Монтень годы жизни. Мишель монтень краткая биография и интересные факты

История государственного управления в России Щепетев Василий Иванович

Приказы

В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.

Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.

Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.

Когда в 10–20-е гг. XVII в. восстанавливалась система государственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреждений по сбору налогов (приказ Большой казны).

Усиление значимости в Смутное время таких социальных групп, как дворянство и казачество, предопределил возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раздачей земель, и Казачьего приказа.

Новым для приказной системы было формирование Патриаршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие приказы).

Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исторической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие – управляли определенной категорией населения (Приказ холопий – холопами, Стрелецкий – стрелецким войском и т. д.); третьи заведовали определенным родом дел (Разбойный – уголовной юстицией, приказ Большой казны – финансами, Разрядный – военными делами, Посольский – дипломатическими сношениями и т. д.).

Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мастерские палаты и др.).

Организация всех приказов была приблизительно одинакова. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «товарищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме коллегиальным, приказное присутствие на деле таковым не являлось: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товарища. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дьяков; численность и тех и других зависела от размеров приказной деятельности.

В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглавляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б. И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.

Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22–27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 человека), Большого дворца (73). Казанского дворца (46), Разрядный (45).

В 1637 г. в системе приказов появился новый территориальный приказ – Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.

Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Систематизировались грамоты путем издания сводных документов – уставных грамот.

Во второй половине XVII в. в жизни России происходят существенные изменения: окончательно оформляется крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углубляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть утраченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Сибирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток, юго-запад, осваиваются новые плодородные земли, создаются новые города.

Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.

После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворившего основные требования дворянства и верхушки посада, их политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощенных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и перестройки армии.

Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время занимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных приказов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянными, так и временными, вводимыми правительством в связи с конкретными событиями, например с войнами.

Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя – солдатских, рейтарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали проводить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и детей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. – 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и карабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гранаты.

Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управления. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части – думных дьяков (от 2–3 до 11–12 человек).

Происходят существенные изменения в приказах как центральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, созданный для организации управления войсками нового строя, постепенно сменявшими дворянское ополчение.

Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов, но прежде всего был личной канцелярией царя.

Для этого времени характерно развитие дворцовых учреждений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. создан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятельность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению приказов, что обусловило сокращение их числа до 37–38.

В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и служебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксировались родословные и назначение на должности, сожгли. С этого времени утвердился принцип служебного соответствия.

Так как местные учреждения не справлялись с поиском беглых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658–1663 гг. из Поместного приказа было отправлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание комиссий приняло массовый характер.

Вторая характерная черта развития приказов этого периода – резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 человек, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек – в местных государственных учреждениях.

В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществляли дьяки (с греч. – служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Приказы В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к работе в государственных учреждениях России приступает особая специальная прослойка, получившая общее наименование приказных людей.Приказные люди – специальная, в XVII в. сформировавшаяся в сословную группа

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора

Боярская дума и приказы С падения царевны Софьи чуть не целых двадцать лет, до губернской реформы 1708 г., в самые тяжелые годы, когда заваривались наиболее крутые меры - военные, промышленные, финансовые, ни в центральном, ни в областном управлении не видим коренных

автора Ключевский Василий Осипович

Приказы Удельное управление по отношению, какое существовало в нем между центром и областью, не подходит ни под один из основных административных порядков: это не была ни централизация, ни местное самоуправление. Деятельность местных земских властей остается

Из книги Курс русской истории (Лекции XXXIII-LXI) автора Ключевский Василий Осипович

Приказы счетных и тайных дел Контроль финансовый был поручен приказу Счетных дел: он считал государственные доходы и расходы по книгам всех других центральных приказов и областных учреждений и стягивал к себе остатки от текущих расходов, где таковые оказывались,

автора Боханов Александр Николаевич

Из книги Почему Гитлер проиграл войну? Немецкий взгляд автора Петровский (ред.) И.

