Молодое поколение в произведении тургенева. Сочинение конфликт поколений в романе отцы и дети тургенева

1. Общественно-политические настроения.

2. Новаторство в произведении.

3. Сходство и различие Базарова и Павла Петровича.

4. Характер Николая Петровича.

5. Жизненная позиция Аркадия.

Конфликт поколений в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети». И. С. Тургенев, как натура творческая и чувствительная, прекрасно видел и понимал, что происходит в социальной жизни его современников. Роман «Отцы и дети» был завершен в 1862 году, когда в обществе явно прослеживалось противоборство двух политических партий либералов-аристократов и революционных демократов. Безусловно, это не могло не отразиться в романе писателя, где конфликтные стороны представляют нигилист Евгений Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.

Будучи дворянином, Иван Сергеевич не мог разделять взглядов Базарова, который, по мнению автора, и являлся носителем революционных демократических идей. С другой стороны, Тургеневу как художнику были интересны эти люди, их характеры. Его отношение к своему герою далеко не однозначно, о чем свидетельствует и тот факт, что Евгений «подавляет все остальные лица романа». При написании своего романа Иван Сергеевич проявил некоторое новаторство в плане построения сюжета и сёмой идеи произведения. Это было новое веяние в художественной литературе того времени. Роман Тургенева полностью лишен привычных традиционных элементов любого другого художественного произведения. Здесь трудно обнаружить развязку или завязку сюжета, не существует строгого плана, определяющего ход действия. С другой стороны, в произведении можно увидеть хорошо прорисованные сильные характеры, наблюдения и картины из обыденной жизни помещиков и крестьян. Отсутствие строго выверенных художественных компонентов совершенно не умаляет ценности этого произведения, поскольку здесь осуществляется тщательный психологический анализ человеческой личности, проявляется отношение автора к своим героям.

С первого знакомства с главными героями романа Евгением Базаровых и Павлом Петровичем Кирсановым становится ясно, что эти люди не смогут не противостоять друг другу. Автор еще более подчеркивает это, давая подробнейшее описание внешнего облика своих персонажей. «Изящный и породистый» Кирсанов не мог не раздражать нигилиста своими откровенно аристократическими замашками, классическими чертами лица, белоснежными воротничками, красивыми руками с длинными розовыми ногтями. А Павел Петрович с явной неприязнью смотрел на широкий плебейский лоб, «крупные выпуклости просторного черепа», длинные волосы и широкие одежды нечаянного гостя. Уже при первом знакомстве друг с другом между этими людьми вспыхнул огонек неприязни, который впоследствии разросся до настоящего конфликта между старшим и младшим поколениями. Нигилист, привыкший работать и с практической стороны подходить к любому явлению окружающей жизни, безусловно, не мог понять аристократа, заточившегося в деревне и рассуждающего о тонких материях. Евгений раздражал Кирсанова своей ограниченностью по поводу не материальных, а духовных ценностей.

С другой стороны, эти главные герои романа невероятно близки друг другу. Оба до неистовства верны своим однажды сложившимся взглядам и не готовы пойти хотя бы на малейший компромисс. Нигилист ратует за свободомыслие, отвергая все не вписывающееся в границы материальной действительности, а аристократ с не меньшим рвением консервативен во всем, чувствуя себя настоящим джентльменом. Оба ни на йоту не могут отступить от своих «принсипов», хотя один из них, в частности молодой человек, уверен, что вообще лишен каких-либо принципов: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Несмотря на идеологические различия, по характеру Кирсанов и Базаров сильно похожи. Оба используют свой внешний облик для демонстрации своих взглядов. Отсюда и балахоны вместо одежды, длинные волосы, бакенбарды Евгения, безукоризненный костюм, крахмальные тонкие рубашки, отполированные ногти Павла Петровича. Упрекая своего соперника в лени и отсутствии каких-либо попыток сделать что-нибудь полезное для общества, Базаров, по большому счету, и сам для себя еще не определил четкой цели, не нашел своего предназначения в этой жизни. Именно поэтому, выступая в споре в роли обличителя, Евгения мешкает с ответом на вопрос Кирсанова: «Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить».

