Монумент героическим защитникам ленинграда экскурсия. Монумент героическим защитникам Ленинграда: адрес, история, описание комплекса

100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга Мясников старший Александр Леонидович

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы

Его видят все, кто въезжает в город с юга, по Московскому или Пулковскому шоссе.

В центре площади Победы на огромном подиуме стоит обелиск. Размеры подиума 130 на 240 метров. Высота обелиска 48 метров. По обеим сторонам от него расположены две многофигурные скульптурные группы, олицетворяющие оборонявшихся ленинградцев. У подножия обелиска поставлена парная скульптурная группа «Непобедимые». Позади обелиска находится открытый мемориальный зал со скульптурной группой «Блокада» в центре.

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы – один из красивейших памятников Северной столицы. Он посвящён самой трагической странице в истории города – ленинградской блокаде.

Мужество Ленинграда в годы Великой Отечественной войны давно уже стало символом героизма. Город не покорился, выстоял и победил.

Ленинградцы узнали о нападении нацистской Германии из сообщения советского правительства, переданного по радио в 12 часов дня 22 июня. Тревожная весть всколыхнула все население города: люди собирались у репродукторов, где в ожидании новых сообщений обсуждали случившееся, спешили к газетным киоскам. Прервав воскресный отдых, ленинградцы устремились на предприятия и в учреждения, в военные комиссариаты.

В ночь на 23 июня в городе была объявлена первая воздушная тревога. С этого времени сигнал «Воздушная тревога» объявлялся по радио почти ежедневно, часто по нескольку раз. Ленинградцы, не выключавшие радио ни днём, ни ночью, начинали привыкать к чёткому тиканию метронома, звучавшего в их квартирах и на предприятиях почти на протяжении всей войны.

Ночное небо города прорезали лучи прожекторов, вечерами над Ленинградом поднимались десятки аэростатов заграждения. В воздухе раздавался рокот патрульных самолетов, прикрывавших город. По улицам двигались войска, проносились машины с рабочими и служащими, отправлявшимися на строительство оборонительных рубежей.

Монумент героическим защитникам Ленинграда

Ленинград и его пригороды превратились в мощный укреплённый район. Баррикады пересекали многие улицы. На перекрёстках и площадях грозно высились доты. Противотанковые ежи и надолбы перекрывали все въезды в город.

В сентябре Ленинград оказался в кольце блокады и начался голод.

8 января 1943 года войска Ленинградского фронта и наступавшие им навстречу бойцы Волховского фронта соединились под Шлиссельбургом. Вечером того же дня по радио сообщили, что блокада Ленинграда прорвана.

27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали в 300-километровой полосе оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы, с боями продвинулись от 60 до 100 км и перерезали важнейшие коммуникации противника.

Закончилась беспримерная в истории эпопея героического города, выдержавшего 900-дневную осаду.

За это время на город было обрушено более 100 тысяч бомб и около 150 тысяч артиллерийских снарядов. В блокаду продовольственный паёк сокращался 4 раза. Рабочие получали в день 250 граммов, а служащие и дети – 125 граммов хлеба. Но в нечеловеческих условиях город работал и сражался. И победил.

В память о тех героических днях и людях было принято решение возвести на месте Средней Рогатки, бывшей когда-то южной границей города, площадь Победы и «Мемориал героическим защитникам Ленинграда».

Идея создать памятник в честь защитников Ленинграда возникла ещё во время Великой Отечественной войны. Однако её воплощение в жизнь долгие годы откладывалось в силу разных причин. В 1960-х годах было окончательно выбрано место для памятника – площадь у Средней Рогатки. С 1962 года она стала именоваться площадью Победы.

Выбор места был не случаен. Московский проспект уже в первые дни войны стал фронтовой дорогой, по которой шли дивизии народного ополчения, техника и войска. Недалеко отсюда проходил передний край обороны. У самой Средней Рогатки, у развилки дорог, находился мощный узел сопротивления с дотами, противотанковым рвом, стальными ежами, железобетонными надолбами и огневыми артиллерийскими позициями. А 8 июля 1945 года, когда жители города встречали гвардейские войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь, у Средней Рогатки, была возведена временная триумфальная арка.

