Моле Антонеллиана в Турине – итальянская сестра Эйфелевой башни. Лифт без шахты

Моле Антонеллиана является настоящим символом Турина. Шпиль этого здания виден из любой точки города. Классический стиль здания контрастирует с его вертикальным положением. Как в принципе и всегда - строительству столь неординарного здания предшествовали и сопутствовали столь же неординарные события, ну и, конечно же, не видать бы нам такой красоты, не будь у одного гениального человека мечты…

Один архитектор - Алессандро Антонеллиано - мечтал построить самое высокое здание Европы. Осуществить свою мечту он решился, когда получил богатый заказ на возведение в Турине… синагоги. Турин тогда служил столицей всей Италии, поэтому архитектор получил заказ на строительство главной синагоги страны.

Антонелли, который только что закончил возведение 120-метрового купола базилики Сан-Гауденцио в провинциальной Новаре, пообещал уложиться в бюджет, составлявший 280 тысяч лир. Однако к 1876 году расходы превысили 620 тысяч лир, а высота всё ещё недостроенного здания по настоянию архитектора была увеличена с 66 до 167,5 метров.


Уникальную башню с устремленным ввысь куполом архитектор строил с 1862 по 1889 год. И умер за год до завершения работ. Турин четверть века следил за страстным романом Антонеллиано со своей башней. Город и сам ею увлекся не на шутку и в конце концов сделал своим достоянием, выкупив ее у еврейской общины, которая отказалась продолжать финансирование проекта.

А в следующем веке в Моле разыгралась другая страсть. В 1908 г. в здание въехал Музей Рисорджименто, который стал, таким образом, самым высотным музеем в мире. Основу коллекции музея всю жизнь собирала Мария Адриана Проло. Кино стало для нее культом, а Моле Антонеллиана - его капищем. Музей организован так, что любой зевака, даже случайно попавший в него, весь захватывается этим культом. Как-то взять себя в руки, собрать в кулак всю силу воли и суметь выйти из зачарованной башни, покинуть пределы нового, открывшегося тебе мира, честно говоря, - подвиг. Люди пропадают там часами, а потом возвращаются еще и еще…


Архитектурный облик Моле Антонеллиана был искажён 23 мая 1953 года, когда смерч снёс 47-метровый шпиль башни. Реставрационные работы проводились в 1961 году.

Модель Моле Антонеллиана

Ещё одна)

В основании Моле, в полутемных аккуратных “катакомбах”, мигают светящимися глазами-окулярами старинные приборы для просматривания движущихся дагерротипов или стереоскопических слайдов, мерцают причудливые проекции, камеры-обскуры и волшебные фонари, мелькают “кадры” первых мультиков, когда в прорези быстро крутящегося барабана можно разглядеть, как нарисованная собачка перепрыгивает через нарисованный обруч. Можно даже самому покрутить ручку этого барабана, чтобы собачка прыгала быстрее.

Далее по спирали поднимаетесь по кругам истории кино, ловя на себе томные взгляды первых кинодив, разглядывая остроумные плакаты-афиши, замечая неожиданно в знакомых по любимым фильмам декорациях то туфельку кино-Золушки, то подлинную шляпу маэстро Феллини.

На одном из этажей находится большой зал со специальными креслами-лежаками со встроенными колонками, можно прилечь и просмотреть нарезку кадров из классических фильмов. Кроме того вы здесь встретите Чужого, комнаты, с обстановкой той или иной картины, портреты великих актеров, сценарии Феллини и Хичкока, вещи, принадлежавшие Мэрилин Монро, котелок Чарли Чаплина, шарф Федерико Феллини и даже гроб Дракулы!


Чтобы войти в пещеру хорроров, приходится перешагивать через отверстую могилу. Чтобы посмотреть кадры шедевров Бунюэля - присесть на унитазы из “Скромного обаяния буржуазии”.

Находящийся в центре Моле Антонеллиана стеклянный лифт поднимет желающих к вершине, с которой открывается удивительный вид на город.


Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке 1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая в том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим - ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу - неоклассика, сверху - неоготика.






Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 - 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня так и осталась стоять с временной крышей.



Первоначальный проект синагоги


Эволюция проекта



Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли
в престижном районе города близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.




Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же 90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто - итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.






Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле,
маленький классический "храмик" - "темпьетто".





В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент,
300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.



Головокружительный подъем на лифте




Взгляд на музей кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин Турин.










Виды на Турин со смотровой площадки Моле Антонеллиана

Так же как Эйфелева башня, ставшая символом Парижа, Моле Антонеллиана - самое знаменитое здание Турина, которое не минует ни один путешественник. Она изображена на итальянской двухцентовой монетке, ее очертания вдохновили создателей лого туринской зимней олимпиады 2006 года, и даже ликерные бутылки делают здесь в форме Моле.


Бутылки с ликером в форме Моле Антонеллиана


Лого Зимних олимпийских игр 2006 в Турине
по мотивам Моле Антонеллиана

Моле Антонеллиана – одна из главных достопримечательностей Турина, здание, названное по имени архитектора Алессандро Антонелли. Вообще, словом «мол» в архитектуре обозначают здание с монументальными пропорциями.