За него заступается Аркадий, утверждая, что задача нигилистов заключается только в разрушении всего старого, в освобождении нового места. Не только Кирсанов почувствовал слабину в рассуждениях Базарова. Одинцова также быстро почувствовала отсутствие главной жизненной цели у своего нового знакомого. Обладая невероятной проницательностью, она не может поверить, что Евгений, наделенный столь высокой долей самолюбия, способен довольствоваться деятельностью обычного уездного лекаря. На что главный герой отвечает: «Да и, кроме того, что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? Выйдет случай что-ни-будь сделать - прекрасно, а не выйдет - по крайней мере, тем будешь доволен, что заранее напрасно не болтал». Кирсанов искренне уверен, что Базаров не более чем позер и своей теорией прикрывает свое невежество и плохие манеры: «…прежде нужно было учиться… а теперь им стоит сказать, что все на свете вздор… и дело в шляпе… прежде они просто были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты». Если в начале романа читатель явно чувствует пропасть, разделяющую младшее и старшее поколения, то по ходу развития действия становится понятно, что ее как таковой и не существует вовсе. Несмотря на то что молодые люди, разговаривая между собой о братьях Кирсановых, не называют их иначе, как «старички», автор точно указывает возраст Николая Петровича и Павла Петровича.

В результате становится видно, что не такие у них преклонные годы, чтобы записывать их в старики, а тем более по современным меркам. Еще больше приближает отца Аркадия к новому поколению его молоденькая жена и грудной сын, семья как бы указывает читателю, что Николай Петрович находится в самом расцвете сил. Именно он в большей степени и противостоит нигилистическим идеям сына и его друга. Павел Петрович ненавидит Базарова, вступая с ним в дебаты, он отстаивает свою точку зрения исключительно на словах, однако только Николай Петрович без лишних разговоров занимается делом. Он не испытывает по отношению к Евгению сильно негативных эмоций, подобно своему брату. Более того, он уважает мнение этого человека, заслуженно считая его умным и начитанным. Кирсанов живо интересуется и научными химическими опытами своего гостя, как губка, впитывая все новое и интересное. Вместе с тем именно Николай Петрович, единственный из всех занимающийся практической деятельностью, может противостоять нигилисту, поставить под сомнение его доводы по поводу материальности всего происходящего. Кирсанов не просто рассуждает, а старается что-то изменить в окружающей жизни, для чего создает ферму, отдает часть земли крестьянам. Своим, казалось бы, незаметным трудом он добивается значительно больших результатов, нежели все вместе взятые нигилисты, ратующие за свободу и отвергающие идеалы ради улучшения жизни. Николай Петрович сильно переживает из-за своих разногласий с сыном.

Он первым делает шаг навстречу и старается понять новое поколение. Иногда он чувствует, что в чем-то отстает от передовой молодежи, что-то для него уже недосягаемо. Однако это осознание еще больше подстегивает Кирсанова с утроенным рвением заниматься практической деятельностью. Только работа позволяет ему доказать окружающим и самому себе, что он еще жив и молод, что, пока он может приносить пользу своей семье и государству, его еще рано списывать со счетов. С сожалением Николай Петрович вспоминает о своих заблуждениях юных лет, о своих спорах со своей матерью, которую ввиду неопытности считал отставшей от жизни и слишком старой, чтобы воспринимать новые веяния, взгляды. Теперь «этой же пилюлей» его потчует родной сын. Конфликт, разгоревшийся на первых страницах, затихает в произведении как бы сам собой. После отъезда нигилиста в семье Кирсановых вновь воцаряется спокойствие. Аркадий постепенно отдаляется от своего приятеля и попадает под влияние умной и практичной Кати. Раздражение против Евгения, зародившееся в душе молодого человека еще в период дружбы со своим невольным наставником. Разрастается до такой степени, что разваливает всю дружбу. Аркадий, также не лишенный проницательности, начинает замечать, что слова друга не всегда соответствуют его поступкам. Вызывают недовольство острые и не всегда безобидные высказывания Евгения о родных и знакомых Кирсанова-младшего.

