Монотипия для детей. Техники рисования с детьми: монотипия

Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Пропагандировать природоохранную деятельность.

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы - часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

( За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: "Скворцы" и "Грачи". Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1." Приветствие команд". ( Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. "Разминка перед полётом" Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел).

8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом).

3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).

4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри).

5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).

7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).

8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре - 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

9. Ползающие птицы? (Поползень).

10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 "Третий лишний"

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является "лишней". Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун - относятся к отряду дневных хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие воробьиные птицы, фазан - представитель отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5. Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк - домашние птицы из отряда куриных, воробей - дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 "Танец маленьких лебедей"

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского "Лебединое озеро"

Конкурс №5 "Отгадай-ка" (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. И петь - не поёт, И летать - не летает.

4. За что же тогда Его птицей считают? (Страус)

5. Всю ночь летает - мышей добывает.

6. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

7. Увези его в корзинке Из страны родной, В небе он найдёт тропинки, Что ведут домой. (Голубь)

8. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.

10. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)

11. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

12. Дом построен над водой На тростинке молодой.

13. Тростинка чуть сгибается, Как люлька дом качается. (Синица - ремез).

14. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Конкурс №6. "Что за птица"

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. "Парикмахер"

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием "Грачи прилетели" используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. "Кто больше" (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 "Узнай меня". Вам нужно по описанию узнать птиц.

1. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 - 15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 - 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 "Музыкальная разминка". Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №12 "Знатоки пословиц"

1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

4. Гусь свинье (не товарищ).

5. Старого воробья (на мякине не проведешь).

6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).

9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба ).

10. Лучше слушать одного соловья, чем (стаю воробьёв ).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы. Составить из двух слов одно новое - название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик)

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

"Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!

Программное содержание:
● Формировать знания о празднике «День птиц»;
● Закрепить представления о перелетных птицах;
● Продолжать формировать умения отгадывать загадки о птицах;
● Формировать умение узнавать птиц по силуэту;
● Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире;
● Развитие свободного общения друг с другом;
● Создать у детей радостное настроение;
● Продолжать формировать умение выразительно читать стихи;

Ход совместной деятельности

Дети под музыку входят в зал и встают полукругом у центральной стены.

Ведущий: На нашей планете живут
Чудесные созданья.
Они летают и поют
И землю свято берегут.
Скажите, дети,
Можно жить без птиц на свете?
Что случится, если птицы
На земле вдруг пропадут?

1 реб. Букашки, жучки, червячки
На деревья нападут
И съедят кору, листочки,
Обглодают ветки, почки —
Вот что будет,
Если птицы, если птицы,
Все исчезнут — пропадут!

2реб. И не будет щебетанья,
Дивных трелей соловья,
И сороки стрекотанья,
Чик — чирика воробья…
Скучно будет, знают дети,
Жить без птиц на белом свете!

Ведущий: Сегодня мы с вами собрались, чтобы отметить праздник — День птиц. Он отмечается ежегодно 1 апреля.

Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречать с любовью стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.

Исполняется песня про весну.

Дети садятся.

Ребенок: Приходи весна скорее,
Распахни пошире дверь,
У скворца замерзла шея —
Не вытягивает трель.

Сценка «Птицы ждут весну»

Грач: Сейчас я быстро улечу,

Весну к нам в гости позову.

Грач вводит весну.

Весна: Здравствуйте, ребята. Как я рада встрече с вами!

Только что простились вы, друзья, с Зимой.
Но теперь уж много дел у меня самой:
Нужно все сосульки с крыш домов убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать.
А еще расчистить место для травы,
Полянки и площадки для игр детворы.

Весна – красна веселье любит. В круг вставайте, да хоровод заводите.

Весна предлагает детям загадки.

Загадки про птиц

1.Всех перелетных птиц черней, 2. Он долго дерево долбил

Чистит пашню от червей, И всех букашек истребил.