РАСИСТСКИЕ ПРИКАЗЫ ВЕРМАХТА Антисемитские взгляды в вермахте были, по-видимому, распространены столь же широко, как и в германском населении в целом. Они проистекали не только из нацистской пропаганды, но и из более старых традиций. Характерное освещение такого

Из книги Оскал смерти. 1941 год на Восточном фронте автора Хаапе Генрих

Приказы о расстрелах По моим субъективным ощущениям, через несколько считаных минут мы уже продолжали наше размеренное походное движение по направлению к реке Мемель, двигаясь по широкой песчаной дороге. Полуторачасовой сон оказался, скорее, во вред, чем на пользу. Не

Из книги Немецкая оккупация Северной Европы. Боевые операции Третьего рейха. 1940-1945 автора Зимке Эрл

Оперативные приказы по армии «Норвегия» В марте армия «Норвегия» приостановила планирование операции, дожидаясь уточнения своей задачи. Началась концентрация 2–й горнострелковой дивизии в районе Киркенеса для участия в операции «Реннтер»; передовые части группы СС

Из книги Пилоты Его Величества автора Грибанов Станислав Викентьевич

Высочайшие приказы ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, в 16-й день декабря 1914 года, всемилостивейше соизволил пожаловать за отличия в делах против неприятеля.Орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени: 4-го Туркестанского стрелкового полка поручику Андрею Олейнику за

Из книги Студзянки автора Пшимановский Януш

Приказы На командном пункте собрались четыре капитана - Кулик, Гжегож Вашкевич (заместитель командира по технической части), начальник штаба Эдвард Вонсовский и даже начальник отдела вооружения из штаба бригады Чеслав Наперальский, прославившийся тем, что, еще сражаясь

Из книги Последний бой Василия Сталина автора Алексашин Максим

Приказы о маскировке перед войной ПРИКАЗ О МАСКИРОВКЕ АЭРОДРОМОВ И МАТЕРИАЛЬНОЙ ЧАСТИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ№ 0367 27 декабря 1940 г.Приказом НКО 1939 г. № 0145 требовалась обязательная маскировка всех вновь строящихся оперативных аэродромов. Главное управление ВВС Красной

Из книги Войска НКВД на фронте и в тылу автора Стариков Николай Николаевич

Приложение 11. Приказы Сталина Середина лета 1942 года. Идет война народная. Ее горячее дыхание ощущается во всех делах советских людей, в их горестях, слезах, в труде. Катастрофическое поражение Красной Армии на южном крыле советско-германского фронта. Решается вопрос

Из книги Большое шоу. Вторая мировая глазами французского летчика автора Клостерман Пьер

Часть третья Приказы ВВС Великобритании

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Приказы В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни

Из книги Нестор Махно, анархист и вождь в воспоминаниях и документах автора Андреев Александр Радьевич

Приказы и телеграммы Махно Приводимые нами приказы и телеграммы Махно относятся к последним дням совместного сотрудничества Батьки с советским командованием. Первые два документа, нами публикуемые, являются ответом на телеграмму т. Каменева, тогдашнего Чрезвычайного

Введение

На рубеже XV и XVI веков у некоторых путных бояр, выполнявших постоянные поручения - приказы по управлению государственным хозяйством, стал формироваться вспомогательный аппарат в лице дьяков и подьячих. Они образовывали канцелярии («дворы» и «избы»), где велось делопроизводство. Этот процесс затянулся на несколько десятилетий (до середины XVI века). По существу, каждая «изба» была зародышем приказа - постоянно действующего центрального государственного учреждения.

Впервые слово «приказ» как учреждение встречается в документах 1512 года, но как система учреждений приказы оформились при Иване Грозном.

Созданием централизованной приказной системы, в деятельности которой главную роль играло служилое дворянство, государство ограничило роль феодальной верхушки и свело на нет систему вотчинного управления. Появление приказной системы центрального управления, просуществовавшей до петровских времен, можно назвать одним из важнейших фактов русской истории середины XVI века.