В результате Базаров уезжает в имение своего отца, где вскоре получает заражение и умирает. Аркадий же перенимает опыт своего отца, сближаясь с ним все больше и больше. Ему нравится заниматься хозяйственной деятельностью, нигилистические наклонности отходят на второй план, пока вообще не остаются где-то далеко в прошлом. Молодой человек, обладающий творческой натурой, любящий музыку и поэзию, осознает несостоятельность теории своего друга и быстро отказывается от нее.

Книга «Отцы и дети» была написана в шестидесятые годы девятнадцатого века. Это рассказ о несчастной любви, новых убеждениях и вечной проблеме взаимопонимания разных поколений. Именно последняя тема представлена ​​в романе с различных точек зрения.

Основа разногласий в романе

Тема взаимопонимания родителей и детей - вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» - это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть - сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в и либерала-дворянина Павла Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» - это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и - это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий - лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец - заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» - анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Автор и родители Базарова

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка - милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она - это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын - самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину - разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» - очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он - атеист, они люди первой половины века, он - второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему - юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» - это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а "дети" при этом будут проявлять большее уважение.


Основной проблемой в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является проблема противоречия поколений, взаимоотношений между отцами и детьми. Тургенев рассматривает это противоречие с двух сторон: с социальной (конфликт аристократов и нигилистов) и с философской (непосредственно конфликт отцов и детей).

Социальный конфликт заключается в противостоянии различных слоев общества: дворянского сословия, отстаивающего существующие порядки, и последователей теории нигилизма, отрицающих авторитеты, принципы и ценности. Тургенев раскрывает это противостояние с помощью образов Павла Петровича Кирсанова, представителя аристократии, и Евгения Васильевича Базарова, типичного нигилиста.

Павел Петрович – дворянин, в прошлом блестящий офицер, пользовавшийся огромным успехом в обществе. Все изменила его трагическая любовь к княгине Р.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


После её смерти он лишился надежд на счастье и переехал к брату в Марьино, где сохранил «все привычки светского льва» и аристократические манеры, не характерные для сельской местности: чтение по-английски, привычка одеваться по последней моде, тщательный уход за внешностью и пр. Для Павла Петровича большую ценность представляют собой аристократизм, принципы и устои прошлого века, культура – то, что было ценно для предков.

Евгений Базаров – абсолютная противоположность Павлу Петровичу. Он умен, образован, интересуется естественными науками; обладает жаждой деятельности, стремится совершить нечто великое за свою жизнь, способен к развитию. Но в то же время Евгений – материалист, самолюбив, высокомерен, циничен, пренебрежительно относится к людям, эгоист, безнравственен. Отрицание прошлого опыта, сведение человеческих отношений к физиологическим инстинктам, беспринципность (в соответствии с теорией нигилизма) подчеркивает минусы Базарова и усугубляет их. Все то духовное, что всегда было важно для человечества: искусство, любовь, дружба, добро, – не имеет для него никакого значения.

Именно из-за различий во взглядах на мир, в ценностях, в идеях и происходят столкновения этих персонажей, а следовательно, аристократов и нигилистов. То, что считается аристократами основой жизни, нигилистами отрицается как отжившее, больше не являющееся верным и мешающее прогрессу.

Под философским конфликтом Тургенев подразумевает непосредственно конфликт поколений, старшего и младшего. В отношениях Аркадия и его отца, Николая Петровича Кирсанова, почти нет существенных противоречий, между ними есть взаимопонимание, теплота. Хотя в начале романа Аркадий представлен как единомышленник Базарова, по мере развития событий мы видим, что он гораздо больше похож на отца образом мыслей, и его приверженность к нигилизму не более чем попытка казаться взрослее, увереннее и независимее. Так же как и для Николая Петровича, для Аркадия важны любовь, семья, дружба – то, что делает человека счастливым.