Взад-вперед по пашне вскачь, Зря он времени не тратил,

А зовется птица … (грач) Длинноклювый, пестрый … (дятел)

3. Эта птица никогда 4. Угадайте, что за птичка:

Не строит для себя гнезда. Темненькая невеличка,

Соседкам яйца оставляет Беленькая с живота,

И о птенцах не вспоминает. (кукушка) Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

5. Он прилетает каждый год 6. Кто без нот и без свирели

Туда, где домик ждет. Лучше всех выводит трели,

7. В лесу ночном кукует птица,
Она назвать себя боится…
– Ку-ку, ку-ку! – не спит опушка,
А птицу эту звать… (Кукушка)

8. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой свалиться –
Два могучие крыла
У хозяина… (Орла)

Весна проводит игру «Узнай птицу по силуэту.»
А вы можете узнать птицу по её силуэту? Сейчас мы это и проверим.
Показываются силуэты птиц — нужно угадать, что это за птица.
(сделать силуэты птиц: голубя, сороку, утку, ласточку)

Игра «Найди свою птицу»

На полу раскладываются силуэты птиц. Дети делятся на подгруппы. Каждая подгруппа становится вокруг выбранной птицы. Когда заиграет музыка, дети бегают по залу, изображая птиц. В это время воспитатель меняет местами силуэты птиц. По окончании музыки дети находят силуэт своей птицы и образуют круг. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание.

Весна: уход весны. Мне пора в дорогу. На прощанье я вам хочу подарить подарок. Дети открывают коробку и находят скворечники.

Ведущий: Это что такое? Как вы думаете, почему весна нам их подарила?

У природы живые краски

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить

Ведущий: Нас всюду ожидают чудеса большие и маленькие, забавные и не очень. И эти чудеса нам дарит наша природа. Будьте внимательны, и вы услышите веселую песенку ручейка, пение птиц, перезвон дождевых капелек, дуновение ветра, танец цветов.

Давайте послушаем, как птицы поют весной. Слушание фонограммы пения птиц.

Ведущий:
Люди всегда наблюдали за птицами и по их поведению определяли, какая будет погода. А вы знаете какие — нибудь приметы?

1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю).
2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю).
3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю).
4. Воробьи прячутся под крышу (к буре)
5. Снегирь под окнами чирикает (к оттепели).
6. Голуби воркуют, кукушки кукуют (к тёплой погоде).
7. Воробьи купаются в песке (будет дождь).
8.Вороны садятся на верхушки деревьев (перед морозом).
9. Вороны садятся на снег (к оттепели).
10. Чайки ходят по песку,
Моряку сулят тоску,
Села чайка на воду,
Жди …(хорошую погоду).

Загадка про ворона

Носит черный он жилет,

И у крыльев – черный цвет,

Видишь, кружит двадцать пар

И кричат:

— Карр! Карр! Карр!

Игра «Ворон»

Дети встают у центральной стены полукругом

Дети рассказывают стихотворение З.Александровой «Птичьи песни».

1.Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов.
Я знаю все, о чем поют
Щегол и реполов.

2.Поют на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей.
Не трогай птичьих гнезд!

3.Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери –
Зачем тебе они?

4.Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат».

5.Чтоб накормить своих птенцов,
Набить едою рот,
Найдут синицы червяков,
Ползущих в огород.

6.Повсюду птицы полетят –
Они и там и тут.
Всех гусениц, что портят сад,
На яблонях найдут.

7.От кровожадных комаров
Покоя летом нет –
Их пеночка и реполов
Поймают на обед.

8.Поют щегол и соловей,
Малиновка и дрозд:
«Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!»

9.И мы не будем разорять! –
Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять
В саду у нас звенят.

Ведущий: Вразвалку идет, как моряк.

Белый галстук, черный фрак.

В Антарктиде среди льдин

Проводит дни свои … (пингвин)

Ведущий: Пингвины живут в Арктике. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и очень забавно ходят. Помните их «грациозную» походку вразвалочку? Пингвины ходят, переваливаясь с бока на бок. Есть у них ещё одна особенность: они умудряются носить своих только что вылупившихся детёнышей между лапок.

