Морфема это в русском языке определение. Морфемика и словообразование

Изучение русского языка в школе или институте всегда сопряжено с множеством сложностей. Приходится вникать в огромное количество терминологии, осваивать разнообразные анализы и разборы.

Всё, что говорят или пишут люди, можно определить как некие элементы. Например, существуют тексты, абзацы, предложения, слова и прочее. Морфема же является наименьшей подобной единицей, которая, однако, имеет некий смысл . Меньше морфемы может быть только фонема, но когда она существует сама по себе, в ней вряд ли можно выделить какой-то смысл.

Понятие «морфема» было впервые введено Иваном Александровичем Бодуэн де Куртенэ, лингвистом, в какой-то степени принадлежавшим и России, и Польше. Свою же часто используемую трактовку слово получило гораздо позже. Её создал Леонард Блумфилд, лингвист из Соединенных Штатов Америки.

Морфемой называют некое абстрактное её проявление. Когда же она находится в конкретном тексте, то её называют морфой или морфом. Нередко происходят ситуации, когда одна и та же морфема несколько изменяется из-за своего окружения, в частности, с фонетической точки зрения. Это называют алломорфами.

Легче всего понять, чем является алломорф, на классическом примере с глаголом бегать. «Я бегу, ты бежишь, он не бежит». В этом предложении морфема «бег» выглядит по-разному. В частности, она имеет два алломорфа – бег и беж.

Тем не менее, в речи (и даже научной литературе) люди нередко используют слова морфема вместо морфа.

Виды морфем

Для того, чтобы понимать, что значит морфема слова, нужно рассмотреть основные существующие виды этой языковой единицы.

В первую очередь, находя морфемы, люди обращают внимание на корень. Это самая главная часть слова, которая, как правило, содержит в себе весь его смысл. Без корня не может быть и самого слова – это обязательная часть . Иногда слова имеют всего одну морфему – сам корень. Однако, в большинстве случаев, присутствуют и другие.

Ими являются аффиксы. В школьные годы вряд ли удастся услышать именно это понятие, особенно учитывая, что, чаще всего, оно применяется в других языках. Аффиксы – это любая часть слова, присоединяемая к корню. С её помощью образуют новые понятия. Главное отличие этой морфемы в том, что она не может существовать сама по себе. Хотя он и имеет некоторое значение, лишь присоединяясь к корню, аффикс обретает свой смысл.

У этой морфемы можно выделить достаточно обширную собственную классификацию. Например, она подразделяется на префикс-корни, или корни-суффиксы, однако, как правило, всё это используется в английском языке.

Среди аффиксов рассматривают, в основном, приставки, суффиксы и окончания. Интересно, что окончания называются флексиями, однако это название не стало традиционным.


Приставки, суффиксы и окончания

В зависимости от того, где находится тот или иной аффикс, его называют префиксом или постфиксом. Нетрудно догадаться о значении этих терминов. Префиксы находятся до главной части слова, то есть корня, а постфиксы ставятся после него.

До корня могут находиться приставки. Они дополняют или несколько изменяют смысл слова. Очень часто приставки происходят от предлогов, а потому дают корню то значение, которое содержал исходный предлог. Всего в русском языке существует примерно 70 приставок. Интересно, что префиксы есть не во всем языках. Например, грамматика тюркского языка основана на постфиксах.

Суффиксы – это морфема, располагающаяся после корня. Его определяют как постфикс, который не является окончанием. В языках, сходных с индоевропейским, лингвистика нередко концентрируется на ключевых отличиях суффикса и флексии. В русском же языке эта морфема очень часто используется для того, чтобы изменить часть речи какого-то слова.

В самом же конце практически любого термина находятся окончания. С их помощью можно узнать о связи слова с каким-то иным членом предложения, а также уточнить его значение.

Существует также несколько достаточно узкоспециализированных морфем, вроде интерфиксов и инфиксов. Они считаются служебными, не имеют какого-то собственного смысла, и очень часто добавляются в середину слова, прямо в корень.


Морфемика (от греч. morph - ‘форма`) - это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема - это минимальная значимая часть слова. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные), постфиксы, окончания.

В этом определении одинаково важны оба определения - минимальная и значимая; морфема - наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Минимальной единицей звукового потока является звук. Находящиеся в сильной позиции звуки могут различать слова: пруда и прута. Но звуки не обозначают ни понятий, ни предметов, ни их признаков, то есть не имеют значения.

В курсе лексикологии изучаются слова - грамматически оформленные значимые единицы, служащие для называния объектов действительности.Словосочетания, как и слова, служат для называния объектов действительности, то делают это более точно, расчлененно (ср.: стол и письменный стол).

Еще одной значимой единицей является предложение. Его отличие от морфем и слов состоит, во-первых, в том, что это более крупная единица, состоящая из слов, а во-вторых, в том, что предложение, обладая целевой и интонационной оформленностью, служит единицей общения, коммуникации.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов - тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений - тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема - минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

В русском языке буквенный и звуковой состав морфем не является неизменным: в морфемах широко представлены нефонетические (т. е. не вызванные фонетическими условиями - позицией по отношению к ударению, концу фонетического слова и к другим звукам) чередования гласных и согласных. Эти чередования не случайны, они объясняются историческими процессами, происходившими в языке в давние времена, поэтому чередования носят системный характер.

Морфемика. Определение морфемы. Типы морфем.

I. Словообразование – относительно новый самостоятельный раздел науки о языке.

Сведения по словообразованию появляются давно, но до XIX века оно не имело собственного объекта и сливалось либо с морфологией, либо с этимологией.

Как особый раздел языкознания стал складываться в 40–50-е годы ХХ века.

