской Германии. В этом можно проследить параллель с Георгием Победоносцем, бесстрашно побеждающим змея. Полководец изображен несколько привставшим на стременах и приветствующим своих боевых товарищей. Вячеслав Клыков говорил, что стремился в данной композиции изобразить один из самых торжественных эпизодов в жизни маршала - момент, когда он 24 июня 1945 года принимал Парад Победы. Памятник Жукову представляет собой установленную на гранитном массивном постаменте. Вес монумента достигает ста тонн.

Примечательно, что Сталин приказал Георгию Константиновичу принимать парад именно на белом коне. Это уникальный случай во всей советской истории конных парадов. Подходящего для Жукова коня белой масти в Манеже Министерства обороны найти не удалось, и отыскали его лишь в Комитета госбезопасности СССР. Это был жеребец, носивший кличку Кумир. К слову, Георгий Константинович был отменным кавалеристом, однако по утрам все-таки приезжал в Манеж на тренировки.

Памятник Жукову: критика

Место, которое отвели для монумента, оказалось не очень удачным: во-первых, скульптура слишком придвинута к служебному входу музея, во-вторых, она расположена с северной стороны здания и поэтому сильно затемнена. Разглядеть памятник Жукову в деталях удается лишь в светлое время суток, потому что в вечерние и ночные часы композиция выглядит просто черной. В художественных кругах монумент также подвергся многим критическим замечаниям. Архитекторы и скульпторы не только эстетику и пропорции памятника восприняли отрицательно, они также осудили и воплощенный образ маршала, и саму задумку.

Мнение автора

Несмотря на множество нелестных отзывов, Клыков продолжал настаивать на том, что композиция построена профессионально грамотно, и образ полководца передан верно. Натянув поводья, Жуков как бы принес к стенам Кремля Победу. Как говорит автор, изображен непосредственно момент принятия Парада, когда маршал находится в зените славы и величия. С этой идеей согласуется и ритмичный шаг коня. Однако у знатоков верховой езды и он вызвал некое смятение. В огонь общего недовольства они подлили масла, сказав, что лошади ноги так не ставят. Тем не менее, как уже было отмечено, Клыков в своей работе никаких недочетов не нашел. При создании композиции он ориентировался на собственные воспоминания о том памятном Параде Победы и в образе Жукова стремился воплотить тему святости, поставив полководца в один ряд с Александром Невским и Дмитрием Донским.

Увековечение памяти

Разумеется, памятник Жукову в Москве - не единственный монумент, посвященный маршалу. Где еще увековечена память об этом великом человеке?

  • За пределами СССР первая скульптурная композиция в честь Георгия Константиновича была установлена в 1979 году в Монголии, в Улан-Баторе, к сорокалетию победы на Халхин-Голе, рядом с первым во всем мире домом-музеем полководца. Улица, где расположен музей, также носит имя Жукова.
  • В СССР первый памятник маршалу был поставлен в в 1988 году (заложен в 1973 году) в микрорайоне, так и называющемся «микрорайон Жукова».
  • В Москве монумент на Манежной площади - также не единственная скульптура в честь Георгия Константиновича. Памятник ему установлен и в сквере на проспекте Маршала Жукова, и у северного вестибюля двухзальной станции метро «Каширская».
  • В Санкт-Петербурге монумент Жукову с 1995 года стоит в Московском парке Победы.
  • Установлена скульптура полководца и в Армавире на одноименной улице.
  • В 1995 году памятник маршалу был поставлен в Омске.
  • Годом ранее, в 1994-м, в городе Ирбит, что в Свердловской области, был открыт монумент Жукову. Скульптура выполнена в полный рост на мраморном постаменте в память о том времени, когда Георгий Константинович был избран депутатом Верховного совета СССР от Ирбитского района и города Ирбит.
  • 8 мая 2007 года в Минске (Беларусь) был открыт сквер памяти маршала, в нем же установлен бюст Жукова.
  • В городе Уральск (Казахстан) бюст полководца красуется прямо перед административным зданием военной части.
  • В 2005 году памятник Георгию Константиновичу установили в Иркутске, что приурочено к 60-й годовщине Победы в ВОВ.

Памятник маршалу Советского Союза и полководцу Георгию Константиновичу Жукову установили 8 мая 1995 года на Манежной площади в Москве, недалеко от Красной площади . Поводом стало празднование в России 50-летнего юбилея победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Фото 1. Памятник маршалу Жукову установили на Манежной площади

перед Историческим музеем, недалеко от входа на Красную площадь

Скульптор запечатлел маршала в один из самых торжественных дней в его жизни - в момент, когда Георгий Константинович принимал Парад Победы, состоявшийся 24 июня 1945 года. Всадник будто привстал в стременах и таким образом приветствует боевых товарищей.

Скульптурная композиция выполнена в так называемом стиле соцреализма. Жуков изображен верхом на боевом коне, который своими копытами топчет нацистские штандарты побежденной фашистской Германии.

Скульптура вызывает некие аллюзии с покровителем Москвы - Георгием Победоносцем, образ которого присутствует как на столичном гербе , так и на гербе России.

Общий вес памятника (скульптура выполнена из бронзы, постамент - из гранита) составляет порядка 100 тонн.


Из истории памятника Жукову

Памятник великому маршалу задумали установить еще в советское время. Союзное Министерство культуры даже организовало конкурс, победителем которого стал скульптор Виктор Хачатурович Думанян. Предполагаемое место установки - Смоленская площадь. Правда, затем начали прорабатывать идею возведения монумента уже на Манежной площади, но до логического завершения дело так и не довели.

В 1993 году вопрос установки памятника Жукову, теперь уже на Красной площади, вновь подняли, тем более, что приближалась знаменательная дата - 50-летие Победы.

Серьезность намерений подтвердил и тогдашний президент России Ельцин, выступивший перед ветеранами во время торжеств по случаю годовщины снятия Ленинградской блокады и обещавший установить памятник у стен Исторического музея со стороны Красной площади. Под это место его и проектировали скульптор Клыков и московский архитектор Григорьев.

Но, Красная площадь входит в список объектов значимого всемирного наследия международной организации ЮНЕСКО и перепланировка там запрещена. В связи с этим памятник установили с обратной стороны здания - на Манежной площади.


Несколько слов о сюжете , заложенном в концепцию памятника Жукову.

Интересно, что приказ принимать парад Победы на боевом коне отдал лично Сталин. Цвет скакуна - серебристо-белый - выбран не случайно и относит нас к традициям еще древних времен, когда именно такая масть считалась символом великих побед и славы.

Жуков стал единственным, кто принимал военный парад на белом коне во времена Советского Союза. Маршал Буденный, спустя 2 года, тоже просил Сталина о такой чести, но Верховный главнокомандующий разрешения не дал (после смерти Иосифа Виссарионовича Жуков своими имевшимися на тот момент полномочиями вовсе упразднил кавалерию как род войск, и торжественных военных парадов с участием лошадей в СССР больше не проводили).

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.

Пелевин Ю.А.


Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась Ю

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.




Top