Возьмите 2 мяча. Задача участников – зажав мяч ногами на уровне колен, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать, надо идти вразвалочку, подражая походке пингвина, но как можно быстрее и не ронять мяч!

Ребенок: Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки…
Все, что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Заключительная песня.

Звучит песня “У дороги чибис”.

Ведущая 1: Весна – какое чудо!

Ведущая 2:

Зима недаром злится –
Прошла её пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё гонит зиму вон,
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит…

(Из произведения Ф.И. Тютчева)

Ведущая 1:

Весной всё вокруг оживает, возрождается. Солнце ярче и веселее светит, нежно ласкает ветерок, изумрудом налилась молодая травка, набухли почки на деревьях. Перелётные птицы возвращаются в родные края.

Ведущая 2:

МАРТ В ЛЕСУ

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья... Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель... Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант - пёстрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны. Так барабанщики-дятлы приветствуют приход весны. Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка...

(И. Соколов-Микитов)

Ведущая 1:

Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют – посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!

(И.С. Никитин)

Ведущая 2:

Я предлагаю провести праздник в честь Весны, праздник, посвященный Дню птиц.

Ведущая 1:

Жаворонок

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!

(В.А. Жуковский)

Ведущий 2:

Поделим всех присутствующих ребят на команды, выберем жюри и отпразднуем.

Ведущие раздают флажки.

Кому достались жёлтые флажки, занимайте места слева, кому красные – справа.

Ведущий 1:

Представим уважаемое жюри…

Ведущий 2:

Задание первое: за одну минуту выбрать капитана команды.

Капитаны команд представьтесь, пожалуйста.

Представление капитанов команд.

Капитаны команд жеребьёвкой выбирают название команды.

Предлагается два варианта названий команд: “Соловьи” и “Жаворонки”.

Командам выдаются соответствующие эмблемы.

Ведущий 1:

Предлагается в форме презентации прослушать голоса птиц и рассмотреть иллюстрации (Приложение 1)

Конкурс № 1

Ведущий 2:

Объявляется первый раунд: “Узнай, кто я!”.

Обращаемся к команде “Жаворонки”:

Звучит гонг.

На экране иллюстрации и названия всех птиц, прослушанных во время подготовки к конкурсу.

Такое же задание получает команда “Скворцы”

(Команды отвечают по очереди на равное количество вопросов)

Ведущий 1:

Жюри подводит итоги первого конкурса. А у нас объявляется музыкальная пауза.

Номер художественной самодеятельности.

Ведущий 2:

Слово предоставляется жюри.

Жюри объявляет результаты конкурса

Конкурс № 2

Ведущий 1:

Объявляется второй раунд “Старая сказка с новым концом”.

У сказки может быть хороший конец (как у “Репки”), может быть плохой конец (как в “Теремке”). Но конец у сказки всегда один и тот же, сколько бы раз эту сказку ни рассказывали. Давайте пофантазируем и сами придумаем интересный конец сказки.

Вспомним сказку “Курочка Ряба”:

Снесла курочка Ряба яйцо, да не простое, а золотое. Баба била-била – не разбила. Дед бил-бил – не разбил. Пробежала мышка, хвостиком махнула и разбила золотое яйцо. Плачет дед, плачет баба. Говорит им курочка Ряба: “Не плачь дед, не плачь баба. Снесу я вам яйцо не золотое, а простое”.

Попробуйте придумать новое окончание этой сказки за 5 минут.

Звучит гонг.

Каждая команда предлагает свой вариант окончания сказки.

Ведущий 1:

Пока жюри работает, послушайте очень любопытную информацию.

(Зачитывается информация о птицах из рубрики “Самые-самые”. Приложение 2 )

Конкурс № 3

Ведущий 2:

Следующий конкурс “Танец на пяточках”.

Все хотя бы раз в жизни видели “Танец маленьких лебедей” из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. Как и положено, в балете, этот танец исполняется балеринами на носочках.