В 60–80-е годы наука о СО, выделившись из морфологии и лексикологии, стала самостоятельной лингвистической дисциплиной, имеющей свой объект исследования, свою методику анализа и систему понятий.

Термин «словообразование» в лингвистике используется в двух значениях: с одной стороны – это сам процесс образования новых слов и форм слов, с другой – раздел науки о языке, в котором изучается словообразовательная система русского языка.

Под словообразовательной системой понимаются элементы, из которых состоят слова (корни, приставки, суффиксы, окончания), их роль в словопроизводстве, сама структура слов, употребляемых в языке, а также законы, по которым одни слова мотивируются другими, способы образования слов и словообразовательные типы, которые активно участвуют в образовании новых слов.

Подобно лексикологии и фонетике объектом словообразования является слово. Вспомним, что в лексикологии слово рассматривается прежде всего со стороны его предметного содержания, а в фонетике – со стороны его звучания.

Словообразование же изучает слова, между которыми существует двойная связь – общность предметного содержания и фонетического оформления. Причём СО интересуют такие части слов, которые, являясь формально близкими, обладают одновременно и содержательной общностью.

Таким образом, основная единица СО меньше, чем слово, она представляет собой лишь часть слова, однако крупнее, чем звук. В отличие от звука основная единица СО обладает значением и не может быть разделена на более мелкие значимые единицы. Слово же, в отличие от составляющих его значимых единиц, обычно морфологически охарактеризовано и способно к самостоятельному употреблению.

Следовательно, СО тесно связано и с лексикологией, и с фонетикой, и с морфологией.

Выделяя в различных словах повторяющиеся (по форме и значению) части, СО отвечает на вопрос о том, как устроены слова в русском языке, из каких более мелких значимых частей они состоят.

Однако СО позволяет не только выделять более мелкие части из целого, оно устанавливает и те правила, по которым одно слово образовано от другого. А установив такие правила, позволяет не только определить, как устроены слова, но и показывает, каким образом можно образовать новые слова.

Следовательно, СО как особый раздел науки о языке включает две основные части – морфемику (учение о значимых частях слова – морфемах (гр. мorphe – форма), т. е. учение о строении, структуре слова) и собственно СО, изучающее словообразовательную роль морфем, способы образования слов, закономерности современного словообразования.

II. Изучение словообразовательной системы современного русского языка предполагает знание русской морфемики – учения о морфемах (минимальных, далее неделимых, значимых частях слова: корня, приставки, суффикса, окончания).

Все слова русского языка состоят из морфем: одни слова (метро, кафе, сегодня) состоят из одной корневой морфемы; другие из двух, трёх, четырёх морфем (рук-а, письм-о, красив-ее – из двух, на-пис-а-ть, про-беж-к-а – из четырёх) и т. д.

Каждая минимальная значимая часть слова имеет определённое значение. Например, слово перечитывать содержит четыре морфемы: корень -чит- несёт основное лексическое значение – обозначает определённое действие; приставка пере- обозначает повторность действия «ещё раз» (ср.: пере-писывать, пере-делать и т. п.); суффикс –ыва- имеет значение несов. вида (ср.: передел-ыва-ть, разбрас-ыва-ть и т. п.); -ть – показатель формы инфинитива.

Морфема реализует своё значение лишь в составе конкретного слова; вне слова бывает трудно определить не только значение морфемы, но даже её принадлежность к корням или аффиксам (ср.: истец, лучистый, таксист; иной, тополиный, льдина и т. п.).

Подобно другим единицам языка, морфема – это обобщённая единица, которая в конкретных словах представлена своими разновидностями – морфами. Морф так же соотносится с морфемой, как звук – с фонемой, словоформа – со словом. Например, в словах носить и ношу представлены два морфа одной и той же корневой морфемы нос-; в словах бросок, броска, бросочек – три морфа одной и той суффиксальной морфемы -ок.

При классификации морфем учитываются такие признаки, как позиция морфемы в слове, функция и значение морфемы, особенности её сочетаемости с другими видами морфем, характер формального выражения.

III. По позиции в слове противопоставляются два основных типа морфем: корневые, или знаменательные, и аффиксальные (от лат. аffixus – прикрепленный), или служебные. К корневым морфемам относятся корни слов, к аффиксальным – приставки, суффиксы и окончания. Аффиксы группируются в слове вокруг корня, образуя периферийные элементы слова.

Следовательно, аффикс – общий термин для всех морфем, присоединяемых к корню.

На следующем уровне классификации различаются конкретные типы корней и аффиксов.

Семантическим (смысловым) и структурным ядром слова является корень.

Корень – центральный и обязательный элемент морфемной структуры слова; нет ни одного слова без корня.

В корне заключено основное значение слова, а аффиксы (суффиксы и приставки) лишь конкретизируют его значение. Так, в однокоренных (родственных) словах вода, водичка, водный, подводный, подводник, водяной, водянистый основное значение заключено в корне -вод-, а суффиксы -ичк-, -н-, -ник-, -ян-, -ист- и приставка под- лишь конкретизируют значение корня: суффикс –ичк- вносит в слово уменьшительно-ласкательное значение; -н- в словах водный, подводный указывает на отношение к месту (на воде или под водой); суффикс -ник вместе с приставкой под- в слове подводник обозначает профессию и т. п.

Но не всегда найти корень в слове бывает легко, так как он может видоизменяться. Связано это с тем, что в корнях происходят различные чередования. (Основные чередования гласных и согласных в корнях слов нужно знать и учитывать их при нахождении корня.) Например: Слова водить, вожу, вождение, водитель однокоренные, но корень в них имеет различный вид –вод-, -вож-, вожд-; в однокоренных словах растение, росли, поросль, выращенный корни раст-, рос-, росл-, ращ-; в словах жгу, жжёный, жёг корни жг-, жж-, жёг.