До 1971 года у Средней Рогатки стоял путевой Среднерогатский дворец. Он был построен Растрелли в 1754 году для императрицы Елизаветы Петровны. При создании ансамбля площади Победы дворец не вписался в проект. Он стоял обращённым главным фасадом к Московскому проспекту, а к парадной площади оказывался торцом. Было решено разобрать дворец и собрать его заново, изменив расположение. Дворец был обмерен, элементы декора демонтированы и сохранены. Дворец был разобран, но восстановление так и не состоялось. Кстати, с 1934 года на площади находилась трамвайная конечная станция «Средняя Рогатка».

Площадь спроектирована и построена как южные ворота города. Это первый значительный архитектурный ансамбль, который все встречают на въезде в город.

Но к строительству монумента долгое время не могли приступить. Строительство откладывалось, так как многочисленные творческие конкурсы никак не могли выявить лучший проект.

В начале 1970-х стало известно, что в Москве не смогут создать памятник к 30-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне. Власти города на Неве взялись за создание этого мемориального комплекса в кратчайшие сроки. Был утверждён состав творческой группы, в которую вошли архитекторы С.Б. Сперанский, В.А. Каменский и скульптор М.К. Аникушин.

Ансамбль площади определился.

Доминантой площади, безусловно, стал Монумент героическим защитникам Ленинграда. Самое знаменитое сооружение на площади Победы посвящено героической обороне города и прорыву блокады. Архитекторами монумента стали Сергей Борисович Сперанский и Валентин Александрович Каменский.

Памятник был создан на собранные народом средства. В строительстве участвовали десятки тысяч добровольцев. Строительство монумента завершилось в 1975 году.

В состав монумента вошли стела со скульптурой Рабочего и Солдата «Победители» и скульптурными многофигурными композициями по обеим сторонам монумента на гранитных пьедесталах – «Литейщики», «Окопницы», «Ополченцы», «Снайперы», «Летчики». Все эти работы были созданы скульпторами Михаилом Константиновичем Аникушиным и Юрием Сергеевичем Тюкаловым.

Площадка со скульптурной группой «Блокада» перед входом в музей ограничена разорванным кольцом (символ прорыва блокады Ленинграда). На ней горит Вечный огонь в память о подвиге минувших дней.

В 1978 году был открыт подземный Памятный зал монумента с реликвиями войны, мозаичными панно «Блокада» и «Победа». Здесь непрерывно звучит метроном. В подземном зале-музее находится бронзовый календарь – «Летопись героических дней блокады Ленинграда», карта битвы за город, ежедневно демонстрируется 10-минутный документальный фильм «Блокада Ленинграда». Зал освещен 900 светильниками – по числу блокадных дней.

К музею под площадью ведёт подземный пешеходный переход. Автомобильный тоннель расположен ниже перехода.

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Как люди открывали свою землю автора Томилин Анатолий Николаевич

Морской щит Ленинграда Много было предложений, как защитить город на Неве от разбушевавшейся стихии.Первые проекты защиты Санкт-Петербурга от наводнений появились очень давно.Одни авторы предлагали обнести весь город земляной насыпью с плотинами и шлюзами через русла

Из книги Ледокол автора Суворов Виктор

Владимир БУКОВСКИЙ. МОНУМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СЛЕПОТЕ Когда я впервые встретил Виктора Суворова, он уже бредил этой книгой, сыпал цифрами и фактами, буквально ни о чем другом говорить не мог, но изложить все это на бумаге не решался еще много лет: то ли не до конца верил

Из книги «Черная смерть» [Советская морская пехота в бою] автора Абрамов Евгений Петрович

4.2. Оборона Ленинграда Битва за Ленинград развернулась в июле 1941 г., когда танковые и моторизованные соединения противника вышли в район Луги, Кингисеппа, Нарвы и начали развивать наступление.В героической ленинградской эпопее значительную роль сыграла морская пехота.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Монумент «Рабочий и колхозница» Эта монументальная работа должна была стать символом страны. И она им стала. А затем – символом эпохи, Москвы, Мосфильма.И, конечно, закономерно, что эта скульптура стала и олицетворением творчества её создательницы – скульптора Веры

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора

6. Предсказание победы Дмитрию Донскому и предсказание победы Зевсу Как мы уже неоднократно убеждались, во всех многочисленных отражениях Куликовского сражения перед началом битвы было дано ПРЕДСКАЗАНИЕ победы.Императору Константину явился «Огненный Крест». Князю