Попробуйте повторить этот танец, только обязательно станцуйте его:

    • на носочках,
    • на пяточках,
    • на внутренней стороне стопы,
    • на внешней стороне стопы,
    • на коленях.

Даётся время на подготовку. Звучит гонг.

Выступления команд.

Жюри оценивает выступление команд.

Конкурс № 4

Ведущий 1:

“Состязание чтецов”

Мы проверим, как вы подготовились к встрече с птицами. Необходимо выразительно, красиво прочитать стихи о птицах.

Предлагаем вам коротенькие стихи. Ваша задача: каждой команде в течение трёх минут подготовить чтецов и выбрать иллюстрации с изображением соответствующей птицы.

Звучит гонг.

Предлагаются напечатанные на листах бумаги стихи о птицах и иллюстрации с изображением птиц.

Выступление команд.

Чтецы от каждой команды читают стихи и показывают иллюстрации.

Команда соперников должна исправить ошибки, чтобы заработать очки.

Жюри оценивает участие команд.

Конкурс № 5

Ведущий 2:

“Птицы Таймыра”

Есть возможность заработать дополнительные баллы, ответив на следующие вопросы:

Какие из перечисленных птиц живут на Таймыре?

Какие из упомянутых птиц не улетали на зиму в тёплые края?

Какие птицы прилетят к нам весной?

Чтобы проверить правильность ответов можно воспользоваться подсказками. Они находятся здесь, найдите их.

Звучит гонг.

Зачитывается список птиц с показом иллюстраций.

Обратить внимание всех присутствующих на фотопанораму “Птицы Таймыра”

Жюри оценивает участие команд.

Ведущий 1:

Несмотря на большое значение в жизни человека, птицы порой им хищнически истребляются. В России обитает более 700 видов диких птиц. Для сотен видов ее территория - основное место гнездования, поэтому будущее этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем охранять их. Охрана птиц - очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. В Красную книгу России включено 63 вида и подвида птиц, из которых 26 - на грани полного исчезновения, а 37 редких видов нуждаются в особой охране.

Давайте беречь и защищать наших пернатых друзей и помощников!

Ведущий 2:

Итак, на сегодняшнем празднике вы узнали много нового и пополнили свои знания по орнитологии. А чтобы слово не расходилось с делом, внесем свой вклад в общее дело охраны птиц и привлечем их на территорию нашей станции, наших школ - развесим скворечники, которые вы изготовили сами.

Демонстрация скворечников, изготовленных учащимися.

Ведущий 1:

Пока жюри подводит итоги, мы потанцуем.

Звучит песня “Танец маленьких утят”.

Ведущий 2:

Слово для подведения итогов и поздравления предоставляется жюри.

Награждение победителей.

Конспект внеклассного мероприятия

«ДЕНЬ ПТИЦ»

(сценарий экологического праздника)

Цели и задачи:

Расширять знания учащихся о птицах, кругозор.

Развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Место и время проведения мероприятия : читальный зал, 1 апреля 2015 года.

Участники мероприятия: учащиеся 5-10 классов

Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин. Покормите птиц.

Оборудование: чёрный ящик, диск «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +», музыкальный центр, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.

Музыкальное сопровождение: голоса птиц.

Ведущий 1:

Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни полью

День-деньской от зари до зари. (И. С. Никитин)

Ведущий 2:

Занимается заря

Тише... Слышишь глухаря?!

Пробудились спозаранок

Стайки маленьких зарянок,

Птичка чечетка,

Сорока - трещетка.

Лес запел, защебетал!

Солнце встало, день настал. (Д. Смирнов)

Учитель.

Ведущий 1:

Дорогие друзья ! Миллионы лет назад появились первые пернатые. И доселе мрачный, населенный лишь динозаврами мир, огласился птичьим пением. А через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение. Сегодня мы говорим им спасибо, сегодня праздник в их честь!

Ведущий 2: Птицы везде - над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

2. Знакомство с многообразием названий птиц. (Презентация)

Ведущий 2 : (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по - разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

Синь-синь!- посвистывает синица.