В современном русском языке выделяются свободные и связанные корни.

Свободные корни могут употребляться в сочетании со словообразовательными аффиксами (удочери-ть, перепева-ть, синеват-ый) и без них (дочь-, пе-ть, син-ий).

Связанные корниупотребляются только в сочетании со словообразовательными аффиксами (прибавить, убавить; палец, беспалый; улица, переулок и т. п.).

В зависимости от того, какую функцию в слове выполняют служебные морфемы, различают:

1. Словообразующие аффиксы, образующие новые слова: город – город+ск(ой), при+город.

Эти аффиксы имеют определённое словообразовательное значение. Так, суффикс -ск- в прилагательном городской обозначает «относящийся к тому или свойственному тому, что названо производящим словом». Приставка при- в существительном пригород означает «близость к городу».

2. Формообразующие аффиксы, образующие различные грамматические формы одного и того же слова. Так, формы настоящего времени глагола образуются при помощи личных окончаний: бежать – бег-у, беж-ишь, беж-ит, беж-им, беж-ите, бег-ут.

С точки зрения позиции в слове, местоположения по отношению к корню аффиксы делятся на:

а) префиксы (от лат. praefixus – прикрепленный впереди), или приставки, – служебные морфемы, стоящие перед корнем (при-бегать) или другим префиксом (при-за-думаться) и служащие для образования новых слов или новых форм слова. Например, в словах бесшумный, передвижение, задвинуть, неловкий – приставки словообразовательные. Все эти слова образованы путём присоединения приставки к целому слову. При этом значение слова меняется, а грамматическая форма слова остаётся прежней. Иногда присоединение префикса к слову меняет не только его значение, но и грамматическую форму слова. Такие приставки выполняют одновременно две роли: словообразовательную и формообразующую. Так, парные глаголы рубить – вырубить, играть – подыграть, рисовать – срисовать, писать – списать различаются не только по смыслу, но и по форме (с присоединением приставки образовалось новое слово и изменился вид глагола: несовершенный стал совершенным).

б) Суффиксы (от лат. suffixus – прикреплённый) – служебные морфемы, находящиеся после корня (изда-тель) или другим суффиксом (изда-тель-ниц-а) и выражающие словообразовательные или грамматические значения. Например: Сравним слова учить – учил – учитель. От основы инфинитива учи- при помощи суффикса -л образована новая форма глагола – форма прошедшего времени. Значит, суффикс -л –формообразующий. От той же основы при помощи суффикса -тель образовано новое слово с новым значением. Следовательно, суффикс -тель – словообразующий.

в) Окончания, или флексии (от лат. flexio – сгибание, переход), – это служебные морфемы, находящиеся после корня (ид-у) или суффикса (толкн-у), выражающие различные грамматические значения и служащие для связи слов в словосочетании и предложении (нов-ая книг-а, нов-ой книг-и, нов-ые книг-и, нов-ым книг-ам и т. п.).

Чтобы найти окончание, нужно изменить слово: просклонять или проспрягать. Та часть слова, которая будет изменяться, и будет его окончанием.

г) Постфиксы (от лат. post – после + fixus – прикреплённый) – служебные морфемы, которые выражают словообразовательное или грамматическое значение и располагаются, как правило, после окончания (учимся, какому-то и т. п.).

Постфиксальные морфемы выделены в особый вид аффиксов недавно. В современном языкознании по сложившейся традиции нередко называют их суффиксами. В русском языке выделяются такие постфиксы, как 1) глагольный возвратный постфикс -ся (-сь), выполняющий двоякую функцию: словообразовательную и формообразующую (мыть – мыться, увидеть – увидеться на первый план выступает формообразующая роль постфикса -ся – образование возвратной формы глагола; в словах рисовать – рисоваться, добить – добиться, давить – давиться при помощи постфикса -ся образованы новые слова и т. п.); 2) глагольный постфикс -те, образующий форму множественного числа повелительного наклонения (идите, читайте и т. п.); 3) постфиксы -то, -либо, -нибудь (кто-то, чей-нибудь, где-либо и т. п.); 4) постфиксы -таки, -ка, употребляющиеся в разговорной речи (опять-таки, дайте-ка и т. п.).

д) Интерфиксы (от лат. inter – между + fixus – прикреплённый) – структурные элементы, не выражающие в словах никакого значения, выполняющие соединительную и строевую функции и располагающиеся между двумя корнями (лесопарк, любвеобильный, пятилетний, двухэтажный и т. п.) или на границе корня и суффикса (петь – певец, шоссе – шоссейный; Ялта – ялтинский и т. п.).

Таким образом, в русском языке префиксы и интерфиксы никогда не бывают самостоятельными средствами словоизменения, окончания же всегда выполняют словоизменительную функцию. Суффиксы и постфиксы могут использоваться как в словоизменении, так и в словообразовании.

По характеру формального выражения принципиально противопоставлены: а) аффиксальные морфемы, материально выраженные той или иной последовательностью звуков или одним звуком (высок-ий, сестр-а, читал-а); б) нулевые аффиксы, материально не выраженные, т. е. те или иные грамматические и словообразовательные значения выражаются отсутствием в составе слова каких-либо звуков, звукосочетаний (высок-, сестёр-, читал-, пят-Ø-ый, прыгØ, нёсØ и т. п.). Нулевыми могут быть окончания и суффиксы.

Нулевой суффикс или окончание выделяется в словах, где есть такой компонент значения, который не имеет формального выражения, но в других словах с таким же компонентом значения он может выражаться с помощью суффикса или окончания.

В соответствии с особенностями сочетаемости различаются аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные и непродуктивные.