История возникновения приказов и их классификация

Зарождение приказной системы управления относится к концу XV - началу XVI веков. Центральные и местные органы власти отличались архаизмом и не могли обеспечить необходимую меру централизации государства. Возникновение приказов связывается с процессом перестройки великокняжеского управления в государственную систему. Это происходило посредством придания органам дворцово-вотчинного типа ряда важных общегосударственных функций.

В период раздробленности великий князь «приказывал» (поручал) решение дел своим боярам по мере необходимости. Быть «в приказе» означало ведать порученным делом. Поэтому в своем становлении система приказов прошла ряд стадий: от временных поручений «приказов» (в буквальном смысле слова) как разовых поручений отдельным лицам до приказа как постоянного поручения, что сопровождалось соответствующим оформлением должности - казначея, посольского, поместного, ямского и других дьяков. Затем должностным лицам стали давать помощников, выделять специальные помещения. С середины XVI века учреждения канцелярского типа перерастают в государственные органы центрального и местного управления. Окончательное оформление приказного строя приходится на вторую половину XVI века. Оформление приказной системы позволяло централизовать управление страной Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М. 2003. С. 9.

Приказы как новые органы центрального управления возникали без законодательной основы, спонтанно, по мере надобности. Одни, возникнув, исчезали, когда отпадала надобность, другие дробились на части, превращавшиеся в самостоятельные приказы. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. В середине XVI века существовало уже два десятка приказов История российской государственности / Сост. Л. А. Коханова, Т. С. Алексеева. М. 2007. С. 104. На протяжении XVII века зафиксировано до 80 приказов, постоянно действующих было до 40. Не существовало и строгого разграничения функций между приказами.

Первым приказом был Казенный, который ведал казной князя и его архивом. Следом был образован Дворцовый приказ (или приказ большого дворца).

Приказы можно разделить по роду дел, которыми они занимались, по классам лиц и по территориям, которыми они управляли, на шесть групп.

Первую группу составляли органы дворцово-финансового управления: уже упомянутые Дворцовый (или приказ Большого Дворца) - ведомство бывшею дворецкого, управлявший людьми и территориями, обслуживавшими дворец; Приказ Большой Казны, осуществлявший сбор прямых налогов и ведавший монетным двором, Конюшенный; Ловчий и др. Вскоре к ним добавились ещё два важных приказа: Приказ Большого Прихода, собиравший косвенные налоги (торговые пошлины, мостовые и прочие деньги), и Приказ счетных дел - своеобразное контрольное ведомство.

Вторую группу составляли органы военного управления: Разрядный приказ, ведавший служилым населением, который разделился вскоре на: Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Пушкарский, Рейтарский, Оружейный, Бронный и др.

В третью группу входят судебно-административные органы, для которых судебная функция была главной: Поместный приказ (распределение и перераспределение поместий и вотчин, тяжбы по имущественным делам); Холопий: Разбойный (с 1682 г. Сыскной) уголовно-полицейские дела, тюрьмы; Земский осуществлял полицейское и судебное руководство населением Москвы.

К четвертой группе относятся органы областного управления, создававшиеся по мере присоединения к Москве новых территорий: в XVI в. Московская, Владимировская, Дмитровская. Рязанская четверти (четвертные приказы), в XVII веке их число увеличилось до шести и более, к ним прибавились наряду с другими Сибирская четверть (Сибирский приказ), приказ Малороссийский.

В пятую группу могут быть объединены органы специальных ветвей управления: Посольский, Ямской (почтовая гоньба), Каменный (каменное строительство и каменные сооружения), Книгопечатный (со времен Ивана Грозного), Аптекарский, Печатный (государственная печать) и др.

Шестую группу составляли ведомства государственно-церковного управления: Патриарший двор, Приказ церковных дел, Монастырский приказ Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Новосибирск. 2000.