Чи - чи! Чи - чи!- вторит ей чиж.

Гра - гра!- представляется грач.

Сквор - сквор! - поют скворцы.

Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.

Ведущий 1: Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое o п epe ни e оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Ученик читает стихотворение:

Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать,

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

Быть может, им на чужбине снился

Мой домик среди ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их. (З. Александрова)

Ведущий 1:

А сейчас мы приступаем к игре «Наши пернатые друзья». Правила ее таковы: каждый из пяти участников команды будет иметь возможность поучаствовать в конкурсах. Командам дается время для определения участников на каждый конкурс. В итоге игры команды, набравшие наибольшее количество баллов, станут победителями. Оценивать ваши ответы будет жюри. (Представление жюри)

Ведущий 1:

Сегодня у нас собрались знатоки птиц, а мы проводим конкурсы среди самых быстрых, хорошо знающих особенности птиц, с развитыми эрудицией и кругозором. Капитаны команд должны определить участника для каждого конкурса.

А конкурсы такие:

Конкурс: «Разминка»

Конкурс: «Птичьи разговоры»

Конкурс: «Почтовый ящик»

Конкурс капитанов: «Угадай, чей клюв и чья лапа?».

Конкурс: «Да» или «нет». О значении птиц в природе и жизни человека.

«Приветствие».

Команды по очереди выходят на сцену, объявляют свои название, девиз, демонстрируют эмблему, приветствуют соперников и жюри, показывают свое творческое выступление.

1-й конкурс: « Разминка».

Ведущий задает вопросы.

Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)

Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики)

Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)

Какую птицу называют лесным доктором? (Дятла)

Какую птицу называют лесной кошкой? (Сову. Охотится ночью)

Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи)

Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри)

Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит)

Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок)

2-й конкурс: «Птичьи разговоры»

Команды получают карточки:

Гуси крякают

Соловьи кричат

Журавли гогочут

Утки свистят

Вороны ухают

Ласточки воркуют

Голуби каркают

Синицы щебечут

Совы пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Жюри оценивает конкурс.

Конкурс для болельщиков: «ЗАГАДОЧНЫЙ»

О каких птицах идет речь в загадках? К каким отрядам они относятся?

1. Бела, как снег,

Черна, как жук,

Вертится как бес,

Повернулась – и в лес.

( Сорока, отряд Воробьинообразные.)

2. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

(Снегирь, отряд Воробьинообразные.)

3. Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло.

(Сова, отряд Совообразные.)

4. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая

Известная персона. Кто она?

(Ворона, отряд Воробьинообразные)

5. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица, отряд Воробьинообразные)

Ведущий 2: 3-й конкурс: «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

4-й конкурс:

1-й помощник. Поразмыслим неспеша, один вопрос – три ответа. Найди правильный!

Поочерёдно помощники задают командам вопросы и зачитывают три варианта ответа. На обдумывание даётся 20 секунд.

Вопросы:

1. Для чего дятел «барабанит»?

Клюв чистит;

Кому-то что-то сообщает;

Музыкой увлекается.

(Дятел не стучит по стволу, добывая корм, а именно барабанит. Рано весной с вершин сухих деревьев раздаётся раскатистая барабанная дробь. Это пёстрый дятел наигрывает на сухом сучке, сообщая другим птицам, что это его территория, что он здесь хозяин. Этот сигнал служит приглашением и для самки: «Пожалуйста, прилетай, здесь будет наш дом, здесь мы выведем наших птенцов».)

2. Почему у дятла голова от стука не болит, и мозг не повреждается?

Дятел имеет крохотный мозг;

Голова на амортизаторах;

Череп сверхкрепкий.

(Вы видели здоровенные дыры на деревьях? Это дятлы добывают себе пропита-ние. А громкий стук клюва о дерево слышали? И как это у него голова не болит от него? Сильно пальцем по дереву стукнуть – и то больно. А дятлу и не больно, и мозг у него в полном порядке. Потому что у птицы этой между клювом и чере-пом и между черепом и шейными позвонками амортизаторы стоят – пружинистая хрящевая ткань.)