Из книги Медичи. Крестные отцы Ренессанса автора Стратерн Пол

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. ПОЧЕМУ ИСТОРИКОВ ТАК РАЗДРАЖАЕТ ИЗВЕСТНЫЙ МОНУМЕНТ «БУСА»? В ХРОН4, гл. 3:6, мы обсуждали многочисленных каменных «половецких баб», воздвигнутых, согласно нашей реконструкции, в XIV–XV веках казацкой Ордой в эпоху «монгольского» завоевания мира. На рис. 5.27 мы

Из книги 1941. «Сталинские соколы» против Люфтваффе автора Хазанов Дмитрий Борисович

Бои к югу от Ленинграда В конце июля немцы продолжали удерживать инициативу на северозападном направлении. Однако советские войска Северного фронта (СФ) при энергичной поддержке авиации смогли остановить ударные группировки противника, а также вынудили командование

Из книги СС - инструмент террора автора Уильямсон Гордон

ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ЛЕНИНГРАДА В северной России 1944 год начался для немцев плохо. Красная Армия, сняв с Ленинграда блокаду, перешла в наступление и постепенно оттеснила немецкие войска на запад к границам Эстонии и Латвии. Именно на этом участке фронта было сосредоточено

Из книги Дон Кихот или Иван Грозный автора Носовский Глеб Владимирович

7. Конный монумент Дмитрию Донскому установили в 2014 году на идеально правильном, нужном месте, – у подножия Красного (Таганского) холма в Москве В книге «Новая Хронология Руси», впервые вышедшей в 1995 году, мы показали, что Куликовская битва произошла в 1380 году не под Тулой,

Из книги Порт–Артур. Воспоминания участников. автора Автор неизвестен

ПРИЛОЖЕНИЕ II ПАМЯТНИК ЗАЩИТНИКАМ КРЕПОСТИ ПОРТ–АРТУРА И РУССКОЕ КЛАДБИЩЕ Японцы соорудили братскую могилу русским героям, павшим при защите крепости Порт–Артур. Работы, начатые в августе 1907 г., двигались с поразительной быстротой, и уже 10 июня 1908 года состоялось

Из книги Трактат о вдохновенье, рождающем великие изобретения автора Орлов Владимир Иванович

Из книги Севастополь 1941-1942. Хроника героической обороны. Книга 1 (30.10.1941-02.01.1942) автора Ванеев Геннадий Иванович

КО ВСЕМ БОЙЦАМ, КОМАНДИРАМ И ПОЛИТРАБОТНИКАМ ОТВАЖНЫМ ЗАЩИТНИКАМ РОДНОГО СЕВАСТОПОЛЯ: ОБРАЩЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА 21 декабря 1941 г.Дорогие товарищи!Озверелый враг снова наступает на Севастополь. Разбитый на главном направлении под Москвой, враг

Из книги Противоборство автора Ибрагимов Даниял Сабирович

У стен Ленинграда К десятым числам сентября линия фронта вплотную приближалась к Ленинграду. Создалась реальная опасность выхода противника на окраины города вслед за отступавшими советскими войсками.Подтянув дальнобойную артиллерию, противник 4 сентября произвел

Южный въезд в Санкт-Петербург парадно оформлен архитектурным ансамблем площади Победы, расположенной на пересечении Московского и Пулковского шоссе. Первое, что предстает взорам каждого – в центре площади возвышается Монумент героическим защитникам Ленинграда, посвященный обороне и прорыву блокады в годы Великой Отечественной войны.

Историческая справка

На этом месте в XVIII веке находился промежуточный сторожевой пост Средняя Рогатка между двумя заставами: первая — у подножья Пулковских высот и последняя (третья) – у Лиговского канала. Особыми заграждениями в форме рогатки в те времена перекрывали дорогу в районе заставы – отсюда и название.