Характерной чертой приказного управления была чрезвычайная дробность ведомств и отсутствие четкого разграничения функций между ними. Наряду с центральными отраслевыми управлениями существовали областные приказы, управлявшие территориями отдельных земель, упраздненными удельными княжествами и вновь завоеванными землями. Существовали также различные мелкие ведомства (Земский двор, Московское тиунство и др.). Не только областные, но и центральные приказы имели в своем ведении специально выделенные территории. В пределах своей территории приказ собирал налоги, творил суд и расправу. К примеру, посольский приказ осуществлял управление Карельской землей Скрынников Р. Г. История Российская. IX - XVII вв. М. 1997. С. 269.

XVII век был временем расцвета приказной системы управления в России. Проявились основные недостатки приказной системы управления в целом -- отсутствие чёткого распределения обязанностей между отдельными учреждениями, смешение вопросов административных, финансовых и судебных, столкновение деятельности разных приказов на одной и той же территории. Расширялся бюрократический аппарат, увеличивалось количество приказов. В итоге в последней четверти века сложилась столь мощная и громоздкая система управления, что она затрудняла делопроизводство. Чтобы ощутить масштабы и динамику процессов в этой сфере следует принять во внимание такой весомый показатель как численность служащих московских приказов. Общее количество служащих центральных приказных учреждений в середине 1620-х годов составляло всего 623 человека, а к концу столетия их количество возросло до 2 739 человек Рогожин Н. М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М. 2003. С. 11.

Приказы просуществовали вплоть до XVIII столетия, пока наличие большого числа приказов с переплетающимися функциями, их недостаточная специализация, запутанное положение со штатами приказов и другие факторы не обусловили неизбежность реформы центрального управления и ликвидации приказной системы.

(инфа из учебника Орлова)

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти.

Отныне великий князь Московский стал называться царем. В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума.

Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии.Возвышение авторитета царской власти, усиление духовенства и складывание мощного поместного землевладения привели к возникновению нового государственного органа - Земского собора. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов.

В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. По подсчетам специалистов, состоялось более 50-ти Земских соборов. Последние Земские соборы собирались в России в 80-е годы XVII в. В их состав входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства.

На совещаниях Земских соборов присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и составил программу реформ середины XVI в.Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управление отдельными территориями стали поручаться ("приказываться", как тогда говорили)боярам. Так появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.

В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (ведал артиллерией), Стрелецкий (ведал стрельцами), Оружейная палата (Арсенал).

Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами — приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам, — Поместный приказ, холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например, приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казанского дворца — присоединенным Казанским ханством.Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник.

Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной.Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были фактическими правителями отдельных земель.

Приказы как органы власти на Руси

В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т.е. они "кормились" за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост - из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, и городовых приказчиков или излюбленных голов - в городах.

Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии. Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны и государственного аппарата вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебника. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти.

В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за "пожилое". Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных и денежных повинностей.

В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов - большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400-600 га земли.Военная реформа 1549-1552 Много было сделано для укрепления вооруженных сил страны.Ядро армии составило дворянское ополчение.

Под Москвой была посажена на землю "избранная тысяча" - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено «Уложение о службе». Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству.

Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны был выставлять одного воина и являться на смотры "конно, людно и оружно". Большим шагом вперед в организации военных сил России было создание в 1550 г. постоянного стрелецкого войска. На первых порах стрельцов было три тысячи человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались "служилыми людьми по отечеству", т.е.

по происхождению. Другую группу составляли "служилые люди по прибору" (т.е. по набору). Кроме стрельцов, туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла "посоха" - ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество.

В середине XVI в. был составлен официальный справочник - "Государев родословец", упорядочивший местнические споры.Стоглавый собор . В 1551 г. по инициативе паря и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г.

и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписывалось создавать новые произведения, следуя утвержденным образцам.

Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении победила линия на его ограничение и контроль со стороны царя.Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Российского централизованного многонационального государства.

Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны, однако сопровождались новым нажимом на русское крестьянство, вели к его дальнейшему закрепощению. В то же время реформы середины XVI в. создали предпосылки для решения внешнеполитических задач, стоявших перед Россией.

ИЗБРАННАЯ РАДА : Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название Избранная рада.

Так назвал его на польский манер Курбский в одном из своих сочинений. Состав Избранной рады совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф.Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса. Князья Д.Курлятев, А Курбский, М.Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И.

Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г., она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. Избранная Рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии.

Социально-экономический и политический кризис Московского социума во второй половине ХУ1в. (Опричнина и её последствия)

Опричнина (внешняя политика) — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме»

(из учебника Орлова 83 стр)

Опричнина. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии.

Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами. В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области).

Оттуда он обратился в столипу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти изза измены бояр и просил выделить ему особый удел - опричнину (от слова «опричь» - кроме.

Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столипы, царь сообщал о принятом решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины.

Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричнину 92 Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины.

В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями.

Начался опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлены^ызванный туда князь Владимир Старипкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старипкая в Горицком монастыре на Белом озере.

Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии.

До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад, - это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами.

Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди) в 50 км от Москвы крымчаки потерпели сокрушительное поражение от 93 русского войска, возглавил которое опытный полководец М.И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г.

была преобразована в «Государев двор». Рад историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с «человеческим лицом». Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «поруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли «смутой».

Итоги опричнины:

Уничтожение членов боярской думы:

34 боярина — казнь =>15 — в монахи =>3

9 окольничих — казнь => 4

2) Уничтожен класс собственников

3) Подорваны П.С.

Пустовало крестьянских дворов: => в Моск. уезде — 75%; => в Новгородской области — 92%; => в России -40%

4) Разрушены ремесленно-торговые центры (посады в Москве, Новгороде, Пскове)

5) Усиление крепостного гнета. 1565г. — роздано 1500 поместий и вотчин

6) Центральные районы (пашня) с 15 дес. до 4 дес.

7) Установление отношений подданства.Слом механизма нравственного и юридического регулирования общественных отношений

8) Нарушены комплектование и организация войска.

5-6 тыс опричников <= выселить 7,5 — 9 тыс дворян => = 1/3 войска

9) Жертв по синодику Ивана IV примерно 22 тыс

10) Огрубление нравов и усиление жестокости законодательства

Последствия Опричнины:

Политические: Укрепление режима личной власти, установление отношений подданства, ликвидация пережитков удельной системы, нарушение системы комплектования войска

Социально-экономические: снижение уровня экономического развития, продолжение процесса государственного закрепощения крестьян, уменьшение колличества трудового населения

Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 70-80-х годов XVI века».

Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны.Более 50% пашни остались необработанными.

Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раз. В 1570-1571 гг. По стране прокатилась эпидемия чумы.Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод.Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянина- к земле феодалов-землевладельцев.

В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права. Опричнина имела тяжёлые последствия для страны, ослабила её политически и экономически, однако, и власть бояр была таки же подорвана. Крестьяне бежали на окраины. Чтобы их остановить, в 1581 введены "заповедные лета".

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2018 год.

(0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Приказы — органы центрального управления в XVI — начале XVIII вв. Название происходит от термина «приказ» — в значении «особое поручение». Создание приказов и складывание приказной системы, начавшееся в конце XV–начале XVI вв., знаменовало дальнейшую централизацию единого Российского государства, которому были необходимы постоянно действующие органы управления различными сферами жизнедеятельности.

Как правило, приказы совмещали административные, финансовые и судебные функции, причём последние нередко преобладали. В течение XVI в. были созданы приказы: Большого дворца (ведал дворцовым хозяйством и др.), Земский (ведал управлением Москвы), Казенный (ведал царской вещевой казной; соединён с приказом Большого дворца), Разрядный, Стрелецкий и Поместный (ведали организацией войска и его снабжением), Разбойный (ведал контролем за ведением уголовных дел), Посольский (ведал международными делами) и др.