Регулярность аффиксов связана с их повторяемостью, воспроизводимостью в ряде слов или словоформ; таковы, например, аффиксы -ость (скорость, ёмкость), -к- (пианистка, акробатка), -тель (писатель, учитель), при- (прилечь, прибавить), -в (написав, увидев) и др.

Нерегулярные аффиксы встречаются только в отдельных словах; такие аффиксы часто называют унификсами (му- в мусор: ср. сор; -адj- в попадья: ср. поп; су- в сумрак: ср. мрак; унок- в рисунок и др.).

Продуктивными называются те аффиксы, которые образуют новые слова и грамматические формы: диетик, лазерный, агитировать и т. п.

Непродуктивные аффиксы в современном русском языке не образуют новых слов. Так, при помощи суффикса -ей- в настоящее время не создаются новые существительные с обозначением лица типа грамотей, богатей. Непродуктивными являются некоторые окончания (дв+ух, тр+ёх, да+м, да+шь и т. п.), единичные приставки, суффиксы, выделяемые только в одном слове (ра+дуга, рис+унок, люб+овь, черни+л(а), бели+л(а) и т. п.).

Понятие продуктивности/непродуктивности и регулярности /нерегулярности не совпадают. Но, как правило, все нерегулярные словообразовательные аффиксы являются непродуктивными. Регулярные аффиксы могут быть продуктивными и непродуктивными. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся в ряде слов (белизна, новизна и т. п.) в современном русском языке является непродуктивным, так как он не используется при образовании новых слов, а выделяется лишь в существующих словах. К регулярным, но непродуктивным аффиксам относятся также суффикс -ат в значении «лицо» в словах адресат, азиат, стипендиат или –ущ-, -ащ- в отглагольных прилагательных типа завидущий, загребущий, завалящий, работящий.

К числу аффиксов регулярных и одновременно продуктивных относятся, например, суффикс прилагательных -н- и глагольный префикс пере-, используемый при образовании огромного количества слов, включая и неологизмы: лифтный, подвозочный; перевербовать, перезаказать, перекантоваться и т. п.

Вопросы:

1. Что означает термин «словообразование»?

2. Что изучает морфемика?

3. Что такое морфема?

4. Какие типы морфем выделяются в современном русском языке?

5. Что называется корнем слова? Чем отличаются свободные корни от связанных?

6. Какие функции выполняют аффиксы?

7. Что такое приставка?

8. Что называется суффиксом?

9. Что такое постфикс?

10. Чем отличаются нулевые морфемы от материально выраженных?

11. Что такое интерфикс? Где они встречаются?

12. Какие аффиксы называются продуктивными и какие – непродуктивными?

13. Какие аффиксы относятся к регулярным, а какие – к нерегулярным?

Опорные слова и словосочетания: словообразование; морфемика; морфема; типы морфем: корневые и служебные, или аффиксальные; свободные и связанные корни; морфемы префиксальные, суффиксальные, постфиксальные; интерфикс; нулевые морфемы; аффиксы продуктивные и непродуктивные, регулярные и нерегулярные.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. М., 2003.

2. Русская грамматика. М., 1991 т I, II.

3. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2002.

4. Лекант П. А. Современный русский язык. М., 2003.

5. Современный русский язык в 3-х частях. Под редакцией Н.М. Шанского. М.,1981, 1988. Ч. 2.

Морфемика (студ.)

Морфемика

    Морфемика как раздел языкознания

    Морфема и морф. Разновидности морфов

    Типы морфем. Корень и аффиксы

    Функциональные типы аффиксов

    Позиционные типы аффиксов

Литература

___________________________________________________

    Морфемика как раздел языкознания

Морфемика –

1) морфемный строй языка, совокупность вычленяемых в словах морфем и их типы;

2) раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, морфемную структуру слов [ЛЭС, с. 313].

Морфемика занимает промежуточное положение междусловообразованием ,морфологией иморфонологией , так какморфемы выполняют различные функции и изучаются с разных точек зрения .

Напр., глагол по -друж-и-ть-ся состоит из 5 морфем, каждая из которых имеет свое значение:

    приставки (префикса) по- ‘начало действия’,

    корня друж- ,

    двух суффиксов: -и- (тематический гласный, оформляющий глагольную основу) и

- ть- (суффикс инфинитива),

    постфикса -ся ‘взаимное действие’.

Это область морфемики .

    Словообразование занимается изучением морфем, которые используются при образовании новых слов, а также способов образования новых слов.

Глагол по -друж-и-ть-ся образован от глаголадружить одновременным присоединением

    приставки по- ‘начало действия’

    и постфикса -ся ‘взаимное действие’.

    В морфологии морфемы описываются с точки зрения выражения ими собственно грамматических значений (ГЗ падежа, рода, времени, лица и др.):

Глагол подружиться изменяется, выражая различные ГЗ:

    подруж - у -сь, подруж- ишь -ся… (лицо и число)

    подружи- л -ся, подружи- л - а -сь… (время, число и род)

    Морфонология изучает фонемный состав морфем, формальные закономерности сочетаемости морфов.

Корень друг- существует в разных вариантах, зависящих от его окружения:

    дру г -а – дру г’ е – дру з j - a – дру ж -ить ,

    ср. также: лю б -овь – лю б’- ить – лю бл’

Таким образом, у морфемики, словообразования, морфонологии и морфологии частично совпадает объект изучения – морфемы (частично, потому что словообразование и морфемика занимаются не только морфемами). Но так как изучаются морфемы под разными углами зрения, у названных дисциплин разныепредметы .

К задачам морфемики относятся:

    рассмотрение принципов выделения морфем,

    выделение критериев отождествления и разграничения морфов,

    классификация морфем.

    Морфема и морф

Морфема (греч.morphē ‘форма’)– минимальная значимая часть слова.

Это часть слова, состоящая из одной или нескольких фонем, и соотносящаяся с компонентами значения слова (семами).