3. Зачем страус голову в песок прячет?

От страха;

Разыскивает пищу.

4. Сколько перьев у птиц?

Более тысячи;

Более десяти тысяч.

(И всё же орнитологи пересчитали и выяснили: у разных птиц и количество перьев разное. Больше всего перьев у лебедя – 25 тысяч, причем одна пятая их часть разместилась на голове и прекрасной «лебединой шее». У кряковой утки их 12 тысяч, а у голубя всего 2600.)

5. Какие птицы самые быстрокрылые?

Соколы и ястребы;

Ласточки и стрижи;

Утки и чайки.

(«Эх ты, ласточка - касатка быстрокрылая…»- поётся в одной песне. И как правильно поётся! Действительно, самыми быстрокрылыми среди птиц считаются ласточки и стрижи: скорость их полёта может достигать 150 км в час.)

6. Почему у журавля всегда рождается только один птенец?

Журавль откладывает всего одно яйцо;

Сильный птенец убивает слабого;

Птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.

(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупив-шиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а ро-дители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действом.)

7. Какая птица является чемпионом по нырянию?

Утка;

Гагара;

Пингвин.

(Чемпионами по глубоководному нырянию являются представители Арктики и Антарктики. Так, представительницу Арктики гагару ученые наблюдали из батиска-фа на глубине 80 метров. Королевский же пингвин – житель Антарктиды – ныряет до 200 метров.)

8. А кто из птиц лучший танцор?

Павлин;

Гусь;

Журавль.

(«Радостным журавлиным криком оглашаются болота. Впереди постройка гнезда, летние родительские заботы, а пока… танцы. Вышагивают, приседают друг перед другом, взмахивая крыльями. По-особому переступают тонкие ноги, по-особому взмахивают серые крылья, по-особому изгибаются стройные шеи. Это особый танец-танец весны». Так описал танцы журавлей Н.И.Сладков. Лучше не опишешь, а лучше никто из птиц и не танцует.)

Подведение итогов конкурса.

5-й конкурс: Музыкальный конкурс

Конкурс пословиц и поговорок о птицах

Задание – закончить фразы. Ведущий читает пословицы, по одной для каждой команды.

1. Плоха та птица, которая… (своё гнездо марает).

2. Слово не воробей… (вылетит – не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, чем… (журавль в небе).

4. Гусь свинье… (не товарищ).

5. Всякая птица своё… (гнездо любит).

6. Старого воробья на мякине… (не проведёшь).

Викторина – 2

1. Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь).

2. Какая птица выше всех летает? (Орёл).

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж).

4. Какая птица самая большая в мире? (Страус).

5. Какая птица может летать вперёд хвостом? (Колибри).

6. Какая птица выводит птенцов в морозы? (Клёст).

7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка).

8. Какое любимое лакомство у аистов? (Лягушки).

Конкурс «Живые синонимы»

2-й помощник. Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц. Итак, продолжите…

Задание 1-й команде:

1. Могучий, как… (орёл).

2. Вольный, как… (птица).

3. Мудрый, как… (ворон).

4. Вороватый, как… (сорока).

5. Важный или спокойный, как… (гусь).

6. Важный или надутый, как… (индюк).

7. Верность… (лебединая).

8. Любовь и нежность… (голубиная).

9. Ярко, вызывающе одетый, как… (павлин).

10. Длинноногий, как… (журавль).

11. Большеглазый, как… (филин).

12. Желторотый, как… (птенец, цыплёнок).

Задание 2-й команде:

1. Взгляд хищный, как у… (ястреба).

2. Взгляд зоркий, как у… (сокола).

3. Нос с горбинкой, или… (орлиный).

4. Нос приплюснутый, или… (утиный).

5. Шея красивая, или… (лебединая).

6. Выступать величаво, как «пава», или… (павлин).

7. Плыть (идти плавно)… (лебёдушкой).

8. Болтать или трещать, как… (сорока).