приказы. Часто сходные функции дробились между различными приказами. Так, в XVII в. созданы приказы: Казачий, Иноземский, Рейтарский,Городового дела, занимавшиеся военными делами. Наряду с общегосударственными существовали приказы с областной компетенцией (приказ Казанского дворца, Сибирский приказ, Новгородская четверть, Малороссийский приказ и др.)

С усложнением и расширением функций самодержавного государства учреждались всё новые и новые приказы.

В середине XVII в. созданы специальные приказы — Тайных дел и Счётный, на которые возлагалась задача контроля за деятельностью всех приказов. Стоявшие во главе приказов лица в XVII в. получили название судей.

Наиболее крупные приказы возглавляли судьи, имевшие чин боярина или окольничего.

Приказная система на Руси

Большую роль в деятельности приказов играли дьяки, осуществлявшие непосредственное делопроизводство. В начале XVIII в. приказы заменены коллегиями. Помимо центральных учреждений приказами назывались также некоторые местные органы дворцового управления — Новгородский и Псковский дворцовые приказы, подчинявшиеся приказу Большой казны.

В XVI — XVII вв. приказами называли также стрелецкие полки.

Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения

39. Приказ — распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение.

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Приказ, отданный в письменном виде, является основным распорядительным служебным документом (нормативным актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командиром воинской части.

Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры (начальники).

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира (начальника), отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы.

Приказание — форма доведения командиром (начальником) задач до подчиненных по частным вопросам. Приказание отдается в письменном виде или устно. Приказание, отданное в письменном виде, является распорядительным служебным документом, издаваемым начальником штаба (заместителем командира воинской части) от имени командира воинской части, помощником начальника гарнизона по организации гарнизонной службы (военным комендантом гарнизона) от имени начальника гарнизона.

Указов Президента РФ от 25.03.2015 N 161, от 16.05.2017 N 210)

(см. текст в предыдущей)

41. Приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров (начальников). Отдавая приказ (приказание), командир (начальник) не должен допускать злоупотребления должностными полномочиями или их превышения.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Учреждение приказов на руси

Командиры (начальники), отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

42. Командир (начальник) перед отдачей приказа обязан всесторонне оценить обстановку и предусмотреть меры по обеспечению его выполнения.

Приказы отдаются в порядке подчиненности.

При крайней необходимости старший начальник может отдать приказ подчиненному, минуя его непосредственного начальника. В таком случае он сообщает об этом непосредственному начальнику подчиненного или подчиненный сам докладывает о получении приказа своему непосредственному начальнику.

Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок. Военнослужащий, получив приказ, отвечает: «Есть» — и затем выполняет его.

При необходимости убедиться в правильном понимании отданного им приказа командир (начальник) может потребовать его повторения, а военнослужащий, получивший приказ, — обратиться к командиру (начальнику) с просьбой повторить его.

Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать.

О выполнении полученного приказа военнослужащий обязан доложить начальнику, отдавшему приказ, и своему непосредственному начальнику.

Подчиненный, не выполнивший приказ командира (начальника), отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ (приказание) и его последствия, за соответствие содержания приказа (приказания) требованиям статьи 41 настоящего Устава и за непринятие мер по обеспечению его выполнения.

Отменить приказ (приказание) имеет право только командир (начальник), его отдавший, либо вышестоящий прямой начальник.

Если военнослужащий, выполняющий приказ, получит от старшего командира (начальника) новый приказ, который помешает выполнить первый, он докладывает об этом начальнику, отдавшему новый приказ, и в случае подтверждения нового приказа выполняет его.

Начальник, отдавший новый приказ, сообщает об этом начальнику, отдавшему первый приказ.