Морфема – минимальная двусторонняя (знаковая) единица языка.

От фонемы морфема отличается наличием значения . Фонемы образуют план выражения морфем:

    мыш-онк-у

План выражения морфемы -онк – последовательность фонем <о>, <н> и <к>, план содержания – сема ‘детеныш’.

План выражения морфемы -у – фонема <у>, а план содержания – значения ед.ч., В.п., ж.р.

В отличие от слова , морфемасемантически несамостоятельна , она всегда выражаетчасть общего значения слова. Ср.:

    нос, стол, лез ;

    нос-ø, стол-ø, лез-ø.

Исключение составляют одноморфемные слова:

    вдруг, пальто.

Вычленение морфем основывается на параллелизме между частичнымиразличиями в материальной стороне слов и их форм и частичнымиразличиями в их значениях (лексических и грамматических):

    ламп-а ламп-ы ламп-у ламп-ø …

    голов-а голов-ы голов-у голов-ø…

    книг-а книг-и книг-у книг-ø…

Ср. также голов-а – голов- к с соответствующим изменением лексического значения [Маслов, с. 132].

Для обозначения минимальных значимых частей в морфемике, помимо термина морфема , используется терминморф .

Разграничение этих терминов (и понятий) связано с разделением языка иречи .

    Морф – это минимальная значимая часть, выделяемая в составе словоформы (конкретной грамматической формы слова). Это конкретная линейная (синтагматическая),речевая единица.

    Морфема – это абстрактная нелинейная (парадигматическая),языковая единица, представляющая собой совокупность семантически тождественных морфов.

    корень: ру к -а – ру к -и – ру ч -ной ;

рук-, рук’- и руч- – три морфа одной корневой морфемы;

    суффикс: дуб- ок – дуб- к -а– дуб- к ;

- ок - , - к - и - к’ - – три морфа одной морфемы.

В одну морфему объединяются морфы, которые

    имеют тождественное значение,

    обладают формальной, т.е. фонематической близостью .

Морфы одной морфемы делятся на два типа (по отношению к свободному варьированию):

    алломорфы ,

    варианты .

    Алломорфы – это тождественные по значению и формально близкие морфы, которые не могут заменять друг друга (т.е. находятся в отношенияхдополнительной дистрибуции) :

    корень: у-бр-а-ть у и р-а-ть – у-б е р-у – у-б о р-к-а; бе г -у – бе ж -ишь; слу х – слу ш -а-ть; с-бр о с-и-ть – с-бр а с-ыва-ть;

    приставка: о -кружить – об -вести – обо -йти; с -бросить – со -гнать;

    суффикс: кус- ок – кус- оч - ек – кус- к -а – кус- к’ -и;

    окончание: кресл- ом – пол- ем ;

    англ. bat - s ‘летучие мыши’ –box - es ‘коробки’.

    Варианты – морфы, которые могут заменять друг друга, т.е. находятся в отношенияхсвободного варьирования . Напр.:

    окончание Т.п. ед. ч. ж.р.: стен- ой – стен- ою ;- рук- ой – рук- ою ;

    окончание Т. п. мн. ч. у некоторых лексем: двер- ями – дверь- ми .

    Типы морфем. Корень и аффиксы

В структуре слова среди морфем выделяются:

    корень и

    аффиксы (лат.affīxus ‘прикрепленный’).

Деление морфем на корни и аффиксы опирается на

    функцию в составе словоформы и

    тип выражаемого значения .

    Корень – центральный и обязательный элемент в структуре слова.

Не существует знаменательных слов без корня .

Есть лишь единичные примеры исчезновения корня в результате исторических фонетических изменений. Напр., вы-ну-ть появилось по аналогии с глаголами на -нуть на базе вы-нять , префиксального производного от яти [ШЭС, с. 51].

Корень выражает основную идею лексического значения слова. По А. А. Реформатскому,это вещественное значение, которое, в отличие от лексического значения, выражаемого основой, абстрагировано от части речи:

    бег бег -ать;

    черн -ый – черн -ота – черн -ить…

Корень может существовать в языке самостоятельно :

    вдруг, завтра, теперь.

Корневые морфемы могут быть как свободными, так и связанными.

Свободные корни могут употребляться без словообразовательных аффиксов:

    дом-ø, ног-а.

Связанные корни в современном языке существуютлишь в сочетании со словообразовательными аффиксами:

    до бав ка, при бав ка,

    об у ть, раз у ть .

    Аффиксы же не используются в языке без корней. В отличие от корня, аффиксыне обязательны в словоформе. Они сопровождают корень и называютсяслужебными морфемами.

В некоторых языках мира, кроме корней и аффиксов, существуют аффиксоиды – морфемы, занимающие промежуточное положение между корнями и аффиксами:

    префиксоиды: полу- полукруг, полубог…

авиа- – авиаалинии, авиаперевозки…

само- – самооанализ…

    суффиксоиды: -вед – языковед, славяновед, краевед…

-фил – славяновил …

-видн- – стекловидный, змеевидный …

[Алефиренко, с. 275; Вендина, с. 205; Гируцкий, с. 98].

Среди аффиксов выделяются нулевые – это аффиксы с нулевым экспонентом, отсутствие аффикса в одной форме парадигмы (системе форм слова) при наличии аффиксов в других формах той же парадигмы:

    дом- Ø – нулевая флексия является показателем И.п.,ед.ч., т.к.противопоставлена флексиям с другими грамматическими значениями:дом- а , дом- у , дом- ов ,

    рук- Ø – нулевая флексия выражает Р.п., мн.ч.,

    красив- Ø – ед.ч. м.р.: красив- а , красив- о , красив- ы .

Падеж флексии кратких прилагательных не выражают, т.к. эти формы не склоняются.