Возле путевого дворца императрицы Елизаветы Петровны стоял деревянный указатель с изображением рук, показывающий направление движения на Москву, Санкт-Петербург и Петергоф. Среднерогатинский дворец так и назывался – «дом у трех рук». Возведенный по проекту любимого зодчего елизаветинской эпохи Ф. Б. Растрелли, дворец простоял с 1754 по 1971 год, затем был аккуратно разобран, с целью изменить его расположение – развернуть «лицом» к площади, но это не было выполнено. В итоге Площадь Победы полностью сформирована современными высотками и завершается в северной стороне двумя 22-этажными зданиями, построенными в середине 70-х годов прошлого столетия.

Доминантой архитектурного ансамбля является памятник самой трагической странице в истории города. Не случаен и выбор места — у развилки дорог на территории Средней Рогатки в первые дни войны был создан узел сопротивления со стальными ежами, противотанковым рвом, огневыми позициями. Когда передний край обороны приблизился к городу, по Московскому проспекту двигались войска, военная техника, ополченцы.

После войны здесь соорудили временную Триумфальную арку для встречи воинов, возвращавшихся с фронтов.

Торжественное открытие Монумента 9 мая 1975 года было приурочено к 30 годовщине Великой Победы над фашизмом. В 1978 году 23 февраля был открыт Памятный зал, который с 1991 года вошел в состав филиалов .

Архитектура и экспозиция

Создатели Монумента: архитекторы С. Б. Сперанский, В. А. Каменский, скульптор М. К. Аникушин, — участвовали в обороне Ленинграда. Им удалось передать глубокую скорбь ленинградцев, ощущение тонкой грани между жизнью и смертью под бомбежками и артобстрелом, лютый холод и голод, но также беспримерное мужество и стойкость, гордость и радость Победы.

На 48 метров уносится ввысь Обелиск с лаконичной надписью «1941-1945» — символ торжества народа, преодолевшего фашизм. У его подножья скульптурная группа: солдат и рабочий, ведь основа Победы – это единство фронта и тыла.

С обеих сторон впереди стелы на открытом пространстве раскинулась «Площадь Победителей». На гранитных постаментах установлены 26 скульптур защитников города, которые обращены в сторону Пулковских высот, где проходили бои на подступах к Ленинграду.

За обелиском широкие лестницы ведут в Памятный зал «Блокада». Он находится внутри символического блокадного кольца, диаметром 40 метров, массивного, с ломаными линиями граней разрыва, напоминающими хаос разрушений, принесенный войной. В центре — скульптурная композиция. Бронзовые фигуры женщин и солдат, спасающих детей, выполнены почти в человеческий рост, что вызывает ощущение сопричастности. Довершают атмосферу — факелы с вечным огнем на стенах по всему периметру зала.

Подземная часть Монумента представляет собой Памятный зал, где находится музей, посвященный подвигу горожан в годы Блокады. Зал украшают мозаичные панно «Блокада» и «Победа», выполненные художниками С. Н. Репиным, И. Г. Ураловым, Н. П. Фоминым.

900 светильников-свечей – по числу блокадных дней — освещают зал, под ними названия населенных пунктов под Ленинградом, где шли бои. В горизонтальных стендах под стеклом собраны предметы и документы, относящиеся к этому периоду, оформленные как двенадцать отдельных тематических экспозиций.

В зале звучат фрагменты Героической симфонии Дмитрия Шостаковича, радиопозывные Москвы, периодически включается метроном.

Монумент героическим защитникам Ленинграда является филиалом музея истории Санкт-Петербурга, его сотрудники проводят экскурсии и торжественные мероприятия. Как правило в праздники, посвященные датам прорыва и окончательного снятия Блокады, музей проводит прием правительственных делегаций, в это время площадь — закрыта.

Где находится и как добраться

Ближайшая к монументу станция метро — «Московская». От нее до площади Победы расстояние около одного километра.









Описание

Монумент героическим защитникам Ленинграда, возведенный на площади Победы в районе бывшей Средней Рогатки сегодня является одним из самых выразительных и запоминающихся памятников, посвященных Великой Отечественной войне. Он был создан по проекту народных архитекторов СССР В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и народного скульптора СССР М. К. Аникушина - участников обороны Ленинграда. Сооружение памятного комплекса имело всенародное значение. Широко обсуждались предлагаемые проекты и местоположение мемориала. На специальный банковский счет перечислялись добровольные денежные пожертвования. Памятнику отводилась особая роль в ансамбле Зеленого пояса Славы - комплекса мемориальных объектов на бывших рубежах обороны Ленинграда.