Военнослужащий в целях успешного выполнения поставленной ему задачи обязан проявлять разумную инициативу.

«Умение достойно проявить себя в своей природной сущности есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои естественные границы, не зная, к чему по-настоящему способны. Незачем нам вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног.»

Мишель де Монтень — французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги "Опыты", родился 28 февраля 1533 года в фамильном замке в городе Сен-Мишель-де-Монтень (Дордонь) вблизи Перигё и Бордо. Его отец, участник Итальянских войн Пьер Эйкем (получивший аристократический титул «де Монтень») был в своё время мэром Бордо; умер в 1568. Мать — Антуанетта де Лопез, из семьи зажиточных арагонских евреев.

В раннем детстве Мишель воспитывался по либеральной-гуманистической педагогической методике отца — его учитель, немец, совершенно не владел французским языком и говорил с Мишелем исключительно на латыни. Получил прекрасное образование дома, затем окончил колледж и стал юристом.



В молодости Мишель Монтень живо интересовался политической деятельностью, связывал с ней амбициозные надежды. Отец приобрел для него должность советника Бордоского парламента, в 80-ые его дважды избирали мэром Бордо. Монтеню довелось жить в эпоху религиозных войн, и его позиция в это время тяготела к компромиссной, хотя он выступал на стороне католиков; в его ближайшем окружении было большое количество гугенотов. Впоследствии он придерживался мнения, что отдельные части католической доктрины не могут быть отброшены ввиду цельности церковного учения.


Монтень пользовался репутацией образованного, ученого человека, многие государственные деятели, мыслители того времени были его добрыми знакомыми. Прекрасное знание древних авторов сочеталось в его интеллектуальном багаже с осведомленностью в области новых книг, идей, тенденций.


Никто добровольно не раздает своего имущества, но каждый не задумываясь делит с ближним свое время. Ничем мы не швыряем так охотно, как собственным временем, хотя единственно в отношении последнего бережливость была бы полезна и достойна похвалы.

В 1565 Мишель Монтень стал семейным человеком; большое приданое супруги укрепило его материальное положение. Когда в 1568 г. умер отец, Мишель стал наследником родового имения. Он продал судейскую должность, вышел в отставку и с 1571 поселился там. 38-летний Монтень в 1572 г. приступает к работе над главным трудом в его творческой биографии - философско-литературными «Опытами», в которых он излагал мысли по поводу исторических событий дней минувших и сегодняшних, делился наблюдениями за самыми разными людьми. На протяжении многих столетий эта книга будет одной из любимых читательской публикой, оценившей ее гуманистическую направленность, искренность, тонкий французский юмор и другие достоинства.



Во время гугенотских войн Монтень часто выступал как посредник между враждующими сторонами, его одинаково уважали король-католик Генрих III и протестант Генрих Наваррский.

В 1580—1581 писатель путешествовал по Швейцарии, Германии, Австрии и Италии. Впечатления от этого путешествия отражены в дневнике, опубликованном только в 1774.

Трёхтомник выдающегося французского писателя и философа-гуманиста XVI века Мишеля Эйкема де Монтеня под общим названием "Опыты" включает в себя произведения с красноречиво говорящими сами за себя названиями: "О скорби", "О дружбе", "Об уединении". Работа над циклом продолжалась более двенадцати лет и её итогом стали своеобразные самопризнания автора, вытекающие из наблюдений и размышлений о природе человеческого духа.

Слово «опыт», по-фра нцузски «эссе», обязано своим происхождением именно Монтеню.

До последних своих дней Монтень продолжал работать над "Опытами", внося дополнения и поправки в экземпляр издания 1588.

Писатель скончался в замке Монтень 13 сентября 1592 года во время мессы.

Замок Мишеля Монтеня

После смерти Монтеня его "названая дочь", Мария де Гурне, приехала на родину писателя и взяла на себя заботу о посмертном издании его сочинений. Стараниями мадемуазель де Гурне и других друзей Монтеня это издание, в котором были учтены сделанные автором в последние годы изменения, вышло в свет в 1595 году.