9. Щебетать, весело переговариваться, как… (воробей, птичка).

10. Ворковать, как… (голубь).

11. Накаркать (накликать беду), как… (ворона).

12. Долбить (говорить одно и то же), как… (дятел).

Подведение итогов конкурса.

Конкурс «Веришь – не веришь»

1-й помощник. А этот конкурс – для капитанов. Я буду задавать вам вопросы, вы же должны отвечать только «Да» или «Нет».

Вопросы капитану 1-й команды:

1. Верите ли вы, что кукушка кукует, не разевая рта (не открывая клюва)? (Да).

2. Верите ли вы, что у куропатки есть специальное приспособление – щиток из перьев, которое называется седло? (Нет).

3. Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (Нет).

Вопросы капитану 2-й команды:

1. Верите ли вы, что самая маленькая в мире птица – королёк? (Нет).

2. Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (Нет).

3. Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим особым законам? (Да).

За каждый правильный ответ капитаны получают жетоны. Подведение итогов конкурса.

Жюри оценивают конкурс.

6-й конкурс: «УГАДАЙ, ЧЕЙ КЛЮВ И ЧЬЯ ЛАПА?»

Ведущий 2:

А сейчас эстафету принимают капитаны команд. Для них состоится конкурс «Угадай, чей клюв и чья лапа?»

Птицы заселяют разнообразные районы земного шара, приспособились к различным условиям существования, к потреблению специфических видов кормов, используя при этом различные способы их добывания. Это сказалось на внешнем облике птиц, которые отличаются строением клюва, длиной шеи, ног и хвоста, формой и длиной крыла т. д.

Мы предлагаем вам рассмотреть рисунки и определить, какой из предложенных птиц принадлежит клюв или лапа. К каждому рисунку три варианта ответа. Вы должны найти правильный и поднять соответствующий номер. (Ассистенты демонстрируют стенд с рисунками клювов и лап птиц).

Рисунок первый (демонстрация рисунка - клюв утки).

Это клюв водоплавающей птицы. Он уплощенный, верхние и нижние края внутренней поверхности клюва имеют особые пластинки. Края пластинок и бахрома языка образует единый фильтрованный аппарат, свободно пропускающий воду, но удерживающий добычу во рту. Эта птица относится к отряду гусеобразные.

Варианты ответов: 1. Гоголь

2. Серая утка

3. Чомга

Правильный ответ: серая утка. Это редкий пролетный и гнездящийся вид включен в список охраняемых животных.

Рисунок второй (демонстрация рисунка - клюв клеста).

Это клюв лесной птицы. Он своеобразно устроен: надклювье и подклювье перекрещиваются верхней частью. Это позволяет отгибать чешуй шишек и липким языком извлекать семена. Птица относится к отряду Воробьинообразные.

Варианты ответов: 1. Клест - сосновик

2. Белокрылый клест

3. Клест - еловик.

Правильный ответ клест: еловик.

Рисунок третий (демонстрация рисунка - клюв тетеревятника).

Это клюв хищной птицы. Он крепкий, крючковатый. Основание клюва покрыто голой кожицей - восковицей. Питается животной пищей. Эта птица относится к отряду соколообразные.

Варианты ответов: 1. Беркут

2. Тетеревятник

3. Гриф

Правильный ответ: тетеревятник.

Рисунок первый (демонстрация рисунка - лапа дятла).

У этой птицы ноги короткие, с длинными сильными пальцами, два из которых направлены вперед, а два назад.

Варианты ответов: 1. Дрозд - рябинник

2. Пестрый дятел

3. Скопа

Правильный ответ: пестрый дятел

Рисунок второй (демонстрация рисунка - лапы совы).

Лапы этой птицы оперены, короткие, сильные, пальцы вооружены острыми крючковатыми когтями. Питается животной пищей.

Варианты ответов: 1. Хохлатый орел

2. Куропатка

3. Белая сова

Правильный ответ: белая сова.

Рисунок третий (демонстрация рисунка - лапа орла).

Лапы этой птицы оперены до пальцев, когти острее. Питается животной пищей.