Весной 1974 года началось строительство Монумента героическим защитникам Ленинграда. Наземная часть памятника, возведенная в рекордно короткие сроки, была открыта 9 мая 1975 года в день 30-летия Победы в Великой Отечественной войне. Подземный Памятный зал с документально-художественной экспозицией, посвященной обороне и блокаде Ленинграда, был открыт 23 февраля 1978 года.

Ансамбль наземной части мемориала объединяет 48-метровый гранитный обелиск, «Площадь Победителей» и открытый Памятный зал «Блокада».

Главная вертикаль памятника - гранитный обелиск - символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества. У основания обелиска - скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата свидетельствуют о единстве города и фронта. Обелиск - связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады ассоциируются с хаотическими нагромождениями всеразрушающей войны. По замыслу авторов, поверхность стен сохраняет фактуру деревянной опалубки - такими были оборонительные сооружения военных лет. На «Площади Победителей» на гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур - это образы защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта - к Пулковским высотам.

Зал «Блокада» опоясывает 124 метровое разорванное гранитное кольцо с лаконичными надписями «900 дней» и «900 ночей», символизирующее прорыв блокады Ленинграда. В центре зала - скульптурная композиция «Блокада». Здесь всегда горит вечный огонь и играет тихая музыка, что создает особую атмосферу «храма скорби и памяти».

В подземном Памятном зале располагается музейная экспозиция. Мозаичный триптих «Блокада 1941», выполненный С. Н. Репиным, И. Г. Ураловым и Н. П. Фоминым запечатлели первые дни обороны и блокады Ленингарада: уходящих на фронт добровольцев, жительниц города, работающих на блокадном заводе; портрет композитора Д.Д.Шостаковича – автора Седьмой симфонии, посвященной Ленинграду. Панно «Победа», расположенное в противоположном конце зала изображает встречу победителей и июльский Парад Победы в 1945 году в Ленинграде. В экспозиции демонстрируются документы, награды, личные вещи воинов, отдавших жизнь за Ленинград, оружие военного времени, предметы, рассказывающие о жизни блокадного города. Одна из главных реликвий Памятного зала - ломтик хлеба весом в 125 грамм – дневной паек жителя осажденного Ленинграда с 20 ноября по 25 декабря 1941 года.

В Памятном зале хранится «Летопись героических дней блокады Ленинграда» и «Книга Памяти». Бронзовые страницы «Летописи» рассказывают о каждом из 900 блокадных дней. Каждый день на специальных постаментах в Памятном зале выставляются страницы, рассказывающие о событиях произошедших в осажденном Ленинграде и на полях сражений под Ленинградом в этот день в 1941, 1942, 1943 и 1944 годах. Ежедневная смена дат и страниц дает возможность проследить реальный ход исторических событий.
«Книга Памяти», страницы которой также выполнены из бронзы, содержит полный перечень воинских формирований, защищавших Ленинград.

В музейной экспозиции можно увидеть документальные фильмы «Воспоминание о блокаде» и «Ленинград в борьбе». Кадры военной кинохроники демонстрируются в музыкальном сопровождении Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича.

Ежегодно на Монументе проходят торжественные церемонии, посвященные праздничным и памятным датам в истории города и страны:
18 января в День прорыва блокады Ленинграда;
27 января в День полного снятия блокады Ленинграда;
23 февраля в День защитника Отечества;
9 мая в День Победы;
22 июня в День памяти начала Великой Отечественной войны;
8 сентября в День памяти начала блокады Ленинграда.

Героическим защитникам Ленинграда входит в список достопримечательностей, которые гости Северной столицы посещают наиболее активно. Сооружение было возведено в честь 30-й годовщины победы народов СССР над фашистами. Оно рассказывает посетителям о самой трагической странице в истории Ленинграда — 900-дневной блокаде города и её героическом прорыве.

Значение монумента

Ленинград — город, которому суждено было ощутить на себе все ужасы фашистской оккупации. Оказавшись в блокадном кольце, он невероятными усилиями местного населения смог выстоять и не сдаться врагу. Осада города продолжалась почти 900 дней и была прорвана в январе 1943 г. после успешного проведения советскими войсками операции "Искра". О том, что пришлось испытать простым жителям в окружении фашистских сил, сегодня мало кто задумывается. Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы является одним из тех немногих памятных мест города, которое на протяжении долгих десятилетий хранит в себе воспоминания о пережитой трагедии.