    Функциональные типы аффиксов

С точки зрения выполняемых функций аффиксы делятся на

    словообразовательные ,

    словоизменительные (формообразовательные ).

    Словообразовательные (деривационные – от лат.deriv ā tio ‘отведение’) аффиксы служат для образования производных слов. Они уточняют, изменяют идею, выраженную корнем, в результате чегоменяется лексическое значение слова:

    дом – дом- ик не любой дом, а именно маленький; ср. также дом- ов -ой ;

    слон – слон- ёнок ;

    бег-: про -бег, за -бег, на -бег.

Словообразовательные аффиксы выражают словообразовательные (деривационные, лексико-грамматические) значения.

    Словоизменительные (реляционные – от лат.rel ā tio ‘отношение’) аффиксы (≈формообразовательные ) служат для образования форм одного слова, выражают грамматические значения при неизменном лексическом значении:

    бег-а- ть – бег-а- л .

    бег-: бег- у , беж- ишь

ЛЗ глагола не меняется : глагол обозначает один и тот же процесс.

Реляционными словоизменительные аффиксы называются потому, что они выражают отношение данной словоформы к другим словоформам в предложении, напр.:

    построил домик- Ø ,

    вышел из домик- а .

Термин формообразовательные используется по отношению к аффиксам, которые образуют формы слова, не связанные с выражением синтаксических, т.е. реляционных отношений: формы инфинитива, прошедшего времени, причастия, деепричастия и т.п.:

    чита- ть – чита- я – чита- л- а – чита -ющ -ий – чита- вш -ий.

Формообразовательные суффиксы -л-, -ущ- и -вш- образуют формы глагола, но прямо с выражением синтаксически отношений не связаны. Реляционные же аффиксы (окончания) -а- и -ий- в последних трех формах выражают связь данной формы глагола с другими формами в предложении, ср.:

    девочка читал- а – мальчик читал- Ø – они читал- и ;

    читающ- ий мальчик- Ø ­– читающ- его мальчик- а ­ – читающ- ему мальчик- у

    Позиционные типы аффиксов

По положению относительно корня аффиксы делятся на

    стоящие перед корнем– префиксы (приставки),

    стоящие после корня:

    постфиксы ,

    суффиксы ,

    окончания (флексии ),

    вставляемые внутрь корня:

    инфиксы ,

    трансфиксы ,

    вставляемые между корнями –интерфиксы ,

    окружающие корень –циркумфиксы (конфиксы ).

┌─────────────┬──────────────┼────────────┬─────────────┐

перед корнем внутри корня между корнями после корня вокруг корня

┌─────┴────┐ │ │

префиксы инфиксы трансфиксы интерфиксы постфиксы циркумфиксы

(приставки) (конфиксы)

┌────────┬────────┐

суффиксы флексии собственно

постфиксы

1. Префиксы (от лат. praefīxum ‘прикрепленное перед’) = приставки – это служебные морфемы, стоящие перед корнем :

    пере-рыв, под-писать, не-глубокий.

    in-active, re-fresh.

В индоевропейских языках префиксы в основном используются при словообразовании , а приформообразовании очень редко .

Напр., в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола:

    делать – с -делать, писать – на -писать, читать – про -читать 1 .

Однако чаще приставка меняет не только видовое значение, но илексическое :

В других языках префиксация как способ выражения грамматических значений используется более часто. Так, в арабском и грузинском языках при помощи префиксов оформляетсяспряжение [Кодухов, с. 239].

Широко используется префиксация для выражения грамматических значений в языкахбáнту (Восточная Африка). Напр., в языкесуахили :

    wa-ta-si-po-ku-ja [ватасипокýджа] ‘если они не придут’, где wa- означает 3-е л. мн. ч., ta- будущее время, si- отрицание, po- условность, ku- –глагольный префикс, расширитель односложного корня, ja – корень со значением ‘приходить’ [Реформатский, с. 264].

Есть языки, которые не используют префиксов, например тюркские и финно-угорские .

2. Постфиксы (лат. postfīxum ‘прикрепленное после’) – служебные морфемы, расположенные после корня .

Этот термин используется в двух значениях :

    он обозначает все служебные морфемы, стоящие после корня, т.е. и суффиксы, и флексии;

    собственно постфиксы – служебные морфемы, стоящие после флексии , напр., рус. -ся, -то, -либо .

Флексии в большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают позицию в самом конце простой словоформы. Однако деление постфиксов на суффиксы и флексии основано не на их расположении: есть случаи, когда суффикс находится после флексии:

    нем.: Kind ‘дитя’, Kind- er ‘дети’, Kind-er- chen ‘детки’.

Суффиксы и флексии различаются по типу грамматического значения .

2.1. Суффиксы (от лат. suffхus ‘подставленный’) – это постфиксы, выражающие в первую очередь словообразовательные (лексико-грамматические ) значения:

    рук-а – руч- к -а – руч- онк -а – руч- ищ -а – руч- н -ой;

    конь – кон- ёк – кон- ин -а – кон- юх – кон- н -ый – кон- ск -ий.

Кроме того, суффиксы выражают формообразовательные (т.е. чисто грамматические ) значения. Они образуют регулярные формы, которые могут иметь дальнейшее изменение:

    рассказ-а- ть – рассказ-а- л -ø, рассказа- л -а, рассказа- л ;

    рассказ-а- вш -ий (-ая, -ие; -его, -ему…), рассказ-а- нн -ый (-ая, -ые; -ого…) ;

    рассказ-а- в ;

    красив-ый – красив- ее .

_____________________________________

1 Русские глаголы в видовой паре большинством исследователей считаются самостоятельными лексемами, а не формами одного слова. Однако во многих случаях различие между ними чисто видовое и не затрагивает лексическое значение.

