Моне кувшинки описание. «Пруд с кувшинками (Японский мостик)», Клод Моне — описание картины

В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением!


Клод Моне является одним из родоначальников импрессионизма. Когда-то группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и другие – всего тридцать человек, представила абсолютно новую технику живописи в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными. Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.

«Кувшинки» Клода Моне


На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца XIX – начала XX в., перевернувшее всю последующую историю живописи.

Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленэр. Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского Прованса. Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, на это сбегалась посмотреть вся деревня.

Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния, можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стог сена, поле маков, ваза с подсолнухами, изящная фигурка балерины или задумчивая таитянка. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части – центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно. Все смешалось, как и в жизни.

Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 г. выступил именно Клод Оскар Моне (1840–1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет шесть-восемь, но мысль Моне была такова: их работы отвергали поодиночке, но если собраться вместе, их не смогут не заметить. Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период с 1876 по 1886 г. было проведено более семи выставок импрессионистов. Правда, после выставки 1886 г. только Моне продолжал строго следовать идеалам импрессионизма.

Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке и при этом пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открыло Моне настоящую живопись. «Я понял свое предназначение!» – записал в дневнике восхищенный юноша. Он выпросил у отца немного денег и уехал в Париж, где познакомился с богемной жизнью местных художников. Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод нанялся в армию и уехал в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.

Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но и не одобряла его работы. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, все превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазней и находит идиотов, которые поздравляют его!»

В ноябре 1862 г. Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.

В 1865 г. состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемам академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве». К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты в деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).

В 1865 г. Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 г. – его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В отличие от остальных импрессионистов Моне был счастлив в любви. Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда 5 сентября 1879 г. она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.

В 1883 г. вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию. «Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад – самый первый эскиз или готовая к работе палитра», – писал о саде Моне Марсель Пруст. Для обустройства «водного сада» – пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отвести воды реки Эпт в свое имение. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.

После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак так же удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получал удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, браковал один эскиз за другим. В конце концов, окончательно отступив от принципов импрессионизма, он пытался написать то, что передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.

В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» Моне. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как импрессионизм, возникло исключительно из-за болезни глаз Клода Моне, было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.

(По материалам Т. Сухотериной)

Картина известного французского художника, одного из основателя импрессионизма Клода Моне «Кувшинки» была написано в 1916 году.

Картина написано маслом на квадратном двухметровом холсте. Художник рисовал картину у своего любимого пруда, где он часами проводил время, любуясь на водную гладь и играющие разноцветными бликами кувшинки.

Композиция

На полотне изображена часть прудика, вода в котором переливается сине-зелено-фиолетовыми оттенками. По водной глади плавают розовые с желтым отливом объемные кувшинки. Некоторые из них обрезаны по краям, поэтому у зрителей складывается ощущение, что картина представляет собой нечто-большее, чем показал нам автор. Это может быть большой пруд, расположенный среди живописного сада, или огромное, не имеющее горизонта живописное озеро.

Техника исполнения

Благодаря вертикальным мазкам зеленого и фиолетового цвета Моне удалось придать картине динамику, отражение и ощущение большого количества водорослей и корней под водой. Видимой многослойности воды автор добился путем нанесения новых мазков воды на уже изображенные листья кувшинок. Ощущение некоторой спонтанности и незаконченности придают картине отдельные участки непрокрашенного холста.

Кувшинки не являются редкостью на полотнах Клода Моне. Автор изображал эти удивительные водные растения, заселяющие его собственный пруд, — неоднократно. После операции по удалению катаракты у художника поменялось цветовое восприятие, в результате чего он стал видеть невидимый для свет ультрафиолетовый цвет. В период с 1914 по 1918 года художник написал около шестидесяти картин с изображением кувшинок. Специально для работ над большими полотнами Клод Моне построил новую мастерскую, оборудованную специальным освещением. Все работы с изображением пруда с кувшинками художник завещал своей любимой Франции.

Тем не менее, сегодня полотна серии «Пруд с кувшинками» украшают крупнейшие музеи мира. Картины Клода Моне занимают почетное третье место в рейтинге самых дорогих мировых полотен. 24 июня 2008 года одна из подобных картин была продана лидером арт-рынка, аукционным домом Christie’s за 41 млн фунт стерлингов. Описываемая выше картина «Кувшинки» находится в Национальном музее Западного искусства, расположенном в Токио.