Предыстория строительства

О том, что в Ленинграде необходимо возвести памятник защитникам города от немецко-фашистских захватчиков, в Советском Союзе заговорили ещё в период войны. Но долгое время реализовать эту идею не получалось. Только в 60-х годах городским властям удалось определиться с местом, на котором предстояло возвышаться будущему монументу. Им стала площадь Победы (до 1962 г. её называли Средней Рогаткой). Такой выбор был сделан неспроста, ведь здесь в годы войны проходили наиболее интенсивные сражения за город.

Ленинградцы активно поддержали идею возведения мемориала защитникам города в период блокады и даже переводили на его строительство собственные денежные сбережения. Для этой цели в Госбанке был открыт специальный Суммы переводов были разными. К примеру, М. А. Дудин перечислил на строительство монумента свой гонорар за изданную в 1964 г. поэму "Песня Вороньей горе". Хоть на удалось собрать больше 2 млн советских рублей, его строительство долгое время откладывалось. На творческих конкурсах было представлено множество проектов монумента, но выбрать из них лучший не получалось.

Работа над возведением памятника

О необходимости создания мемориала защитникам Ленинграда вновь заговорили только в начале 70-х годов. Приближалась 30-я годовщина Великой Победы и к этой дате планировалось торжественное открытие памятника. В результате был утверждён проект, созданный скульптором М. Аникушиным и архитекторами С. Сперанским и В. Каменским. Все они принимали участие в обороне города.

Монумент героическим защитникам Ленинграда, фото которого можно увидеть в данной статье, начал строиться в 1974 г. К концу лета на площади Победы удалось подготовить огромный котлован под мемориальный комплекс и забить сваи. Но с началом осени организации стали отзывать своих рабочих, задействованных в строительстве монумента, на другие объекты. Для того чтобы не сорвать сдачу памятника в срок, к его возведению стали привлекать добровольцев. От желающих принять участие в строительстве сооружения не было отбоя. В результате монумент был сдан в срок, и 9 мая 1975 г. состоялось его тожественное открытие.

Описание основной части комплекса

Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы состоит из нескольких частей. Его вершиной является 48-метровая стела из гранита и 26 бронзовых фигур, изображающих отважных защитников Северной столицы (солдат, моряков, лётчиков, ополченцев, снайперов и т. д.). Скульптурная композиция является основной частью мемориального комплекса. Она открывается взору каждому, кто приезжает в Санкт-Петербург со стороны Пулковского шоссе. Кроме стелы и фигур монумент включает в себя подземный Памятный зал и внутреннюю площадку. Эти его части не менее интересны, чем основная.

Памятный зал-музей и нижняя площадь

Попасть в находящийся под землёй Памятный зал можно по ступеням, расположенным на территории комплекса. Здесь вниманию посетителей представлены мозаичные панно, повествующие о жизни ленинградцев в окружённом фашистами городе и о Памятный зал является музеем. Его стены освещают 900 факелов-светильников (по количеству дней блокады Северной столицы). В число экспонатов музея входит Книга памяти, в которую внесены имена горожан и солдат, отдавших свою жизнь за освобождение Ленинграда. Подземный зал был построен через 3 года после открытия стелы. Он принимает посетителей с 1978 года. Сюда приходят туристы, школьники, студенты, ветераны и все те, кто интересуется историей Санкт-Петербурга.

Позади стелы находится нижняя (внутренняя) площадка. Здесь расположена композиция из скульптур под названием "Блокада", героями которой являются женщины и советский солдат, поддерживающие погибающих от голода детей. Площадка имеет форму разорванного кольца, что символизирует освобождение Ленинграда от блокады. На ней установлены вечные огни, зажжённые в память о людях, погибших в окружённом врагами городе.

Порядок посещения

Музей-монумент героическим защитникам Ленинграда принимает посетителей ежедневно. Осмотреть надземную часть можно бесплатно. Посещение Памятного зала для большинства категорий граждан платное. Исключение составляют ветераны и инвалиды войны, дошкольники, дети-сироты, курсанты, музейные сотрудники — для них вход в музей всегда свободный. В дни государственных праздников все желающие могут посетить мемориальный комплекс бесплатно.

