Молчалин фамусов. Сочинение

В комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик.

Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт. Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье.

Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он "управляющий в казенном месте". Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, "протекции" молодым и пенсии старикам. Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских "тузах": носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него "говорящая" фамилия, образована от латинского "fama" - молва. И у Молчалина фамилия "говорит" сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – "двойник" Фамусова.

У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.

Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было "не то, что ныне". Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали "века минувшего". По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, "как делали отцы", учиться "на старших глядя". Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: "угождать всем людям без изъятья". Для фамусовского секретаря "святыми" являются только "мнения чужие". Он, как и Фамусов, считает зависимость "от других" основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь "покровителей", даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является "смышленый" Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: "Упал он больно – встал здорово". Алексей Степанович рискует в результате тайного "романа" потерять расположение покровителя, но отказаться от "угождения" дочери "такого человека" он не в состоянии.

Молчалин – типичный "средний" человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий "талант" - умение приспособиться к обстоятельствам, к "нужным" людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, "достигнуть степеней известных". Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:

А у меня, что дело, что не дело,

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы "и награжденья брать, и весело пожить". Как только Молчалин "взлетит", то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало "золотым" правилом:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания ("Ах! злые языки страшнее пистолета", "В мои лета не должно сметь свое суждение иметь") напоминают фамусовское: "ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!"

Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют "известный" интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш – не представляют опасности. Например Павел Афанасьевич искренне удивляется:

Ну вот! великая беда,

Что выпьет лишнего мужчина!

А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его "расчету" должна родить, считает естественными для московского барина-вдовца. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Поэтому разрыв Павла Афанасьевича с "секретарем" скорее всего окажется временным. Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого:

Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.

Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень:

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей…

Молчалин – это "маленький Фамусов", герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, "деловых" людей.

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, - свой незабываемый облик.
Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, настолько Фамусов зависим от него. Герои находятся на разных полюсах, и эти полюса создают напряжение, конфликт. Роль Молчалина тоже сопоставима с ролью главного героя. Как и Чацкий, Молчалин – участник и любовного, и общественно-политического конфликта. Он не только достойный ученик Фамусова, но и соперник Чацкого в любви к Софье.
Различия между Фамусовым и Молчалиным являются внешними, поверхностными. Павел Афанасьевич – в летах, а Алексей Степанович молод. Фамусов – начальник, а Молчалин его подчиненный. Павел Афанасьевич – один из признанных столпов московского общества. Его служебное положение достаточно высоко: он «управляющий в казенном месте». Именно от него зависят материальное благосостояние и успех множества людей: распределение чинов и наград, «протекции» молодым и пенсии старикам. Молчалин пока выполняет чуть ли не роль прислуги при московских «тузах»: носит собачку Хлестовой, очищает от мела сукно на игральных столах. Фамусов – столичный житель, дворянин, а Молчалин – тверской провинциал. Фамусов любит дочь, а его секретарь играет роль влюбленного. Фамусов много говорит искренне и бурно выражает свои чувства. У него «говорящая» фамилия, образована от латинского «fama» - молва. И у Молчалина фамилия «говорит» сама за себя. Он, вращаясь в высших слоях общества, по большей части молчит. Однако так будет, скорее всего, до поры до времени. Ведь Молчалин – «двойник» Фамусова.
У героев существует внутреннее, глубинное сходство. У них, несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении, одинаковое мировоззрение, их жизненные принципы и идеалы совпадают.
Фамусов – консерватор. Он не принимает ничего нового. Герой враждебно относится к тем, кто не разделяет его убеждений. Идеал Фамусова – прошлое, когда все было «не то, что ныне». Павел Афанасьевич – убежденный защитник морали «века минувшего». По его мнению, жить правильно – значит поступать во всем так, «как делали отцы», учиться «на старших глядя». Мировоззрение Молчалина тоже крайне консервативно; герой неукоснительно следует отцовскому завету: «угождать всем людям без изъятья». Для фамусовского секретаря «святыми» являются только «мнения чужие». Он, как и Фамусов, считает зависимость «от других» основным законом жизни. Тверской провинциал быстро усвоил, что надо иметь «покровителей», даже если приходится всецело зависеть от их воли. Для Фамусова примером является «смышленый» Максим Петрович, который готов стать шутом, чтобы развлечь важное лицо. О нем он говорит с гордостью и завистью: «Упал он больно – встал здорово». Алексей Степанович рискует в результате тайного «романа» потерять расположение покровителя, но отказаться от «угождения» дочери «такого человека» он не в состоянии.
Молчалин – типичный «средний» человек: и по способностям, и по уму, и по жизненным целям. Фамусов тоже недалекий, посредственный чиновник. Но у них есть общий «талант» - умение приспособиться к обстоятельствам, к «нужным» людям. Они органично вписываются в московское общество. Главный путь к благам для них – служба. Истинная цель деятельности – сделать карьеру, «достигнуть степеней известных». Фамусов не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Отношение Молчалина к службе совпадает с фамусовским: он хотел бы «и награжденья брать, и весело пожить». Как только Молчалин «взлетит», то, несомненно, повторит путь Фамусова. Как и покровитель, он будет злоупотреблять служебным положением. Для Павла Афанасьевича это уже стало «золотым» правилом:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..
Общественное мнение для Молчалина, как и для Фамусова, свято. Некоторые его высказывания («Ах! злые языки страшнее пистолета», «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь») напоминают фамусовское: «ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Молчалин и Фамусов живут по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Они способны на низость. Оба героя одновременно проявляют «известный» интерес к служанке Лизе. По мнению Фамусова, такие пороки людей, как разврат, пьянство, угодничество, фальш – не представляют опасности. Например Павел Афанасьевич искренне удивляется:
Ну вот! великая беда,
Что выпьет лишнего мужчина!
А свои заигрывания с Лизой и особо тесные отношения с докторшей, которая по его «расчету» должна родить, считает естественными для московского барина-вдовца. Молчалин – тень Фамусова. Он тоже ведет игру и действует по традициям и правилам, принятым в фамусовском обществе. Поэтому разрыв Павла Афанасьевича с «секретарем» скорее всего окажется временным. Именно эта мысль звучит в заключительных словах Чацкого:
Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом.
Молчалин сможет соответствовать идеалу жениха для московских барышень:
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей…
Молчалин – это «маленький Фамусов», герои воплощают один социальный и нравственный тип, тип приспособленцев, «деловых» людей.

    Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменит благодаря одному произведению, о котором Пушкин сказал: “Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами”. Современники утверждали,...

    Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями:...

    «Горе от ума» - одно из вамых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. В комедии отражина эпоха, наступившая после 1812 года. Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается...

    Служить бы рад, прислуживаться тошно. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников,...


Главная особенность комедии «Горе от ума» - существование двух конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого являются Чацкий и Софья, и конфликта общественно-политического, в котором сталкиваются Чацкий и собравшиеся в доме Фамусова консерваторы. Фамусовское общество многочисленно и разнообразно по составу: тут графы и князья, высшие и средние чиновники, военные, помещики. Его наиболее характерными представителями являются сановник Фамусов и мелкий чиновник Молчалин. Фамусов – один из столпов московского общества. Он убежденный защитник морали «века минувшего». По его мнению, жить правильно – значит поступать так, «как делали отцы», учиться «на старших глядя». Он «управляющий в казенном месте». От него зависит материальное благосостояние многих людей: распределение чинов и наград, продвижение по службе и пенсии старикам. Его мировоззрение крайне консервативно, он принимает в штыки все, что отличается от его собственных представлений и убеждений. Он яростный противник просвещения: Ученье - вот чума, ученость - вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений. Молчалин – бедный мелкий чиновник, служащий у Фамусова. Это молодой человек, ровестник Чацкого. Но по убеждениям он последователь Фамусова: В мои года не должно сметь Свои суждения иметь. Мировоззрение и поведение Молчалина определяются его положением в служебной иерархии. Нам показан мелкий чиновник, старающийся угодить «всем людям без изъятья», проводящий свое время со старичками для того, чтобы его заметили и отличили, молчаливый и покорный со своим начальником, робкий и покорный с Софьей, которая его любит, дерзкий и нахальный с горничной; человек, умеющий подладиться под другого, приноровиться к обстоятельствам. Он может успокоить рассерженную даму, предложив ей партию в карты; как говорит про него Чацкий: Там моську вовремя погладит, Тут впору карточку вотрет! Молчалин органично вписался в фамусовское общество, стал незаменимым человеком в доме Фамусова,потому что "дружбу всех он в доме приобрел". В него без памяти влюблена дочь Фамусова Софья. И он добросовестно играет роль тихого скромного влюбленного. Общественное мнение для Фамусова и Молчалина много значит. Фамусов говорит: Ах! боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна! Ему вторит Молчалин: Ах! Злые языки страшнее пистолета. Разумеется, главный вопрос для Фамусова – вопрос о службе. Истинная цель службе, полагает Фамусов, сделать карьеру и тем самым обеспечить себе высокое положение в обществе. Для этого все средства хороши. Он не видит ничего плохого в откровенном пренебрежении служебными обязанностями: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Верный же путь к продвижению по службе- низкопоклонство перед вышестоящим. Его идеалом является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был обласкан при дворе, «пред всеми знал почет». Молчалин тоже хочет быть знатным, богатым, принятым в «высшем свете», он любит легкую, веселую жизнь, жизнь без забот и тревог. Отношение к службе у него такое же, как у его начальника. Он хочет «и награжденья брать, и весело пожить». Молчалин берет пример с людей, которые, благодаря своему умению приспосабливаться, долго держатся на своих местах. О них он говорит с благоговейным почтением и восторгом: «Вот сам Фома Фомич, знаком он вам?.. При трех министрах был начальник отделенья». Несмотря на большую разницу в возрасте и общественном положении между Фамусовым и Молчалиным много общего. У них совпадают взгляды на цель жизни и способы достижения этой цели. Они одинаково относятся к службе, одинаково «сгибаются вперегиб» перед теми, от кого зависят. Маленький чиновник Молчалин должен многого добиться: …дойдет до степеней известных. Ведь нынче любят бессловесных. Он способный ученик Фамусова и, вероятно, в будущем он сам будет «в чины выводить» и «пенсии давать».