Пруд с кувшинками - Клод Моне. Холст, масло, 90,5 x 89,7 см


Это произведение в стиле "импрессионизм" относится к позднему творчеству художника. В 1883 году Клод Моне приобрел дом в городке Живерни в Северной Нормандии. Купив соседний участок земли художник создал на его месте живописный сад с цветами, экзотическими деревьями, прудом с кувшинками и мостиком в японском стиле. В этом тенистом таинственном уголке Моне 30 лет писал целую серию картин с водяными лилиями.

Благодаря успешной выставке работ Моне, устроенной покровителем импрессионистов Полем Дюран-Рюэлем в Париже в 1909, картины художника из этой серии очень быстро раскупались. В том числе американцами, которые проявляли большой интерес к импрессионистам.

Клод Моне предпочитал рисовать с натуры, отслеживая игру солнечного света на гладкой поверхности пруда. Один и тот же вид он мог писать в разных погодных и временных условиях, отслеживая эмоциональную реакцию на природу. Поэтому он часто работал над несколькими сюжетами сразу. Так, у него есть целая серия картин с прудом и японским мостиком, написанных в разной манере.

Моне накладывал на холст крупные мазки. Он использовал чистые краски, смешивая их на полотне.

Картина написана в сине-зеленых тонах и производит умиротворяющее впечатление. Разбавляют эту гамму бело-розовые вкрапления кувшинок на воде. Картина построена на контрасте света и тени. Художник использует множество оттенков зеленого, синего, желтого цветов.

На первом плане мы видим заросшую гладь пруда. В воде отражаются осока и деревья, которые растут на берегу. Они же видны на заднем плане. Изящный мостик в стиле Хокусая визуально делит полотно на две части. На его дне отражается рефлекс от воды. Он и в тени, и освещен солнцем одновременно. Мостик напоминает о присутствии человека в этой идиллической картине. По нему хочется пройтись, постоять посередине и полюбоваться на открывшийся вид.

Водная гладь создает перспективу, уводя взгляд к заднему плану. Там глубину создают густые деревья. Также пруд и заросли кувшинок дают ощущение горизонтали, которое повторяет дуга мостика. А деревья с травой раздвигают пространство ввысь своими вертикальными линиями. Этот контраст находит повторение в отражении на воде - между крупными блоками горизонтальных кувшинок, художник пишет небольшими вертикальными мазками отражение деревьев и травы в воде. Благодаря такому приему, в картине чувствуется простор, и есть ощущение воздуха, несмотря на ее небольшие размеры.

Многочисленные кувшинки изображены белыми, розовыми, синими мазками. Они привносят ощущение жизни в картину. Художнику удалось передать ощущение покоя и тишины. Глядя на полотно, слышишь, как щебечут птицы и жужжат насекомые. Чувствуешь легкий ветерок и тепло солнца. Картина оставляет эффект полного присутствия. Мир в отсутствие человека живет своей наполненной жизнью.

Данная картина хранится в Художественном музее Принстонского университета. Ее музею подарили наследники многолетнего попечителя учебного заведения Уильяма Черча Осборна в 1972 году.

Когда сознание настоящего художника занято одной единственной мыслью писать только в определённом месте, то остановить его неподвластно никакой земной стихие. Так в октябре 1890 года художник клод Моне писал в своём дневнике: « ...Меня всё сильнее захватывает необходимость выразить то, что я испытываю, и я молю Всевышнего, чтобы мне было отпущено ещё немного времени, ибо, по-моему, здесь я могу кое-чего добиться ». В начале девяностых годов XIX столетия Клод Моне, покорённый красотой французского местечка Живерни, приобрёл часть луговины размером около 7500 квадратных метров. « Свершилось! Наконец-то, я взялся за серию с различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце садится столь внезапно, что угнаться за ним невозможно », - писал в октябре 1890 года художник.

Живерни

С помощью небольшого канала, отведённого от своего дома, Клод превратил свой участок в роскошный водный сад, над прекрасным прудом которого был возведён небольшой арочный мостик, такой же, как на цветных японских гравюрах.