Строительство Моле Антонеллиана началось в 1863 году вскоре после объединения Италии и было закончено в 1889-м, после смерти архитектора. Изначально здание предназначалось для синагоги, сегодня же в нем размещается Национальный кинематографический музей – это самое высокое музейное здание в мире.

Как уже было сказано, Моле Антонеллиана задумывался как синагога. С 1848 года еврейская община Турина была официально признана властями, и к тому моменту, как началось строительство здания, Турин был столицей нового итальянского государства (этот статус он сохранял с 1860-го по 1864 годы). Община, желая построить достойное столицы место религиозного культа, наняла Алессандро Антонелли, который только что закончил возведение 121-метрового купола со шпилем для Базилики Сан Гауденцио в Новаре. Однако отношения между заказчиком и архитектором не сложились. Антонелли предложил ряд модификаций, в результате которых конечная высота здания составила 167,5 метра, что было на 46 метров выше первоначального проекта. Эти изменения, повлекшие за собой увеличение стоимости строительства, а также требовавшие больше времени, не устроили еврейскую общину, и возведение синагоги было прервано в 1869 году.

В 1864 году столицу государства перенесли во Флоренцию, и еврейская община значительно сократилась. При этом стоимость проекта и амбиции Антонелли продолжали расти. В 1876 году община, уже потратившая на строительство синагоги в три раза больше запланированной суммы, отказалась от дальнейшего финансирования проекта, который был еще далек от завершения. На помощь пришла общественность Турина, которая потребовала от городских властей взять строительство под свою опеку. Так оно и получилось. Моле Антонеллиана был посвящен королю Виктору Эммануилу II. С 1908 по 1938 годы в здании размещался Музей Рисорджименто (Возрождения), который позднее был перенесен в Палаццо Кариньяно.

С 2000 года в Моле Антонеллиана располагается Национальный кинематографический музей. Здание изображено на реверсе итальянского евро номиналом в 2 цента.



// marinagra.livejournal.com


Они ровесницы: Эйфелева башня в Париже, возведенная ко Всемирной выставке 1889 года, и Моле Антонеллиана (Mole Antonelliana) в Турине, после многих трудностей достроенная и открытая том же году. Они антиподы: парижское металлическое диво, которое одним современникам казалось прекрасным, другим - ужасающим, и туринская башня старой доброй кирпичной кладки, снизу - неоклассика, сверху - неоготика.

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Торжество неоклассицизма

Строительство туринской башни (впрочем, тогда еще никто и не ведал, что это будет башня, да еще такая высокая) началось в 1863 году, когда маститый архитектор Алессандро Антонелли (1798 - 1888) получил от еврейской общины Турина заказ на строительство синагоги. Отношения Антонелли с заказчиками сложились несчастливо из-за того, что страстью архитектора были высокие башни. Он уже прославился тем, что достроил базилику Сан-Гауденцио в Новаре куполом и шпилем, и в туринском проекте твердо вознамерился превзойти самого себя. В результате из представительного, но вполне компактного здания, синагога должна была, по его замыслу, превратиться в "Mole" - громадину, исполинское сооружение. Антонелли внес в проект изменения, после чего высота здания с 66 метров увеличилась до 113-ти. Пропорционально высоте выросла смета и удлинились сроки строительства. Все это никак не устраивало еврейскую общину, и не только из-за удорожания проекта. Высокий острый шпиль, делавший здание похожим на готический собор, не соответствовал традициям строительства синагог. В результате в 1869 году работы были приостановлены, а будущая башня так и осталась стоять с временной крышей.

// marinagra.livejournal.com


Первоначальный проект синагоги

// marinagra.livejournal.com


Эволюция проекта

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Макет башни

В 1873 году муниципалитет Турина выкупил недостроенное здание, предложив еврейской общине участок земли в престижном районе города близ Корсо Витторио Эммануэле, где и была возведена красивая синагога в традиционном мавританском стиле.

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Туринская синагога в мавританском стиле

Строительство гиганта-моле возобновилось, причем общая высота здания по окончательному проекту достигла 167,5 метра. Руководил строительством все тот же 90-летний Антонелли, который часто поднимался на лифте под купол, чтобы лично наблюдать за работами. Архитектор умер, меньше года не дожив до окончания строительства в 1889 году. Внутренняя отделка башни была завершена лишь в 1909 году, после чего в удивительно эффектном, но малофункциональном здании был открыт Музей Рисорджименто - итальянского освободительного движения, центром которого считается Турин. В 1938 году музей Рисорджименто переехал в более подходящее для экспозиции палаццо Кариньяно, а башня Моле Антонеллиана гордо продолжала нести звание самого высокого кирпичного здания в Европе, пока в 1953 году с ней не произошло несчастье. Ураганный ветер повалил 47-метровый шпиль. К 1961 году здание было восстановлено и приняло первоначальный облик, но оно утратило свою "каменную" идентичность: в ходе реставрации только внешняя часть купола была облицована кирпичом, а изнутри его укрепили стальными конструкциями и железобетоном.