Отношения Базарова с родителями гораздо запутаннее: с одной стороны, Евгений любит их, хоть и нечасто показывает свои чувства; с другой стороны, Базарову скучно с ними, он не может понять и принять их образ жизни. И отец, и мать Базарова придерживаются традиционного образа жизни. Евгений хотел, чтобы самые близкие люди разделяли его взгляды и мысли, и они действительно старались это сделать, хотя и безуспешно. Отсюда и возникла проблема непонимания поколениями друг друга.

Таким образом, Тургенев, сам относящийся к поколению «отцов», тем не менее стоит на стороне Базарова. «Тургенев не любил беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною, и внушает каждому читателю невольное уважение», - говорил Д. Писарев.

Обновлено: 2017-08-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В романе "Отцы и дети" И. С. Тургенев повествует о конфликте двух поколений на примере семей Кирсановых и Базаровых. Ни одно поколение не может обладать одинаковых взглядов, поэтому конфликты между детьми и родителями в разных семьях различны.

Большое влияние на характер конфликта, да и на его наличие, оказывают воспитание, ценности, образование, уровень развития как детей, так и родителей. Этим же обусловлены различия жизненных путей Евгения Васильевича Базарова и Аркадия Николаевича Кирсанова.
Кирсанов - довольно состоятельный дворянин, наследует поместье хотя и расстроенное, "скрипящее", но довольно обширное, чтобы не мыслить о хлебе насущном и других необходимых мелочах. У него хорошее образование и есть все предпосылки к счастливой семейной жизни. Во час обучения он встретился с Базаровым, медиком, разночинцем (у его отца, Василия Базарова, немногим более десяти душ: "...а у нас поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!"). Базаров-младший - нигилист, пропитавшийся этой революционной теорией до мозга костей. Он является источником теории, от души верит в нее, в нигилизме - смысл его жизни. "...Это трудно сообщить теперь, но он будет знаменит!" У Базарова практически нет друзей. Люди, которые его окружают, услышали про теорию случайно, захотели приобщиться к ней, а попутно познакомиться с таким интересным человеком, как Базаров. Однако эти люди не понимают или не принимают теорию Базарова близко к сердцу. Поэтому люди, присоединившиеся к Базарову, быстро перестают верить в теорию или просто женятся, занимаются хозяйством, женой, потомством, заботятся о семейном счастье, а не о борьбе, нигилизме, революции и тому подобном. Аркадий как раз из таких людей. Несмотря на то что он любит Базарова, искренно сочувствует ему, Кирсанов не может продолжать его дело, так как Аркадий не обладает особенными способностями, его нельзя назвать личностью, а только личность может в одиночку нести на себе бремя нигилизма или любой другой теории... "Ваш сын - один из самых замечательных людей", - сказал Кирсанов Василию Базарову в разговоре. У Аркадия слишком много есть в существующем мире, у него поместье, отец и дядя, которых он любит. Впоследствии он женился на Кате, младшей сестре Анны Сергеевны Одинцовой, по любви, у него нет причин для разрушения существующего порядка.