2.2. Флексии (от лат. flexio ‘сгибание, переход’) = окончания – постфиксы со словоизменительным , реляционным значением , т.е. выражающие синтаксические отношения слова к другим словам в предложении.

    красив- ый – красив- ая – красив- ые ; красив- ого – красив- ому – красив- ым ;

    расскаж- у – расскаж- ешь – расскаж- ет – расскаж- ем

Постфикс является флексией, если он

    имеет хотя бы одно реляционное значение,

    входит в словоизменительную парадигму [ЛЭС, с. 60].

Уже говорилось, что суффиксы могут иметь не толькословообразовательное (лексико-грамматическое), но исловоизменительное значение.

В свою очередь, парадигма флексий может выполнятьсловообразовательную функцию. Напр.:

    ворон- ø ворóн- а –сущ. ворон имеет систему окончаний м. р.; существительное ворона отличается от него только системой окончаний ж. р.; при этом ЛЗ этих слов отличаются компонентами « мужской пол – женский пол»; ср.кум- ø – кум- а ;

    бел-ый – бел-и-ть: бел- ый – бел- ая – бел- ое ; глагол белить отличается от прилагательного парадигмой склоения: бел- ю – бел- ишь – бел- ит …;

    добрый – добро: добр- ый – добр- ого – добр- ому …↔ добр- о – добр- а – добр- у .

В диахронном аспекте между суффиксами и флексиями нет жесткой границы. Наречияутром, вечером, летом образовались путем адвербиализации (перехода в наречие) падежной формы, так что-ом из флексии превратилось в суффикс.

Любопытный факт по поводу соотношения префиксов и постфиксов:

    среди языков мира намного больше языков с постфиксами , но без префиксов ,

    чем языков, имеющих как постфиксы, так и префиксы ;

    языков же, в которых имелись бы префиксы , но отсутствовали постфиксы , почти не засвидетельствовано; возможными претендентами являются некоторые австроазиатские языки (из групп кхами, мон-кхмерской, палаунг-ва), но в них и префиксация слабо развита [Плунгян, с. 89]. Наглядно это можно представить так:

3. Инфиксы (лат.infixum ‘вставленное внутрь’)– это аффиксы, вставленныевнутрь корня или основы.

Наиболее ярко представлены инфиксы в индонезийских языках, напр., втагáльском :

    sulat ‘письмо’ – s- um -ulat ‘писáть’,

    pasok ‘вход’ – p- um -asok ‘входить’,

    sulat ‘письмо’ – s- in -ulat ‘написан’,

    pataj ‘мертвец’ – p- in -ataj ‘убит’.

В индоевропейских языках встречаются единичные примеры инфиксов.

В латинском:

    vi - n - c - o ‘побеждаю’,fi - n - d - o ‘колю’ иru- m - p - o ‘я ломаю’ образованы при помощи инфиксов- n - и- m - (ср. формы прошедшего времениvīc-ī ‘я победил’,fīd-ī ‘я колол’ иrūp-ī ‘я сломал’).

    старосл .:с ¤ д- (ср. рус.сяду , носел ):* sed-ti – se- n -dõ ;

л ¤ г- (ср. рус.: лягу , но лёг ): *leg-ti – le- n -g-õ.

    англ .:stood ‘стоял’ –sta- n -d ‘стоять’ [Реформатский, с. 268; Кодухов, с. 239; ЛЭС, с. 59].

4. Трансфиксы (лат.trans ‘через, сквозь’; transfixus ‘пробитый, пронзенный’)– это аффиксы, состоящие из гласных и «разрывающие» корень из согласных по определенной «схеме».

Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский). Напр., варабск. :

КТБ – идея письма; КТЛ – идея убийства

КаТаБа ‘написал’ КаТаЛа ‘убил’

КуТиБа ‘был написан’ КуТиЛа ‘был убит’

КāТиБу ‘пишущий’ КāТиЛу ‘убивающий’

КиТāБу ‘книга’ КиТāЛу ‘сражение’ [Реформатский, с. 269].

5. Интерфиксы (искусств. лат.interfixum ‘междукрепленный’) – служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи морфем в сложных словах [Реформатский, с. 266].

Они употребляются исключительно в словообразовательной функции: соединяют две основы. Интерфиксами являютсярусские соединительные гласные- о- и- е- :

    пар- о -ход, лоб- о -тряс, земл- е -коп, каш- е -вар и под.

-е- и - s - внемецких сложных словах:

    Tag- e -buch ‘дневник’,Geburt- s -tag ‘день рождения’,Ort - s - kunde ‘краеведение’,Arbeit - s - plan ‘рабочий план’, Alter - s - heim ‘дом престарелых’ [Кодухов., 239; ЛЭС, с. 59].

Общее с интерфиксами имеют так называемые «тематические гласные » в славянских языках, которые связывают корень с каким-либо постфиксом для образования глагольных форм:

    чит- а -ть, сид- е -ть, ход- и -ть.

Ср. также «тематический йот [ j ] », служащий для образования основы настоящего времени и следующий за тематическим гласным:

    чит-а- j -у, бол-е- j -эт [Реформатский, с. 267].

В связи с отсутствием значения интерфиксам часто отказывают в статусе морфемы .

6. Конфиксы (лат.confixum ‘скрепленное’),или циркумфиксы – комбинации из префикса и постфикса, функционирующих совместно:

    под -окон- ник , за -речь- е , раз -бежать- ся .

Нем. :

    lob - en ‘хвалить’ –ge - lob - t ‘хваленый’; ср.lob - t ‘хвалит’;

    find-en ‘найти’ – ge -fund­- en ‘найденный’

    nehm - en ‘брать, взять’ – ge - nomm - en ‘взятый’ [Реформатский, с. 267–268; ЛЭС, с. 59].