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Между куполом и шпилем, кака раз на середине высоты Моле, маленький классический "храмик" - "темпьетто".

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


В 2000 году, наконец, нашлось достойное применение для огромного полого пространства Моле Антонеллиана: здесь разместился Национальный музей кинематографии (Museo Nazionale del Cinema). Основанный коллекционером и историком Марией Адрианой Проло, интерактивный музей насчитывает 7 200 кинолент, 300 000 афиш, 20 000 книг и многое другое. Он входит в двадцатку самых посещаемых музеев Италии.

// marinagra.livejournal.com


Головокружительный подъем на лифте

// marinagra.livejournal.com


// marinagra.livejournal.com


Взгляд на музей кинематографии из кабинки лифта

Внутреннее пространство башни опоясывают галереи, экспозицию можно увидеть не только посещая музей, но и поднимаясь под купол Моле в лифте. Этот подъем требует некоторого мужества: в башне нет шахты, и лифт на тросе парит в пространстве, вознося пассажиров на смотровую площадку, с которой открываются (особенно в ясную погоду) виды на окруженный цепью снежных вершин Турин.

Моле-Антонеллиана - символ итальянского города Турин. Башня, возведенная в XIX веке, изначально строилась как помещение синагоги. Величественное сооружение высотой 167.5 м, сооруженное архитектором Алессандро Антонелли, до 2011 года было самым высоким зданием страны.

Это интересно! Моле-Антонеллиана является ровесницей Эйфелевой башни. Парижская башня была возведена к Всемирной выставке в 1889 году, Моле-Антонеллиана, учитывая все трудности построения, была открыта на всеобщее обозрение в городе Турин в том же году.

Выше высота - больше цена

Почему мы говорим о трудностях? Изначально высота башни должна была составлять всего 66 метров, но по настоянию архитектора еще недостроенную башню увеличили на 167.5 м, что, естественно, повлекло дополнительные затраты.

На заметку! Кто знает, возможно, Алессандро Антонелли хотел превзойти сам себя? Перед тем как приступить к возведению синагоги Моле-Антонеллиана в городе Турин, архитектор только что завершил проект по строительству 120-метровой базилики в провинциальном городке. Быть может, новое сооружение должно было, по замыслу творца, превзойти высотой и величием предыдущее?

Изначально туринская башня Моле-Антонеллиана строилась под здание еврейской синагоги. Основа башни - старая добрая кирпичная кладка. Низ конструкции исполнен в лучших традициях неоклассики, верх - неоготика.

Это интересно! «Моле» на итальянском означает исполинское сооружение, громадина. Изначально здание Моле-Антонеллиана должно было быть компактным, но правки, внесенные архитектором, сделали будущую синагогу высокой и намного более затратной: вместе с высотой башни выросла и смета. Но основная проблема была в том, что будущая синагога, по правкам Антонелли, должна была иметь высокий острый шпиль. Все дело в том, что такая конструкция противоречила традициям еврейских синагог. В результате строительство было приостановлено, а сам проект заморожен.

Строительство Моле-Антонеллиана возобновилось годы спустя, и им опять руководил 90-летний Антонелли. Но архитектор умер, не дожив до грандиозного открытия, которое состоялось в 1889 году.

На заметку! Внутренние отделочные работы были завершены только в 1909 году. Эффектное здание Моле-Антонеллиана было малофункциональным, ему не находилось применения. Вскоре тут был открыт музей Рисорджименто.

Башня Моле-Антонеллиана является самым высоким кирпичным зданием не только Турина, Италии, но и всей Европы.

После того как в 1953 году смерчем был поврежден 47-метровый шпиль, провели масштабные реставрационные работы. Башня была отреставрирована, и Моле-Антонеллиана гордо носит звание самого высокого кирпичного здания Европы и по сей день.

Середина башни украшена маленьким классическим храмиком, который на итальянском звучит как «темпьетто».

Изображение башни украшает итальянские монеты в 2 евроцента.

Стилизованное изображение Моле стало эмблемой Туринской олимпиады. Моле считается гордостью и символом города Турин!

Моле-Антонеллиана в настоящее время

Несмотря на всю помпезность и величие сооружения, башне не находили полноценного применения. Только в 2000 году внутри Моле-Антонеллиана расположился Национальный музей кинематографии, который насчитывает 7 200 кинолент. В народе его называют просто .

Лифт без шахты

Туристам будет интересно узнать, что в башне нет лифтовой шахты. Если вы хотите насладиться панорамой Турина со смотровой площадки, то наверх вас повезет лифт на тросе. Головокружительная высота немного пугает, но результат того стоит. В солнечные дни можно насладиться не только пейзажами города, но и цепью снежных вершин. Зрелище завораживающее!

Как добраться

Башня Моле-Антонеллиана доступна для всех. Добраться до нее можно на общественном транспорте. Мимо достопримечательности проезжают автобусы № 55, 56, 61, а также трамваи № 13 и 15. Какая остановка ваша? Тут вы точно не ошибетесь - объект хорошо виден из любой точки Турина.




Top