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов раскрывает нам общество и образы людей того времени. Читаешь комедию и невольно переносишься в Москву 1824 года, в дом Фамусова, где развертывается действие.

Образ Молчалина – образ личности, занимающейся своей карьерой. С первых же страниц раскрывается смысл фамилии Молчалина – автор отводит ему очень мало реплик, причем речь его «услужлива», особенно в разговоре с Фамусовым, т.к. известно, что Молчалин – его секретарь. Фамусов относится к нему, как к нисшему чину, но в какой-то степени уважает его. Для Молчалина важнее попасть в чины и заслужить награды, то есть сделать себе карьеру:

«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил».

Также считает, что у него два таланта – «умеренность и аккуратность». Он занят только собой:

«Есть у меня вещицы три:
Есть туалет, прехитрая работа –
Снаружи зеркальцо, и зеркальцо внутри,
Кругом все прорезь, позолота;
Подушечка, из бисера узор;
И перламутровый прибор –
Игольничек и ножинки, как милы!
Жемчужинки, растертые в белилы!
Помада есть для губ и для других причин,
С духами скляночки: резеда и жасмин».

Ради карьеры Молчалин готов на все, даже на унижения, он притворяется, признаваясь Софье в любви (любит «по должности»). Он боится потерять чин и доверие Фамусова. Софья любит Молчалина и хочет выйти за него замуж, думая, что чувства взаимны. Но Молчалин не хочет об этом и думать:

«Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим».

Ему важно мнение Павла Афанасьевича, а не искренние чувства Софьи. Он равнодушен к ней, в то время как ему нравится Лиза. Но Молчалин не желает ей зла, даже наоборот, он уверен, что скоро Софья его разлюбит так же, как и Чацкого. Софья действительно его отвергает, но только тогда, когда убеждается в его чувствах. Молчалин не противится ее требованиям оставить дом.

Чацкий противопоставлен Молчалину, он показан как приезжий человек. Он с самого начала узнает в Молчалине низкого человека, одного из представителей фамусовского общества. Чацкий в диалоге с Молчалиным показывает все свое презрение к нему, никогда не соглашается с его мнением. Фамусов относится к Молчалину, как к высшему чину.

Молчалин в Москве для того, чтобы «награжденье брать и весело пожить», для него не была бы трагедией потеря должности секретаря, он бы благодаря своему молчанию для карьеры никогда бы не пропал, а обязательно нашел себе новое пристанище и дослужился бы до больших чинов. Ему не нужна любовь Софьи, он относится равнодушно к Чацкому, считая его, как и все, сумасшедшим. Ему не надо ни о ком заботиться, он только пресмыкается перед большими чинами, даже вежлив только из выгоды.

Так действительно ли Молчалины блаженствуют на свете? В наше время часто можно встретить такого «Молчалина», и он действительно будет «блаженствовать».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

За что Фамусов ценит Молчалина?

Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.

Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».

Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».

Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.

Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».

Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.

Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.

Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

Выводы

Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

Проблема описанная в данной статье очень актуальна и сегодня. Поэтому приведённая характеристика образов Фамусова и Молчалина, схожесть и различие их взглядов пригодятся ученикам 9 классов при подготовке сочинения на тему «Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»»

Тест по произведению




Top