Литература

Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Морфемика и словообразование. Морфемный состав слова. С. 273–276. Типы морфов. С. 277.

Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и как часть слова. С. 195–200. Классификации морфем. С. 200–205.

Гируцкий А. А. Введение в языкознание. М.: ТетраСистемс, 2001. ГлаваV. Морфемика исловообразование. 5.1. Морфема как единица языка. Классификация морфем. С. 90–98.

Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. § 39. Морфемы. С. 235–240.

ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Морф. С. 311. Морфема С. 312–313. Морфемика. С. 313. Морфология. С. 313–315. Морфонология. С. 315–316. Словообразование. С. 467–469.

Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1997 (1-ое изд. – 1975, 2-ое изд. 1987). ГлаваIV. Грамматика. 1. Вступительные замечания. С. 125–131.

Плунгян В. А. Общая морфология: Введение в проблематику. М.: Едиториал УРСС, 2003 (М., 2000). Глава 1. Объект морфологии и ее основные единицы. С. 12–36.

Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1996. ГлаваIV. Грамматика. § 45. Способ аффиксации. С. 264–270.

Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005 (М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995). ГлаваIII. Грамматика. § 27. Морфема. С. 78–79. § 28. Виды морфем. С. 79–81.

ШЭС – Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. (3-е изд., испр.). М.: Дрофа, 2000. 400 с.

ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Морф. С. 241–242. Морфема С. 242. Морфемика. С. 242–243. Морфонология. С. 246–247. Словообразование. С. 500–503.

18. Морфемика, морфемы, их виды

МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом.

МОРФЕМА - это минимальная неделимая значимая часть слова, т.е. за фонетической формой закреплено определенное значение.

В русском языке есть слова изменяемые и неизменяемые. Первые состоят из основы (т.е. части слова, которая содержит лексическое значение) и окончания (т.е. части слова, которая указывает на отношения данного слова с другими словами в предложении), вторые - только из основы.

В основу обязательно входит ходень (основная часть слова, которая является общей для всех родственных слов), также там могут быть пщияаки (морфемы, стоящие перед корнем) и суффиксы (морфемы, стоящие после корня перед окончанием, если оно есть). Все значимые части слова, кроме корня, называются аффиксами.

По функции аффиксы делятся на:

Словообразовательные или словообразующие (служат для образования новых слов): антидемократический (словообразовательная приставка), смелость (словообразовательный суффикс),
- формообразующие или словоизменительные (служат для образования форм слов): кошки (окончание), прочитать (формообразующая приставка), быстрее (формообразующий суффикс).

19. Чередование звуков в слове.

При словообразовании и словоизменении могут наблюдаться следующие чередования в корнях слов:

Чередование гласных:

е - о: везу - возить,
е(е) - о - и: зажёг - поджог - поджигать,
е - а: день - дня,
е - ноль звука: корень - корня,
е-и: завесить - виснуть,
о - а: заря - зори,
о - ноль звука: сон - сна,
о - ноль звука - ы: посол - послать - посылать,
а(я) - им: замять - заминать,
а(я) - ин: занять - занимать,
у (ю) - ов (ев): жую - жевать, клюю - клевать,
у - о - ы: сухой - сохнуть - засыхать,
и - ой: бить - бой,
е - ой: петь - пой и т.д.

Чередование согласных:

г -ж -з: друг - дружить - друзья,
к - ц- ч: лик - лицо - личный,
д - ж - жд: водить - вожу - вождение,
д,т - ст: веду - вести,
ст - щ - с: расти - выращивать - вырос,
к,г -ч: помогу - помочь,
х -ш: глух - глушить,
з -ж: возить - вожу,
зг - зж: брызгать - брызжу,
с-ш: носить-ношу,
б - бл: любить - люблю,
п - пл: купить - куплю и т.д.

20. В зависимости от количества корней в основе слова выделяются:

Простые слова (у них один корень, таких слов большинство),
- сложные слова (у них две и более основ), такие слова могут писаться через дефис (красно-голубой) или слитно (паровоз - два корня соединены соединительной гласной).

21. Однокоренные (родственные) слова - это слова, содержащие один и тот же корень; две разные формы одного и того же слова нельзя назвать однокоренными, это одно слово. Например, слова «сторож - сторожевой - сторожить» являются одно-коренными, а слова «сторож и сторожи» - это две разные формы одного и того же слова.

22. ЭТИМОЛОГИЯ - это раздел языкознания, изучающий происхождение слов. Предмет ее изучения - источники и процессы формирования словарного состава языка и реконструкция словарного состава древнейшего периода.

23. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ - это раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, строения и классификации производных и сложных слов.

Способы образования слов.

1. Морфологические способы (является основными в русском языке):

  • аффиксация:

    Префиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова приставки: заболеть),
    - суффиксальный способ (новое слово образуется путем прибавления к основе слова суффикса: банщик),
    - префиксально-суффиксальный способ (новое слово образуется путем одновременного прибавления к основе приставки и суффикса: подлокотник);

  • безаффиксный способ (новое слово образуется без аффикса: гниль, взрыв);
  • словосложение (новое слово образуется лутвм сложения слов или основв вагон-ресторан, паровоз);
  • аббревиация (новое слово образуется при помощи сокращения слов: нарком, СССР).

2. Неморфологические способы:

Морфолого-синтаксический способ (новое слово образуется путем перехода слова в другую часть речи; ср.: дежурный ученик - дежурный по классу).

Лексико-семантический способ (новые слова появляются в результате распада многозначного слова на омонимы, например, «мир» как "вселенная" и «мир» как "состояние без войны").

Лексико-синтаксический способ (новое слово образуется в результате сращения сочетания слов в одну единицу: сейчас - сей час).




Top