У Базарова же нет ничего: он беден, он не испытывает особой любви к родителям, "воспоминания детства не имели власти над ним". При всем при этом Базаров мучительно одинок. Как у человека неординарного, необычного, чувство любви у Базарова проявляется не как у обычных людей. "Базаров был великий охотник до женщин и до женской красоты, но любовь в смысле идеальном или... романтическом называл белибердой, непростительной дурью..." Для удовлетворения физиологических потребностей подходит любая миловидная особа женского пола, например Фенечка. Однако любить по-настоящему Базаров может только себе подобную, то есть женщину неординарных способностей и развития, но в то же час обладающую "богатым телом". Такой женщиной оказалась Анна Сергеевна Одинцова, которая стремительно приближалась к тридцатилетию богатой хозяйственной вдовой с четким жизненным расписанием. Несмотря на свой ум, Анна Сергеевна не смогла понять, что своим отказом убьет Базарова, потому что он считает ее чуть ли не единственным равным себе человеком из всех, кого он встречал. Отказ Одинцовой значит для Евгения потерю надежды на любовь, потому что повстречать равного себе для Базарова - удача, потому что личность в этом мире - редкое явление. А любовь ему необходима, как и любому другому человеку. Любовь к Одинцовой была его первым настоящим чувством. Это была более того не любовь, а страсть. "Он задыхался; все те"ло его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая страсть, похожая на злобу и чем-то сродни ей". Базаров любил Анну Сергеевну "глупо, безумно", а она не хотела понять, что губит личность, предпочитая собственный покой и заботы о Кате сопровождению Евгения на его нелепом пути.

В отличие от Базарова Аркадий выбирает младшую сестру и добивается ее любви, получает "благословение" от Евгения, Анны Сергеевны и отца и женится на ней через несколько месяцев после трагической гибели Базарова.

Катя, возлюбленная Кирсанова, - барышня довольно романтичная, чтобы не понравиться Базарову. Анна Сергеевна хотя и дорожит "изящной стороной жизни", но довольно практичный человек. Кирсанов выбирает романтизм, то, что близко его отцу, дяде; Базаров же выбирает нигилизм, меньшую романтичность, "детское".

Однако Евгений одинок в своем выборе. Он остается один, без надежды, без любви. Он умирает сообща со своей теорией, потому что ее некому передать - нет сильного человека. Он умирает от людского непонимания и одиночества.

Пути Аркадия и Базарова сошлись случайно. Если бы они не встретились, в жизни Аркадия почти ничего бы не изменилось. Возможно, он женился бы не так скоро, и конечно же не на Кате, но в любом случае Аркадий стал бы обычным барином с женой, детьми и хозяйством. Базаров не встретил бы Анну Сергеевну и в конце концов умер бы от одиночества. Вряд ли отсутствие Аркадия сказалось бы на судьбе Базарова, и наоборот.

Проблема “отцов и детей” - это извечная проблема, возникающая перед людьми разных поколений. Жизненные принципы старших когда-то считались основой человеческого бытия, но они уходят в прошлое, и им на смену приходят новые жизненные идеалы, принадлежащие молодому поколению. Поколение “отцов” пытается сохранить все то, во что оно верило, чем жило всю свою жизнь, иногда не принимая новые убеждения молодых, стремится оставить все на своих местах, стремится к покою. “Дети” более прогрессивны, всегда в движении, хотят все перестроить, изменить, они не понимают пассивности старших. Проблема -“отцов и детей” возникает почти во всех формах организации человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе в целом. Задача установления равновесия во взглядах при столкновении “отцов” и “детей” сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Кто-то вступает в открытый конфликт с представителями старшего поколения, обвиняя его в бездеятельности, в пустословии; кто-то, понимая необходимость мирного решения этой проблемы, уходит в сторону, предоставляя и себе, и другим право свободной реализации своих планов и идей, не сталкиваясь с представителями другого поколения.

Столкновение “отцов” и “детей”, которое происходило, происходит и будет происходить, не могло не отразиться в творчестве русских писателей. Каждый из них по-разному разрешает эту проблему в своих произведениях.

Среди таких писателей хочется выделить И. С. Тургенева, который написал великолепный роман “Отцы и дети”. В основу своей книги писатель положил сложный конфликт, возникающий между “отцами” и “детьми”, между новыми и отживающими взглядами на жизнь. Тургенев лично столкнулся с этой проблемой в журнале “Современник”. Писателю были чужды новые мировоззрения Добролюбова и Чернышевского. Тургеневу пришлось уйти из редакции журнала.