70 лет назад, 19 января 1943 года, в результате операции «Искра» — была прорвана блокада Ленинграда.
В современной России, как и в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге) мало кто вспоминает и задумывается о том, что пережили жители города за бесконечные 900 дней блокады.
Также, вероятно, сейчас уже мало кто знает о существовании великолепного музея , находящегося под Площадью Победы и посвящённого героическим защитникам Ленинграда.
Обходят этот подвиг советского народа, а значит и музей, нынешние буржуазные СМИ — уж больно режет глаз нынешнему строю массовый героизм и самоотверженность людей тех лет, слишком ярка и слишком резко вскрывает правду экспозиция музея.
И уж конечно же, далеко не каждый в современной России, имеет возможность посетить этот музей — капиталистический строй по настоящему освободил трудящихся от «лишних» материальных и духовных благ, лишив возможностей перемещаться по стране.

Мы постараемся хотя бы частично восполнить пробелы в нашей общей исторической памяти, проведя виртуальную экскурсию по музею.

Памятный зал (музей) находится в Ленинграде (Санкт-Петербурге) под Площадью Победы .

Попасть на неё можно, перейдя по подземному переходу. Почти обычный подземный переход современной России — грязь и мусор на полу, торговые палатки, продающие множество ярких, но бессмысленных вещей. Необычность этого перехода заключена в том, что вдоль его стен, у потолка, встроены фотографии Ленинграда военного времени. С одной стороны — жизнь мирных жителей, с другой — жизнь фронта.
Выходим из перехода на поверхность — сильный холодный ветер. В этом месте, кажется, всегда дует сильный ветер.
Спускаемся в разорванное «кольцо» монумента — символ разорванной блокады Ленинграда. Звучит негромкая, печальная и зовущая музыка. В центре «кольца» — скульптурная группа «Блокада»:

Вход и выход в памятный зал музея находятся у южного выхода из разорванного «кольца».

Спустившись в подземный памятный зал, мы попадаем в совершенно иную атмосферу. Атмосферу тишины, прерываемой радиопозывными и отсчётами метронома, атмосферу памяти, славы и Великого Подвига Ленинграда.
В экспозиции музея немного экспонатов, но каждый из них пропитан атмосферой тяжёлого времени 1941-1944 годов и благодаря атмосфере музея воспринимается очень глубоко и полно.

Вид из центра зала в направлении входа:

Вид из центра зала в направлении выхода:

«Вдоль стен бронзовый фриз с непрерывным рядом светильников, выполненных из гильз 76-миллиметровых снарядов. По периметру всех подземных помещений установлено 900 светильников - по числу блокадных дней. На стенах надписи: в вестибюлях- названия предприятий города и области, работавших для фронта, в зале- названия населенных пунктов Ленинградской области, где проходили ожесточенные бои. В зале слышны радиопозывные Москвы, сменяющиеся стуком метронома- это звуковые документы эпохи.»

Оформление музея исполнено художниками, участвовавшими в обороне Ленинграда. Отдельного упоминания заслуживают огромные мозаичные панно «Блокада» и «Салют Победы», работы выдающегося советского художника — Мыльникова Андрея Андреевича. Мыльников закончил Академию Художеств имени Репина в 1946 году, с дипломной работой «Клятва Балтийцев» . Мозачиные панно мемориала были выполнены под его руководством художниками С.Н.Репиным, И.Г.Ураловым, Н.П.Фоминым.

Первая мозаика, слева от входа в музей — «Блокада».
Разбитая на три части — три года блокады, она повествует нам о событиях, произошедших в эти нелегкие дни. На первой (левой) части бойцы-зенитчики. Во время блокады для перемещения по ночному городу требовался пропуск — его выдавали только зенитчикам и работникам социальных служб спасения. Небо над Исаакиевским собором прорезано лучами прожекторов — зенитные орудия охраняют жилые дома и памятники архитектуры от фашистских самолётов. Летом рядом с собором жители города разбивали грядки с капустой, борясь с голодом в осаждённом Ленинграде.
Вторая (средняя) часть мозаики показывает проводы уходящих на фронт солдат — многие не вернутся домой.
Третья (правая) часть посвящена жизни гражданского населения — люди с кульками вещей, стоящие на пороге разрушенного дома и Шостакович, создающий свою знаменитую Симфонию №7 — музыкальный символ блокады Ленинграда.