Ещё:

Мишель де Монтень

Знаменитый мыслитель и исследователь философии – Мишель де Монтень - писатель из Франции и философ эпохального периода Возрождения, автор книжного издания «Опыты».

Биография

Рождение Мишеля де Монтеня произошло в семейно-фамильном замке во французском городе Сен-Мишель-де-Монтень, недалеко от Перигё и Бордо. Отец Монтеня являлся участником Итальянских войн Пьер Эйкем, который получил титул аристократа «де Монтень». И работал в своё время в качестве мэра города Бордо. Его отец умирает в $1568$ году. Имя матери - Антуанетта де Лопез , она росла в семье зажиточного арагонского еврея. Раннее детство Мишеля проходит в воспитание по либеральным, гуманистическим и педагогическим методикам отца. Основной учитель Мишеля де Монтеня - образованный немец, но совершенно не знал французский язык и разговаривал с Мишелем только на латыни. Мишель получает отличное образование дома, затем поступает и заканчивает колледж и становится юристом.

Во времена гугенотских войн Мишель де Монтень часто был послом-посредником среди враждующих сторон. Он одинаково удостаивался уважением королём-католиком Генрихом III и протестантом Генрихом Наваррским.

Философия Монтеня

Замечание 1

Сочинения под названием «Опыты» Мишеля де Монтеня представляют собой ряд самопризнаний, которые вытекают преимущественно из исследований и наблюдений над самим собой. В данном труде также имеются размышления над сущностью человеческого духа вообще. Согласно словам философа-писателя, каждый человек может отражать в себе человечество. Он выбирает себя, как одного из представителей рода, и изучает самым основательным образом всё своё душевное движение человеческого мышления. Его философская позиция обозначена как скептицизм, но скептицизм выступает в совершенно особом характере.

Скептицизм Монтеня

Скептицизм Мишеля де Монтеня представляет собой нечто среднее между скептицизмом жизненным, который является результатом горького житейского опыта и разочарования в людях, и скептицизмом философским, в основе которого стоят определённые убеждения в неправильном факте человеческого познания. Душевное равновесие, разносторонность и здравый смысл выводит его - из крайности того и другого направления. Признаётся эгоизм и эгоистические нотки, которые являются главной причиной действий человека. Мишеля де Монтеня не возмущает это, он находит это вполне правильным и даже необходимым фактом для счастья человеческого бытия и жизни. Потому что, если человек будет принимать интересы других людей так же близко к сердцу, как свои собственные, то он не будет чувствовать душевное спокойствие и счастье. Монтень с критикой отзывается о человеческой гордости, он доказывает, что человек не сможет познать абсолютных истин.

Основная мораль Монтеня

Основная черта в морали Монтеня является глубинное стремление к счастью. Данные взгляды он перенял от некоторых философов, и на него же оказали огромное влияние Эпикур и особенно Сенека и Плутарх.

Учения стоиков помогают ему выработать те нравственные равновесия, те философские ясности духа, которые стоики считают главным условием человеческого счастливого бытия. По мнению Монтеня, человек живёт не для того, чтобы приносить в жизнь себе нравственный идеал и быть ближе к нему, а для того, чтобы быть счастливым человеком.

Отношение к несчастью

К неизбежным несчастьям разумно относиться с покорностью. Нужно стараться поскорей свыкнуться с ними. Нельзя заменить неисправность одного органа усиленной деятельностью другого и другое. Что касается субъективных несчастий, то от самих людей в большой степени ослабить их остроту. Чтобы это заметить, нужно взглянуть с философской точки зрения на славу, богатство, почести и прочее. В обязанности человека входят в первую очередь отношение к самому себе, за данными пунктами должны следовать обязанности по отношению к другим людям и к обществу в целом.




Top