Варианты ответов: 1. Могильник

2. Дрофа

3. Глухарь

Правильный ответ: могильник.

Конкурс для болельщиков: « ЛЕГЕНДЫ О ПТИЦАХ».

О птицах в народе слагали не только пословицы, песни, стихи, но и легенды, которые всегда связаны с чем-то загадочным и таинственным. Сегодня вы услышите два повествования о пернатых, постарайтесь угадать о какой птице идет речь?

Легенда 1. В Греции знали имя славного мастера Дедала - изобретателя столярного искусства. У него был ученик, который превзошел мастерством и сообразительностью своего учителя. Дедал стал завидовать талантливому ученику и однажды когда они вдвоем стояли на скале, мастер столкнул его вниз, но не разбился ученик, а превратился в птицу, крик которой напоминает шум пилы, изобретенной учеником Дедала.

Варианты ответов: 1. Куропатка

2. Чайка

3. Стриж

Правильный ответ: Куропатка

Легенда 2. Неприятную новость принесла эта птица богу Аполлону, оперение которой в то время было белым, как молоко. Светоносный бог наказал птицу, и ее перья стали черного цвета.

Варианты ответов: 1. Грач

2. Ворон

3. Скворец

Правильный ответ: Ворон.

5-й конкурс: «ДА» ИЛИ «НЕТ» - о значении птиц в природе и жизни человека.

Ведущий 1:

Переходим к следующему, четвертому конкурсу «да» или «нет» - о значении птиц в природе и жизни человека. На международном орнитологическом конгрессе участников попросили ответить на вопрос: что дали птицы человечеству? Вот некоторые из ответов: «Сопереживание полета. Без птиц человечество мыслило бы более приземлено». «Краски, пение, движение, вдохновение», «Победу над силой тяжести. Восхитительные тайны, в которые человек получил возможность проникать», «Глубокое ощущение свободы и радости». «Каким скучным местом был бы Мир без Птиц!».

Итак, на вопросы конкурса вы должны ответить «ДА» или «НЕТ».

1. Птицы - лучшие помощники в борьбе с вредителями лесного и сельского хозяйства. (Да).

2. Чем больше птиц, тем больше вредителей и выше урожай. (Нет).

3. Птицы предупреждают массовое размножение вредителей. (Да).

4. Больше синиц в садах - меньше червивых яблок. (Да).

5. Птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов. (Да).

6. Хищные птицы уничтожают грызунов, наносят вред лесному и сельскому хозяйству. (Нет).

7. Птицы полезны в развитии различных ландшафтов. (Да, например, способствуют распространению растений на вырубках, гарях, открытых участках).

8. Следует ли истреблять грачей, которые могут наносить вред в овощеводстве и в садоводстве. (Нет, птицы приносят больше пользы, чем вреда, так как уничтожают личинок вредных насекомых, сами являются пищевым объектом для многих хищников).

9. Можно ли собирать для употребления в пищу яйца таких диких птиц, как гусей и уток. (Нет, это приведет к резкому сокращению численности видов).

10. Существует ли проблема охраны птиц в связи с развитием авиации? (Да, много птиц погибает в районе аэропортов и при столкновении с самолетами).

Ведущий. Вот и подошли к концу конкурсы. Жюри подведут итоги и определят лучшие команды. НАГРАЖДЕНИЕ.

Ведущий 1: Нам жить в одной семье.

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю.

Лететь в одном полете.

Ведущий 2: Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте

Ведущий 1: О! Как, природа - мать

Терпима и добра!

Но чтоб ее лихая

Участь не постигла

Давайте coxpa ним

На стержнях – осетра,

Касатку в небесах,

В таежных дебрях тигра.

Ведущий 2: Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся,

Давайте наши души

Вместе сохраним.

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!!! (С. Старшинов)

(Последние строки ведущие говорят вместе).

Вот и закончилась наша игра. Успехов вам и до новых встреч!!!

Фотографии внеклассного мероприятия «День птиц»




Top