Мозаика хорошо передаёт общую обстановку, сложившуюся в Ленинграде после установления блокады:

В зале показывают небольшой документальный фильм, позволяющий проникнуться атмосферой блокадного времени:

Под стёклами витрин мы видим различные вещи и документы — немые свидетели эпохи:

Одно из заявлений группы добровольцев:

Тщательно умалчиваемая ныне правда в цифрах, о роли коммунистов в защите Ленинграда:

Документы коммунистов, павших в боях за Ленинград:

Сквозное, вероятно, пулевое отверстие:

Изорванный осколками и прожжённый билет комсомольца Александра Петровича, 1921 г.р.:

Билет члена ВКП(б):

Те, кто могли держать оружие и сражаться, — ушли на фронт. Женщины, старики, дети — оставались в городе. Зимой 1941-го года в городе начался голод:

А вот так они выглядят, эти 125 грамм хлеба:

Один такой кусочек — суточная норма хлеба на декабрь для иждивенцев, служащих и бойцов, не находящихся на передовой. Два — норма для рабочих, занятых на производстве. Четыре — для бойца на передовой. Рядом — гирьки для взвешивания.
Партийные и государственные работники, к слову, получали норму иждивенцев.
Пережившие блокаду вспоминают: «Люди выжили во многом благодаря труду. Пока жили заводы — жил город, жили люди. Советский человек осознавал необходимость труда на заводе, особенно в военное время… Показатели успеваемости учебы в школах в годы блокады были очень высоки, а иностранный язык, преподоваемый в школах был немецкий. Многие старшеклассники уходили на фронт партизанами.»
Сейчас нам это и представить страшно — в таких условиях выживание кажется почти невозможным.
Но советские люди не просто выжили — они трудились на заводах, снабжая фронт патронами, снарядами, танками, орудиями, самолётами:

Ходили в школу, старательно выполняли домашние задания и классную работу:

Занимались живописью:

И многим другим…

В подавляющем большинстве советские люди не утратили своего достоинства, умения трудиться, творчески мыслить, учиться и развиваться. Не сдались, не превратились в безумное забитое стадо, готовое грызть друг другу глотки ради крошки хлеба. Они верили, что победят, и все свои силы в течение 900 дней и ночей отдавали для этой победы.
И они победили!

Рельефная схема операции «Искра» — прорыв блокады:

Победа давалась не легко…

Книга памяти, увековечившая на своих тяжёлых металлических страницах имена воинских частей, принимавшие участие в битве за Ленинград:

Знамёна некоторых воинских формирований:

И вот, победа!
О ней нам рассказывает панно «Победа», на котором умелое сочетание красного, белого и черного цветов дает ощущение того самого «праздника со слезами на глазах». На этой мозаике, в отличие от первой, нет разделения на части — она воспринимается одим днем — радостным и одновременно горьким салютом Победы.

И снова на поверхность, к холодному ветру и снегу. В подземный переход. После посещения музея, в переходе с ненормальной яркостью бросаются в глаза обшарпанность, грязь и торговые палатки с бесполезным хламом — символы нашей эпохи.
И в голове возникают вопросы: неужели те, о ком хранят память монумент и музей, сражались и гибли ЗА ЭТО? Ради того, чтобы мы могли разменять их Подвиг на дешёвый блеск витрин и возможность не замечать грязь под ногами?
Надеемся, что не ради этого. Надеемся, что мы сможем оправдать ту цену, которую наши предки заплатили за нашу возможность жить.

В музее имеется множество экспонатов, не представленных в этой статье. Ни одна статья не способна передать атмосферу, которую удалось создать и сохранить музею.
Потому, порекомендуем всем имеющим возможность — лично посетить музей. К счастью, пока что это недорого — 100р взрослым; школьникам — 60р; студентам и вовсе бесплатно.

PS Напомним, что со вступлением в полную силу ФЗ-83 ценовая политика музеев может измениться.
PPS Работницы музея по-советски добры и принципиально не спрашивают документы, подтверждающие статус школьника или студента.




Top