В романе “Отцы и дети” главными противниками и антагонистами являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Конфликт между ними рассматривается с точки зрения проблемы “отцов и детей”, с позиции их социальных, политических и общественных разногласий.

Нужно сказать, что Базаров и Кирсанов отличаются по своему социальному происхождению, что, конечно, отразилось на формировании взглядов этих людей.

Прародителями Базарова были крепостные крестьяне. Все, чего он добился, являлось результатом тяжелого умственного труда. Евгений увлекся медициной и естественными науками, проводил опыты, собирал различных жуков и насекомых.

Павел Петрович рос в атмосфере достатка и благополучия. В восемнадцать лет его определили в пажеский корпус, а в двадцать восемь лет он получил звание капитана. Переехав в деревню к брату, Кирсанов и здесь соблюдал светские приличия. Большое значение Павел Петрович придавал внешнему виду. Он всегда был хорошо выбрит и носил сильно накрахмаленные воротнички, что Базаров иронически высмеивает: “Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!..” Евгений же совершенно не заботится ни о внешности, ни о том, что подумают о нем люди. Базаров был большим материалистом. Для него имело значение только то, что можно потрогать руками, положить, на язык. Нигилист отрицал все духовные наслаждения, не понимая того, что люди получают удовольствие, когда любуются красотами природы, слушают музыку, читают Пушкина, восхищаются картинами Рафаэля. Базаров лишь говорил: “Рафаэль гроша медного не стоит...”

Павел Петрович, безусловно, не принимал такие взгляды нигилиста. Кирсанов увлекался поэзией и считал своим долгом блюсти дворянские традиции.

Огромную роль для раскрытия основных противоречий эпохи играют споры Базарова с П. П. Кирсановым. В них мы видим множество направлений и вопросов, по которым не сходятся представители молодого и старшего поколения.

Базаров отрицает принципы и авторитеты, Павел Петрович утверждает, что “...без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Евгений разоблачает государственное устройство и обвиняет “аристократишек” в пустословии. Павел Петрович же признает старое общественное устройство, не видя изъянов в нем, боясь его разрушения.

Одно из главных противоречий возникает между антагонистами в их отношении к народу.

Хотя Базаров с презрением относится к народу за его темноту и невежество, все представители народной массы в доме Кирсанова считают его “своим ” человеком, потому что он прост в общении с людьми, в нем нет барской изнеженности. А в это время Павел Петрович утверждает, что Евгений Базаров не знает русского народа: “Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры...” Но после этих красивых слов при разговоре с мужиками отворачивается и нюхает одеколон.

Разногласия, возникшие между нашими героями, серьезные. Базарову, чья жизнь построена на всеотрицании, не понять Павла Петровича. Последнему не понять Евгения. Кульминацией их личной неприязни и разногласий во взглядах явилась дуэль. Но главной причиной дуэли являются не противоречия между Кирсановым и Базаровым, а недоброжелательные отношения, которые зародились между ними еще в самом начале их знакомства друг с другом. Поэтому проблема “отцов и детей” заключается в личной предвзятости друг к другу, ведь решить ее можно мирным путем, не прибегая к крайним мерам, если старшее поколение будет более терпимо к молодому поколению, где-то, может быть, соглашаясь с ним, а поколение “детей” будет больше проявлять уважения к старшим.

Тургенев изучил извечную проблему “отцов и детей” с позиций своего времени, своей жизни. Он сам относился к плеяде “отцов” и, хотя симпатии автора на стороне Базарова, выступал за человеколюбие и развитие духовного начала в людях. Включив в повествование описание природы, испытывая Базарова любовью, автор незаметно включается в спор со своим героем, во многом с ним не соглашаясь.

Проблема “отцов и детей” актуальна в наши дни. Она остро встает перед людьми, которые принадлежат к разным поколениям. “Дети”, открыто выступающие против поколения “отцов”, должны помнить, что лишь терпимость друг к другу, взаимное уважение помогут избежать серьезных столкновений.




Top