Белые кувшинки

Серия работ Моне «Кувшинки, пейзажи воды», была показана на выставке в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году. Критика восторженно приняла серию пейзажей с кувшинками, а Ромен Роллан даже на писал Моне: «Искусство, подобное Вашему, составляет славу страны и времени». Затем последовали холсты большего формата и опять целая серия пейзажей с мотивами кувшинок и очаровательной природы. Пруд, с лёгкой рябью, окружённый бурно разросшимися ирисами, камышом, плакучими ивами и покрытый большими колониями белых кувшинок, переливающихся на солнце, стал основной темой картин Моне в последние тридцать лет его жизни. Небо в его работах в этот период появлялось лишь в отражении глади воды.

В дневнике Мопассана осталась запись: «Все эти дарованные миру краски пёстрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии. Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового - тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам всё небо, всё пространство». Иметь работу , написанн ую рукой знаменитого автора, сегодня найдётся немало желающих. Картинами Моне восторгаются и критики, и коллекционеры, и самые простые люди. Только вот одна работа известного художника «Водяные лилии» приобрела весьма дурную славу. «Ну, не всем же картинам быть шедеврами!» - Скажете Вы. Но, на самом деле всё обстоит далеко не так...


Водяные лилии

Дело в том, что за картиной «Водяные лилии» тянется длинный шлейф пожаров, а самый первый из которых случился в доме самого Клода Моне. После того, как художник закончил работать над картиной, в мастерской художника случился пожар, в результате которого она почти полностью сгорела, однако несколько картин, в том числе и «Водяные лилии», удалось спасти. В скором времени на работу нашлись покупатели — хозяева известного кабаре на Монмартре. Н о не прошло и месяца , как они стали погорельцами. Увеселительное заведение сгорело дотла. А вот «лилии» вновь оказал и сь в числе немногих спасённых. Затем картина «погостила» у известного меценат ата Парижа Оскар а Шмитц а. Оскару с «огненными лилиями» повезло чуть больше - его дом, прежде чем сгоре ть до основания, «прожил» с картиной в мире почти целый год . Удивительно, но очаг пожара пришелся как раз на то место, где висела картина - рабоч ий кабинет Оскара. Картина уцелела и на этот раз... Следующим «домом» «Водяны х лили й » стал Нью-Йоркский музей искусств, сгоревший ровно через 4 месяца после «знакомства» с картиной. Только в этот раз… Надеетесь, уж теперь-то она сгорела? :-) И да, и нет. Работа очень сильно пострадала, но специалисты из НАСА будут восстанавливать её с помощью специальных нанотехнологий.

Как говорится, один раз - случайность, два - совпадение, три - закономерность, а четыре... мистика? Для того, чтобы это проверить, думаю надо, после того как картину восстановят специалисты из НАСА, разместить её в Белом доме - официальной резиденции президента США... ;-)


1897-1899 Водяные лилии

"Большие серии" Клода Моне – самое непостижимое из того, что он создал: "Тополя", "Руанский собор", "Нимфеи", "Лилии"... Торопливо меняя холсты на подрамнике, художник успевал удержать неповторимое чудо промелькнувшего мига. Но нет на земле ни одного музея, который открыл бы зрителю титаническую работу художника во всей полноте. Картины серий покупатели расхватывали стремительно, даже краске не давая просохнуть, и они разошлись по всему свету, разлучённые навсегда: если найдётся безумец, желающий их соединить, он никогда не сможет сделать этого – теперь не хватит никаких денег.


Водяные лилии, вечерний эффект, 1897-1899

Последние 30 лет жизни Моне с семьей жили в Живерни, здесь был сад и река рядом. Моне нашёл новую форму живописи – цветами: он так любовно возделывал сад, что тот стал похож на огромное полотно, где сочетания цветов изменялись не только от часа суток, но и от течения времени. Моне отвёл в сад воду от реки, оборудовал пруд, развёл в нём кувшинки и лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии "Лилии". Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919-м.


1914-1926 The Water Lilies - Clear Morning with Willows



1914-1926 The Water Lilies - Green Reflections


1914-1926 The Water Lilies - Morning


1914-1926 The Water Lilies - Setting Sun


1914-1926 The Water Lilies - The Clouds


1914-1926 The Water Lilies - The Two Willows



1914-1926 The Water Lilies - Tree Reflections


1915-1926 Water Lilies



1916 - Blue Lillies




Top